Дети с особыми образовательными потребностями. Эффективные методы, формы, приемы работы в индивидуальном сопровождении учащихся с различными образовательными потребностями Дети с особыми педагогическими потребностями

Группа дошкольников с ограниченными возможностями неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно - двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоцианально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, а воспитатель знакомится с полученными данными).

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • - беседа с родителями;
  • - изучение медицинской карты ребенка;
  • - обследование физического развития;
  • - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности познавательных психических процессов, речи.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов детского сада (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • - организует взаимодействие педагогов;
  • - разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  • - проводит психопрофилактическую работу с детьми;
  • - организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • - повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • - проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • - диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • - составляет индивидуальный план развития;
  • - проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекции звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • - консультирует педагогических работников и родителейо применение логопедических методов и технологий коррекционно - развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • - осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • - учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • - использует на занятиях элементы музыкотерапии.

Инструктор по физической культуре:

  • - осуществляет укрепление здоровья детей;
  • - совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • - проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • - воспитывает культурно - гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • - организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога - психолога, учителя - логопеда);
  • - применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • - консультирует родителей о формировании культурно - гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

  • - проводит лечебно - профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • - осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно - эпидемиологических норм.

Для оптимального осуществления инклюзивного подхода на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно - развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

«Особым» детям необходим адаптационный период. Адаптация - это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с родителями и ребенком.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей определяются методы обучения и технологии. При планирование работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из - за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные но решение одной проблемы - объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.

Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговора об эффективных методах, формах, приемах работы с учащимися, имеющими различные образовательные потребности.

У педагогического совета нет эпиграфа, высказывания, которое аккумулировало бы в себе информацию о теме и предназначении совещания. В конце работы мы подберем те слова, которые могли бы выступить эпиграфом.

Пролог. Теоретический блок.

Личностно-ориентированное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения.

Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.

Основания дифференциации:

  • по способностям
  • по неспособностям
  • по интересам
  • по проектируемой профессии

Внутренняя дифференциация — такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса.

Внешняя дифференциация — такая организация учебного процесса, при которой создаются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся.

Самостоятельная практическая работа в группах: охарактеризуйте, как в нашем образовательном учреждении проявляются внешняя и внутренняя дифференциации.

Эпизод 1. Одаренные дети

«Ах, эти мне «wunder kinder»! Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит, светло и красиво, а там и скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..»

Так неодобрительно отозвался о вундеркиндах великий человеколюб и педагог Л.Н. Толстой.

Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ничем другим, кроме раннего проявления способностей в определенной области, от других нормальных детей не отличаются. Одаренный ребенок на решение тех задач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше времени и сил, чем любой другой, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические затраты. На специальных испытаниях одаренные дети демонстрируют очень высокие способности лишь в какой-нибудь узкой области.

Учитывая специфику нашего образовательного учреждения, мы должны понимать, какие могут быть сложности при взаимодействии с одаренными детьми.

Остановимся на трагическом примере судьбы одаренного человека. Вашему вниманию предлагается фрагмент фильма о поэте Нике Трубиной «История полета» (воспоминания матери, рассказ Ники о потере тетради, слова А.Лиханова).

Просмотрев этот фрагмент, сделайте вывод о том, как должен работать педагог, сопровождающий одаренных детей, знающий об их типичных затруднениях.

Самостоятельная практическая работа в группах:

  • Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению одаренного ученика
  • Отрицательные проявления личности одаренного ребенка
  • Повышенная эмоциональность, возбудимость, чувствительность
  • Нетерпеливость
  • Преувеличенные страхи
  • Склонность к самообвинению, пониженная самооценка
  • Предъявление завышенных требований к себе и окружающим
  • Недостаточная общительность со сверстниками, трудности в установлении социальных контактов
  • Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств
  • Неприязнь к школе, протест против стандартных требований, если они кажутся бессмысленными или не отвечают интересам ребенка

Вариант ответа

Действия педагога

  • Тактичное поведение по отношению к ученику. Согласованность действий с его родителями, психологом. Научение приемам саморегуляции. Поддержка
  • Нетерпеливость Подробное объяснение логики всех действий. Формирование умения планировать свою деятельность, прогнозировать результат, переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Изучение природы страхов. Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
  • Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
  • Беседа с учеником о терпимости по отношению к другим. Поручение оказать помощь кому-то из товарищей, совместно выполнить какое-либо задание. Поощрение за успехи.
  • Формирование терпимости и скромности. Согласованность действий с его родителями, психологом. Ориентирование на различные способы общения с людьми, близкими по интересам.
  • Включение в новую по форме и содержанию деятельность, организация взаимодействия с ровесниками в той области, которая одаренному ученику кажется незнакомой или неосвоенной
  • Разъяснительная работа. Комментарий к установившимся в обществе правилам и нормам. Проигрывание ситуаций о т обратного.

Эпизод 2. Слабоуспевающие ученики

Лия Соломоновна Славина, советский психолог, ученица Выготского, выделяет следующие группы неуспевающих школьников:

  • Дети с неправильным отношением к учению
  • Дети, усваивающие материал с трудом
  • Дети, у которых не сформированы учебной работы
  • Учащиеся, не умеющие трудиться
  • Дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.

При этом нужно понимать, что неуспеваемость может носить эпизодический характер: ослаб контроль взрослых, возникли интересы вне школы. Может быть неспособность ученика к определенному предмету, связанная с отсутствием интереса к нему или с конфликтом с учителем.

Безусловно, преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально.

Определите универсальные способы деятельности педагога по сопровождению слабоуспевающего ученика.

Самостоятельная практическая работа в группах

Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению неуспевающего ученика

Признаки отставания в учении:

  • Затрудняется отвечать на вопросы по тексту
  • Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил
  • Не владеет общеучебными умениями, навыками

Действия педагога

  • Повторить объяснение, разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали
  • Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их
  • Разъяснять назначение данных умений, систематично и последовательно отрабатывать каждое умение, обеспечить алгоритмизацию отработки умений навыков. Давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности.

Материалы работы в группах будут обобщены в рекомендации для учителей. Надеемся, что продукт коллективного творчества будет полезен каждому педагогу, что ситуация по итогам четверти и года изменится.

Эпилог.

Внимательно прочитайте предложенные высказывания о детях и деятельности педагогов. Определите для себя, какое их них отражает содержание нашего разговора и тех выводов, которые вы сегодня сделали.

Тупые и неспособные к ученью умы — вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. (Иоганн Песталоцци)

Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. (Ж.Ж. Руссо)

Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)

Ребёнок - это личность, имеющая право на собственное мнение. Конечно, с таким ребенком труднее. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым. (М. Монтессори)

Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)


Причины возникновения психофизиологических нарушений развития у ребенка: 1. Биологические: - хромосомной - генетические отклонения в организме ребенка; - эндокринные заболевания матери; - инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности; - венерические заболевания родителей; - резус-конфликт; - биохимические вредные воздействия;


Причины возникновения психофизиологических нарушений развития у ребенка: 1. Биологические: - алкоголизм, наркомания; - гипоксия; - токсикоз; - патология половой деятельности женщины; - отклонения в соматическом здоровье матери; - мозговые травмы у ребенка, хронические заболевания ребенка в раннем и дошкольном возрасте. 2. Социальные факторы: неблагоприятные социальные ситуации, в которых находится мама ребенка; стрессы.


Классификация нарушений психофизического развития ребенка: - нарушение анализаторов (зрительных, слуховых); - умственная отсталость, задержка психического развития; -тяжелые нарушения речи; - нарушения опорно-двигательного аппарата; - комбинированные дефекты; - искривленное развитие (дисгармоническое развитие).


У детей с особыми потребностями возникают личностные проблемы, которые имеют такую основную специфику: 1. Комплекс неполноценности. 2. Ощущение непохожести на других, отчужденность от них. 3. Ощущение одиночества в следствие ограничения контактов с внешним миром, подчиненность в контактах, низкий уровень эмпатии. 4. Ощущение утраты смысла жизни.


Задачи: - Приобретение детьми необходимого социального опыта, навыков взаимодействия, овладения средствами общения. - Приобретение детьми навыков саморегуляции, развитие механизмов регуляции поведения. - Умение преодолевать трудности, решать каждодневные задачи. - Формирование позитивного самовосприятия и восприятия окружающего мира. -Ответственное отношение к своему здоровью, способность к самоорганизации жизненного пространства и собственного развития в целом.


Обучение и воспитание детей с особыми потребностями базируется на таких принципах: 1. Доступность всех форм обучения и образовательных услуг. 2. Индивидуализация и адаптация учебных программ с учетом потребностей и возможностей ребенка. 3. Объединение традиционных и инновационных подходов к развитию ребенка. 4. Создание благоприятных условий для социализации, самоопределения и самопрезентации детей.


Этапы развития реакций у родителей Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии это просто неверие в существование болезни. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться в кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удовлетворяться. Гнев. Гнев это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке. Специалисты должны уметь смягчить его, например как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами.


Этапы развития реакций у родителей Чувство вины. Неуместное чувство вины это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. Эмоциональная адаптация. Это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.
11


Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». ·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Необходимо «продержаться» примерно минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.

(с детьми-инвалидами)

в группах совместного обучения в условиях ДОУ

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), а так же с детьми с особыми образовательными потребностями (детьми-инвалидами) в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Инклюзивное образование – процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.

В настоящее время часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников. Дети с особыми образовательными потребностями пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.

Нахождение детей с особыми образовательными потребностями в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности детей-инвалидов, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми образовательными потребностями. Поэтому для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.

На сегодняшний момент в нашей группе имеются 2 ребенка-инвалида, статус ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) присвоен детям на основании заключения ЦПМПК Курганской области и на основании справки Бюро медико-социальной экспертизы – это ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата и ребенок с нарушением зрения.

Для успешного развития детей, имеющих различные образовательные потребности, на этапе дошкольного детства этих детей создаются следующие специальные условия:

1. Создание психолого-педагогического сопровождения.

В дошкольном учреждении осуществляет свою деятельность психолого-медико-педагогический консилиум, цель которого – является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями предполагает участие каждого специалиста, а именно, заведующего, заместителя заведующего, учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры.

В процессе пребывания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении мы:

    включаем их во все занятия, независимо от дефекта, в дальнейшем будем разрабатывать для каждого из них индивидуальную коррекционно-развивающую программу;

    создаваем для воспитанников атмосферу доброжелательности, психологической безопасности, безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;

    корректно и гуманно оцениваем динамику продвижения детей;

    при оценке динамики продвижения детей с особыми образовательными потребностями не сравниваем их с другими детьми, а проводим анализ с предыдущем уровнем развития;

    педагогический прогноз строим на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Нами соблюдаются основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями:

    создаем специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;

    осуществляем коммуникативную направленность обучения;

    индивидуализируем обучение;

    всесторонне развиваем у детей продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;

    создаем условия для активного участия родителей (законных представителей) в воспитании и обучении детей.

2. Создание нормативно-правового и программно-методического обеспечения.

На детей-инвалидов разрабатываются адаптированные образовательные программы дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития.

В начале каждого учебного года проводится комплексное обследование данных воспитанников специалистами и воспитателями. В соответствии с медицинскими диагнозами разрабатывать индивидуальные маршруты развития на каждого ребенка, определять учебную нагрузку.

Что касается наших воспитанников с особыми образовательными потребностями, то по рекомендациям Центральной медико-психологической комиссии с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата занимается учитель-логопед.

3. Создание предметно-пространственной развивающей среды.

Для успеха инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др. (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева).

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях детского сада общеразвивающего вида является оснащение его специальным оборудованием.

Большое внимание уделяем развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве, что помогает закреплять и развивать у ребенка с нарушением зрения представления об окружающем мире, накапливать жизненный опыт.

Предметно-пространственная среда для данного ребенка, должна быть насыщенна различными сенсорными раздражителями, созданы условия для его двигательной активности: центр сенсорного развития, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями.

Оформляем специальную наглядность:

    демонстрационный материал по размеру не менее 20см, материал раздаточный от 3 до 5см;

    особое внимание обращаем на логическую последовательность заданий; это дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы;

    материал для заданий подбираем по размеру (помидор не должен быть больше капусты, машина больше дома);

    предметные и сюжетные картинки стараемся окантовывать;

    имеются подставки, что позволяет рассматривать объект в вертикальном положении;

    посадку ребенка на образовательную деятельность осуществляем с учетом рекомендации врача-офтальмолога;

    соблюдаем дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения;

    обязательное проведение зрительной гимнастики при высокой зрительной нагрузке во время фронтальных занятий (схемы-тренажеры для зрительных гимнастик);

    индивидуальное освещение рабочего места ребенка во второй половине дня (настольные лампы в центрах ИЗО-деятельности, книжных уголках и др.)

При взаимодействии с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата учитываем его психологические особенности: низкий темп и недостаточную продуктивность деятельности; недостаточную критичность, адекватность, в том числе в поведении; трудности понимания длинных, быстрых, сложных инструкций, необходимость их повторения; трудности переноса способов действий; явную неравномерность развития компонентов познавательной деятельности; потребность в большом объеме помощи взрослого при обучении.

В группе для данного ребенка создаются следующие условия:

    свободное малоизрезанное пространство;

    минифланелеграф с подборкой карточек, моделей по темам;

    разнообразные шнуровки;

    рамки Монтессори;

    мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки;

    сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки;

    на рабочем месте должно быть комфортное освещение, минимальное количество предметов в поле зрения ребенка, специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола, и др. Предпочтительным является зонирование пространства группы на зоны игры, для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов.

4. Взаимодействие детского сада и семьи – это необходимое условие полноценного развития детей с особыми образовательными потребностями. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку.

Мы стараемся помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями осуществляем через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы. Родители получают информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, знакомятся с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.

В заключении хотелось бы отметить, Л.С. Выготский писал: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать таких детей в особые группы, а возможно шире практиковать их общение с остальными детьми». Обязательным условием выступает не ориентация на особенности имеющегося нарушения у ребенка, а компенсацию развития вторичного дефекта.