Играм по инициативе ребенка творческим относятся. Основные виды игр в детском саду и их темы. а) разнообразные, эмоционально выразительные движения, жесты, мимика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка

1.1 Сюжетно-ролевые игры

1.2 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой

1.3 Организация сюжетно-ролевой игры во 2-ой младшей группе

2.2 Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в цирк»

2.3 Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

2.4 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Игра - ведущая деятельность дошкольника. В ней, как отмечал А.Н.Леонтьев, развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у младшего школьника стимула к учёбе.

За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Каждый из них имеет своё значение для развитие психики и социальной адаптации ребёнка, а в целом они обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для её дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности. В игре развивается то, что будет нужно ребёнку в его взрослой жизни. Приобретение социального опыта, представленного в богатейшем и разнообразнейшем содержании игр, даёт ребёнку возможность для более полной ориентировки в мире. Игра не является способом получения новых знаний, она служит для перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребёнка. Таким образом, знание и игра дополняют друг другу.

Существуют различные классификации детских игр. Рассмотрим классификацию, где в качестве основы выдвигается категория «инициативы» исходящей от субъектов игры (разработана С.Н. Новоселовой).

1 класс - Игры, возникающие по инициативе самих детей. К ним относятся самодеятельные игры экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и др. предметами и самодеятельные сюжетные игры.

2 класс - Игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.

3 класс - Традиционные или народные игры, возникшие в глубине этноса.

Цель работы: изучить классификацию игр детей дошкольного возраста.

Для этого решим следующие задачи: дать характеристику игр, возникающие по инициативе ребенка; более подробно раскрыть сюжетно-ролевые игры; привести конспекты пяти сюжетно-ролевых игр.

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка

В дошкольном возрасте ведущими являются игры, возникающие по инициативе ребёнка, т.е. самодеятельные. В них дети сами задают цель игры, выбирают средства и способы ее осуществления, сами создают игровые проблемные ситуации и находят решения доступными им игровыми способами. Эти игры представляются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития.

1) Игра-экспериментирование: с природными объектами, с животными и людьми, со специальными игрушками.

2) Самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная.

1. 1 Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя - их основой является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Д.Б.Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры - правила, благодаря которым, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

- игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

- игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

- игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра развивается постепенно.

Развитие сюжетной игры на разных этапах

Характер

игровых действий

Выполнение

Развитие сюжета в

воображаемой

ситуации

Отдельные игровые действия носят условный характер

Роль осуществляется фактически, но не навязывается

Сюжет - цепочка из 2-х действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4 - 5

Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий характер

Роль называется, дети могут по ходу менять роль

Цепочка из 3-х взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5 - 6

Переход к ролевым действиям, с отображением социальных функций людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединена одним сюжетом соответствует реальной логике действий взрослых

6 - 7

Отображение в игровых действиях отношений между людьми. Техника игровых действий условно

Не только роли, но и замыслы игры проговариваются детьми до ее начала.

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям м/у людьми.

Длительность сюжетной игры:

- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Можно выделить начальную ступень и развитую сюжетно-ролевую игру.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

В раннем возрасте у детей появляется сюжетно-отобразительная игра, в которой малыши отображают хорошо знакомые события окружающего, роль на себя не принимают, играют индивидуально. Первый такой этап - ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка - 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение. Третий этап развития игры относится к концу 2 - началу 3 года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу). Четвертый этап (с 3 до 7 лет) - собственная ролевая игра. Т.е. когда сюжетно-отобразительная игра сформируется, появляется сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что дети принимают на себя роль взрослого, отображают самые разнообразные события, предпочитают играть совместно со сверстниками.

1.2 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой

игра сюжетный ролевой школьник

Чтобы игра поэтапно формировалась, оказывая положительное влияние на развитие каждого ребенка, ею надо умело руководить. Руководство будет эффективным, если педагог опирается на знание показателей развития игры.

Основные показатели развития игры:

- в игре есть содержание, это те события, которые дети передают;

- любое содержание в игре отображается разными способами. Сначала дети осваивают предметные способы, потом - ролевые;

- отличительной чертой игр является самостоятельность и творчество детей;

- в игре дети вступают во взаимодействие друг с другом.

Рассмотрим усложнение сюжетно-ролевой игры в соответствии с выделенными показателями.

1. Содержание игры. С обогащением жизненного опыта игровые замыслы у детей становятся все интереснее и разнообразнее. В детских играх причудливо переплетаются реальные, сказочные, фантастические события. Возрастает количество игровых задач, которые ставят дети.

Задача руководства: обогащая жизненный опыт, содействовать появлению у детей разнообразных замыслов.

Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Поэтому детей интересуют иные, чем в сюжетно-отобразительной игре, стороны окружающей действительности. Сначала детей интересуют действия, которые выполняют взрослые, а потом - взаимоотношения и общение людей.

Задача руководства: побуждать детей принимать на себя роли взрослых, отображать в играх сначала действия людей, потом - взаимоотношения.

2. Способы отображения детьми окружающего в игре. В сюжетно-ролевой игре у детей хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Становятся все разнообразнее игровые действия с игрушками. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы-заместители. Причем в качестве заместителей могут брать как знакомые, так и новые предметы. По мере необходимости дети включают в игры воображаемые предметы, а иногда отсутствующие предметы или невыполненные действия они заменяют словом. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре дети легко варьируют освоенные на предыдущем этапе развития игры предметные способы решения игровых задач.

Задача руководства: совершенствовать у детей предметные способы решения игровых задач.

Важным изменением является то, что в сюжетно-ролевой игре формирование новых - ролевых способов отображения окружающего. Их нужно формировать с того момента, как дети начнут принимать роль и активно об этом заявлять. К ролевым способам относятся:

а) разнообразные, эмоционально выразительные движения, жесты, мимика;

б) ролевые высказывания;

в) ролевая беседа.

На начальном этапе сюжетно-ролевой игры формируют у детей ролевые действия и высказывания, в развитой сюжетно-ролевой игре все чаще вместо ролевых высказываний появляется ролевая беседа. Рассмотрим, как развиваются ролевые способы решения игровых задач.

Ролевые действия могут быть как разнообразные, так и однообразные, это зависит от впечатлений детей от деятельности того человека, чью роль они выполняют. Знания о труде взрослых дети получают на экскурсиях, во время чтения детской литературы и др. Ни в коем случае дошкольников не следует специально обучать определенным ролевым действиям, соответствующим тем или иным ролям - врача, продавца и др. Однако не только на разнообразии действий должно быть сосредоточено внимание педагога. У детей надо развивать эмоциональную выразительность движения, жестов, мимики.

Ролевые действия в играх сопровождаются ролевыми высказываниями, с помощью которых ребенок обращается к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстнику.

Постепенно от ролевых высказываний дети переходят к беседе. Она отличается тем, что играющие обмениваются логически связанными по содержанию фразами. Сначала ролевая беседа возникает по инициативе взрослого. Получив опыт общения, дети включаются в ролевую беседу друг с другом. С обогащением жизненного опыта детей беседа становится все разнообразнее и длительнее. Но в практике наблюдается такая тенденция: чем старше становятся дети, тем меньше они разговаривают в игре или их общение остается на примитивном уровне. Причина этого в том, что дети порой не знают, о чем можно поговорить, поэтому во время формирования ролевой беседы обязательно нужно демонстрировать взаимодействие и общение взрослых.

Итак, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что у детей происходит формирование ролевых способов решения игровых задач.

Задача руководства: формировать у детей ролевые способы отображения окружающего: разнообразные, эмоционально выразительные действия, ролевые высказывания и ролевую беседу.

3. Взаимодействие детей в игре. В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками. Это становится возможным, т.к. дети научились самостоятельно ставить игровые задачи. Значительно труднее играющим принимать игровые задачи, поставленные сверстниками. Неумение детей принимать игровые задачи часто приводит к конфликтам. В практике воспитатели стремятся сами разрешать детские конфликты, тем самым не приучают детей самостоятельно договариваться в играх. Если поставленная игровая задача ребенку не интересна, его надо научить тактично отказываться от нее, не обижая сверстника. С обогащением игрового опыта возрастает длительность взаимодействия. Сначала играющие вступают в кратковременное взаимодействие, потом оно становится более длительным.

Задача руководства: побуждать детей ставить игровые задачи взрослым и сверстникам, приучать играющих принимать игровые задачи или тактично от них отказываться. Поддерживать длительное взаимодействие детей в игре.

4. Самостоятельность и творчество детей в игре. В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными, они придумывают, во что будут играть, т.е. определяют замысел. Для его реализации самостоятельно ставят разнообразные игровые задачи. В практике порой и в старших группах воспитатели обращаются к детям с предложениями: «Давайте играть в ….». Это свидетельствует о том, что у детей еще в младшем дошкольном возрасте не развивали самостоятельность, поэтому им и требуется помощь, либо о том, что педагоги не ставят перед собой задачу развивать у воспитанников самостоятельность в игре.

Кроме этого, дети могут самостоятельно выбирать предметные и ролевые способы отображения окружающего в игре. Они сами подбирают необходимые игрушки, если требуется какой-то предмет, которого нет, то легко используют для его замены предметы-заместители или воображаемые предметы. Традиционное воображение по сюжетам, когда весь игровой материал, например, для игры в больницу, сосредоточен в одном месте, не способствует развитию у детей самостоятельности в выборе предметных способов, т.к. все игрушки уже приготовлены заранее.

Приняв роль дети сами придумывают, сто можно сказать от имени того человека, чью роль они выполняют, какие средства выразительности использовать, чтобы быть похожим на него, т.е. они самостоятельно выбирают ролевые способы отображения окружающего. Дети должны быть и самостоятельны и в выборе партнеров по игре.

Задачи руководства: продолжать развивать у детей самостоятельность в выборе замысла, в постановке игровых задач для его реализации, в выборе предметных и ролевых способов решения игровых задач. Приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом в игре.

Сюжетно-ролевые игры иначе называют еще творческими, т.к. в них у дошкольников больше всего проявляется творчество. Так же как и самостоятельность, творчество у детей может быть в выборе замысла и постановке игровых задач, в выборе способов решения поставленных игровых задач. Но на начальном этапе выбора сюжетно-ролевой игры творчество у детей проявляется в выборе только предметных способов, т.к. они уже хорошо сформированы, а в развитой сюжетно-ролевой игре - не только предметных, но и ролевых.

Задачи руководства: развивать у детей творчество в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе предметных и ролевых способов их решения.

1. 3 Организация сюжетно-ролевой игры во 2-ой младшей группе

Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?

Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог.

Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно.

Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером -- сверстником.

Задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.

Цель - не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы.

Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие:

- развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей;

-·парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

В заключении отметим, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

2. Характеристика сюжетно-ролевых игр (вторая младшая группа)

2.1 Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати»

Цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. В совместной с воспитателем игре закрепить умение детей действовать с предметами и игрушками. Способствовать объединению детей для совместных игр. Подвести детей к понятию «семейные традиции».

Предшествующая работа. В течение года проводим празднования дней рождений детей в детском саду с участием родителей, совместно готовим музыкальные подарки и украшаем группу, дети принимают участие в сервировке столов к обеду, с детьми ведется работа по нравственному воспитанию (вежливое обращение друг к другу, умение культурно себя вести в общественных местах).

Игровой материал: наличие игровой зоны с мебелью, набор чайной посуды, украшения для детей, украшения для создания праздничной атмосферы, куклы. Кукла Катя в нарядном платье.

Игровые роли: мама, папа, подружки.

Ход игры:

Действия педагога направлены на игрушку (сюрприз).

- Ребята, посмотрите на нашу полочку сюрпризов. Что же на ней стоит? (красивый мешочек).

- Как вы думаете, что лежит в этом мешочке? (ответы детей).

- Давайте посмотрим (воспитатель открывает мешочек и достает из него красочную открытку в которой написано поздравление для куклы Кати).

Педагог обращает внимание на внешний вид куклы и предлагает задачу на сообразительность.

Ребятки, сегодня у Кати день рождения. Посмотрите, какая она нарядная и красивая, у нее сегодня праздник. Ее подружки приготовили для нее подарок (достает из мешочка матрешку). Ой! Катя мне что- то говорит. Она нас тоже приглашает на свой праздник. Вот только Катя совсем не знает, как можно отпраздновать день рождения. Давайте ей поможем. (Дети и воспитатель организуют в игровом уголке праздничную обстановку с помощью шариков).

- Что нам нудно для празднования дня рождения? (ответы детей). Кто будет ее подружками? Кто хочет быть мамой Кати?

Дети выбирают роли.

Педагог напоминает о том, как праздновали дни рождения детей в группе, дома. Для поддержания интереса можно по ходу может задавать вопросы.

-Как вы думаете, что еще нужно для праздника?

- Посмотрите, какое хорошее настроение у Кати, она улыбается! К ней пришли подружки!

- Посмотрите, кукла Таня наверное, хочет сказать пожелание для Кати (дети от лица кукол говорят пожелания).

- Чья кукла хочет спеть песню для Кати? (дети от лица кукол поют песенку).

- Катя любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение (дети от лица кукол читают стихотворение).

- Все хлопают в ладоши.

Вот такой веселый день рождения был у Кати! (воспитатель включает магнитофон и дети с куклами идут танцевать).

Далее игра развивается по инициативе детей.

Результат игры: появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими; выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы-заместители. Появление понятия «семейные традиции».

2. 2 Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в цирк»

Цель: Побуждать детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры, дополнять обстановку недостающими предметами. Создать в группе радостное настроение. Воспитывать культуру поведения в общественных местах. Привлекать родителей к совместным мероприятиям с детьми.

Предшествующая работа. Рассматривали альбом «Цирк», с родителями посещали цирковое представление, ежедневно проводим подвижные игры со спортивным инвентарем. С помощью родителей изготовили костюмы и шапочки.

Игровой материал: стулья, поставленные в форме круга, костюмы и шапочки, спортинвентарь (кольца, мячи, обручи) карточки с цифрами, билеты.

Игровые роли: Артисты, зрители кассир.

Ход игры:

Действие педагога направлено на игрушки.

- Посмотрите - ка, ребята, наши куклы загрустили. Надо их развеселить. А давайте отправимся с ними в цирк. Вот только ехать туда далеко. Что же делать? (ответы детей)

- А давайте мы поиграем с куклами в цирк! Что нужно для того, чтобы куклы пошли в цирк? (нарядиться, купить билеты и сесть на свои места в цирке).

- А что же еще нужно для циркового представления? (артисты).

Педагог побуждает каждого из детей принять участие в игре.

- Какие артисты будут выступать в нашем цирке? (ответы детей: лошадки, тигры, клоун). Воспитатель предлагает разделиться на две подгруппы: артистов и тех, кто будет зрителем.

- Ребята, тот, кто будет зрителем, выбирайте себе кукол и наряжайте их для того, чтобы пойти с ними в цирк.

Дети выбирают и наряжают кукол по своему усмотрению.

- А вот здесь костюмы для артистов.

По ходу подготовки артистов к выступлению, воспитатель уточняет о том, какие действия они будут выполнять:

- Что будут делать лошадки? (скакать по арене цирка).

- Что могут делать тигры на арене цирка? (прыгать из обруча в обруч).

- Как может веселить зрителей клоун? (прыгать на мячике, бросать мяч куклам, смеяться).

- Что могут делать собачки? (считать).

Воспитатель помогает детям надеть костюм или шапочку, выбрать спортивное оборудование.

- Все нарядили своих кукол? Можно покупать билеты и занимать свои места!

Роль продавца билетов может осуществить сам педагог или ребенок.

Дети с куклами подходят к воспитателю (ребенку) берут билеты и занимают свои места. Педагог обращает внимание на культуру поведения в цирке.

Звучит веселая музыка и объявляется о начале представления.

В ходе игры, воспитатель поддерживает интерес к каждому номеру с помощью поощрения и аплодисментов. Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, можно перенести действие на игрушку. Предложить несложное задание с этой игрушкой.

- Посмотри, Гриша, игрушечный слон хочет тебе помочь. Попробуй с ним попрыгать.

После окончания представления дети покидают свои места и продолжают игру с куклами по своему усмотрению и интересам.

Результат игры: расширение кругозора, развитие творчества и инициативы.

2. 3 Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Способствовать совместным играм детей и родителей в домашних условиях.

Предшествующая работа. Ежедневные режимные моменты в детском саду, дидактические игры с куклой, проведение экскурсии по детскому саду, посещение родителями клуба «Мы - счастливая семья» (формирование определенной модели поведения с ребенком через игру).

Игровой материал: куклы, игрушечная посуда, мебель, предметы - заместители, набор медсестры (градусник, шприц, вата, витаминки).

Игровые роли: повар, медсестра, воспитатель, музыкальный работник.

Ход игры:

Посмотрите, как много групп в нашем д/с, в них очень много детей. Кто же заботиться о том, чтобы детям жилось в д/с хорошо и весело? (ответы детей).

Далее воспитатель уточняет знания детей о труде взрослых в д/с.

После экскурсии воспитатель предлагает поиграть в детский сад.

Сначала педагог сам показывает действия с предметами.

Например, играя роль медсестры, воспитатель подготавливает необходимые предметы: градусник, шприц, вата, витаминки, при этом, используя предметы- заместители. После этого предлагает одному из детей показать, какую работу выполняет медсестра (делает прививки, массаж, измеряет температуру…) так педагог может разыграть несколько ролей.

Дети распределяют роли между собой.

Алина: Я буду музыкантом, буду учить кукол петь песни и танцевать.

Воспитатель: А кем будет работать Вика?

Вика: Я буду медсестрой! (выбирает себе атрибуты).

Дети начинают действия с куклами, выполняя каждая свою роль. Воспитатель подсказывает детям, что куклам после занятия пора собираться на прогулку, а кукле Оле идти к медсестре на массаж и т. д

На протяжении игры педагог напоминает о режимных моментах детского сада и способствует объединению отдельных действий в единую сюжетную линию.

Понравилась ли вам игра? Интересно ли было? Раз нам всем было интересно, давайте поблагодарим друг друга за интересную игру.

2. 4 Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе»

Программные задачи: Закрепление названия транспортных средств; формирование положительного взаимоотношения между детьми; развитие диалогической речи; расширение кругозора детей.

Подготовка к игре: Наблюдение за проезжающим транспортом на улице. Рассматривание иллюстраций на тему: «Лето». Рисование «Цветы» (гуашь). Лепка «Грибы», «Ягоды». Д/и «Собери машину» (разрезные картинки).

Игровой материал: Силуэты грибов, ягод, цветов, деревьев из картона, корзинки. Коврики или небольшие куски ткани, сухой бассейн. Руль, сумка для кондуктора, «билеты», «деньги», кошельки.

Игровые роли: Водитель, Кондуктор, Пассажир.

Ход игры:

Воспитатель берёт в руки рупор и объявляет: «Внимание! Внимание! Желающие отправиться в путешествие, могут пройти в автобус номер один» (автобус построен из стульчиков, на нём прикреплена цифра один).

В автобусе сидят водитель (ребёнок) и кондуктор (воспитатель).

Кондуктор объясняет детям-пассажирам маршрут автобуса («лес», «пляж и море») затем спрашивает у детей, до какой остановки они едут.

Автобус трогается в путь. Воспитатель объявляет: «Остановка - лес» желающие выйти дети, выходят из автобуса (расставлены макеты деревьев, на полу разложены силуэты из картона грибов, ягод, цветов).

Автобус отправляется дальше…

Кондуктор объявляет: «Остановка-пляж и море» (дети выходят из автобуса и играют в сухом бассейне, ложатся на коврики и загорают).

После игры дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад.

Ребята, скажите, где мы были? (в лесу, на море и на пляже).

Что там делали? (собирали грибы, ягоды, цветы).

Как вы думаете, на каком ещё транспорте можно путешествовать? (на машине, поезде, теплоходе).

Правильно, молодцы ребята, но в автобусе удобнее путешествовать, потому что в него может вместиться много людей и он может везде проехать!

А вам понравилось, путешествие в автобусе? (да).

Результатом игры являются представления о транспорте; о профессиях водитель, кондуктор; формирование коммуникативных навыков; расширение кругозора детей; развитие диалогической речи.

2.5 Сюжетно-ролевая игра «Поездка на поезде за покупками»

Цель: 1. формируем интерес к сюжетно-ролевым играм; 2. учим выполнять несколько функций (ролей), в одной игре; 3. научить детей действовать сообща с товарищами, принимать одно решение; 4. учить переносить жизненные ситуации в игровую деятельность, понимать взаимосвязь жизнь-игра; 5. воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Оборудование: магнитофон, диск с аудиозаписью «Песенка веселого паровозика», игрушка-паровоз, игрушки для каждого ребенка, оформленный уголок «Магазин», билетики, кукла Таня.

Игровые роли: Паровозик, Продавец, Контроллер.

Ход игры:

Воспитатель: здравствуйте ребята. Я пришла к вам с гостьей (кукла Таня). Таня рассказала мне сейчас, что она была в магазине и видела там очень много игрушек, но они скучают и у них нет друзей. Ребята я предлагаю вам поехать в тот магазин и купить те игрушки. Вы согласны?

Ребята: да.

Воспитатель: что же нам делать, ведь магазин находится далеко, пешком мы туда не дойдем. Ребята, а на чем мы можем поехать в этот магазин? Давайте вспомним, на чем можно ездить (вспомните названия транспорта).

Ребята: предлагают свои варианты.

Неожиданно раздается гудок паровоза, появляется паровозик.

Паровозик:

Ем я уголь, пью я воду, как напьюсь прибавлю ходу.

Везу обоз на 100 колес, И называюсь паровоз.

Воспитатель: здравствуй паровозик.

Паровозик: здравствуйте. Ой, а куда это я попал?

Воспитатель: это же наш детский сад, группа «Неваляшки».

Паровозик: да! А что вы здесь делаете?

Воспитатель: мы собрались ехать в магазин, за игрушками. Только мы не знаем на чем нам ехать.

Паровозик: а вы меня возьмите с собой, а я вас отвезу? Ребята возьмете?

Ребята: да.

Воспитатель: тогда поехали! Давайте возьмем стульчики и сделаем из них вагончики. Усаживаемся в вагончики, покупаем билетики у контролера. Ручками помогаем ехать паровозику.

Паровозик: ту-ту-уууу. Остановка «Магазин».

Продавец: здравствуйте. Что вы хотите?

Ребята покупают игрушки, общаются с продавцом.

Воспитатель: все приобрели себе игрушки. Тогда поехали назад в детский сад.

Паровозик: приготовились, поехали. Ту-ту-уууу. Остановка «Детский сад».

Воспитатель: вот и приехали. Ребята вам понравилась наша поездка?

Хотите еще? (Анализируем игру).

Паровозик: ребята спасибо большое за такое прекрасное путешествие. Я позже еще приду к вам в гости. Пока.

Результат игры: дети научились действовать сообща с товарищами, дружелюбному отношению друг к другу.

Заключение

Таким образом, являясь основным видом деятельности, игра занимает ведущее место в жизни ребенка. Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу. В настоящее время распространена классификация Новоселовой, основа которой признак - по чьей инициативе возникла игра: 1) Игры, возникшие по инициативе ребёнка: игра - экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). 2) Игры, возникшие по инициативе взрослого: обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальное, театрально-постановочные). 3) Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых - народные игры.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.). Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Список используемой литературы

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П.Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.

2. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей? Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. - Н.Новгород: НГПИ им. Горького, 2002. 30 с.

3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей детсада и родителей / Е.Е.Кравцова.- М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

4. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Гном, 2001. - 96 с.

5. Новоселова С.Л. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника / С.Л.Новоселова и др. - М: Просвещение, 2003. - 336 с.

6. Солнцева О.В. Играем в сюжетные игры / О.В.Солнцева // Дошкольное воспитание.- 2005. - №4. - С. 33-37.

7. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение игр детей / О.В.Солнцева. - СПб.: Речь, 2010. - 176 с.

8. Трифонова Е.В. К вопросу об определении игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте / Е.В.Трифонова // Современный детский сад. - 2011. - № 2. - С.2-7.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы сюжетно-ролевой игры как средства всестороннего развития ребёнка. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры, руководство игрой. Особенности и развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного и школьного детства.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2010

    Игры, возникающие по инициативе ребенка. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Организация сюжетной игры в детском саду: сценарии и ход проведения нескольких занятий на определенную тематику в старшей группе детского сада.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2013

    Структура и этапы развития сюжетно-ролевой игры. Духовные и физические силы ребенка. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2012

    Характеристика сюжетно-ролевой игры дошкольников, ее структура, содержание, значение для становления личности ребенка. Особенности руководства игровой деятельностью со стороны взрослого. Основа игровых взаимоотношений у детей разных возрастных групп.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Теоретические основы руководства сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. Понятие "сюжетно-ролевая игра". Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Методы, используемые в руководстве сюжетно-ролевой игрой.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2016

    История возникновения ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка старшего дошкольного возраста. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры. Методика организации игры в старшей и подготовительной группах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Традиционные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх. Педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2012

    Проблема сюжетно-ролевой игры в исследованиях отечественных психологов и педагогов. Проблема развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование особенностей реализации процесса средствами сюжетно-ролевой игры.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Предпосылки к возникновению ролевой игры внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста. Развитие сюжетно-ролевой игры, ее структура и характер. Руководство сюжетно-ролевыми играми.

    реферат , добавлен 07.01.2017

    Изучение понятия ролевой игры, ее функции, структуры, содержания и видов. Характеристика умственно отсталых детей. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности такого ребенка, ее коррекционно-педагогическое значение, особенности разработки и проведение.

Оксана Цыбулько
Виды игры в детском саду и их развивающее значение

Виды игры Цели и задачи Способы реализации

(по возрастам) Специфические характеристики Развивающее значение

1) Творческие (игры по инициативе детей ) ;

дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры , изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества : активность, самостоятельность, самоорганизация.

имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка . Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений . Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет . Структура ролевой игры , согласно Д. Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты :

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры .

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры .

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры .

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров , положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры - драматизации .

они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес , роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий , реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение , учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение , формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения) . Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства , содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста , роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами) ;

способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры . Они также способствуют развитию органов чувств , внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила , без который деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности ).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др ., что очень важно для развития отвлеченного , логического мышления.

3. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию , удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей 1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа,его представления об окружающем мире об окружающем мире (действий людей, животных, птиц, который он отображает

2. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностями физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

4. Народные (созданные народом) .

Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила , ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения : ходьбу, прыжки, бег, метание и т. д В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи , воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры : «Курочка» , «Кисонька» , «Где же наши ручки?» это игры , пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

повышают интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Игра как самоценная деятельность дошкольника, ведущий вид детской деятельности. Психолого-педагогические основы игры. Непродуктивный характер игры, преобладание воображаемого плана над реальным. Творческая направленность игровой деятельности.

Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры с правилами как разновидности детских игр. Игровые интересы дошкольников. Генезис сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности. Характеристика субъектной позиции ребенка в творческих играх; индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности.

Условия развития самостоятельности и творчества детей в творческих играх: гибкое сочетание прямых и косвенных способов руководства играми детей; поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игровой деятельности в зависимости от степени освоения ребенком позиции субъекта игровой деятельности на основе результатов педагогической диагностики; отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников; ориентация на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее стимулирование и развитие; конструирование современной предметно-игровой среды с использованием полифункционального материала, результатов детской продуктивной деятельности.

Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры с правилами как разновидности детских игр.

Игра - это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

Игровые интересы дошкольников.

Творческие игры на основе готовых сюжетов : подражательные игры, театрализованные игры, сюжетно - отобразительные игры. игра - драматизация.

Подражательные игры - основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма.

Сюжетно - отобразительная игра (Выготский - “игра - воспоминание”), в которой ребёнок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти. (играют дети раннего и младшего дошк. возраста).

Игра - драматизация - в которой основой игрового действия является литературный сюжет.(играют дети на протяжении всего дошкольного детства).

Театрализованная игра - ориентирована на зрителя, в них дети занимают позицию актёров, которые показывают зрителям спектакль.

Игры с сюжетами самостоятельно придуманными детьми - сюжетно - ролевые игры, режиссёрская игра, игра - фантазирование, игры - проекты.

Сюжетно - ролевая игры - это игры, в которых ребёнок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. (расцвет сюжетно ролевой игры 3-5 лет).

Режиссёрские игры - в них придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребёнок передаёт игрушками.

Игра - фантазирование - построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане (старший дошкольный возраст).

Игры - проекты - включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач (старший дошкольный возраст).

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.

К ним относятся: подвижные. спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ретуально - обрядовые.

Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детьми из поколения в поколение.

Игры могут быть классифицированы по месту в Пед. процессе детского сада (Венгер, Михайлова, короткова, Новосёлова).

В этом случае выделяют:

Самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;

Игры, организуемые взрослыми в целях обучения. воспитания или коррекции развития детей.

Генезис сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

Сюжетно - ролевая игра постепенно усложняется. генезис сюжетно - ролевой игры был раскрыт Д. Б. Элькониным.

1 этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер.. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются.. Роли не обозначены. Дети охотно играют со взрослыми. самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет - заместитель, раннее использованный в игре.

2 этап. Так же действие с предметом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения детей кратковременны. Основы сюжета по - прежнему бытовые. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще всего обращаются к любимым игрушкам.

3 этап. Основное содержание игры по - прежнему с предметами. Роли чётко обозначены и определены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще по ходу игры) в соответствии с ролью. Игра чаще протекает, как совместная. продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают труд, быт взрослых.

4 этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят коллективный характер. Количество вовлечённых в игру увеличивается до 5-6 детей.

Таким образом, усложнение сюжетно - ролевой игры Эльконин рассматривает через изменение её структуры и содержания, длительности, разнообразия сюжетной линии.

В работах Михайленко и Коротковой (1980 - е годы) усложнение сюжетно - ролевой игры рассматривается через усложнение условных игровых действий (замещения). Игра строится как постоянный переход ребёнка из плана условных действий в план их вербального обозначения и обратно. Развёртывание игрового сюжета в единстве этих двух планов называется способом построения игры. Конкретный способ построения игры характеризуется тем, какой из элементов структуры сюжета выступает для ребёнка определяющим и в каком по форме игровом действии он реализуется.

Можно выделить три способа построения игры, усложняющиеся по мере развития ребёнка:

- о последовательности предметно - игровых действий как способе построения игры.В 1,5 - 3 года ребёнок может осуществлять простейшие игровые действия с игрушками и предметами - заместителями, вступая в кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками.

В 3 - 5 лет ребёнок может принимать и последовательно менять по ходу игры игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнёром - сверстником. Этот способ называется ролевым поведением.

В 5 - 7 лет игра строится на основе сюжетосложения , и для ребёнка ведущим выступают не отдельные элементы сюжета, а целостное событие - повествование, включающее персонажей и действия.

Использование каждого последующего по сложности способа позволяет ребёнку развёртывать всё более сложные сюжеты игры со стороны их тематического содержания и структуры.

В конце 1990 - х годов в исследовании О. В. Солнцевой было доказано, что освоение сюжетосложения способствует переходу детей от сюжетно - ролевых игр к режиссёрским играм.

6. Предметно-развивающая среда как условие организации детской деятельности в детском саду. вопроса нет!!!

Развивающая среда как социокультурное пространство развития личности ребенка. Компоненты предметно-развивающей среды: предметное содержание, его пространственную организацию, их изменения во времени.

Направленность предметной среды детства на физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие ребенка. Принципы конструирования развивающей среды дошкольного образовательного учреждения (принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка, принцип гибкого зонирования среды, принцип уважения мнения ребенка, принцип опережающего характера содержания образо­вания, принцип динамичности - статичности среды, принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип детской активности, самостоятельности, творчества, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды, принцип открытости-закрытости среды, принцип учета половых и возрастных различий детей).

Характеристики предметно-развивающей среды. Комфортность и безопасность обстановки. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельно­сти и структуризация этой деятельности через насыщение про­странства специальным образом подобранными материалами. Обеспечение возможности для исследования и научения. Функциональность предметной среды.

Особенности построения развивающей пространственной среды в разных возрасных группах.

    Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса в детском саду

Физическое развитие и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Проблема сохранения здоровья ребенка в педагогическом процессе. Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса в детском саду.

Требования к организации режима дня в детском саду. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Требования к организации физического воспитания в детском саду. Воспитание гигиенической культуры и валеологическое просвещение детей дошкольного возраста. Оптимизация режима двигательной активности с учетом индивидуальных особенностей детей.

Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса в детском саду.

Дошкольный возраст - наиболее важный период в формировании личности человека. Именно в этом возрасте формируется характер, нравственные качества, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Анализ здоровья детей дошкольного возраста показывает, что количество здоровых детей снижается, при этом увеличивается количество детей больных хроническими заболеваниями, многие дети имеют нарушения осанки, плоскостопие, большинство детей страдает двигательной недостаточностью и сниженным иммунитетом.

Мышечная нагрузка на детей уменьшается по объективным причинам: родители не уделяют должного внимания физическому развитию детей, предпочитая заниматься интеллектуальным, а в условиях ДОУ у детей не всегда есть возможность играть в подвижные игры.

Всё это объясняет необходимость организовать педагогический процесс в ДОУ таким образом, чтобы обеспечить возможность полноценного физического развития, сохранения и обогащения здоровья детей. Кроме того, серьезной задачей является и воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Грамотная организация режима дня способствует сдоровьесбережению в ДОУ. Правильный режим дня - это рациональная продолжительность и разумное чередование всех видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

Формирование здорового образа жизни в ДОУ средствами физической культуры осуществляется через:

организованную образовательную деятельность (физкультурные занятия);

образовательную деятельность при проведении режимных моментов (утренняя гимнастика, комплексы закаливающих процедур и т.д.);

самостоятельную деятельность детей (игры на свежем воздухе, самостоятельные подвижные игры и т.д.).

Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача. Длительность занятий с каждым ребенком составляет 6-10 мин. Начиная с 9 мес., помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (2-3 реб.)

С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию в рамках основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю. С детьми 2-го года жизни занятия по физическому развитию проводят в групповом помещении, с детьми 3-го года жизни - в группе или в физкультурном зале.

Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе – 15 мин.

В средней группе – 20 мин.

В старшей группе - 25 мин.

В подготовительной - 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет, вне зависимости от времени года, следует организовывать занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные и воздушные и солнечные процедуры.

Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра. Присутствие медицинского персонала обязательно во время плавания детей и нахождения их в сауне. После пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и организовать питьевой режим. Температура воздуха должна быть 60-70 градусов. Продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать 3 мин.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий: физические упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

Воспитание гигиенической культуры и валеологическое просвещение детей дошкольного возраста. Воспитание гигиенической культуры и валеологическое просвещение детей дошкольного возраста происходит постоянно, в рамках всего педагогического процесса. Воспитатель углубляет представления о здоровье и здоровом образе жизни, значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее). В увлекательной наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей об организме (части тела, органы чувств, движения, пищеварения, дыхания), его потребностях, способах ухода за ними, о предупреждении травматизма. Обсуждаются темы безопасного поведения – правила поведения в группе и на улице, предупреждение травматизма, о необходимости звать взрослого в случае опасных для здоровья ситуациях.

Оптимизация режима двигательной активности с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оптимальный двигательный режим для ребенка – это тот режим, который соответствует его потребности в двигательной активности, а также соответствует функциональным возможностям организма и способствует улучшению физического состояния ребенка и укреплению его здоровья. В условиях ДОУ можно обеспечить индивидуальный подход к воспитанникам, проведя диагностику основных показателей двигательной активности детей (объёма, интенсивности и продолжительности) в группе и поделив их на подгруппы, в зависимости от уровня развития двигательной активности (высокий, средний, низкий). Такая мера позволит воспитателю проводить дифференцированную работу с подгруппами и использовать индивидуальный подход, предлагая разным подгруппам разные виды деятельности с различной нагрузкой.

Введение

Игра - ведущая деятельность дошкольника. В ней, как отмечал А.Н.Леонтьев, развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у младшего школьника стимула к учёбе.

За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Каждый из них имеет своё значение для развитие психики и социальной адаптации ребёнка, а в целом они обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для её дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности. В игре развивается то, что будет нужно ребёнку в его взрослой жизни. Приобретение социального опыта, представленного в богатейшем и разнообразнейшем содержании игр, даёт ребёнку возможность для более полной ориентировки в мире. Игра не является способом получения новых знаний, она служит для перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребёнка. Таким образом, знание и игра дополняют друг другу.

Существуют различные классификации детских игр. Рассмотрим классификацию, где в качестве основы выдвигается категория «инициативы» исходящей от субъектов игры (разработана С.Н. Новоселовой).

1 класс - Игры, возникающие по инициативе самих детей. К ним относятся самодеятельные игры экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и др. предметами и самодеятельные сюжетные игры.

2 класс - Игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.

3 класс - Традиционные или народные игры, возникшие в глубине этноса.

Цель работы: изучить классификацию игр детей дошкольного возраста.

Для этого решим следующие задачи: дать характеристику игр, возникающие по инициативе ребенка; более подробно раскрыть сюжетно-ролевые игры; привести конспекты пяти сюжетно-ролевых игр.

Игры, возникающие по инициативе ребенка

В дошкольном возрасте ведущими являются игры, возникающие по инициативе ребёнка, т.е. самодеятельные. В них дети сами задают цель игры, выбирают средства и способы ее осуществления, сами создают игровые проблемные ситуации и находят решения доступными им игровыми способами. Эти игры представляются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития.

1) Игра-экспериментирование: с природными объектами, с животными и людьми, со специальными игрушками.

2) Самодеятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная.

Консультация для воспитателей

«Творческая инициатива детей

в музыкальных играх»

Музыкального руководителя

Е. Ю. Пономаренко

Творческая активность детей не возникает сама собой, чтобы ребенок мог проявить изобразительность и творческую инициативу, необходимо привить ему умения и навыки, развивающие музыкальную способность.

Для творчества нужна основа. Первая совместная задача музыкального руководителя и воспитателя – создать эту основу, развивать у ребенка нужные умения и навыки. Научить детей активнее и полнее воспринимать музыку и ее особенности. Поэтому немаловажную роль играет слушание музыки, чтоб потом ребенок мог самостоятельно выразить ее характер в танцах, музыкальных играх, песнях.

Слушание обогащает музыкальное представление ребенка, учит простейшему анализу произведения. Необходимо одновременно вести работу над выразительностью движений, над передачей художественного образа произведения. Из плясок, разучиваемых в течение года, следует выделить сюжетные, которые очень полезны в воспитании выразительности движений. Игры, упражнения и пляски дают детям толчок к творческому воображению, их инициативе. Постепенно у детей проявляется оценочное отношение к музыке и движениям. Это говорит о формировании задатков музыкального вкуса. Дети учатся самостоятельно оценивать свои возможности, стараются проявить активность.

В программе музыкального воспитания также присутствуют музыкально-дидактические игры. Помимо развития музыкально-ритмического слуха у детей развивается творческая инициативность. Они способны передавать характер произведения в игре. Особенно если игра помимо прочего является Сюжетно-ролевой. То есть, музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в игру, например «Грибочки», это музыкальная игра. Дети стоят в кругу. Выбирают три грибочка:

Мама-гриб, Папа-гриб, и сыночек. «Семья грибочков» садится в центр на присядки, остальные дети ведут хоровод, исполняя песню. По ходу песни «грибочки» исполняют пляску.

На окончание песни дети закрывают руками глаза и считают до пяти, за время счета «семья грибочков» становится в хоровод.

За время исполнения песни «Грибочки» исполняют свободную пляску с приседаниями и выставлением ноги.

Главная задача педагога не принуждать ребенка, а побуждать его к самостоятельным действиям, к проявлению инициативы, если ребенок не уверен, педагог должен постараться помочь ему, начать вместе с ним, предложить детям поддержать его аплодисментами, любыми действиями, которые могут подвигнуть ребенка на выполнение задания.

Это помогает детям раскрепоститься, и к тому же побуждает остальных принимать участие. Есть еще одна игра, которая называется «колокольчик». Дети стоят в кругу, выбирают водящего, дают ему колокольчик. Под музыку исполняя песню, ребенок с колокольчиком ходит внутри круга, на окончание песни, останавливается, дает в руку колокольчик тому ребенку, на котором окончилась песня, оба выходят в центр круга и исполняют свободную пляску, есть много аналогичных игр, «платочек», пляска-игра с бубном.