Растительный и животный мир тропической пустыни презентация. Растения и животные тропических пустынь презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пустыни:
Песчаная
Глинистая
Каменистая

Барханы – песчаные холмы в пустынях
и полупустынях.
Оазис - это островок
зелени жизни среди
безжизненной пустыни.

Песчаная буря –
явление переноса
больших количеств пыли,
частиц почвы, песчинок
ветром с земной
поверхности.
Высота песчаной бури
несколько метров.

Растительный мир
пустынь.
В пустынях редкая растительность,
хорошо приспособленная к жаркому и
сухому климату, с глубокими корнями,
крохотными листьями или колючками
вместо них. Растут далеко друг от друга,
дают много летучих семян. Некоторые
растут и созревают за весну.

.
Верблюжья колючка
весной.
Верблюжья колючка. Её корни
проникают в глубь почти до 20
метров и оттуда добывают воду.

Саксаул.
Цветы мелкие.
Ствол ветвистый, его сучья
покрыты тонкими длинными
зелеными веточками, которые
затем превратятся в чешуйки
(видоизменённые листья).

Джузгун - кустарник 3 - 4 м.
Растёт он по склонам и вершинам
барханов.
Роль листьев у кустарника
играют зелёные веточки.
Плоды очень лёгкие, имеют
выросты, благодаря которым
переносятся по пескам на
большие расстояния.

Песчаная осока
Многолетнее травянистое растение.

Животные
пустынь.
Вечером, когда жара
спадёт, всё оживает.
Животные отправляются
на поиски корма.
Днём животные прячутся
в норки, в тени песчаных
дюн, под растениями.

Песчаная круглоголовка
крохотная ящерица с песчано-желтой
спинкой и хвостом,
поперечнополосатым снизу.
Питаются ящерицы
насекомыми и другими
беспозвоночными.
Тело ящериц покрыто
чешуей, щитками.
На пальцах задних ног
развиты роговые зубчики.
Ушное отверстие скрыто
под кожей. Она мгновенно
может зарываться в землю
в случае опасности.

Черепаха.
Растительноядное животное.
Черепаху можно увидеть только
утром или вечером. Днем она
прячется от жары в норах и
углублениях в земле, в зарослях
растений.
Черепаха живет до 100 лет,
из 60 лет – 55 лет она спит.
Кожа у неё жесткая, сухая,
плотная, для сохранения
влаги. Панцирь очень крепок,
он помогает ей спасаться от
врагов.

Верблюд
Верблюд может
преодолевать большие
расстояния, обходясь без
пищи и воды.
Он расходует жир,
накопленный в горбе.
У верблюда:
1. Широкие подошвы, чтобы не проваливаться в зыбкий песок.
2. Мозоли – чтобы не обжигать ноги. Такие же мозоли и на коленях,
чтобы отдыхать в пути.
3. Узкие ноздри позволяю дышать во время песчаных бурь.

Сайгак – одно из крупных животных
пустынь.
Сайгаки держатся стадами. Могут
бегать со скоростью до 80 км/ч

Грызуны пустынь.
Тушканчик
Днём грызуны
находят себе
убежище в
глубоких
прохладных
норках. Они
активны лишь в
ранние утренние
часы, когда почва
еще не
раскалилась.

Маус - длинноухий тушканчик.
Добывает воду из
сочных частей
растений - листьев,
зеленых веточек,
корневищ и луковиц.
У пустынных животных
есть ряд
физиологических
приспособлений к
экономному
расходованию воды.

Гигантский слепыш - самый крупный грызун. Длина тела
до 40 см. Это реликтовое животное. Окраска светло-песчаная.
Ведёт подземный образ жизни. Всю жизнь проводит в большой и
сложно устроенной норе, постоянно её переоборудуя. У него нет
глаз и наружных ушей.
Слепыш роет землю не
лапами, а резцами зубов,
которые хорошо развиты,
особенно нижние, и торчат
наружу. Ротовое отверстие
при этом всегда закрыто
завернутыми внутрь губами,
отчего земля не попадает в
рот зверька.

Ушастый
ёжик.
Нору ёж роет длиной до 1,5 м, но
может занять брошенные дома
других животных. У ежа много
врагов: волки, барсуки, лисы. На
зиму еж впадает в спячку.
Ежик долгое время обходится без воды и еды. Питается он
насекомыми: жуками, муравьями, личинками. Может поймать
змею, ящерицу, лягушку. Ест ягоды и семена.

Насекомые.
.
Кобылка.
Кобылки стрекочут, двигая бедрами
по одной из жилок надкрыльев.
Стрекочут только самцы, привлекая
этим самок.
У этих насекомых сильно развиты
задние конечности, которые
выполняют функцию прыганья,
дополняя обычный способ к полёту.

Скорпион – хищник. Очень опасное животное. Он
убивает жертву
ядовитым жалом на конце брюшка (хвост).

Корсак – хищное животное.
Маленькая лисица с крупными ушами и
высокими ногами. Весит 4-6 кг. Скорость до 40-50 км/ч, но скоро устаёт.
Питается корсак грызунами
(полёвки, мыши, тушканчики),
пресмыкающимися, птицами и их
яйцами, насекомыми.
Живёт в норах. Корсак норы почти не роет,
занимает норы сусликов, песчанок. Нора
обычно неглубокая, длиной
до 2,5 м и с несколькими входами.

Песчаный
удавчик.
в длину 80 см, имеет
светлую желто-бурую
окраску с размытыми
коричневатыми пятнами.
Весной удавчик активен днём, летом становится ночным животным, а осенью,
перед уходом на зимовку, ведёт дневной образ.
Он легко погружается в песок и ползает по ним также легко, как рыба в воде.
Глаза смотрят вертикально вверх.
Пищей удавчику служат ящерицы (агамы, круглоголовки, ящурки, гекконы),
грызуны (хомячки, мыши, песчанки, тушканчики), птицы (трясогузки,
воробьи).

Жук –чернотелка..
Жуки - растительноядные
животные. Добывают воду из
сочных частей растений:
листьев, зеленых веточек,
корневищ и луковиц. Летать
они не умеют - только ползают
и бегают, иногда забираются
на нижние ветви кустарников.
Чернотелки могут наносить
большой вред посадкам в
пустынях: ведь их корм
составляет всевозможная
растительность. Большинство
чернотелок активны ночью

Священный скарабей.
Жук – навозник.
Длина 3 см. Из навоза он лепит шарики,
которые перекатывает в удобное для себя
место и закапывает. Эти шарики – запас,
корм для личинок жука.
Жук был священным животным
Древнего Египта. Изображение этого
жука можно увидеть в древних
храмах, гробницах. Наблюдая, как
жук катит свой шарик, египтяне
видели символ движения Солнца по
небосклону

Тарантул
Это проворные животные
длиной до 7 см, с длинными
волосатыми ногами.
У тарантула целый набор глаз -
два крупных и шесть помельче.
Паук тарантул живет в норке,
которую сам роет.
Он укрепляет ее стены
паутиной, чтобы не осыпались.
Весь день тарантул сидит в
своей норке, а ночью выходит
за добычей - мелкими
насекомыми.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растения и животные тропических пустынь

Есть на нашей Земле такие уголки, где дороже всего на свете вода, потому что воды там мало, дожди идут редко, лето долгое и жаркое, а солнце палит нещадно. И эти места на земном шаре называются пустынями. «Пустыня» - как море, только вместо воды – песок. И песок в пустыне – как волны. Волны песка называются барханы. В сильный ветер барханы передвигаются и засыпают все на своем пути…» (Г.Снегирев)

Это верблюд. Без воды он может обходиться до двух недель, а без пищи до месяца. Добравшись до воды, верблюд, чтобы возместить потерю жидкости, может сразу выпить до 57 литров.

Одно из приспособлений верблюда для жизни в пустыне - горбы. Это жировые отложения, которые в экстремальных случаях могут служить источниками воды.

Эти млекопитающие хорошо приспособлены к жизни в суровой, безводной местности. Густой мех предназначен для защиты от дневного зноя и ночного холода. Широкие двупалые ступни - для передвижения по сыпучим пескам или мелким камням. Верблюды не потеют и теряют малое количество жидкости с испражнениями.

Пустынные животные неприхотливы в питании. Верблюд съедает любые растения целиком, даже самые колючие.

А это еще один житель тропических пустынь – тушканчик.

Тушканчики предпочитают питаться семенами растений.

Из хищных зверей в пустынях встречаются шакалы и гиены.

Основным кормом ящериц являются насекомые.

Хотя название «пустыня» произошло от слова «пусто», то есть совсем ничего нет, на самом деле в пустыне растут растения, которые приспособились к жаркому климату: саксаул, верблюжья колючка и различные виды кактусов. Колючка В пустыне желтые пески, Здесь солнце полыхает, Здесь от жары и от тоски Все сразу засыхает, А в небе нет ни облаков, Ни самой малой тучки. Вот почему среди песков Растут одни колючки… (М.Пляцковский)

Вот она, верблюжья колючка. Ее корни проникают в землю в почти на 20 метров в глубину и от туда добывают воду.

Растет в песках пустыни Воды не пьет совсем И колется он больно И жжется как огонь.

Саксаул – одно из самых типичных и замечательных растений пустыни. “Лес без тени” – так часто говорят про заросли саксаула, но тень все же есть. Нельзя его пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще саксаул ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в мире. Высота растений 4–5 м. Листьев у саксаула нет, от них остались чешуйки в миллиметр величиной. Саксаулы имеют для пустыни огромное практическое значение. С одной стороны, они являются активными закрепителями песков, с другой – лучшим топливом в условиях безлесной пустыни.

А теперь давайте отправимся в небольшое путешествие по тропической пустыне.

Спасибо за внимание!


«Развитие растительного мира» - Семенные растения. Возникновение и господство Сухопутная Свыше 200 млн. лет Голосеменных назад. Задачи урока: Покрыто- семенные. Эволюция растительного мира. Возникновение и Водная 1,5-2 млрд. лет назад господство водорослей. Эукариоты. Споровые растения. Мхи. Возникновение жизни Водная 2-3 млрд. лет назад на Земле.

«Животные пустыни» - 4) – Природная зона с сухим климатом и очень редкой растительностью? Тоннель вопросов. 5) Песчаные волны. Озеро «Привал». 5) – Что такое оазисы? Хвост оторвёт- Другой наживёт. Со мной болтает – меры не знает. Кактус. Водопад сообщений. Огромные водные пространства. Острова омываются водой со всех сторон.

«Пустыни и полупустыни» - Растения. Почему в пустынях не бывает дождей? Условия жизни здесь менее суровы, чем в полярных широтах. Животные. Что такое пустыни? Содержание. В редких местах в пустынях, где близко к поверхности подходят подземные воды, образуются оазисы. Жители пустынь. На нашей планете есть места, где выпадает очень мало осадков.

«Пустыни» - Но климат стал суше, и постепенно Сахара превратилась в песчаную пустыню. Теперь на сотни километров там не встретишь ни одного растения. Но климат стал суше, и постепенно сахара превратилась в песчаную пустыню. Бывают ещё каменистые пустыни. Что ты обычно представляешь себе, когда слышишь слово «пустыня»?

«Пустыни» - А) тушканчик; б) песчаный удавчик; в) песчанка полуденная; г) варан. Тест. 7. В пустыне водятся грызуны: А) сайгак; б) скарабей; в) верблюд. А) верблюд; б) тушканчик; в) полуденная песчанка. 5. Без влаги могут обходиться: А) варана; б) песчаного удавчика; в) ящерицу – круглоголовку. А) ушастому ежу; б) ящурке; в) корсаку.

«Растительный и животный мир» - Климат Грунтовые воды Почва Деятельность человека Рельеф(высотная поясность). Факторы, влияющие на растительность. Животный мир. Животный мир по видовому составу богаче растительного. Перечислите типы растительных сообществ? Олень - обитатель леса. Растительный и животный мир России. Животные степей.

Животные пустыни суслики

  • СУСЛИК (Spermophilus) - млекопитающее из отряда грызунов (Rodentia), семейства белковых (Sciuridae). Существует около 20 видов сусликов, обитающих на открытых ландшафтах Северного полушария; в России около 10 видов. Различные виды сусликов водятся в восточной Европе, на Кавказе, в северной части Азии и в Сев. Америке.
Гремучия змея
  • Те, кому приходится путешествовать по югу Америки, безошибочно распознают это пугающее потрескивание. Достаточно перепутать его с чем-то другим, и ошибка будет стоить жизни...
  • Этот зловещий звук - треск хвоста гремучей змеи. И за этим предупреждением всегда может последовать смертоносный укус.
  • Эти уникальные рептилии появились на континенте всего 5 миллионов лет тому назад, и затем стремительно распространились по Америке от побережья до побережья. Но несмотря на столь долгое соседство мы знаем относительно немного об этих змеях.
  • Почему они стараются предупредить о своем присутствии? Где находят убежища если рядом нет привычных расщелин? И как им удается поддерживать температурный баланс в разных климатических поясах?
скорпион
  • У этого неприметного обитателя земли имеется немало интересных особенностей. Так, если осветить скорпиона ультрафиолетовым светом, животное начнет флуоресцировать, излучая синие, розовые или зеленые тона. Точно также мерцают и останки доисторических скорпионов. Это открытие было сделано в шестидесятые годы и позволило ученым наблюдать за потаенной жизнью этих существ. Что же касается пользы такого приспособления для самих скорпионов, то ученые предполагают, что оно помогает приманивать насекомых.
тушканчики
  • Питание
  • Большой тушканчик относится к всеядным грызунам - в его рационе в равной мере могут присутствовать растительные (семена, корни, луковицы) и животные (насекомые) корма. Он легко переходит с одного типа корма на другой в зависимости от его доступности и времени года. На сельскохозяйственных землях большой тушканчик нередко собирает посеянные семена арбузов и дынь, кормится также зернами культурных злаков, семенами подсолнуха, горохом, но ущерб наносит незначительный.
Питание суслика
  • Зерновые смеси лежат в основе всевозможных готовых кормов, которые предлагают наши зоомагазины для мышей, хомячков и морских свинок. Эти корма разработаны специально и, теоретически, идеально сбалансированы. Тем не менее, они не могут служить единственным источником питания и могут быть рекомендованы только как витаминизированное дополнение к корму.
верблюд
  • ВЕРБЛЮДЫ (Camelus ), род млекопитающих семейства верблюдовых (Camelidae) отряда парнокопытных (Artiodactyla). Представители почти исчезнувшей группы копытных, которая некогда была широко распространена по всему миру, кроме Австралии. Ближайшие родственники верблюдов – южноамериканские лама, альпака, гуанако и викунья. В настоящее время род представлен двумя одомашненными видами: одногорбым верблюдом, или дромедаром (C. dromedarius ), и двугорбым верблюдом, или бактрианом (C. bactrianus ). Их используют как вьючных и верховых животных. Дромедар достигает высоты 1,8 м в холке и 2,1 м в верхней точке горба. У бактриана ноги короче, и он массивнее. Верблюд в среднем может нести груз ок. 180 кг. Верблюжий караван идет со скоростью ок. 5 км/ч и в день преодолевает порядка 50 км. Дромедар значительно резвее бактриана. С одним седоком на спине он может весь день поддерживать скорость 16 км/ч, а рекорд для него составляет 240 км за 11 ч.
Животные пустыни
  • Цели. Выявить особенности животных зоны пустынь в сравнении с лесной зоной; познакомить учащихся с преобладающими видами животных зоны пустынь, их приспособлением к условиям окружающей среды; к избытку тепла, к недостатку влаги, к скудной пище, к окружающему ландшафту, к передвижению; показать необходимость охраны животных зоны пустынь; познакомить. животными, занесенными в Красную книгу; воспитывать бережное отношение к природе.
  • Оборудование. Учебник “Природоведение”, “100 заданий + еще 14”, авт. А. А. Плешаков; журнал “Свирель”, карта природных зон, книги о пустыне, тетрадь для контрольных работ по природоведению, таблица “Пустыня”, иллюстрации животных пустыни, модель “телевизора”.
вопросы
  • Заканчивая передачу, мы просим вас ответить на вопросы:
  • Какие животные пустыни подлежат охране?
  • Д. Вараны, джейраны, пеликаны, лебеди, цапли, кабаны
  • Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?
  • Д. Строить водохранилища, проводить каналы с водой.
  • Создавать заповедники.

Урок географии в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Растительный и животный мир пустынь Африки

Скорых Надежда Евгеньевна, заместитель директора по ВР, учитель географии и истории, ОГКОУ Чернцкая школа - интернат VIII вида, Ивановская область
Описание: урок предназначен для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида, а также может быть использован и во внеурочное время, как дополнение для проведения предметных недель. Может представлять интерес для педагогов, работающих в коррекционной и начальной школе, и для пользователей Портала кому интересна живая природа самого солнечного материка Земного шара - Африки. Природа Африки пустынь – это, прежде всего, песчаные дюны великой пустыни, которые бывают до 180 метров высотой.
Цель: формирование представлений учащихся о растительном и животном мире пустынь Африки.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с природными условиями Сахары, её растительным и животным миром; показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустыни и их взаимосвязи.
Коррекционно-развивающие: продолжить формировать умения давать полные ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные: продолжить формирование чувства любви к природе, окружающему миру.
Тип урока : комбинированный
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
II Повторение пройденного материала
Фронтальная беседа

1. Почему в саваннах Африки много жвачных животных?
2. С чем связаны их длинные кочевки (переходы) на новые пастбища?
3. Какие крупные животные охотятся на травоядных?
Работа в рабочей тетради: задание 1 на стр. 37
III Актуализация знаний, объявление новой темы
Послушайте отрывок из стихотворения и сформулируйте тему урока:
- Скажите, будьте так добры,
Живут в пустыне комары?
- О, да! И миллионы!
А звать их – скорпионы.
- А ёжики в пустыне есть?
- Конечно. Ёжиков не счесть.
Зашёл в пустыню как-то
И поразился факту:
Бежит навстречу ёжик,
Гляжу - а это кактус.

(Е. Евсеева)
(Ответы учащихся)
Тема урока: «Растительный и животный мир пустынь Африки».
IV. Изучение нового материала
Работа по карте «Природные зоны Африки».
1.Покажите и назовите природные зоны Африки. (Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники, полупустыни и пустыни, саванны и редколесья, переменно – влажные леса, влажные тропические (экваториальные) леса, области высотной поясности.)
2.Покажите и назовите пустыни Африки. (Сахара, Намиб, Калахари.)
3.Определите географическое положение пустынь. (Пустыни расположены к югу и северу от саванн. Они занимают половину площади материка.)
4.Покажите и назовите самую большую пустыню в мире? (Сахара, она расположена на севере Африки.)
5.Определите, где находится пустыня Намиб. (На юге Африки, на побережье Атлантического океана.)
Каких представителей растительного и животного мира зоны полупустынь и пустынь, обитающих в России, вы помните? (Верблюжья колючка, песчаная акация, саксаул, сайгак, варан, тушканчик, змеи.)
Терминологическая работа. Найдите в словаре, что означают слова «пустыни», «барханы», «самум» стр. 204 – 206
Пустыни – территории с постоянно сухим и жарким климатом и скудной растительностью.
Барханы – пески, не закрепленные растительностью.
Самум – сильный сухой горячий ветер, переносящий раскаленный песок и пыль.
Климат в пустыни засушливый. Дожди идут редко. В некоторых районах дождь не выпадает по нескольку лет. Воздух сухой, знойный. Температура воздуха днем очень высокая (выше 30 градусов), а ночью она резко снижается. Но дневную жару человек переносит там легче, чем ночной холод. Такой перепад температур не выдерживают даже горные породы, они трескаются и рушатся. Из – за этого в пустыне иногда слышен грохот, похожий на гром. В пустынях Африки песчаная поверхность чередуется с каменистой. На севере Африки больше песчаных пустынь, а на юге – каменистых. В песчаных пустынях можно увидеть барханы.
Работа по иллюстрации учебника рисунок 49 «Барханы в пустыне Сахара» на стр. 45

1. Опишите внешний вид бархан. (Это песчаные холмы, не закрепленные растительностью. Они похожи на большие полумесяцы и на огромные песчаные моря.)
2. Что приводит в движение барханы? (Воздействие силы ветра.)
Не все пески в пустыне могут свободно передвигаться, часть из них неподвижна, так как закреплена растениями с очень длинными корнями. В пустынях часты песчаные бури. В этот время небо закрывается темными песчаными тучами, доносится шум, рев несущегося ветра. С огромной силой несутся тучи песка, сметая все на своем пути. Песчаная буря может засыпать песком целый караван. При первых признаках урагана все живое прячется в укромных местах. При длительной бури люди и животные могут погибнуть под толстым слоем песка. Такой сильный, сухой, горячий ветер, переносящий раскаленный песок и пыль, называется самум. Местные жители называют его «яд воздуха», «дыхание смерти», «отравленный ветер», «огненный ветер».
Чтение учителем отрывка из статьи.
Послушайте описание русского путешественника А. Елисеева о самуме:
«В воздухе слышалось что-то неопределённое, глухое, похожее на какой-то отдалённый шум и рёв, захватывающий всё окружающее, несущийся отовсюду. Со всех сторон горизонта от земли и от неба, закрытого песчаной мглой, неслось нечто ужасное, колоссальное, готовое снести всё живое на земле. «Дыхание смерти», «огненный ветер», страшный самум был уже недалеко; он приближался быстрыми шагами, и через какие-нибудь полчаса, прошедшие с того момента, как послышались первые звуки поющих песков, мы были уже в самом центре этого ужасного явления природы. Песни пустыни, то замиравшие, то нарождавшиеся у подножия дюн, теперь пропали в том страшном шуме песков, который наполнил пустыню, превращённую в настоящий песчаный хаос. Шум несущихся песков я мог бы сравнить с шелестом листьев дремучего леса, стонущего под напором бури, но сравнение это не передало бы вполне звуков потрясённой пустыни. Порой в раскалённой атмосфере, словно могучее дыхание колоссального зверя, проносились всё усиливавшиеся порывы самума, тогда казалось, пустыня выбрасывала со своей поверхности новые массы песка в горячий песчаный хаос. В эти страшные часы мы, как и верблюды наши, лежали распростёртые на песке, покрывшись с головой плащами и заткнув, уши. Сердце страшно стучало, дыхание участилось, голова болела немилосердно, рот и горло высохли, груди не хватало воздуха, и мне казалось, что ещё час, и страшная медленная смерть от удушения песком неизбежна.
Как быстро налетел самум, этот самый ужасающий бич пустыни, так же скоро он унёсся куда-то очень далеко, в глубину песчаного моря Эрга. Не прошло и двух часов, как красновато-багровая мгла опустилась на землю и снова открыла голубой горизонт, жгучее золотое солнце выкатилось на небосклон, и пустыня загорелась опять всеми яркими красками, которые одни и оживляют её. Правда, в воздухе ещё чувствовалась взвешенная мельчайшая пыль, но грудь уже свободно вздыхала слегка освежённую атмосферу, и все мы ожили до того, что, собрав свою палатку, снова двинулись в путь и шли до глубокой ночи...»

Сильнейшая сухость, высочайшие температуры и неистовые ветры отразились на растительном и животном мире пустынь Африки.
Все скуднее травы. Все меньше следов животных.
Здесь иной мир – мир пустынь.

Работа в тетрадях.
Задание: выпишите из текста учебника в тетрадь названия растений и животных пустыни Сахара.
Растения – колючие кустарники, лишайники, акация.
Животные – антилопы, змеи, вараны, ящерицы, агамы, насекомые, гиены, шакалы, львы, гепарды.
Проверка выполненного задания.
В Африке пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь воды - то мало!

- Назовите растения пустыни Сахара. (Ответы учащихся)


Растения пустыни накапливают запасы влаги в листьях и стеблях. Корни у них длинные и ветвистые.
Мы узнали, что растительный мир пустынь довольно скуден. А значит и животный мир будет не богат. Почему? (Мало пищи.)
- Назовите животных, обитающих в пустыне. Можно ли по внешним признакам догадаться, что они живут в пустыне? (По окраске.)
Рассказ учителя
Один из самых интересных животных пустыни – фенёк .


Фенек - это маленькая ночная лиса, обитающая в пустынях Северной Африки. Днем фенёк спит в норе, а после захода солнца охотится на насекомых, ящериц, мелких грызунов. По размерам эта лисичка меньше домашней кошки, она весит всего 1,5 кг. Ее отличительная особенность - необычно большие уши. Это самые большие уши среди хищников по отношению к величине головы. Такие уши нужны для лучшего охлаждения тела в дневную жару. Шерсть у фенека густая и мягкая, сверху рыжеватая или песочного цвета, снизу белая.
Газель - доркас .


Это животное имеет окрас песчаного цвета, что помогает ей маскироваться в пустыне. Благодаря росе на растениях, которыми она питается, а также употреблением водосохраняющих растений, эта газель может почти никогда не пить. Животное может достигать высоты в 65 см и веса в 25 кг. Газель - доркас инстинктивно отпрыгивает при приближении хищника. Этот рефлекс служит сигналом, предупреждающим других газелей. Кроме этого газель - доркас очень быстро бегает, достигая скорости почти 80 км/час.
Тушканчик . Этот грызун способен выдерживать суровые климатические условия пустыни. Кроме этого, данный ночной зверек отличается своей прыгучестью - качество, которое позволяет ему избегать хищников. Несмотря на то, что размер его тела может достигать длину всего 25 см, он способен развить скорость до 25 км/час.
Священный скарабей (или жук - навозник) Это крупные черные жуки, достигающие 3-4 сантиметров в длину и весившие около 2 граммов. У самцов внутренняя поверхность задних голеней покрыта золотисто-рыжими волосками, что для египтян стало еще одним знаком «солнечности» этого жука.


Кто бы мог подумать, что один из видов жуков-навозников станет священным животным. В Древнем Египте скарабею поклонялись как божеству. Египтяне усмотрели в его катании больших шаров символ движения солнца по небосводу. И то, что этот шарик состоит из навоза, нисколько не портило статус его божественности, а даже наоборот. Использование этого переработанного продукта жизнедеятельности животных является одним из основных залогов хорошего урожая. Скарабей очень важное место занимает в мифологии Древнего Египта. Помимо того, что он является символом Солнца, его изображение можно наблюдать на различных фресках и скульптурах в качестве лица египетского бога Хепри – творца мира и человека. Скорпионы очень любят пустыни, особенно это относится к желтому скорпиону. Это существо очень опасно и в тоже время невероятно живуче. Внешне скорпион не выглядит устрашающе, однако на самом деле он умеет прекрасно пользоваться своими маленькими клешнями, если нужно убрать противника с дороги. Если взрослый человек вряд ли умрет от одного укуса скорпиона, то для детей и стариков укус может оказаться смертельным.
Варан в отличие от простых ящериц, очень опасен из-за яда, который можно сравнить со змеиным.
Но бояться его не стоит, т.к. обычно он использует свое главное оружие для охоты на насекомых, крыс и других мелких животных. Внешне вараны очень похожи на гигантских ящериц, однако в отличие от них представляют серьезную угрозу для людей. И, тем не менее, эти животные редко нападают на людей, предпочитая использовать свой яд для охоты на мелких животных и насекомых. На самом деле вараны – это хладнокровные животные, однако им удалось адаптироваться к жаркому климату. Если же температура становится невыносимо высокой, вараны начинают проявлять агрессию. Известно, что хищники плохо переносят жизнь в неволе.
Рогатые гадюки . Этот вид гадюк относится к ядовитым видам, поэтому человеку лучше не встречаться с данной рептилией.
Животные приспособились к особенностям климата пустыни. Одни могут долго обходиться без воды, другие – преодолевать огромные расстояния в поисках воды. Непроницаемые кожные покровы защищают насекомых и пресмыкающихся от потери воды (обезвоживания). Небольшие размеры и форма тела позволяет им прятаться между камнями или зарываться в песок.
Пустыню издавна населяют кочевые племена. Главным средством их передвижения по пустыне служит домашний верблюд .
В Африке пустыни – знай,
Где пески из края в край.
И верблюды, если нужно,
По пескам шагают дружно
Солнце светит ярко.
В Африке так жарко!

Работа по учебнику.
Задание: найдите и прочитайте в тексте учебника описание верблюда.


Беседа по прочитанному:
1. Как верблюд приспособился к жизни в пустыне? (Верблюды – крепкие, выносливые. У них длинные густые ресницы защищают глаза от песка и ветра. Шерсть спасает верблюда от жары. Пальцы на ногах соединены мозолистой подушкой, благодаря этому верблюд не проваливается в песок. Жесткая подошва спасает его от раскаленного песка.)
2. Чем питается верблюд? (Верблюд может разжевывать любую пищу и даже колючки. За счет жира в горбах он может долго не есть и не пить.)
3. Что вы можете еще дополнить о верблюдах? (Ответы учащихся).
Верблюды великолепно приспособлены для жизни в пустыне и засушливых горячих землях. Они - источник пищи, одежды, и средство передвижения для большинства жителей пустынь. Они способны пересечь огромную пустыню, перенося на своих горбах тяжелый груз и пассажиров, принося гораздо больше пользы, чем грузовые машины. Они веками поддерживали существование целых государств, осуществляя перевозку людей, почты, соли, любых грузов. Эти животные удивительны тем, что изменили ход цивилизации, помогая людям выживать в крайне тяжелых условиях.
Некоторые факты о верблюдах.
1. Слово «верблюд » произошло оно от арабского слова «красота».
2. В Северной Африке верблюд является священным животным.
3. Верблюды могут выпивать до 200 литров воды за раз.
4. Если верблюд лег спать или просто отдохнуть, то заставить его встать практически невозможно, пока он сам не захочет этого.
5. Губы верблюдов имеют особенную форму, что очень помогает им пастись.
Они могут съесть что угодно, включая тернистые колючки, не повреждая губы и ротовую полость
6. Верблюды могут полностью закрыть свои ноздри от ветра и песка когда необходимо.
7. Верблюды - жвачные животные, как коровы и козы.
8. Мех верблюдов отражает солнечный свет и защищает тело от высокой температуры пустыни.
9. Одна из оборонительных способностей верблюда - плевание. По сути, они подтягивают из желудка и выплевывают грязную дурно пахнущую субстанцию, когда их провоцируют. Те, кто испытал это на себе, никогда уже такого не забудут.
10. Верблюды часто использовались в военных действиях, особенно в сильно засушливых регионах.
11. В год Верблюда родились П. Пестель, М. Салтыков-Щедрин, Ч. Чаплин, А. Гитлер, А. Ахматова, А. Сахаров, Ю. Никулин.
Только в пустыне Намиб растет необычное растение – осьминог – вельвичия .


Это дерево – карлик. Основной корень растения уходит вглубь, а боковые располагаются у поверхности. Благодаря этому они могут впитывать влагу от редких дождей. Ствол у этого растения короткий, как пень, и очень толстый. От ствола с каждой стороны отходит по огромному длинному, как лента, листу. Длина этих листьев может быть несколько метров, их концы разорваны ветром. В прибрежных пустынях часто бывают туманы, влага оседает на огромных листьях и впитывается ими. Живет вельвичия сотни лет. Это редкостное растение находиться под охраной государства как уникальный памятник природы.
В пустынях юго – восточной Африки растут дикие арбузы .

В засушливые годы они являются единственным источником влаги для животных пустынь. У созревшего арбуза плодоножка засыхает, и озорник ветер перегоняет их на большие расстояния, в пути они разбиваются, и их поедают животные.
Там, где на поверхность пустыни выходят подземные воды и почва увлажненная, развивается богатая растительность. Это оазисы.
В пустыне – правда, иногда,
Бывает, водится вода.
А где вода бывает,
Всё тут же расцветает.
Вот был песок, да вдруг исчез:
В пустыне – сад!
В пустыне – лес!
Я растеряла все слова,
Но дело не в словах.
Остались только О! да А!
Ну и, конечно, АХ!
О! А! зис – АХ!
Ну до чего
Смотреть приятно на него!
Стою, смотрю...
А на губах:
Оазис – О!
Оазис – АХ!

(Е. Евсеева)
В оазисах растут финиковые пальмы и акации .


У финиковой пальмы прямой гладкий ствол. Его высота превышает 20 м. На вершине пальмы 40 – 70 листьев. Каждый лист длиной до 3 м. Под листьями гроздьями висят плоды. Одно дерево дает около 40 кг плодов в год. Финики едят свежими, сушёными или валяными. Из листьев делают изгороди, плетут корзины, обувь. Стволы используют как строительный материал.
V. Закрепление
1. Работа с пословицами.
Как вы понимаете пословицы жителей пустыни:
А) «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни»? (Суточные колебания температуры воздуха не выдерживают горные породы, они трескаются и рушатся, из – за этого слышен звук похожий на крик.)
Б) В народе о пальме говорят: «Королева пустыни, она всегда держит голову в огне, а ноги в воде» (Жар сахарского солнца и прохладная, влажная почва – вот два обязательных условия, при которых финиковое дерево щедро награждает человека своими плодами.)
2. Сформулируйте главное правило жизни людей в пустыне. (Жизнь людей в пустыне возможна только в оазисах, на орошаемых землях занимаются земледелием.)
3. Сделаем выводы по теме урока с помощью игры «Доскажи словечко»:
Пустыни занимают большие площади на севере и юге (Африки) . Там нет сплошного растительного (покрова) . Животный мир пустынь богаче (растительного) . Животные и растения приспособились к жизни в жарком (климате) . Главное условие жизни в пустыне – возможность долго обходиться без … (воды) . В оазисах богатая (растительность) . Здесь живет основное население (пустыни) .
4. Проблемный вопрос: «Почему у пустыни два хозяина солнце и ветер?» (Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)
VI. Итог урока