Государственный строй инков. Социально-политический строй древнеамериканской цивилизации Высшие государственные посты у инков занимали

В Америке проживало множество племен и народов. Выше других народов по развитию хозяйства и культуре стояли майя, ацтеки и инки.

Народ майя населял п-ов Юкатан в Центральной Америке. Расцвет цивилизации майя пришелся примерно на III--IX вв., когда государство майя включало территорию сегодняшней Гватемалы, часть Мексики и др.

В обществе майя существовало социальное расслоение. Знать, которой принадлежали богатства, нажитые торговлей, и простых крестьян, которые обрабатывали землю, разделяла глубокая пропасть. Земля принадлежала общинам; каждой семье община выделяла очищенный от леса участок. Над рядовыми общинниками господствовали знать и жрецы. Были также рабы из пленников и должников.

В I в. у майя возникли города-государства. Во главе каждого города стоял «великий человек» -- правитель, передававший власть по наследству. С населения округи он собирал налоги.

Знать жила в центре города в каменных дворцах, а на окраинах в хижинах селились «низкие люди» -- крестьяне и ремесленники. Знать отличалась и внешним видом. Аристократы восхищались своими удлиненными плоскими лбами; специальными дощечками они сжимали головы своих детей, чтобы деформировать их черепа.

Ко времени прибытия испанцев гражданская война почти разрушила цивилизацию майя. Некоторые города заросли лесом. Испанцы обнаружили укрепленные города с сохранившимися каменными зданиями, рыночными площадями и храмами.

Майя испытывали воздействие ольмеков и некоторые исследователи полагают, что это один народ.

Общественной организацией майя были родо-фратриальные структуры. Правители царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись сахалями, происходившими из местных родов.

Особую группу составляли жрецы, выполнявшие различные функции: одни были идеологами претендовавшими на власть, другие шаманами, учеными и целителями. Майя имели иероглифическую письменность расшифрованную частично, сложный и точный календарь, архитектуру и скульптуру, драматическое искусство с принесением в жертву главного героя. Верховный жрец находился в подчинении у хакш уиник.

Войны носили характер набогов для разорения и захвата пленных велись постоянно, усиливая то одни, то другие города.

Зависимого населения почти нет. Основу общества составляли свободные общинники. Они участвовали в общественных работах и военных компаниях, когда были свободны. Основа хозяйства - подсечно-огневое общинное земледелие со сменой участков.

Постепенно формируется новый тип политико-территориальных образований: конфедерации городов при выжделяющейся столице. Возникает домашнее рабовладение и принесение рабов в жертву и работорговля.

В XIII в. на территорию нынешней Мексики с севера пришли ацтеки и основали город Теночтитлан. Ацтеки -- индейский народ, населявший территорию Центральной Америки. В XV в. они завоевали другие территории. К 1520 г. империя ацтеков простиралась от берегов Тихого океана до побережья Атлантического, от пустынь на севере до поселений индейцев племени майя на п-ове Юкатан на юге.

Цивилизация ацтеков считалась одной из самых процветающих. Управление империей с населением 15 млн человек осуществлялось с высокой степенью эффективности.

Во главе государства стоял наследственный правитель. Высокие должности занимали знатные люди и получали за службу жалование. Все нужное бралось в подвластных территориях.

Ацтеки подчинили соседние племена, заставили их платить тяжелую дань и давать рабов. Хотя племенами по-прежнему управляли местные вожди, в главных городах жили ацтекские наместники и сборщики дани.

Жизнь в государстве протекала по ритуалам, ход которых определялся по двум календарям: один для гражданского года, другой -- для священного.

Ацтеки поклонялись многим богам, но посчитали себя избранным народом бога Уитцилопочтли (бога Солнца), который требовал человеческих жертвоприношений. Они верили, что этот бог нуждается в постоянной подпитке кровью: жизнь во вселенной можно было продлевать, только принося в жертву пленных.

Ацтеки воевали, чтобы захватить побольше пленных. На одной церемоний во время царствования последнего царя Монте-сумы II было казнено 12 тыс. пленников. Иногда ацтеки ели конечности своих жертв, а их жрецы надевали церемониальные одежды, сшитые из человеческой кожи. Если в жертву приносили храброго воина, ацтеки были убеждены, что его сила перейдет к их собственным солдатам.

В то же время ацтеки ценили скромность, сочувствие, послушание и трудолюбие. Они внедрили в жизнь жесткую право-систему и сурово наказывали за преступления. Мальчиков из знатных семей направляли в интернаты, где те обучались политике, праву, истории, музыке, искусству воевать. Мальчики из семей обучались торговле, ремеслу.

Согласно мифологии ацтеков бог ветра Кецалькоатль, вернувшись с востока, станет причиной падения империи ацтеков, спанский завоеватель Э. Кортес использовал это предсказание, чтобы предъявить свои права на трон. Правитель ацтеков

Монтесума поверил в то, что Кортес не кто иной, как бог. Кортес взял Монтесуму в заложники и стал править от его имени. В конце концов несчастного царя забили камнями его подданные, которых он пытался призвать к спокойствию во время восстания ацтеков. Борьба против испанцев продолжалась, в 1521 г. Кортес захватил столицу Теночтитлан, а потом и всю империю. Так завершилась эра ацтеков и началась эра Новой Испании.

В начале XVI в., когда столица ацтеков была самым крупным городом в Центральной Америке, центром Южной Америки стала столица инков Куско. Инки обосновались там в XII в. Государство инков раскинулось на тысячи километров в Андах.

Инженерное мастерство инков в большей степени, чем их оружие, принесло им успех в завоеваниях. Их дороги протяженностью и качеством намного превосходили римские: одна из них была длиной почти 2,5 тыс. км. Однако не только инженерная мысль и политическая прозорливость позволили им создать такую большую страну. Как и ацтеки, они верили, что на них возложена божественная миссия распространять свет бога Солнца.

Во главе государства стоял неограниченный правитель -- верховный Инка. Он правил от имени бога и обладал абсолютной властью. Кровные родственники Инки, называвшие себя «сынами Солнца» (Солнце было главным богом инков), занимали высшие должности в государстве.

Знать покоренных народов полностью подчинилась «сынам Солнца», переняла их язык и управляла своими подданными по законам и обычаям инков. С ее помощью инки контролировали всю страну, вплоть до каждого крестьянского двора.

Активно распространялась идеология инков. Дети «сынов Солнца» обучались в специальных школах. При отсутствии письменности они на память заучивали сведения о религии, порядке управления, законах и обычаях инков.

Население жило общинами. Общинник не имел права выйти за границы территории поселения без разрешения властей. Пахотная земля была разделена на три части: урожай с одной поступал жрецам, с другой -- верховному Инке, и только одна треть урожая оставалась общинникам.

Государственная система предусматривала заботу о сиротах, продовольственных хранилищах. Из государственных амбаров выдавали продукты воинам и чиновникам, а при неурожаях и бедствиях -- пострадавшим. Семьи воинов и ушедших на общественные работы содержала община.

Все поданные были обязаны трудиться там, где указано: либо на земле, либо на строительстве, либо служить в войске. Лень рассматривалась как серьезное преступление, даже дети пяти лет должны были работать.

Между частями обширной страны была налажена почтовая связь. Сообщения с мест в столицу передавали специально подготовленные гонцы-бегуны, дежурившие парами на каждом участке дороги. На дорогах размещались постоялые дворы и склады припасов для снабжения передвигавшихся войск и чиновников.

Последние правители инков объявляли себя не только потомками бога Солнца, но и самим богом. Центр Куско был перестроен вокруг храма Солнца, стены которого были покрыты золотом.

Империя инков была захвачена кучкой испанских солдат во главе с Ф. Писарро. Это поражение частично явилось следствием веры инков в неуязвимость правителя Атауальпы. Вся сила инков была сосредоточена в их преданности императору, и когда он был пленен, его подданные растерялись, не зная, кому повиноваться. К тому же у инков, как и у ацтеков, не было такого оружия, которое могло бы противостоять пушкам и кавалерии. За 50 лет испанские конквистадоры расширили границы империи настолько, что она в 2 раза превышала Европу.

«Государство Инков»


1. Образование государства Инков


Инки господствовали на территории, называемой ныне Перу, в течение длительного времени. В период, когда территория империи достигла наибольших размеров, она включала в себя часть Южной Америки и простиралась почти на миллион квадратных километров. Помимо нынешнего Перу, в империю входили большая часть нынешних Колумбии и Эквадора почти вся Боливия, северные районы республики Чили и северо-западная часть Аргентины.

Термин инки, а вернее инка, имеет разнообразие значения. Во-первых, это название всего господствующего слоя в государстве Перу. Во-вторых, это т итул правителя. В-третьих, название народа в целом. Первоначально наименование инка носило одно из племен, обитавших в долине Куско до образования государства. Многие факты говорят о том, что это племя принадлежало к языковой группе кечуа, так как инки периода расцвета государства говорили на этом языке. О близком родстве инков с племенами кечуа говорит то, что представители этих племен получили привилегированное положение по сравнению с другими племенами и назывались «инками по привилегии». «Инки по привилегии» не платили дани, и их не обращали в рабство.

Известны 12 правителей, стоявших во главе государства. Первой королевской четой, являвшейся в то же время братом и сестрой, были первый Инка, Манго Капак и жена его Мама Окльо. Исторические предания повествуют о войнах инка с соседним, племенами. Первое десятилетие XIII века – начало усиления племени инков и, возможно, – время образования союза племен во главе с инка. Достоверная история инков начинается с деятельности девятого правителя – Пачакути (1438–1463). С этого времени начинается возвышение инков. Государство быстро крепнет. В последующие годы инки завоевывают и подчиняют племена всей области Анд от Южной Колумбии до Среднего Чили. Население государства составляет 6 млн. человек.


2. Хозяйство инков


Инки достигли больших успехов во многих отраслях хозяйствования и прежде всего в металлургии. Наибольшее практическое значение имела добыча меди и олова. Разрабатывались серебряные месторождения. В языке кечуа имеется слово для наименования железа, но скорее всего, это не был сплав, а значение слову дало метеоритное железо, или гематит. Свидетельств о добыче железа и плавки железной руды не имеется.

Из добытых металлов создавались орудия труда, а также украшения. Из бронзы отливались топоры, серпы, ножи, ломы, наконечники для военных палиц и многие другие предметы, необходимые в хозяйстве. Украшения и культовые предметы изготовлялись из золота и серебра.

Высокое развитие получило ткачество. Индейцам Перу были уже известны ткацкие станки, причем это были станки трех видов. Сотканные на них ткани индейцы иногда окрашивали, используя для этой цели семена дерева авокадо (синий цвет) или же различные металлы, в частности медь и олово. Ткани, изготовленные в далекие века цивилизации инков, сохранились и сегодня и отличаются богатством и тонкостью отделки. Сырьем служили хлопок и шерсть. Изготовлялись также ворсистые ткани для одежды и ковры. Для Инки, а также членов королевского клана делали особые ткани – из цветных птичьих перьев.

Значительное развитие в государстве инков получило земледелие, хотя местность, на которой расположились племена инков, не особенно располагала к развитию сельского хозяйства. Это связано с тем, что по крутым склонам Анд в дождливый сезон стекают потоки воды, смывая почвенный слой, а в сухое время на них не остается влаги. В таких условиях инки должны были оросить землю, чтобы сохранить влагу на полях. Для этого создавались особые сооружения, которые регулярно обновлялись. Поля располагались ступенчатыми террасами, нижний край которых укреплялся каменной кладкой, задерживавшей почву. У края террасы устраивалась дамба, чтобы отводить воду от горных рек к полям. Каналы выкладывались каменными плитами. Государством выделялись специальные должностные лица, в обязанность которых входил надзор за исправностью сооружений.

На плодородной, вернее ставшей плодородной, земле во всех областях империи выращивали самые различные растения, королевой среди которых была кукуруза, на языке кечуа – сара. Индейцам было известно до 20 различных сортов кукурузы. Судя по всему, кукуруза в древнем Перу была завезена из области Месоамерики. Ценнейшим даром перуанского земледелия является уроженец Анд картофель. Инкам было известно до 250 его сортов. Они выращивали его самых различных цветов: почти белый, желтый, розовый, коричневый и даже черный. Крестьяне выращивали также сладкий картофель – батат. Из бобовых выращивали прежде всего фасоль. Доколумбовым индейцам были известны и ананасы, какаовое дерево, различные сорта тыкв, орехов, огурцы, арахис. Употребляли они четыре сорта пряностей, в том числе – красный перец. Особое место занимало разведение кустарника коки.

Главными орудиями труда в земледелии были заступ и мотыга. Земли обрабатывались вручную, тягловыми животными инки не пользовались.

Империя инков была страной, создавшей множество чудес. Одним из самых замечательных являются древнеперуанские «магистрали Солнца» – целая сесть шоссейных дорог. Самая длинная из дорог превышала 5 тыс. километров. Через всю страну проходили две главные дороги. Вдоль дорог были проведены каналы, на берегах которых росли плодовые деревья. Там, где дорога шла по песчаной пустыне, она была вымощена. Там, где дорога пересекалась с реками и ущельями, – сооружались мосты. Мосты сооружались следующим образом: опорой для них служили каменные столбы, вокруг которых закреплялось пять толстых канатов, сплетенных из гибких ветвей или лиан; три нижних каната, которые образовывали сам мост, переплетались ветвями и выстилались деревянными перекладинами. Те канаты, которые служили перилами, переплетались с нижними и ограждали мост с боков. Эти подвесные мосты представляют собой одно из крупнейших достижений техники инков.

Как известно, народы древней Америки не изобрели колеса. Грузы перевозились вьюками на ламах, а также для перевозки использовались паромы. Паромы представляли собой усовершенствованные плоты из балок или брусьев очень легкого дерева. Плоты шли на веслах и могли поднять до 50 человек и большой груз.

Большинство орудий производства, ткани, гончарные изделия изготовлялись в общине, но наблюдалось также отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Инки выбирали лучших мастеров и переселяли их в Куско, где они жили в особом квартале и работали на верховного Инку, получая от двора пропитание. Эти мастера, оторванные от общины, фактически оказывались порабощенными. Подобным образом отбирали девочек, которые должны были 4 года учиться прядению, ткачеству и другим рукоделиям. Труд мастеров и прядильщиц являлся зачаточной формой ремесла.

Золото не являлось средством платежа. У инков денег не было. Перуанские индейцы просто обменивали свои товары. Не существовало системы мер, за исключением самой примитивной – горсти. Имелись весы с коромыслом, к концам которого подвешивались мешочки с взвешиваемым грузом. Обмен и торговля были мало развиты. Внутри селений базаров не существовало. Обмен был случайным. После сбора урожая в определенных местах встречались жители нагорья и прибрежных районов. С нагорья привозили шерсть, мясо, меха, кожи, серебро, золото. С побережья везли зерно, овощи и плоды, хлопок. Роль всеобщего эквивалента играли соль, перец, меха, шерсть, руда и металлические изделия.

3. Общественный строй Инков


Племя инков состояло из 10 подразделений – хатун-айлъю, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первоначально айлью являлось патриархальным родом, родовой общиной: имело свое селение и владело прилегающими полями. Имена в родовой общине передавались по отцовской линии. Айлью были экзогамны. Внутри рода нельзя было вступать в брак. Члены ее верили, что находятся под защитой родовых святынь – уака. Айлью обозначались также как пачака, т.е. сотня. Хатун-айлью (большой род) представлял собой фратрию и отождествлялся с тысячью. Айлью превращается в сельскую общину в государстве инков. Это отражается в рассмотрении норм землепользования.

Вся земля в государстве принадлежала верховному инке, но фактически она находилась в распоряжении айлью. Территория, принадлежавшая общине, называлась марка; земля, принадлежавшая общине, называлась марка пача, т.е. земля общины.

Возделываемая земля (чакра) делилась на три части: «земля Солнца» – жрецов, поля инки и поля общины. Каждая семья имела свою долю земли, хотя вся она обрабатывалась сообща всей деревней, и члены общины работали совместно под руководством старшин. Обработав один участок поля, переходили на поля инки, затем на поля жителей села и затем уже на поля, урожай с которых шел в общий фонд деревни.

Каждая деревня имела земли, отдыхавшие под паром а также «дикие земли» – пастбища. Полевые участки периодически переделялись между односельчанами. Полевой надел, носивший название тупу, давался мужчине. На каждого ребенка мужского пола отец получал еще один тупу, на дочь – половину. Это было временное владение и подлежало переделу.

Кроме тупу на территории каждой общины были земли, которые назывались «огородом, собственной землей» (муйя). Этот участок состоял из двора, дома, амбара, сарая, огорода. Этот участок передавался в наследство от отца к сыну. С этих участков общинники могли получать излишки овощей или плодов. На них могли сушить мясо, прясть и ткать, изготовлять гончарные сосуды – все, что они имели как частную собственность.

В общинах, которые сложились у покоренных инками племен, также выделялась родовая знать – курака. Представители курака обязаны были следить за работой общинников и контролировать уплату подати. Общинники покоренных племен обрабатывали земли инков. Кроме того, они обрабатывали участки курака. В хозяйстве курака наложницы пряли и ткали шерсть или хлопок. В общинном стаде курака имели до нескольких сот голов скота. Но все же курака находились в подчиненном положении, и над ними стояли инки как высшая каста.

Сами инки не работали. Они составляли военно-служилую знать, наделялись земельными участками и работниками из покоренных племен. Земли, получаемые от верховного инки, считались частной собственностью служилой знати. Знатных инков называли орехонами (от испанского слова «ореха» – ухо) за огромные золотые серьги, которые растягивали мочки ушей.

Жрецы занимали привилегированное положение в обществе. В пользу жрецов взималась часть урожая. Они не подчинялись местным правителям, а составляли обособленную корпорацию. Этими корпорациями управляло высшее жречество, находящееся в Куско.

У инков имелось некоторое количество работников – янакунов, – которых испанские хронисты называли рабами. Эта категория находилась в полной собственности инков и выполняла все черные работы. Положение этих янакунов было наследственным.

Общинники выполняли большую часть производительного труда. Но появление большой группы наследственно порабощенных работников свидетельствует о том, что общество в Перу было раннерабовладельческим с сохранением значительных пережитков родоплеменного строя.

Государство инков имело своеобразную структуру. Оно называлось Тауантинсуйу – «четыре соединенные вместе области». Каждой областью управлял губернатор, который, как правило, был прямым родственником правящего инки. Их называли «апо». Вместе с несколькими другими сановниками они составляли государственный совет страны, который мог высказывать инке свои предложения и идеи. В районах власть находилась в руках местных должностных лиц.

Во главе государства стоял правитель – «Сапа инка» – единолично правящий инка. Сапа инка командовал войском и возглавлял гражданское управление. Он же и высшие должностные лица наблюдали за наместниками. Для контроля над областями и районами существовала постоянная почтовая связь. Сообщения передавались эстафетой гонцами-бегунами. На дорогах, неподалеку друг от друга, были расположены почтовые станции, где всегда дежурили гонцы.

Инки ввели обязательный для всех язык – кечуа. Они дробили племена и расселяли по частям в разные области. Эта политика проводилась для того, чтобы закрепить подчинение покоренных племен и предупредить недовольства и восстания. Были созданы законы, оберегавшие господство инков.


4. Религия и культура Инков


В соответствии с религиозными воззрениями инков Солнце занимало главенствующее положение среди богов и управляло всем неземным миром.

Официальной религиозной системой инков являлась «гелиоцентрическая» система. В ее основе находится подчинение Солнцу – Инти. Инти обычно изображали в виде золотого диска, от которого во все стороны отходили лучи. На самом же диске изображен лик мужчины. Диск делали из чистого золота-то есть металла, принадлежавшего Солнцу.

Супругой Инти и вместе с тем матерью инков – в соответствии с верованиями индейцев – была богиня Луны Килья.

Третьим «жителем небосвода», также почитаемым в империи инков, был бог Ильяпа – одновременно гром и молния.

Храмы владели громадными богатствами, большим числом служителей и мастеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Жертвоприношения осуществлялись главным образом животными и только в чрезвычайных случаях – людьми. Чрезвычайным случаем могли быть празднества в момент вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, войны. В жертву приносили военнопленных или детей, которые были взяты в виде дани с покоренных племен.

Наряду с официальной религией поклонения Солнцу существовали и более древние религиозные воззрения. Их сущность сводилась к обожествлению не великих, могущественных богов, а священных мест и предметов, так называемых уак.

В религии инков большое место занимали тотемистические воззрения. Общины носили названия животных: Пумамарка (общины пумы), Кондормарка (община кондора), Уаманмарка (община ястреба) и т.д. Близко к тотемизму стояло поклонение растениям, в первую очередь картофелю, так как это растение имело первостепенную роль в жизни перуанцев. Сохранились изображения этого растения в скульптуре – сосуды в виде клубней. Существовал также культ сил природы. Особенно развит был культ матери-земли, называвшейся Пача-мама.

Большое значение имел культ предков. Предки почитались как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности. Существовал обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах. Особенного развития достиг культ мумий правителей. Им приписывалось сверхъестественное могущество. Мумии правителей брали в походы и выносили на поле битвы.

Для измерения пространства у инков существовали меры, основанные на размерах частей человеческого тела. Самой малой из этих мер считалась длина пальца, затем мера, равная расстоянию от отогнутого большого до указательного. Для измерения земли чаще всего употреблялась мера в 162 см. Для счета употреблялась счетная доска, которая разделялась на полосы, отделения, в которых передвигались счетные единицы, круглые камешки. Время измерялось сроком, необходимым для того, чтобы сварился картофель, что значит приблизительно один час. Время дня определялось по солнцу.

Инки имели представление о солнечном и о лунном годе. Для наблюдения за солнцем, а также для точного определения времени равноденствия и солнцестояния астрономы империи инков во многих местах Перу соорудили специальные «обсерватории». Наиболее крупный пункт наблюдения за солнцем находился в Куско. За положением солнца наблюдали со специально выстроенных четырех башен на востоке и на западе от Куско. Это было необходимо для определения сроков сельскохозяйственного цикла.

Астрономия являлась одним из двух важнейших научных представлений в империи инков. Наука должна была служить интересам государства. Деятельность ученых-астрономов, которые благодаря своим наблюдениям могли установить наиболее подходящие сроки начала или просто выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ, приносила немалую пользу как государству, так и всем его гражданам.

Календарь инков был прежде всего ориентирован на солнце. Год считался состоящим из 365 дней, делился на двенадцать 30-дневных месяцев, после которых в календаре еще следовало пять (а в високосный год – шесть) заключительных дней, которые назывались «дни без работы».

Существовали школы для мальчиков. Туда принимали мальчиков из среды знатных инков, а также знати покоренных племен. Таким образом, задачей учебных учреждений было подготовить очередное поколение элиты империи. В школе обучались в течение четырех лет. Каждый год давал определенные знания: в первый год изучали язык кечуа, во второй – религиозный комплекс и календарь, а третий-четвертый годы уходили на изучение так называемых кипу, знаков, служивших «узелковым письмом».

Кипу состояли из веревки, к которой под прямым углом привязывались рядами шнуры, свисавшие в виде бахромы. Иногда таких шнуров насчитывалось до ста. На них завязывались узлы на разном расстоянии от основной веревки. Форма узлов и их количество обозначали числа. В основе этой записи находилась десятеричная система инков. Положение узелка на шнурке соответствовало величине цифровых показателей. Это могли быть единица, десять, сотня, тысяча или даже десять тысяч. При этом простой узел обозначал цифру «1», двойной – «2», тройной – «3». Цвет шнуров обозначал определенные предметы, например, картофель символизировался бурым цветом, серебро – белым, золото – желтым.

Такая форма письма употреблялась главным образом для передачи сообщений о податях. Но иногда кипу употреблялась для фиксирования календарных и исторических дат и фактов. Таким образом кипу были условной системой передачи сведений, но все же это не было письменностью.

Вопрос о том, была ли у инков письменность, остается неразрешенным до последнего времени. Дело в том, что инки не оставили письменных памятников, но все же на многих сосудах изображены бобы с особыми знаками. Некоторые ученые считают эти знаки идеограммами, т.е. знаки на бобах имеют символическое, условное значение.

Существует также мнение, что у инков письменность существовала в виде картинного письма, пиктографии, но в связи с тем, что доски, на которых были нанесены эти знаки, были обрамлены в золотые рамы, разграбленные и разобранные европейцами, памятники письменности до наших дней не дошли.

Литературное творчество на языке кечуа было очень богатым. Однако поскольку эти произведения не фиксировались на письме и сохранялись в памяти декламаторов, до нас дошли лишь отрывки, сохраненные для потомков первыми испанскими хронистами.

Из поэтического творчества инков сохранились в отрывках гимны (гимн Виракоче), мифические сказания, поэмы исторического содержания. Наиболее известна поэма «Ольянтай», в которой воспеваются подвиги вождя одного из племен, восставшего против верховного инки.

Одним из наиболее развитых направлений науки в империи инков была медицина. Состояние здоровья жителей не было частным делом граждан, наоборот, империя была заинтересована в том, чтобы жители страны как можно лучше служили государству.

Инки применяли некоторые научные приемы лечения болезней. Использовались многие лекарственные растения; известно было также и хирургическое вмешательство, такое, как, например, трепанация черепа. Наряду с научными приемами широко распространена была практика магического знахарства.


5. Конец государства Инков. Португальские завоевания


Войска Писарро в 1532 году захватили Куско. Погиб верховный инка Атауальпа. Но государство инков не сразу прекратило свое существование. Жители древнего государства продолжали борьбу за свою независимость. В 1535 году вспыхивает восстание. Оно было подавлено в 1537 году, но его участники продолжали борьбу за независимость еще более 35 лет.

Возглавил восстание против испанцев инкский принц Манко, который использовал хитроумные методы в борьбе с завоевателями. Он сначала перешел на сторону испанцев и приблизился к Писарро, но лишь с целью изучить противника. Начав собирать силы с конца 1535 года, Манко в апреле 1536 года с большой армией подошел к Куско и осадил его. Он заставил пленных испанцев служить ему в качестве оружейников, артиллеристов и пороховщиков. Были использованы испанское огнестрельное оружие и захваченные лошади. Сам Манко был одет и вооружен по-испански, ездил верхом и сражался испанским оружием. Повстанцы часто достигали больших успехов, сочетая приемы самобытного индейского военного дела с европейским. Но подкуп и предательство заставили Манко после 10 месяцев осады Куско оставить этот город. Повстанцы продолжили борьбу в горном районе Виль-капампе, где они укрепились. После смерти Манко вождем повстанцев становится Тупак Амару.

Сопротивление все возраставшим силам завоевателей оказалось тщетным, и повстанцы в конце концов были разбиты. В память об этой последней войне против завоевателей титул инки и имя Тупак Амару принимали в дальнейшем вожди индейцев как символ восстановления их независимого государства.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В государстве инков сохранялось много пережитков первобытно-общинного строя.

Племя инков состояло из 10 подразделений — хатунайлью, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первонача айлью была патриархальным родом, родовой общиной.

Айлью имела свое селение и владела прилегающим и полями; члены айлью считались между собой родичами и назывались родовыми именами, которые передавались по отцовской линии.

Айлыо были экзогамии, пнутри рода нельзя было потупить в брак. Члены айлью верили, что находятся под защитой родовых святынь - уака. Айлью обозначались так же, как пачака, т. е. сотня. Хатун-айлью («большой род») представлял собой фратрию и отождествлялся с тысячей.

В государстве инков айлью превратилась в сельскую общину. Это становится очевидным при рассмотрении норм землепользования. Вся земля в государстве считалась принадлежащей верховному инке. Фактически она находилась в распоряжении айлью. Самая территория, принадлежавшая общине, называлась марка (случайное совпадение с названием общины у германцев). Земля, принадлежавшая всей общине, называлась марка пача, т. е. земля общины.

Возделываемая земля носила название чакра (поля). Она делилась на три части: «поля Солнца» (фактически жрецов), поля инки и, наконец, поля общины. Земля обрабатывалась сообща всей деревней, хотя у каждой семья имелась своя доля, урожай с которой шёл этой семье.

Члены общины работали совместно под руководством одного из старшин и, обработав один участок поля (поля Солнца), переходили на поля инки, затем на поля жителей села и, наконец, на поля, урожай с которых шёл в общий фонд деревни. Расходовался этот запас на поддержку нуждающихся односельчан и разные общедеревенские нужды.

Кроме полей, каждая деревня имела ещё земли, отдыхавшие под паром, и «дикие земли», служившие пастбищами.

Полевые участки периодически переделялись между односельчанами. Отдельный участок ноля оставался под паром после снятия с него трёх-четырёх урожаев. Полевой надел, тупу, давался мужчине; на каждого ребёнка мужского пола отец получал ещё один такой надел, на дочь - ещё половину тупу. Тупу считался временным владением, так как подлежал переделу. Но, кроме тупу, на территории каждой общины были ещё земельные участки, называвшиеся муйя.

Испанские чиновники называют в своих отчётах эти участки «наследственной землёй», «собственной землёй», «огородом». Участок муйя состоял из двора, дома, амбара или сарая и огорода и передавался от отца к сыну. Несомненно, что участки муйя фактически стали уже частной собственностью.

Именно на этих участках общинники могли получить излишки овощей или плодов в своём хозяйстве, могли сушить мясо, дубить кожу, прясть и ткать шерсть, изготовлять гончарные сосуды, бронзовые орудия - всё то, что они выменивали как свою частную собственность.

Сочетание общинной собственности на поля с частной собственностью на приусадебный участок характеризует айлью как сельскую общину, в которой кровнородственные отношения уступили место территориальным связям.

Земля обрабатывалась только общинами покорённых инками племён. В этих общинах также выделилась родовая знать - курака. Её представители надзирали за работой общинников и следили, чтобы общинники платили подати; их участки возделывали общинники.

Кроме своей доли в общинном стаде курака имели в частной собственности скот, до нескольких сот голов. В их хозяйствах десятки наложниц-рабынь пряли и ткали шерсть или хлопок. Продукты животноводства или земледелия курака выменивали на украшения из драгоценных металлов и т. п. Но курака, как принадлежавшие к покорённым племенам, всё же находились в подчинённом положении, над ними стояли инки как господствующий слой, высшая каста.

Инки не работали, они составляли военно-служилую знать. Правители наделяли их земельными участками и работниками из покорённых племён, янакунами, которых переселяли в хозяйства инков. Земли, которые знать получала от верховного инки, были их частной собственностью.

Знать сильно отличалась от простых подданных своим внешним видом, особой стрижкой волос, одеждой и украшениями. Знатных инков испанцы называли орехонами (от испанского слова «ореха» - ухо) за их огромные золотые серьги, кольца, растягивавшие мочки ушей.

Привилегированное положение занимали и жрецы, в пользу которых взималась часть урожая. Они не подчинялись местных правителям, а составля ную корпорацию, управлявшуюся высшем жречеством в Куско.

У инков имелось некоторое число янакунов, которых испанские хронисты звали рабами. Судя по тому, что они находились в полной собственности инков и выполнили все черные работы, они действительно были рабами.

Особенно важно сообщение хронистов, что положение янакунов было наследственным. Известно, что в 1570 г., т. е. через 35 лет после падения власти инков, в Перу насчитывалось ещё 47 тыс. янакунов.

Большую часть производительного труда выполняли общинники: они обрабатывали поля, сооружали каналы, дороги, крепости и храмы.

Но появление большой группы наследственно порабощённых работников, эксплуатировавшихся правителями и военно-служилой верхушкой, говорит о том, что общество Перу было ранне-рабовладельческим, с сохранением значительных пережитков родо-племенного строя.

Государство инков называлось Тауантинсуйу, что буквально значит «четыре соединённые вместе области». Каждой областью управлял наместник, в районах власть находилась в руках местных должностных лиц.

Во главе государства стоял правитель, носивший титул «Сапа инка» - «единолично правящий инка». Он командовал войском и возглавлял гражданское управление.

Инки создали централизованную систему управления. Верховный инка и высшие должностные лица из Куско наблюдали за наместниками, всегда готовы были дать отпор восставшему племени.

Существовала постоянная почтовая связь с крепостями и резиденциями местных правителей. Сообщения передавалось эстафетой гонцамп-бегупами. На дорогах неподалёку друг от друга были расположены почтовые станции, где всегда дежурили гонцы.

Правители древнего Перу создали законы, оберегавшие господство пиков, направленные к тому, чтобы закрепить подчинение покорённых племён н предупредить восстания. Пики дробылп племена, расселяя пх по частям в чужие области. Инки ввел обязательный для всех язык - кечуа.

Лиелайс Артур Карлович::: Золото инков

Распад первобытнообщинного строя. - Сапа инка - воплощение бога Солнца. - Семья - основная ячейка государства. - Иерархия чинов­ников. - Земельная собственность. - Общество, которое заботится о каждом из своих членов. - Эксплуатация покоренных племен. - Привилегии курака и инков. - Рабовладельческий строй. - Политика завоеваний. - Военная организация и оружие. - Общий язык. - Законы и наказания

Вопрос о государственном устройстве инков является весьма неясным и запутанным. Испанские завоеватели, столкнувшись с общественным строем перуанцев и со­вершенно не разобравшись в нем, решили, что в стране инков господствует феодализм, как и в Испании. Перу­анское государство они назвали «империей», правителя Перу - «императором», вождей - «вассалами», «фео­далами», «аристократами», крестьян - «крепостными» и т. п., другими словами, придумали для перуанцев аб­солютную монархию с признаками высокоразвитого феодализма.

В действительности основой перуанского общества была патриархальная родовая община, которая называ­лась ацлью.

В давние времена, когда у перуанцев еще не было верховного вождя, руководила всеми общественными начинаниями община. Ей принадлежала земля, которую обрабатывали все члены общины или племени. Самой общиной демократическими методами управлял совет старейшин. Таково было устройство государства инков в первый период его существования.

Со временем центральная власть стала могуществен­нее, но община продолжала существовать как основа всего государственного строя.

Ко времени испанского вторжения родовой строй уже начал распадаться, из патриархального рода выдели­лась семья, родовая община превратилась в сельскую. Стала появляться частная собственность на землю; власть и большая часть земли сконцентрировались в ру­ках отдельных семей или родов, а тех, кто трудился на этих землях, подвергали все большей эксплуатации.

В результате этого процесса появились классы - гос­подствующий класс и класс производителей, со всеми присущими им противоречиями.

Во главе государства Тауантинсуйу стойл сапа инка («верховный инка, единолично правящий инка»), сын Солнца, которому оказывали почести как живому вопло­щению Солнца Инти. Правитель опирался на инков - касту своих кровных родичей, небольшую правящую верхушку. Эти дети Солнца, «любимцы богов», зани­мали все высшие должности и держали в своих руках умело организованный аппарат управления государст­вом. К этой же касте принадлежал и верховный жрец вильяк уму, как правило, брат правителя, его ближай­ший помощник, и все высшее жречество. В качестве жи­вого бога Солнца сапа инка через посредство верхов­ного жреца руководил всем многочисленным сословием жрецов. Инка командовал войсками и управлял государ­ством, в его руках находился суд и законодательная власть. Некоторые историки утверждают, что сапа инка пользовался большим влиянием и почетом, чем папа римский и любой европейский монарх. Власть инки была неограниченной. Испанские историки писали, что нет на свете другой такой страны, где бы подданные были столь послушны и покорны своему властелину.

Ничего удивительного тут не было - об этом заботи­лась целая армия управляющих, надсмотрщиков, чинов­ников и жрецов, а полководцы с их могущественным войском подавляли любую попытку неповиновения или мятежа.

Страх перед инкой был так велик, что по одному ма­новению его руки любой перуанец мог безропотно бро­ситься в пропасть, повеситься или покончить с собой каким-нибудь другим способом. Даже знатные родст­венники правителя являлись к нему босые, с небольшой ношей на плечах - так они выражали свою покорность.

Достаточно было властителю дать кому-нибудь в ка­честве символа его полномочий одну-единственную нитку из своего головного убора, чтобы тот приобрел огромную власть и почет. Такой человек и без войск внушал страх целым областям.

Великий преобразователь - инка Пачакути Юпанки (из хро­ники Помы де Айялы)

И все же нельзя с полной уверенностью утверждать, что сапа инка был абсолютным, неограниченным влас­телином, каким его изображают некоторые историки.

Возможно, что правил он совместно с советом племен­ных вождей, о полномочиях которого нет достоверных сведений, и, может быть, советовался с ним по всем важнейшим вопросам, а его собственная власть выра­жалась в большом влиянии на этот совет. Есть сведе­ния, что в каждой из четырех провинций инка образо­вал по три совета: военный совет, совет по судебным вопросам и совет по охране собственности.

Знатные инки - правящая каста - отличались от простых смертных своей одеждой. Они носили роскош­ные цветные одеяния из тонкой шерсти, украшенные золотом и драгоценными камнями. У инков была особая прическа и тяжелые золотые серьги, оттягивавшие их уши почти до плеч. За это испанцы их впоследствии прозвали длинноухими. Пестрый головной убор был ук­рашен пучками ярких перьев - символом власти и по­чета. В одеянии сапа инки были и другие отличитель­ные признаки. Голову правителя украшало складчатое цветное покрывало льяуту с красной сеткой и двумя-черно-белыми перьями птицы корекенке. Эта редкая птица водилась только в пустынных горных райо­нах, и никто не смел ловить или убивать ее. Каждый правитель, вступая на трон, получал для украшения своего покрывала новую пару перьев - одно перо с правого, другое с левого крыла птицы. После этого птицу отпускали на волю. Пара птиц корекенке счита­лась символом первого инки Манко Капака и его жены. Никто, за исключением сапа инки, не имел права укра­шать себя перьями этой птицы.

Представителей правящей касты правитель назначал наместниками (они назывались капак апу) во все че­тыре провинции. Провинции делились на округа - уну, которые управлялись назначенными правителем чинов­никами тукуйрикуки («всевидящие»). Более мелкими территориальными единицами управляли курака - ста­рейшины завоеванных племен. Сапа инка и высшие должностные лица в Куско строго контролировали низ­ших чиновников.

Инки считали, что самой мелкой единицей в их госу­дарстве является семья, а не отдельный человек. Инди­вид существовал только в качестве члена семьи, а семья - только для того, чтобы служить государству. Главная задача созданной инками военизированной системы управления заключалась в том, чтобы обеспечи­вать производство необходимого количества продоволь­ствия и распределять излишки.

Чтобы добиться этого и организовать труд, всех подданных систематически делили на примерно равные группы. Группы семей объединяли в общины по десять, пятьдесят, сто, пятьсот, тысяче, десять тысяч и даже более семей в каждой - так же, как современная ар­мия разделена на роты, полки, дивизии. Старались сохранить равную численность людей в группах, пере­мещая лишние семьи в новые области.

Каждой группой руководил специально назначенный чиновник - начальник, подотчетный своему непосред­ственному начальнику и правителю - инке. Он отвечал за работу и благосостояние членов общины.

Начальник прежде всего исполнял обязанности опе­куна, заботился о своих подчиненных, помогал им в беде - построить дом после пожара или землетря­сения, запасти материал для изготовления одежды и обуви, заготовить зерно для посева; он же следил за состоянием оросительных устройств и обработкой полей. Ему вменялось в обязанность сообщать о провинностях своих подчиненных и наказывать их. Все подданные жили под строгим надзором и без разрешения не имели права покинуть место своего жительства или выбрать себе профессию.

Численность населения государства инков определить чрезвычайно трудно. Некоторые историки думают, что она составляла шесть миллионов человек, по подсчетам У. Фостера - приблизительно десять миллионов, а один историк даже называет цифру от 16 до 32 миллионов, т. е. больше, чем насчитывается на этой территории сей­час. Столь многочисленное население, проживающее на засушливых, гористых, неплодородных землях, могло обеспечить себя продовольствием лишь очень умело ор­ганизуя труд земледельцев.

Вся земля в Перу считалась собственностью сапа инки, но фактически ею распоряжалась сельская об­щина. Обработанная земля делилась на три части - поля Солнца, поля инки и общинные поля. Землю кол­лективно обрабатывали все члены общины, хотя каждой семье тоже выделялся земельный участок. Общий для всех сигнал возвещал начало и конец рабочего дня.

Прежде всего обрабатывались поля Солнца, потом пе­реходили на поля, инки, а затем уже на общинные пашни. Часть урожая с последних предназначалась на содержание вдов, сирот, людей старых, больных и не­трудоспособных, а также на общинные надобности. Кроме того, каждое село часть земель оставляло под паром, а неплодородную землю отводили под пастбища: в собственности общины находились стада лам и аль­пака.

В горных районах, где главным занятием жителей было скотоводство, пастбища и стада так же, как пашни, разделялись на три части.

Обрабатываемая общинная земля делилась на не­большие участки тупу, которые обеспечивали пропита­нием семью - мужа и жену. Когда в семье рождались дети, то мальчику выделяли одну тупу, а девочке поло­вину тупу земли. Время от времени, для сохранения равенства членов общины, происходил передел земли. Кроме тупу, в каждой общине была еще такая единица, как муйя, - в нее входили двор, дом, амбар и огород. Муйю сын наследовал от отца, и она считалась уже частной собственностью.

На земле своей муйи член общины мог вырастить уро­жай овощей и фруктов, излишки которого шли на обмен. В своем хозяйстве можно было дубить кожи, прясть шерсть, ткать полотно, шить обувь, изготавли­вать бронзовые орудия труда и глиняную посуду и за­тем эти товары, являвшиеся личной собственностью, обменивать на другие изделия. Жилище со всем, что в нем находилось, и земельный участок, на котором стоял дом и другие постройки, тоже считались собст­венностью семьи.

Все продукты и урожай, собранный общиной, делили на три части. Одну часть получали жрецы Солнца, вто­рая шла на содержание сапа инки, его семьи, двора, чиновников, солдат и строителей, а третья оставалась для нужд общины. Часть, предназначенная для инки, обычно превышала его потребности. Излишки храни­лись на специальных складах. Их могли распределить среди жителей любого района в случае войны, неуро­жая, землетрясения, наводнения или засухи. Там же по­стоянно хранились шерстяные и хлопчатобумажные ткани, золотые, серебряные и медные сосуды.

Каждый мужчина, который обрабатывал и засевал поля, получал свою часть из общинной доли. Если он находился на службе у инки, был занят на государст­венных работах или участвовал в походе, то свою часть он получал из запасов инки либо от жрецов (если ра­ботал на строительстве храма). Перуанцы не знали ни страшной нужды, ни голода и холода на старости лет, ни детского труда, ни других бедствий, которые в наши дни встречаются и в куда более цивилизованных капи­талистических странах. Историк Кроу говорил о перу­анцах так: «Уровень жизни среднего индейца, несом­ненно, был очень примитивен. И все же каждый, кто был в силах работать, делал свое дело; ни один больной не оставался без ухода, преступления случались редко, старики и калеки получали все необходимое для жизни, и движущей силой экономики инков было сотрудниче­ство ради общего блага, а не борьба ради наживы».

Нелегко было, конечно, обеспечить пропитанием всех жителей страны, потому что землю обрабатывали весьма примитивными орудиями; население непрерывно увеличивалось, а из-за этого земельный участок, выде­ляемый членам общины, год от года уменьшался. Все труднее становилось выделять две трети урожая для жрецов и правителя.

Люди в государстве Перу жили под мелочной опекой. Каждый подданный занимал определенное место в жизни: крестьяне были прикованы к земле, ремеслен­ники - к своей профессии. Не было необходимости ни в фантазии, ни в честолюбии, ни в инициативе, нельзя было ни на шаг отступить от заведенного порядка, но в то же время можно было не бояться нищеты и голода.

При издании законов учитывались интересы трудо­вого населения. Законы эти были продуманы так, что даже самая тяжелая, утомительная и неприятная ра­бота, как, например, в рудниках, не наносила вреда здоровью. Людей направляли на работу соответственно их возрасту; юноши в возрасте 16-20 лет собирали и сушили листья кустарника коки и занимались другими легкими работами; самый тяжелый труд приходился на долю взрослых мужчин в возрасте 25-50 лет; людей, достигших пятидесятилетнего возраста, снова направ­ляли на более легкие работы.

Население, плотность которого, возможно, была выше нынешней, могло использовать все природные ресурсы, земли и воды государства инков. Людей не эксплуати­ровали ради личной наживы, и из поколения в поколе­ние число жителей страны не уменьшалось, а увеличи­валось. Никто не страдал от голода и нищеты там, где в наши дни бедствуют миллионы людей, где простира­ется одна из обширнейших голодных зон капиталисти­ческого мира.

Перуанское общество было организовано в виде конфедерации племен, представители которых образо­вывали совет для управления государством. Союз пле­мен опирался, главным образом, на две племенные группы - кечуа и аймара, а позднее инки включили в конфедерацию и покоренные племена, правда, ограни­чив их права.

Однако завоеванные племена, не принадлежавшие к группе аймара и кечуа, подвергались эксплуатации. Общины этих племен облагались податями. Они должны были поставлять продукты земледелия, шерстя­ные и хлопчатобумажные ткани, обувь, оружие, суше­ные листья кустарника коки, канаты, с помощью кото­рых передвигали каменные глыбы и строили мосты. Мужчины обязаны были отбывать барщину (так назы­ваемую миту) - следить за состоянием ирригационных систем, строить и ремонтировать дороги и мосты, крепо­сти, дворцы и храмы, добывать руду и выплавлять ме­талл, доставлять ко двору дичь и рыбу. Были свои обязанности и у женщин - они вырабатывали ткани как для своей общины, так и для нужд инки. Специаль­ные чиновники распределяли для этой цели хлопок и шерсть. Самых красивых и расторопных девушек от­правляли в гаремы правителя и его приближенных, а также в храмы. Их называли девами Солнца, «белыми избранницами». Они принимали участие в религиозных церемониях, пряли, ткали и готовили для жрецов опья­няющий напиток чичу, пекли особый хлеб для празд­ничных угощений. Жили они в строго охранявшихся монастырях - домах дев Солнца, так как давали обет целомудрия.

Своя родовая аристократия уже давно образовалась и у покоренных племен. Инки сохранили за нею некото­рые привилегии и доверили управление племенами, при­своив этим людям титул курака. Курака надзирали за работой и сбором податей в своих общинах. Члены об­щины обрабатывали их поля, и курака, не участвуя в общем труде, получали свою долю от общинного уро­жая и общинных стад. Им принадлежали и собственные стада лам и альпака, были у них и свои земли, и свои хозяйства, где рабыни изготовляли для них шерстяные и хлопчатобумажные ткани. Однако и курака, как пред­ставители покоренных племен, были подчинены касте инков.

Члены правящей касты не работали, не платили ника­ких налогов и занимали все высшие военные и админи­стративные должности, получая и передавая по наслед­ству все свои привилегии. Правитель наделял их землей, которую обрабатывали общинники, и отдавал в их рас­поряжение специальных рабочих из числа завоеванных племен - янакуна.

Привилегированное положение занимали и жрецы - они получали урожай, выращенный на полях Солнца, и подчинялись не местным властям, а верховным жрецам в Куско.

Янакуна, видимо, являлись рабами. Они были ремес­ленниками, землепашцами, чернорабочими, рудокопами и слугами. Женщин янакуна - прядильщиц, ткачих, вы­шивальщиц, служанок - уже с детских лет разлучали с семьей и заставляли работать на знатных инков. Дети рабов тоже становились рабами.

Итак, в государстве Перу уже существовал в своей ранней стадии рабовладельческий строй, хотя и со зна­чительными пережитками родового строя.

Некоторые историки называют государственный строй Перу гуманным, патриархальным деспотизмом, а иные пытались представить его даже как «образец всестороннейшего государственного социализма» (американский историк Фиске), называли «социалистическим» и «ком­мунистическим». В качестве доказательства они упоми­нали о выдаче продовольственных продуктов вдовам и детям погибших воинов, а в случае голода и всем граж­данам государства, о раздаче тканей населению, о «пла­новом» ведении хозяйства. На самом деле эти факты говорят лишь о пережитках родового строя (коллектив­ная забота о каждом члене общества) либо о деспотии (централизованное управление, организованная в мас­штабах всего государства ирригация, пути сообщения, почтовая связь). В стране инков не было и следов со­циализма - там господствовала эксплуатация, неравен­ство классов.

Одной из главных своих задач инки считали покоре­ние новых племен и расширение границ государства. Не­которые историки считали, что эта политика завоеваний носила религиозный характер - военные походы, утверждали они, совершались для того, чтобы распро­странить культ Солнца. Завоевательная политика инков была весьма успешной, поэтому перуанцев за их воен­ные успехи нередко называли «римлянами Нового Света», точно так же, как индейцев майя иногда назы­вали «греками Нового Света», подчеркивая тем самым их выдающиеся научные достижения.

Инки создали мощную, хорошо организованную ар­мию, которая, по некоторым сведениям, насчитывала в своих рядах несколько сот тысяч человек. Авангард пе­руанской армии состоял из пращников, метавших камни величиной с куриное яйцо. Были у них на вооружении и деревянные щиты, легкие, но очень прочные, и панцири из стеганого хлопка, предохранявшие воинов от стрел и камней, - все это имело сходство с вооружением ацте­ков и майя в Мексике.

Следом за авангардом шли воины, вооруженные бое­выми дубинками и бронзовыми топорами чампи. Боевая дубинка, или палица, длиной в девять футов, имела мед­ный, величиною с кулак, наконечник с пятью или шестью острыми шипами. Боевые топоры были такой же. длины, как и палица, с лезвием шириной с ладонь. Некоторые вожди были вооружены золотыми или серебряными то­порами и палицами.

Далее следовал отряд, вооруженный дротиками. В арь­ергарде шли воины с тридцатифутовыми пиками. На ле­вой руке у них была шерстяная повязка, о которую опи­ралась пика. Наконечники копий, пик и стрел перуанцы делали из меди.

На головах у воинов были большие, подбитые хлопком деревянные шлемы, закрывавшие голову почти до самых глаз, но большинство просто повязывало голову куском ткани. Люди знатные украшали свой шлем золотом, се­ребром, драгоценными камнями и пучками ярких перьев.

Перуанские воины (рисунок на глиняном сосуде)

Войско было разделено на отряды, каждый из которых имел свое знамя, части шли в бой в строгом порядке. Нередко сам правитель вел войска на битву. Воины, силь­ные, стройные юноши, неоднократно участвовали в дли­тельных походах и были очень выносливы физически, хорошо обучены и дисциплинированны. На своей тер­ритории им запрещалось обижать или грабить местных жителей. Провиант они получали со складов инки.

Покорив какое-либо племя, инки прежде всего разме­щали на захваченной территории мощные гарнизоны, чтобы предотвратить любую попытку восстания, созда­вали централизованное управление, назначали своих чи­новников, строили военные дороги, склады оружия и продовольствия. Затем вводили свои праздники и уста­навливали культ Солнца, а изображения племенных бо­гов, как менее значительных, перевозили в Куско и поме­щали в одном из храмов в качестве заложников.

Прежние законы и обычаи оставались в силе, и старейшины покоренных племен сохраняли свою власть. Но они вместе со своими семьями должны были некото­рое время жить в Куско, научиться языку кечуа, позна­комиться с жизнью инков и в качестве заложника оста­вить при дворе старшего сына. Только после этого касик завоеванного племени мог вернуться обратно и управ­лять своей потерявшей независимость страной, но уже в должности кураки, назначаемого никой. Языку кечуа должны были постепенно научиться все жители поко­ренной области. С этой целью правитель направлял туда специальных учителей, чтобы в делах государственного управления можно было обойтись без огромной армии переводчиков.

Если казалось, что дух сопротивления не сломлен, то по распоряжению сапа инки значительная часть поко­ренного племени переселялась в отдаленные районы страны, а на завоеванных землях селились другие пле­мена. Каждый член подчиненного племени должен был носить одежду своих родных мест, чтобы чиновники уже по внешнему виду могли определить, откуда родом тот или иной подданный их государства.

Иногда те, кого переселяли в другие области, пыта­лись бежать. Беглецов посылали на тяжелые работы в высокогорные рудники, на строительство каналов в пус­тынной приморской полосе.

Правители издавали строгие законы, главной целью которых было сохранение господства инков и подавле­ние всякого сопротивления покоренных племен. Самым тяжелым преступлением считалось восстание. Восстав­ший город обычно разрушался до основания, всю об­ласть опустошали, а жителей уничтожали или высылали в отдаленные районы.

За воровство, супружескую неверность, за оскорбле­ние правителя и святотатство по отношению к Солнцу, за проникновение в храмы к девам Солнца, за разруше­ние мостов, поджог зданий, перенесение межевых кам­ней, незаконный отвод воды с полей, за браконьерство грозило жестокое наказание, главным образом, смерт­ная казнь, не сопровождавшаяся какими-либо мучени­ями, - виновного вешали или сбрасывали в пропасть. За менее тяжкие преступления приговаривали к более легкому наказанию - подвергали порке кнутом, застав­ляли носить на спине тяжелый камень, выносили пуб­личное порицание, но никого не наказывали конфиска­цией имущества. Лень тоже считалась преступлением, а пьяниц отправляли на работу в рудники.

Судьи строго следили, чтобы каждый преступник был призван к ответу. Если судья отнесся к своим обязанно­стям халатно, то отдавали под суд самого стража и при­говаривали его к такому же наказанию, которому должен был быть подвергнут настоящий преступник. По­этому судьи очень тщательно исполняли свои обязанно­сти. Когда судья выносил приговор, то уже не мог больше ни отменить его, ни смягчить.

Вопреки злобной клевете испанских завоевателей, у перуанцев было высоко развито чувство чести и спра­ведливости как в отношениях между собой, так и по от­ношению к людям других племен, поэтому преступления совершались редко.

Государство инков в ее централизованном виде сложилась на базе народности кечуа, (время существования - 1432-1536 годы) и охватывала территорию современных. Перу,. Боливии,. Эквадора, части. Аргентины и. Чили на селе ления, по подсчетам историков, - от 10 до 15 милл человек, площадь государства - около 2,8 млн кв км, протяженность - около 5 тыс. км. Государство возникло на базе развитой неолитической культуры, по форме п ления представляла собой централизованную деспотию ее самоназвание -. Тауантинсуйу - в переводе с кечуа означает"четыре объединенные вместе стороны света"Государство инков было завоевано испанскими конкистадорами во главе с. Франсиско. Писарро в 1536 году. Завоевание привело к ее разрушению, гибели миллионов индейцев, уничтожение значительной степени богатой материальной и духовной культуры, созданной индейцами, пре ние страны в колонию феодальной испаноеодальної Іспанії.

Государство инков. Тауантинсуйу по своему возрасту - достаточно молодое политическое образование на территории. Перу, которое завершило длительный и сложный путь развития здесь цивилизации. Последние данные археологии свидетельствуют о том, что население появилось на территории. Америки не позднее 20 тыс. лет назад и пришло сюда из. Северо-Восточной. Азии через. Берингов пролив. Распространившись по территории. Северной и. Южной. Америки, приб льци образуют здесь ряд культур, которые последовательно сменяют друг оддну.

До недавнего времени древней считалась культура. Чавин, которая сложилась в XII веке до н.э и просуществовала до IV века н е. Культура. Чавин оказало значительное влияние на все последующие культуры. Древнего. Пер ру, что свидетельствует об их преемственность. Эту культуру представлено храмовыми комплексами, монументальной каменной скульптурой, остатками мощных платформ, террас, подземными коридорами и камерамерами.

последнее время обнаруживаются остатки более древних культур, предшествовавших. Чавин. Так, в 1976 году перуанские археологи нашли в. Андах на высоте 4 тыс. метров город, возраст которого предварительно определен в 10 ти ис лет (датировка, безусловно, требует тщательной проверкики).

Находки в археологическом комплексе. Сечин в 370 км от столицы. Перу. Лимы свидетельствуют, что. Чавин предшествовала более древняя культура, которая достигла расцвета за 2 тысячи лет до н.э

В середине первого тысячелетия до н.э культура. Чавин переходит к культурам. Тиаунако,. Паракс,. Наска,. Мочика и. Чиму

Это, безусловно, раннегосударственные культуры, о чем свидетельствуют грандиозные каменные сооружения, крепости, среди которых крепость. Акапана со стенами высотой 18 м, сложенная из каменных глыб весом в несколько десятков тонн нн, высокая культура городского строительства, монументальные скульптуры, выполненные со значительной совершенством, огромные подземные некрополе - погребения знати. Из названных культур. Тиаунако с центром у високоги рного озера. Титикака - устойчивая. Считается, что она и является тем исходным горным гнездом, откуда спустились в плодородные долины тихоокеанского побережья. Перу воинственные инки, создавшие здесь свою гигантс ьку государство. Тауантинсуйу. По их представлениям, она охватывала весь существующий мир, поэтому была названа"Четырьмя сочетаниями сторон светан світу".

У истоков истории любого народа стоит легендарный мифический"культурный герой"(основатель цивилизации): у вавилонян -. Гильгамеш, у греков -. Прометей, у китайцев -. Хуан ди ("Желтый император"). Н. Не является исключением и история инков. Гарсилосо де ла. Вега в своих"Комментариях"сообщал, что когда долину. Куско населяли дикие племена, по какой-то горной пещеры вышли. Манко. Канак и его жена. Окльохуако которая также была его сестрой. В руках мужчины был золотой жезл, который он время от времени вставлял в землю. Когда жезл глубоко вошел в грунт, что свидетельствовало о его мягкость и плодородие,. Манко остановился и с аснував здесь город. Куско. Себя он назвал сыном. Солнца (Интипчури) и, как сообщает. Гарсилосо, так очаровал варваров своей добротой, что они согласились признать его своим хозяином и королем. Он научил своих подданных земледелию, ремеслам и искусству, а самых старательных подданных сделал своими придвирнимы слугами. После столетнего правления, во время которого"родительская"власть. Манко. Канака распространилась н а окружающие племена, он почувствовал приближение смерти, собрал своих подданных и, чтобы доказать собственную безграничную родительскую доброту, провозгласил всех, кто добровольно признал его власть, инками. Как сообщал. Гар силосы, туземцы были глубоко потрясены милостью. Манко. Так возникло состояние инков. Манко провозгласил своим преемником сына. Синчи. Рока, после чего они с женой исчезли. Синчи. Рока, идя по стопам отца, увеличивается вал оставленное ему в наследство царство добротой, а там, где наталкивался на невежество туземцев, - и хитростью, силой. Такова легендарная версия происхождения царства инков. В этой легенде истинно то, что объе днувачамы многих племен, населявших долину. Куско, были пришельцы - племена высокогорных пастухов - инков. Они пришли в мир более цивилизованный, с более развитой культурой и восприняли ее, хра й пои за собой политическое господство. Инки здесь не исключение. Так, в разные времена в истории разных народов. Пастухи-гиксосы, которые захватили дельту. Нила в. Египте, сами были покорены более высокой культурой египтян, такое же произошло и с ахейцами, которые покорили минойцын, таке саме сталося й з ахейцями, які підкорили мінойців.

2 Общественный строй

Исследователь цивилизации инков. Г. Кунов определяет общественный строй инков как"аграрный коммунизм"1. Основатель коммунистической партии. Перу. Мариатеги идентифицировал общественный строй инков как раннюю форму социализма зму2. Эти довольно неоднозначные оценки инкского общества объясняются тем, что их огромное государство, имперская по своему характеру, включала и безграничную власть бюрократического государства над обществом, которое, подобно древним. Шумера,. Китая,. Индии, составляло мир общин, связанных в единое целое государственной собственностью, и хорошо отлаженные патерналистские функции государства и общинные институты, сохрани лись. Государственная власть в. Тауантинсуйу, кроме военной и фискальной функций, сыграла важнейшую роль в организации аграрного хозяйствования. Как в. Египте и. Шумере, здесь требовалась значительная координация усилий многих людей - для строительства высокогорных террасных полей, распределения воды, удобрений, создание страховых государственных запасов хозяйственно-организаторские и патерналистские функции государства делало и инкской общество похожим на"социализм"За всеобщим признанием, в. Империи инков не было голодных и нищих, общины должны были беспокоиться о обездоленных, а местные правители -. Курако отвечает ведали за это головой. Абсолютная власть. Империи инков над общиной делала последнюю похожей на коллективного раба государства. Но такая слишком широкая интерпретация рабовладения уничтожает саму его специфику как вероятно го исторического социально-правовой институтсоціально-правового інституту.

3 Государственный строй

Империя инков была древней аграрной военно-теократической деспотией. Как и в других подобных системах, вектор власти пролегал не между государством и"рабами", а между государством и миром общин - айлью. Для сплошь ьства инков свойственны полностью огосударствленной хозяйственный порядок, общинная организация населения, абсолютная власть государства над общиной. В этом плане инкской общество очень похоже на общественный строй ю древних восточных деспотий, особенно к обществу. Шумера периода III династии. Ура. Население. Империи инков состояло из трех основных классов: собственно инков (инков по крови) - потомков племени инков когда-то покорило другие племена и превратилось из этнической группы в господствующий класс; инков за привилегиями - представителей верхушки покоренных народов, которые составили средний правящий слой империи, на остальных, из организованных в общины земледельцев-Пурех - основной тягловое населения. Империи. Основным звеном населения была община-айлью, которая руководствовалась предназначенным. Курако. Община всячески находилась под вл. Адой государства. Она поставляла людей для общественных работ, в пределах своего округа строила дороги и мосты, обрабатывала государственные поля, поставляла воинов и гонцов для почтовой службы, обеспечивали продовольствием ом дорожные склады, обрабатывала землю тех семей, которые не имели соответствующей рабочей силы. Государство часто практиковала"миф-мак"- переселение общин или целых племен (как правило, недавно завоеванных) на новые часто очень отдаленные от родных мест территории, располагая их среди чужих народов с целью изоляции и лучшего подчинения центральной власти. Община была связана круговой порукой: в случае я жких преступлений, совершенных общинником, несла коллективную уголовную ответственность. Так, в случае кражи или прелюбодеяния смертной казни подвергался не только сам преступник, но и уничтожалась его семья или вся в бщина, дома сжигались, скот и даже растения уничтожалисьа і навіть рослини знищувалися.