Я умирала, ревнуя андрюшу к прокловой. Лариса Голубкина призналась, что Андрей Миронов «поссорил» ее с дочерью Машей Читать интервью с ларисой голубкиной

Легендарная Шурочка Азарова из «Гусарской баллады» рассказала, как в Киеве совершила большой грех, о том, как сумасшедший выдавал себя за ее мужа, почему отец гордился ею тайно и как она трясется от страха перед выходом на сцену.

- Лариса Ивановна, слышала, что вы влюблены в наш Киев. Расскажите, за что именно.

Ну как можно не любить такой красоты город! Это даже смешно. У меня связаны с вашей столицей очень интересные воспоминания. Когда я была задействована в фильме "Освобождение" и прилетела к вам, мы как раз снимали танковую атаку под Киевом - там постоянно стреляли. Еще была переправа через Днепр, и наши стреляли из пулемета прямо в лодке. В общем, страшно было безумно, ведь все было очень натурально! А я же по фильму медсестра, и во время танковой атаки должна была по-пластунски подползать к раненым. И на меня очень ревностно смотрели солдаты - они служили в армии и снимались у нас в массовке. Все потому, что я мужественно держалась и не показывала страха… Но когда закончилась съемка, я помню, как быстро прибежала в отель: переоделась и помчалась на самолет. И только в самолете заплакала - такое было напряжение от этой киевской атаки. И большой грех у меня там оказался… Никто не успел посмотреть и вышло, что у меня в кадре ногти были накрашены! Актер, конечно, отвечает за свои поступки, но тут и помреж, и художник по костюмам не углядели. Я сама это увидела уже на экране крупным планом. Мне прямо дурно стало. Тогда, когда я перевязку делаю и руку к лицу подношу, так видно! У меня никогда ногти ярко накрашены не были, но все-таки - какой маникюр во время войны у медсестры?! И после этого Киев у меня прямо в голове застрял. Постоянно вспоминаю, как же это я там совершила такой невероятный поступок. А потом мы еще жили в гостинице "Москва" - боже, какой же там вкусный борщ был с пампушками! И, конечно, вспоминаю ваш рынок. Как только мы добирались к вам - сразу же с поезда бежали как оголтелые туда. Ой, а Чернобыль... Вот где грустные воспоминания... Мы приезжали буквально через пару недель после случившегося и какое-то время жили в Киеве, так тогда ездили в Припять к военным на концерты.

- Тринадцатого мая в столице пройдет ваш творческий вечер, чем порадуете киевлян?

О, я давно уже у вас не была с сольными выступлениями. Последний раз мы приезжали со спектаклем, играли с Якубовичем. Так как я всегда пою, думаю "мой" народ вспомнит - придет. Я буду исполнять старинные романсы. У меня недавно прошел такой вечер в Харькове, где очень хорошо и тепло принимали. Так что если меня хуже примут в Киеве, я обижусь (смеется).

Ваш папа изначально не был в восторге от того, что вы выбрали актерскую профессию, но вы говорили, что после "Гусарской баллады" он существенно изменил свой взгляд...

А мне кажется, он никогда не был в восторге. Мы как-то особо его и не переубеждали. А он мне своей страсти по отношению к моей профессии не показывал. Утверждают, что где-то там, среди друзей, он говорил: "Это вот моя дочка!" - значит, гордился. А в открытую никогда не хвалил. Но это и правильно в общем-то - тогда ты всегда находишься в хорошей форме.

- А вы Машу (Мария Голубкина - известная актриса, дочь Ларисы Ивановны. - Авт.) хвалите?

А Маша мне сама не поддается и от меня похвалы особо не требует. В принципе, я так люблю дочку, что мне нравится все, что она делает!

- А почему вы так мало снимались, ведь что ни картина с вашим участием - то колоссальный успех?

Ой, это не у меня надо спрашивать. Это целая корпорация - решения режиссеров, продюсеров, целая история, если копнуть - и не поймешь. Я много работала в театре. К тому же сразу после первых съемок в кино еще училась… Зато с тем небольшим количеством фильмов, которые у меня были, я объездила весь мир! Эти фильмы показывались везде в свое время, и я имела в некотором роде какой-то успех. Но тем не менее не выработала в себе такой безумной страсти - завоевать весь мир своим творчеством. У меня не возникло за все это время ощущения тщеславия.

- А что вы делаете за 5 минут до выхода на сцену?

Трясусь как сумасшедшая от страха! За пять минут до выхода я уже готова - стою на сцене в гриме, повторяю текст, вспоминаю характер, который буду играть, и очень волнуюсь. Безумно! Но как только я выхожу, издаю два-три звука, нахожу свое энергетическое место и начинаю работать - успокаиваюсь. Сахар повышается (смеется).

- Берегите себя! А вы бы согласились сыграть в каком-нибудь проекте серий так на 120?

Ой, не буду лукавить - смотря какая роль. И потом, сейчас же снимаются там, чтобы деньги заработать. Оригинальничать тоже не буду, говоря, что мне не нужны деньги. Может, я бы и согласилась, но если уж сериал - совсем караул, отказалась бы.

- А что за удивительная история о парне, который выдавал себя за вашего мужа после "Гусарской баллады"?

Ой, это был сумасшедший сосед, который возил коляску вокруг нашего дома с куклой и говорил, что это наш с ним ребенок. Папа его несколько раз в милицию сдавал, но там говорили: "Он тихо помешанный, поэтому мы ничего с ним сделать не можем". Ну а потом мы переехали, он пропал и все затихло.

- Наверняка это было не одно безумство, совершенное ради вас поклонниками?

Ой, поклонники у меня были только женщины, в смысле - девочки. Вот знаете, как бегают за звездами шоу-бизнеса? За мной так лет 15 толпы ходили. Толпы! Это я не преувеличиваю. Но дело в том, что я с ними не очень дружила, поэтому они мне мстили: спички засовывали в замки, поджигали мне коврики возле квартиры, следили за мной, за моей личной жизнью. И когда-то я шла в "Лужники" на концерт, а молодые люди рядом запускали кордовую авиамодель (самолет на тросе. - Авт.), которая развивает скорость до 30 км/час. Она, знаете, летает по кругу, а я попала в этот самый круг, и тросом мне разорвало щеку. И тогда я увидела преданность этих девочек - они так заплакали, глядя на меня! А я подумала: какая я все-таки глупая, что их гоняю! Молодые люди тоже были, хоть и мало - очень смешные и странные, не такие, знаете, мужчины разухабистые. Они бегали вместе с этими девочками.

А вы не встречались с Робертом Де Ниро во время открытия его московского ресторана, ведь он общался с Андреем Мироновым (второй муж Голубкиной. - Авт.)?

Ресторан открыл? Не знала. Нет, мы не встречались. Они с Андрюшей действительно были дружны, но виделись лично всего раза два или три, а потом передавали друг другу записки. Мы связывались с Робертом, когда делали фильм об Андрюше, но он любезно ответил, что если бы действительно был хорошо знаком с его творчеством - тогда с удовольствием поучаствовал бы.

- У вас подрастает двое внуков, как любите проводить с ними время?

У меня замечательные внуки! Я с ними уроки делаю, Ваня мне может на скрипке поиграть, а я ему - подпеть. Он с удовольствием аккомпанирует. А Настя у нас играет на пианино.

- Так у вас скоро собственный оркестр будет!

Я думаю, да! Они очаровательные, послушные дети. Любят маму, любят отца. Настя семь лет каталась на коньках, но сейчас перешла на теннис, да еще и в английской школе занимается. Она еще хорошо катается на лыжах, на сноуборде, Ваня тоже на лыжах гоняет. Так что дети спортивные. И с ними всегда можно поговорить о чем-то интересном. Вот тут недавно Ваня интересовался о гражданской войне и революции, спрашивал о товарище Ленине. Рассказала все, как могла.

- А Маша была девочкой шустрой или спокойной?

Маша была уникальным мыслителем. У нее разговорный жанр был невероятно развит. Тут уже она мне рассказывала, кто такой Ленин был. Говорила - "вождь трудящихся" (смеется).

- А современную музыку вообще любите? Может, с кем-то из поп-исполнителей хотели бы спеть дуэтом?

Я люблю, люблю, люблю джаз! И вообще очень музыкальная девушка. Но ни с какой "попой" петь не собираюсь (смеется). Думаю, я уже не в том возрасте - не хочу сказать, что какая-то старуха, - но приходит момент, когда нужно уже быть более... академичной что ли.

- Раз уж заговорили о возрасте: у вас ведь в следующем году юбилей…

Ой, не считайте, сколько будет! Ничего справлять не будем (смеется). Не хочу. Не нравится мне. Я ни один юбилей не справляла. Не потому, что боюсь того, что плохо выгляжу. Думаю, когда я буду в Киеве, зрители смогут оценить, какова я на сегодня. И пока без операций обхожусь. Просто не люблю их.

- А вы подарки вообще любите?

По большому счету, я их, наверное, люблю, но сказать, что мне их дарят, не могу. Да я даже и не мечтаю особо о чем-то таком. Ну разве что бриллиант в пять каратов кто-то подарит и я его положу на зуб, за щеку и буду ходить.

А есть ли такие вещи, о которых вы хотели бы сказать: "А кроме того, что я хорошая актриса, я отлично умею делать…"?

Вот сейчас котлеты вкусные пойду делать. Намесила что-то интересное: мясо, одну молодую картошку натерла, белого хлеба, яйцо, два больших гриба. Еще лучку с чесночком добавлю - и посмотрю, что получится. Ни разу еще такого не делала, но думаю, будет очень вкусно. Угощу вот собаку еще (у Ларисы Ивановны живет йоркширский терьер. - Авт.) - мы с ней только что погуляли, я ее помыла хорошенько, а сейчас пойдем поедим.

- Я знаю, что вы - отличный водитель, любите покататься. Гаишники часто останавливают?

Да я уже 30 лет за рулем. Останавливают время от времени. Недавно один остановил, мне даже интересно стало, почему, говорю ему: "Ну вы что, думаете, что я пьяная?". А он мне так возмущенно отвечает: "А что, женщины не пьют что ли?". Я говорю: "Я не пью. Ну неприлично останавливать даму!". Все-таки я ведь не девчонка какая-нибудь сопливая, еду с сигаретой в зубах. Но ведь я еще застегнута очень странно - держу ремень под мышкой, и они думают, что я не пристегнута. А мне грудь мешает! Но я же не буду им объяснять, что мешает грудь! (смеется)

- А узнают, когда останавливают-то?

Раньше, конечно, все гаишники знали в лицо, а сейчас уже другое поколение пришло. Совсем молодые мальчишки, ну чего я буду с ними разговаривать? Я с ними серьезно, только по делу.

- А чего вы боитесь в жизни больше всего?

Да я трусливая всегда была. После "Гусарской баллады" я очень стала бегать от людей. Сейчас, конечно, я более открытая. А тогда старалась как бы не нарываться на людей, и вместо того чтобы кокетливо общаться, пряталась. Потому что это все было очень неестественно - ты два года назад закончил школу, снялся в кино - и тебя сразу превращают в какую-то непонятную небожительницу и требуют от тебя невесть чего, ждут от тебя каких-то невероятных поступков, как хороших, так и плохих… Это все очень опасно, поэтому я старалась уйти от этого. И об этом нисколько не пожалела. Благодаря такой манере держаться у меня до сегодняшнего дня нет осадка от общения с людьми, а это очень трудно сохранить.

- Вы от пресловутого кризиса еще не пострадали?

А я все время в кризисе живу! (смеется) Вот у меня сейчас есть только 600 рублей - лежат в сумке. А завтра, может, еще где-нибудь найду. И никаких проблем. Я живу сегодняшним днем, и сбережений никаких не держу. Правда, вот бензин может закончиться - надо будет заправиться, но до зарплаты, думаю, доживу.

- А к Маше можете обратиться за финансовой помощью, если нужно будет?

Никогда. И она ко мне не обращается, и я к ней. И не потому, что мы такие принципиальные. Я-то знаю, что она меня в трудную минутку выручит, а сейчас чего дергать?

А кого из публичных людей - политиков, деятелей культуры, артистов - вы можете сегодня назвать настоящим гусаром?

Да я и не знаю, что это такое - гусарство. Но если я была "настоящим гусаром", то пусть все ко мне подтягиваются (смеется). Сейчас время абсолютно не гусарское - глобальное потепление. Нет дуэлей, лошадей, сабель. Честь и доблесть, в принципе, должны быть, но я их тоже пока не вижу. Мне вот кажется, что сейчас потеряно другое очень важное качество - совесть. Это даже на сегодня важнее, чем любовь. Допустим, ты не будешь очень уж любить, но если ты совестливый человек - многого себе не позволишь. А можно изображать любовь и быть абсолютно бессовестным, многое себе позволять, потому что "я люблю". Я считаю, что совестливость - это что-то от Бога, и у многих она растеряна.

ЗВЕЗДНАЯ СЕМЬЯ. Лариса Голубкина ро¬дилась 09.03.1940 г. в Москве. Лариса хотела стать актрисой с раннего детства. Закончила ГИТИС. В начале 70-х Голубкина вышла замуж за оператора и режиссера Николая Щербинского и вскоре родила дочь Машу. Но уже через два года этот брак распался, и отец с дочерью не виделись. К этому времени она уже давно была знакома с Андреем Мироновым, который, еще будучи 22-летним парнем, предлагал Голубкиной выйти замуж, но тогда она "не хотела близких отношений", и они остались хорошими друзьями. А в 1974 году Голубкина и Миронов снова пересеклись. В то время он уже был женат на актрисе Екатерине Градовой ("Семнадцать мгновений весны"), у них тоже была дочь Маша. Но и эта семья распалась. Миронов переехал к родителям. Тогда между актерами снова возникли отношения. Лариса и Андрей прожили вместе 14 лет. А 16 августа 1987 года Миронов умер. После его смерти Голубкина замуж так и не вышла. А две их дочери Маши от первых браков стали также известными актрисами. Мария Голубкина была замужем за известным шоуменом Николаем Фоменко, от которого у нее двое детей: 11-летняя Настя и 6-летний Ваня.

14 ФИЛЬМОВ, НО ЗАТО КАКИХ! Окончив в 1964 году отделение музыкальной комедии ГИТИСа, Голубкина сразу стала актрисой Центрального академического театра Советской Армии (ныне Российской Армии), там Лариса Ивановна работает и сейчас - уже 44 года! Когда юная Голубкина училась на втором курсе, Эльдар Рязанов предложил ей сняться в "Гусарской балладе". После триумфального дебюта Голубкину носил на руках весь Союз. Тогда последовали яркие роли в фильмах "Дайте жалобную книгу!", "День счастья", "Сказка о царе Салтане", "Освобождение", "Трое в лодке, не считая собаки" (единственная совместная работа с супругом Андреем Мироновым) и др. Фильмография актрисы насчитывает всего 14 картин, последняя из которых вышла на экраны всего 2 года назад. Это "Живописная авантюра", где Голубкина сыграла с дочерью.

– Нет, этот фильм – главный поводырь в моей жизни. Я тогда училась на отделении музыкальной комедии (в ГИТИСе. – Прим. «Антенны») и стала бы артисткой оперы или оперетты, но «Гусарская баллада» повела другим путем. Говорят, что я мало снималась, зато эта картина была снята для меня. Что касается юбилея, раньше их отмечали с размахом. Вот, помню, в 2002 году праздновали 40-летие в Анапе на фестивале. Хорошо было... В 2012 году Рязанов справлял 50-летие в своем клубе «Эльдар». Устроили представление, я сшила себе красивое платье и пела песни из этого фильма. А теперь отмечать не с кем. Никого не осталось, кроме меня...

– Помните, на что потратили свою первую зарплату?

– Помню, что после выхода «Гусарской баллады» мне стали приходить горы писем и многие сразу стали просить материальной помощи. Решили, что раз я снялась в таком кино, то должна быть очень богатой. А я была мамина-папина дочка, жила на их зарплату и первое время даже не знала, что в кино платят. Тогда случился скандал, когда один оператор написал в газету «Мосфильма», что молодым актерам не объясняют, что они работают по-настоящему, за деньги. После этой статьи меня вызвал директор и спросил, почему я к нему не обращаюсь по поводу зарплаты. А я была так рада, что меня утвердили, что первое время снималась бесплатно!

Фото Анатолий Ломохов/Legion-Media

– Когда попадаю на передачи с вашим участием, не переключаю канал – всегда такая открытая, так интересно рассказываете! А был ли у вас когда-нибудь период звездной болезни?

– Спасибо за приятные слова! Но, по-моему, зрители как раз любят заносчивых, отстраненных, загадочных актеров. Они начинают о них много говорить, интересоваться их жизнью. Я же открытая всем. Мне в молодые годы папа сказал: «Слава – очень тяжелая вещь. Если тебя занесет, потом ты к нам не вернешься. Будь внимательна к себе и своим поступкам». Я к нему прислушалась. Он меня не хвалил, а говорил, что все так могут. Хотя сам понимал, что не все.

– Какие подарки или знаки внимания от поклонников вам запомнились?

– После того как я сыграла кавалериста-девицу, за мной начало бегать много девушек от 17 лет, просто стадо. К моему дому они устраивали настоящее паломничество. Мне это никогда не нравилось, я пряталась. Они за мной гонялись на такси, могли засунуть спички в замок в квартире, где я жила, чтобы мне было трудно войти, а они тут как тут – из лифта выскакивают. За моей нравственностью очень следили. И бесконечные цветы – все 55 лет!

– Ваши внуки (дети Марии Голубкиной и Николая Фоменко. – Прим. «Антенны») родились уже после того, как не стало их дедушки Андрея Миронова. Что самое главное вы рассказываете о нем?

– Совместная жизнь с Андреем Александровичем у меня началась с 1974 года. Он был очень деликатный человек по отношению к зрителям. Хорошо воспитанный. Если случалась какая-то опрометчивая ситуация, то был виноват не Андрюша, а сами зрители. Если из зала кто-то что-то кричал, то, будучи человеком с большим чувством юмора, он мог и ответить. Людей держал на расстоянии. Нельзя было сесть ему на голову и поехать.

– Как вы отнеслись к разводу дочки Марии с Николаем Фоменко и ее отношениям с Борисом Ливановым?

– Я люблю свою дочь и доверяю ей. Уважаю ее выбор. Считаю, что каждый человек должен заниматься своей жизнью самостоятельно, а мне гадать, чего да как, совсем не дело.

Фото «Инстаграм» Марии Голубкиной

– Как внуки относятся к вашей популярности – гордятся или, наоборот, не афишируют родство? И какими их успехами наиболее гордитесь вы?

– Внуки никогда не понимают, какие у них бабушки и дедушки. Им все равно, знаменитые они или нет, лишь бы были живы и здоровы и чтобы с ними складывались хорошие отношения на протяжении жизни. И я ничем никогда не горжусь, мне просто внутри очень комфортно от нашего с ними общения. Я их всех люблю. Однажды с одной дамочкой ехала в Германии четыре часа в поезде, и она все эти четыре часа в диком восторге рассказывала о своих внуках. А я так устала и только и думала: почему она не понимает, что у меня тоже есть о ком рассказать, но после нее еще больше не хочется рассказывать. Так обнаженно говорить: какие волосы, глаза, как любят бабушку – не нужно об этом болтать. С читателями «Антенны» поделюсь немного. Внучка Анастасия, ей 19 лет, учится в Англии, и у нее все хорошо. Знает английский на приличном уровне и русский не забывает. Встречается с каким-то норвежцем, но я его ни разу не видела. Внук Иван в свои 15 лет слаломист. Раньше играл на скрипке, но сейчас ее куда-то засунул.

– Расскажите, в каких спектаклях вас можно увидеть в этом сезоне.

– В Центральном академическом театре Российской армии – в спектаклях «Ма-Мурэ» и «Юг/Север». В Театре имени Пушкина я играю «Девичник Club». И иногда бывает антреприза «Пигмалион» – в «Театриуме на Серпуховке» и в театре «Содружество актеров Таганки». Милости прошу!

Будучи в 14-летнем браке с Ларисой Голубкиной, Андрей Миронов оставался привлекательным для многих женщин. Интересно, что слава донжуана настигла его после смерти. То одна, то другая актриса (не всегда известная) рассказывала о своих отношениях с ним. Лариса Ивановна однажды поведала о том, как ее муж был увлечен молодой Еленой Прокловой .

ПО ТЕМЕ

"Он был милый славный человек, любил женщин, как и все мужики. Все, кто сейчас жив, прикидываются святошами, хотя могли дать фору Андрею Александровичу. При мне он не демонстрировал влюбленности в других . Он рассказывал про каких-то своих женщин, которые у него были до меня, ему нравилась моя реакция – я смеялась", – цитирует Ларису Голубкину "Собеседник.Ru" .

О браке с Андреем Мироновым Голубкина не любит распространяться. Ранее в интервью она сообщила: "Когда тебе уже чуть ли не четвертый раз по жизни, с молодых лет, делают предложение… Это должно было случиться. Еще мне папа сказал: "Запомни, Андрей – это твой" . Отец мой, понимаете?!" Об отношениях с актером Голубкина отозвалась так: "Он меня не бил, точно. Не устраивал истерик, точно. Не успели за 14 лет. Как раз наоборот, у нас складывались уже такие отношения, что чем дальше в лес, тем больше дров, в смысле, что тем лучше мы пристраивались друг к другу, все больше и больше привыкали, больше и больше любили… Мы взрослели в отношениях. И взрослость становилась более крепкой, устойчивой…"

После смерти Миронова Лариса Голубкина замуж не вышла . "У меня вообще никогда не было патологического подхода к слову "замужество", даже с молодых лет. Не было такой проблемы, что меня не возьмут, я постарею. Правда, я сейчас не кокетничаю. "Гусарская баллада" на меня так подействовала хорошо", – сообщила актриса.

Лариса родилась в Москве в 1940 году. Ее папа был военным, а мама работала закройщицей. Рассказывая о родителях, актриса всегда употребляет превосходную степень, называя маму поистине волшебной женщиной, а папу, конечно, настоящим мужчиной. После рождения Ларисы он разрешил маме не работать, и она с удовольствием посвящала дочке свободное время.

Лариса буквально с трехлетнего возраста стала грезить сценой. Еще совсем маленькой девочкой, будущая звезда с удовольствием пела и разыгрывала маленькие сценки перед родителями и гостями, всегда немного стесняясь. «Выключите свет и отвернитесь!» — просила девочка, собираясь выступать.

Родители хохотали и поощряли ее увлечение вокалом. Когда Голубникой исполнилось семь, и пришло время пойти в школу, мама предложила записать ее и в музыкальную — по классу вокала. Отец, желающий, чтобы дочь развивалась, не возражал. Его недоверие к профессии артиста появится чуть позже.

К старшим классам стало понятно: Лариса увлечена музыкой больше, чем любым другим предметом. Она всерьез собирается поступать в театральный. Такого бравый военный, считающий лицедейство пустым занятием, вынести не смог.

Строгий папа

Он прямо высказал свое отношение к профессии и не разрешал дочке даже приближаться к музыкантам и артистам. На отдыхе в Сочи, попав в веселую певческую компанию, он не отказывался проводить время с ребятами, но постоянно покрикивал: «На мою дочь даже не смотрите!»

А однажды строгий папа буквально отогнал от юной Ларисы известную актрису на улице, когда та спросила у девочки время. Без стеснения он рассказал актрисе, что считает ее социальный статус более низким, чем статус дочери военного.

Чтобы Лариса и не думала готовиться в театральный, папа принудительно отправил ее на курсы при университете. Науки выбрал естественные — несколько месяцев Голубкина посещала лекции подготовительного курса по физике и химии.

Но сломить решительную девушку было невозможно. Скрывая от отца свое решение, но получив благословение матери, она окончила восемь классов и поступила в Московское музыкальное педагогическое училище.

Еще некоторое время будущей звезде удавалось водить папу за нос, но потом все же пришлось признаться, что она теперь не школьница. Однако папа не терял надежду на то, что после училища дочь наконец-то одумается и поступит в серьезный вуз, чтобы получить хорошую профессию.

Гусар


Дайте жалобную книгу (1965)

Но Лариса не одумалась. Обзаведясь дипломом музыкального училища, она направилась в ГИТИС, куда без особенных проблем сдала экзамены и стала учиться на музыкальном отделении. Еще целый год папа будет негодовать и протестовать, а потом сам Эльдар Рязанов позовет Ларису на одну очень интересую роль…

Играть неоднозначного персонажа — девушку, прикинувшуюся мальчишкой — планировали многие взрослые и опытные актрисы. Но никто из них не мог вписаться в образ органично.

Тем временем в ГИТИСе ставили спектакль «Давным-давно» по тому же произведению. Главную роль там играла второкурсница Голубкина. Рязанов, сбившийся с ног в поисках своей Шурочки, был поражен ее юношеским задором и мастерством.

Актриса вспоминает, что, получив такое предложение от мэтра, не пошла, а в прямом смысле побежала на «Мосфильм». Когда на нее одели мундир, ни у кого не осталось сомнений — перед съемочной группой стояла Шурочка!

Звезда


Самая высокая… (1967)

В своих интервью Голубкина часто рассказывала, что в тот период действительно была настоящей Шурочкой из «Гусарской баллады» — живой и энергичной сорвиголовой, готовой к любым приключениям. Наверное, поэтому образ ей так легко удался.

Кинодебют Ларисы оказался триумфальным. Она тут же стала нарасхват у режиссеров, оказалась занята в театре и постоянно приглашалась на все новые и новые роли в кино.

После ее «Шурочки» к профессии актрисы даже строгий папа стал относиться с пониманием. Что и говорить о многочисленных поклонниках и последовательницах имиджа Шурочки.

Актриса рассказывает, что среди модников столицы сразу появились девушки, отчаянно копировавшие гусарский стиль. В моду вошли обтягивающие брюки и высокие сапоги, короткие стрижки и, к сожалению для Голубкиной, курение.

Актриса всегда протестовала против этой пагубной привычки и считает, что женщину она не красит. Ларисе было очень досадно, что из-за ее персонажа девчонки стали покуривать и говорить специально пониженным голосом.

Появились среди поклонниц и те, которые не могли помириться со своей сексуальностью и бросались из одной крайности в другую. В частности, за Ларисой стали ухаживать девицы — грубоватые и угловатые, как она сама их характеризует. Интересно было то, что когда актриса вышла замуж за Миронова, эти девочки немедленно переключили свое внимание на него!

Андрей

А со своим звездным мужем она познакомилась на дне рождения своей подруги — актрисы Натали Фатеевой. Миронов тогда был страшно влюблен в Фатееву. Та никак не собиралась отвечать взаимностью молодому актеру и познакомила его с Ларисой.

Скоро Голубкина завоевала внимание Миронова. Сегодня актриса не скрывает, что именно он стал ее первым мужчиной. Она хранила невинность до 23 лет — прежде всего, чтобы доказать папе благородство актерской профессии и отсутствие распущенности в этих кругах.

А Миронова она называет настоящей любовью, который оказался достоин ее первой ночи. Страшно пораженный этим обстоятельством, актер немедленно сделал Голубкиной предложение, от которого она отказалась и поразила его еще раз. Ведь за Миронова все хотели замуж, а Лариса — нет.

После того короткого романа их пути разошлись. Голубкина даже стала жить со своим новым возлюбленным — сценаристом Николаем Щербинским-Арсеньевым. Они не поженились, даже когда Лариса забеременела, а спустя несколько лет после рождения Маши, и вовсе разошлись.

В том же году, когда у Голубкиной родилась ее Маша, у Миронова родилась своя Маша — известная сегодня актриса Мария Миронова. А вот брак с Екатериной Градовой, мамой Маши не задался.

Поэтому, когда в середине 70-х судьба снова свела Андрея и Ларису, каждый из них уже жил отдельно от супругов. Сплетники утверждают, что официально женатый Миронов сразу переехал к Голубкиной.

Семья


Грустить не надо (1985)

Но актриса поправляет: он переехал только когда она получила отдельное жилье. Развелся артист действительно позже, чем у них с Ларисой начался последний и самый длинный в его жизни роман.

Они прожили вместе десять лет, которые актриса вспоминает самыми теплыми словами, однако не отрицая, что в их обычной семье так же, как и в других, могли быть и мелкие ссоры. Но она умела замолчать вовремя — любила Миронова и боялась, что уйдет.

Голубкина, конечно, знала, что Миронов живет с диагнозом, не позволяющим такие эмоциональные перегрузки, которые он допускал. Когда супруга не стало, она перенесла это мужественно.

Лариса Ивановна вспоминает, что все вокруг шептались: почему она не бросилась с высотки, не устроила истерики? Но актриса твердо решила не устраивать шоу для зевак и переживала свое горе без чужих глаз, требующих зрелища.

Сегодня Лариса Ивановна много гастролирует, а также порой принимает участие в телепроектах. Так, например, в 2015 году актриса была участницей шоу «Точь-в-точь».



Гусарская баллада (1962)

Беседовал Дмитрий Тульчинский, Россия

«…Андрей все время ждал какой-то отклик со стороны, а все молчали. Это было грустно безумно. После премьеры «Горе от ума» все пришли сразу к нам, тут гульба была: выпивали, закусывали. И ничего про премьеру — молчок. Ни полслова! И тут Гриша говорит: «Слушай, Андрюш, вот у меня было такое впечатление, что классный гастролер городской приехал в провинциальный город и сыграл Чацкого…»

О том, что скрывалось от зрительских глаз, о том, каким был Миронов, когда занавес закрывался. О том, каким знает его только она, о своем Андрюше откровенно рассказала знаменитая актриса Лариса Голубкина.

Мы 14 лет прожили вместе, а уже сейчас без него 25 лет. Казалось бы, да? — Лариса Ивановна оглядывается по сторонам. — А у меня в доме ничего не изменилось, все как было, так и есть. Ну, разве что мелкий ремонт раза три делала за это время: другие обои, пол другой, в ванной чего-то поменяла — соседи залили, пришлось. А так — все то же самое. Помню, Марк Захаров еще очень удивлялся: «У меня такое ощущение, что этих лет как будто и не было — все как прежде». Почему-то все были уверены, что после смерти Андрюши я тут все поменяю: сломаю стены, сделаю евроремонт... Нет, все в полном покое. И он бы, думаю, сейчас продолжал бы тут так же кутить — в хорошем смысле. Именно дома ему нравилось. Если бы мы жили вместе… Все время говорю «если бы», потому что мало ли, может быть, какая-то молодая девушка его бы отбила, — у мужчин же бывают такие помутнения в голове. А если нет, то все было бы, как и раньше, разве что квартира у нас была бы побольше. Нам ведь в тот год, когда Андрюша умер, уже подписали письмо на расширенную площадь — просто я не воспользовалась этим и не пошла со вдовьими слезами на глазах просить другую квартиру. Как-то не до того было...

- Лариса Ивановна, вы ведь сошлись не юнцами, в общем-то…

Нет, встретились мы как раз юнцами — в 22 года. А сошлись много лет позже, когда кое-что уже хлебнули: и он хлебнул, и я. Мы вообще оба бежали по жизни, как сумасшедшие. Как от чумы люди бегут. И встретились вот на этой пробежке...

- Правда, что Миронов вас долго добивался, а вы ему отказывали?

Ну, как сказать... Я не возьму на себя смелость говорить, что Андрей, дескать, бедный, меня добивался, а я снисходительно на него посматривала. Это все неправда. Правда то, что он мне сделал предложение, когда мы были еще совсем молодые. У меня была квартира однокомнатная, и у него уже к тому времени. В те-то годы! Можете себе представить?! Он мне говорит: «У тебя квартира, у меня квартира. Давай поженимся». Помню, первый раз он меня в гости пригласил... (Лариса Ивановна рассмеялась.) Прихожу к нему, звоню в дверь. Открывает Андрей Александрович: в халате, черно-сером, воротник шалькой — знаете, барин такой. Я ему говорю: «Извини, Андрюш, я к тебе не пойду, ты в халате. Смокинг надень, тогда войду. Я пойду погуляю, через несколько минут вернусь — чтобы был одет». Прихожу, смотрю — стоит в смокинге с бабочкой: «Так тебя устраивает?» Ой, это было так смешно!

- Почему же он так настырно делал вам предложения?

Не скажу, что безумно в меня влюбился, как сумасшедший. Нет, конечно, он меня абсолютно не знал, причем ни с какой стороны. Но я ему нравилась. Потом, я известная артистка. А Андрюша жуть как любил известных артисток, вы себе не представляете. Меня же с ним познакомила другая очень известная артистка — Наталья Фатеева. «Я знаю, кто твой мужчина», — это же с ее легкой руки мы узнали друг друга.

- Известно, что он и в Фатееву был влюблен?

Да, но она очень быстренько отшила его в мою сторону. И Андрей моментально перестроился. Все-таки я тоже была известная артистка, а его «Бриллиантовая рука» только в 1969-м вышла. Сколько раз он мне говорил: «Лариска, сЕмью (именно с ударением на первый слог) надо делать». А однажды сказал: «Б-же мой, Лариса, пора заканчивать все поиски, глупые эксперименты. Нам надо быть вместе». «Андрюш, — говорю, — ведь мы же не любим друг друга». Он мне ответил: «Ларис, мы полюбим потом». И знаете, ведь он был прав. Молодые же обычно как оголтелые женятся в раннем возрасте: гормоны играют, страсть кипит. А жизнь семейная — не игра гормонов, это некий творческий процесс.

«Из-за болезни Андрей даже маму послал по матушке»

В Театре сатиры Миронов был безусловным номером один. И при этом, насколько известно, у него были очень непростые отношения с Плучеком...

Нет, у них было как у папы с сыном. Плучек властвовал над Андрюшей, и как только почувствовал, что тот заматерел, стал его так слегка одергивать. Ну, знаете, как отец держит сына в узде — нечего, мол, поперек батьки в пекло лезть. То есть он спокойно относился и к концертам, и к фильмам его — не хотел только, чтобы Андрей был режиссером.

- Некое проявление ревности?

Думаю, да. И Андрюша побаивался Плучека — в этом плане он был в маму свою. Помню, Шейнцис Олег сказал ему: «Прекрати сейчас же, тебе надо взрослеть — сколько ты будешь ходить в мальчишках?!» Вот это я точно помню. И ведь «Тень» — Андрюшин спектакль — классный был! А как Шейнцис (художник постановщик. - Ред.) его сделал — ой!.. Но Плучек закрыл его сразу же после Андрюшиной смерти. И до того были какие-то скандалы, истерики. Но придушить в нем режиссера Плучек не успел — Андрюша умер.

- Какие свои роли Андрей Александрович отмечал, как большой успех, а какие как неудачу?

Ничего он не отмечал. Он все время ждал какой-то отклик со стороны, а все молчали. Это было грустно безумно. Вот он приходил после премьеры — тут сидели все его друзья… Да и друзья-то ничего толком ему не говорили. Я почему-то запомнила одну фразу, которую сказал Гриша Горин. После премьеры «Горе от ума» все пришли сразу к нам, тут гульба была: выпивали, закусывали. И ничего про премьеру — молчок. Нет, чтобы сказать: слушай, какой спектакль хороший! Ну, или паршивый — неважно. Нет, ни полслова! И тут Гриша говорит: «Слушай, Андрюш, вот у меня было такое впечатление, что классный гастролер городской приехал в провинциальный город и сыграл Чацкого». Вот и все, что он ему сказал.

Радоваться этому или огорчаться — непонятно… Но была же масса вещей, которые выстреливали просто пушечным залпом. На «Ревизора», «Женитьбу Фигаро» вся Москва ходила. Уж про фильмы не говорю…

Это зрительская реакция и не имеет никакого отношения к организму театральному. А если мы сейчас пороемся в критике того времени, то не очень-то уж Андрюшу хвалили. Даже вообще замечали…

- Так уж в России повелось — гениями становятся только после смерти.

Да. А я всегда говорю: нужно помогать человеку, как-то немножечко приподнимать его, и делать это при жизни. А все скупятся. Ничего, мол, хватит с него, он и так в полном шоколаде.

- Вспоминаю последние роли Миронова — они все грустнее и грустнее…

Да. Но самая «черная» работа, мне кажется, по части грусти — это то, что они с Чурсиной сделали — фильм-спектакль «Белые розы, розовые слоны». Он смотрит и говорит прямо в кадр: «Куда уходят все люди?» И у него там такое изможденное лицо, усталое. Просто готовое к смерти. Причем это снимали в мае, а апрель-май для него были самые тяжелые месяцы. Видимо, в это время у Андрюши сильно работала его аневризма, от которой он умер, быстро бежала кровь, и, бывало, он заговаривался. Тогда ведь не понимали, в чем дело. Думали: ну, в компании сидел, выпил, наверное. А он мог совершенно посторонней женщине сказать такое, чего никогда в жизни себе бы не позволил. Я говорю: «Андрюш, а что ты Леночке сказал?» Он: «Как! Я ей такое сказал?!» То есть это было как наваждение. А теперь я понимаю: у нас же у всех в голове есть хранилище, что-то мы там тайно храним: мечты свои, злобу свою, радость — все, что угодно. И потайные мысли свои не выдаем. А когда с бешеной скоростью несется кровь, из этого ящика вылетает все, и ты можешь такое завернуть!..

- И какие у него фразы вылетали?

Грубоватые. То, чего в принципе от него невозможно было услышать. И даже в адрес мамы, как я помню, — слава Б-гу, она не слышала. Это было как раз в апреле, мы приехали в город Жданов, и в ответ на какую-то случайно брошенную фразу он сказал: «Да пошла ты!..»

- Тогда, наверное, и лечением особо некогда было заниматься?

А тогда и лечить это не могли. У нас не делали этих снимков, этих операций. И оказывается, при такой аневризме Андрюше нельзя было быть артистом. Потому что у артиста на сцене, по себе знаю, резко повышается давление. А у него и так оно было повышенное.

«Миронов был за мной, как за стенкой»

- А на сцене Миронов мог заговариваться?

На сцене нет. Но! У него в день смерти сильно заболела голова. Он в этот день еще два часа играл в теннис на солнце. Может, если бы пару дней еще потянул — полежал бы, отдохнул, не играл бы в теннис — все и угомонилось бы. А так… Было сильное солнце, пекло очень — помню, все приставала к нему, почему он без шапки. Андрюша еще красный был, как помидор. Лицо красное… Вообще, в этот день очень сильные были магнитные бури. Я не могу понять, что это такое было, просто помню: мы ждали, когда Андрюша подъедет к нашей гостинице, заберет Шуру Ширвиндта, и они поедут на спектакль. И вдруг… уснули. Я, Маша, моя приятельница, ее сын — все уснули мертвым сном. Я в жизни никогда так не спала, вообще сплю не глубоко, только со снотворным засыпаю. А в этот день — в день смерти Андрюши — мы до восьми часов спали все, просто как убитые. Причем, когда проснулась, я пошла в стенку — вот такая неосознанность была, понимаете? Я думаю, что очень сильные магнитные бури были...

- Вообще, события того дня часто в голове всплывают?

Да нет, вот сейчас с вами разговариваем — вспоминаю. А вообще, за эти 24 года я уже как-то перешла в то состояние, когда человека нет, но ощущение его присутствия все равно существует. Всегда, постоянно. И я поняла, от чего это. Оттого, что ты находишься с его существованием... Вот говорят: человек будет жить, пока мы его помним. Если бы после смерти Андрюши я вышла замуж, может быть, и переключилась бы на что-то другое. Нет, у меня и без того есть, на что переключаться, — у меня чудные внуки, Машу я люблю: мы видимся, общаемся. Но это другая какая-то жизнь, это совсем другое... Кроме того, Андрюша — это же какое-то явление, явление человеческое. Я же все время о нем говорю не как об актере, а как о человеке. Этим он интересен людям. Другие-то актеры, может, и получше были. И лучше пели. Но в нем была такая притягательность!..

- Вы сказали: «Если бы вышла замуж». Такие мысли были?

Не было. У меня вообще на эту тему мыслей не было никогда. Даже когда молодая была, замуж не хотела. У меня есть определенное представление о замужестве — что мужчина, если появляется в твоей жизни, он полностью тебя забирает. И за тебя отвечает, и тебя делает. То есть именно — «за мужем». Как за стенкой, понимаете? Такого у меня не было, и быть, наверное, не могло. И Андрюша не был для меня стенкой — я возьму на себя смелость сказать, что он за мной был, как за каменной стеной... А если бы мне встретился такой мужчина, за которым я была бы как за стенкой, я бы и артисткой не стала. Была бы здоровая русская бабенка, родила бы четверых и воспитывала бы их.

Лариса Ивановна, 25 лет прошло. А рассказываете вы о Миронове, будто бы все было вчера. Это по-прежнему ваша нынешняя жизнь?

Вообще, я вам хочу сказать такую вещь. Как-то, лет пять тому назад, я поехала в Швейцарию с одной своей приятельницей. Однажды вечером, когда уже вернулись с гор, со всяких бассейнов, мы купили какое-то очень хорошее швейцарское вино, зажгли свечи, пили, беседовали. Время от времени как-то невольно в связи с чем-то у меня возникала тема Андрюши. Причем, как мне казалось, совсем ненавязчиво, не заполняя атмосферу. И вдруг она мне говорит: «Ларис, а сколько лет назад Андрюша умер?» А уже прошло, наверное, лет двадцать. «А чего ты все время про него говоришь?» Я в ужасе была. Мне стало до того неудобно! «Что значит, все время? Не все время, я так, к слову…» И потом я поставила себя на ее место — она мне все время рассказывала про свой диабет, что у нее повышается сахар. Причем с утра до ночи. И знаете, тогда я себя одернула, думаю: все, не буду занимать ее этими разговорами… Понимаете, какая штука? Вот вы мне сейчас сказали: «как будто вчера». А я как раз вчера на одном мероприятии увидела: Шура Ширвиндт идет, Захаров. И какие-то они старые. А мне действительно кажется, что это было вчера, какая-то свежесть восприятия до сих пор существует. Хорошо бы, эта свежесть еще присутствовала какое-то время. Чтобы не было маразма. Чтобы маразм не крепчал... А то, что я говорю про Андрюшу, так это потому, что мы сейчас с вами об этом разговариваем. А если так... То можно вообще больше ничем не заниматься, а только говорить про Андрюшу. Все 25 лет...

Беседовал Дмитрий Тульчинский, Россия