Стравить воздух из батареи кран маевского. Ручной тип воздухоотводчика. Как правильно спустить воздух из батареи

Если в работе отопительной системы имеются неполадки, они обычно обнаруживаются в начале отопительного сезона. Множество проблем, таких как неравномерный прогрев радиатора или избыточный шум, позволяет устранить простое действие — удаление воздуха из системы отопления.

Попадание воздуха внутрь водяной отопительной системы — явление очень распространенное. И реагировать на него следует незамедлительно. Хотя некоторое количество воздуха в системе может показаться не опасным, оно нередко становится причиной более серьезных проблем. А иногда завоздушенность радиатора или труб позволяет выявить поломки или огрехи в монтаже отопительной системы.

Наличие воздушных пробок обычно проявляется в виде неравномерного прогрева отдельных элементов системы, например, радиаторов. Если устройство заполнено теплоносителем лишь частично, его работу сложно назвать эффективной, поскольку помещение недополучает часть тепловой энергии, т.е. не прогревается.

Если верхняя часть радиатора отопления остается холодной и прогревается только его низ, скорее всего, устройство завоздушено, нужно спустить воздух

Если воздух скопился в трубах, он препятствует нормальному продвижению теплоносителя. В результате работа отопительной системы может сопровождаться довольно сильным и неприятным шумом. Иногда часть системы начинает вибрировать. Наличие воздуха в контуре вызывает активизацию различных химических процессов, например, может вызывать распад кальциевых и магниевых гидрокарбонатных соединений.

Это приводит к образованию углекислоты, что нарушает кислотно-щелочной баланс теплоносителя. Повышенная кислотность способствует усилению коррозионного воздействия на элементы отопительной системы, что может привести к заметному сокращению срока их службы.

Кроме того, химические процессы, протекающие под воздействием высокой температуры, вызывают отложение на стенках труб и радиаторов известняковых осадков, создающих плотный налет. В результате просвет трубы уменьшается, характеристики отопительной системы изменяются, она работает с меньшей отдачей. Большое количество известкового налета может полностью забить трубы, их придется прочищать или даже полностью заменять.

Наличие воздуха в автономной системе отопления может свидетельствовать о процессах, способствующих появлению осадка и засорению труб отопительного контура

Если в схему отопления включен циркуляционный насос, наличие воздуха в системе может пагубно отразиться и на его работе. Подшипники этого устройства рассчитаны на постоянное пребывание в водной среде. Если в насос попадет воздух, подшипник будет работать в режиме сухого хода, что вызовет его перегрев и поломку.

Как они появляются

Причин появления воздуха множество, полностью избежать этого явления довольно сложно. И все же следует изучить факторы, под воздействием которых в отопительной системе образуются воздушные пробки, чтобы минимизировать их воздействие на систему. Чаще всего воздух проникает в систему:

  • если отопление изначально было смонтировано неправильно;
  • при несоблюдении правил заполнения отопительного контура водой;
  • если нарушена герметичность соединения отдельных элементов системы;
  • когда в системе отсутствуют или неправильно используются устройства для отвода воздуха;
  • после проведения ремонтных работ;
  • при возмещении потерянного объема теплоносителя с помощью холодной воды.

Неправильный монтаж отопительной системы приводит к ее завоздушиванию в тех случаях, когда трубы проложены с неправильным уклоном, образуют петли и т.п. Лучше всего отследить такие участки еще на этапе проектирования автономного отопления.

Заполнение контура водой следует выполнять по принципу: чем больше объем теплоносителя, тем меньше скорость его поступления в систему. Если вода поступает слишком быстро, на определенных участках она может стать спонтанным вариантом гидрозатвора, препятствуя естественному процессу вытеснения воздуха из контура.

В местах соединения труб и радиаторов нередко возникают протечки. Иногда трещина настолько мала, что вытекающая из нее вода почти сразу же испаряется. Отверстие остается незамеченным, и через него постепенно проникает воздух, который заменяет утраченный объем воды.


Небольшая щель, через которую вытекает вода, может стать причиной проникновения воздуха в отопительный контур и образования воздушной пробки

Поскольку тем или иным образом контур все же может оказаться завоздушенным, при проектировании отопления следует предусмотреть установку специальных устройств, предназначенных для спуска воздуха из системы отопления. Если такие воздухоотводчики уже имеются, но не дают желаемого эффекта, возможно, некоторые из них сломаны и требуют замены.

Бывает и так, что устройства для выведения воздуха неэффективны из-за их неправильной установки или недостаточного количества. Неизбежно попадание воздуха в систему после ее ремонта. В этом случае обязательно придется проводить мероприятия по развоздушиванию.

Растворенный в воде воздух попадает в отопительную систему во время заполнения контура. При нагреве он выделяется в виде маленьких пузырьков, из которых формируется воздушная пробка

Если часть объема теплоносителя утеряна, его необходимо восполнить. Свежая вода, в отличие от той, что уже находится в системе, содержит некоторое количество растворенного в ней воздуха. При нагреве он выделяется в виде небольших пузырьков и накапливается, образуя пробки. Если в систему долили свежий теплоноситель, через некоторое время не помешает убедиться, что она нигде не завоздушена.

Способы удаления воздуха из системы

Итак, чтобы избежать завоздушивания отопительной системы, необходимо правильно ее спроектировать и установить, своевременно очищать и заполнять теплоносителем без ненужной спешки. И даже при этом одна или несколько воздушных пробок могут все же появиться в системе. Что делать в таком случае? Порядок действий во многом зависит от особенностей конструкции отопительной системы.

Автоматические воздухоотводчики — это небольшие устройства, которые следует устанавливать в местах, где скопление воздуха наиболее вероятно, например, при повороте трубы

В схемах с естественной циркуляцией теплоносителя при верхней разводке удаление воздуха осуществляется через открытый расширительный бак. При монтаже такой системы подающую магистраль устанавливают таким образом, чтобы она поднималась вертикально к баку. Емкость для теплоносителя ставят в самой верхней точке системы, чем и обеспечивают естественное продвижение жидкости по отопительному контуру.

Обратную магистраль также следует устанавливать с уклоном, способствующему естественному перемещению потока теплоносителя. Если система смонтирована правильно, попавший внутрь контура воздух будет постепенно вытесняться горячей водой вверх и покидать трубопровод через свободно сообщающуюся с атмосферой поверхность расширительного бака.

Схема удаления воздуха из контуров с принудительной циркуляцией отличается от предыдущего типа. В верхней точке такой системы устанавливают открытый расширительный бачок, а закрытый располагают перед входом в котел обратки. В такой системе подающая магистраль не должна иметь уклон, т.к. перемещение теплоносителя стимулируется насосом и устройства для сброса воздушных пробок используются иные.

Для удаления воздуха из системы предусмотрены специальные автоматические воздухоотводчики, устанавливаемые в самых верхних точках системы и на поворотах трубопровода. Для удаления пробок из радиаторов применяют краны Маевского. Таким же образом удаляют воздух из отопительного контура с естественной циркуляцией, но при нижней разводке труб.

При правильном монтаже процедура выведения ненужного воздуха из системы очень простая, она сводится к открыванию соответствующих кранов и их закрыванию после того, как выйдут образовавшиеся в системе отопления воздушные пробки. Автоматические воздухоотводчики вообще не нужно открывать. Они срабатывают при изменении давления.

Отопительные схемы закрытого типа дополняют автоматическими воздухоотводчиками в обязательном порядке. Их устанавливают по всему контуру в определенных точках, что позволяет удалять воздушную пробку из контура локально, не дожидаясь, пока воздух переместится в верхнюю точку системы. Такая схема получила название многоступенчатая система обезвоздушивания.

Чтобы открыть кран Маевского, используют специальный ключ или обычную отвертку. Воздух спускают до тех пор, пока из крана не потечет вода

Идея состоит в том, чтобы обеспечить возможность отведения воздуха для каждой части отопительного контура. Обычно каждый радиатор снабжают устройством для отведения воздуха с ручным управлением, например, краном Маевского. Если радиатор горячий снизу и при этом его верхняя часть остается холодной, то из него нужно удалить скопившийся воздух.


На этой схеме представлено устройство сепаратора для воздуха. Этот прибор позволяет удалять из отопительного контура не только воздух, но и загрязнения (+)

Для этого понадобится ключ или отвертка, а также емкость для сбора воды и тряпка для пола. С помощью инструментов кран Маевского открывают и подставляют под него емкость. Воздух выходит с характерным шипением. Когда пробка устранена, из крана Маевского потечет вода. Теперь кран можно закрыть. В большинстве случаев эта простая процедура позволяет восстановить равномерное распределение теплоносителя по всему радиатору.

Автоматические воздухоотводчики бывают горизонтального и вертикального типа. Их устанавливают в таких местах, где вероятность образования воздушной пробки наиболее велика. Это могут быть участки, где отопительная труба делает поворот, петлю и т.п. Завоздушенность отопительной системы более характерна для верхних этажей здания, поэтому здесь установке устройств для отведения воздуха следует уделить особое внимание.


На этой схеме продемонстрированы места установки устройств для отведения воздуха из отопительной системы: автоматического воздухоотводчика и крана Маевского

При использовании автоматических воздухоотводчиков важно следить за уровнем давления в системе. Кроме того, такие устройства обладают повышенной чувствительностью к загрязнениям. Чтобы продлить срок службы автоматических воздухоотводчиков, следует установить хорошие фильтры, а также регулярно выполнять промывку отопительного контура.


Автоматические устройства для выведения воздуха обязательны при монтаже отопительных систем закрытого типа. Их установка позволяет удалять воздушные пробки быстро и без участия человека

Чтобы определить место, в котором скопился воздух, радиаторы и трубы для начала просто ощупывают. Там, где температура нагрева заметно ниже, обычно и находится воздушная пробка. Еще один способ выявить завоздушенное место — простукивание контура. Используют небольшой металлический предмет, которым наносят аккуратные удары. В местах скопления воздуха звук будет более звонким.

Иногда для естественного удаления избыточного воздуха из отопительного контура достаточно сильно нагреть теплоноситель. Высокая температура стимулирует процесс выделения воздуха и его продвижения по системе. Допускается нагрев воды в отопительной системе до 100 градусов.

Если образование воздушных пробок наблюдается в системе снова и снова, следует исследовать все стыки на герметичность. Рядом с местом образования воздушной пробки почти наверняка обнаружится небольшая щель, из которой незаметно вытекает вода и в которую просачиваются пузырьки воздуха. Заделка такой щели или трещины позволит решить проблему.


Если даже после стравливания воздуха через кран Маевского радиатор прогревается неравномерно, возможно, устройство следует снять и промыть или заменить новым

Наиболее уязвимыми для появления воздушных пробок считаются алюминиевые радиаторы. Взаимодействие горячего теплоносителя с материалом устройства вызывает развитие коррозионных процессов, которые сопровождаются выделением газообразных веществ. Если завоздушенность такого радиатора наблюдается снова и снова, имеет смысл заменить его более современным прибором с внутренним антикоррозионным покрытием.

Заполнение отопительного контура теплоносителем

Чтобы отопительная система работала правильно, ее следует промывать, а затем заново заполнять водой. Нередко именно на этом этапе в контур просачивается воздух. Это происходит из-за неправильных действий во время заполнения контура. В частности, воздух может быть захвачен слишком стремительным потоком воды, как упоминалось ранее.


Схема расширительного бака открытого отопительного контура позволяет составить представление о порядке заполнения такой системы теплоносителем после промывки

Кроме того, правильное заполнение контура способствует также более быстрому удалению той части воздушных масс, которые растворены в теплоносителе. Для начала имеет смысл рассмотреть пример заполнения открытой отопительной системы, в самой верхней точке которой расположен расширительный бак.

Заполнять теплоносителем такой контур следует, начиная с самой нижней его части. Для этих целей внизу в систему вмонтирован запорный кран, через который осуществляется подача водопроводной воды в систему. В правильно устроенном расширительном баке имеется специальный патрубок, который защищает его от перелива.

На этот патрубок следует надеть шланг такой длины, чтобы его второй конец был выведен на участок и находился вне дома. Перед началом заполнения системы следует позаботиться об отопительном котле. Его на это время рекомендуется отключить от системы, чтобы не сработали защитные модули этого агрегата.

После того, как эти подготовительные мероприятия выполнены, можно начинать заполнение контура. Кран в нижней части контура, через который поступает водопроводная вода, открывают таким образом, чтобы вода заполняла трубы очень медленно. Рекомендуемая скорость потока должна быть примерно в три раза меньше, чем максимально возможная. Это значит, что кран следует отвернуть не полностью, а только на одну треть просвета трубы.

Такое медленное заполнение продолжают до тех пор, пока вода не потечет через шланг перелива, выведенный наружу. После этого водопроводный кран следует закрыть. Теперь следует пройти по всей системе и на каждом радиаторе открыть кран Маевского, чтобы спустить воздух.

Затем можно снова подключить к отопительной системе котел. Эти краны также рекомендуется открывать очень медленно. В ходе заполнения котла теплоносителем можно услышать шипение, которое издает защитный клапан сброса воздуха. Это нормальное явление. После этого в систему снова нужно долить воды все в таком же медленном темпе. Расширительный бак должен быть заполнен примерно на 60-70%.

После этого необходимо выполнить проверку работы отопительной системы. Котел включают и прогревают отопительную систему. Затем радиаторы и трубы исследуют, чтобы выявить места, где нагрев отсутствует или является недостаточным. Недостаточный прогрев свидетельствует о наличии воздуха в батареях отопления, нужно снова провести его стравливание через краны Маевского.

Если процедура заполнения отопительного контура теплоносителем прошла успешно, не стоит расслабляться. Еще как минимум неделю работу системы следует внимательно контролировать, следить за уровнем воды в расширительном баке, а также проверять состояние труб и радиаторов. Это позволит оперативно устранить возникшие проблемы.

Подобным же образом осуществляют заполнение теплоносителем систем закрытого типа. Воду в систему тоже следует подавать с небольшой скоростью через специальный кран. Но в таких системах важным моментом является контроль за давлением. Когда оно достигнет уровня в два бара, следует выключить воду и спустить воздух из всех радиаторов через краны Маевского.

При этом давление в системе начнет понижаться. Нужно понемногу добавлять теплоноситель в контур, чтобы поддерживать давление на уровне двух бар. Выполнять обе эти операции в одиночку затруднительно. Поэтому рекомендуется заполнение закрытого контура выполнять вместе с помощником. Пока один спускает воздух из радиаторов, его напарник контролирует уровень давления в системе и сразу же корректирует его. Совместная работа повысит качество выполнения этого типа работ и сократит их сроки.

Полезное видео по воздушным пробкам

Здесь представлен процесс удаления избыточного воздуха из радиатора с помощью крана Маевского:

О том, как стравить из отопительного контура воздух, который не выходит через воздухоотводчик, повествует следующий видеоролик:

Воздух, попавший в систему отопления, снижает эффективность ее работы и может стать причиной повреждения некоторых узлов. Чтобы успешно справляться с этой проблемой, следует изначально правильно выполнить монтаж отопления или исправить уже имеющиеся огрехи. Кроме того, необходимо установить устройства отвода воздуха и соблюдать правила эксплуатации отопительных систем.

Теплоноситель обеспечивает нас теплом в течение холодного периода года. Однако часто возникают ситуации, при которых батарея не прогревается полностью. Возникают они по причине скопления воздуха в дальней части радиатора, который препятствует заполнению радиатора горячей водой. Следовательно, его нужно каким-то образом удалить. Для этой цели применяется кран Маевского, принцип работы которого основан на стравливании воздушных пробок при ослаблении запорного конусного клапана.

Устанавливается кран Маевского в верхней точке радиатора отопления. Управляться он может автоматически или вручную. При открывании вентиля всего на половину оборота, находящийся в системе воздух выходит из нее наружу, освобождая место для теплоносителя. Используется данное устройство на любых видах радиаторов, в том числе старого образца.

Воздушные пробки внутри системы отопления появляются неизбежно в следующих случаях:

  • когда проводится монтаж новой отопительной системы;
  • в случае ремонта системы и удалении из нее воды;
  • при установке новых радиаторов;
  • при подсосе воздуха в систему в процессе ее работы;
  • когда происходит постепенное выделение пузырьков воздуха из воды, что является естественным физическим явлением;
  • при наличии коррозийных процессов, которые сопровождаются выделением некоторого количества воздуха. Особенно подвержены таким процессам в городских квартирах алюминиевые батареи отопления.

Устройство и работа крана Маевского

Классический кран Маевского изготавливается из латунных сплавов, отличающихся стойкостью к образованию коррозии. Он представляет собой корпус, внутри которого находится конусный игольчатый клапан. Управляется данный клапан Маевского запорным винтом, регулируемым снаружи. Находясь в закрытом положении, клапан способен надежно удерживать теплоноситель внутри радиатора. При повороте винта в сторону открывается проходное отверстие крана, освобождая находящийся внутри отопительного прибора воздух.

Снаружи металлического корпуса часто имеется белый пластиковый кожух, придающий крану более благородный и современный вид. Устройство изделия может различаться в отдельных его модификациях, но принцип работы крана Маевского всегда остается неизменным. Устройства различаются диаметрами наружной резьбы , благодаря чему удается без проблем подобрать подходящий вариант для любого радиатора. Бывают краны с резьбой 1 дюйм, ¾ или ½ дюйма.

Для управления регулировочным винтом используется ключ для крана Маевского или обычная отвертка. Четырехгранный ключ удобен тем, что занимает мало места, позволяя управлять регулировочным винтом даже в случае нахождения радиатора в труднодоступном месте.

В некоторых случаях работой крана можно управлять и вовсе без использования инструментов. Для этого достаточно рукой повернуть вентиль, обеспечив начало стравливания воздуха.

Разновидности

Существует три разновидности воздухоотводчиков, различающихся между собой принципом действия и конструкцией:

1. Ручной кран Маевского . Это простейшее приспособление, которое управляется в ручном режиме. При обнаружении неравномерности прогрева радиатора кран можно открыть ключом или любой отверткой, а затем, по мере выхода из радиатора воздуха, завернуть кран в обратном направлении.

2. Автоматический кран . Отличием автоматического крана является отсутствие ручного управления его работой. Его конструкция и принцип работы несколько отличаются от функционирования ручного крана. Изготовлен автоматический кран из латуни в виде цилиндра, но игольчатого клапана в его конструкции не предусмотрено. Вместо него используется поплавок из пластика. Как работает кран Маевского с автоматическим управлением? Пластиковый поплавок, в зависимости от наличия в системе воздуха, перемещается внутри крана и управляет открытием и закрытием затворника. Все происходит без вмешательства людей.

Принцип действия автоматического крана Маевского фото выше демонстрирует визуально.

Все автоматические краны имеют возможность ручного управления, чем можно воспользоваться, когда происходит засорение проходного отверстия.

3. Кран со встроенным предохранительным устройством . У такой разновидности крана Маевского принцип его работы несколько отличается от привычного стравливания воздуха. Предохранительный клапан способен контролировать давление теплоносителя в системе. Если давление теплоносителя превысит предельное значение, достигнув 15 атмосфер, клапан сработает и начнет принудительно стравливать теплоноситель из отопительной системы. Тем самым предотвращается повреждение отдельных элементов системы в случае внезапных гидроударов.

Особенно актуальна установка воздухоотводчиков с предохранительными клапанами в системах отопления из полипропиленовых и металлопластиковых труб, которые могут не выдержать повышенного давления.

Особенности выбора

При выборе модели устройства, следует учитывать некоторые особенности радиаторов:



Как установить кран Маевского

Установка крана выполняется непременно в верхней части радиаторного устройства со стороны, противоположной поступлению теплоносителя, так как именно в этом месте собирается воздух. Следует учитывать особенности каждой системы. Если в доме смонтирована вертикальная отопительная система, то краны Маевского устанавливаются на радиаторах верхнего этажа. Кроме того, воздухоотводчики устанавливаются на все приборы отопления, которые подводятся к стояку ниже верхней оси подключения.

При использовании горизонтальной системы краны монтируются на все без исключения отопительные приборы, на которых возможно их подключение.

Если установка крана Маевского осуществляется на напольный радиатор, расположенный горизонтально и параллельно поверхности пола, то его размещают в верхней части самой высокой точки радиатора. Регулировочный винт направляется вверх.

Во многих ванных комнатах имеются полотенцесушители, которые нагреваются благодаря циркулирующему внутри них теплоносителю. На таких приборах устанавливается кран Маевского для полотенцесушителя. Монтаж имеет некоторые особенности. Если полотенцесушитель имеет нижнее подключение, то для него уже предусмотрено место для вкручивания крана. А вот для модели, имеющие боковое подключение, необходимо дорабатывать. В подводящую трубу врезается тройник, в который вкручивается кран. Отверстие для выхода воздуха должно быть направлено в сторону от стены. Некоторые модели полотенцесушителей желательно оборудовать даже двумя воздухоотводчиками.

Порядок установки крана на радиатор

1. Перед началом установки крана необходимо слить из системы воду.

2. Выкрутить заглушку, находящуюся в верхней части радиатора.

3. Вкрутить на место заглушки кран. В стандартной комплектации крана предусмотрена резиновая прокладка, обеспечивающая герметичность его установки. Для более надежной герметизации рекомендуется накрутить на резьбу крана ФУМ-ленту или промасленные льняные волокна.

Если производится установка крана на старую чугунную батарею , не имеющую отверстия, то выполняется следующая доработка. В чугунной заглушке просверливается отверстие, имеющее немного меньший диаметр, чем у крановой резьбы. Производится нарезка резьбы внутри чугунной заглушки. После этого выполняется примерка и вкручивание крана-воздухоотводчика.

Особенности эксплуатации

Рассмотрим, как пользоваться краном Маевского. Для этого желательно подставить под батарею какую-то емкость и запастись сухой тряпкой. При помощи ключа или отвертки запорный винт проворачивается против часовой стрелки на четверть или половину оборота. Из системы с шипением начнет выходить воздух. Когда он выйдет полностью, из крана потечет вода. Необходимо дождаться, пока вода начнет поступать непрерывно. После этого запорный винт можно закручивать.



Если воздух успешно был стравлен, а батарея так и осталась холодной, то это является признаком ее засорения. Для прочистки засоренной батареи придется прибегнуть к помощи сантехников.

Совет: Если отопительная система имеет в своем составе насосы, осуществляющие принудительную циркуляцию теплоносителя, их необходимо отключить минут за 10 до стравливания воздуха. При включенных насосах воздух не будет накапливаться в верхней точке радиатора, а будет разноситься по системе потоком воды.

В случае, если отверстие крана засорилось, его можно прочистить при помощи иголки или другого острого предмета.

Если кран долго не использовался, вращение регулировочного винта может быть затруднено из-за образования на нем коррозии. Если возникла такая ситуация, воспользуйтесь спреем-смазкой WD-40. Уже через несколько минут после нанесения ее на резьбу винта, его можно будет легко открутить. По окончании отопительного сезона желательно смазать регулировочный винт силиконовой смазкой. В этом случае резьба не будет разрушаться от воздействия на нее теплоносителя.

При необходимости замены крана Маевского воспользуйтесь двумя разводными ключами. Одним ключом необходимо придерживать пробку на радиаторе, а вторым — выкручивать кран. Если этого не сделать, то выкручивание крана может ослабить пробку и привести к потере ее герметичности.

Мы разобрали, как спустить воздух краном Маевского из системы самостоятельно и как эксплуатировать устройство с автоматическим управлением. Если обеспечить необходимый уход данному устройству, своевременно его проверять и прочищать, прибор прослужит длительный срок, не доставляя никаких проблем своим владельцам.

Цена на кран Маевского зависит от его типа, материала изготовления, диаметра, и начинается от 30 рублей.

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:

  • проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
  • неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
  • неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
  • пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
  • повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
  • неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
  • некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.

Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. Алюминиевые устройства отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.

Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Как выпустить воздух из батареи?

Ответ на вопрос, как спустить воздух из радиатора отопления, зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:

  • кран Маевского (ручной регулятор);
  • автоматическая (поплавковая) система.

Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.

Кран Маевского

Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.



Этапы работы по удалению воздуха:

  1. Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
  2. Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
  3. Закрыть клапан.

В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.

Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.

Автоматический воздухоотводчик

Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.

Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.



Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.

Заглушка

Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.

Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.

Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:

  1. Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
  2. Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
  3. С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
  4. Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.


Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.

Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.

Кран

На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.

Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.

Частный дом

При возникновении воздушной пробки в отопительной системе частного дома нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым расширительным баком. Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.

Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.

При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.

Воздух, попавший в отопительную систему, является основным препятствием для ее правильного функционирования. С этим вопросом жители квартир и домов имеют дело, как правило, осенью, в начале отопительного сезона. Свист и шум в батареях, холодный стояк и радиаторы, коррозия элементов из металла – это все приводит к образованию воздушных пробок. Такое случается даже при отлично спроектированной и установленной системе отопления.

Почему бывают холодные батареи: как воздух спустить из радиатора отопления

Причин для попадания воздуха в, казалось бы, зацикленную систему отопления, может быть несколько, но результат будет один – холодные радиаторы. Именно поэтому многие жильцы многоквартирных домов и мерзнут зимой в холодной квартире или частном доме.

Завоздушенность радиаторов происходит и в результате слива воды из труб на лето, который так любят проводить работники служб централизованного отопления.

Плохо соединенные стыки трубопроводов, которые так же присутствуют в системах централизованного отопления, дают не только утечку воды. Через них в систему засасывается воздух.



Причины попадания воздуха в трубы:

  • Окончание проведения ремонта системы (сборка, прочистка, продув, прокачка, разборка трубопровода);
  • Неправильный монтаж новой системы отопления;
  • Неисправность воздухозаборных систем;
  • Пониженное давление в водопроводных трубах;
  • Подключение системы водяного « », трубы которого располагаются на разной высоте;
  • Неправильное наполнение отопительной системы.

Последний фактор чаще всего становится причиной попадания воздуха в зацикленную систему. Существуют специальные правила, согласно которых необходимо сливать и заливать воду в трубы, но, иногда, недобросовестные работники их не соблюдают, и в трубах образуются пустоты.

Рассмотрим, как выгнать воздушную пробку из системы отопления

Если холодные биметаллические радиаторы наблюдаются в домах, то обязательно нужно убрать воздух с отопительной системы. Данную операцию можно осуществить различными способами.



Выбираемый метод зависит от способа циркуляции теплоносителя. Он может быть: естественным, или принудительным.

  • В системе с естественной циркуляцией водоснабжения, появившуюся воздушную пробку, возможно удалить с помощью расширительного бака, который находится наверху.
  • При нижней разводке развоздушивание обычно производят способом, схожим с удалением воздуха в системах, при циркуляционном насосе;
  • Стравить или продуть воздух из вы можете, воспользовавшись расширительным баком;
  • Отопительные системы с применением насоса, в самой высокой точке специально устанавливают воздухосборник, предусмотренный для спуска или сброса скопившегося воздуха.

В последнем случае подающий трубопровод необходимо монтировать грамотно. В этом случае поднимающиеся по стояку скопления воздуха, удаляются через специальный кран-автоспускник. Во всех методах обратный трубопровод нужно прокладывать с уклоном по направлению слива воды. Так, при необходимости ремонта отопления, избавиться от воды можно наиболее быстро.

Воздухоспускной кран Маевского: как спустить воздух из отопительной системы

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные приспособления для отвода воздуха, или воздухоотделитель Маевского, на вид имеют небольшие размеры. Обычно их устанавливают на торцевой части батареи. Регулируют спускной кран-развоздушиватль Маевского при помощи обычного ключа, отвертки, а некоторые даже вручную.

Сам по себе спускник Маевского небольшой, и его производительность относительно маленькая. В виду этого, его установка применяется только для устранения небольших воздушных пробок в отдельной отопительной системе. В водопроводе данный кран-сбросник практически не применяют.

Второй тип приборов, способных слить или продувать воздух – автоматические устройства, которые работают без участия человека.



Особенности воздухоотводных устройств:

  • Имеют высокую отдачу при работе, однако, очень чувствительны к загрязненной воде;
  • Их обычно монтируют вместе с фильтрами;
  • Автовоздушник принято устанавливать в отопительных системах закрытого вида с применением газового котла в разных точках;
  • Сброс воздуха из каждого устройства производится отдельно;
  • Эффективная многоступенчатая система воздухоотведения, которая хорошо продавливает пробки, считается самой эффективной.

При правильных прокладке и монтаже труб, продавить воздух через данное устройство будет просто и не проблемно. По мнению клиентов сайта Товаго, кран-развоздушиватель Маевского сегодня пользуется большой популярностью.

Как выпустить воздух из батареи

Обычно о том, что система завоздушена, свидетельствуют посторонние звуки, например, бульканье, шипение, протекание воды. Стравливание воздуха в данных случаях просто необходимо.

Чтобы вода беспрепятственно циркулировала по системе, необходимо вывести этот воздух и тщательно прокачать систему.



Если заводушивание сильное, сначала нужно обозначить места скопление воздуха. Его определяют постукиванием молотка по отопительной системе. В месте, где имеется воздушная пробка, вы услышите более звонкий и сильный звук. Воздух собирается, обычно, в радиаторах, которые установлены на верхних этажах.

Что делать, если система воздушится:

  • Возьмите ключ или отвертку, и подготовьте емкость под воду;
  • Открыв термостат на всю, откройте клапан , и подставьте емкость;
  • Клапан держите открытым, пока из него не потечет вода;
  • После получения четкого потока воды из крана, его закрывают.

Случается, что после проведения этой процедуры радиатор отопительной системы многоквартирного дома греет недолго или слабо. Тогда нужна его продувка и промывка, поскольку накопившийся в нем мусор и ржавчина делают затор, и также могут стать причиной образования воздушных пробок. Если и после проведения данной процедуры нет улучшений, тогда нужно проверить уровень воды в отопительной системе. Воздушные пробки постоянно образовываются на изгибах трубопроводов. В виду этого, в процессе монтажа важно соблюдать направление и градус уклонов разводящих трубопроводов. Там, где уклон отличается от проекта, должна быть дополнительно установлена развоздушка, откуда можно будет спустить воздух. Интенсивнее всего воздушные пробки образуются в . Происходит это в основном из-за плохого качества материала. Чтобы, обогрев квартиры был нормальным, необходимо перед заполнением системы водой, своевременно выпускать из нее воздух, который препятствует нормальному движению теплоносителя. Именно поэтому, многие жильцы многоквартирных домов и не могут прогнать холод из квартир.

Завоздушивание системы отопления: причины образования пробок

Вопрос удаления образовавшихся воздушных пробок из системы отопления на данный момент очень актуален, так как практически все сталкиваются с данной проблемой, по крайней мере, раз в жизни. При отсутствии кранов Маевского в , иногда спускать воздух могут при помощи метода вывинчивания заглушки на радиаторе, в котором скопился воздух. Данный способ вытравить воздух очень опасен, так как в случае неосторожного, или очень сильного отвинчивания заглушки может произойти ее срыв. Это повлечет за собой потоп в помещении. А так, как отопительная система обеспечивается большим давлением в системе, то устранение неполадки может затянуться надолго, и пострадает не одна квартира, а несколько. И выкаченный воздух не поможет вам избавиться от проблем.

В основном, звоздушивание системы – это следствие допущенных ошибок в проектировании отопления, или в последствии проведения частичной ее замены.

Нередко, нарушение работы системы центрального общего отопления имеет и другое происхождение. Иногда отопительные радиаторы могут заполняться воздушными пробками по причине физического износа элементов отопительной системы.



Что нужно для того, чтобы в системе не скапливались воздушные пробки:

  1. Необходимо убедиться, что отопительная система находится в нормальном, исправном техническом состоянии, и способна пропускать воду;
  2. Уточните, когда именно производилась замена системы отопления на вашем участке, возможно, требуется капитальный ремонт теплотрассы;
  3. Запуск центральной системы отопления жилого дома может производиться только специалистами, и в соответствии с правилами установки.
  4. При монтаже индивидуального отопления обязательно необходимо соблюдать общие требования для данной типовой схемы отопления.
  5. При заполнении воды в систему, необходимо одновременно постепенно удалять с нее воздух.
  6. Для своевременного удаления воздуха из системы, в верхней ее точке, или на верху полотенцесушителя, рекомендуется установить автоматический воздухоотводчик.

Нюансы эксплуатации зависят от типов и особенностей индивидуальной системы отопления. Обычно при правильном проектировании и грамотном монтаже системы, вода циркулирует правильно, и не завоздушивается.

Учимся, как развоздушить систему отопления: восстановление работы теплоносителя

Способы выведения воздуха из системы зависят от того, как именно циркулирует в ней теплоноситель. В случае, когда вода по трубам течет естественным путем, то воздушная пробка удаляется через расширительный бак, расположенный в верхней точке системы. При, так называемой, верхней разводке, трубопровод, который подает воду, подходит к расширителю под определенным углом. В случае, когда разводка нижняя, то скопившийся воздух спускают аналогично с принудительной циркуляцией теплоносителя.

При принудительной циркуляции воды, в системе предусматривается воздухосборник, расположенный обычно в верхней части, и отвечающий за сброс воздушного давления. Трубопровод подающий расположен с подъемом в направлении движения воды, а воздух в ней скапливается в воздухоприемниках и должен удаляться через специальные воздушники.

Если же система является закрытой, то данные воздухоприемники заменяют на автоматические воздухоотводчики, которые устанавливаются в нескольких местах отопительной системы. Через них сбрасывают воздух отдельно.



Как правильно развоздушить всю систему отопления:

  1. Определить место, где предположительно собрался воздух. Определить это можно по шуму в трубах и радиаторах. Завоздушенные места более холодные.
  1. Найти точку расположенная выше по движению теплоносителя, в которой имеется наличие воздухоотводчиков Маевского, через которые можно выпустить воздух.
  2. Включить подпитку всей системы и выпустить воздух.

Это универсальный, стандартный набор действий, позволяющий не задумываться, о том, как устранить завоздушивание всей системы отопления, а почистить трубы от воздуха индивидуально.

Как спустить воздух из радиатора отопления (видео)

Чтобы повысить температуру воздуха в помещении зимой, мы прибегаем к самым различным методам. Даже греем воду в бойлере. Хотя иногда вопрос решается простым развоздушиванием системы отопления.

Перед запуском отопительной системы важно правильно ее подготовить. Если человек живет в городской многоэтажке, данная проблема его навряд ли коснется. Ведь за проведение подобной процедуры отвечают работники ЖЭКа. А вот владельцы частного сектора тепло запускают самостоятельно. Но даже в период отопительного сезона батареи могут греть плохо, и в некоторых местах быть даже холодными. Вероятно система завоздушена.

В любом случае надо знать, как спустить воздух из радиатора отопления, чтобы избежать ситуаций, связанных с малоэффективной работой оборудования. Почему возникает воздушная пробка, ее последствия для работы обогревательного прибора, какие есть методы ее удаления – обо всем этом можно узнать, прочитав статью.

Если в батарее появилась завоздушина, ничего хорошего от этого не будет. Лишний воздух является преградой для нормального функционирования системы. А также может стать причиной образования коррозии на стенках радиатора.


Если в контуре установлен , воздушная пробка может нарушить и его работу. Когда система функционирует правильно, подшипники скольжения на валу насосного агрегата находятся постоянно в воде. А при наличии завоздушины возникает эффект «сухого трения», который негативно влияет на скользящие кольца, и может вывести из строя вал. Поэтому важно знать, как выгнать воздух из системы отопления дома. Принятые вовремя меры помогут предупредить повреждение сети теплоснабжения.

Как понять, что в батарее есть воздушная пробка?


Перед тем, как выпустить воздух из системы отопления, надо разобраться, почему он образуется в контуре и как понять, что в радиаторе есть воздушная пробка. Чаще всего лишний воздух скапливается в результате неправильного заполнения системы водой. Причина может быть и результатом ошибок, допущенных во время монтажа. Низкое давление в контуре, низкокачественный теплоноситель с наличием растворенного кислорода также могут привести к завоздушиванию.

Воздушная пробка может возникать и при таких обстоятельствах:


О том, что в системе скопился лишний воздух, могут свидетельствовать такие признаки: шипящие и булькающие звуки в батарее, снижается качество нагрева, обогрев становится неравномерным, в участках наличия воздуха радиатор может быть холодным.


Такие ситуации нередки. Наверняка каждый хозяин квартиры либо частного дома сталкивался с подобной проблемой. Поэтому важно разбираться, как убрать воздух из системы отопления дома, тем более сделать это своими руками совсем не сложно. Надо заметить, что чаще всего воздушная пробка образуется в батареях, которые установлены на верхних этажах дома.

Важно! Иногда причиной образования пробки является радиатор низкого качества.

В этом случае, сколько не стравливай лишний воздух, он будет образовываться снова. И причина кроется в том, что материал, из которого изготовлена батарея, способствует образованию газов. Выход из ситуации лишь один – купить новый радиатор. Поэтому лучше сразу приобретать обогревательные приборы у добросовестных производителей.

Как убрать лишний воздух из батареи?


Перед тем как спустить воздух с системы отопления, надо хорошо разобраться в особенностях данной процедуры и подготовить все необходимые инструменты и материалы. Рассмотрим, как удалить воздух из системы отопления более подробно. Для такой работы понадобится специальный ключ, с помощью которого можно будет открыть воздушный клапан на радиаторе.

Лучше всего подойдет радиаторный ключ. Продается он в любом хозяйственном магазине. Если же установлена современная батарея, можно взять и простую отвертку. Надо подготовить и емкость, в которую будет сливаться теплоноситель. А также иметь рядом пару тряпок при возникновении непредвиденных ситуаций.

Алгоритм действий, как правильно стравить воздух из системы отопления, приведен ниже:

Помимо кранов Маевского часто используются и автоматизированные воздухоотводчики для систем отопления, которые стравливают лишний воздух самостоятельно. Такие автоматические агрегаты компактны и надежны. Но в это же время надо быть предельно осторожным. Ведь работает клапан без присмотра. И малейшее нарушение в процессе может стать причиной подтапливания чердака либо стояка.

Некоторые нюансы


Бывают ситуации, когда мастера при монтаже системы теплоснабжения не проводят установку специальных клапанов для спуска лишнего воздуха. Рассмотрим, как выпустить воздух из батареи отопления в этом случае. Для работы потребуется разводной либо газовый ключ. С его помощью нужно открутить заглушку. Делать это нужно очень медленно. Иногда заглушка не откручивается. Чаще всего это случается, если . При этом надо на резьбу нанести специальную смазку и спустя некоторое время повторить попытку вновь.

Когда заглушка откручена, выполняется тот же алгоритм действий, что и с обычным краном. Когда пробка закручивается на место, надо не забыть намотать на резьбу либо ФУМ ленту, либо лен. Это позволит избежать подтеканий и придаст герметичности соединению.

Если скопился воздух в системе отопления частного дома, спуск воды придется делать при помощи расширительного бачка.


Данная емкость всегда расположена на высшей точке системы обогрева. Когда вода спущена, нужно немного подождать, и потом открутить кран на расширительном баке. Обычно при повышении температуры батареи пробка выходит самостоятельно. Если же подобные действия оказались нерезультативными, то следует довести воду в контуре до кипения. В этом случае пробка обязательно выйдет.

Как часто надо спускать воздух?


Зная, как стравить воздух из системы отопления, можно предупредить и решить множество проблем. Но как часто надо проводить подобную процедуру в целях профилактики? Как правило, делать это нужно в начале отопительного сезона. Двух раз вполне достаточно (первый раз для проверки, второй для контроля). Конечно, если в системе имеются дефекты либо она неисправна, то количество спусков может быть и большим.

Если в квартире установлены , то прежде чем запускать систему надо произвести спуск воды. Это поможет увеличить срок службы батареи в разы.

Профилактические меры

Конечно, знать, как продуть батарею отопления – это важно и нужно. Но лучше, чтобы завоздушивание системы случалось как можно реже. Лучше предупредить данную ситуацию и установить воздухоотводчик.


На данный момент воздухосборники систем отопления могут быть двух видов: ручные (представленные краном Маевского) и поплавковые (либо автоматические). Каждый из приведенных типов может быть установлен в различных местах, в которых есть опасность появления завоздушины. Конфигурация крана Маевского является традиционной. Автовоздушники же могут иметь угловое либо прямое исполнение.

Чтобы не ломать голову касательно того, как развоздушить систему отопления, в обязательном порядке надо установить воздухоотводчик на каждой батарее.

Ручной тип воздухоотводчика

Отводчики воздуха ручного типа обычно монтируются с торцевой стороны радиатора. С их помощью можно легко стравить лишний воздух. Достаточно иметь только специальный ключ. Производительность подобных устройств небольшая. Поэтому такой воздухосборник для системы отопления устанавливается лишь для пользования в домашних условиях.

Автоматический тип воздухоотводчика

Что касается воздухоотводчиков автоматического типа, они функционируют в автономном режиме. Откручивать, открывать ничего не нужно. Устройство все делает самостоятельно. Монтируют их строго в горизонтальном либо вертикальном положении. Но надо сказать, что такой клапан для спуска воздуха из системы отопления имеет один недостаток – высокая чувствительность к загрязнениям различного характера. Поэтому потребуется еще дополнительно установить фильтр, который будет очищать прибор от механических загрязнений.


Важно! Если образовался воздух в системе отопления, следует выяснить причину такой ситуации. Особенно, если ранее подобных проблем не возникало. Важно не просто убрать воздушную пробку, а принять все меры, чтобы она не появилась вновь. Поэтому надо проверить прибор на герметичность. Возможно, где-то следует поменять гайки либо подтянуть болты, более качественно заделать стыки. А возможно, воздухоотводчик установлен неправильно либо автоматический сепаратор воздуха для отопления вышел из строя.

Итог


Подводя итоги, можно сказать, что проблема завоздушивания системы является достаточно актуальной. Она может возникать и в городских многоэтажках, и в частных домах. Факторов образования лишнего воздуха может быть множество. Очень важно установить истинную причину и знать, как выпустить воздух из радиатора отопления грамотно, чтобы в дальнейшем подобных ситуаций не происходило.


Немаловажную роль в исправной и эффективной работе радиаторов играет и монтаж специальных воздухоотводчиков. Установив такой прибор, хозяин дома или квартиры сможет забыть о проблеме появления воздушных пробок, сэкономит время и деньги, а также продлит срок службы всей системы теплоснабжения.