Класний час на тему культура речи. Классный час "культура речи и культура поведения". Афоризмы о речи

Cлайд 1

Cлайд 2

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость Приветливость вам открывает сердца Составляющие нашего здоровья Образ жизни современного подростка Стремление к совершенствованию Ответственность за слова и поведение

Cлайд 3

«Воспитывать такого человека, который должен быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным в зависимости от условий его жизни, способным бороться и строить, жить и любить жизнь.» А. Макаренко. «Молодёжь надо научить ставить перед собой амбициозные задачи, быть самодостаточной, успешной в научной, производственной, предпринимательской и культурологической деятельности». Н. В. Федоров. Объяснить, что такое речевое поведение и каково его значение в жизни человека, что надо быть осторожным в мыслях и словах, ибо они приводят к соответствующим поступкам и последствиям; воспитывать любовь и уважение к языку; воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова. Продолжить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, умения дискутировать.

Cлайд 4

Культура речи – это та этикетка, по которой можно безошибочно определить уровень общей культуры и воспитанности человека. Культура речи – это важнейшая часть общей культуры человека. Высокая культура речи – показатель образованности и воспитанности. Всякое ругательное, а тем более нецензурное слово, употребляемое молодыми людьми при каждом случае, опустошает их, «выветривает» человеческое и поднимает животное, низменное, не говоря уже о том, что такие слова унижают и обижают другого человека.

Cлайд 5

Язык мой – враг мой. Словом человека можно ранить больнее, чем оружием. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В здоровом теле здоровый дух. Чем меньше человек думает, тем больше он говорит. (Монтескье)

Cлайд 6

Слово – великий дар человеку. Надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Сплетни и праздная болтовня – это неразумная трата времени и здоровья. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. Поэтому речь и связанные с ней поступки называют речевым поведением.

Cлайд 7

Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, чтобы эта энергия была доброй созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова: словом можно все разрушить и все создать; словом обманывают человека и направляют его на путь зла, словом же вдохновляют солдат, идущих в бой.

Cлайд 8

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими. Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, на работе, в магазине и в автобусе.

Cлайд 9

Нужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах и поступках, то есть в речевом поведении. От этого зависит вся ваша жизнь, здоровье ваше и счастье.

Cлайд 10

Я смотрю на мир с любовью и радостью Я обо всех и обо всем говорю с любовью. Я люблю жизнь. Я с легкостью и радостью общаюсь с людьми. Отовсюду исходит добро. Я превратила свои уроки в настоящее развлечение. Я желаю учиться. Я распространяю только хорошие новости.

Cлайд 11

За худые слова слетит и голова Много говорить – голова заболит Сердечное слово до сердца доходит Малое слово большую обиду творит Хорошее слово – половина счастья Сперва подумай – потом говори Красную речь красно и слушать

Cлайд 12

Культурные нормы – требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым. Добрый человек любит не только себя, но и других. Заботится о тех, кто страдает. Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.

Cлайд 13

Доброму Бог помогает. За добро добром платят. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Доброе слово железные ворота отопрет. Доброе слово сказать – посошок в руки дать. Доброе слово лучше пустого бормотанья. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лучше мягкого пирога.

Cлайд 14

Быть хозяином своей жизни – это значит выбирать мысли и слова. Если вы хотите жить радостно, у вас должны быть светлые мысли. Жизнь – это путешествие, в котором мы открываем себя. Мы в ответе за свою жизнь.

Cлайд 15

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Если ты хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки. (Гораций) Кто злословит с вами, тот злословит и о вас. Не делай людям того, чего не желаешь себе.

Cлайд 16

Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. Глупо и бесполезно всё время сердиться. Это – пустая трата времени. Всё, что вы отдаете другим, возвращается к вам. Любовь всё исцеляет, а дорога к любви идёт через прощение. Прощение помогает избавиться от обиды.

Cлайд 17

С умным разговориться, что меду напиться Ласковое слово многих прельщает Ласковое слово что вешний денек Хорошо и там и тут, где по имени зовут Слова обладают силой. Нужно научиться отвечать за всё, что мы произносим вслух, ибо сказанное нами является продолжением наших мыслей.

Cлайд 18

Ответственность – это наша способность реагировать на ситуацию. У нас всегда есть выбор. Надо уметь сознательно отвечать за свои мысли и слова. Важно, какие мысли, убеждения и слова мы выбираем прямо сейчас. Мой выбор – взгляд на мир с любовью.

Cлайд 19

Поклониться – вперед пригодится За правое дело говори смело Что посеешь, то и пожнёшь Учтивое слово и буйную голову смиряет Звон не молитва, крик не беседа Недоброе слово что огонь жжет

Cлайд 20

Восхищение. Одобрение. Любовь. Прощение. Раскаяние. Приветствие. Радость. Смущение. Равнодушие. НОС К НОСУ. РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ. СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ. ЗАДИРАТЬ НОС. Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Извините. Простите. Пожалуйста.

Cлайд 21

О многом может сказать жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

Цель:

    Актуализировать знания учащихся о традициях и обычаях русского народа.

2 .Способствовать развитию чувства патриотизма и уважения к своей Родине.

3 .Способствовать развитию умения сопоставлять факты прошлого и настоящего.

Задачи:

1.Подготовить творческие группы учащихся.

2.Представить презентацию.

3.Провести викторину.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ход мероприятия:

    Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас классный час особенной темы. Скажите, пожалуйста, кто из вас знает, чему посвящен 2014 год?

Ответы учащихся

Учитель : Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры. Скажите, ребята, что такое культура?

Ответы учащихся

    Основная часть:

Учитель на доске записывает определение понятия «культура»:

«Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достоинств людей». (Толковый словарь рус. языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.)

История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.

1 творческая группа: Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. , как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
В основном, связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, и суеверия.

2 творческая группа: На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Основным отличием национального костюма была многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. На Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми.А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин.

3 творческая группа: Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда различных народов, населяющих Россию. . Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни - практически не встречается такой приём как . Как правило, пища готовилась в , поэтому очень широко используются варка, , томление. Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Историк описал русскую кухню в «Очерке домашней жизни и нравов великого русского народа в XVI и XVII столетиях». Он отметил, что русская кухня в XVI и XVII веках основывалась на обычаях, а не искусстве, а её кушанья были просты и неразнообразны. Из-за обычая соблюдать посты стол делился на и постный.

Учитель : А теперь проверим, как ваши команды справятся с вопросами викторины.

1. Какая религия пришла на смену язычеству в Киевской Руси?

2. Под какой музыкальный инструмент в Древней Руси пели песни и рассказывали былины?

3. Как назывались странствующие актеры Древней Руси?

4. Как в России называется третий день Масленицы?

5. Сколько башен у Московского Кремля?

6. Сколько медведей изображено на картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу»?

7. Какое настоящее имя у детского писателя Корнея Ивановича Чуковского?

8. Какие города входят в «Золотое кольцо России»?

9. Недалеко от Нижнего Новгорода есть село, в котором расписывают деревянную посуду красной и черной краской по золотому фону. Как называется эта роспись?

Задание по группам: ребята, перед вами лежат листочки, на которых записаны русские народные пословицы и поговорки. Эти листочки разрезаны на 2 части. Вам нужно правильно соединить пословицы и поговорки и хором их озвучить.

На выполнение задания 3 минуты.

Пословицы и поговорки:

1. Отольются волку овечьи слезы

2. Не подмазанное колесо скрипит

3. Намеки да попреки - семейные пороки

4. Человек без друзей что дерево без корней

5. На словах медок, а на сердце ледок

6. В работе - «ох», а ест за трех

7. Честные глаза вбок не глядят

8. Не в свои сани не садись

9. Каков сад, таковы и яблоки

10. Самолюб никому не люб

11. В чужом глазу соломинку видит, а в своем бревна не замечает

12. Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Рефлексия: учащиеся рассказывают о своих семейных традициях и обычаях.

Классный час:

«КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ».

Учитель математики первой категории: Тарасова Наталия Васильевна

МБОУ СОШ №14 г.о. Коломны.

Форма проведения: беседа с игровыми моментами, тестирование.

Цель:

показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека;

установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

воспитывать любовь и уважение к родному языку;

формировать и развивать навыки культуры речевого общения.

Содержание классного часа

Обороты речи - это своего рода одежда, в которую облачены мысли.

И. Энгель

Язык - это наша история, наше богатство и культура.

Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.H. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

«Речь - удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - говорил Гегель.

Наверное, каждый из вас использует в своей речи какие-нибудь «блатные», «хипповские» или просто молодежные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или в худшем случае такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном (или «феней»), так как основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» - представителей уголовного мира. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений (употребляемых, как правило, в первозданном виде, без использования приставок и суффиксов) и двух десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»).

Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензурную брань, иметь «приблатненный» вид, разговаривать на блатном жаргоне. Это происходит из желания не «быть, как все», у них появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность, правда, в худшем ее выражении.

Надо отметить:

1) Использование школьниками жаргона – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами “ детской болезнью, существует опасная тенденция жаргонизации литературного языка. Действительно, есть о чем беспокоиться: такие слова, как “зашибись”, “улет”, “отпад”, “супер”, “круто”, ”классно”, ”клево” и многие другие постепенно вытесняют литературные выражения.

2) Психологи утверждают, что достаточно четырех правил для борьбы с употребление матерных слов:

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

Запоминать стихотворения, афоризмы.

Причины употребления жаргонных слов.

Причин употребления учащимися большого количества жаргонных слов несколько:

    Социальные факторы. Сейчас т.н. общий жаргон становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле и радиоэфире. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций.

    Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком. Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений. Учителю важно показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.

    Расширение сферы общения молодежи. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление Интернета позволило молодежи зависать в чатах (от английского слова chat – болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то нет ничего удивительного в том, что происходит усвоение соответствующий нормы речи.

    Приветствие - один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми. Особенно это важно в сфере деловых отношений, где от симпатии или антипатии собеседников друг к другу может зависеть принятие решения. Приветствие с улыбкой является нормой повседневного общения деловых людей.

    В официальной обстановке повседневного делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:

Добрый день (утро, вечер)!

Здравствуйте!

До свидания!

Всего доброго!

Всего хорошего!

До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться!

Счастливого пути (отъезжающему)

Формулы благодарности

Спасибо!

Очень признателен вам...

Благодарю!

Большое спасибо!

Сердечно благодарю (благодарен)!

Разрешите поблагодарить вас!

Очень вам признателен!

Просьба

Будьте добры...

Будьте любезны...

Прошу вас...

Извинение

Приношу свои извинения...

Извините, пожалуйста...

Прошу меня простить...

Простите, пожалуйста...

Предложение

Позвольте предложить...

Мне хочется предложить вам...

Я хотел бы предложить вам...

Приглашение

Разрешить пригласить вас на…

Я приглашаю вас на...

От имени … приглашаю вас на …

Одна из важнейших функции этикета - снятие агрессии.

Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить: что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Это не лишает собеседника возможности судить о предмете самостоятельно.

Вместо "Это чушь!", "Этого не может быть" используется "Мне кажется это не вполне убедительным"; "Боюсь, что не могу согласиться с вами"; "Едва ли это возможно" и т.п.

Игровые моменты

«Правильно ли мы говорим?»

1. Повторите скороговорки

Все бобры для своих бобрят добры.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

На дворе трава, на траве дрова.

Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

2. Подберите синонимы к словам

Смелый - храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить - одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Холодный день - промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек - неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

3. Объясните фразеологические обороты

Иголку негде воткнуть - о большом скоплении людей.

Крокодиловы слёзы - притворное сожаление.

Краем уха - невнимательно слушать.

Рукой подать - близко.

Как на духу - откровенно, чистосердечно.

Святым духом - как бы само собой, неизвестно как.

Душа в душу - полное согласие.

Во весь дух - очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится - хилый, слабый.

Не верить своим глазам - удивляться чему-либо увиденному.

Советы Дейла Карнеги

У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики.

Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие- либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

Приложение 1. Диагностика отношения учащихся к жаргонной речи

Для изучения отношения к жаргонной речи в классе предложите обучающимся заполнить приведенные ниже анкеты. Результаты анкетирования (которое можно провести анонимно) станут основой для классного часа на тему культуры речи учащихся.

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

Мужской.

Женский.

Да.

Нет.

    А в разговоре с взрослыми?

Да.

Нет.

Самоутвердиться.

Обмениваться информацией.

Да.

Нет.

Иногда.

Да.

Часто.

Иногда.

Нет.

Им не важно, как я говорю.

Моих друзей.

Моих родителей.

Моих учителей.

Нормально.

Мне все равно.

Плохо.

Да.

Редко.

Нет.

Анкета для учащихся №2

Да.

Нет.

    Для чего Вы их употребляете?

Да.

Нет.

Не всегда.

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Приложение 2. Система работы по формированию речевой культуры школьников.

Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника на уроке состоит из следующих компонентов:

1.Диагностика степени сформированности речевой культуры школьников с целью разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основе полученных данных.

2.Развитие положительной учебной мотивации каждого ученика.

3.Организация активной речевой деятельности, формирование умений:

Осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания);

Собирать материал для речевого высказывания в соответствии с замыслом, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио – и телепередачами, научными и публицистическими материалами., произведениями искусства, в т.ч. художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел;

В соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации;

Видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом. Работа над повышением речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать школьникам определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть культурная речь.

    Обогащение словарного запаса учащихся. Под этим следует понимать не только количественное увеличение потребляемых слов, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего.

    Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать своё высказывание и высказывания окружающих, т.е. проводится языковая рефлексия, связанная с оценкой уместности и правильности речевой деятельности.

    Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.

Приложение 3. Памятка для учащихся 1.

1.Содержание.

2.Логика.

3.Разнообразие.

4.Точность.

5.Выразительность.

6.Уместность.

7.Правильность.

Приложение 4. Памятка для учащихся 2.

Приложение 5. (Оформление доски или плаката)

- «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»

- «Наше условие – долой сквернословие!»

- мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;

- материться – добиться, злиться, больница, лечиться и т.п.

- Кто использует мат, тот, бесспорно, глуповат!

- Мат – дорога в ад!

- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться!

- Мат, конечно, не забава, а для школьников отрава!

Приложение 1. Анкета для учащихся № 1

    Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

    Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

 Да.

 Нет.

    А в разговоре с взрослыми?

 Да.

 Нет.

    С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

Самоутвердиться.

Выглядеть лучше в глазах сверстников.

Обмениваться информацией.

Придать своей речи живость, юмор.

    Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Да.

 Нет.

 Иногда.

    Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Да.

 Часто.

 Иногда.

 Нет.

    Как относятся родители к Вашей речи?

Им не важно, как я говорю.

Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

    Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

Та, которую я слышу по телевидению и радио.

    Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

 Плохо.

    Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

 Да.

 Редко.

Анкета для учащихся № 1

    Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

    Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

 Да.

 Нет.

    А в разговоре с взрослыми?

 Да.

 Нет.

    С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

Самоутвердиться.

Выглядеть лучше в глазах сверстников.

Обмениваться информацией.

Придать своей речи живость, юмор.

    Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Да.

 Нет.

 Иногда.

    Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Да.

 Часто.

 Иногда.

 Нет.

    Как относятся родители к Вашей речи?

Им не важно, как я говорю.

Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

    Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

Та, которую я слышу по телевидению и радио.

    Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

 Плохо.

    Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

 Да.

 Редко.

 Нет.

Приложение 2. Анкета для учащихся №2

    Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

Да.

Нет.

    Для чего Вы их употребляете?

Считаю, что это модно, современно.

Они нужны в речи для связи слов.

Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

Делают речь понятнее для друзей.

Другое__________________________________________

    Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

Да.

Нет.

Не всегда.

    Могли бы Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Стараетесь ли Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Анкета для учащихся №2

    Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

Да.

Нет.

    Для чего Вы их употребляете?

Считаю, что это модно, современно.

Они нужны в речи для связи слов.

Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

Делают речь понятнее для друзей.

Другое__________________________________________

    Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

Да.

Нет.

Не всегда.

    Могли бы Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Стараетесь ли Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Приложение 3. Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

1.Содержание. Подумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал.

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

1.Содержание. Подумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал.

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к родному языку.

Оформление: Плакат с высказыванием И. С. Тургенева, портреты, выставка книг.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова – словно суд -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Недоброе слово больней огня жжет.

Добрые слова дороже богатства.

Худое слово и сладким медом не зальешь.

И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь. (Ребята дают толкование каждой пословице).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок. « Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно - бойкий и живой…»(Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. И. Куприн.)

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Что вы понимаете под культурой речи? (Обращение к ребятам).

Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

СЦЕНКА. Выступление учащихся.

Заранее подготовленный диалог « Бабушка и внук ».

Как получилось, что собеседники не поняли друг друга? Почему так получилось?

(Ответы ребят).

(Объясняется значение слова « эстетика»). Эстетика речи состоит в подчинении слов определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности, эмоциональности, образности, выразительности языка.

Каким же, на ваш взгляд, должен быть собеседник? (Он должен обладать терпением. уметь слушать собеседника, уважительно относиться к чужому мнению. Не говорить громко).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

Эта новость причинила ей удовольствие.

С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

У нее были огромные каштановые глаза.

Он испытывал к нему крепкую ненависть.

Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание. Исправить ошибки, связанные с речевой избыточностью.

В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. – Эти компьютеры просты по устройству и дешевы.

Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

И вот недавно сослуживцы по работе преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?.

Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг.20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок.

Поэтому каждому культурному, образованному человеку необходимо следить за своей речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», - призывает И. С. Тургенев. Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого и др.

Разделы: Классное руководство

Цели:

  • познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи,
  • установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой,
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку,
  • формировать навыки речевого общения.

Вступительное слово классного руководителя . "Родной язык - это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем: Это ещё и музыка, источник эстетического наслаждения: золотой ключик к познанию истории, народной мудрости:" (Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык "уходит", подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49)

Правильная речь- это важное свидетельство общей культуры личности, это один из способов обеспечения достоинства человека, его свободы и уверенности во время общения. Речь - это визитная карточка, по которой составляют впечатление о говорящем.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, какие слова засоряют нашу речь, делают её бедной, невыразительной и как нам сделать её красивой и правильной.

Какие же слова мешают нам красиво и правильно говорить?

Ненормативная лексика.

Очень часто мы слышим сквернословие. Многие считают, что ругаться матом - это вполне нормально, потому что ругаются практически все. А.С.Макаренко писал: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте:" (Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.) Послушайте стихотворение Э.Асадова. (Читает подготовленная ученица).

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Выступление учащегося.

Жаргон (франц.) - испорченный язык. На жаргоне говорят люди, связанные одной профессией, социальным слоем. Это своего рода слова-пароли, для того чтобы отличить "своего" или кратко передать мысль. Существовал когда-то светский жаргон.

"В Версале говорили не "нос", а врата мозга, не "глаз", а "рай души". Нельзя было сказать "я люблю дыню", потому что это унизило бы глагол "любить", и говорили потому: " я уважаю дыню". Вместо "я высморкался" нужно было произнести "я облегчила ворота мозга посредством платка...".

Жаргонизмы учащейся молодежи, как правило, связаны с учебой (ср. у школьников: диря "директор", истеричка "учительница истории", химоза "учительница химии"; студентов: степа, стипа "стипендия", античка "античная литература"; учащейся рабочей молодежи: мастак "мастер производственного обучения", спецуха "занятия по спецтехнологии"); у солдат и матросов срочной службы - со службой в армии и на флоте (ср. кресты "войска ПВО", полкан "полковник", ходить под чужим флагом - о девушке, которая не дождалась моряка и вышла замуж за другого) и т. д. Специализированные молодежные жаргоны составляют 28 % всей жаргонной лексики. Гораздо обширнее общемолодежный жаргон.

Жаргоны молодежи различаются и по своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодежных жаргонах арготизмов немного (например, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодежи).

Ряд арготизмов молодые люди воспринимают как "свои" слова, не подозревая, что они пришли из блатного языка (например, власть "милиционер", гасиловка "драка", нычка "тайник", торчать "наслаждаться"). Некоторые арготизмы воспринимаются молодежью как слова английского происхождения. Например, слово мент "милиционер", по мнению молодых людей, образовано от англ. Mend "исправлять, чинить" или от mental "умственный", клевый - от англ. clever "умный" и т. д. Можно отметить и такое явление, как устойчивые сочетания арготизмов с англизмами, например: вери клево "очень хорошо" (англ. very "очень"), лотовый кол "длинный рубль" (англ. long "длинный").

Классный руководитель.

Время от времени в газетах вспыхивают дискуссии о чистоте языка, о необходимости бороться с канцеляризмами. Примеры засорения литературного языка приводил не раз К.И.Чуковский в своей книге "Живой как жизнь":

Почему вы пользуетесь услугами лифта?

Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив.

В нашем зелёном массиве так много грибов и ягод.

Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева? (Из разговора рыболовов).

Ты по какому вопросу плачешь? (Так обращается взрослый к ребёнку). Все эти примеры - свидетельства искажений, порчи, даже заболевания литературного языка. Писатель придумал специальное слово для этой болезни - канцелярит. Оно создано по модели бронхит, радикулит и т.д. Канцеляриты - слова официально- делового стиля, используемые в повседневной речи. Нельзя вводить в речь слова и обороты канцелярских бумаг, докладов.

Мешают нашей речи и лишние слова, словосочетания, предложения (слова-пустышки): Как его..., ну и значит, и того...,это самое..., это, в общем, так сказать..., ну, это...,видишь ли, видите ли..., э-э-э..., и вообще... Частое повторение этих слов затрудняет общение.

Правильность речи - соблюдение языковых норм русского литературного языка. А теперь проверим: как мы соблюдаем эти нормы.

1. Орфоэпический тест.

2. Определите род имен существительных, подобрав именаприлагательные:

рояль, повидло, мозоль, тюль, вуаль, картофель, лебедь, кенгуру, шампунь, плацкарт(а), манжет(а)

3. Образуйте форму множественного числа:

пара (ботинки, валенки, носки, сапога чулки, туфли, дела, места);

5 кг (апельсины, мандарины, томаты);

отряд (солдаты, гусары, минеры, саперы).

4. Образуйте форму повелительного наклонения.

Положить, класть, поехать, махать, скакать лечь.

5. Исправьте нарушения языковых норм:

Пирожок с повидлой, нет сапогов, юбка длиньше, узнать у библиотекарши, с отчетом за проделанную работу, двое подружек, с обеими государствами, возникнула мысль, три щипца, скучать по вам, ихний пример, двадцать двое суток (надо: двадцать два дня, так составные числительные не могут включать собирательные); не уйду, пока не убедюсь тебя победю; иметь важную роль, играть особое значение, ложи на место, из полтора метров материи, я одела шапку, новой шампунью.

6. Редактирование.

1) "Прождя два часа, мы разошлись"

2) "Возвращаясь домой, шел дождь".

3) "Прочитав произведение, меня одолели мысли".

4) Я скоро выздоровлю".

5) "Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны".

6) "Разгрузивши машины, они стали отдыхать".

7. Распределите синонимы любознателъный, пытливый, любопытный так, чтобы каждое значение соответствовало смыслу предложения.

Около подъезда толпились... прохожие.

Моя сестра обладает... умом.

:ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

8. Исправьте ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов.

1) "На зеленых насаждениях появились первые листочки".

2) "Двадцатые годы XIX века - время разгула декабризма".

3) "На траве, на листьях сверкали атмосферные осадки".

4) "Пастух зовет своих соратников выгонять буренок на луга".

5) "Самое трудное - установить диагноз, определить характер хвори".

6) "Доколе мы будем терпеть ваше хамство?"

7) "В букете не должен превалировать красный цвет".

Беседа с учащимися.

Какими качествами должен обладать хороший собеседник?

Легко ли вы находите контакт с людьми?

Какие трудности испытываете вы в речевом общении?

Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?

По каким признакам можно судить о культуре человека?

Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

Заключительное слово.

Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи:

  • Красна птица пером, а речь - словом.
  • Красно поле пшеном, а речь - слушанием.
  • Хорошие речи и приятно слушать.
  • С умным разговориться, что меду напиться.
  • Ласковое слово многих прельщает.
  • Есть словко, как мед сладко, а есть словко, как полынь горько.

Как вы понимаете смысл пословиц?

Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь об этом писал Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".

Ученик читает стихотворение С.Островой:

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
Извини меня! -
Это значит:
Исключи меня из вины!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово
тебе
сотворит
добро.

Использованная литература.

  1. Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык "уходит", подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49.
  2. Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения//Русский язык в школе, 2002. №1. С.33-36.
  3. Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.
  4. Чуковский К.И. Живой как жизнь// Собрание сочинений в 2 т. М., 1990.