Русские ассирии. Ассирия с древних времён до наших дней. "родились и учились в одессе"

19 октября в Клубе реальной истории прошла ещё одна лекция из цикла «История народов Российской Федерации».

Об ассирийцах слышали если не все, то, по крайней мере, те, кто хоть раз прочёл школьный учебник по истории древнего мира. Но когда современный человек неожиданно заявляет: «Я ассириец!», — удивляешься и невольно задаёшься вопросами. Не пошутил ли он? Не ошибся ли? О современных российских ассирийцах и их происхождении рассказала лингвист и писательница Анна Мурадова. Отец Анны — ассириец, мать — Л. А. Мурадова, романист, автор ряда учебных пособий по французскому языку. Анна работает в Институте языкознания РАН и преподаёт в МГУ. Ряд её публикаций и выступлений посвящён новоарамейскому языку и культуре современных ассирийцев.

О древних ассирийцах нам известно немало: этот народ оставил после себя множество исторических памятников, образцов древнего искусства и текстов, написанных клинописью. Об ассирийцах упоминают античные авторы и библейские тексты. Ассирией называлось древнее государство в Северном Междуречье, или Месопотамии, на территории нынешнего Ирака. В XIV–IX веках до н. э. ассирийцы завоёвывали Северную Месопотамию и соседние земли. Период наивысшего могущества Ассирии — 2-я половина VIII — 1-я половина VII веков до н. э. Но в 605 году до н. э. Ассирия была покорена Мидией и Вавилонией.

Современные ассирийцы считают себя потомками древних ассирийцев, однако далеко не все историки и этнографы согласны с этим. В I веке, во время правления Осроены Авгаря V, среди арамейского населения Месопотамии распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев, или сирийцев (как их называли греки и римляне), сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Ефратом. Ими была создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов.

В XIV веке, за отказ принять ислам, большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, а уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в XIX — начале XX века образовалась обширная ассирийская диаспора. На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы начали селиться с 1828 года, особенно после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида в 1914—1918 гг.

На территории СССР с 1924 по 1937 год действовал Всероссийский союз ассирийцев. В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае. Большинство ассирийцев живут в городах. Они говорят на новоассирийском языке, хотя и не все. Всего в мире их насчитывается около трёх миллионов. Самоназвание восточных ассирийцев — атурая, сурая, а западных — сурьян. Восточные традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции и ассирийцы бывшего СССР, в то время как западные (сирийцы) живут в Сирии и Южной Турции. Сегодня ассирийцы живут также в Ливане, Палестине, Израиле, Кувейте, Грузии, Армении, Азербайджане, России, США, Великобритании и Швеции.

Этноконсолидирующим фактором для них всегда оставалось христианство. В Москве людей с ассирийскими корнями — около трёх тысяч человек. Существует московский приход Ассирийской Церкви Востока. Богослужебная практика Церкви Востока основана на обряде, использовавшемся в областях с центром в городе Эдесса. Зарегистрированные общины ассирийской Церкви Востока существуют также в Ростове-на-Дону и Краснодаре. В 1998—99 годах в Москве был возведён храм во имя Пресвятой Девы Марии.

Вероучение Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, синодальных и патриарших соборов. А также на других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времён святого Афрахата, «мудреца персидского», святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина. Будучи изолированной географически и политически от остального христианского мира и постоянно находясь под иноверческой властью (сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств), эта церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни, но и всегда стремилась быть неотъемлемой частью Христовой Церкви во всем, что касается сущности веры, канонов и установлений, принимаемых в христианском мире. Так, уже в 410 году на соборе католикоса Мар Исхака были приняты Символ веры и каноны Никейского (в 325 г.), и Константинопольского (в 381 г.), вселенских соборов и целого ряда поместных соборов. Символ веры был ещё раз одобрен на следующем соборе католикоса Мар Явалахи в 420 году.

Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Что касается личности Христа, то его учение, в сущности, согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 года. Всё отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой, во Христе — две природы и две «qnome» (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности). Причём обе «qnome» соединены в одной личности Христа.

Яркие, шумные, весёлые ассирийские праздники, торжественно-сдержанные богослужения, пышные свадьбы и повседневный труд — всё это часть жизни не только маленького народа, но и большой семьи народов России.

Владимир Ханелис, Бат-Ям

Евреи и христиане Востока вместе страдали от притеснений мусульман...

Девять лет назад на проспекте Руставели в Тбилиси разговаривали двое мужчин. Сперва мне показалось, что на иврите. Но это был не иврит, хотя отдельные слова и короткие фразы я понимал. На проспекте Руставели Иосиф Эммануилович Иванов, президент Ассирийского международного национального конгресса Грузии встретился с Давидом Адамовым, вице-президентом этого конгресса. Разговаривали они по-ассирийски. Я подошел и заговорил по-русски.

Беседа наша во время прогулки по проспекту носила довольно сумбурный характер и, в основном, состояла из вопросов друг к другу: "Как у вас говорят?.. Как у вас называют?.. Как вы произносите?...". Потом мы поехали в квартал Кукия, или, как его называют старые тбилисцы, Айсоребис урбани (район ассирийцев). В нем проживают (напомню читателям, что встреча это произошла девять лет назад - В. Х. ) примерно 150 ассирийских семей, в том числе и семьи моих новых знакомых. Беседа стала более упорядоченной.

Сколько всего на свете ассирийцев?
- Во всем мире живут более четырех миллионов ассирийцев. На территории СНГ (в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае), Грузии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Украине - примерно 70 тысяч.

В каких странах живут ассирийцы и какая из общин самая большая?
- Самая большая община живет на земле наших предков - в Месопотамии, на территории современного Ирака. Ассирийцев там свыше миллиона человек. Часть из них расселена на севере страны, недалеко от Мосула, где когда-то находилась столица Ассирийского царства Ниневия, но большинство - на юге. Около миллиона ассирийцев живут в Сирии - многие сильно арабизированы. Кстати, один из основателей сирийской партии БААС Мишель Афляк был ассирийцем, христианином. В США живет до полумиллиона ассирийцев. Есть общины во Франции, Бельгии, Швеции…

Весь ваш народ исповедует христианство?
- Да. Есть православные ассирийцы, есть католики, но большинство - несториане.

Существуют ли всемирные организации, объединяющие ассирийскую диаспору?
- Существуют. Наша организация входит во Всемирный альянс ассирийцев, Его генеральный секретарь, бывший американский сенатор от штата Иллинойс Джон Нимрод недавно посетил с визитом Грузию. Активно работает в Альянсе и конгрессмен от штата Калифорния Анна Ишо. Недавно в Испании прошел 33-й съезд этого объединения.

Какие задачи ставят перед собой международные ассирийские организации?
- Сейчас во всем мире идет консолидация ассирийского народа. Поэтому главные текущие задачи - изучение языка, традиций, истории. Об этом много говорили на съезде в Испании. Но в исторической перспективе главная наша цель - возвращение ассирийцев на историческую родину.

Ассирийский "сионизм"? В таком случае Ираку придется потесниться…
- Наши старики говорят: "Берите пример с наших братьев-евреев". В Ираке существуют ассирийские политические партии. Например, Ассирийское демократическое движение. Его возглавляет Юнатад Кяна. На последнем съезде в Испании Альянс призвал эту и другие партии к сотрудничеству. Ассирийское демократическое движение входит в единый блок с Демократической партией Курдистана и Курдским демократическим движением. Этот блок находится в оппозиции к режиму Садама Хусейна (еще раз напоминаю читателям, что интервью я брал в 2001 году - В. Х. ). Он имеет и свои военные формирования, в том числе ассирийские, которые ведут борьбу с тоталитарной властью. Сегодня ассирийские отряды контролируют районы компактного проживания своих соплеменников - вокруг Арбиля (нашего древнего города) и Дохука. Интересно, что министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз - ассириец. Есть ассирийцы в парламентах Ирана и Сирии.


- От событий сегодняшних дней перейдем к делам давно минувшим. Куда вы - ассирийцы - увели десять израильских колен?
- Наша версия этого почти трехтысячелетней давности события такова: пленные евреи смешались с ассирийским народом, приняли его веру. Но случалось и ассирийцам принимать иудаизм. Елена, царица эллинистического государства Адиобена со столицей Арбиль, стала иудейкой. Один из великих ассирийских писателей и ученых носил имя Бар-Эбрей, что означает "Сын еврея". Семитские народы, а мы с вами к ним принадлежим, сильно перемешались… Во времена арабских халифов евреи и ассирийцы занимались одним и тем же - были учеными, врачами, банкирами, ремесленниками, советниками власть имущих. В те времена мы конкурировали друг с другом. Но евреи и христиане Востока вместе страдали от притеснений мусульман. Нас заставляли носить на шее огромные, полуметровые кресты, а евреев - изображение бычьей головы больших размеров. На Востоке стали метить одежду христиан и евреев. "Желтая звезда" - мусульманское изобретение. Наши исторические пути и судьбы очень похожи.


- Кому поклонялись ассирийцы до принятия христианства?
- Само название - Ассирия - происходит от имени бога Ашшура, Кроме него, у наших предков был еще целый сонм богов. Трое из них - Анну, Эйя и Энки - олицетворяли Землю, Небо и Подземное царство. Еще была богиня Иштар, или Эстер. И сегодня у ассирийцев встречается имя Эстер - так же Исраэль (Исро), Давид, Эммануэль и т. д. Ашшуру древние ассирийцы поклонялись еще примерно шесть-семь веков после разгрома Ассирийского царства, вплоть до первого века нашей эры и принятия христианства.

Существует интересная легенда о том, как ассирийцы приняли христианство. Царь города Урхе (Эдесса) Авгар в 31-32 году новой эры написал письмо Иисусу. В нем правитель просил прийти проповедовать в город, а также вылечить его от проказы. Иисус ответил царю, что должен проповедовать среди евреев - народа Божьего, но пришлет в Урхе своего ученика. Слуги Авгара нарисовали изображение Иисуса. Взглянув на него, царь излечился. С этого времени, примерно с 32 года новой эры, ассирийцы приняли христианство. Ассирийская церковь считает своим основателем святого Фому.

Расскажите, пожалуйста, о трагедиях ассирийского народа в 1914-1916 годах и в 1933 году.
- До 1916 года ассирийцы компактно проживали на территории современных государств: Турции, Ирана и Ирака. Часто в тех же районах, в которых селились и армяне. С 1914 года турки и курды начали громить христианское население. По приблизительным данным, было вырезано примерно полмиллиона ассирийцев. Убивали всех - женщин, стариков, детей. После этих событий ассирийцы разбежались по всему свету… Те, кого спасли русские войска, оказались в Грузии, Армении и Азербайджане. Затем часть беженцев перебралась в Россию. Следует отметить, что сегодня ассирийские организации ведут упорную борьбу за то, чтобы мир признал факт геноцида нашего народа в 1914-1916 годах.

… Покинув горы Турции и Ирана, десятки тысяч ассирийцев направились в Месопотамию. Они создали боевые отряды "Леви", которые воевали на стороне англичан. Британцы использовали их в своих целях - отняли у Турции богатый нефтью Мосульский вилайет и присоединили его к искусственно созданному государству - Ирак. Ассирийцам, как и курдам, англичане обещали содействовать в возрождению национальной государственности. Но, говоря современным сленгом, "кинули" и тех, и других.

Нас "кормили" обещаниями до 1933 года. В этот момент мы были уже никому не нужны. Иракская пресса начала подстрекать народ к погромам. Наш патриарх Мор Шимон Ишайя приехал в Багдад и был задержан. В это же время иракские войска устроили резню в мирных ассирийских деревнях на севере страны. Снова погибли тысячи людей. Иракцы постарались скрыть от мировой общественности эти страшные события. Седьмого августа ассирийцы во всем мире отмечают День ассирийского мученика (Йома саадид Атурая). После 1933 года ассирийцы оказались лишними на своей земле. Был даже план переселить всех нас в Бразилию…


- Нас пытались переселить в Уганду…
- Если в древности и в средние века истории наших народов часто пересекались и переплетались, то на территории СССР в двадцатые и тридцатые годы они практически одинаковы. Большинство ассирийцев - как и евреев - с радостью приняли революцию. Но с конца двадцатых годов началось наступление власти на нашу религию, историю, традиции. Наших священников и национальных лидеров частично расстреляли, частично посадили. В 1937 году закрыли школы на ассирийском языке (только в Тбилиси их было три). Власти пытались наш древний алфавит заменить латинским. Во время Второй мировой войны тысячи ассирийцев воевали в рядах советской армии. Двум из них - Ладо Давыдову и Саргису Сархошеву - присвоено звание Героя Советского Союза. Ассирийцы сражались в рядах американской и английской армии, в партизанских отрядах Италии и Франции. В Месопотамии, как и в Первую мировую войну, были созданы отряды "Лави". Они воевали против пронацистского иракского правительства.

В 1947 году большая часть ассирийской общины, проживавшей в СССР, была выслана в Сибирь и Казахстан. По дороге и в первую же зиму погибло 25-30 процентов высланных. В 1954 году ассирийцам разрешили вернуться.


- Наверняка существуют ассирийские народные обычаи, песни, танцы, национальная кухня…
- Есть интересные свадебные обычаи. Жених и его друзья пытаются войти в дом невесты, но дверь придерживают ее родственники. Когда-то матери невесты нужно было заплатить за молоко, которым она вскормила дочь, - "Зуза д-халва д-ийма". (Человек, владеющий ивритом, легко поймет эту фразу - В.Х. ) Сегодня ей дают подарок.

Новый год у нас приходит весной. В апреле 2001 года по ассирийскому календарю наступил 6749 год. Ассирийцы, как и все семиты, - веселые, жизнерадостные люди. Они любят петь и танцевать. Во всем мире ассирийцы танцуют национальный танец «Шейхани».

Самый древний сборник кулинарных рецептов был обнаружен американским ученым-ассирологом в библиотеке Йельского университета (США). Глиняные таблички с записью рецептов относятся к 1700 году до нашей эры. Кухня древних жителей Месопотамии была изысканной и разнообразной. Наши предки любили густые супы, тушенные блюда. Все это сдабривалось приправами. Супы чаше всего варились с крупами, пивом, молоком и кровью животных. В почете были лук и чеснок. Современные национальные блюда: "ариса", ее готовят на Рождество из петуха, пшеницы и масла, "бушала" - блюдо из простокваши и зелени, "мартоха" - сладкое блюдо (я пробовал - очень вкусно - В.Х. ).

Господин Адамов, расскажите коротко о себе.
- Мне 27 лет. Родился в Тбилиси. Моя мать родилась в ссылке, в Сибири. Я студент-семитолог Института стран Азии и Африки при АН Грузии. Очень хотел бы побывать в Израиле и выучить иврит (c 2006 года Давид Адамов - президент Ассирийского Национального Конгресса Грузии - В. Х. ).


- Такой же вопрос я хочу задать и вам, господин Иванов. Кстати, откуда у вас, семита, славянская фамилия?
- У ассирийцев было два больших рода: Бен-Йонай и Бен-Йоханан. Всех их представителей царские и советские чиновники записывали Ивановыми. Я родился в 1954 году в Тбилиси. По профессии инженер-технолог. Хочу рассказать вам об одном казусе. В США меня познакомили с программистом Самуэлем Фоксом, религиозным евреем. Я начал говорить с ним на ломаном английском, но, к моему изумлению, он ответил на прекрасном ассирийском языке. Я пригласил его в Тбилиси. Он жил здесь месяц. Самуэль Фокс много лет изучает сложнейшие горские диалекты ассирийского языка.

Я вижу в этой комнате флаг…
- Автор эскиза нашего флага - инженер Джордж Бит-Атанас. В 1968 году эскиз был представлен 3-му съезду Всемирного союза ассирийцев и принят в качестве национального флага. Он вместе с другими флагами развевается перед зданием штаб-квартиры Организации не представленных организаций и народов в Гааге. В центре флага - голубая звезда с золотым диском. Диск олицетворяет солнце ("шемеш"). Волнистые полосы - синяя, белая и красная, расходящиеся от центра, обозначают три главные реки на родине ассирийцев - Тигр, Ефрат и Заб.

Вы надеетесь увидеть независимое ассирийское государство?
- Мы мечтаем об этом…

Герцль, предвестник нашего государства, сказал когда-то евреям: "Если захотите - это не будет сказкой".

P.S.

30 августа 2010 года в Москве скончался один из самых известных ассирийцев СССР, России и СНГ Михаил Юханович Садо - лингвист, семитолог, политический и общественный деятель. Он родился 9 июня 1934 года.. Его родители - ассирийцы, приехавшие в Россию из Турции. Дед Михаила Юхановича, священник Исхак Садо, был расстрелян в 1938 году во время массовых репрессий против ассирийцев в СССР. Отец дважды отбывал тюремные заключения - в 1938 и 1948 годах. Дипломная работа Михаила Юхановича Садо "Современные ассирийские диалекты СССР (Барвар, Альбак и Гавар)". В 1964 году он вместе со своими единомышленниками Огурцовым, Вагиным и Аверичкиным основал подпольную антикоммунистическую организацию "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа". Был приговорен к 13 годам заключения строгого режима. Властями России до настоящего времени не реабилитирован. По возвращении из ссылки стал преподавателем классического иврита и арамейского языка в Санкт-Петербургской православной духовной академии, а затем и ее профессором. С 2003 года, по свидетельству Интернет-сайта Атраньюс, Михаил Садо стал самым популярным ассирийцем в СНГ и бессменно состоял в списке 10 лучших.

Книга Владимира Ханелиса (Израиль)

"РОДИЛИСЬ И УЧИЛИСЬ В ОДЕССЕ"

(Материалы к энциклопедическому словарю)

Стоимость книги:
в Израиле - 89 шек.;
в Европе, США и странах СНГ - $29.90 ;
в Австралии - 34.90 ам. долл.
В цену входит пересылка.

Для заказа обращаться:
V . Hanelis , Livorno str . 11 apt . 31,
Bat-Yam, Israel, 59644
Tel\fax - +972-3-551-39-65
E-mail -

АССИРИЙЦЫ (сирийцы, айсоры; самоназвания восточных ассирийцев - атурая, сурая, западных - сурьян), этническая общность на Ближнем Востоке. Делятся на восточных ассирийцев (традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции, в том числе ассирийцы бывшего СССР) и западных ассирийцев (Сирия, Южная Турция). Численность в Иране 34 тысячи человек (2000 год, оценка), Ираке 506 тысяч человек, Турции 65 тысяч человек, Сирии 84 тысяч человек. Живут также в Ливане (34 тысячи человек), Палестине (4 тысячи человек), Израиле (0,5 тысяч человек), Кувейте (4 тысячи человек), Грузии (6,2 тысяч человек), Армении (3,4 тысяч человек), Азербайджане (1,3 тысяч человек), России - 113,7 тысяч человек, в том числе в Москве - 2,7 тысяч человек (по оценочным данным - не менее 10 тысяч человек), Санкт-Петербурге - 0,5 тысяч человек, Краснодарском крае - 3,8 тысяч человек, Ростовской области - 2 тысяч человек, Ставропольском крае - 0,9 тысяч человек; 2002 год, перепись], США (58 тысяч человек), Великобритании (8 тысяч человек), Швеции (10 тысяч человек), Франции (3,5 тысяч человек) и др. Общая численность, по разным оценкам, от 450 тысяч до 3 миллионов человек. Говорят на языках западной, центральной (западные ассирийцы) и восточной (восточные ассирийцы) групп новоарамейских языков. Литературный ассирийский, или новосирийский, язык па основе урмийского языка; письменность на основе сирийского письма. Распространены также языки стран проживания.

Восточные ассирийцы - приверженцы Ассирийской церкви Востока, западные ассирийцы - Сириякской православной церкви (смотри Сирийские церкви). У обеих групп возникли параллельные униатские ветви: у восточных ассирийцев в 1550-е годы - приверженцы Халдейской католической церкви, или халдеи (кялданая), у западных ассирийцев в 18 веке - сиро-католики, в 19 веке среди ассирийцев появились также католики латинского обряда и протестанты, в России ассирийцы посещают православные церкви.

Ассирийцы возводят себя к арамеям, считают себя потомками древних ассирийцев. В 1 веке (во время правителя Осроены Абгара V) среди них распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Евфратом, ими создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов. В 14 веке за отказ принять ислам большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. С 15 века до 1974 года светским и духовным главой восточных ассирийцев был патриарх из рода Мар Шимунов, титул которого передавался от дяди к племяннику. К началу 20 века племена ассирийцев Северной Турции подразделялись на независимые, или аширетные, племена (дизная - в маликстве Диз, базная — в маликстве Баз, верхние и нижние тьярая - в маликстве Тьяри, тхумная - в маликстве Тхума, большие и малые джильвая - в маликстве Джилу); полунезависимые (талная - в маликстве Тал, чалная - в маликстве Чал, ливиная - в маликстве Левин, барварная - в маликстве Варвар и др.), зависевшие более от аширетных маликов, нежели от турок; зависимые ассирийцы-райя, жившие на равнине и находившиеся в подчинении османских властей (гяварная - в маликстве Гявар, альбакная - в маликстве Альбак и др.). Остатки племенного деления прослеживаются у восточных ассирийцев до сих пор. Иранские ассирийцы, жившие в районах Урмия (урмижная) и Салмас (салмасная), не знали племенного деления, по положению приближались к зависимым ассирийцам Османской империи. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в 19 - 1-й четверти 20 века образовалась обширная диаспора. На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы селятся с 1828 года и особенно в 1914-18-е годы, после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида. В 1924-37 годах действовал Всероссийский союз ассирийцев.

Традиционная культура типична для народов Западной Азии. В местах традиционного проживания и в Закавказье занимаются земледелием и садоводством (преимущественно на равнине) и скотоводством (преимущественно в горах). В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае (1 тысяча человек). Известен богатый фольклор (сказки, поговорки, пророчества). Большинство ассирийцев диаспоры живут в городах. В России заняты главным образом мелкой торговлей (выходцы из Ирана), ремонтом и чисткой обуви (выходцы из Турции), в Грузии традиционно работают в строительстве. Среди современных ассирийцев - представители интеллигенции, среднего бизнеса. Существуют международные общественные организации ассирийцев, школы с преподаванием ассирийского языка, издаются газеты и журналы («Месопотамия», «Звезда Ассирии» и др.).

Лит.: Малома Я. Несториане и округ Хеккари // Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Тифлис, 1873-1874. Т. 2; Маевский В. Несториане Ванского вилайета // Известия штаба Кавказского военного округа. Тифлис, 1913. № 35-36; Вегин С. В верховьях Тигра. М.; Л., 1929; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979; Матвеев А. К., Матвеев К. //. Ассирийцы: История и этнография ассирийцев. М., 1990; Ассирийцы: Фольклор. М., 1990-1992. Кн. 1-2.

С. С. Михайлов, А. А. Шайкин.

Ассирийцы - один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.

Наследники древней империи

Ассирия - одна из древнейших империй, существовавшая с XXIV века до н. э. Это государство подчинило себе множество народов, и располагалось в период расцвета военного могущества на территориях современных Ирака, Ирана, Египта, Сирии и Израиля. Многим Ассирия знакома по знаменитым законам Хамураппи, среди которых есть и ставший впоследствии библейским тезис «око за око» (Левит 24:19-20).

Также широко известен ассирийский царь Ашшурбанипал, создавший крупнейшую из дошедших до нас библиотек древности. Наряду с достижениями культуры, ассирийцы прославились своей жестокостью по отношению к захватываемому населению и особой тактикой войны, в ходе которой они непременно выжигали дотла все вражеские территории. Несмотря на то, что империя в VII веке до н. э. пала под натиском многочисленных врагов, народ, проживавший на ее территории, до сих пор обитает во многих странах мира и мечтает возродить некогда великое государство.

Современные ассирийцы - потоки древних?

По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около четырех миллионов. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык - новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.

Однако не все ученые разделяют мнение о том, что современные ассирийцы генетически восходят к обитателям Ассирии: некоторые считают, что они и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие же - что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Интересен и еще один факт: именно массовая интеграция арамейского населения нанесла сильный удар силе Ассирийской империи, народ которой говорил, в основном, на аккадском.

Ассирийцы в России

Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата начиная с VII века, и в Османской империи и Персии - с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.

Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.

Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян, российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.

Но ассирийское население сильно пострадало за свое предательство - в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.

Национальное ремесло

После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.

В 30-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой - и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.

Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви - этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.

Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.

Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские - Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.

Традиции современных ассирийцев

В 40-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда - «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.

Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат - блюдо, символизирующее падение Ниневии. Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Ассирийские рестораны и интернет-магазины - все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России.

    Ассирийцы один из самых гонимых национальностей в мире. К древним ассирийцам имеют косвенное отношение, только по названию и изначальному месту проживания.

    Главная беда ассирийцев в том, что они упорно, на протяжении веков исповедуют христианство в радикально мусульманском окружении, за что целенаправленно уничтожались. В российской империи их насильно заставляли принимать православие, в СССР объявляли преступной народностью.

    Тем не менее ассирийская народность существует, даже сохранила свой язык, религию и традиции, что не может не вызывать уважения.

    Ассирийцы — это народ, который ведет свою историю со времен Древней Ассирии (Ассирийское Царство). Если кто думает, что народ вымер вместе с исчезновением Ассирии, то он заблуждается. Ассирийцы живут и сегодня в Грузии, России, Ираке, Иране, Ливане, Сирии, Турции, Армении, США, Германии, Швеции, Великобритании.

    Ассирийцы говорят на ассирийском языке, который является новоарамейском (немного измененном языке Христа, который говорил на арамейском). В народ Ассирии входили шумеры, амореи, халдеи, аккадцы и другие народы. Ассирийцы исповедуют христианство, но преимущественно они миафизиты и несториане.

    Ассирийцы — люди, которые пошли от древнего населения, которое жило в Передней Азии.

    Жители Месопотамии, которые говорили по-арамейски являются предками ассирийцев.

    Теперешние ассирийцы живут не только у нас, но и в Иране, Сирии, Турции, США, Армении, Грузии и других странах.

    Могут говорить на родном языке, а также персидском, турецком, арабском.

    Очень спорный вопрос: кто же такие ассирийцы? Ассирийцы — это представители древнего семитского народа. Раньше у них было сво государство. В ходе завоеваний и исторических событий Ассирийская империя полностью исчезает, а сами ассирийцы находят себе дома в различных уголках мира.

    Вероисповедование у них христианское.

    Разговаривают на новоаомейском языке, а также на тех языках, на которых разговаривает местное население.

    Следует различать современных ассирийцев и ассирийцев, живших в Месопотамии до нашей эры. Современные ассирийцы — малочисленный народ, который раскидан по всему свету, но большая часть которого проживает в в Сирии, Турции и Ираке. Они ведут свое происхождение от потомков древних ассирийцев, которые в начале нашей эры приняли христианство. Это решение отразилось на народе, живущим в мусульманском окружении не лучшим образом и первоначально многочисленная община практически полностью уничтожена и продолжает уничтожаться сейчас, в частности боевиками нового Исламского государства.

    Древние ассирийцы — могущественный и воинственный народ, создавший в 3-2 тысячелетиях до нашей эру огромное государство в Месопотамии и на Ближнем Востоке. Имели свое верование и своих верховных богов — Мардука и Тиамат. В памяти многих ассирийцы древности ассоциируются с прекрасным городом Ниневия.

    Ассирийцами принято считать народности, относящиеся к группе семитов, живущих в большинстве в Турции, Ираке и Иране. Но нельзя сказать и том, что ассирийцев вы можете встретить по всему миру. Эта народность сохранила свой специфический язык, на котором говорил Иисус Христос. Все они — христиане. Ранее на территории перечисленных стран и близлежащих была страна Ассирия, которая была расформирована.

    Страны Ассирия уже не существует, но нация есть, хотя и малочисленная, расскиданная по всему миру, но больше всего эта народность живет в Иране, Ираке, Сирии. Раньше сущессвовало государство Месопотамия, которое располагалось на месте Ирана, Ирака, Сирии. Разговаривает народность на древнем арамейском языке.

    Ассирийцы-это древний народ, создавший большое государство в Месопотамии и на ближнем востоке. Но вс пошло как всегда после принятия христианства(как всегда-это войны из-за религии). Их стали уничтожать мусульмане и почти добились своего. Теперь они живут небольшими сообществами раскиданные по всему миру, но хранят традиции и даже сохранили свой древний язык. Вот так уже вс сво существование народы убивают друг друга из-за веры. А ведь извращнные мозги до сих пор находят способы внедрить религию в умы. И как бы не кричали о религии, что это добро-тронь е и тебя убьют, самые добрые религиозные люди. Вот и ассирийцы попали под такой замес, хотя наверняка и сами ущемляли других. И так будет всегда.

    Ассирийцы — это такая народность, относится к группе семитов. Живут преимущественно в Иране, Ираке, Турции.

    А вообще, они расселены по всему миру.Они умудрились сохранить свой древний язык, один из старых арамейских диалектов, на этом языке, по преданию, говорил сам Иисус Христос. Ассирийцы почти все христиане.

    Ассирия — исчезнувшая страна, она располагалась на территории современных Ирака, Ирана, Сирии, Саудовской Аравии.

    У Ассирийцев когда то была своя могучая империя в передней Азии, а сейчас это народ без своего государства как цыгане. Разбросала их история по всему белому свету. В первом веке они приняли христианство. Оказавшись в окружении зороастрийского, мусульманского и иудейского населения подвергались гонениям и геноциду.