Лично ориентированные технологии в доу. Консультация для педагогов доу: "игровые личностно-ориентированные технологии построения педагогического процесса". Технологии в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Ведущая тенденция развития современной науки – её обращение к своим мировоззренческим истокам, “возвращение” к человеку. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой жизнью.

Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста её духовного потенциала.

Отличительная особенность современной России – её устремлённость в будущее, которое невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к свободному и творческому труду.

На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная, коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и ответственность, а также самооценка и свобода поведения.

Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией, психологической защиты и психологического здоровья.

Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса. Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в том числе и дошкольных образовательных учреждений.

Мы рассмотрим личностно-ориентированный подход к образованию как одной из составных частей процесса гуманизации.

Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированоых технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.

“Технология” в широком смысле этого слова - наука о мастерстве.

techno - искусство, мастерство
logos - наука, закон

Технология обучения – это:

  • Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
  • Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.
  • Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь).
  • Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
  • Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
  • Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов).
  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Система, включающая некоторое представление ПРО, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев).
  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического воздействия;
  • организация учебного процесса;
  • ребёнок,
  • педагог;
  • результат деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий:

  • авторитарные технологии;
  • дидактоцентрические технологии;
  • личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности личностно-ориентированных технологий и условия их применения в образовательном процессе ДОУ.

Личностно-ориентированные технологии

Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке часто вместо термина “личностно - центрированного” образования используется термин “личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть принципиальные различия. Но в педагогическом сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение, “исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.

Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

  • разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
  • организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
  • учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
  • поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
  • выявление субъектного опыта детей по предложенной теме; подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики группы;
  • использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
  • построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
  • отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
  • гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приёмов учебно-воспитательного процесса;
  • использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
  • обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого ребёнка в ходе занятия; широкое применение самооценки и взаимооценки;
  • создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;
  • проведение с детьми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).

Какие же существуют личностно-центрированные технологии?

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Психологическая (самоопределенческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интегральной технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.

Существует немало определений понятия “проект”.

ПРОЕКТ в педагогике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. (Мацкевич Т.А., Лукоянова Л.Г.)

Сущность технологии - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания метода проектов.

Виды проектов:

монопредметный;

межпредметный;

надпредметный (внепредметный).

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения 1 проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Деятельность каждого ребёнка должна быть направлена на достижения намеченного результата и каждый проект проходит ряд последующих этапов.

Структура проекта:

1. Начальная фаза – 1 этап – подготовительный.

Разработка концепции. Ответ на следующие вопросы:

а) Почему выбран именно этот проект?

б) Какова текущая ситуация?

в) Какие проблемы решает данный проект?

г) В чём заключается результат данного проекта?

2. Ключевая фаза – 2 – 3 этап – составление плана проекта.

    a) Разработка проекта? (Практический и обобщающий)

    б) В ходе проекта могут проходить изменения. Главное – не точное выполнение плана, а эффективность работы (достижение цели проекта)

3. Фаза реализации – 4 этап – внедренческий.

Выполнение основных мероприятий, необходим для достижения цели.

4. Разработка конспектов занятий – структура мероприятий по каждой теме. Контроль и корректировка планов.

5. Фаза завершения – 5 этап – заключительный – подведение итогов, оценка результатов и их корректировка.

Признаки проекта:

  • наличие цели (нет цели – нет проекта);
  • изменение (перевод образовательного процесса в желаемое состояние;
  • ограниченность во времени (любой проект имеет начало и конец);
  • уникальность проекта;
  • ограниченность требуемых ресурсов.

Основные требования к проекту:

  • наличие проблемы, требующего поиска решения;
  • проект – это игра “всерьёз”;
  • детская самостоятельность;
  • сотворчество ребят и взрослых;
  • применение знаний на практике.

Тематические проекты, объединяющие все способы познания, дают возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своём направлении (кто-то лепит, рисует, читает, “пишет” книжки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон. Таким образом, проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Проектное обучение в настоящее время развивается дальше. В частности, ведутся активные работы по методологии “направляемого проекта”, относящейся уже к пятому поколению образовательных технологий. Но совершенно очевидно одно – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, в которой ребёнок развивается как субъект с правом свободы выбора. Используя личностно-ориентированные технологии, мы способствуем гуманизации образовательного процесса в ДОУ.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 33»

Выступление на муниципальном методическом объединении

Тема: «Использование личностно – ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ»

Воспитатель:

Радушинская В.В.

г. Славгород 2015 г.

Основная и очень ответственная задача ДОУ- раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе воспитания обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в ДОУ. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.

Принципы взаимопонимания строятся на основах общения. Первый из которых - безусловное принятие ребёнка. Любить его не за красоту и ум, спокойствие и помощь, а просто за то, что он уже есть. Не начинать фразы с условия: «Если ты будешь хорошо себя вести, то…». Ребёнку необходимо сообщение, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветственных взглядах, ласковых прикосновениях, в прямых фразах: «Как хорошо, что ты к нам приехал», «Я рада тебя видеть», «Давай мы вместе…», «Мне нравится, как ты …», «Ты конечно справишься…» и т. д. Если ребёнок не получает таких знаков, то возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении. Причины трудностей ребёнка часто скрыты в чувственной сфере. Тогда просто показать, научить – не достаточно. Важно его послушать, такое слушание можно назвать «помогающее слушание» или «активное слушание».

Находясь рядом с детьми, я создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

Собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

Привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

При организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

Стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

«ИКТ в работе ДОУ» - Мультимедийный способ подачи информации. Использование глобальной сети интернет. Невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Использование компьютера для ведения документации. Значение использования информационно-коммуникационных технологий. Мультимедийные презентации. Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы.

«ИКТ в образовательном процессе ДОУ» - Занятия детей. ИКТ в работе с детьми. Ожидаемые результаты. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов. ИКТ. Низкий уровень информационной компетентности. Подбор компьютерных игр. Предметы и игрушки. Уровень профессиональной компетентности. Словарный запас. Создание условий. Программа занятий.

«ИКТ в ДОУ» - Мультимедиа ЭОР. Перспектива. Основные направления развития ИКТ в условиях ДОУ. Новый диск Alisa Studio. ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации. Использование ИКТ в ДОУ. Информатизация общества ставит перед педагогами ДОУ задачи. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Рынок компьютерных игр.

«Развитие дошкольного образования» - Новое в Типовом положении. Условия реализации образовательных программ. Многофункциональная, развивающаяся система. История дошкольного образования в России. Важные факторы в современном воспитательно-образовательном процессе. Изменения форм и методов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Компетентностный подход.

«Использование ИКТ в ДОУ» - Рост сектора интернет-магазинов с товарами для детей. Сайты образовательных центров. Обеспечение открытости работы ДОУ для контролирующих органов. Предпосылки ИКТ в ДОУ. Умственные расстройства. Физические расстройства. Контрольно-управленческая функция. Определения и формулировки. Сайты родительских объединений.

«Инновационные технологии» - Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности. Инновационные технологии в дошкольном образовании. Аспекты понятия «педагогическая технология». Нормирование форм методической работы. Критерии технологичности педагогической технологии. По философской основе. Условия эффективности инновационной работы.

Всего в теме 15 презентаций

Валентина Калинина
Личностно-ориентированные технологии в развивающей среде (выступление на педсовете)

Реализуется в предметно – пространственной развивающей среде , отвечающей требованиям содержания новой ООП ДО с ФГОС ДО, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы.

Организуя с детьми образовательную деятельность, я делаю акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума” , наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно -ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики : самоценности личности , уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве .

Ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада :

Обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении;

Бесконфликтных и безопасных условий ее развития ;

Реализацию имеющихся природных потенциалов.

Цель личностно-ориентированной технологии - «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития , адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа »

Задачи :

Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;

Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка , реализация её природных потенциалов;

Приоритет личностных отношений ;

Индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации деятельности личностно-ориентированной технологии :

Игры, занятия, спортивные досуги

Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

Упражнения, игры, гимнастика, массаж

Тренинги, этюды, образно-ролевые игры

Функции личностно -ориентированного образования :

Гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;

Культуросозидательная (культурообразующая, направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования ;

Социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество, как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения .

Позиция педагога в условиях личностно-ориентированной технологии

Оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие

Отношение к ребенку как субъекту собственной образовательной деятельности, как к личности , способной развиваться не по принуждению , а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность

Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в образовании, содействие их обретению и развитию .

Особенности личностно-ориентированной технологии .

В центре внимания – уникальная целостная личность растущего человека , которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются :

1. Гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок» . Педагог и дети создают условия развивающей среды , изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения ) . Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений , индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает образовательная программа «От рождения до школы» . Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок : социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития . Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются :

Постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

Подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

Оценка актуального развития дошкольника , коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

Заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника . Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви , заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности .

Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды : изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка , обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития , реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект , но и субъект приоритетный : она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты : воспитывает толерантное отношение к личности ребенка ; формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка; выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений; повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Результат использования технологии - становление ребёнка как личности . Это предполагает решение следующих задач : развитие доверия ребенка к миру, чувства радости. (психологическое здоровье) ; формирование начал личности (базис личностной культуры ) ; развитие индивидуальности ребенка

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Ковалёва Ирина Викторовна Пушкова Наталья Александровна Технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми. В последние годы образовательное и воспитательное пространство стремительно завоёвывает личностно ориентированное развивающее обучение и воспитание. Во первых динамическое развитие российского общества требует формирования в человеке индивидуальности и чтобы он оставался самим собой в социуме. Во вторых современные программы мобильны и раскрепощены, требуют от педагога применения новых подходов и методов. В третьих общество остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Дошкольный возраст это период первоначального склада личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных качеств. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально личностная сферы ребёнка. Только отношение в детском саду к детству как ценному времени жизни делает детей в будущем полноценными людьми, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, индивидуальность, ответственность, творчество, коммуникативность, столь необходимые в дальнейшем за пределами детства. Основная задача детского сада раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, устоять к социальным взаимодействиям. Каждый педагог должен вносить в педагогический процесс что то новое, индивидуальное. Педагогическая индивидуальность определяется уровнем содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети, использованием методов и технологий для образовательной и воспитательной деятельности. Личностно ориентированная технология представляют собой воплощение философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога стоит уникальная личность ребёнка, стремящаяся к реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная сделать выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В основе технологии лежит объяснение, понимание, взаимопонимание. Фундаментальная идея стоит в переходе от объяснения к познанию, от монолога к диалогу, от контроля к развитию и самоконтролю. При рассмотрении сущности личностно ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановится на ряде понятий, понимание, которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом мыследеятельности педагога.

2 Индивидуальность неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Личность личность постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека. Самоактуализация стремление человека стать тем, чем он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей. Самовыражение процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей. Субъект индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей деятельности. Субъектный опыт опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется. Я концепция осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающими. Выбор осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Педагогическая поддержка деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным самоопределением. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологии личностно ориентированного взаимодействия. Для личностно ориентированной модели воспитания характерны способы взаимодействия взрослых и детей: - признание прав ребёнка; - сотрудничество; - сопереживание и поддержка; - обсуждение. Задачей воспитателя является оказание каждому ребёнку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий в построении собственной личности. Поддержка основана на принципах: - любить ребёнка; - создать среду для развития; - выявить и направить индивидуальные способности на развитие ребёнка, как личности.

3 Большое место в процессе уделяется формированию духовных нравственных представлений и социального приемлемого поведения. Данная технология направлена на изучение, развитие личностных качеств, их индивидуальности. В своей работе использую игры для установления контакта: «Знакомство», «Улыбки», «Комплимент». Для выявления характерных особенностей воспитанников использую рисуночные тексты: «Мечты», «Дом», «Дерево», «Человек» и т.д. Личностно ориентированная технология предлагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка. Поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям должна включать проявление уважения к личности каждого ребёнка, доброжелательное отношение к нему: - обращаться с детьми ласково с улыбкой: утром при встрече, во время подготовки ко сну, одевании и т.д.; - стремиться установить доверительное отношение, проявлять внимание к настроению, желаниям, достижениям и неудачам; - поощрять самостоятельность в выполнении режимных моментов, учитывать индивидуальные особенности (привычки, темперамент); - чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке; - слушать детей внимательно, с уважением; - вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы; - успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в устранении дискомфорта; - в течение дня обращаться не только с группой детей в целом, но и с каждым ребёнком индивидуально. Замысел личностно ориентированного взаимодействия это создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно ориентированного взаимодействия не может не быть партнёрской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребёнка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Ведь именно взгляд на ребёнка как на партнёра, уважение и принятие личности ребёнка как на партнёра, сотрудничество с ним, обеспечение чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка все это существенные компоненты личностно ориентированного взаимодействия. В процессе личностно ориентированного взаимодействия ребёнку предоставляется право выбора. Предлагается ребёнку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость.

4 Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает влияние на развитие его личностных качеств (активности, индивидуальности, самостоятельности). Отличительные особенности деятельности это творческое начало, импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого труда; партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера эмоционального подъема. Находясь рядом с детьми, надо создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. Привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга. При организации совместных подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Стремиться разрешить конфликты между детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода внимания на другие виды деятельности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка его неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности. Данная технология является главной при реализации содержания программы «Детство». Технология целостного развития ребенка включает в себя: - Конструирование единого процесса социализации. - Инициирование совместно с родителями активности ребенка. - Построение субъект субъективного взаимодействия педагога с детьми. - Педагогическая диагностика. - Осуществление индивидуально дифференцированного подхода. - Творческое конструирование образовательных ситуаций. - Способ позитивного воздействия. - Создание комфортных условий. - Представление ребенку свободы выбора. - Сотрудничество педагога с родителями. - Организация материальной развивающей среды. - Интеграция образовательного содержания программы. Личностно ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются: искренность, позитивное понятие другого человека, эмоциональность. Личностно ориентированная технология ставит во всей системе дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении и семье, бесконфликтных и безопасных

5 условий её развития, реализация имеющихся потенциалов, создание условий личностно ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно ориентированном взаимодействии. 1. Социально педагогическая ориентация осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свободы ребёнка на всех уровнях педагогической деятельности. 2. Рефлексные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!». 3. Методологическая культура система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников. Личностно ориентированная технология противостоит авторитарному, бездушному подходу к ребенку. В детском коллективе должна преобладать атмосфера любви, заботы, сотрудничества, создание условий для творчества.

6 Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 45 «Росинка» Семинар Тема «Современные педагогические технологии в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования» «Технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми» Воспитатель: Ушакова Т.А.

7 2014 год.


Педсовет на тему: «Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» п. Новостройка Палласовского муниципального

ГАОУДПО ВО «Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л. И. Новиковой» Реферат на тему: «Процесс становления самоопределения личности на этапах образовательного процесса

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа комплексного развития дошкольников «Гармония» разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 49 комбинированного вида» Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования Образовательная программа Муниципального

ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДОУ Чеснова Т.И. Воспитатель МАДОУ д/с «Росинка» Есть только два направления изменения человека- развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует

Принято Педагогическим советом Протокол 1 03.09.2018г. Аннотация к рабочим программам воспитателей МБДОУ «Детский сад 189» В МБДОУ «Детский сад 189» специалистами и воспитателями разработаны рабочие программы,

Примерные основные образовательные программы дошкольного образования «Радуга» и «Успех» 1 Раздел II ФГОС дошкольного образования Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных

Краткая презентация основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детского сада 261» г.о. Самара Программа спроектирована на основе федерального государственного

От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, Тамары Семеновны Комаровой, Маргариты Александровны Васильевой Программа «От рождения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 106 САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения центра

Этические аспекты профессионального общения. Следует отметить, что на протяжении всей своей истории этика выступала и как знание о морали, и как практическая философия в виде учения о правильной и достойной

Моя система работы Тема: Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы Цели: 1. Повысить качество образования, способствовать социализации выпускников школы. 2. Формировать

Общая информация об основной общеобразовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 14» ДОУ реализует основную образовательную программу муниципального дошкольного

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

«Системно - деятельностный и компетентностный подход в рамках ФГОС ДО» (Стойко Светлана Петровна) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность

Краткое описание образовательной программы МДОУ «Детский сад 19» Основная образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 19» (далее Программа) разработана

Описание основной образовательной программы дошкольного общего образования Основная общеобразовательная программа (далее Программа) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы

Первый год освоения (ранний возраст 2-3 года) Рабочая программа для детей раннего возраста разработана на основе Рабочая программа состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о деятельности воспитателя МАДОУ комбинированного вида «Детский сад 8 муниципального образования Динской район» Панфиловой Натальи Федоровны Панфилова Наталья Федоровна педагог с

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа комплексного развития дошкольников «Гармония» разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Проблема психологической культуры человека, формирования ее основ у детей дошкольного возраста является на сегодняшний

Аннотации к рабочим программам педагогов МКДОУ «Детский сад 3 п.теплое». Рабочие программы нормативно управленческие документы МКДОУ «Детский сада 3 п. Теплое», характеризующие систему организации образовательной

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад 2 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (МКДОУ Новоаннинский д/с 2) 403958, Россия, Волгоградская

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

К рабочей программе группы раннего возраста Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей группы раннего

ЖУРАВЛЕВА Н.Н. Личностно-ориентированное обучение в современном образовании: дидактический аспект. В статье рассматривается дидактический аспект обучения в личностноориентированной парадигме. Раскрывая

Основная образовательная программа дошкольного образования Уровень образования Форма обучения Нормативный срок обучения Основная программа Парциальные образовательные программы Численность обучающихся

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 Петроградского района Санкт-Петербурга АННОТАЦИЯ к рабочим программам воспитателей и специалистов 1 Рабочие программы педагогов ГБДОУ

Социально-коммуникативное развитие дошкольников по ФГОС ДО. Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности: несмотря на изменения в мире, обществе и семье,

2 Используемые педагогом педагогические технологии развивают у дошкольников: любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные)

Организационно - педагогические условия социализации детей дошкольного возраста посредством реализации ФГТ. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. В процессе взаимодействия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ: «Добру пусть откроется сердце» Автор

Презентация «Рабочей программы для первой младшей группы 2016-2017г» «Рабочая программа (далее - Программа) для первой младшей группы (от 2 до 3 лет) группы 1 на 2016 2017 учебный год разработана в соответствии

МОУ СОШ 4 структурное подразделение МДОУ детский сад 6 г. Маркса Саратовской области Краткая презентация рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Составители рабочая

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета) В Федеральном

СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ (декабрь 2014 г.): Современные требования к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие по ФГОС ДО» Социально - коммуникативное развитие ФГОС

Из опыта работы воспитателя МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 Прокофьевой Татьяны Викторовны В ФГОС ДО указано, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных

Аннотация к рабочей программе для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста 3) Воспитатели: Егорочкина Т.Ю., Ефимова Е.И. Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы

Модель воспитательной МБОУ СОШ 32 Воспитательная система муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 32 построена на основе методологии целостного подхода

Краткое описание Образовательной программы дошкольного образования. Образовательная программа ГБОУ Школа 875 дошкольного отделения - это нормативно - управленческий документ образовательной организации,

Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников. Таким образом, рабочая программа определяет

МБДОУ «Детский сад 50» ЗАТО Северск, 2016 Программа разработана с целью психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Программа

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации,

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 12 общеразвивающего

«Обновление образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС дошкольного образования» С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем

Социальное развитие детей дошкольного возраста Слайд 1 Проблема развития социальной педагогики сегодня представляется очень актуальной. Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

Описание основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ «Школа 507» Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Школа 507» нацелена на обеспечение выполнения

Аннотации к рабочим программам педагогов МДОУ Детский сад 2 на 2017-2018 учебный год. Г.Белый. Рабочие программы в ДОУ разработаны на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 114» г. Сыктывкара Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад 165» Теоретический семинар «Индивидуализация дошкольного образования как основное смысловое поле введения ФГОС ДО» Презентацию подготовила:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 25 компенсирующего вида» Творческий диалог. Баланс инициатив детей и взрослых или как управлять своей свободой (способы поддержки

Аннотация к рабочей программе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 462» г.о. Самара на 2017-2018 уч. год В муниципальном бюджетном

Группы раннего возраста Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста с 2-3 лет разработана в соответствии содержанием образовательного процесса группы раннего возраста основной образовательной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается

Аннотация к рабочей программе по развитию детей второй группы раннего возраста Рабочая программа разработана воспитателями в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образовательного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 компенсирующего вида» Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) Программа спроектирована

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1576» Описание Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ Й РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Социальные партнёры Родители (законные представители) МБУК «Централизованная библиотечная система» Управляющий совет МУДО «Детская школа искусств» МБДОУ «Детский сад 41» Совет родителей МБУК «Городской

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Описание образовательной программы Основная образовательная программа основного и полного общего образования ГБОУ школа 1522 СЗОУО ДОгМ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена К а ф е д р а д о ш к о л ь н о й п е д а г о г и к и «ДЕТСТВО» Примерная Образовательная Программа Дошкольного Образования А.Г. Гогоберидзе,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 19 г. Томска ул.лебедева,135, контактный телефон/факс - 45 19 50 Основная образовательной программа дошкольного

Выступление старшего воспитателя Макаровой Т.С. на районном методическом объединении по теме «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» «Обновление знаний педагогов

ГБОУ Школа 896 Образовательное пространство комплекса как место становления единого процесса социализации индивидуализации личности ребенка Киселева А.В. Заместитель директора по УВР г. Москва 2015-2016

Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 2-3 лет Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование

Аннотации к рабочим программам педагогов структурного подразделения «Отделения дошкольного образования детей» ГБОУ СОШ 372 на 2016-2017 учебный год. Рабочие программы нормативно управленческие документы

Становление коммуникативной компетентности дошкольников согласно ФГОС ДО. Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность

Развитие ученического самоуправления в лицее. Развитие школьного самоуправления сегодня относится к числу наиболее актуальных проблем современного отечественного образования. Это находит свое отражение

Краткая презентация образовательной программы Образовательная программа МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 23 «Золотой колосок» Зеленодольского муниципального района РТ» определяет содержание и организацию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14» Краткая презентация для родителей Основная образовательная программа дошкольного образования Образовательная программа относится

Постоянно действующий семинар для педагогов-психологов МБДОУ г.о.г Воронеж «Организация психологического сопровождения реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями Федеральных