Причины кризиса развития в подростковом возрасте. Проявления симптомов подросткового кризиса. Контролируйте близкое окружение

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется , что вызывает у них первое осознанное сексуальное влечение. Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть , на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным . Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают , зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид протекания кризиса подросткового возраста – тихий и молчаливый . Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с . Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:

    Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.

    Уважайте . Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.

    Не обесценивайте , говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.

    Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно так же, как с любым взрослым человеком.

Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

Екатерина Сафонова

В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется гормональный фон, что вызывает у них первое осознанное . Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.

Многих родителей объединяет страх перед подростковым возрастом своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть общие тенденции, на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.

Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным . Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают , зато на подростковых тусовках он постоянный гость.

Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.

Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.

Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.

Второй вид тихий и молчаливый . Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с орущей музыкой. Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Родителям, чей подросток ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.

Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.

Вне зависимости от типа протекания кризиса родителям важно помнить несколько правил:

  1. Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. Право на ошибку учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.
  2. Уважайте личное пространство подростка. Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.
  3. Не обесценивайте переживания подростка, говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.
  4. Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно договариваться так же, как с любым взрослым человеком.

Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используетсядля того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание - все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Главная особенность подростка- личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст –период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с запретных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Это может делаться для пробы или для куража, но вполне возможно возникновение физической или психологической зависимости. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка,превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику человека. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. На почве неблагополучного опыта многие могут обрести неврозы. Другой проблемой могут являться еще и венерические заболевания.

Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве («курильщик», «сексуальный партнер», «лидер тусовки» и др.) толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Возможны два пути протекания кризиса:

Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подросткатребование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Подростковый кризис начинает и завершает один из самых трудных периодов в жизни человека, а именно время между детством и взрослой жизнью. Но давайте не будем бояться этого слова. Слово «кризис» греческое, означает решение, поворотный пункт, исход. Возрастные кризисы это не нарушение и не болезнь, а именно поворотный пункт в развитии человека. Они связаны с переходом от одного этапа жизни к другому. Они завершают один период и помогают адаптироваться к следующему.

Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский говорил о том, что развитие не идет равномерно. Более спокойные и длительные стабильные стадии сменяют относительно короткие и бурные кризисные периоды. По мнению Выготского, «кризис – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития». То есть, это нормальное и нужное явление.

4 отличия кризисного периода от стабильного:

  • В поведении ребенка произошли резкие изменения. Буквально вчера он был еще милым и послушным, а сегодня его как подменили.
  • Начало и конец этого времени имеют размытые границы. Нельзя четко сказать, что кризис подросткового возраста начинается в одиннадцать или двенадцать лет, а заканчивается в пятнадцать.
  • Ребенок постоянно конфликтует с родителями и другими людьми, спорит, не воспринимает уговоры.
  • Регресс в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский Л.С.).

Возрастные кризисы у детей:

  • Новорожденность. Это самый яркий и неоспоримый кризис в развитии ребенка. Это переход от одной среды к другой, из утробной во внешний мир.
  • 1 год. Он связан с переходом малыша от горизонтального положения к вертикальному. Он встает на ножки, отделяется от рук взрослых, появляется осмысленная речь.
  • 3 года. Его еще называют кризисом «Я сам». В этом возрасте ребенок разделяет себя и мать на разных людей. Появляется местоимение «Я». Кроха осваивает пространство, учится манипулировать с предметами по назначению.
  • 7 лет. Он определен переходом от дошкольного детства к школьному. От игры к обучению. Меняется способ .
  • 11-13 лет. Собственно подростковый или пубертатный кризис. (Пубертат – половое созревание). Отличительная черта подросткового кризиса от других – более длительное протекание этого периода. В это время дети меняются не только физиологически. Происходят изменения мышления, поведения, .
  • 15-17 лет. Кризис юности, когда предстоит . Часто он вытекает из предыдущего этапа.

Почти все кризисы возрастного развития имеют похожие проявления. Особенно тяжело протекают они в три года и у подростков.

Характерные признаки кризисного периода:

  • негативизм;
  • упрямство;
  • грубость;
  • непослушание;
  • своеволие;
  • строптивость;
  • обесценивание;
  • деспотизм.

Да, детство – непростое время. Целых шесть кризисных периодов. И самый, пожалуй, сложный из них — кризис подросткового возраста. Мы уже писали выше, что это самый длительный из кризисов. По сути это два кризиса, вытекающих один из другого, часто без стабильного промежутка между ними.

Как и любой другой, подростковый кризис не имеет явных границ. У одних детей его проявления могут быть уже в 9-10 лет, у других только к 13-14 годам. У девочек обычно раньше начинается этот период, но протекает спокойнее. У мальчиков созревание, как правило, стартует позже, но зато проявляется очень бурно.

Л.С. Выготский выделает 3 фазы подросткового кризиса:

  • Негативная фаза или предкризисная. Первые признаки могут быть уже в 9-10 лет. Старая система ценностей отмирает. Происходит ломка стереотипов. Начинаются проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Появляются первые признаки полового созревания.
  • Собственно сам кризис. 13-15 лет. Эта фаза может протекать по-разному: от выраженного негатива по отношению ко всем сферам жизни, до спокойного перехода к овладению новыми навыками. Появляются новые интересы, возможности, способы . Дети всеми силами отстаивают свою индивидуальность и отделяются от родителей.
  • Позитивная фаза или посткризисная. Она наступает у всех по-разному, обычно завершает пубертатный кризис. Это достаточно спокойное время, когда формируются и уже определен дальнейший путь, а половое созревание почти закончено.

Кризис подросткового возраста в психологии имеет два направления:

  • Зависимость от взрослых. Ребенок не хочет расти, не хочет быть взрослым, брать на себя ответственность. Происходит регресс в развитии. Возвращение к детским способам поведения.
  • Независимость. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, негативизм, упрямство. В этом случае ребенок отстаивает не только свои права, но и личное пространство, требует равноправия.

Важно помнить, что чаще всего в поведении тинейджеров проявляются обе эти направленности. Наш подросший малыш будет с пеной у рта доказывать, что он прав, что ему хорошо и «не трогайте меня вообще». Но на самом деле в этот момент ему будет больше всего хотеться, чтобы вы подошли и обняли его, защитили, как в детстве.

Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения

Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности. Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:

  • перепадам давления;
  • тахикардии(учащенное серцебиение);
  • головокружениям;
  • обморокам;
  • повышенной возбудимости.

Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям . Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.

  • Быстрый темп физического и умственного развития приводит к образованию новых . Но они не могут быть полностью удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости. Другими словами, школьник ощущает себя самостоятельным и независимым. Но пока еще не может вести образ жизни взрослого человека.
  • Ведущей деятельностью теперь выступает общение со сверстниками, а не учебная деятельность. Поэтому успеваемость снижается, а мнение взрослых перестает быть значимым.
  • Развитие когнитивных функций ведет к новым знаниям. Мышление переходит от образного к абстрактному. Оно теперь работает, учитывая свой собственный опыт. Ребенок использует свои знания, память, дедукцию, . Это ведет и к осознанию своей индивидуальности, неповторимости. Размышления о своем предназначении. Страх, вызванный этими размышлениями. Формируются взгляды на жизнь.
  • Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями. Он способен реально и чаще всего критически оценивать свои умения. Но еще по-детски переживает, если не получает то, чего хочет.
  • Часто причиной кризиса подросткового возраста является острый конфликт с родителями. Многие взрослые не знают или не понимают, что поведение их чада в период подросткового кризиса естественно. Оно обусловлено всеми выше перечисленными причинами. Но мамы и папы продолжают использовать старый подход к своему взрослеющему отпрыску.

Признаки кризиса подросткового возраста

Признаки или симптомы подросткового кризиса можно разделить на 3 группы:

  • Психологические.
  • Социальные.
  • Биологические.

Основные черты подросткового кризиса проявляются поведенческих и когнитивных изменениях:

  • Негативизм, то есть нежелание подчиняться и слушаться;
  • Потеря интереса к старым увлечениям;
  • Снижение продуктивности когнитивных функций, что ведет к снижению успеваемости;
  • Ощущение бессмысленности своей жизни;
  • Ощущение себя неудачником;
  • Страх перед будущим;
  • Стремление доказать свою индивидуальность любыми средствами, включая девиантное поведение.

Социальные признаки кризиса переходного возраста:

  • Стремление к самостоятельности, независимости от родителей – сепарация;
  • Авторитет взрослого игнорируется;
  • Уход в горизонтальные связи: общение со сверстниками становится важнее, чем со взрослыми.
  • Стремление объединяться в группы. Причем, в младшем подростковом возрасте эти группы однополые. В старшем возникает интерес к противоположному полу.
  • в зависимости от общения со сверстниками;
  • Неуверенность в себе и в окружающем мире.

К биологическим признакам пубертата относятся:

  • Начало полового созревания, появление вторичных половых признаков
  • Быстрый рост и изменения тела.
  • Появление обильного потоотделения и запаха, связанного с этим.
  • Мутация голосовых связок у мальчиков.
  • Резкая смена настроения, сопровождающаяся упадком сил.
  • Кожные высыпания.

Все эти проявления подросткового возраста могут встречаться на протяжении всего этапа взросления. Это тяжелое время связано не только с психологическими изменениями. В этот период стремительно меняется вся жизнь вашего «малютки». Поэтому нужно быть с ними внимательным и вовремя заметить, когда кризис переходит в болезненные состояния.

Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста

Бывает так, что ребенок не справляется с теми изменениями, которые с ним происходят. Это может быть связано с непониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причина может быть в чрезмерной нагрузке. Понятно, что кризис подросткового возраста тяжелое испытание. Если не будет достаточно времени на , нервная система даст сбой. В чем могут проявляться нарушения?

Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.

Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, . Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.

Пожалуй, самой сложной проблемой, усложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно желает себе смерти. Попытки суицида это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал к тому, что человек в критической ситуации, что сам он уже не может справиться со своими бедами. Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.

В случаях, когда вы, как родитель, не можете помочь своему ребенку, когда видите, что в поведении появились описанные выше расстройства, не пытайтесь решить их самостоятельно. В этих случаях не нужно кого-то винить, а следует обращаться к специалистам. К каким? Прежде всего, к психологу. Можно также обратиться к неврологу, психотерапевту или психиатру.

Как помочь своему ребенку в этот трудный момент его жизни? Как не допустить осложнений? Как сохранить теплые доверительные отношения с ним? И можно ли их сохранить, когда ваш вроде бы еще малыш становится просто неуправляемым?

Ответ: да, можно.

  • Изучить теорию, чтобы узнать, как должен протекать переходный возраст. Подростковый кризис психология как наука изучает давно. Поэтому сейчас много . Из нее вы узнаете мнение лучших мировых психологов, получите советы и рекомендации по общению и воспитанию.
  • Принять изменения, которые происходят с вашим ребенком и в его поведении, за норму. Да, он бунтует и не слушается. Да, ничего не хочет. И его, как будто, ничего не интересует. Но это только так кажется. За видимым равнодушием скрывается ранимая и обидчивая натура.
  • Поддерживать самостоятельность и независимость. Не допускать гиперопеку. В отношениях с подростком уже не подходят приемы, которые вы использовали совсем недавно. Это время изменений не только ребенка, но и перестройки системы всей семьи.
  • Сепарация необходима для становления личности юноши или девушки. Отделение от семьи, родителей, выход из-под их влияния бывает слишком резкий. Но при правильной реакции взрослых это быстро проходит и отношения восстанавливаются.
  • Уметь слушать, не пытаясь наставлять и не задавать вопросов. Часто подросткам надо просто выговориться, чтобы их послушали, но не давали советов. Очень важно научиться этому. Тогда вы всегда будете знать, что происходит в жизни вашего подросшего малыша.
  • Быть внимательным к поведению и настроению ребенка. Не упустить начало нарушений. Не бояться пойти к психологу и попросить помощи. Быть на стороне ребенка, быть его другом, поддерживать его интересы.
  • Будьте уверены, что кризис переходного возраста это не вечно. Длится он несколько лет, но обязательно заканчивается. От взрослых во многом зависит, каким из кризиса выйдет их повзрослевший сын или дочь.

Часто проблема подросткового кризиса происходит из-за отношений с родителями. Многие взрослые не готовы так быстро перестроиться, как это происходит с ребенком в 12-15 лет. Это особенно касается матерей, которые не работают, а занимаются воспитанием. Они чувствуют, что малыш вырастает, уходит из-под контроля, а сама мама вроде как уже и не нужна.

Поэтому еще один важный совет тем, кто живет с подростком: больше уделять внимание себе, своему здоровью, любимому делу. Фокус внимания сместить с ребенка на свою жизнь, тогда будет меньше придирок к нему. Надо помнить, что подростковый возраст связан с возникновением потребности быть независимым.

Тот, кто считает, что кризис подросткового возраста можно описать формулой, подходящей для всех, ошибается. Такой формулы нет. Как во всем мире нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев. Каждый человек, вне зависимости от возраста, уникален. Также и протекание кризиса всегда идет своим собственным путем.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста:

  • особенности физического и умственного развития;
  • умение общаться в группе себе равных;
  • отношение с родителями.

Кризис подросткового возраста кратко – это период стремительного роста и развития ребенка. Это переход от детства к взрослости, сопровождающийся отделением от семьи и получением новых функций, знаний и способностей. К концу этого периода мы уже увидим почти сформировавшегося взрослого человека.

Но надо помнить, каким бы взрослым не ощущал себя наш бывший малыш, в душе он еще ребенок. Нежный, ранимый, обидчивый. Он нуждается в понимании, поддержке и любви. И ежедневных объятиях. Во многом именно от родителей будет зависеть, каким станет ребенок. Наберитесь терпения, а в награду получите прекрасные отношения со своими детьми в дальнейшем.

4 3 349 0

Совсем недавно ребенок доверчиво смотрел в глаза, верил каждому слову, хотел понравиться, старался быть послушным, а ваша одобрительная улыбка и похвала были ему призовым бонусом. А теперь чувствуете, что или ребенка подменили, или вы перестали понимать друг друга. Между вами вырастает стена.

Когда чадо вступает в пору подросткового переходного возраста, он еще не взрослый, но уже и не ребенок: маленький взрослый или взрослый ребенок?

Восприятие себя и своих возможностей сильно отличается от реального уровня психоэмоциональной, физической зрелости и от того, на что ребенок способен фактически. Это и есть переломный переходный период.

Чтобы не случилось перелома в ваших отношениях, надо к нему подготовиться: вооружиться знанием, пониманием и готовностью принять все грядущие изменения, трудности и возможные последствия.

Возрастные рамки переходного периода:

  • девочки – с 11 до 16 лет;
  • мальчики – с 12 до 18.

Надо обязательно учитывать фактор индивидуальности физиологического развития и, соответственно, начала и завершения подросткового периода их жизни.

Важно понимать, что подростку в этот период труднее всего. Ему надо помочь.

Начальные признаки подросткового возраста

Количественное увеличение выработки адреналина () влечет за собой как внутренние, так и внешние изменения. Симптоматика начала подросткового периода характеризуется тремя критериями:

Внутренний физиологический

Гормональная перестройка организма, которая проявляется общей вялостью и слабостью, ощущением недосыпа, формированием у девочек вторичных половых признаков, у мальчиков – поломкой голоса.

Внутренний психологический

Буря эмоций, повышенная ранимость, отчужденность, самоедство, неуверенность, негативизм.

Внешний психологический

Переход на новый уровень отношений в семье и в социуме – желание отделиться от семьи, уйти из-под контроля родителей.

Желание обладать бесконтрольной самостоятельностью может привести к:

  • нарочитой грубости (по этой ссылке полезная информация о том, );
  • демонстрационному игнорированию;
  • оспариванию и отcтаиванию своих новых прав и привилегий в общении со взрослыми, а со сверстниками – к демонстрации ложной независимости, бесшабашной смелости, порой дерзости.

Причины кризиса

Основная причина – физиологическая сущность переходного подросткового возраста. Гормональная возрастная перестройка организма.

Начиная с 8 лет, у ребенка повышается секреция веществ, которые отвечают за выработку основных гормонов, включая половые: тестостерон у мальчиков и эстроген у девочек. Это приводит и к изменениям внешности, сигнализирующим о половом созревании.

Также увеличивается выработка адреналина – гормона стресса. В результате чего, помимо увеличения физической силы, частоты дыхания и сердечных сокращений, увеличивается и эмоциональная нагрузка, проявляющаяся протестным поведением, вспыльчивостью, агрессивной или гиперчувствительной реакцией.

Поведение во время кризиса

Основная психологическая установка подростка – осознание себя и заявление о себе как об полноценной автономной личности.

Проявляется выраженным желанием свободы и самостоятельности, причем ее настойчивым требованием, порой отвоевыванием. Но без учета того, что свобода и самостоятельность подразумевает другой уровень ответственности, а за приростом прав следует и прирост обязанностей.

Взрослеющему ребенку необходимо получить, а вам – постепенно и корректно ему передать свод прав вместе с обязанностями и ответственностью за его самостоятельную дальнейшую жизнь. Это обязательная задача природного этапа взросления.

Процесс этот последовательный, и от того, как он пройдет, будет зависеть многое и в его дальнейшей жизни, и в ваших с ним взаимоотношениях.

Если с вашей стороны процесс затянется и будет проходить без понимания и одобрения, то вы вызовите ответное сопротивление подростка. Оно может быть выражено или активным противостоянием, или, наоборот, пассивной замкнутостью и инфантильностью.

Насколько вы примите этот возрастной процесс, как обязательную программу, заложенную природой, и не будете его подавлять, настолько и поведение чада будет адекватным.

Если нет, тогда будете иметь дело не просто с подростковым возрастом, а с выраженным подростковым кризисом, при котором поведение будет проблемным или .

Чем ниже самооценка подростка, хуже его отношение к себе, и, как следствие, к другим, тем более проблемным будет его поведение.

Фазы

    Предкритическая

    Осторожный пробный отказ подростка от некоторых привычек и шаблонов во внутрисемейных отношениях, относящихся к маленькому ребенку.

    Кульминационная

    Посткритическая

    Выстраивание новой системы жизненных ценностей, прав и обязанностей в отношениях с близкими людьми и в социуме.

Чем грозит в будущем

Подростковый возраст надо прожить со своим ребенком так, чтобы:

  • не потерять с ним контакт и не разрушить доверительные отношения тотальным контролем и излишним давлением;
  • не подтолкнуть его на путь духовной деградации или ранней карикатурной взрослости полным отсутствием контроля, вседозволенностью и безнаказанностью за совершение серьезных ошибок.

Соблюдение баланса между разумным доверием и необходимым оправданным контролем, родительской требовательностью и снисходительностью – залог сохранения взаимного уважения и правильного постепенного взросления подростка.

  1. Если баланс нарушен в сторону давления и ограничения его личностного развития, ребенок может превратиться в безвольного, инфантильного, не повзрослевшего человека с набором подростковых комплексов, возможно даже с проблемами невротического характера.
  2. Если баланс нарушен в сторону бесконтрольности и ранней вседозволенности, то ребенок может получить урок безнаказанности, что не позволит взрастить тот уровень ответственности, который соответствует требованиям и условиям жизни самостоятельного взрослого человека.

Как помочь пережить тяжелый период

Вам поможет доброжелательная и снисходительная внутренняя установка:

«Это все тот же мой любимый ребенок. Это временные изменения. Мы вместе переживем эти трудности, и через несколько лет он снова будет таким же понятным и близким, только уже взрослым».

Для принятия и ориентирования на эту позитивную установку предлагаем следующие советы, которые рекомендуем записать и читать примерно раз в месяц и в период обострения отношений:

  • Обсуждайте с подростком любые интересные ему вопросы, уважительно выслушивая его мнение, даже если оно вам не импонирует.
  • Советуйтесь с ним при принятии различных семейных решений.
  • Культивируйте в нем сильные черты и особенности его характера, достоинства, способности, расставляя акценты на его успехах, победах, даже незначительных, на том, что у него хорошо получается.

Не уставайте напоминать, что любите его, что он нужен вам, что он играет важную роль в семье.

  • Вводите во всем, особенно в спорных вопросах, гибкую систему договоренностей, и сами строго придерживайтесь ее.
  • Идите на компромиссы, уступайте в малом, вместо категоричного отказа предлагайте возможность выбора.
  • Не ждите от него большего уровня ответственности, чем тот, на который он способен на данный момент.

Придерживайтесь уважительной формы общения даже тогда, когда поведение ребенка выходит за рамки допустимого.

  • Разговаривайте с подростком ежедневно «по душам», выделяя на это не менее 10 минут.
  • Общайтесь с ним, как с равным себе – взрослым, но повторяйте важные моменты, как в общении с ребенком.
  • Будьте тверды в важных вопросах глобальных семейных ценностей, его личной безопасности, его физического и психологического здоровья.
  • Не нарушайте границы его личного пространства, не входите в его комнату и не берите вещи без его разрешения.
  • Учите личным примером:
    – отношению к делам: , доводить начатое до конца;
    – отношению к людям: мягкости, сдержанности, ;
    – отношению к себе: , независимости от чужого поведения.
  • Подростки склонны к негативному восприятию себя. Не пропускайте моменты, когда есть за что его похвалить. Поддерживайте в непростых для него ситуациях. Развивайте в нем веру в себя.
  • Делайте вашу с ним жизнь занимательной: наполняйте ее мероприятиями и событиями, которые входят в круг его интересов.
  • Обязательно сами соответствуйте тем требованиям, которые выдвигаете ему.
  • Дарите родительское тепло, внимание и заботу. В них нуждаются не только маленькие, но и подросшие дети.

Что родителям нельзя делать

Если вы хотите преодолеть подростковый кризис без непримиримого противостояния, непродуктивных конфликтов, непреодолимых обид и взаимных претензий, внимательно ознакомьтесь с рядом правил, ключевой установкой которых является понятие «НЕЛЬЗЯ» :

  • Критиковать :
    – его друзей;
    – его взгляды и мнение, какими бы они неверными вам не казались;
    – его внешность.

Юношеский негативизм по отношению к себе более всего распространяется на внешность, причем как у девушек, так и у парней. Любой подросток испытывает «комплекс сцены», при котором характерно ощущение, что все взгляды обращены исключительно на тебя.

  • Сравнивать его с другими, если это сравнение не в его пользу.
  • Категорично отторгать его интересы.
  • Проявлять агрессивное неприятие и непонимание.
  • Наоборот, погружаться в стрессовые переживания, проявлять сверхчувствительность, демонстрируя слезы, сердечные приступы. Это может только углубить проблемы.

Неправильная реакция на проблемное поведение подростка может стать провокацией для дальнейшего углубления как самой проблемы, так и кризиса.

В этот период очень важно с сыном или дочерью, чтобы избежать непредвиденных последствий. Но делать это нужно правильно.

Заключение

Заключение

«Подростковый кризис» – это не диагноз.

Наберитесь терпения, чтобы показать своему взрослеющему ребенку пример выдержки, терпеливого отношения к трудностям, умения прощать и любить, несмотря ни на какие эмоциональные преграды.
Вам легче, чем ему, потому что вы точно знаете, что с подростковым кризисом можно справиться. Ведь в вашей жизни уже был личный подростковый кризис, который смогли преодолеть.
Поэтому спокойно перешагните через свои сомнения и страхи, и скажите себе с улыбкой:

0