Священный синод установил день особой молитвы о божием творении. Священный синод установил день особой молитвы о божием творении Проповедь на молебне о сохранении творения божия

В прошлое воскресенье в храмах Русской Православной Церкви, впервые был совершен Чин молебного пения о сохранении творения Божия. Отныне, согласно решению Священного Синода РПЦ, он будет совершаться ежегодно, каждое первое воскресенье сентября.

В целом ряде фундаментальных церковных документов, таких как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», по сути, сформулированы положения экологического богословия Православия. Утвержденный прошлым летом Чин молебного пения о сохранении творения Божия является молитвенным выражением этого богословия.

В молитвословиях, Апостольском и Евангельском чтениях Чина обращают на себя внимание следующие истины.

Мы живем в прекрасном, удивительном, и одновременно, страшном, уродливом мире. Все прекрасное и удивительное в нем – от Бога-Творца. Все страшное и уродливое – от человека, от нас с вами. Бог создал мир и человека «добрым зело», совершенным, без изъяна и порока. В первозданном творении не было ни страданий, ни тления, ни смерти.

Злоупотребив своей свободной волей, человек осквернил себя грехом, нарушением заповеди Божией, отпал от Творца и ввергнул себя и связанный со своим телом мир в пучину страданий, тления и смерти. Можно сказать, что это была первая экологическая катастрофа, совершенная прародителями человеческого рода. Последующие поколения людей лишь усугубили ее.

Экологические проблемы, муки и страдания твари, являются прямыми следствиями человеческих грехов и страстей. Чем больше человек грешит, тем больше страдает и он сам, и окружающий его мир. Чем сильнее его греховные страсти, тем сложнее, глубже, масштабнее экологические проблемы универсума. Таким образом, между нашими грехами и экологической ситуацией существует отношение прямой пропорциональной зависимости.

Путь решения экологических проблем главным образом лежит в сфере нравственности. Без нравственного изменения человека и общества, даже при наличии самых совершенных технологических средств, экологические проблемы будут лишь усугубляться. В свою очередь нравственное преображение человечества не возможно без религиозного обращения. Таким образом, для преодоления экологических проблем, прежде всего, необходимо обращение к Творцу, покаяние перед Ним, страх Божий. Мы должны изменить свою жизнь – встать на путь исправления и исполнения Его святых, всецело созидательных заповедей.Для сохранения творения Божия нам нужно быть с Богом, веровать, надеяться и любить своего Творца.

Подобное можно сказать и о нашем теле. Его здоровье также напрямую зависит от нравственного здоровья души, от ее греховности или праведности. Это подтверждают современная медицина и психология, подчеркивая, что подавляющее большинство телесных заболеваний коренится в психических проблемах. Таким образом, человек – это душа вселенной. Он занимает то же место в мире, оказывает такое же влияние на природу, как его собственная душа – на его тело.

«Ибо думаю, ‑ рассуждает апостол Павел, ‑ что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она,но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашого» (Рим. 8:18‑23).

Экологические проблемы имеют явное эсхатологическое измерение. Сегодня они, как никогда остро, ставят перед человечеством вопрос: «Быть или не быть?» У современных людей, ослепленных страстью потребительства и стремлением к комфорту, на этот извечный, «проклятый» вопрос нет однозначного ответа.

Христиане же знают, что, согласно Откровению Божию, в конце времен, человек доведет мир до состояния страшнейшей экологической катастрофы. Иначе и быть не может. Ведь, тогда греховность человечества достигнет максимальной степени. Когда люди окончательно отпадут от Творца, тогда творение лишится последних ресурсов существования и станет разрушаться на фундаментальном уровне. Ведь, сотворенный мир не самодостаточен, он поддерживается в своем существовании Богом через людей ‑ посредников между Ним и природой.

«Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены. И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29‑30).

Спасти вселенную от окончательного разрушения и аннигиляции сможет лишь Христос. Господь придет второй раз, во всей Своей Божественной силе и славе, чтобы окончательно спасти не только погибающее человечество, но и природу. Чтобы из обезображенного грехом, тлением и смертью человека и мира сделать нового человека, новое небо и новую землю. Тогда «Бог будет все во всем» (1Кор. 15: 28) ‑ в прекрасном, совершенном мире и праведных, святых людях. И сие буди-буди. Аминь.

6 сентября по решению Священного Синода и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви впервые будет совершаться молебен «О сохранении творения Божия». С чем связано такое решение комментирует ответственный по взаимоотношениям Церкви и Общества Каменской епархии иеромонах Гавриил (Горин):

— Как известно, на своем заседании 13 июля 2015 г. в Санкт-Петербурге Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял постановление об учреждении дня особой молитвы о Божием творении. Отныне ежегодно во всех храмах Русской Православной Церкви в первое воскресенье сентября будет совершаться молебен «О сохранении творения Божия».

Исстари Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди ответственного и рачительного отношения человека к творению Божию — окружающему нас миру.

Тема экологии не раз поднималась на Общецерковных форумах и собраниях различного уровня. Так в частности она получила свое развитие в следующих документах: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». И наконец, свое концептуальное оформление, она получила в документе «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», принятом Архиерейским Собором 2013 года.

Поэтому логичным развитием экологической тематики является принятие Священным Синодом в июле этого года нового практико ориентированного документа «Методические рекомендаций об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности» и учреждение дня общецерковной молитвы «О сохранении творения Божия».

В вышеуказанных методических рекомендациях четко сформулировано, как отношение Церкви к окружающему миру, так и к современным экологическим проблемам, а также определен формат церковного участия в природоохранной деятельности и дан ответ на вопрос: почему Церковь говорит об экологии?

Согласно текста документа, во-первых, читаем: «Мир есть творение Божие, данное в удел человеку, дабы он хранил и возделывал его, владычествовал в нем. После грехопадения Земля была проклята за грех прародителей, и человек стал добывать пропитание тяжкими трудами. С момента наступления промышленной эпохи человечество стало причинять мировой окружающей среде значительный урон».

Во-вторых, «Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества … неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире».

В-третьих, «Вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в политической борьбе и экономической конкуренции или как способ удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. В такого рода случаях Церковь оставляет за собой право воздерживаться от сотрудничества в экологических и смежных проектах».

И наконец, в-четвертых, документ прямо отвечает на поставленный вопрос о том, что общего у Церкви и экологии. Наше участие в природоохранной деятельности — это и есть забота о творении Божием, это есть естественное проявление нашей христианской веры и жизни по ней.

В ряде Поместных Церквей практика совершения подобных молебствий уже существует. С этого года и мы сможем приобщиться к этой общеправославной молитве «О сохранении творения Божия».

Пресс-служба Каменской епархии

Сергей Галушкин

В воскресный день 6 сентября в нашем храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» после Божественной Литургии впервые состоялось особое «Молебное пение о сохранении творения Божьего ». Священнослужители возносили молитвы о творении Божием и о человеке, который должен трепетно и ответственно относиться к врученному ему Богом тварному миру. Чин данного молебного пения, который был утвержден на заседании Священного Синода от 13 июля 2015 года, отныне будет ежегодно совершаться во всех храмах в первое воскресенье сентября.

Казалось бы, какое отношение Церковь имеет к вопросам экологии? На самом деле – прямое. Цель данного молебна – напомнить верующим о том, что нас с вами окружает не просто природа, которой пользуется человек по своему усмотрению, а творение Божие , к которому мы должны относиться с ответственностью и перед Богом, и перед будущими поколениями.

Русская Православная Церковь не впервые обращается к вопросам экологии. В конце XX — начале XXI столетий об этом был принят целый ряд церковных документов. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви », принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей », в котором тема экологии особо освещается. В этом документе, в частности, указывается:

В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее (в Константинопольском Патриархате) день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них.

Господи , Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.

Молитва из Чина молебного пения о сохранении творения Божия.

После молебного пения к прихожанам обратился настоятель храма протоиерей Алексий Гирич . В своей проповеди он призвал задуматься на тем, как и чем мы живем, как относимся друг к другу и наипаче к Богом созданному миру и к природе, окружающей нас. «Сегодня, – говорит протоиерей Алексей, – с каждым днем все больше заметно, как неразумно мы обращаемся с тем драгоценным Даром, который вручил нам Господь и без которого невозможна наша жизнь. Мир вокруг нас катастрофически меняется. Глобальное потепление, загрязнение атмосферы, почвы и воды, нарушенная экология, исчезающие виды животных и растений, нещадно и неразумно используемые природные ресурсы, опасное воздействие, прямое и косвенное, на генетический код, новые страшные антропогенные заболевания – вот далеко не полный список бед, которые человечество навлекает само на себя. И первая причина этих несчастий в забвении Заповедей Божиих, то есть в наших грехах. Первое страшное изменение произошло с Миром в результате грехопадения человека, о котором нам повествует Священное Писание, грехопадение, от которого пострадал не только человек, но и весь окружающий его мир. А сегодня своими грехами и небрежением к Божиим Заповедям мы продолжаем усугублять свое положение. Здесь и пагубное воздействие на природу, и стремление к наживе, ведущее к варварскому истреблению природных ресурсов, войнам, насилию и обману, и потеря ценностных ориентиров, ведущая не только к укоренению безнравственности, распущенности, вседозволенности, но и, в конечном счете, к потере традиционных ценностей, в том числе семейных, и постепенному вымиранию целых народов. И единственное, что может помочь человеку восстановить гармонию в мире и в себе – это внимательное отношение к своему внутреннему миру и бережное, разумное, с сыновней благодарностью к Богу пользование природой, которую так премудро и благолепно устроил Господь, призвав нас стать продолжателями Его дела: возделывать этот цветущий сад, благоустраивать и благоукрашать мир вокруг себя: свою семью, свой дом, свою улицу, свое предприятие, свой город, свою страну, природу и весь Мир».

Человек – делатель, сотворец в сотворенном Богом мире, он призван сохранять его. Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: « Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих » (Пс. 91:5).

Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге установил (журнал № 41) день особой молитвы о Божием творении.

Члены Синода утвердили представленный Синодальной богослужебной комиссии чин молебного пения о сохранении творения Божия , который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.

Архипастырям и пастырям в первое воскресенье сентября Синод постановил посвящать проповедь заботе о Божием творении.

Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию - окружающему миру. В конце XX - начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви по вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».

Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.

Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.

Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата - 1 сентября - в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.

Б лагословен Бог наш:

Ц арю Небесный:

Трисвятое по О тче наш:

Псалом 103-й.

Б ог Господь: глас 6:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/ всякаго бо ответа недоумеюще,/ сию Ти молитву, яко Владыце,/ грешнии, приносим, помилуй нас.

Иже древле в Вавилоне гордыя языки поразивый, Господи,/ праведнаго Твоего прещения избави ны./ Пощади грешныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию;/ не предаждь нас погибели от дел рук наших,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови погибающим:/ Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

И ныне, Богородичен:

М илосердия двери отверзи нам,/ Благословенная Богородице,/ надеющиися на Тя, да не погибнем,/ но да избавимся Тобою от бед,/ Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Прокимен, глас 1: Б уди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Стих: Г осподи, услыши молитву мою, и вопль мой. Апостол к Римляном, зачало 98 (глава 8, 22-27). А ллилуиа, глас 4: Б оже, ущедри ны и благослови ны. Стих: П росвети лице Твое на ны, и помилуй ны.

Евангелие от Матфеа, зачало 100.

П омилуй нас, Боже:

Е ще молимся о Великом Господине:

Е ще молимся о богохранимей стране нашей:

С отворивый мир и вся, яже в нем, Господи, приими покаяние наше и во время потребно посли земли дождь и благорастворение воздухов, умири стихии, да грех наших ради не мучается и страждет тварь, молимтися, услыши и милостивно помилуй.

Д елом гордых противящийся, Господи, дела рук наших исправи, да не обратятся на главы наша и не погубят ны беды и напасти, но призри на смирение наше и низпосли благодать и мир, молимтися услыши и милостивно помилуй.

Д а не страждет лихоимств и беззаконий ради наших творение Твое, Господи, но да сохранится неврежденно от всех навет вражиих, молимтися, услыши и помилуй.

Е ще молимся о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися услыши и помилуй.

У слыши ны, Боже:

Молитва о благостоянии мира

Б лагословен еси, Господи, Боже Вседержителю, сотворивый небо и землю со всею лепотою их, просветивый день светом солнечным и нощь уяснивый зарями огненными, всякия твари Творче, создавый от земли человека, отпавшаго же и предавшаго Тя, наздавый паки Честною Кровию Единороднаго Сына Твоего!

Призри с Небесе, Боже, и виждь, яко сетует земля, и древеса и былие изчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие живущих на ней. Сего ради в покаянии припадаем и вопием Ти, да не погубиши мир Твой и нас со беззаконьми нашими, но даруй обращение безумным сыном человеческим и спасение им и твари им покоренной.

Благословен еси, Господи, потопом омывый при Ное грех человеческий! Даруй нам потоки слезныя и омовение скверн наших, да обратимся от злых дел, хищений и неправд наших, во еже хранити достояние Твое.

Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, при Лоте попаливый мерзости Содомския и Гоморрския и очистивый Землю Обетованную от скверн их! Даруй исправление извращенным и стропотным умам и сердцем человеческим, да познают путь Твой.

Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Иже пришествием Возлюбленнаго Сына Твоего обновивый и очистивый всю тварь! Даруй, да уверуют людие всем сердцем и прославят Тя и Единороднаго Сына Твоего и Утешителя Духа Святаго, да человеки и стихиями и всею тварию славится пречестное и великолепое Имя Святыя Троицы во веки веков. А минь.

Ина молитва

Г осподи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.

Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих.

Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй ны, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. А минь.

П ремудрость.

П ресвятая Богородице, спаси нас.

Ч естнейшую Херувим:

Прочая и обычный (малый) отпуст.


В воскресенье 6 сентября после Божественной литургии (примерно около 9.30) в нашем храме по благословению священноначалия впервые будет совершен Молебен о сохранении Творения Божия, чинопоследование которого мы предлагаем Вашему вниманию:

Чин краткаго молебнаго пения о сохранении творения Божия

Б лагословен Бог наш:

Ц арю Небесный:

Трисвятое по О тче наш:

Псалом 103-й.

Б ог Господь: глас 6:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/ всякаго бо ответа недоумеюще,/ сию Ти молитву, яко Владыце,/ грешнии, приносим, помилуй нас.

Иже древле в Вавилоне гордыя языки поразивый, Господи,/ праведнаго Твоего прещения избави ны./ Пощади грешныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию;/ не предаждь нас погибели от дел рук наших,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови погибающим:/ Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

И ныне, Богородичен:

М илосердия двери отверзи нам,/ Благословенная Богородице,/ надеющиися на Тя, да не погибнем,/ но да избавимся Тобою от бед,/ Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Прокимен, глас 1: Б уди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Стих: Г осподи, услыши молитву мою, и вопль мой.

Апостол к Римляном, зачало 98 (глава 8, 22-27).

Братие, вемы, яко вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует даже доныне, не точию же, но и сами начаток Духа имуще, и мы сами в себе воздыхаем, всыновления чающе, избавления телу нашему. Упованием бо спасохомся. Упование же видимое, несть упование: еже бо видит кто, что и уповает? Аще ли, егоже не видим, надеемся, терпением ждем. Сице же и Дух способствует нам в немощех наших: о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными. Испытаяй же сердца весть, что есть мудрование Духа, яко по Богу проповедует о святых.

А ллилуиа, глас 4: Б оже, ущедри ны и благослови ны.

Стих: П росвети лице Твое на ны, и помилуй ны.

Евангелие от Матфеа, зачало 100.

Рече Господь Своим учеником: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческаго, идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли. Абие же, по скорби дний тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся, и тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси, и тогда восплачутся вся колена земная и узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою, и послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их. От смоковницы же научитеся притчи: егда уже ваия ея будут млада, и листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва. Тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех. Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет. Сие же ведите, яко аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы и не бы дал подкопати храма своего. Сего ради и вы будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет. Кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим, еже даяти им пищу во время их? Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща. Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его. Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити, и начнет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами, приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть, и растешет его полма, и часть его с неверными положит, ту будет плачь и скрежет зубом.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе

П омилуй нас, Боже:

Е ще молимся о Великом Господине:

Е ще молимся о богохранимей стране нашей:

С отворивый мир и вся, яже в нем, Господи, приими покаяние наше и во время потребно посли земли дождь и благорастворение воздухов, умири стихии, да грех наших ради не мучается и страждет тварь, молимтися, услыши и милостивно помилуй.

Д елом гордых противящийся, Господи, дела рук наших исправи, да не обратятся на главы наша и не погубят ны беды и напасти, но призри на смирение наше и низпосли благодать и мир, молимтися услыши и милостивно помилуй.

Д а не страждет лихоимств и беззаконий ради наших творение Твое, Господи, но да сохранится неврежденно от всех навет вражиих, молимтися, услыши и помилуй.

Е ще молимся о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися услыши и помилуй.

У слыши ны, Боже:

Молитва о благостоянии мира

Б лагословен еси, Господи, Боже Вседержителю, сотворивый небо и землю со всею лепотою их, просветивый день светом солнечным и нощь уяснивый зарями огненными, всякия твари Творче, создавый от земли человека, отпавшаго же и предавшаго Тя, наздавый паки Честною Кровию Единороднаго Сына Твоего!

Призри с Небесе, Боже, и виждь, яко сетует земля, и древеса и былие изчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие живущих на ней. Сего ради в покаянии припадаем и вопием Ти, да не погубиши мир Твой и нас со беззаконьми нашими, но даруй обращение безумным сыном человеческим и спасение им и твари им покоренной.

Благословен еси, Господи, потопом омывый при Ное грех человеческий! Даруй нам потоки слезныя и омовение скверн наших, да обратимся от злых дел, хищений и неправд наших, во еже хранити достояние Твое.

Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, при Лоте попаливый мерзости Содомския и Гоморрския и очистивый Землю Обетованную от скверн их! Даруй исправление извращенным и стропотным умам и сердцем человеческим, да познают путь Твой.

Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Иже пришествием Возлюбленнаго Сына Твоего обновивый и очистивый всю тварь! Даруй, да уверуют людие всем сердцем и прославят Тя и Единороднаго Сына Твоего и Утешителя Духа Святаго, да человеки и стихиями и всею тварию славится пречестное и великолепое Имя Святыя Троицы во веки веков. А минь.

Ина молитва

Г осподи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.

Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих.

Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй ны, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. А минь.

П ремудрость.

П ресвятая Богородице, спаси нас.

Ч естнейшую Херувим:

Прочая и обычный (малый) отпуст.