Государственная политика: сущность, виды, механизмы разработки. Государственная политика: понятие,субъект-объектные отношения,виды Современное определение государственной политики

Политика как деятельность органов государственной власти и управления реализуется со времен возникновения государства.

Она является средством, позволяющим правительству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на деятельность государственной бюрократии и разнообразных административных органов, учреждений. В современном демократическом правовом государстве политика должна иметь публичный характер, т.е. быть действительно "общим делом" бюрократии и общественности. Для этого должны соблюдаться два условия:

равные "правила игры" для всех участников политического процесса (государств, политических партий, лидеров, общественно-политических организаций и т.д.);

неизвестный заранее политических исход, что стимулирует конкуренцию среди участников политического процесса (например, результат политической кампании).

В случае если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, политика неизбежно приобретает односторонний, административный, кулуарный характер, становясь не публичным, а личным делом государственных деятелей, одним из инструментов управления власть предержащих.

Современная наука о государственном управлении, считая публичность точкой отсчета государственной политики, располагает следующими подходами к пониманию сущности данной категории.

Политика как социальный процесс по решению общественных проблем, включая формирование рабочих сетей, в которых взаимодействуют (с преимущественным использованием горизонтальных технологий) государство и гражданское общество, а сами граждане имеют возможность выбирать политические стратегии, в том числе через избирательный процесс.

Политика как деятельность политических и государственных институтов, где основную роль играет государство в лице бюрократии, т.е. органов исполнительной власти в центре, на региональном и местном уровнях.

Политика как законодательный (циклический) процесс, который сводится к подготовке и принятию законодательных актов представительными органами власти на основе обобщения интересов различных социальных слоев; при этом роль исполнительной власти заключается в реализации законов и выполнении политических директив правительства и правящей политической партии.

Политика как рациональный и линейный процесс, планирования и выполнения на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Указанные подходы объединяет процессуальность в осмыслении государственной политики, что позволяет изучить этапы политического цикла, характер и способы взаимодействия политических акторов, исследовать результативные политические технологии и в целом лучше осмыслить это многогранное измерение жизнедеятельности общества.

Государственную политику от иных политических процессов отличает:

  • 1) масштабность общественных задач, решение которых требует артикуляции и агрегации интересов и потребностей различных социальных слоев и профессиональных групп населения;
  • 2) необходимость согласования действий и мероприятий, которые осуществляются в конкретных исторических условиях путем мобилизации общественных и государственных ресурсов, с участием как государственных, так и гражданских институтов и структур;
  • 3) обоснованность законодательными актами, опора на правовые, моральные и исторические основы жизнедеятельности общества, с учетом национальных традиций и особенностей госслужбы;
  • 4) неоднозначность и многоплановость результатов и последствий государственной политики (особенно если речь идет о социальных инновациях, структурных и институциональных реформах);
  • 5) междисциплинарный, комплексный подход к разработке и реализации с использованием современных достижений социологии, экономики, менеджмента, психологии, политологии, а также передовой практики зарубежных стран и России.

Основные цели государственной политики:

  • 1) регулирование и обеспечение социальной и экономической активности, необходимой для функционирования политической и социально-экономической систем и всего общества в целом;
  • 2) защита граждан, материальных и духовных ценностей общества, а также определенных видов деятельности;
  • 3) запрет и наказание за действия, которые угрожают основам общества, государства и правам граждан;
  • 4) предоставление товаров и оказание общественных услуг для удовлетворения потребностей населения.

В зависимости от ментальных установок и ценностей, типа политического сознания и политической культуры исследователи и граждане по-разному употребляют и интерпретируют термин "государственная политика".

В российской специальной литературе используется несколько понятий: "государственная политика", "общественная политика" и "публичная политика". С учетом национальных традиций обычно употребляют термин "государственная политика", делая тем самым акцент на главном субъекте политики - государстве, которое выступает основным (а в России нередко монопольным) инициатором, разработчиком и исполнителем политической стратегии в различных областях жизнедеятельности.

В то же время (это более характерно для демократически развитых стран) политика имеет общественный характер, так как она направлена на удовлетворение социально значимых потребностей, создание и распределение "общественных товаров" (оборона, безопасность, образование и др. В ее разработке принимают участие различные институты гражданского общества, а основным объектом ее воздействия являются общественные отношения и интересы. Кроме того, в процесс разработки государственной политики вовлечены не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления. Поэтому вполне оправданно и методологически корректно использование термина "общественная политика". Именно в такой публичной трактовке интерпретируют государственную политику западные научные школы и эксперты. Под государственной (общественной) политикой (public policy) понимают прежде всего разработку конкретной политической стратегии, долгосрочных или краткосрочных государственных программ по отношению ко всему обществу, отдельным отраслям и территориям, которые направлены на изменения в социально-экономических системах и отношениях. Тем самым акцент изначально делается на общественных интересах и потребностях общества и его граждан как объектах политики. Их волю должны отражать законодательные (представительные), судебные и исполнительные органы власти, согласуй и гармонизируя различные позиции социальных слоев и групп. При этом четко проводится грань между коммерческим и государственным сектором, между частными и общественными интересами.

В то же время в западной политологии активно употребляется термин "публичная политика" (politics). В российской науке эта категория может трактоваться неоднозначно. Так, отечественные исследователи и публицисты употребляют термин "публичная политика", когда хотят подчеркнуть и исследовать проблематику "открытости" и транспарентности при ее проведении, активизации привлечения граждан и общественных организаций.

Западный политологический лексикон более точен и однозначен. Под публичной политикой (politics) понимают процессы и явления, имеющие отношение к прикладной сфере, деятельности различных политических сил и общественных организаций, связанные с их участием в выборах, работой в парламенте, политическими конфликтами, использованием политических технологий, и т.д. Таким образом, публичная политика в западной научной трактовке - это преимущественно действия по завоеванию и удержанию власти, связанные с политической тактикой, планированием политических кампаний, выборными технологиями и политической борьбой (табл. 6).

Таблица 6. Различия между государственной (общественной) и публичной политикой

Критерии

Государственная политика (public policy)

Публичная политика (politics)

Изменение в социально-экономических системах

Завоевание и удержание власти

Органы государственной власти и управления

Политические партии и общественно-политические организации. Социальные классы и слои, выборный электорат

Социально-экономические системы

Электорат, политическая конъюнктура

Инструменты

Государственные программы и проекты, государственные решения, бюджетная политика, нормотворчество

Краткосрочные и конъюнктурные планы, политические кампании и избирательные технологии

Таким образом, при использовании понятий "государственная (общественная) политика" и "публичная политика" все зависит от того, какой стороне государственной политики уделяется основное внимание и какими критериями при этом пользуются.

В зависимости от национальных политических традиций, комбинации факторов, влияющих на политический процесс, места и роли государства, политических партий, групп интересов и давления, типа политической культуры выделяют различные модели государственной политики.

Так, пытаясь определить особенности процесса разработки и реализации государственной политики, выявить степень и характер участия в ней политических акторов, используют следующие модели.

1. Модель открытых систем (Р. Хоффербет).

Модель построена на идее "воронки причинности", в соответствии с которой процесс выработки государственной политики представляет собой последовательный переход от более "широких" и неопределенных условий к оформленному правилами (нормами, законами) поведению элит в процессе обсуждения политических целей и выработке решений. "Воронка причинности" вовлекает в процесс ряд условий, между которыми существуют отношения прямой и непрямой зависимости. Таким образом, окончательный политический выбор является прямым и непрямым функциональным результатом следующей цепи: историко-географические условия - социально-экономическая структура - массовое политическое поведение - правительственные институты - поведение элит в процессе оформленного обсуждения политики - разработанная политика. На поведение элит воздействуют соответствующие события, проистекающие из предыдущих факторов по отдельности и в совокупности.

2. Модель "институционального рационального выбора" (Элионор Остром).

Политический результат - это функция индивидуальных действий, вовлеченных в процесс акторов, на которых влияют два основных вида условий: 1) индивидуальные условия и 2) условия, связанные с принятием решений. Индивидуальные условия включают: ценности и ресурсы индивидов, определяющие степень их влияния на процесс политического целеполагания. Ситуация принятия решений описывается как совокупность условий, связанных с институциональными правилами, природой соответствующих благ и характеристиками сообщества (социально-экономические условия и общественное мнение). Таким образом, индивиды, выбирающие политические приоритеты, будут действовать по-разному в зависимости от различий в ситуации принятия решений. При этом следует учитывать три уровня институционального анализа: операциональный (уровень агентов, принимающих решения); коллективного выбора (согласованные коллективные нормы, управляющие агентами); конституционный (конституция, влияющая па выбор коллективных норм).

3. Модель "политических потоков" (Р. Киндом).

Включает описание трех "потоков", составляющих процесс разработки политики. Первый назван проблемным потоком, состоящим из информации о реальных проблемах и результатах предыдущей правительственной деятельности. Второй - сообщество исследователей, консультантов и других специалистов, которые анализируют проблемы и формулируют различные альтернативы. Третий - политическим потоком и состоит из выборов, деятельности политиков, конкуренции фракций в ходе принятия законов, лоббирования и т.д. Когда три потока объединяются, тогда возникает "окно возможностей" для принятия соответствующих политических решений.

4. Модель "конкурирующих защищающих коалиций" - попытка синтеза многих идей других моделей.

Основное внимание уделяется условиям, определяющим перемену политического курса и, соответственно, выбора нового. Смена политического курса другим осуществляется под влиянием трех основных групп факторов:

  • 1) взаимодействие конкурирующих коалиций в субсистеме выбора политических альтернатив (акторы на всех уровнях управления и гражданского общества, которые разделяют базовые ценности и идеи и пытаются "повлиять", изменить "правила игры" (законы, нормы и т.д.), а также политические "брокеры", которые сглаживают конфликт между коалициями и заинтересованы в сохранении стабильности субсистемы);
  • 2) внешние по отношению к первой субсистеме переменные (социально-экономические трансформации, изменения политической конъюнктуры, новые выборы и т.д.);
  • 3) относительно стабильные общественные параметры (базовые социальные структуры и конституционные правила).

Очевидно, что эти модели демонстрируют специфику политического цикла в сообществе демократически развитых стран.

Если рассматривать функциональные аспекты политики, то можно выделить четыре основные модели ее разработки и реализации, в зависимости от того, кто играет ключевую роль в определении целей и задач, подготовке мероприятий и программ при их осуществлении и оценке результатов. Взяв за основу отношения по линии "центральная власть и регионы и местная власть" и "государство и гражданское общество", выделяют следующие модели государственной политики:

  • 1) модель "сверху - вниз", когда решения принимаются на высших уровнях управления (федеральные органы власти), а затем доводятся до нижних уровней и конкретных органов регионального или местного управления, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей государственной политики или правительственных программ;
  • 2) модель "снизу - вверх" - формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются региональные, городские и местные органы власти, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов, постановке целей и задач. На основании их предложений, с учетом их мнений и интересов затем разрабатывается целостная государственная политика в конкретной сфере народного хозяйства;
  • 3) "централизованная модель" - формирование политики проводится силами бюрократического аппарата, без привлечения общественных организаций и учета мнения граждан. Реализация государственной политики также остается уделом узкой группы государственных служащих, а население является просто потребителем услуг или исполнителем решений федеральных или местных чиновников;
  • 4) "демократическая модель" - существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных организаций (социальных акторов) при сохранении централизованного управления, поощряются различные гражданские инициативы, государство оперативно реагирует на мнение населения, проявляет чуткость, формирует условия для активизации деятельности гражданского общества.

Выбор конкретной модели и, соответственно, стратегии государственной политики во многом зависит от целей, которые ставят политические субъекты, участия граждан в реализации политики, характера проблем, наличия ресурсов и т.д.

Основные типы, направления и сферы государственной политики. Государственная политика реализуется в определенном многомерном социально-политическом пространстве, которое можно дифференцировать по вертикали (уровень политики); горизонтали (сферы политики); стилю руководства обществом (тип политики) и т.д.

Беря за основу "вертикальный" критерий классификации государственной политики, можно выделить пять уровней ее осуществления: местный (муниципальный, городской), региональный (территориальный), общегосударственный (общенациональный), международный (союзы государств) и мировой.

Государственная политика может реализовываться в экономической, социальной, государственно-правовой, внешнеполитической, военной, экологической и иных сферах. Каждая область государственной политики имеет свою структуру и объекты воздействия, поэтому внутри каждой сферы можно выделить отдельные структурные блоки или направления.

Так, экономическая политика делится на промышленную, денежно-кредитную, налоговую, ценовую, таможенную, инвестиционную и т.д. Основные направления социальной политики включают: образование, здравоохранение, культуру, жилищное строительство, трудовые отношения, занятость, доходы населения, национальные вопросы, демографию и т.д.

По функциям политику разделяют на: внутреннюю, связанную с регулированием отношений между гражданами, социальными группами и властью внутри государства; и внешнюю - регулирование отношений данного государства с другими государствами, международными организациями и иными субъектами международных отношений.

В зависимости от характера политического воздействия и взаимодействия, способов и методов коммуникации гражданина, общества и государства можно выявить либеральный, социал-демократический, консервативный стили государственной политики.

Различные цели исследования позволяют обнаружить и массу других критериев классификации государственной политики, а в итоге оценить уровень сложности, конфликтности политики и выбрать адекватные механизмы и инструменты ее реализации.

Так, в зависимости от характера взаимодействия участников государственной политики, с одной стороны, и уровня ее конфликтогенности - с другой, выделяют: распределительную, перераспределительную, регулирующую (конкурентную и протекционистскую), административно-правовую, стратегическую (внешнюю) и антикризисную государственную политику (табл. 7).

Таблица 7. Основные типы государственной политики

Характер государственной политики

Формы отношений между участниками государственной политики

Уровень конфликтности

Распределительная

Взаимная поддержка и согласие

Перераспределительная

Разногласия

и острые конфликты

Регулирующая протекционистская

Соглашения и компромиссы

Регулирующая конкурентная

Конфликты и соглашения

средний / высокий

Административно-правовая

Взаимная поддержка. Конфликты

низкий / высокий

Стратегическая (внешнеполитическая)

Поддержка и компромиссы

Антикризисная

Сотрудничество и поддержка. Конфликты

низкий / высокий

Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образовательные и медицинские услуги, социальные льготы, дотации, пенсии и др.

Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения или территории (региона) к другой путем налогов, тарифов, межбюджетных трансфертов и др.

Регулирующая (конкурирующая и протекционистская) политика включает в себя: а) действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности - экономика, защита потребительского рынка и др.; б) антимонопольную политику по обеспечению конкуренции на различных рынках товаров и услуг.

Административно-правовая политика связана с законодательной и нормотворческой деятельностью, а также функционированием и развитием государственных органов власти и управления на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Стратегическая (внешняя) политика охватывает взаимоотношения с зарубежными государствами и международными организациями, включает иностранную и оборонную политику, вопросы обеспечения национальной безопасности общества и государства.

Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных или кризисных обстоятельств (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экономические или политические кризисы), которые требуют специальных действий от органов государственной власти по урегулированию кризисных ситуаций или ликвидации их последствий.

Большое значение имеют различные инструменты, методы и средства государственной политики, которые могут комбинироваться различным образом. Арсенал методов государственной политики составляют: административные (контроль, управление, ограничения, квоты и др.); экономические (налоги, кредиты, тарифы, дотации и др.); нормативные правовые (законы, нормативные акты); социально-психологические (убеждение, договоренности, соглашения). Наряду с этими формальными институтами и механизмами управления в обществе существуют неформальные регуляторы - культурные ценности, социальные нормы поведения, традиции, верования, национальный менталитет и т.д. Использование этих инструментов и методов зависит от общей ситуации, целей государственной политики, особенностей системы политического управления и устройства.

Политический процесс включает четыре основных этапа, образующих "цикл государственной политики". Цикличность государственной политики предполагает возможность политических акторов в каждый момент времени вернуться на предыдущий этан, с тем чтобы пересмотреть и скорректировать по возможности свои действия. К тому же, цикличность политики означает ее итеративность, т.е. повторяемость этапов в определенной последовательности.

В своей деятельности субъекты государственной политики должны руководствоваться определенными принципами. К их числу относятся следующие.

Законность - соответствие решений и действий государственных деятелей конституционно-правовым нормам, принятым в данном государстве, неотвратимость политической и юридической ответственности и соответствие ее мер совершенным должностным проступкам и преступлениям.

Публичность - возможность и способность негосударственных акторов политической системы участвовать в процессе разработки, реализации государственной политики, влиять на выбор политического решения, осуществлять гражданский контроль за решениями и действиями органов государственной власти.

Транспарентность - принципиальная прозрачность, открытость для широкой общественности государственно-политических процессов, отношений, планов, проектов, программ, сделок.

Объективизм при учете мнений и потребностей различных социальных групп. Этот принцип означает неангажированность высших субъектов государственной политики группами интересов и давления, равный и открытый для всех доступ к каналам лоббизма.

Научность - опора государственной политики на научные методы, приемы и технологии анализа, планирования, проектирования и прогнозирования.

Перспективность - ориентированность государственной политики на будущее, стремление и способность государственных деятелей и аналитиков адекватно предсказать развитие политических процессов, явлений и отношений в ближайшей и отдаленной перспективе.

Эффективность и результативность - достижение лучших (из возможных) эффектов и результатов государственной политики при минимальных затратах (об этих свойствах политики подробнее будет сказано в главе 25 настоящего учебника).

Реализация указанных принципов возможна в условиях, когда:

  • государство способно правильно определить основные общественные проблемы и причины их возникновения, согласиться с необходимостью их решения;
  • все социальные ценности и общественные интересы различных социальных слоев и профессиональных групп можно выявить и оценить, а затем провести их ранжирование на основе определенных показателей;
  • можно определить и разработать все альтернативные варианты решения, а также провести их количественную оценку и качественный анализ на основе объективной и полной информации;
  • государство способно оценить все краткосрочные и долгосрочные результаты и последствия альтернативных вариантов государственной политики для отдельных социальных групп и всего общества в целом, как положительные, так и отрицательные;
  • государственные руководители способны определить все социальные, экономические и политические выгоды и издержки по каждой альтернативе для общества и отдельных социальных слоев;
  • политики в состоянии выбрать лучшую альтернативу и обеспечить получение максимальных выгод при минимальных издержках на основе определенной системы ценностей и выбранных показателей.

Все указанные выше факторы характеризуют субъекта политики как рационально мыслящего и действующего актора.

Однако в действительности политический рационализм существенно осложняют такие условия внешней среды, как: конфликт ценностей и предпочтений в политической среде, традиции, привычки и стереотипы мышления, недостаточность знаний об объекте воздействия и происходящих процессах, издержки при получении необходимой и своевременной информации, учет принципа справедливости и равенства при реализации политического курса, стереотипы поведения бюрократии и другие неформальные и случайные факторы.

Как демонстрирует российская практика политического управления, становлению публичной политики в нашей стране "сопротивляется" не конкретный актор и даже не отдельный социально-политический институт, но вся социальная среда. "Традиционные акторы", вопреки всем новым требованиям, в своих повседневных практиках воспроизводят "традиционные институты", а те, будучи глубоко укоренены в общественном сознании на уровне привычек, в свою очередь, обеспечивают неформальную защиту "традиционных акторов" . Преобладание в политической истории России моноцентричной модели государственной власти и связанный с этим низкий уровень общественного участия в государственном управлении, в свою очередь, предопределяют характерную для страны общественную и политическую пассивность населения.

Вместе с тем дальнейшая демократизация России немыслима без обретения российской политикой публичности, для чего необходимо, во-первых, признать принципиальную возможность изменения нашей политической культуры и психологии и, во-вторых, отслеживать и объективно оценивать те феномены, в которых проглядывает это изменение .

  • См.: Беляева Н. Ю. Публичная политика в России: сопротивление среды // Полис. 2007. № 1.
  • Омельченко Н. А., Гимазова Ю. В. Публичная политика в России: политический миф или реальность? // Вестник ГУУ. 2010. № 22. С. 75.

Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни - экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики - международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики - внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия - отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

Государственная экономическая политика - совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Поскольку в развитом обществе государство учитывает различие целей отдельных социальных групп, курс экономической политики строится не как жесткая прямая линия, а колеблется в определенном "коридоре", выход за пределы которого может нарушить равновесие в обществе.

Успешное развитие национального хозяйства требует формирования на основе предвидения и прогнозирования процессов, протекающих в его рамках, соответствующей экономической политики, выбора рациональной стратегии и тактики ее реализации как на государственном, так и на региональном уровне.

Особенностями государственной экономической политики являются: отражение экономических интересов населения страны в целом и нацеленность на решение общенациональных хозяйственных проблем; учет многообразия условий функционирования хозяйствующих субъектов; использование для реализации различных средств, в том числе принуждения.

Экономическая политика определяет основные направления и принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей государства. Она характеризуется определенными целями, на достижение которых направлена, механизмами принятия решений, сферами реализации (экономика, техника, международные отношения и т.п.).

Цели экономической политики многоплановы, ориентированы на достижение общенациональных целей. Сложились различные подходы к определению целей экономической политики. Сторонники одного из них считают, что для стран, экономика которых ориентирована на рыночные отношения, цели экономической политики связаны с регулированием процессов, не поддающихся влиянию рыночных механизмов хозяйствования. Цели государственной экономической политики, с точки зрения прагматического подхода, заключаются в создании и поддержании стабильной экономической системы.

Главными целями государственной экономической политики считаются: рациональное использование ресурсного потенциала страны, обеспечение экономического роста и безопасности страны, создание условий для повышения благосостояния населения. В процессе формирования системы целей экономической политики обязательно учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими).

Совокупность приоритетов экономической политики образует ее генеральную линию (курс), официальные представления о которой содержатся в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации. Этот документ разрабатывается как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу, и определяет цели этого развития, а также пути и средства их достижения, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне.

Элементы Концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию.

Важнейшими приоритетами современной российской экономической политики можно считать:

  • o развитие государственных и рыночных механизмов достижения сбалансированности экономики, обеспечения ее необходимыми ресурсами;
  • o всемерное стимулирование научно-технического прогресса, внедрения новых технологий и инноваций, модернизации экономики;
  • o формирование эффективной структуры национального производственно-хозяйственного комплекса, включающего набор базовых, оборонных, а также высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих стране переход к постиндустриальной стадии развития;
  • o создание конкурентоспособных предприятий, занятие достойного места на мировом рынке;
  • o содействие интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций и формирование крупных межотраслевых структур;
  • o создание условий, стимулирующих повышение эффективности производства;
  • o ведение активной борьбы с монополизмом, организованной преступностью;
  • o активизация инвестиционных процессов, позволяющая осуществить структурную перестройку российской экономики.

Эффективность экономической политики зависит не только от обоснованности предусматриваемых ею мероприятий, но и от их восприятия населением, которое обусловлено:

  • o соответствием сложившимся в обществе нормам (традиционный курс встречают более благожелательно);
  • o учетом политического расклада сил, производственно-технического потенциала общества, состояния социальной структуры, институционального порядка общегосударственного и местного управления и т.д.;
  • o фактором времени (сначала многое воспринимается частью населения с энтузиазмом, затем начинают критиковать и сторонники);
  • o особенностями природы человека.

Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы.

Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

В условиях мирового системного экономического кризиса основным направлением деятельности государства является антициклическая политика, обеспечивающая устойчивость социально-экономического развития. Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение с целью вывода экономики из кризисного состояния. Стержнем реализации антициклической политики служит госбюджет.

Фискальная экономическая политика . Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств - распределение этих средств - обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем как на внешнем, так и внутреннем рынке (экономически развитые страны тратят на закупки порядка 1/4 и 1/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей (пенсии, пособия). Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Бюджетная политика заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования.

Монетарная экономическая политика - это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. В зависимости от цели в качестве задач монетарной политики выделяют стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр. Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит, характеризуют жесткую монетарную политику. Обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики. Элементы, составляющие монетарную политику, таковы:

  • o политика рефинансирования, или учетная политика - воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов;
  • o операции на открытом рынке - продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг;
  • o политика резервирования - воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы ("принуждая" коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ);
  • o политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

Государственная социальная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты.

Принципами государственной политики в социальной сфере являются экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства за "игру" рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; гендерное равенство; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни.

Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

Государственная региональная политика - методологически наименее разработанное направление государственной политики России. Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических интересов государства, как основа региональной политики СССР был забыт при смене парадигмы развития России. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами. Государственная политика в этой сфере строится в соответствии с "Основными положениями региональной политики в Российской Федерации", утвержденными Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803. Под региональной политикой понимается система целей, задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны и механизм их реализации.

В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий. Политика бюджетного выравнивания, более десяти лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признаны и на государственном, и на региональном уровнях.

Альтернатива политике бюджетного выравнивания, активно обсуждаемая сегодня, - политика поляризованного развития , ставшая основой разработанной Минрегионом России "Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации". Суть модели поляризованного развития сводится к концентрации (мобилизации) ресурсов государства и региона в тех точках, где, как ожидается, они принесут наибольшую отдачу.

На территории России предполагается выделить несколько опорных регионов ("полюса роста", "локомотивы роста"), исходя из следующих критериев:

  • 1)в регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока;
  • 2)наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;
  • 3)в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;
  • 4) данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал;
  • 5)регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;
  • 6)в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;
  • 7)в перспективе за 10-12 лет данный регион может стать "девелопером" для соседних территорий.

Другими принципами новой стратегии государственной региональной политики являются "преференции за реформы", т.е. обеспечение равного доступа населения всех регионов к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан; синхронизация действий, т.е. согласованность основных реформ, проводимых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов, а также направлений государственной поддержки регионов и муниципальных образований; дифференцированность государственной политики регионального развития, т.е. определение различных целей развития для разных регионов; субсидиарность, т.е. децентрализация властных полномочий.

Стратегические цели региональной политики на данном этапе развития России таковы: обеспечение глобальной конкурентоспособности страны и регионов; стимулирование процесса новой "регионализации" - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменение структуры экономики; развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; улучшение экологической ситуации в регионах для сбалансированности экономического развития; повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

Приоритетами регионального развития России, разработанными в рамках названной Концепции, выступают формирование сета "опорных" регионов; формирование региональных модулей Национальной инновационной системы России; создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров; создание системы управления человеческими ресурсами, развитие региональной занятости населения; улучшение качества государственного и муниципального управления в регионах.

Механизмы социально-экономического развития регионов следующие: генеральная схема пространственного развития страны, т.е. функциональное зонирование территории; правовая поддержка развития регионов (ставится необходимость принятия федеральных законов о пространственном развитии Российской Федерации и об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации); информационные (система федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей); организационно-финансовые (Межведомственная комиссия при Минрегионе России, федеральные целевые программы).

Принятие и реализация рассмотренной стратегии развития регионов в краткосрочной перспективе позволят достичь следующих результатов: увеличение скорости прохождения управленческих решений федерального уровня на уровень регионов и повышение их результативности; повышение уровня кооперации между регионами и уменьшение барьеров на пути свободного перемещения между ними ключевых ресурсов развития (человеческих, финансовых, управленческих, интеллектуальных и др.); повышение эффективности использования федеральных финансов; закрепление региональной политики в соответствующих институтах (законы, нормы и правила) и организационных структурах; появление рынка доступного жилья и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства.

Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

План действий государственных органов для решения общественных проблем включает следующие элементы: разработка политической стратегии и целей; оценка затрат по альтернативным программам; их обсуждение, консультирование; выбор и принятие решения; мониторинг выполнения и т. д.

Основные цели государственной политики:

защита граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности; обеспечение социальной активности; создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

На основе комплексного анализа проблем, учета их специфики и факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет выбрать основные направления и разработать совокупность мероприятий для решения той или иной проблемы. Одновременно формируется механизм реализации государственной политики, обеспечивающий выполнение поставленных целей и задач.

Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:

1) законодательные (представительные) органы власти;

2) исполнительные органы власти;

3) группы интересов и группы давления.

Существуют различные модели разработки государственной политики.

Модель «сверху – вниз» - решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней.

Модель «снизу – вверх» - формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации.



«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

Обычно государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определенной сфере общественной жизни. Выделяют следующие виды государственной политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т. д.

При составлении планов социально-экономического развития государства мероприятия разрабатываются по следующим направлениям:

– финансовая, денежная и ценовая политика;

– структурная политика;

– аграрная политика;

– социальная политика;

– региональная экономическая политика;

– внешнеэкономическая политика.

Монархическая форма правления

Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).

Признаки монархии:

– власть передается по наследству;

– осуществляется бессрочно;

– не зависит от воли населения.

Монархии бывают неограниченными , в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т. п.).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Монархии различают:

– абсолютные;

– конституционные (парламентские).

В абсолютных монархиях (Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман, Саудовская Аравия) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Монарх соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судьи, в исламских странах также и духовного лидера. Правительство назначается монархом и выполняет его волю. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Кувейт, Марокко, Непал) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции.

В конституционных монархиях развитых стран институты представительной демократии действуют без ограничений. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Все законы принимает парламент. Правом вето (право на отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект) монархи не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед главой государства, а перед законодательным собранием. Таким образом, реальное управление страной осуществляет правительство, а глава государства выполняет свои функции в тесном согласии с ним. Монарх остается лишь символом нации , воплощающим единство страны. Однако на протяжении своего правления монарх знакомится с важнейшими документами правительства и часто выступает его советником. Прежде чем назначить нового премьер-министра, монарх проводит консультации с лидерами ведущих партий страны. В целом конституционная монархия является вполне жизнеспособной формой правления и обеспечивает стабильность общества.

Президентская республика

Республика

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

– на президентские;

– парламентские;

– смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.

Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

В США, которые являются президентской республикой, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, так называемая «система сдержек и противовесов» . Законодательное собрание и президент, глава исполнительной власти, государства и правительства, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Прочная легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту основываются на получении президентом полномочий непосредственно от избирателей. Президент назначает правительство с одобрения законодательного собрания страны (парламента) – Конгресса. Также президент обладает правом выбирать кандидатов на министерские посты, приглашать в состав кабинета независимых специалистов и политиков от оппозиционных партий. Традиционно правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах.

Парламентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

– зависимость от воли избирателей.

Парламентская республика – форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.

В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:

– отставку правительства;

– роспуск парламента;

– проведение досрочных выборов.

Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Хотя парламент контролирует деятельность правительства, кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.

Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.

Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении.

Государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы:

    определение целей и приоритетов развития общества;

    разработку и планирование политической стратегии;

    анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам;

    обсуждение и консультирование;

    выбор и принятие государственных решений;

    мониторинг и оценка выполнения.

Эти элементы отражают ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она связана с регулированием и управлением различных общественных отношений.

Политика - это искусство управления государством, ведение государственных дел, сущность деятельности органов власти. Государственное управление приобретает политический характер, если затрагивает интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс. Государственная политика призвана согласовывать интересы, находить консенсус, необходимый для стабильности. Основным инструментом выступает государство, хотя не меньшую роль играет гражданское общество и рыночные механизмы.

Политика имеет общественный характер, так как она, как правило, направлена на удовлетворение общественных потребностей. Кроме того, в ее разработке принимают участие различные институты гражданского общества и индивиды, а ее основным объектом воздействия являются общественные отношения и интересы.

Одновременно политика является публичной по своей форме (политические процессы и явления, имеющие отношения к деятельности различных политических сил, партий и общественных организаций, и связанные с их участием в выборах, отстаивании своих интересов, работа в парламенте)

Виды государственной политики

    экономическая – совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей, создание экономических программ с целью экономического роста государства; (делится на промышленную, налоговую, тарифную, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, инвестиционную)

    социальная – мероприятия для поддержания отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий; (занятость населения, пенсионное обеспечение, охрана здоровья, образование)

    экологическая - экологические программы по очищению окружающей среды и создание благоприятных условий для жизни граждан;

    военная – мероприятия, с помощью которых государство способно и готово к применению средств вооруженной борьбы для защиты и достижения других политических целей;

    культурная - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры;

    информационная - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.

По уровню конфликтности политики:

    распределительная - действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образование, наука;

    перераспределительная - определенные ресурсы передаются от одной группы населения к другой путем налогов, тарифов;

    регулирующая - включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка;

    стратегическая - взаимоотношения с зарубежными государствами и включает иностранную и оборонную политику;

    антикризисная проводится государством в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые требуют специальных действий.

Система государственного управления Наумов Сергей Юрьевич

6.1. Формирование государственной политики и ее реализация

Претворение в жизнь целей и задач любого государства осуществляется через разработку и реализацию государственной политики. Государственная политика представляет собой совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества.

Государственная политика призвана поддерживать устойчивое развитие социально-экономической системы государства, всех ее составных элементов, ориентировать органы государственной власти, хозяйствующих субъектов и институты гражданского общества в направлении реализации стратегических и текущих общественно значимых задач.

Государственная политика - это совокупность экономических, правовых, административных методов воздействия со стороны органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации значимых целей развития общества или его отдельных сфер.

Государственная политика представляет собой план действий органов государственной власти по решению важных общественных проблем и включающий в себя следующие элементы:

1) определение целей и приоритетов развития общества;

2) разработка и планирование политической стратегии;

3) анализ и оценка альтернативных программ в соответствии с выгодами и затратами;

4) обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами;

5) выбор и принятие государственных решений;

6) мониторинг хода реализации программ;

7) оценка результатов реализации программ.

Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, организаций и частных лиц со стороны государства и включают в себя:

защиту прав граждан, государства и общества;

обеспечение социальной и экономической активности;

создание условий для предоставления товаров и оказания услуг для удовлетворения потребностей населения.

Государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера содержания проблем и вопросов, которые органам государственной власти необходимо решать в определенной сфере общественной жизни.

Выделяют следующие виды государственной политики:

экономическая;

социальная;

экологическая;

административная;

демографическая;

информационная и др.

Часто государственную политику также разделяют по уровням ее осуществления:

международная и мировая политика;

общегосударственная;

региональная;

В зависимости от характера взаимоотношений между субъектами политики и уровня конфликтности между ними выделяют такие виды государственной политики, как распределительная, перераспределительная, регулирующая (конкурентная и протекционистская), административно-правовая, стратегическая и антикризисная.

Распределительная политика связана с действиями органов власти по распределению соответствующих материальных благ и выгод среди различных групп населения: социальные программы, образовательные услуги, здравоохранение, социальные льготы и дотации и др.

Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения или территории к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.

Регулирующая (конкурирующая и протекционистская) политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка, антимонопольная политика, обеспечение конкуренции на рынках, таможенная политика и др.

Административно-правовая политика связана с законодательной и нормотворческой деятельностью, а также функционированием и развитием государственных органов власти и управления на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Стратегическая политика охватывает взаимоотношения с зарубежными государствами и международными организациями, включает иностранную и оборонную политику, вопросы обеспечения национальной безопасности общества и государства.

Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения чрезвычайных или кризисных обстоятельств (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, экономический или политический кризисы), которые требуют специальных действий от органов государственной власти по урегулированию кризисных ситуаций или ликвидации последствий природных катаклизмов.

Формирование и реализация государственной политики представляет собой цикл, состоящий из нескольких последовательных действий и включающий четыре основных этапа.

1. Инициирование государственной политики. На данном этапе происходит определение проблем, а также в связи с этим установление целей и задач органов государственной власти.

2. Формирование государственной политики. На данном этапе разрабатывается стратегия и план решения проблем, а также законодательно закрепляется документ о государственной политике.

3. Реализация государственной политики. Данный этап характеризуется исполнением мероприятий по реализации государственной политики и мониторинг осуществления государственной политики.

4. Оценка государственной политики. Данный этап заключается в регулировании государственной политики и оценке полученных результатов.

Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ, который в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. В послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если речь идет о первом послании Президента РФ после вступления в должность, то в послании определяются основные направления развития государства на ближайшие четыре года. Послание Президента РФ опирается на концепции по различным направлениям развития страны, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, стратегии.

Государственная политика, согласованная на основе взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и других органов власти, получает воплощение в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, в международных договорах России и становится основой для планирования деятельности и принятия решений по ее реализации.

Законы и другие нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и региональные органы государственного управления. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Формирование политики является важным этапом, поскольку от ее качества зависят успех реализации и последствия проводимой политики. Разработка государственной политики должна начинаться с определения основных целей и приоритетов государства в данной сфере. Государственная политика должна быть: устремленной на достижение конкретных и определенных целей, задач и результатов; направленной на реализацию потребностей тех или иных социальных групп; учитывать внутренние и внешние ресурсы и условия, риски и угрозы, а также меры по предотвращению и противодействию им; подразумевать мониторинг и контроль на всех этапах реализации государственной политики.

Среди подходов к формированию государственной политики можно выделить:

перспективный подход, когда на основе анализа тенденций и прогнозирования развития ситуации заранее стараются спланировать и осуществить мероприятия, работая на опережение;

реагирующий подход, при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества и государства;

рациональный подход, базирующийся на экономико-математических методах и принципе рациональности.

В зависимости от того субъектов выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ выделяются четыре основные модели разработки и реализации государственной политики.

1. Модель «сверху вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем они доводятся до нижних уровней и конкретных органов регионального или местного управления, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей государственной политики.

2. Модель «снизу вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются региональные и местные органы власти, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов, постановке целей и задач. На основании их предложений, с учетом их мнений и интересов затем разрабатывается целостная государственная политика в конкретной сфере жизнедеятельности.

3. Демократическая модель, при которой существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных организаций при сохранении централизованного управления. Поощряются различные гражданские инициативы, государство оперативно реагирует на мнение населения, проявляет чуткость, формирует условия для активизации деятельности гражданского общества.

4. Смешанная модель, которая объединяет в себе вышеназванные подходы, когда существуют механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и аппарат государственной власти.

Существуют различные теоретические подходы к изучению государственной политики, позволяющие с различных позиций и точек зрения проводить общий анализ государственной политики. Все они дают определенную систему координат, которая необходима в качестве отправной точки для любого научного исследования деятельности органов государственной власти по выработке политики в конкретной общественной сфере. Основные теоретические концепции и подходы к изучению общественной политики представлены следующими школами.

1. Институционализм рассматривает государственную политику как результат деятельности государственных институтов (правительства, парламента, министерств, судебных органов и др.), использующих определенные административные процедуры.

2. Концепция политического процесса представляет государственную политику как результат политической деятельности или политического цикла, имеющего фиксированные ступени и этапы (определение проблем, постановка целей, формирование политики, легитимизация, выполнение, оценка и мониторинг) по решению общественных проблем.

3. Теория групп рассматривает государственную политику как результат групповой борьбы, постоянного конфликта между различными группами в обществе и правительстве, имеющими свои ценности, интересы, ресурсы, и одновременно как поиск консенсуса по конкретным вопросам политики.

4. Теория элит рассматривает государственную политику как результат предпочтения и выбора политической и административной элит.

5. Теория рационализма рассматривает государственную политику как результат деятельности государства по достижению оптимальных общественных целей на основе разработанных научных технологий управления.

6. Теория инкрементализма представляет государственную политику как последовательную и поэтапную деятельность государственной бюрократии по медленному изменению существующего положения дел.

7. Теория игр рассматривает государственную политику как результат рационального выбора в борьбе между двумя наиболее влиятельными сторонами в обществе или правительстве.

8. Теория общественного выбора оценивает государственную политику как результат деятельности индивидов на основе осознания собственных интересов и принятия соответствующих решений, которые должны принести им определенную выгоду.

9. Теория открытых систем оценивает государственную политику как результат ответа административной системы на запросы и нужды соответствующих структур и факторов внешней среды. Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества, всех ветвей власти и уровней органов управления, а также неправительственных организаций, заинтересованных в соответствующих ее направлениях.

Реализация государственной политики - сложный динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие органы государственной власти и институты гражданского общества. Для реализации государственной политики органы власти разрабатывают программы, организуют деятельность участвующих в реализации субъектов, мобилизуют имеющиеся и потенциальные ресурсы.

Механизм реализации государственной политики представляет собой методы и ресурсы, обеспечивающие выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические средства и методы воздействия на управляемый объект.

Успех и результативность реализации государственной политики зависят от качества проработанности политики, точного определения границ и основных организационных и финансовых элементов государственной политики, обеспеченности органов исполнительной власти необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами, степени поддержки и понимания сущности государственной политики среди различных социальных групп и общественных объединений.

Реализация государственной политики, прежде всего, возлагается на органы исполнительной власти. В соответствии с федеральным законодательством ответственность за проведение государственной политики в определенной сфере деятельности возложена в первую очередь на министерства. В организационную структуру министерства входят департаменты, управления, отделы, которые определяют тематику принимаемых решений, разрабатывают их проекты, исполняют принятые решения, осуществляя мониторинг за реализацией государственной политики.

По отдельным направлениям государственной политики создаются специальные органы, призванные координировать усилия министерств и ведомств по реализации принятых решений (совет по реализации национальных проектов и др.). Общественные организации также играют непосредственную и важную роль в организации государственной политики, поскольку очень часто сами заинтересованы в реализации определенной государственной политики.

Одним из основных элементов государственной политики является ее оценка. Оценка государственной политики представляет собой совокупность механизмов и способов изучения и измерения фактических результатов государственной политики и завершенных или находящихся на стадии реализации программ. Без систематического получения информации и обеспечения контроля за результатами и последствиями принимаемых решений и политики в целом снижается эффективность всей государственной политики и разработки будущих стратегий развития государства.

Главное назначение оценки государственной политики заключается в сборе и анализе информации с целью определения полученных результатов и последствий политики, а также последующего совершенствования государственной политики.

В реализации государственной политики в современных условиях огромная роль отводится информационному обеспечению. Обеспечение органов и должностных лиц необходимой для принятия решений информацией, а также предоставление населению информации о ходе реализации внешней и внутренней политики, государственных программ и проектов представляется важнейшим элементом успешной реализации государственной политики. Одним из направлений административной реформы в том числе является переход органов власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра и широкое использование информационно-коммуникационных технологий.

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики 1. Государственное регулирование образования и науки в РФ Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Цели государственной политики в интересах детей 1. Целями государственной политики в интересах детей являются:осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы Вопросы организации государственной и муниципальной службы - это прежде всего разработка и реализация кадровой политики на федеральном, субъектов Федерации

Из книги Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы автора Близнец Иван Анатольевич

III. Сфера международной охраны и государственной политики в области авторского права и смежных

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

2. Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав На основании статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества. При этом в соответствии с

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

4. Направления государственной политики Федеральный орган (Роспатент), проводящий государственную политику в области авторского права и смежных прав, отвечает за: 1) разработку политики, направленной на развитие творчества и охрану произведений, являющихся его

Из книги 25 положений по бухгалтерскому учету автора Коллектив авторов

Конституционно-правовое регулирование основ общественного строя и государственной политики Политическая сфера жизни болгарского общества получила новое правовое оформление. Основополагающим принципом политической жизни провозглашается политический плюрализм.

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;принятие и реализация федеральных законов

Из книги Избранные труды автора Беляев Николай Александрович

Из книги Право – язык и масштаб свободы автора Ромашов Роман Анатольевич

4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Реализация уголовно-правовой политики

Из книги автора

4.4. Цикличность государственной идеологии и ритмы государственной политики России 4.4.1. Линейное и цикличное измерение государственных закономерностей С одной стороны, история – это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом с целью установления

Из книги автора

4.4.2. Ритмы государственной политики Рассмотрение государственной политики в качестве динамической категории существующей и изменяющейся в рамках определенного социо-пространственно-временного континуума, позволяет говорить о ней как о циклической системе,

Из книги автора

§ 11.4. Формирование новой государственной системы в России Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса, всеобщего социального недовольства и, наконец, отсутствия реальной российской государственности. Таким