Новый завет. Кто отец лжи? Ваш отец диавол ибо он лжец и лжи

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 8, с 42 по 51 стих.

42. Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

43. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.

44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

45. А как Я истину говорю, то не верите Мне.

46. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

47. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

48. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

49. Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

50. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

(Ин. VIII, 42-51)

Господь говорит, что те, кто станут Его учениками, будут свободны. Иудеи тут же начинают задавать вопросы: «О какой свободе Ты говоришь? Мы и так свободны, мы не дети греха, но считаем себя детьми Божиими: мы семя Авраамово. Отчего же ты нас освободишь?» Спаситель отвечает, что если бы Бог действительно был их Отцом, как они Его называют, то они любили бы Его. В чем разногласие между пониманием иудеев самих себя и словами Христа? Господь постепенно раскрывает это и говорит: «Посмотрите на себя: какой дух сейчас наполняет вас? Вы злитесь, раздражаетесь, не понимаете и не желаете согласиться, хотя то, что Я делаю во всем согласно с волей Божией. Нет ничего, что противоречило бы ей». И это было абсолютно так. Как бы ни старались уличить Его во лжи, в каком-то искажении или обмане, никогда ничего не получалось. Все негативное отношение ко Христу было субъективным, иудеи просто не желали слушать Его, отсюда и речь Его была им непонятна и неприятна.

В чем еще смысл слов «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел». Кто Божий, тот находится в согласии с Ним. Господь не является убийцей, а люди ищут убить Христа. Господь не является ни клеветником, ни лжецом, а иудеи стараются оклеветать и оболгать Спасителя во все время Его земной проповеди. Из-за этого разногласия духа, который наполняет их, с Духом Божиим, они и не могут понять, что делает Спаситель мира.

Далее Господь говорит: «Ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня». Эти слова вновь подчеркивают, что Христос и Отец - одно, воля у Них одна, и Он не делает ничего, что было бы противно воле Божией, и не принес какого-то нового учения, которое бы опровергало учение Божие. Этими словами Господь несколько унижает Себя ради умирения иудеев. Являясь премудрым и человеколюбцем, Он использует это для того, чтобы люди успокоились и могли дальше слушать Его.

«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего» - то есть: «Вы настроены на другое, вы желаете спорить, желаете настаивать на своем; вам хочется остаться при своих мыслях и желаниях, поэтому то, что Я говорю вам, не вмещается в вас и Я кажусь вам противником, и слова Мои неприятны вам. Вы не можете слышать слова Моего, потому что желаете слушать только то, чего хочется вам».

Дальше Христос развивает эту мысль, говоря: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Спаситель приводит это сравнение, чтобы иудеи остановились и задумались, какого они сейчас духа и что происходит внутри них: они стараются всячески оболгать Господа, исполняясь злобы, и в этом подобны дьяволу. Христос обращает внимание на то, что они противятся воле Божией, и тогда честнее сказать, что отец их дьявол и они исполняют похоти его, уподобляясь ему своим отношением к правде.

«Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» - будучи создан Богом светлым ангелом, он в этой ангельской славе не устоял, потому что не пожелал слушать Бога, и это сделало его таким, каков он есть теперь. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» - именно с дьявола начинается искажение правды Божией, соответственно, всякий человек, искажающий истину, снова и снова повторяет ошибку падшего ангела.

«А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» - очень четкие и простые слова о том, что иудеи постоянно пытаются все оспаривать, стараясь оклеветать Христа. «Но в чем Я нарушаю правду? Где я нарушил истину?». Повторим еще раз, что враги Господа никогда не могли найти, что сказать на это. Почему они тогда не верят? Потому что по своей гордыне желают настоять на своем.

«Кто от Бога, тот слушает слова Божии» - то есть тот, кто от Бога, тот стремится к истине и готов ради нее отвергнуть собственные предпочтения, свою точку зрения, тот готов смириться перед истиной. «Вы потому не слушаете, что вы не от Бога».

«На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» - вот до чего их доводит гневливость: они начинают так восклицать, открыто оскорбляя Его. Самарянином Христа называют как того, кто нарушает закон, и особенно часто вменялось, что Он что-то делал в субботу. Как говорят толкователи, Спаситель не делал в субботу ничего человеческого, чтобы тем нарушался закон, но делал дела Божии, дела любви: исцелял, просвещал и т.д. Суббота не нарушается Божиими делами, как не нарушалась тем, что по субботам священники обрезывали младенцев, так как это было исполнением воли Божией. И Господь исполнял ее, поэтому в словах иудеев очевидная клевета и хула на Него.

Господь отвечает: «Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня». Бес не может прославлять Бога, но, наоборот, пытается хулить Его и противиться Ему. Христос говорит: «Посмотрите, что Я делаю: Я прославляю Отца Моего Небесного, и одно это доказывает, что не могу быть заодно с дьяволом. Но вы бесчестите Меня, и тем самым бесчестите Отца Моего».

«Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий». Господь тем самым говорит, что Он пришел спасать и оправдывать людей, и всякого, грядущего к Нему, не прогонит, но призывает помнить, что всякий поступок будет судим. Если человек не раскается в своем богохульстве, суд над ним будет страшен.

К тем же, кто слушает Господа и идет за Ним, Христос относит слова: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» - то есть не увидит смерти духовной как отделения от Бога, но спасается и идет в жизнь вечную.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

Глава IV. Лжец и отец лжи

Все побуждения и аргументы, препятствующие человеку идти путями истины – от дьявола. Дьявол – главный и первый противник истины; на этом противопоставлении лжи правде основано все его княжество. Ложь – непременный атрибут зла, один из составляющих признаков принадлежности к царству сатаны. Ложь имеет множество вариаций, она многогранна, часто и вовсе непохожа на саму себя, и тем более опасна и коварна. Ложь изобретательна и хитра, и это неудивительно, учитывая многотысячелетний путь своего развития. Ложь вокруг нас и внутри нас, безо лжи не проходит и дня, есть даже ложь святая и ложь во спасение. Дьявол лелеет ложь, ибо она – его творение. Вспомним слова Иисуса Христа: «Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.» (Иоанн. 8:44). Вспомните, много ли мест в Ветхом завете знаете Вы, где автором какой-либо лжи является сатана? (Я имею в виду, конечно, где сатана или дьявол прямо назван своим именем). Нет, в Библии мы не найдем таких мест. Но так, как мы знаем, благодаря словам Спасителя, что дьявол «… лжец и отец лжи.» (Иоанн. 8:44), давайте искать в писании лжеца, т.е. того, кто лжет. Только не трогайте, пожалуйста, этого несчастного змея из Едемского сада, ибо как раз тот действительно сказал правду. И вообще, нет никаких оснований утверждать, что этот пресловутый змей – и есть тот самый сатана. Все это плод неуемной человеческой фантазии, и к истине не имеет ни малейшего отношения. А вот кто солгал в эпизоде со змеем, судить Вам: «И заповедовал господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь… И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло… и сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (Быт. 2:16-17; 3:4-5,22). Иегова запрещает человеку познание добра и зла, ибо он опасается, что Адам, узнав, что такое хорошо, и что такое плохо, захочет жить вечно: «… вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.» (Быт. 3:22). То есть в планы Иеговы не входила вечная жизнь человека, и поэтому он угрожает Адаму смертью за непослушание. Это место, где Иегова обещает человеку немедленную гибель за познание добра и зла, традиционно трактуется так: Иегова предостерегает Адама, что непослушание последнего сделает его смертным человеком, и он потеряет право на вечную жизнь. Но, как мы видим из вышесказанного, как раз, наоборот, благодаря непослушанию и познанию добра и зла, человек получил возможность вкусить от дерева жизни и приобрести себе жизнь вечную. Иегова, бдительно охраняющий свою привилегию на бессмертие, выслал Адама из Едемского сада. А тот самый пресловутый хитрый змей, говоря Еве о последствиях вкушения плода с дерева познания добра и зла, говорит правду, истинную причину опасения Иеговы человеческого поступка. Это – первая ложь, описанная в Ветхом завете. И если бы она осталась единственной ложью в писании!
Иегова довольно часто и много обещает своему народу, но впоследствии легко нарушает свои обещания: «И Я устроил место для народа Моего Израиля, и укоренил его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет более тревожим, и нечестивые не станут более теснить его, как прежде…» (1 Пар. 17:9) – «Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год к году; пусть закалают жертвы. Но Я стесню Ариил, и будет плач и сетование; и он останется у Меня, как Ариил. Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления… Множество врагов твоих будет, как мелкая пыль, и полчище лютых, как разлетающаяся плева; и это свершиться внезапно, в одно мгновение. Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепоглощающего огня. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Арииля, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его.» (Ис. 29:1-7). Это можно объяснить хотя бы тем, что между написанием еврейской летописи (Паралипоменон) и откровениями Иеговы через пророка Исайю, прошло очень много времени. И покой для своего народа, обещанный Иеговой израильтянам, уже забылся. А может быть, еврейский бог передумал. Но вот как объяснить ту вопиющую ложь, где Иегова говорит: «Разве Я хочу смерти беззаконника?... Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23). Если бы этот бог в самом деле желал спасения всех людей! Но он лжет. Что хочет Иегова в действительности? «Вот, скоро изолью на тебя ярость Мою и свершу над тобою гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим и возложу на тебя все мерзости твои. И не пощадит тебя око Мое, и не помилую. По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут; и узнаете, что Я – Господь каратель.» (Иез. 7:8-9), «За то и Я стану действовать с Яростью; не пожалеет око Мое, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, - не услышу их.» (Иез. 8:18), «Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом и моровою язвою истреблю их.» (Иер. 14: 12).
Принято считать, что евреи – избранный народ Иеговы. Об этом много раз говорится в писании, и у нас не возникает никаких сомнений в том, что это так и есть. Ну вот хотя бы одно место, очень точно и однозначно говорящее о народе израильском: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле.» (Втор. 7:6). А что Вы скажете, если я буду утверждать, что Израиль – это лишь наследие Иеговы, а вот благословенный избранный народ его – египтяне? Очевидно, Вы скажете, что я – лжец. Но лжец не я, так говорит Господь Саваоф (я думаю, Саваоф и Иегова – это одно и то же?): «В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословление будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль.» (Ис. 19:24-25).
Избранный Давид даже ничуть не удивляется обману Иеговы, лишь, насколько это возможно, упрекает его в нарушении своего обещания: «Милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостию Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною; вовек будет тверд как луна, и верный свидетель на небесах. «Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего. Пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его. Разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его… Где прежние милости Твои Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.» (Пс. 88:34-41,50). Как говорится, Я клялся – мне и нарушать. Ничего другого от лжеца и ожидать нельзя. Вспомните, сколько слов о жертвоприношениях сказано в книгах Исход, Левит, Второзаконие? Какие животные должны приноситься в жертву Иегове, когда, за какие грехи, какого пола, физического состояния, возраста; каким образом эти животные должны быть убиты; какие животные считаются непригодными к жертвоприношению… Этому вопросу в Библии отведено много места, не упущено ни одной мелочи, нет никаких неясностей. Такое подробное описание и такое внимание к жертвоприношениям говорят об особой важности этого служения Иегове. Часто Иегова сам говорит, что это – завет вечный для израильтян. И вдруг мы с удивлением узнаем от него самого, что жертвоприношение, на самом деле, совсем не угодное для еврейского бога действие. Мало того, он не хочет от людей такого рода служения, хотя раньше требовал неукоснительно и карал и обличал тех, кто не приносил ему вовремя жертву, или приносил ее ненадлежащую, с изъяном: «К чему Мне множество жертв ваших? Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу.» (Ис. 1:11), «Закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса…» (Ис. 66:3).
«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» - говорил Валаам. Но ведь и лжет, и изменяется. Просто Иегова – не Бог, и нет ничего удивительного в его поведении, ибо мы знаем, что он – «лжец и отец лжи».
«Я прощу беззакония их.» (Иер. 31:34) – «Я накажу нечестивых за беззакония их.» (Ис. 13:11).
«Завет мира Моего не поколеблется.» (Ис. 54:10; Иер. 32:40) – «Заключу новый завет.» (Иер. 34:20).
«Спасу народ мой.» (3 Цар. 3:18) – «Истреблю Израиля.» (3 Цар. 9:7).
«Не буду больше поражать всего живущего.» (Быт. 8:21) – «… буду поражать землю Египетскую.» (исх. 12:13).
Как хотите, называйте эти противоречия; они все равно останутся тем, чем были всегда – ложью. Акоста писал: «… Бог, творец природы, не мог противоречить сам себе; между тем он противоречил бы себе, если бы предписал людям поступки, противоречащие природе, творцом коей он был наречен…»
Ложь – самое первое орудие сатаны, это основа, начало порока и греха, самое простое и потому наиболее легко воспринимаемое искушение. Наверное, ни к одному человеческому пороку люди не относятся так легко, как ко лжи. Можно ли сегодня представить себе жизнь, полностью лишенную всякой неправды и лжи? Нет, в этом мире, которым правит сатана, это невозможно. Выйти изо лжи полностью мы сможем только вместе с выходом из этой земной жизни вообще. Для того, чтобы солгать, человеку, как правило, не нужно абсолютно напрягаться, и редко кому из нас тошнит при мысли о том, что нам предстоит сказать неправду. Откуда же такая зависимость человека от лжи, будто бы не приобретенная, а врожденная, проявляющая себя уже в самом раннем детстве? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним вторую часть определения дьявола, данного нам Иисусом Христом. Господь говорит: «… отец лжи.» В Библии рассказывается о том, как Иегова обучал своему лживому мастерству людей. Вы знаете историю призвания Моисея Иеговой, поэтому мне легче проиллюстрировать педагогический талант дьявола в вопросе обучения человека обману. Вот еврейский бог говорит Моисею: «Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю где течет молоко и мед. (Исх. 3:16-17). Все это, повторяю, Моисей должен сказать старейшинам израилевым. Но если с теми же самыми словами Моисей обратится к фараону Египта, то ему (Моисею) придет очень быстрый конец. Еще бы, ведь он по сути, хочет лишить Египет этих «добросовестных» работников-евреев, уведя их в другие земли. Нет, говорить фараону правду никак нельзя. Что же делать? Ведь без одобрения фараона невозможно вывести все еврейское общество из Египта! И здесь Иегова приходит на помощь Моисею. Он говорит: «… и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.» (Исх. 3:18). Все гениальное просто! Скажи ложь, и ты добьешься успеха. Если бы в тот момент фараон поинтересовался у Моисея, по поводу какого праздника евреи собираются приносить жертвы своему богу, он не смог бы получить вразумительного ответа. Моисей тогда и сам не знал, что речь идет о будущем празднике еврейской Пасхи, отмечаемом как раз в честь разорения земли египетской, гибели скота и убийства первенцев египтян. Вот так Иегова учил лжи свой избранный народ.
Еще одна не менее интересная и поучительная история произошла с Ахавом, царем Израильским. Как-то раз царь иудейский Иосафат пришел к Ахаву, и последний предложил Иосафату пойти войной на царя Сирии, чтобы овладеть городом Рамофом Галаадским. Войны с Сирией не было уже три года, и поэтому цари заскучали, и решили таким образом развеяться с пользой для себя. Но для начала захотели цари узнать, по обычаю тех времен, божью волю, провозглашаемую пророками. Почти четыреста пророков израильских одобрили, от имени Иеговы, этот военный поход. Но Иосафат – осторожный царь и человек. Он спросил Ахава, нет ли еще какого-нибудь пророка Господня, чтоб иметь уж полную уверенность в удачном исходе военной операции. Я думаю, Иосафат просто не очень-то хотел этой войны, вот и искал малейшую возможность избежать ее. Но это мои домыслы. А еще один пророк в Израиле нашелся, это был пророк Михей. Ахав сразу предупредил Иосафата, что Михей – плохой пророк; он все время пророчил неудачу царю. И действительно, Михей, пришедши к обоим царям, предрек им поражение от сирийцев. Но так как остальные пророки предсказывали успех в войне, то цари, конечно, потребовали подробного объяснения от Михея. И вот тут Михей рассказал им очень интересную историю: «… выслушай слово Господне: я видел господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и левую руку Его. И сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтоб он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал перед лицем Господа, и сказал: Я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: Я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнить это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих…» (3 Цар. 22:19-23). Стоит ли после этого доверять пророкам Иеговы, если тот может с определенными целями временами посылать им (пророкам) духа лжи? Никто не может гарантировать, что богодухновенность Иеговы – истина. И подтверждение моим словам – выше. После всего этого, между прочим, Иегова вдруг удивляется: «Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер. 5:31). А как же народу твоему не любить ложь, если она исходит от тебя, Иегова? Если ты посылаешь духов лжи, обещаешь и не выполняешь обещаний, клянешься и отменяешь свои клятвы? А что народ будет делать «после всего этого», я скажу: «… да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.» (1 Иоан. 5:20). Когда-то, очень давно, молодой товарищ отчаявшегося и раздавленного под ударами дьявола Иова Елиуй, задал несчастному праведнику риторический вопрос: «Ненавидящий правду может ли владычествовать?» (Иов. 34:17). Я мог бы ответить этому молодому еврею: да, именно тот, кто владычествует в этом мире, князь мира сего, называемый Иеговой, ненавидит всякую правду, не переносит на дух истину, ложью и бесчестием утверждает свою власть над людьми. Для того, чтобы убедиться в этом владычестве, попробуйте прожить день без лжи, и большой и маленькой – всякой. Если получится, продолжайте жить честно и другой день, и третий … И Вы увидеть, что вам вдруг резко стало тяжелее жить, труднее находить общий язык с окружающими вас людьми, Вы выпадаете из общего фона и на вас смотрят с подозрением и настороженностью. Абсолютно честный человек, не говорящий ни слова лжи в любых жизненных ситуациях, вызывает у людей чувство неприязни, переходящее в агрессивную враждебность. Человеческий коллектив отторгает такое инородное тело, дабы оно не смогла заразить других своим неприятием лжи. Дьявол – отец лжи, внимательно и чутко контролирует поведение людей, помещая их в такие условия, и ставя их в такие ситуации, в которых без лжи человек никак не может обойтись. Сатана очень боится, чтоб кто-нибудь, вслед за Спасителем, не произнес слова: «… идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.» Ложь – это один из тех поводков, на которых дьявол крепко держит человека. Ослабить натяжение этих многочисленных поводков усилием человеческой воли можно, можно даже избавиться от некоторых из них, но получить полную свободу и независимость от дьявола удастся только с помощью Господа Иисуса Христа, выкупившего нас у сатаны ценою своей физической жизни. Прожить свою жизнь на земле без греха невозможно человеку. Но помните: каждая уступка любому искушению, в том числе и лжи, утверждает господство сатаны над человеком, укрепляет его могущество. «Противостаньте дьяволу, и убежит от вас…» (Иак. 4:7).

Много у нас всяких грехов и беззаконий, которые препятствуют Святому Духу войти в наше сердце; а лжи и обмана, можно сказать -так же много, как воды, и ложь стала так у нас обыкновенна, что лгать мы и за грех уже не считаем. Но знаете ли, братья, откуда ложь происходит? Какой это тяжкий грех? И какое наказание заслуживает он как в настоящем, так и в будущем веке?

Когда иудеи лгали на Спасителя, будто Он творит чудеса силой князя бесовского, Господь сказал им: «вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Ин. 8; 44). Как бы так сказал: у диавола нет истины, он всегда говорит одну ложь, и говорит от себя; никто его не учит тому, напротив: он сам учит лжи; поистине он - ложь и отец лжи. Видите ли, братья, откуда ложь, кто учит ей, и чьи мы становимся дети, когда друг друга обманываем? - Но не подумайте, что диавол учит нас лгать только посредством лживых людей. Нет; он сам, находясь при устах лживых, действует ими как хочет. Пример и доказательство сему находим в истории Ветхозаветной. Когда диавол хвалился перед Богом, что он может прельстить Ахава, беззаконного царя Израильского, дабы тот вышел на войну против сириан и был там убит, - он так сказал Господу: «изыду и буду дух лжив во устех всех пророков его» (3 Цар. 22; 22). Он не говорит: научу их как лгать; а говорит совсем иначе: сяду в уста их и сам стану обращать языком их, как мне захочется. Кто при этом не содрогнется, кто не поспешит оградить уста свои святым Крестом, чтобы не сел в них лукавый? Но не бойтесь его, когда говорите истину: ложь - престол его, а уста праведные - для него терние, и язык непорочный - меч ему острый! - Не думайте, однако же, будто ложь сама по себе - неважный грех и извинительный, потому только, что она у нас стала грехом слишком обычным. Грехи бывают тяжки или не тяжки, смотря по тому, грешит ли человек в ведении или в неведении, волей или неволей, с намерением или без намерения. Спаситель ясно говорит: «раб, ведевый волю господина своего, и не сотворив по воли его, биен будет много; не ведевый же, сотворив достойная ранам, биен будет мало» (Лк. !2; 47,48). А потому и в Ветхом Завете было такое повеление: если кто согрешит по неведению, то пусть принесет козу однолетнюю в жертву за грех, и очистит священник душу, и прощено будет ей. Если же кто сделает что дерзкой рукой (то есть согрешит волей и разумом, нарочито и умышленно), то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего, ибо слово Господне он презрел, и заповедь Его нарушил: истребится душа та; грех ее на ней (Числ. 15; 27-28, 30-31). Апостол Петр согрешил по страху, и опять к лику Апостольскому был причтен; а Иуда согрешил по корысти и «шед удавися». Апостол Павел гнал Церковь Божию по неведению и - помилован, и даже стал учителем вселенной; но он же говорит: "если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр. 10; 26,27). Теперь скажите по совести, братья: не лжем ли мы большей частью без всякой нужды, добровольно и умышленно? Какая, например, нужда продавцу божиться, будто товар стоит ему самому такой-то цены, которой и половины он не дал? Разве не в его полной власти продать и без божбы за такую цену, какую сам назначил? Или кто принуждает богатого и властного человека обещать золотые горы тому бедняку, который ищет у него милости, тогда как на деле обещающий вовсе и не думает исполнять своих обещаний? Что за нужда пришедшему на исповедь и желающему открыть втайне, пред одним Богом Сердцеведцем и служителем Его грехи свои, и при таких священных обстоятельствах твердить подобно Евангельскому фарисею: я никого не обидел, я то и то делаю доброе, - «несмь якоже прочии человецы» (Лк. 18; 11), - между тем как вопли обиженных им в уши Господа доходят? Судите же после сего: легкий ли грех - ложь, и малое ли зло - язык лживый? Послушайте, братья, не меня, но святого Апостола Иакова, брата Господня, который говорит: "язык небольшой член, но много делает; посмотри: небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; он оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны... язык - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда!" (Иак. 3; 5,6,8). Поэтому ложь строго наказывается и в здешней и в будущей жизни. Псалмопевец взывает к Богу: «погубиши вся глаголющим лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь» (Пс. 5; 7). «Сладок человеку хлеб лжи, говорит Соломон, но потом исполнятся уста его камения» (Притч. 20; 17). А Сирах говорит: «порок зол человеку лжа: уне - (лучше) есть тать - (вор,) нежели присно лжай - (постоянный лжец), оба же пагубу наследят» (Сир. 20; 24). Авессалом, обманом искавший царства, повис между небом и землей (2 Цар. 18; 9): и Ахитофел, подававший ему коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством (17; 23). Анания и жена его Сапфира, утаившие часть своего же имения (казалось бы и грех невелик), один за другим пали мертвыми у ног Апостола Петра и погибли (Деян. 5; 5-10). Сам Антихрист, «человек беззакония, сын погибели, придет, - как открывает Апостол, - в знамениих и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды; и Господь Иисус убиет его духом уст Своих» (2 Фес. 2; 3-4, 8-10). Лжецы и обманщики часто думают про себя в ослеплении: мы заключили союз со смертью, и с преисподней сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, потому что ложь мы сделали убежищем для себя, и обманом прикроем себя (Ис. 28; 15). Но Господь так разрушает их замыслы: напрасны надежды ваши на ложь! Союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподней не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны! (ст. 17-18). И это - еще в настоящей жизни. А что грозит лжецам в будущей жизни, -послушайте вот слово Самого Господа, сидящего на престоле: «неверным и скверным, и убийцам, и блуд и чары творящим, идоложерцем, и всем лживым» (слышите: лживых Он полагает, так сказать, на одних весах с неверными и другими беззаконниками, и присуждает им одно и то же наказание) - «часть им в езере горящем огнем и жупелом!» (Откр. 21; 8). - Итак, ложь и обман, по учению Христову, происходят от диавола, и он-то, овладев устами и сердцем людей, сплетает в них ложь; поэтому лжецы - дети диавола, который есть отец лжи; ложь не меньше других тяжких грехов, потому что большей частью произносится без нужды, добровольно и с намерением; а за это и наказывается наравне с другими тяжкими беззакониями. Ужели после всего этого мы осмелимся еще играть сим адским огнем, то есть языком лживым, опаляющимся, по слову Апостола, от самой геенны? Ужели не будем в сокрушении сердца взывать с Давидом: «положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устах моих! Не уклони сердце мое в словеса лукавствия!» (Пс. 140; 3-4). За одно слово лживое Анания и Сапфира были поражены судом Божьим. А наши лжи и обманы разве простительнее? Разве не подлежат тому же суду Божьему?.. Ах, как мы обманываемся, если так думаем! Мы, так же как они, лжем перед Духом Божьим, Который и обличает нас в нашей совести; и если не погибаем, как они, то потому только, что долготерпение Божие ждет нашего покаяния. Или вы думаете, говорит нам Господь наш, что они были грешнее вас, когда так строго наказаны? «Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете!» (Лк. 13; 3). Итак, братья, отвергнув ложь, будем говорить истину каждый ближнему своему, прогоним из сердца нашего и от уст наших духа лжи, и дадим место Духу истины, чтобы не быть нам чадами диавола, но чадами Божьими и наследниками оного града пресветлого, Иерусалима Небесного, в который не войдет ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи! (Откр. 21; 27). Аминь.

(Из сочинений святителя Георгия Конисского, архиепископа Белорусского)

Спрашивает Наталья
Отвечает Виктор Белоусов, 17.09.2014


Наталья спрашивает: "Про кого это сказано???? ,44: Ваш отец диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи"

Мир Вам, Наталья!

Чтобы увидеть тех, кого обличает Иисус, можно посмотреть начало этого разговора:
3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
()

13 Тогда фарисеи сказали Ему...
()

Иисус так говорил непосредственно к некоторым книжникам и фарисеям, которые с целью провокации привели женщину, которую словили на прелюбодеянии. Затем они пытались словами "подставить" Иисуса.

Стоит отметить, что Иисус так жестко обличал не всех слушателей - а тех, кто брал на себя большую духовную ответственность (будучи учителями), но не соответствовал ей. Некоторые из высокостатусных книжников и фарисеев каялись и обращались к Иисусу (например, Никодим или Иосиф из Аримафеи), и Иисус принимал их.

Сейчас эти слова могут относиться к каждому человеку, кто поступает так же лицемерно. Бог ценит и уважает честность. Только честный человек может признать свои ошибки и искренне в них каяться. А нечестивые люди норовят прикрыться женщиной, чтобы напасть на Иисуса и "ударить в спину".

Благословений Божьих Вам,
Виктор

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Есть один текст в евангелии от Иоанна, который многими понимается превратно.
Более того, это неверное понимание, вылилось в представление обо всех иудеях времени Иисуса, как служителях дьявола.
Впоследствии, в этом обвинили и Тору и всех представителей иудаизма.

Вот этот текст:
Ев Иоанна 8:30

Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Тогда сказал Иисус к уверовав­шим в Него Иудеям: если пре­будете в слове Моем, то вы истин­но Мои уче­ники,

и по­знáете истину, и истина сделает вас свободными.

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
Иисус отвечал им: истин­но, истин­но говорю вам: всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха.
8:37
Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, по­тому что слово Мое не вмещает­ся в вас.

Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

Ска­за­ли Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

А теперь ищете убить Меня, Человека, ска­за­в­шего вам истину, которую слы­шал от Бога: Авраам этого не делал.

Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любо­деяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, по­тому что Я от Бога исшел и при­шел; ибо Я не Сам от Себя при­шел, но Он по­слал Меня.

Почему вы не по­нимаете речи Моей? Потому что не можете слы­шать слóва Моего.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять по­хоти отца вашего .

Он был человеко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.

Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

В чём же суть в конфликта Иисуса с "уверовавшими в Него" иудеями?

Что же имел ввиду Иисус?

Почему они "уверовав" тут же восстали на Него?

Термин «иудей» в Евангелии от Иоанна употребляется в разных значениях.

1. Он обозначает религию и этнос, с которыми отождествляет себя сам Иисус .

На вопрос самарянки:

Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня... (Иоан. 4, 9)

Иисус отвечает:

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем… ибо спасение от Иудеев . (Иоан. 4, 22)

В этом «мы» — бесспорное свидетельство Иисуса о его принадлежности к иудеям, причём иудейское «знание, чему кланяться

(т. е. поклоняться)» - он признаёт спасительным.

2. Это термин указывает на отличие жителей Иудеи от жителей Галилеи — по обычаям и диалекту:

…Одна служанка… сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
…И ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (Матф. 26, 69–73)

…Ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. (Марк. 14, 70)

Сказано, что

…Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи [т. е. жители Иудеи] искали убить Его. (Иоан. 7, 1)

3. Он обозначает тех или иных отдельных представителей иудейского народа — людей, относящихся к религиозной элите :

…Никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. (Иоан. 7, 13),

— обратите внимание, что «иудеев» здесь боятся именно сами иудеи — ср. ст. 11, 12, 15.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги. (Иоан. 9, 22),

— но родители слепорождённого и сами были иудеями (в ст. 18–19 говорится о подотчётности их фарисейским властям).
Ср. также ст. 13: «Повели сего бывшего слепца к фарисеям», из чего следует, что боялись именно власть имущих фарисеев, которые и могли отлучать от синагоги (налагать «херем»).

…Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов... (Иоан. 1, 19)

Посылать священников имел право Синедрион или иные властные структуры иудейского общества.

Они и названы здесь «иудеями».
В 8-й главе Иоанна в дискуссию с Иисусом вступают фарисеи:

Тогда фарисеи сказали Ему... (Иоан. 8, 13),

В чём же заключалась их «вера»?

Они поверили, что он — тот Мессия, который освободит страну от римлян :

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали:

это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
Иисус же, узнав, что хотят придти… взять его и сделать царем … удалился... (Иоан. 6, 14–15)

Итак, «уверовавшие» в пророческое посланничество Иисуса намеревались объявить его царём (Мессианским) — и поднять восстание под его руководством.

Миссия же Иисуса была чисто духовной, а не политической , и он сам не раз предупреждал о катастрофических последствиях восстания против Рима (см. Лук. 21, 20–24; 23, 27–31).

Поэтому он и обращался к таким «уверовавшим» с призывом:

…Если пребудете в слове Моем , то вы истинно Мои ученики,
И познаете истину, и истина сделает вас свободными . (Иоан. 8, 31–32)

Здесь он призывает вникать в его учение , познавать истину, им возвещаемую .

Следовательно, воззрения этих людей были далеки от истины .

Здесь слышна и скрытая полемика с призывами зелотов обрести свободу путём восстания , в то время как Иисус предлагает стать свободными через познание истины.

Именно зелотам — сторонникам крайнего, воинственного крыла фарисейства , которые обрекли, в конечном счёте, Иерусалим на разрушение, Иудею на опустошение, её народ — на смерть и рабство, Иисус сказал:

Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала...

(Иоан. 8, 44)

Конечно, злой дух (диавол) воздействовал на этих людей, склоняя их к ужасному по своим последствиям восстанию

(Мф. 23, 37–39; Лук. 21, 20–24).