Светлая седмица – неделя после Пасхи. Что можно делать и нельзя. Обычаи, приметы, обряды по дням. От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи – основные события, праздники, родительские субботы 9 пятница после пасхи в году

Православный церковный календарь постов и трапез на 2020 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2020 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2020 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 2 марта по 18 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 15 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2020 года по 6 января 2021 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря — 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2020 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

в 2020 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2020 году

С 14 по 27 августа в 2020 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2020 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2020 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

Одной из старейших почитаемых святынь Мокшанского края издавна слывет родник «Девятая Пятница», освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы, находится в 1,4 км юго-западнее села Богородское Мокшанского района Пензенской области. «Девятой Пятницей» называют потому, что здесь была явлена икона на девятой неделе, в пятницу, после Пасхи и ежегодно в этот день здесь проходят богослужения.

Народное предание гласит, что ещё в XIX веке пастух пас стадо, день был жаркий, коровы, напившись из ручья, улеглись, мирно пережёвывая жвачку, а пастух пошёл к роднику напиться и отдохнуть в тени под кустами. Нагнувшись над родником, чтобы набрать холодной водицы и утолить жажду, он вдруг увидел в роднике плавающую икону с изображением великомученицы Параскевы.

Пастух бережно достал икону, приложился к ней, затем отдал её в церковь иконы Казанской Божией Матери, расположенной в селе Богородское, где эта икона и находилась долгое время и почиталась чудотворной. От иконы происходили многие исцеления. У святого источника также многие получали исцеления от болезней и недугов душевных и телесных.

По другой версии предания, в то же время, близ села одному благочестивому крестьянину, страдавшему тяжким недугом, явилась святая Параскева Пятница, исцелила его от болезни и открыла святой источник. С тех пор воды источника почитаются как чудотворные, оберегающие от нечистой силы, спасающие от телесных недугов, изгоняющие бесов.

Каждый год в девятую после Пасхи пятницу или накануне вечером верующие люди стекались к этому источнику со всей округи, приходили пешком за многие километры, оставались здесь на ночь, всю ночь происходили духовные песнопения, молились. Затем набирали святой водицы и расходились по домам.

В годы гонений на христианскую веру сельская церковь была закрыта, разгромлена, осквернена, иконы из неё уничтожены. По всей видимости, чудотворная икона Святой великомученицы Параскевы Пятницы была в их числе. Но все это время, почитался святой источник за селом, и слава его не померкла. Даже в эти годы безверия, праздник собирал до тысячи паломников.

Когда наступили лучшие времена для веры, гонения на церковь прекратились, на святом источнике великомученицы Параскевы силами верующих был установлен новый сруб родника, около него деревянный крест с иконкой святой Параскевы, а рядом - крытая беседка.

В 2002 году, по инициативе священника отца Александра Пузрина из Мокшана, были сооружены две купели - квадратная и круглая. Обустройство источника происходило и в последующие годы. Вода по желобкам поступает в две купели, а над топким местом положен деревянный настил. Кроме ключевой воды, считается целебной и глина, взятая отсюда.

Регулярно в Крещение и в девятую пятницу от Пасхи тут совершаются моления, приезжают верующие - прихожане Архангельской церкви из Мокшана, во главе со священником Александром Пузриным. После освящения воды в источнике все присутствовавшие окропляются ею. Многие стали купаться в святых водах источника и исцеляться от разнообразных недугов. Известны случаи исцеления от хронического бронхита, от суставных заболеваний, от нервных, сосудистых и многих - многих других болезней.

В 2012 году с Божией помощью силами всего народа построена прекрасная часовенка в честь святой Параскевы.

Ныне на святом источнике обустроены два колодца, две часовни и купальня с купелями. Одна часовня в честь Казанской иконы Божией Матери другая в честь великомученицы Параскевы Пятницы.

У православных христиан святая Параскева издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни, почитали как покровительницу полей и скота, ей молились о сохранении скота от падежа. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья, в народе говорили: «Параскева Пятница – бабья святая». Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове.

Девятая пятница по Пасхе Девятая после Пасхи пятница – главный местночтимый праздник Соликамска, «кочующий» , как и сама Пасха Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна. Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года. 25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей… Победа случилась 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой по Пасхе пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход. С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию.

ПРОГРАММА празднования «Девятой пятницы по Пасхе» № Время п/п 1 10. 00 – 17. 00 2 10. 00 – 17. 00 Мероприятие 5 июля Выставка «Соликамск православный» Аудиогид! Новое! Выставка «Ранняя история Соликамска» Место проведения МБУК «СКМ» , Троицкий собор Стоимость Дошк. , пенс. – 30 руб. с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Аудиогид – 50 руб. /2 чел. МБУК «СКМ» , Дом воеводы Дошк. , пенс. – 30 руб. (1 этаж) с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Экск. обслуж. – 400 руб. с группы

3 10. 00 – 17. 00 Выставка «Соликамская любовь: свадебные традиции, семейные ценности» 4 10. 00 – 15. 00 5 11. 00 – 11. 15 Посещение чудотворной иконы Николая Чудотворца, «жалованной городу во спасение» Иваном Грозным Крестный ход 6 7 8 11. 15 12. 00 – 13. 00 9 МБУК «СКМ» , Дом воеводы Дошк. , пенс. – 30 руб. (3 этаж) с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Экск. обслуж. – 400 руб. с группы МБУК «СКМ» , б/пл Богоявленская церковь Спасо-Преображенская церковь – ул. Набережная –Троицкий собор Праздничный молебен Крыльцо Троицкого собора Официальное открытие праздника Крыльцо Троицкого собора Торжественное открытие выставки Крыльцо Троицкого собора «Соликамск в истории государства российского» Концерт духовной музыки Крыльцо Троицкого собора б/пл

10 12 12. 30 – 17. 00 Выставка «Соликамск в истории государства российского» 14. 00 – 15. 30 Экскурсия «Соликамск православный» (автобусная) 15. 30 – 16. 00 Концерт духовной музыки МБУК «СКМ» , Выставочный зал Начало – Воскресенская площадь Богоявленская церковь 13 14. 00 – 19. 00 Торговая ярмарка Воскресенская площадь 11 б/пл 150 руб. с чел. Дошк. , пенс. – 30 руб. с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел.

6 июля № Время Мероприятие п/п 1 10. 00 – 17. 00 Новое! Выставка «Соликамск в истории государства российского» 2 10. 00 – 17. 00 Выставка «Соликамск православный» Аудиогид! 3 10. 00 – 17. 00 Новое! Выставка «Ранняя история Соликамска» Место проведения МБУК «СКМ» , Выставочный зал Стоимость Дошк. , пенс. – 30 руб. с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. МБУК «СКМ» , Свято. Дошк. , пенс. – 30 руб. Троицкий собор с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Аудиогид – 50 руб. /2 чел. МБУК «СКМ» , Дом воеводы Дошк. , пенс. – 30 руб. (1 этаж) с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Экск. обслуж. – 400 руб. с группы

4 10. 00 – 17. 00 Выставка «Соликамская любовь: свадебные традиции, семейные ценности» МБУК «СКМ» , Дом воеводы (3 этаж) 5 14. 00 – 15. 30 Экскурсия «Соликамск православный» (автобусная) 10. 00 – 19. 00 Торговая ярмарка 19. 00 «Русский крест» , моноспектакль по поэме Николая Мельникова в исполнении Дмитрия Исаева (г. Москва) Начало – Воскресенская площадь Свято-Троицкий собор 6 7 Дошк. , пенс. – 30 руб. с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Экск. обслуж. – 400 руб. с группы б/пл 350 руб. с чел.

НОВОЕ! Выставка «Ранняя история Соликамска» Соликамский краеведческий музей приглашает в Дом воеводы, в первый зал новой экспозиции «Старая столица Пермской земли» – «Ранняя история Соликамска» . Экспозиция посвящается 400 -летию Соликамского воеводства. В 1613 году царским указом здесь было учреждено особое воеводское правление. Городок солеваров стал центром крупнейшего региона: подведомственная соликамскому воеводе территория располагалась в границах современного Пермского края. В новом зале наряду с привычными подлинными экспонатами посетителей ждет немало сюрпризов…

НОВОЕ! Выставка «Соликамск в истории государства российского» Выставочный зал МБУК «Соликамский краеведческий музей» 400 -летие Дома Романовых, 400 -летие соликамского воеводства… Открытие Бабиновской Государевой дороги и Нарышкины на воеводстве, строительство Свято-Троицкого собора и царские невесты, «государева солонка России» и соликамское купечество – это и многое другое связало судьбу провинциального уральского города с судьбами двух российских столиц.

ПРЕМЬЕРА! Моноспектакль «Русский крест» (по поэме Н. Мельникова) А в России все сначала не впервые начинать истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять, из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота, после крови, после страха вырастала - красота. . . Исполнитель – артист театра и кино Дмитрий Исаев Стоимость билета – 350 руб.

Информационно-туристический центр «Верхнекамье» www. vke 59. ru Сектор по туризму управления культуры администрации г. Соликамска 8 (34 253) 7 -66 -61 ot_adm@solkam. ru

Как правило, католики и православные отмечают Пасху в разное время. В основном это связано с тем, что католики живут по григорианскому календарю, а православные по юлианскому. Разница между этими календарями 13 дней. Однако, дата Пасхи определяется ещё и фазами солнца и луны, поэтому расхождения бывают разными: и неделя, и две.
А иногда, и это не так уж редко бывает как кажется, православная и католическая Пасхи отмечаются в один и тот же день. В 2017 году произойдёт именно так. Будем верить, что это добрый знак. В следующий раз совместного праздника нужно будет ждать в 2025 и 2028 году. В среднем такое событие происходит 2-3 раза за десятилетие.

Ночной крестный ход, радостное пение, колокольный перезвон, ароматные куличи, пахнущие ванилью сладкие пасхи и яркие крашеные яйца на столе – вот то, что первым приходит на сердце, когда мы слышим слово «Пасха». Но это, конечно, только внешние её атрибуты. Огромная душевная работа, спасение души – вот истинный смысл Воскресения Господня. «Празднику праздник и торжеству из торжеств» предшествует длительная и сосредоточенная подготовка – Великий пост.

Для некоторых это новость, но сам праздник заканчивается не в этот же день и даже не с окончанием Светлой Седмицы, но ещё 40 дней, до самого Вознесения Господня, ликует в сердцах православных Пасха. Начинается этот праздник Великопостной полунощницей, продолжающий её крестный ход символизирует жен-мироносиц, пришедших к гробу Иисуса Христа, а заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма – мы помним камень, закрывающий вход в пещеру, а священник символизирует ангела, отверзающего её.

Подвижные и неподвижные праздники

Церковный год – это цикл, или, если угодно, круг праздников и богослужений. Начинается он 1 сентября (или 14 по старому стилю). Каждый шаг жизненного пути человека церковь ведёт таинством и молитвой. Все церковные праздники делятся на подвижные (или переходящие) и неподвижные. То есть, те праздники, даты которых меняются из года в год, и те, даты которых остаются неизменными. Даты подвижных праздников зависят от дня Пасхи, а он в свою очередь определяется по солнечному и лунному календарям. Неподвижные же праздники закреплены за каким-то определённым днём.
Двунадесятые праздники – от слова «двенадцать» — это 12 самых важных после Пасхи праздников. Посвящены они событиям земной жизни Богородицы и Иисуса Христа.

Церковные двунадесятые праздники в 2017 году

Двунадесятые неподвижные праздники, их даты постоянны:
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Рождество Христово – 7 января
Богоявление или Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Двунадесятые переходящие праздники в 2017 году отмечаются в следующие дни:

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим или Вербное воскресенье отмечается ровно за неделю до Пасхи – 9 апреля
Вознесение Господне происходит на 40-й день после Пасхи – 25 мая
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи (этот праздник называется ещё Пятидесятница) – 4 июня.

Великие недвунадесятые праздники в 2017 году:

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля (ровно за полгода до Рождества Христова)
День святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября

Церковные многодневные посты в 2017 году

Для воцерковленного человека год идёт не по датам календаря, а от праздника к празднику. А к самым главным праздникам православный христианин готовится многодневным постом и молитвой. Всего в году 4 многодневных поста.
Рождественский пост или Филиппов пост длится с 28 ноября 2016 года до 6 января 2017 года. Он предваряет светлый праздник Рождества.
Великий пост начинается 27 февраля и длится до 15 апреля. Пасха – венец этого поста.
Петров пост или Апостольский пост: 12 июня — 11 июля. До самого дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост длится с 14 по 27 августа и предваряет собой праздник Успения Пресвятой Богородицы.
И снова Рождественский пост, который начнётся 28 ноября 2017 года, а закончится 6 января 2018.

Круг замкнулся и начался сызнова – бесконечный и вечный путь к Богу.
«Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)

Восьмая неделя после Пасхи — Русальная неделя

  • Первый понедельник после Троицы — 51-й день после Пасхи — Ду-хов день, хоть и понедельник, а считается праздником. В этот день, от-служив заутреню, наши предки брали хоругви, образа, выносимые из хра-ма на Пасху, образ Илии Пророка, шли в деревню. Служили молебен о дожде, освящали воду в колодцах или родниках.
  • В этот день девушки собирались в лесу вить венки. Сила венка за-ключалась в целебных и чародейных травах, из которых он сплетается (по-лынь, любисток, аир, черемуха, береза). Примечали, если такой венок не завянет до Петрова дня (12 июля), то это предсказывает счастливую жизнь в замужестве.
  • Венки бросали в воду и загадывали о замужестве. А еще девушки бросали свои венки в рожь как можно дальше. Назавтра шли собирать их, несли домой, разрывали на несколько частей и разбрасывали по всему ого-роду, чтобы хорошо росла капуста, огурцы, свёкла и тыква.
  • Между Духовым и Петровым днями запрещалось строить дома. Считалось, что тогда в домах будет заводиться всякая нечисть: крысы, та-раканы, а счастье обойдет дом стороной.
  • На Духов день мелочь, что была в кармане во время службы в церк-ви, раздавали на милостыню, чтобы не болеть.
  • Первый вторник после Троицы называли "Конскi Вялiкдзень" и все-цело посвящали лошадям. В этот день их не использовали на работе, в ко-нюшнях убирали, ставили свечи, читали молитвы и заговоры за здоровье животных.

Девятая неделя после Пасхи

В церковном календаре празднование Пасхального цикла заканчивает-ся на Духов День, т.е. на 51-й день после Святого воскресенья. В то же время народный календарь продолжает праздничный счет дальше, отме-чая девятую и десятую недели после Пасхи. Таким образом, народный ка-лендарь уравновешивал два значительных цикла праздников, охватываю-щих собой десятинедельные промежутки времени до и после Пасхи.

  • Четверг на девятой неделе после Пасхи в некоторых регионах назы-вали "Cyxiчацвер", в поле не работали, оберегались от грома и молний, шли в лес собирать грибы, ягоды, орехи и петь песни.
  • Также в этот день шли к источникам, которые не замерзают зимой, и освящали воду. Эта вода считается целебной, особенно при болезнях глаз.

Десятая неделя после Пасхи

Эта неделя завершала Пасхальный цикл праздников в народном кален-даре.

  • В четверг и пятницу на этой неделе старались не работать, тем са-мым предостерегая себя и свои посевы от грома и молний: "Дзевятуха i Дзесятуха — свята ад навальнщ".
  • Считалось, кто будет сеять пшеницу в десятую пятницу после Пас-хи, у того не будет хорошего урожая ровно десять лет.
  • В десятую пятницу, как и в девятый четверг, после Пасхи шли к ис-точникам и освящали воду. По народным представлениям, эта вода счита-ется целебной.
  • А еще в пятницу на десятой неделе после Пасхи, после заката, заго-варивали варикоз — мизинцем левой руки надо было водить по распухшим венам и говорить:

" Шел отец Авраам с самолюбезным своим сыном Исааком, нес жилу неду жую Христу на исцеление. Встретились им 12 комух — Антихристовых ящерей, спросил их отец Авраам: "Вы ли попортили жилы рабы (дмя)?" Комухи отцу Аврааму поклонились, перед святостью повинились, перед Христом затрепетали, с рабы (имя) кровяны узлы забрали. Кто в пятни-цу это прочтет, у того с жил вся болезнь уйдет. Аминь".

"I шла Саламання Хрыста бабiць, несла у прыполi ячмень сеяць. Пакуль еты ячмень з-пад серабра i золата узойдзе, так етая кроу не пойдзе".

Статья подготовлена с использованием материала книги "Золотые правила народной культуры", авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск "Адукация i выхаванне" 2011 г.