Философов дмитрий владимирович. Дмитрий философов Дмитрий философов

Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4

(7.04.1872, Петербург - 4.08.1940, курорт Отводск (Краков) Польша), юрист, лит. и худож. критик, публицист, обществ, деятель, в ПБ 1898-1905, 1918-19.


Из старинного дворянского рода. Отец - В. Д. Философов служил по ведомству юстиции, в 1860-70-е - ближайший пом. воен. министра Д. А, Милютина в "реформировании рус. армии. Позднее - гл. воен. прокурор, чл. Гос. совета. Мать - А. П. Философова (урожд. Дягилева)-видная деятельница рос. и междунар. жен. движения, одна из учредительниц высших жен. учеб, заведений в России, организатор благотворит, о-в и к-тов. Семья Ф. была дружна с семьей Стасовых. Дом Ф. был одним из центров худож. и обществ, жизни Петербурга. Широко известна была также близость матери к радикальным кругам. Все это во многом определило жизн. путь Ф. Его детство и юность протекали в столице и родовом имении Богдановском (Псковская губ.). Впечатления от пребывания в Псковском крае нашли позднее отражение в творчестве Ф. (псковское дворянство, его история, Пушкин на Псковщине).

Ф. окончил частную гимназию К. Мая (1890). Любовь к живописи и другим пласт, художествам, стремление к самообразованию сблизили его в гимназии с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, В. Ф. Нувелем. По окончании гимназии, следуя семейной традиции, он поступил на юрид. фак. Петерб, ун-та (1890). Специализировался в области гос. права у проф. Н. М. Коркунова. Сочинение Ф. "О союзном государстве" отмечено на конкурсе студ. работ (1894). По получении диплома 1-й степени оставлен на каф. гос. права (1895). Стажировался в ун-те Гейдельберга (1896). Занимался в Германии в семинаре государствоведа проф. Г. Иелленека. Подготовил и опубликовал докл. о гос.-правовом положении Финляндии. По возвращении в Россию зачислен в Кодификац. отд-ние при Гос. совете (1896), Избран дир. правления Петерб. благотворит, к-та (1896). С 1897 начал заниматься журналист, деятельностью, печатался в журн. "Сев. вест." "Образование", "Трудовая помощь", "Журн. М-ва юстиции". Оставил занятия правом и по личной просьбе с 20 февр. 1898 причислен к М-ву нар. просвещения с откомандированием для работы в ПБ. В янв. 1900 зачислен в штат мл. пом. б-ря с возложением обязанностей зав. Юрид. отд-нием. Заведовал Отд-нием в 1900-05, принимал меры к его пополнению справ, изд., тр. по законодательству разл. стран, материалами о деятельности полит, партий. В 1902 по службе в ПБ награжден орденом Станислава 3-й степени.

Службу в ПБ Ф. совмещал с занятиями журналистикой и участием в обществ, жизни. Ведущий критик и ред. лит. отд. журн. "Мир искусства" (1898- 1904). Сблизился в эти годы с 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, образуя своеобразный тройств, союз, сыгравший значит, роль в биографии Ф. и оказавший влияние на культурную жизнь России кон. XIX- нач. XX вв. Вместе с Мережковским и В. В. Розановым организует Религ.-филос. собрания (1901-03). Стоит с Мережковским у истоков журн. "Нов. путь", пост, его авт., в последний год изд. - ред. (1903-04). Регулярно печатался также в газ. "Наша жизнь" (1904-05). 9 янв. 1905 участвовал в первых митингах протеста против расстрела мирной демонстрации рабочих (в ПБ, ВЭО). Поддерживал в печати требования низших служащих Б-ки об улучшении их материального положения. Недовольство администрации обществ, позицией Ф., трудности дальнейшего совмещения публицист, и служебной деятельности побудили Ф. уволиться из ПБ по "домашним обстоятельствам" (дек. 1905).

В февр. 1906 он уехал вместе с Гиппиус и Мережковским во Францию. Становится парижским корреспондентом газ. М. Ковалевского "Страна" (1906-08). Публикует также сообщения из Франции в газ. "Товарищ" и др. рос. изд. Ф. - один из авт. сб. ст. "Царь и революция" (Париж, 1907). Принимал участие (по нек-рым сведениям - номинальное) в соч. совместно с Гиппиус пьесы "Маков цвет" (1908). По возвращении в Россию (июль 1908) -пост. сотр. газ. и журн.- "Слово", "Речь", "Рус. мысль", "Рус. слово" и др. Ф. не терял связи с ПБ: он по-прежнему дружил с А. В. Карташевым и А. А. Мейером, разделявшими его религ.-филос. убеждения, в ряде ст. и рец. касался положения дел в Б-ке, ее истории, высоко оценивал ее вклад в развитие науки и культуры в России

Ф. - один из организаторов петерб. Религ.-филос. о-ва, товарищ пред., пред. О-ва (1907-17). Ред. еженед. "Голоса жизни" (1915), сб. памяти А. П. Философовой (1915). Ф. был близок к кадетским кругам и полит, масонству. Он приветствовал февр. события 1917, выступал в поддержку А. Ф. Керенского, настаивал на принятии мер в защиту рос. демократии.

Окт. революцию 1917 Ф. встретил враждебно. Он вошел в Полит. Крас. Крест, пытался оказать содействие арестованным за "инакомыслие", участвовал в попытках возобновить изд. газ. "Речь" (1918). Решением К-та ПБ в окт. 1918 Ф. зачислен на службу мл. пом. б-ря, в марте 1919 переведен на должность ст. пом. б-ря, в мае того же года - б-ря. Работал в отд-ниях "Россика", Полиграфии, Рукописей. Организовал (вместе с В. М. Пущиным) выставку к 100-летию со дня рождения И. С. Тургенева, подготовил каталог выставки (1918). Вместе с В. К.Лавровским принимал участие в оценке коллекции В. Я. Адарюкова при покупке ее ПБ в кон. 1918. Передал в дар ПБ док-ты личного и семейного арх., а также письма В. Я. Брюсова, А. Ф. Кони, М. А. Врубеля, Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, В. А. Серова и др. (нояб. 1918 -апр. 1919). В дек. 1919 Ф. получил отпуск без сохранения содержания, вместе с Гиппиус и Мережковским выехал через Белоруссию в Польшу. Остался на жительство в Варшаве (1920-40). В 1920-21 - ближайший сотр. Б. В. Савинкова по Рус. Полит. Эвакуац. К-ту, товарищ пред., пред, полит, отд. Выступал на I съезде Нар. Союза защиты родины и свободы с докл. "Об отношении к ген. Врангелю и Семенову" (июнь 1921). Фактич. глава Нар. Союза защиты родины и свободы в Варшаве, чл. его ЦК (1921-24). Ведущий сотр. газ. "Свобода" ("За свободу") (1920-32). Ред. журн. "Иллюстрир. молва" (1920-25), еженед. "Меч" (1934-39).

Справ.: КЛЭ.

Лит.: Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Ст. и материалы. Л., 1930; Гиппиус 3. Н. Дмитрий Мережковский. Париж, 1951; Злобин В. Тяжелая душа. Вашингтон, 1970; Pachmuss T. Intellect and ideas in action: Selected correspondence of Zinaida Hippius. Mimchen, 1972; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1982; Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. 2-е изд. М., 1990; Гиппиус 3. Н. Петербургские дневники, 1914- 1919. Нью-Йорк; Москва, 1990; Колоницкий Б. И. А. Ф. Керенский и круг Мережковских //Петроградская интеллигенция в 1917 году: Сб. ст. М.; Л., 1990; Его же. А. Ф. Керенский и Мережковские в 1917 году //Лит. обозр. 1991. № 3; Чуковский К. И. Дневники, 1901-1929. М., 1991; Колоницкий Б. И. Д. В. Философов и его дневник //Звезда. 1992. № 1; Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906-1908) //Лица: Биогр. альм. СПб., 1992. Вып. 1.; Амфитеатров и Савинков: Переписка, 1923-1924 //Минувшее: Ист. альм. М.; СПб., 1993. Вып. 13; Петербургское Религиозно-философское общество (1907-1917) //Вопр. философии. 1993. № 6; Дюррант Д. С. По материалам архива Д. В. Философова //Лица: Биогр. альм. Вып. 5. М.;"СПб., 1994.

ПБ в печати. 1987, 1989} 100-летие. С. 460-62; История ПБ. С. 127, 162-63; Отчеты ПБ за 1900, 1902, 1905.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. I, 1898, № 74; ОР РНБ. Ф. 814.

Иконогр.: Бенуа А, Н. Мои воспоминания...

Происходит из старинного дворянского рода. Отец В. Д. Философов (1820-1894) был ближайшим помощником военного министра Д. А. Милютина в реформировании русской армии, в 1861-1881 - главный военный прокурор и начальник Военно-судебного управления, с 1881 член Государственного совета. Мать Анна Павловна Философова, урождённая Дягилева, - литератор, видная деятельница женского движения в России, одна из учредительниц высших женских учебных заведений, организатор благотворительных обществ. С. П. Дягилев приходится Философову двоюродным братом.

Ранние годы

Дмитрий Философов окончил частную гимназию К. Мая (1890). Ещё в гимназии интерес к искусству и стремление к самообразованию сблизили его А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, В. Ф. Нувелем. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1895). В 1896 стажировался в Гейдельбергском университете. Служил в Кодификационном отделении при Государственном совете, с 1898 - в петербургской императорской Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека). С 1897 начал заниматься журналистской деятельностью, печатался в журналах «Северный вестник», «Образование», «Трудовая помощь», «Журнале Министерства юстиции».

Мир искусства

Редактор литературного отдела, руководитель отдела художественной критики журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее редактор журнала «Новый путь». Сблизился с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, стал на многие годы их другом и соратником. Один из организаторов Религиозно-философских собраний в Петербурге в 1901- (совместно с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и В. А. Тернавцевым). Вместе с Мережковским был инициатором журнала «Новый путь» (1903-1904), постоянный автор и, в последний год издания, его редактор. С 1906 по 1908 жил с четой Мережковских в Париже. По возвращении в Россию сотрудничал в газетах и журналах «Слово», «Речь», «Русская мысль» и др.

Эмиграция

В 1918-1919 работал в Публичной библиотеке. Принимал участие в деятельности Политического Красного Креста. В декабре 1919 с Мережковским, Гиппиус и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выбрался из Петрограда. Беглецы пересекли польско-большевистский фронт в районе Жлобина и в середине января 1920 добрались до Минска. После ряда лекций и литературных вечеров в конце февраля прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Мережковский и Гиппиус, разочарованные в Польше, заключившей с большевиками мирный договор, уехали в Париж. Философов, сблизившийся с Б. В. Савинковым, остался в Польше для продолжения борьбы с большевизмом.

Лучшие дня

Товарищ председателя Русского политического комитета, Народного союза защиты родины и свободы, советник Юзефа Пилсудского по русско-украинскому вопросу (1921). Редактор выходивших в Варшаве газет «Свобода» (1920-1921), «За свободу!» (1921-1932), «Молва» (1932-1934); был соредактором варшавско-парижского журнала «Меч», преобразованного из-за разногласий с Мережковским и Гиппиус в варшавскую газету (1934-1939). Был одним из руководителей варшавского «Литературного содружества», его почётным председателем; основатель и руководитель закрытого русско-польского литературного клуба «Домик в Коломне» (1934-1936).

Поздние годы

В 1930-е годы вытеснялся на обочину общественно-политической жизни молодым поколением деятелей. Это усугублялось неудачами (в частности, последовательный неуспех практически всех изданий, которые возглавлял Философов), потерями - измена Б. В. Савинковым, в которую Философов долго не мог поверить, смерть соратника и ближайшего единомышленника М. П. Арцыбашева и т. п. После 1936 вследствие этих причин, а также преклонного возраста и болезней Философов фактически отошёл от литературной, общественной, политической жизни.

Автор - Парашутов . Это цитата этого сообщения

ЖЗЛ (КОНСТАНТИН СОМОВ. ОРИЕНТАЦИЯ ТАЛАНТУ НЕ ПОМЕХА. Часть 1 Допарижное)

Да, друзья, не удивляйтесь названию. Об одном из основателей объединения «Мир искусства», ярком представителе русского символизма и модерна Константине Андреевиче Сомове написано немало статей и книг. Посвящены они, в основном, творчеству художника, в котором немало картин эротического содержания. О личной жизни Сомова, увы, все знают немного. Как пишут историки, «свою личную жизнь он тщательно оберегал от огласки». К сожалению, то, что удалось узнать, я вычитал на сайтах, посвященных нетрадиционной сексуальной ориентации. Не спешите обвинить меня в симпатиях к этому сообществу, интернетные поисковики привели меня туда. Впрочем, информация там основана на цитатах из изданных книг. О личной жизни Сомова писали социолог и сексолог Игорь Семёнович Кон в книге «Лики и маски однополой любви» и Лев Самуилович Клейн в книге «Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие». Используя цитаты из этих книг и то, что разыскал в интернете, я и написал материал о Константине Сомове, которого таким вы, может быть, и не знали. Но личная жизнь художника, который был гомосексуалистом, возможно, поможет вам ярче воспринимать его творчество.

Константин Сомов Автопортрет. 1895 г.

Теперь о том, что сподвигло меня обратиться к этой теме и пуститься на поиски информации. В дневнике моей лирушной соратницы Анны KYKOLNIK появился материал с картиной Сомова «Боксер», на которой изображен Борис Снежковский, как пишут исследователи, «последняя любовь художника». В поисках информации о Снежковском и родилась идея сделать материал о Сомове, а Анна помогла в сборе картин. Кстати, в марте-апреле этого года в московской галерее «На Ленивке» прошла выставка «Портрет с историей», на которой была представлена живопись и графика «художников Серебряного века», в том числе, портрет Снежковского кисти Сомова. Так что можно считать этот материал и отголоском прошедшей выставки. Начнем?

Глава I. Допарижное

Семья

Константин Сомов родился 18 (30) ноября 1869 года в Петербурге в семье историка искусства Андрея Ивановича Сомова (15 (27) мая 1830 – 30 мая (12 июня) 1909), который до конца своей жизни служил хранителем коллекции Эрмитажа. Он в молодости знал Брюллова, встречался с Федотовым. В 1871 году Сомов-старший стал Почётным вольным общником Императорской Академии художеств, с 1886 года стал старшим хранителем Эрмитажа и членом-учредителем Общества русских аквафортистов. А еще он был редактор «Вестника изящных искусств» и с 1891 года – сотрудником отдела искусств в издании Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Константин Сомов Портрет А.И.Сомова, отца художника. 1897 г.

Мать будущего художника, Надежда Константиновна (урожденная Лобанова) , была хорошим музыкантом и широко образованным человеком. Именно она привила своим сыновьям любовь к музыке, живописи и театру. Да и профессия отца способствовала «приобщению к прекрасному» – он сам рассказывал сыновьям интересные истории о художниках, да и стены квартиры Сомовых, как вспоминал Альберт Бенуа, «были густо завешены картинами».

Константин Сомов Портрет матери художника. 1895 г.

Я написал «сыновьям», потому что Константин был вторым ребенком в семье, у него был старший брат Александр. Как сложилась его судьба, мне неизвестно. Упоминается лишь, что он был уже в юности полнеющим человеком и служил в Министерстве финансов. В творческом наследии художника есть портрет племянника Владимира Александровича Сомова, сына Александра, написанный Константином уже в эмиграции, в 1925 году.

Константин Сомов Портрет В.А. Сомова. 1925 г.

Во время написания картины художник был либо у родственников в Америке, либо – во Франции (о чем будет рассказ позже), поэтому непонятно, позировал ли племянник дяде, и где это происходило? Эмигрировал ли брат Константина с семьей (поскольку после отъезда из страны есть только свидетельства переписки Сомова с сестрой) или художник просто завершил начатую до эмиграции картину?
Искусствоведы! Где вы? Видите, как много к вам вопросов!
А обратил внимание я на этот портрет еще и потому, что Володя Сомов типажно очень похож на многих будущих любовников художника. Не знаю, почему мне бросилась в глаза эта похожесть, и что за ней кроется… Хотя, признаюсь, мысли о похожести возникают, глядя и на портрет второго племянника - сына сестры Анны.

Константин Сомов Портрет Е.С.Михайлова. 1916 г.

Понятно, что оба парня молоды и симпатичны. Но, как говорится, может, в этом сходстве «зарыта собака» гомосексуальных наклонностей Константина. Вообще-то, историки пишут, что «в детстве Костя предпочитал играть в куклы, мастерить для них костюмы, дружить ему было проще всего с девочками».

Костя Сомов. 1883 г.

Хотя, опять же, на картине «В детской», написанной 29-летним Сомовым, он изобразил лошадку, пушку, барабан – самые популярные атрибуты мальчиковых игр. Свою ли детскую написал художник, или это случайный интерьер – неизвестно.

Константин Сомов В детской. 1898 г.

Сестра

Повторюсь, у Сомова была еще младшая сестра Анна (28 января 1873 - 18 октября 1945), ставшая певицей и художником-дизайнером. Анна училась живописи дома под руководством брата.

Константин Сомов с сестрой Анной. 1890-е гг.

Вышла замуж она за действительного статского советника департамента окладных сборов Министерства финансов Сергея Дмитриевича Михайлова.

Константин Сомов Портрет С.Д. Михайлова. 1900-10 гг.

Сначала Анна при помощи Кости, а потом и самостоятельно вышивала и расшивала сумки, делала украшения для платьев и декоративные панно, которые в 1911–1924 годах участвовали в отечественных и мировых художественных выставках, принося автору первые премии. Во Франции сумки Сомовой прозвали ридикюлями, некоторые исследователи моды считают, что именно ее сумки явились родоначальниками современных женских сумочек вообще.

Константин Сомов Портрет сестры А.А. Сомовой за работой. 1892 г.

Кстати, благодаря сохранившейся переписке брата с Анной из эмиграции, историки знают многое о жизни художника во Франции, потому что Константин писал сестре практически каждые три дня. Удивительно то, что при такой любви к сестре, мне удалось найти только несколько ее портретов, и то графических и написанных с разницей почти в четверть века. Хотя известно, что сестру вместе с матерью за мольбертами Костя изобразил еще на одном из первых своих рисунков.

Константин Сомов Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1897 г.
Константин Сомов Портрет А.А.Сомовой-Михайловой. 1920 г.

Школа Мая

Образование Константин получил, поступив в самую популярную на то время, частную гимназию Карла Ивановича Мая (1820-1895), выпускника историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Открыта эта немецкая мужская школа была 22 сентября 1856 года и в 1861 году получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии».

Карл Май и здание его гимназии.

Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить - потом учить». Не зря, выпускники школы об атмосфере, царившей в этом учебном заведении, говорили - «майский дух». В школе учились многие будущие представители художественной интеллигенции: Николай Рерих, Александр Бенуа, писатель Лев Успенский, публицист и литературный критик Дмитрий Философов и др.
Именно с Димой Философовым у Константина случился первый юношеский роман. Как пишет в своей книге Кон, «c Димой Костя сразу нашел общий язык, и они сдружились. По свидетельству Бенуа, учившегося в той же гимназии, особая близость Димы и Кости, которые держались вместе и особняком, почти никому не нравилась. И, быть может, они не стали объектами насмешек и изгоями только потому, что оба раньше срока покинули заведение Мая».
Известно, что из-за болезни Дмитрия отправили на лечение в Италию, а Сомова отец забрал из гимназии, поскольку юноше давались тяжело естественные предметы, и он мог не окончить гимназию с успешными отметками.

Философов

Дмитрий Владимирович Философов (26 марта (7 апреля) 1872, Санкт-Петербург - 4 августа 1940, Отвоцк, Польша) происходил из старинного дворянского рода, его отец был ближайшим помощником военного министра Д. А. Милютина и членом Государственного совета. Мать Анна Павловна (урождённая Дягилева) была литератором и одной из учредительниц высших женских учебных заведений и благотворительных обществ.

Лев Бакст Портрет Д. Философова.

Говоря о дальнейшей судьбе Философова, стоит сказать о том, что после лечения он в 1890 году окончил гимназию К. Мая, поступил на юридический факультет Петербургского университета, который окончил в 1895 году. Затем стажировался в Германии, а с 1898 года стал работать в петербургской императорской Публичной библиотеке и начал заниматься журналистской деятельностью. В этот период Дмитрий общался с Сомовым, но об этом позже.
Философов стал одним из основателей объединения «Мир искусства», работал редактором литературного отдела одноименного журнала (1898-1904), потом сблизился с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. В декабре 1919 года вместе с Мережковским и Гиппиус Философов покинул большевистскую Россию и поселился в Варшаве, где сблизился с эсером Борисом Савинковым. После 1936 года вследствие ряда неудач (неуспеха всех изданий, им возглавляемых, смертью соратников и единомышленников Савинкова и Арцыбашева), а также преклонного возраста и болезней Философов отошёл от литературной, общественной и политической жизни.

Дмитрий Философов 1930-е г.

Умер он через год после начала второй мировой войны и был похоронен на православном кладбище в Варшаве.

Академия

Итак, где Сомов завершил образование, тоже неизвестно, как и то, что нигде не встречал информации – у кого юноша учился азам рисования. Может, частные учителя или друзья отца? Но кто конкретно? В одной из биографий художника промелькнула фраза: «С детства мальчик мечтал стать живописцем».
Тем не менее, в сентябре 1888 года 20-летний Константин поступил в Имперскую Академию художеств. С 1888 по 1892 год он окончил основной курс Академии, а с октября 1894 года продолжил занятия в мастерской Ильи Репина. В этом же 1894 году Сомов впервые принял участие в выставке Общества русских акварелистов.

Константин Сомов Юношеский автопортрет. рубеж 19-20 вв.

Репин называл Сомова «способный юноша». Уже в студенческие годы художник стал рисовать арлекинов и дам XVIII века, которые чуть позже принесут ему известность. Один из сокурсников Сомова вспоминал: «Ярко помню чувство изумления от неожиданности и потом восхищение, когда он принес свой эскиз на заданную Репиным тему «Около пруда»». Позже Бенуа назвал Сомова «создателем идиллического стиля минувшей жизни».
Но в феврале 1897 года художник, не доучившись, покидает Академию и уезжает в Париж. В 1897-1898 годах он занимался в Академии Коларосси. В Париже Сомов сблизился с Александром Бенуа, общался с Е. Лансере и А. Остроумовой, учившимися в то время во Франции. Тогда, видимо, и возникла идея создать объединение «Мир искусства», основателем которой и стали бывшие выпускники Школы Мая - Бенуа, Философов, Нувель, Сомов и примкнувший к ним Дягилев.

Дягилев

Сергей Павлович Дягилев (19 (31) марта 1872 - 19 августа 1929, Венеция) родился в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда Павла Павловича Дягилева. Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея, в детстве мальчик жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец.

Сергей Дягилев. Фото конца XIX века и картина, написанная Наталией Третьяковой на основе этого фото.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Дягилева, который современники называли «Пермскими Афинами», и где сейчас располагается гимназия его имени (Привет Анне! Может расскажете что-нибудь интересное об этом доме?). Знаю, что особняк был построен по проекту архитектора Р. О. Карвовского в стиле позднего классицизма.
После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев приехал в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно занимаясь музыкой у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В 1896 году Дягилев окончил университет, но не стал заниматься юриспруденцией, а спустя два года после получения диплома создал совместно с Бенуа «Мир искусства».
О дальнейшей жизни Дягилева – антрепренёра и коллекционера, организатора «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева», можно прочесть везде. К тому же, Дягилев нам интересен сегодня даже не в связи с «Миром искусства», а с Сомовым.

Константин Сомов Портрет С.П.Дягилева. 1893-95 гг.

"Мир искусства"

Конечно, история этого художественного объединения требует отдельного рассказа. Поэтому пробегусь по ней «пунктирно».
Итак, «Мир искусства», как объединение и журнал были основаны в Санкт-Петербурге в 1898 году.
Позже в объединение влились и художники московской школы, входившие в состав Абрамцевского кружка - К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров.

Организаторы объединения "Мир искусства" - К. Сомов, В. Нувель, С. Дягилев и Д. Философов. фото конца XIX века

Уже в начале 1898 года Дягилев и Философов организовали и провели выставку русских и финских художников в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. Первый номер журнала вышел в ноябре 1898 года, в нем была опубликована первая статья о Сомове, написанная Бенуа.

Константин Сомов Автопортрет. 1898 г.

Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом, члены объединения утверждали, что искусство - прежде всего выражение личности художника. В одном из номеров журнала Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Период наибольшей активности в жизни объединения пришёлся на 1900-1904 годы, в 1901 и в ноябре 1903 года выставки группы «мирискусстников» прошли в Петербургской императорской Академии художеств и в Строгановском институте в Москве. После 1904 года объединение утратило идейное единство, после революции многие его участники эмигрировали, и в 1924 году объединение фактически прекратило существование. А мы вернемся назад, к Сомову.

Рубеж веков

Осенью 1899 года Сомов вернулся из Парижа в Петербург. Занимаясь деятельностью «Мира искусства», Константин стал часто общаться со своей школьной любовью – Дмитрием Философовым. И, возможно, могла бы вспыхнуть «угасшая любовь», но сердце Дмитрия уже было занято его двоюродным братом из Перми Сергеем Дягилевым. Кон в своей книге пишет: «Несмотря на то, что с Дягилевым Сомов будет много сотрудничать, некоторая неприязнь сохранится на всю жизнь».

Лев Бакст Портрет Сергея Дягилева с няней. 1906 г.

А пока Сомов окунается в мир «разгульного декаданса» столицы. Об этом времени, вернее, о причинах «свободы любви», точно сказал поэт-символист Вячеслав Иванов: «Вся человеческая и мировая деятельность сводится к Эросу, ... нет больше ни этики, ни эстетики - обе сводятся к эротике, и всякое дерзновение, рожденное Эросом, - свято. Постыден лишь Гедонизм». Как отмечают историки, эпоха декаданса требовала раскрепощения во всем. Но если многие символисты (Гиппиус, Иванов, Мережковский) считали секс средством духовного освобождения, то для Сомова «он был просто развлечением, источником телесного удовольствия, не связанным ни с какими высшими ценностями».
Сомов часто бывает у друзей на дачах под Петербургом, любит посещать Таврический сад, где можно без труда выбрать себе на ночь симпатичного молодого гимназиста. Тесные дружеские (а может, и более близкие) отношения связывают Константина в это время с еще одним его одноклассником Вальтером Нувелем.

Нувель

Вальтер Федорович Нувель (1871-1949) – музыкальный и театральный деятель, один из основателей и вдохновителей объединения «Мир искусства», служил чиновником особых поручений в канцелярии министерства Императорского Двора.

Вальтер Нувель.

Вальтер родился в многодетной семье (у него было три брата и сестра) коммерсанта французского происхождения, занимавшегося финансами. В 1882-1890 годах мальчик учился в гимназии Карла Мая в одном классе с Сомовым. Биографы Нувеля пишут, что еще в седьмом классе Вальтер с одноклассниками Бенуа, Сомовым, Философовым и Калиным создали кружок «Общество самообразования», который стал предтечей «Мира искусства». Окончив Санкт-Петербургский университет, Нувель поступил на службу в канцелярию министерства, а свободное время посвящал пропаганде искусства и художественной критике. Вальтер был организатором музыкальных вечеров и многих предприятий объединения, членом редакции журнала «Мир искусства».
Историки пишут, что Нувель практически весь свой досуг проводил с Сомовым (возможно, ничего сверхблизкого в их отношениях и не было!), но после того, как Вальтер сблизился с Дягилевым (Ах, этот Серж-разлучник!) на почве общего увлечения музыкой - «они частенько играли «в четыре руки»» (звучит как-то двусмысленно!).

Лев Бакст Портрет Вальтера Федоровича Нувеля. 1895 г.

Вообщем, чтобы расставание с Сомовым было почти безболезненным, на одном из серии концертов «Вечера современной музыки», организованных журналом «Мир искусства», осенью 1905 года Вальтер познакомил Константина с поэтом Михаилом Кузминым. Последнее примечание, которое хочется написать – Прямо страсти мадридского двора!

Лев Бакст Портрет Константина Сомова. 1906 г.

Завершая рассказ о Нувеле, добавлю, что после Октябрьской революции Вальтер уехал в эмиграцию и стал помощником Дягилева в организации «Русских сезонов» в Париже.

Константин Сомов Портрет В.Ф.Нувеля. 1914 г.

Кузмин

Роман с Кузминым был непродолжительным, но страстным. Как написал в своем дневнике свидетель зарождения их отношений, поэт Вячеслав Иванов, над портретом которого в то время работал Сомов, «художник был Кузминым развращен и лишен девственности».

Михаил Кузмин

Михаил Алексеевич Кузмин (6 (18) октября 1872, Ярославль - 1 марта 1936, Ленинград) в своей биографии писал, что родился в семье ярославского дворянина, а одним из его предков по линии матери был известный во времена Екатерины II французский актёр Жан Офрень. Биографы Кузмина пишут, что личность поэта – «необычный сплав доверчивости и прямоты с подчеркнутым артистизмом и склонностью к эпатажу».
В 1884 году семья Михаила переехала в Петербург, где он окончил гимназию, несколько лет учился в консерватории у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, затем стал писать стихи и начал артистическую деятельность, как автор и исполнитель музыкальных произведений на свои тексты.
К моменту знакомства Кузмина с Сомовым, оба уже знали друг о друге. Сомов прочел гомосексуальную повесть Кузмина «Крылья», а тот, в свою очередь, мечтал познакомиться с Константином в надежде, что художник напишет его портрет.
Кстати, Иванов, который, шутя, написал о совращении Сомова, стал, практически сводником, поскольку поэт и художник зимой 1905-1906 годов часто встречались именно на вечерах в доме у Ивановых.
Впрочем, влюбленности поэта Сомов сначала и не замечал (у Кузмина в то время был свой «сердечный друг» - Павел Маслов), до тех пор, пока не прочел об этом в дневнике поэта, который вел его в течение всей жизни, считал «открытой книгой» и даже читал иногда в узком кругу друзей. О Сомове Кузмин написал, как о «бодрящем, с любовью к жизни, к телу и плоти, и без никакого нытья» мужчине.

Уже к весне 1906 года их отношения стали более близкими. Причем, Константин еще с не бросившим его Нувелем по несколько раз в неделю бывают на квартире поэта, они обменивается книгами, обсуждают последние новости, Кузмин знакомит Сомова со своим любовником Масловым. И такие «квартетные встречи» продолжаются почти в течение года.
Как пишет в своем исследовании Кон, «их интимное сближение произошло ближе к осени, причем, в любовных играх принимал участие и Павел Маслов» (вслед за героями фильма «Покровские ворота» хочется воскликнуть – «Высокие отношения!»).
Нужно отметить, что Сомов при такой активной личной жизни не переставал активно заниматься творчеством. Кроме того, в 1903 году прошла его персональная выставка в Петербурге, картины художника экспонировались на выставках «Сецессиона» в Берлине и на «Осеннем Салоне» в Париже (1906).

Елизавета Званцева Портрет К.А.Сомова.

Тему арлекинских пасторалей, сменяет эротическая тема. В 1907 году в Германии выходит антология эротических сочинений авторов XVIII века «Книга Маркизы. Сборник поэзии и прозы», иллюстрированная эротическими рисунками Сомова. В тексте использовались стихотворения, песни, эпиграммы, новеллы и дневниковые записи Андре Шенье, Казановы, Парни, Вольтера, Кребийона – младшего и отрывки «Опасных связей» Шодерло де Лакло.

Константин Сомов Обложка первого издания "Книги маркизы" (Das Lesebuch der Marquise). 1907 г.
Константин Сомов Маркиза и Пьеро. Иллюстрация к "Книге маркизы".

Историки считают, что Сомов ввел в русскую графику эротику как иронический жанр, которая выглядела, как выражались критики, « усталой порочностью не всерьез». Позже книга будет дважды издаваться в 1918 году, причем каждый раз количество иллюстраций будет увеличиваться – от 8 к 31, часто становясь более непристойными.

Константин Сомов Иллюстрации к "Книге маркизы" (Le livre de la Marquise). 1918 г.

При увеличении известности художника, его роман с Кузминым к концу 1900-х «сошел на нет». Причину исследователи называют в том, что «они были слишком разные».

Константин Сомов Автопортрет. 1909 г.

Преуспевающий и известный в Европе художник, имеющий собственный дом в Петербурге, и вечно стесненный в деньгах и скитавшийся по съемным квартирам поэт, друживший с питерскими сутенерами и увлекающийся банщиками и продавцами галантерейных магазинов.
Сомов, конечно, исполнил мечту поэта – в 1909 году написал его портрет.

Константин Сомов Портрет М.А.Кузмина. 1909 г.

Кроме того, в течение почти пяти лет романа художник был «личным иллюстратором» поэта - подбирал иллюстрации и рисовал виньетки к текстам поэта. Как пишет Кон, «они остались друзьями, хотя в записках Сомова обнаружится несколько нелестных отзывов о стареющем Кузмине».
После революции Кузмин остался в России, занимался в основном переводами, писал театральные рецензии. По приглашению Максима Горького он участвовал в составлении планов французской секции издательства «Всемирная литература», переводил прозу Анатоля Франса и редактировал собрание его сочинений. Умер Кузмин в 1936 году в ленинградской больнице и был похоронен на Литературных мостках Волковского кладбища.

Ах, эти мальчики в трико...

В 1909 году умирает в результате несчастного случая отец художника, на него случайно наехал экипаж на Дворцовой площади у Эрмитажа и через несколько дней Андрея Ивановича не стало.
Несмотря на семейную трагедию, Сомов продолжал плодотворно работать. К концу 1900-х годов художник продолжает разрабатывать два основных направления своего творчества: портреты и стилизованные под XVIII век галантные картины и пейзажи. Критики называют второе направление «реконструированным миром рококо». В портретах, как отмечали критики, художник тоже был очень силен.
В январе 1910 года Сомов получает заказ на портрет жены богатого московского коллекционера Гиршмана – Генриетты Леопольдовны. Кстати, Сомов писал Геню (как он ее называл, подружившись) дважды, еще раз – в 1915 году.

Константин Сомов Портрет Г.Л. Гиршман. 1910 г.
Константин Сомов Портрет Г.Л. Гиршман. 1915 г.

Владимир Осипович Гиршман (1867-1937) – русский купец и меценат, собиратель живописи и антиквариата, благотворитель Московского художественного театра, еще 1890-е годы увлёкшийся коллекционированием. Основу его собрания составляла современная ему русская живопись, которую он приобретал на выставках в Москве и Петербурге или покупал у самих художников. Портрет самого коллекционера нам оставил Валентин Серов, который также писал и Генриетту.

Валентин Серов Портрет Владимира Осиповича Гиршмана. 1911 г.

Вообщем, Сомов стал ездить на серии сеансов в Москву, где останавливался у Гиршманов, в свободное время ходил по музеям и театрам, где и познакомился с 31-летним танцовщиком-любителем Николаем Позняковым . Мужчина выглядел очень молодо и был красив – пухлые губы, густые брови, челка, спадающая на лоб. В своем дневнике в том же январе 1910 года художник записал: «Был вчера вечером у Познякова, московского танцора. Сентиментальный, восторженный, неумный, но милый...».

Константин Сомов Портрет танцовщика Н.С.Познякова. 1910 г.

Роман этот был скоротечным – только в течение года, любовники встречались в Петербурге, куда Позняков приезжал с выступлениями. Сомов написал около пяти портретов Николая. Племянник художника Евгений, сын сестры Анны, вспоминал, что танцовщик «позировал в тигровой или леопардовой шкуре во весь рост в балетной позе – и это было очень живописное зрелище».
Кстати, портрет Познякова, еще раньше, чем Сомов, написал еще и Серов (а других портретов работы Сомова не нашел!).

Валентин Серов Портрет Н.С.Позднякова. 1908 г.

Добавлю лишь, что позже Николай Степанович Позняков (1878-1941) стал хореографом, затем был пианистом и умер в начале войны в звании профессора Московской консерватории по классу фортепиано.
Но, хоть и говорят, что «любовь крепче на расстоянии», жизнь в разных городах и редкие встречи, конечно же, не могли не повлиять на взаимоотношения художника с Николаем. К тому же, главной причиной стало то, что в жизни Сомова появился Миф, и в личной жизни художника возник тот пасторальный мир отношений, который он изображал в своих ранних работах.

Мефодий

Сорокалетний художник познакомился с восемнадцатилетней моделью Мефодием Лукьяновым (1892-1932) в сентябре 1910 года, но поскольку Николай наезжал из Москвы редко, а натурщики для работы были нужны всегда, то Сомов, конечно, воспользовался услугами Лукьянова. Для плодотворной работы юноша даже поселился в квартире художника, познакомился с его родственниками и вскоре из натурщика, помощника и друга быстро превратился в «сына, брата и мужа», как называл его сам художник. Их связь историки называют «образцово-показательным браком», который продлился 22 года (!), «без размолвок и почти без измен».
К сожалению, о жизни самого Лукьянова до встречи с Сомовым и его жизни до эмиграции практически ничего неизвестно. Остался лишь портрет Мифа (как называли Мефодия родственники художника и близкие друзья), написанный Сомовым в 1918 году, купленный музеем Александра III и находящийся ныне в Русском музее Санкт-Петербурга (понятно, что это разные названия одного музея!). Художник изобразил Лукьянова, сидящим на диване в пижаме и халате. Искусствоведы отмечают, что в разгар революции, ниспровергающей старый мир, во время уличных перестрелок и ночных грабежей художник пишет очень «домашний, уютный портрет», в котором на первом плане спокойное выражение лица юноши, домашний халат и удобная поза сидящего.

Константин Сомов Портрет М. Лукьянова. 1918 г.

Это спокойствие, наверное, олицетворяет и уверенность самого художника. Став в январе 1914 года действительным членом Академии художеств, Сомов в том же 1918 году становится профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.

Борис Кустодиев Портрет К.А.Сомова. 1914 г.

Кроме того, он преподает в школе Е. Н. Званцевой. А еще в 1918 году в санкт-петербургском издательстве Голике и Вильборга выходит второе издание «Книги Маркизы», начинается подготовка персональной выставки, которая состоялась в 1919 году в Третьяковской галерее.
Но через четыре года Сомов покинет Россию, как окажется навсегда, вслед за любимым Мифом, с которым будет до конца его дней. Но об этом в следующей главе.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

Оригинал записи и комментарии на

Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — я его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю.

Зинаида Гиппиус, «Так есть»

ЗИНАИДА ГИППИУС
ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ
ДМИТРИЙ ФИЛОСОФОВ

Об этом треугольнике написано много.
Писали свои воспоминания и участники треугольника, и окружающие, и литературоведы.
Вот вкратце основные моменты.

Зинаида Гиппиус 1910

18-летняя Зинаида Гиппиус и 22-летний Дмитрий Мережковский познакомились в Боржоми летом 1888 года.
Сердце девушки сразу покорили серьезность, ум и молчаливость поэта.
Мережковский же увидел в Гиппиус единомышленника, эрудированного и понимающего собеседника.

Дмитрий Мережковский 1910

Отношения Мережковских не были полны влечения или сердечной привязанности, а скорее
основывались на полном совпадении взглядов и стремлений.

Владимир Злобин

Владимир Злобин, секретарь Гиппиус, уточнял, что их брак был в первую очередь творческим
тандемом и духовным союзом и никогда не был по-настоящему супружеским.

Гиппиус и Мережковский.

Поэт-символист Вячеслав Иванов вспоминал, что:
"З.Н. гораздо талантливее Мережковского...
Многие идеи, характерные для Мережковского, зародились в уме З. Н.,
Д. С. принадлежит только их развитие и разъяснение."

Мережковский проповедовал особую форму отношений, а именно — «тройственное устройство мира».
Он грезил об установлении Царства Третьего Завета, в котором не было бы конфликта между плотью и духом.
Гиппиус разделяла взгляды мужа, так как супруг не интересовался ей как женщиной
— и у них обоих часто возникали романы на стороне.

Дм. Философов. Портрет Л. Бакста

На бытовом уровне Гиппиус и Мережковский мечтали создать союз из нескольких людей, объединенных
не только интимной, но и глубокой духовной и интеллектуальной связью, и выбрали для «тройственного союза»
красивого, изящного и утонченного публициста и литературного критика Дмитрия Философова.


Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов и Дмитрий Мережковский

В Великий Четверг 29 марта 1901 года ночью часа три в "доме Мурузи" Философов, Гиппиус, Мережковский
совершили обряд, сопровождаемый молитвами перед образами, за столом, украшенном цветами и фруктами.
Они пили вино из одной церковной чаши, вкушали хлеб, пропитанный вином, как кровью Господней,
трижды менялись нательными крестами, целовали друг друга крестообразно, читали Евангелие.
И так три раза.


Дмитрий Философов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский

Этот союз существовал почти 15 лет: Философов был соратником, союзником и товарищем Мережковских,
но никогда — любовником. Они жили под одной крышей, вместе принимали гостей и путешествовали
только втроем. Исследователи полагают, что Гиппиус искренне любила его как мужчину, хоть он и отверг ее.
За свою поэтическую карьеру она лишь однажды написала стихотворение от женского лица и
посвятила его именно Философову.

ПРЕДЕЛ

Д. В. Философову

Сердце исполнено счастьем желанья,
Счастьем возможности и ожиданья, —
Но и трепещет оно и боится,
Что ожидание — может свершиться...
Полностью жизни принять мы не смеем,
Тяжести счастья поднять не умеем,
Звуков хотим, — но созвучий боимся,
Праздным желаньем пределов томимся,
Вечно их любим, вечно страдая, —
И умираем, не достигая...

1901, Зинаида Гиппиус

З. Гиппиус на портрете Л. Бакста. 1906 год

Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею,
Я только радуюсь, страдаю и молчу
Как будто стыдно мне - я говорить не смею.
И в близости ко мне живой души твоей
Так все таинственно, так все необычайно,-
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.
В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И все священное объемлет тишина
Пока шумят вверху сверкающие волны,
Безмолвствует морская глубина.

Мережковский Дмитрий

Ре-Ми. Шарж на З. Гиппиус, Д. Мережковского и Д. Философова. Петербург. 1908—1913

Мережковский (в письме В. В. Розанову 14 октября 1899 года) признавался:
«Зинаида Николаевна… не другой человек, а я в другом теле».

«Мы — одно существо» , — постоянно объясняла знакомым и Гиппиус.

В. А. Злобин обрисовывал ситуацию следующей метафорой:
«Если представить себе Мережковского как некое высокое древо с уходящими за облака ветвями,
то корни этого древа — она. И чем глубже в землю врастают корни, тем выше в небо простираются ветви.
И вот некоторые из них уже как бы касаются рая.
Но что она в аду — не подозревает никто»


Дмитрий Мережковский

О,Боже мой,благодарю
Зато,что дал моим очам
Ты видеть мир,
Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...

Дмитрий Мережковский

Разрыв Мережковских с Философовым произошел в 1920 году.
В декабре 1919 года с Мережковским, Гиппиус и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций
в красноармейских частях он выбрался из Петрограда. Беглецы пересекли польско-большевистский фронт в районе
Жлобина и в середине января 1920 года добрались до Минска. Проведя ряд лекций и литературных вечеров,
в конце февраля они прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Мережковский и
Гиппиус, разочарованные в Польше, заключившей с большевиками мирный договор, уехали в Париж.
Философов, сблизившийся с Б. В. Савинковым, остался в Польше для продолжения борьбы с большевизмом.

Дмитрий Философов на склоне лет. 1930-е

Русская эмиграция жила надеждами на борьбу с большевиками. Террорист Борис Савинков (1879-1925),
формировавший русский отряд на польские деньги, предложил Философову быть его помощником.
Тот, не смотря на сопротивление Гиппиус и Мережковского, согласился.
Зинаида Николаевна, подозревавшая в причинах столь быстрого согласия Дмитрия Владимировича
какой-то интимный момент, возненавидела Савинкова...

Что бы ни говорили об именах второстепенных, чья судьба - лишь сопутствовать славе других,
последние двадцать лет своей жизни Дмитрий Владимирович Философов провел как вполне
самостоятельная общественно-политическая фигура.
Он стал одним из лидеров русской эмиграции в Польше.
Он умер в августе 1940 года. Гиппиус, не простившая ему измены, но все еще любившая его,
записала в дневнике:
"...где ты скитаешься, мой весный, мой верный тому, чему нельзя не быть верным".

Впоследствии в шуточной стихотворной автобиографии Гиппиус признавалась:

«Решала я — вопрос огромен
Я шла логическим путём,
Решала: нумен и феномен
В соотношении каком?»

. Владимир Злобин (секретарь, проведший подле поэтессы большую часть своей жизни) впоследствии отмечал:
"Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить."

"Всякая любовь побеждается, поглощается смертью",
— записывала она в 53 года…

И если она четырёхлетним ребёнком так горько плачет по поводу своей первой любовной неудачи,
то оттого, что с предельной остротой почувствовала, что любви не будет, как почувствовала
после смерти отца, что умрет.

Тройною бездонностью мир богат.
Тройная бездонность дана поэтам.
И разве поэты не говорят
Только об этом?
Только об этом?

Тройная правда — и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
О человеке.
Любви.
И Смерти

Зинаида Гиппиус


Могила Мережковского и Гиппиус, Сен-Женевьев де Буа

20 ноября (8 по старому стилю) 1869 года в городе Белове Тульской губернии в семье юриста, обрусевшего немца и внучки екатеринбургского полицмейстера родилась дочка Зинаида.

В юности внешне она очень впечатляла: высокая, статная, с пышными золотистыми волосами, нежно-белым лбом и изумрудными глазами. Фигурой напоминала юношу, переодетого дамой (не зря же для своей критической деятельности она избрала «мужской псевдоним» - Антон Крайний, да и многие стихи писала от лица мужчины). Ее считали то лесбиянкой, то гетеросексуалкой. Иногда намекали на то, что природа сделала ее гермафродитом. Ее мужу, Мережковскому, подбрасывали записки: «Отомстила тебе Афродита, послав жену – гермафродита».

Она держалась как признанная красавица (было у Гиппиус ожерелье, составленное из обручальных колец ее поклонников!), а в одном из стихотворений даже заявила: «Люблю я себя, как Бога». Кроме того, она густо румянилась и белилась, как актриса на сцене (а тогда это не было принято), что придавало ее лицу вид маски, искусственности. И движения у нее были странными: ноги и руки как бы вычерчивали геометрические фигуры, не связанные с тем, что она при этом говорила. Одевалась она ярко, даже крикливо, вызывающе, но при этом вся насквозь была поэтична. Брюсов называл ее "Зинаидой Прекрасной".

Ее любимыми развлечениями было дерзить людям, смущать их, ставить в неловкое положение и наблюдать за их реакцией. Гиппиус могла пригласить малознакомого человека в свою спальню, предстать перед ним неодетой, а иногда даже и принимая ванну.

На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 года Гиппиус предстает пропагандисткой сексуального раскрепощения, гордо несущей «крест чувственности», как сказано в ее дневнике 1893 года.

В 1889 Гиппиус выходит замуж за писателя и философа Дмитрия Сергеевича Мережковского. Ей было 19 лет, ему – 23. Оба считали, что их встреча носит мистический характер и предопределена свыше. Свадьба была более чем скромной. Не было ни застолья, ни гостей, ни цветов. После венчания Мережковский ушел в гостиницу, а Зинаида осталась у родителей. Утром мать разбудила ее криком: «Вставай! Ты еще спишь, а уж муж пришел!». Только тогда Гиппиус осознала, что вчера вышла замуж…

Личную жизнь Мережковских, не разлучавшихся до гробовой доски, сопровождало множество слухов и небылиц. Иногда их брак называли союзом гомосексуала и лесбиянки. Существуют различные мнения по поводу того, кто же все-таки лидировал в их союзе. Иногда говорят, что именно Зинаиде принадлежали те идеи, которые развивал потом в своих произведениях Мережковский.

В их семье скорее она была мужем, а он – женой. Иногда она подписывала свои статьи его именем, и существует даже пара стихотворений, вошедших в сборники Мережковского, но написанных Гиппиус. Другие отмечают, что поэтесса всю жизнь старалась держаться в тени великого мужа, однако многие считали ее единственной умнейшей женщиной России и ценили ее стихи выше творчества Цветаевой и Ахматовой.

В 1904 году выходит "Собрание стихов" Гиппиус, которое становится крупным событием в жизни русской поэзии. Анненский, к примеру, писал, что в творчестве Гиппиус – «вся пятнадцатилетняя история нашего лирического модернизма», отмечая как основную тему ее стихов «мучительное качание маятника в сердце». Брюсов говорил о «непобедимой правдивости», с какой Гиппиус фиксирует различные эмоциональные состояния и жизнь своей «плененной души».

Зинаида Николаевна Гиппиус и ее муж внешне очень не подходили друг другу. Она - красавица, а он - маленького роста, с узкой впалой грудью, черными, глубоко посаженными глазами, с полуседой, вольно распущенной бородой. Человек с энциклопедическими знаниями, он сыпал цитатами из Библии и держался с неоспоримым превосходством. Недоброжелатели говорили, что Мережковский работал "под юродивого", а Гиппиус - "под ведьму". И она действительно обладала какими-то особыми свойствами, делавшими ее непохожей на других. Но современники отмечают, что она была язвительна, колюча, даже зла. А Белый называл ее "осой в человеческий рост".

С мужем они прожили, по ее словам, «52 года, не разлучаясь ни на один день», поэтому их писем друг к другу не существует. Правда, их брак был необычным, некоторые биографы предполагают, что они не были связаны интимными отношениями, отрицали телесную сторону любви (к слову, у каждого в знаменитом «доме Мурузи» была собственная спальня).

Союз их был скорее духовным браком. На основе православной идеи о Троице Гиппиус и Мережковский создали концепцию триединой семьи и воплотили ее в жизнь в совместном существовании с публицистом Дмитрием Философовым. Их 20-летнюю «дружбу втроем» называли «мистическим союзом троих». Однако, несмотря на кривотолки, один из современников писал: "Представить их в бытовом плане было невозможно. В них не было плотского, они прошли в жизни романтично, как полутени".

После смерти Мережковского в 1941 году Гиппиус словно окаменела, с трудом боролась с желанием покончить с собой. Говорили, что она считала Мережковского живым и даже вела с ним разговоры. Поэтесса посвятила свои последние годы работе над биографией мужа, но после того как у нее отнялась правая рука, книга осталась незаконченной.

Самым последним другом в ее жизни была дикая и злая кошка. Умирая, Гиппиус лежала с ней в обнимку, смотрела только на нее и никого не хотела видеть.

Зинаида умерла 9 сентября 1945 года, в возрасте 76 лет. Ненавидевшие Гиппиус не верили в ее смерть и приходили лично убедиться в том, что ее больше нет, постучать по гробу поэтессы палками. Но для многих ее смерть была олицетворением конца целой эпохи…

Гиппиус и Мережковский похоронены в Париже в одной могиле.