Еврейские корни. Основание виленского университета Виленский университет был закрыт в связи с

Европейский Гуманитарный Университет

Факультет культурное наследие и туризм

по курсу «Введение в белорусоведение»

Виленский университет и Полоцкая академия начала 19 века: Роль в развитии культуры Беларуси

Выполнила: студентка 2 курса

Отделение туризма

Лазовская Алина Александровна

Проверил: Преподаватель С. Хоревский

Вильнюс 2009

План

    Виленский университет

    Полоцкая академия

    Развитие культуры Беларуси

    Список литературы

    Виленский университет

Виленский университет был учрежден актом, подписанным Александром I в 1803 году и стал главным учебным заведением и учреждением, управляющим просвещением в восьми губерниях Российской империи (Виленская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская, Волынская, Подольская, Киевская). Университет состоял из 4 факультетов: физических и математических наук, врачебных или медицинских знаний, наук нравственных и политических и наук, словесных и свободных или изящных художеств. Первыми ректорами и устроителями университета были Стройновский и Снядецкий. Самостоятельный и обеспеченный в материальных средствах и богатый научными силами университет успешно боролся с неприязненными ему иезуитами и быстро шел по пути к процветанию. Главным правителем во всех научных делах в округе был князь Адам Чарторыйский. Это был сильный человек, который всю свою жизнь служил обновлению Польши. Первоначально в Виленском университете присваивались докторские и магистерские степени по широкому кругу научных дисциплин - словесности, управления государственных доходов и торговли, иностранным государственным отношениям, правоведения, архитектуры и другим. В 1819 году университет был лишён права присвоения учёных степеней магистра и доктора; выпускники могли получить степень кандидата. В 1821 году было запрещено выдавать и кандидатские дипломы.

Ректор и деканы избирались на три года. Ректорами были Иероним Стройновский (1799-1806), Ян Снядецкий (1807-1814), Шимон Малевский (1817-1822), математик Юзеф Твардовский (1823-1824). В 1824/25 году ректором был назначен хирург профессор Вацлав Пеликан, участвовавший в комиссии по ликвидации университета в 1832 году, впоследствии член многих научных обществ и президент императорской Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии с1851 по 1856 год.

Количество студентов росло от 290 в 1804 году до 1 321 в 1830 году. К 1823 году стал крупнейшим университетом России и Европы, числом студентов превосходя Оксфордский университет. С 1855 года в зданиях университета располагался Музей древностей, позднее Публичная библиотека, архив, а также две мужские гимназии.

Виленский университет стал центром польских патриотов, мечтавших о возвращении своей родине ее прежнего самостоятельного положения. При нем стали возникать разные патриотические общества (филоматы, филареты, «лучезарные»), большая часть которых была закрыта с назначением попечителем округа на место Чарторыйского Новосильцева, в 1824 года. Из среды его в большом числе выходили польские пропагандисты, и наконец, он едва ли не в целом своем составе принял участие в польском восстании 1830-31 годах. Последнее обстоятельство и послужило главной причиной к его закрытию указом от 1 мая 1832 года, с тем, однако, чтобы медицинское и богословское отделения были переданы в ведомство министерства внутренних дел для преобразования первого в медико-хирургическую академию, а второго - в духовное училище.

Закрывая Виленский университет, правительство не хотело лишить край высшего образования. Указом того же года предписывалось устройство высшего лицея в городе Орше и преступлено было к работам, но в 1834 году они были прекращены, и назначенные для них денежные суммы переведены на устройство Киевского университета.

    Полоцкая академия

10 июля 1812 года состоялось торжественное открытие академии в присутствии герцога Виртенбергского, тогдашнего генерал-губернатора Беларуси. Полоцкая академия состояла из трех факультетов: лингвистического, в котором преподавали языки и словесность; факультет свободных наук, именно: философии, поэзии, риторики, философии нравственной, логики, метафизики, физики, химии и математики, архитектуры гражданской и военной, естественного права, римского и народного права, истории всеобщей и естественной; факультет богословия, в котором преподавались нравственное богословие, догматическое, священное писание, каноническое право и церковная история. В академию могли вступать люди всех званий и вероисповеданий. Академия существовала под руководством знаменитого деятеля ордена иезуитов – Петра Скарги.

Число студентов простиралось до 600. Преподавателей было 39. Статус Академии Полоцкий коллегиум получил 1 марта 1812 года, и уже в 1813 году в Полоцкой академии насчитывалось 84 ученика, а в 1820 году около700 студентов и 30 преподователей. Учебный год начинался с 5 сентября и продолжался по 5 июля. За содержание студента взималось 600 рублей в год.

Библиотека полоцких иезуитов была весьма значительна и славилась, как одна из лучших в крае. Славились также музей достопримечательностей, разные кабинеты с научными пособиями, из коих в особенности физический был очень богат и превосходно составлен. Богаче других был механический кабинет, превосходно устроенный Грубером. Здесь помещалось немало предметов, им самим изобретенных. Химическая лаборатория тоже была весьма интересна.

Учебная программа в академии не отличалась от программ других иезуитских образовательных учереждений Литвы.

После раздела Речи Посполитой и под влиянием российской админинстрации, начались перемены в учебных программах.

Полоцкая иезуитская академия существовала 8 лет. Министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын не был благоприятелем иезуитов. По его докладу, в котором иезуиты главным образом обвинялись в том, что совращали вверенное в их попечение православное юношество в римско-католическую веру, император Александр І 13 марта 1820 года повелел выслать иезуитов под присмотром полиции за пределы государства, а так же упразднить Полоцкую иезуитскую академию и подведомственные ей училища.

Много книг, особенно редких, из Полоцкой академии пропало. Большая часть перевезена в Петербург, в Москву, а небольшое число поступило в Витебскую гимназию. Большая часть физического и других кабинетов отправлена в Петербург. Типография была перевезена в Киев.

Иезуиты действовали и просвещали дворянское сословие в Беларуси 240 лет с 1580 по 1820 год. Такое продолжительное, постоянное, ничем и никем не изменяемое, настойчивое исполнение предвзятых идей и системы образования, понятно, не могло не отразиться на жителях, на их характере и умственном направлении.

    Развитие культуры Беларуси

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX века ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 года, действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 году указом царя была присвоена степень Академии.

После восстания 1830 - 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 года был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета. Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания.

В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и другие.

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

    Список литературы

    www.65-k.com

    Нарысы па гiсторыi Беларусi. Т. 1. – Мн., 1994.

    Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мн., 1994.

    www.student.km.ru

    www.slovo.ws

    П.Г. Чигринов. Очерки истории Беларуси. Мн., 2002г.

Главная виленская школа

После упразднения в 1773 году ордена иезуитов виленская Академия и университет поступили в ведениеЭдукационной комиссии (Комиссия национальной эдукации), руководящего органа просвещения в РечиПосполитой в 1773--1794 годах. Учебное заведение было преобразовано в Главную школу Великогокняжества Литовского (Schola Princips Magni Ducatus Lithuaniae ), образование в котором стало носить более светский характер. В ведение Главной школы передавались все учебные заведения края, по отношению к которым она играла роль центрального руководящего учреждения.

После разделов Речи Посполитой это учебное заведение было переименовано в Главную виленскую школу.

Императорский Виленский университет

Подписанным 4 (16) апреля 1803 года императором Александром I актом Главная виленская школа былапреобразована в императорский Виленский университет. Университет быстро развивался благодаря благоприятным условиям, обеспеченным доходами с поиезуитских имений и покровительством попечителякнязя Адама Чарторыйского. В пору управления ректора Иеронима Стройновского (1799--1806) ещё приходилось привлекать заграничных профессоров, затем их всё чаще сменяли местные уроженцы.Семилетнее ректорство Яна Снядецкого (1807--1814) считается «лучшим временем университета» .

Из-за прямого участия или косвенной причастности студентов и преподавателей к восстанию 1831 года рескриптом Николая I 1 мая 1832 года университет был упразднён. Медицинский и теологическийфакультеты были преобразованы в Медико-хирургическую академию (позднее влитую в Киевскийуниверситет Святого Владимира, 1842) и в католическую Духовную академию (позднее переведённую в Санкт-Петербург, 1842).

Большой двор университета. Сер. XIX в.

высшее учебное заведение и орган управления просвещением Виленского учебного округа в 1803-1832 годах.

История

Высшее учебное заведение в Вильне было основано в 1579 году королём Стефаном Баторием и папой римским Григорием XIII как Академия и университет виленский общества Иисуса. В 1773 году в результате реформы под эгидой Эдукационной комиссии Академия и университет была преобразована «Главную литовскую школу» и получил в подчинение все учебные заведения Великого княжества Литовского, а после третьего раздела Речи Посполитой Главная литовская школа была преобразована в Главную виленскую школу.

Подписанным 4 апреля 1803 года императором Александром I актом Главная виленская школа была преобразована в императорский Виленский университет. В юрисдикцию университета передавались образовательные учреждения Виленского учебного округа, охватывавшего восемь губерний Российской империи. В 1803 году попечителем Виленского учебного округа был назначен князь Адам Чарторыйский, способствовавший расцвету университета. Чарторыйский занимал должность попечителя на протяжении двадцати лет, совмещая её с постами товарища министра иностранных дел и министра иностранных дел.

В соответствии с утверждённым 18 мая 1803 года «Уставом или общем постановлении императорского Виленского университета и училищ его округа» университет являлся одновременно учебным, научным и учебно-административным местным учреждением, избиравшим директоров гимназий, смотрителей уездных училищ и другие должностные лица, контролировавшим учебно-методическую, дисциплинарную, хозяйственную деятельность окружных учебных заведений, издавал и цензурировал учебную и методическую литературу. В учительской семинарии при университете готовились квалифицированные школьные педагоги.

Аула университета

Университет был самым богатым среди всех российских университетов: кроме штатной суммы в 130 тысяч рублей в год, выделявшейся всем университетам, средства составляли ежегодные поступления в 105 тысяч рублей из доходов бывших иезуитских имений, а также дополнительные одноразовые ассигнования (в 1804 году 70 тысяч рублей пожалования от Александра I, в 1807 году субсидия в 30 тысяч рублей, в 1811 — 60 тысяч рублей. Количество студентов росло от 290 в 1804 году до 1 321 в 1830 году. К 1823 году стал крупнейшим университетом России и Европы, числом студентов превосходя Оксфордский университет. Первоначально в Виленском университете присваивались докторские и магистерские степени по широкому кругу научных дисциплин — словесности, управления государственных доходов и торговли, иностранным государственным отношениям, правоведения, архитектуры и другим. В 1819 году университет был лишён права присвоения учёных степеней магистра и доктора; выпускники могли получить степень кандидата. В 1821 году было запрещено выдавать и кандидатские дипломы.

В университете действовали тайные студенческие патриотические организации. В 1823 году по делу о принадлежности к ним были арестованы десятки воспитанников университета, включая Адама Мицкевича. 108 из них были преданы суду. После длительного пребывания в заключении во время следствия и суда 20 человек были высланы в различные города России. Адам Чарторыйский был смещён. Его место занял Н. Н. Новосильцев. В связи с процессом филоматов по инициативе Новосильцева из университета указом 14 августа 1824 года для «пресечения вредного влияния, которое возымела противодействующая университетскому начальству партия», были уволены и высланы из Литвы профессора Юзеф Голуховский, Игнатий Данилович, Иоахим Лелевель, а также Михал Бобровский

Из-за прямого участия или косвенной причастности студентов и преподавателей к восстанию 1831 года 1 мая 1832 года рескриптом Николая I университет был упразднён. Медицинский факультет преобразован в Медико-хирургическую академию, теологический — в католическую Духовную академию.

С 1855 года в зданиях университета располагался Музей древностей, позднее Публичная библиотека, архив, а также две мужские гимназии. В разное время в них учились литератор и коллекционер А. В. Жиркевич, польский государственный деятель Ю. Пилсудский, советский государственный деятель Ф. Э. Дзержинский, актёр В. И. Качалов, художник М. В. Добужинский, литовский композитор К. Галкаускас, теоретик литературы М. М. Бахтин.

Традицию студенческих организаций в 1932-1936 годах продолжил «Фронт» — легальная организация. Работала под влиянием Компартии Западной Белоруссии, объединяла около половины польских, белорусских, литовских студентов, влияла на интеллигенцию и национальные организации. Печатный орган Фронта - газета «Zew»; издавала популярные в Польше газеты «Po Prostu» и «Karta», в которых сотрудничали Максим Танк, Ежи Путрамент; нелегальные революционные листовки. Польские власти запретили деятельность организации, руководителей посадили в тюрьму.

Бестужевские курсы >>>

Европейский Гуманитарный Университет

Факультет культурное наследие и туризм

по курсу «Введение в белорусоведение»

Виленский университет и Полоцкая академия начала 19 века: Роль в развитии культуры Беларуси

Выполнила: студентка 2 курса

Отделение туризма

Лазовская Алина Александровна

Проверил: Преподаватель С. Хоревский

Вильнюс 2009

План

1. Виленский университет

2. Полоцкая академия

3. Развитие культуры Беларуси

4. Список литературы

1. Виленский университет

Виленский университет был учрежден актом, подписанным Александром I в 1803 году и стал главным учебным заведением и учреждением, управляющим просвещением в восьми губерниях Российской империи (Виленская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская, Волынская, Подольская, Киевская).Университет состоял из 4 факультетов: физических и математических наук, врачебных или медицинских знаний, наук нравственных и политических и наук, словесных и свободных или изящных художеств.Первыми ректорами и устроителями университета были Стройновский и Снядецкий. Самостоятельный и обеспеченный в материальных средствах и богатый научными силами университет успешно боролся с неприязненными ему иезуитами и быстро шел по пути к процветанию.Главным правителем во всех научных делах в округе был князь Адам Чарторыйский. Это был сильный человек, который всю свою жизнь служил обновлению Польши.Первоначально в Виленском университете присваивались докторские и магистерские степени по широкому кругу научных дисциплин - словесности, управления государственных доходов и торговли, иностранным государственным отношениям, правоведения, архитектуры и другим. В 1819 году университет был лишён права присвоения учёных степеней магистра и доктора; выпускники могли получить степень кандидата. В 1821 году было запрещено выдавать и кандидатские дипломы.

Ректор и деканы избирались на три года. Ректорами были Иероним Стройновский (1799-1806), Ян Снядецкий (1807-1814), Шимон Малевский (1817-1822), математик Юзеф Твардовский (1823-1824). В 1824/25 году ректором был назначен хирург профессор Вацлав Пеликан, участвовавший в комиссии по ликвидации университета в 1832 году, впоследствии член многих научных обществ и президент императорской Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии с1851 по 1856 год.

Количество студентов росло от 290 в 1804 году до 1 321 в 1830 году. К 1823 году стал крупнейшим университетом России и Европы, числом студентов превосходя Оксфордский университет. С 1855 года в зданиях университета располагался Музей древностей, позднее Публичная библиотека, архив, а также две мужские гимназии.

Виленский университет стал центром польских патриотов, мечтавших о возвращении своей родине ее прежнего самостоятельного положения. При нем стали возникать разные патриотические общества (филоматы, филареты, «лучезарные»), большая часть которых была закрыта с назначением попечителем округа на место Чарторыйского Новосильцева, в 1824 года. Из среды его в большом числе выходили польские пропагандисты, и наконец, он едва ли не в целом своем составе принял участие в польском восстании 1830-31 годах. Последнее обстоятельство и послужило главной причиной к его закрытию указом от 1 мая 1832 года, с тем, однако, чтобы медицинское и богословское отделения были переданы в ведомство министерства внутренних дел для преобразования первого в медико-хирургическую академию, а второго - в духовное училище.

Закрывая Виленский университет, правительство не хотело лишить край высшего образования. Указом того же года предписывалось устройство высшего лицея в городе Орше и преступлено было к работам, но в 1834 году они были прекращены, и назначенные для них денежные суммы переведены на устройство Киевского университета.

2. Полоцкая академия

10 июля 1812 года состоялось торжественное открытие академии в присутствии герцога Виртенбергского, тогдашнего генерал-губернатора Беларуси. Полоцкая академия состояла из трех факультетов: лингвистического, в котором преподавали языки и словесность; факультет свободных наук, именно: философии, поэзии, риторики, философии нравственной, логики, метафизики, физики, химии и математики, архитектуры гражданской и военной, естественного права, римского и народного права, истории всеобщей и естественной; факультет богословия, в котором преподавались нравственное богословие, догматическое, священное писание, каноническое право и церковная история. В академию могли вступать люди всех званий и вероисповеданий. Академия существовала под руководством знаменитого деятеля ордена иезуитов – Петра Скарги.

Число студентов простиралось до 600. Преподавателей было 39. Статус Академии Полоцкий коллегиум получил 1 марта 1812 года, и уже в 1813 году в Полоцкой академии насчитывалось 84 ученика, а в 1820 году около700 студентов и 30 преподователей. Учебный год начинался с 5 сентября и продолжался по 5 июля. За содержание студента взималось 600 рублей в год.

Библиотека полоцких иезуитов была весьма значительна и славилась, как одна из лучших в крае. Славились также музей достопримечательностей, разные кабинеты с научными пособиями, из коих в особенности физический был очень богат и превосходно составлен. Богаче других был механический кабинет, превосходно устроенный Грубером. Здесь помещалось немало предметов, им самим изобретенных. Химическая лаборатория тоже была весьма интересна.

Учебная программа в академии не отличалась от программ других иезуитских образовательных учереждений Литвы.

После раздела Речи Посполитой и под влиянием российской админинстрации, начались перемены в учебных программах.

Полоцкая иезуитская академия существовала 8 лет. Министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын не был благоприятелем иезуитов. По его докладу, в котором иезуиты главным образом обвинялись в том, что совращали вверенное в их попечение православное юношество в римско-католическую веру, император Александр І 13 марта 1820 года повелел выслать иезуитов под присмотром полиции за пределы государства, а так же упразднить Полоцкую иезуитскую академию и подведомственные ей училища.

Много книг, особенно редких, из Полоцкой академии пропало. Большая часть перевезена в Петербург, в Москву, а небольшое число поступило в Витебскую гимназию. Большая часть физического и других кабинетов отправлена в Петербург. Типография была перевезена в Киев.

Иезуиты действовали и просвещали дворянское сословие в Беларуси 240 лет с 1580 по 1820 год. Такое продолжительное, постоянное, ничем и никем не изменяемое, настойчивое исполнение предвзятых идей и системы образования, понятно, не могло не отразиться на жителях, на их характере и умственном направлении.

3. Развитие культуры Беларуси

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX века ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 года, действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 году указом царя была присвоена степень Академии.

После восстания 1830 - 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 года был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета. Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания.

В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и другие.

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

4. Список литературы

2. Нарысы па гiсторыi Беларусi. Т. 1. – Мн., 1994.

3. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мн., 1994.

4. www.student.km.ru

6. П.Г. Чигринов. Очерки истории Беларуси. Мн., 2002г.

ВИЛЕНСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Не знаю, учились ли в этом университете евреи, боюсь, что нет. Существовал он довольно непродолжительное время, да еще и в тот период, когда Гаскала играла довольно незначительную роль в среде российского еврейства.
Тем не менее, для полноты картины считаю необходимым о нем рассказать.

Виленский университет (Uniwersytet Wileński) был основан в 1579 году Стефаном Баторием как Виленская академия и университет (Akademia i Uniwersytet Wileński). В 1773, в результате реформы под эгидой Комиссии национального образования (Komisja Edukacji Narodowej) университет был переименован в "Главную литовскую школу" ("Szkoła Główna Litewska", а Ягеллонский университет аналогично стал "Главной коронной школой" -"Szkoła Główna Koronna") и получил в подчинение все учебные заведения Великого княжества Литовского. в результате разделов Речи Посполитой, на краткое время школа утратила статус высшего учебного заведения. Однако уже в 1803 статус был снова получен вместе с новым названием-Императорский Виленский университет .


Факультеты

Состоял из четырёх факультетов - физико-математический, медицинский, нравственно-политический (с богословием), литературный с изящными искусствами . Числилось 32 кафедры, преподавалось 55 предметов. Университету принадлежал ботанический сад, анатомический музей, клиника, физическая и химическая лаборатории, библиотека 60 тыс. томов.
Преподавание велось преимущественно на польском и латыни . После смещения Чарторыйского постепенно вводилось чтение отдельных предметов на русском языке.

Патриотическое движение и закрытие университета

Виленский университет рано стал центром польских патриотов, мечтавших о возвращении своей родине ее прежнего самостоятельного положения. При нем стали возникать разные патриотические общества, большая часть которых была закрыта с назначением попечителем округа на место Чарторыйского Новосильцева, в 1824 г. Из среды его в большом числе выходили польские пропагандисты, и наконец он едва ли не в целом своем составе принял участие в польском восстании 1830-31 гг.
Последнее обстоятельство и послужило главной причиной к его закрытию указом от 1 мая 1832 г ., с тем, однако, чтобы медицинское и богословское отделения были переданы в ведомство министерства внутренних дел для преобразования первого в медико-хирургическую академию (в 1842 году влита в Киевский императорский университет св. Владимира, впоследствии Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко), а второго - в католическую Духовную академию (в 1844 году переведена в Санкт-Петербург).

Закрывая В. университет, правительство не хотело лишить край высшего образования. Указом того же года предписывалось устройство высшего лицея в г. Орше и приступлено было к работам, но в 1834 г. они были прекращены, и назначенные для них денежные суммы переведены на устройство Киевского университета (св. Владимира).