Часы нашей жизни. Собор апостолов петра и павла петропавловской крепости (фотоэкскурсия) Что играли куранты петропавловского собора после революции

12 июля - день святых апостолов Петра и Павла. Предлагаем Вам совершить фотоэкскурсию по Собору Святых Петра и Павла Петропавловской крепости вместе c председателем Общества церковных звонарей Игорем Васильевичем Коноваловым и узнать, как устроены звоны самой высокой в России колокольни и кто исполнял на церковных колоколах гимн Советского союза.

Удивительно: Петр Великий, основывая новую столицу на берегах Невы, прежде всего возводит колокольню с очень высоким шпилем. Именно колокольня, а не какое-то иное сооружение, является своего рода знаменем, которое обозначает, что Россия твердо стоит на берегах Невы.

Многие считают, что с точки зрения архитектуры Петропавловский собор построен как западная церковь. Думаю, напрасно. Если мы внимательно посмотрим на него, то выясним, что из западной церковной архитектуры там есть только один элемент - кафедра, то есть возвышение у левого предалтарного столба. С кафедры произносится проповедь и читается Священное Писание для тех, кто находится в храме, чтобы проповедника или чтеца было хорошо видно и слышно.


Еще одна обращающая на себя внимание деталь - деревянный резной иконостас с богатейшим набором икон. Говорят, он выполнен несколько театрально, в виде театральной декорации. Возможно, это и так. Иконостас не загораживает всего алтаря, но алтарная завеса восполняет роль отсутствующих деревянных деталей.

Колокольня собора, как это канонически принято в православных храмах, расположена над западным входом.


Свой окончательный вид, то есть такой, какой был до революции 1917 года, она обрела буквально несколько лет назад, когда в нижнем ярусе звона был установлен карильон - музыкальный инструмент, в котором вместо струн используются колокола. На нем возможно исполнение всевозможных светских музыкальных произведений, потому что колокола настроены четко по хроматической гамме.

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

Часовой механизм

Шпиль собора несколько раз горел, колокола портились и разбивались, но волей императоров и императриц восстанавливались. На этих колоколах исполнялись мелодии часов Петропавловского собора. Колокола отбивали четверти: в 15 минут - один раз, в половину часа - два, в три четверти часа - три раза. Когда проходил час, они играли 4 четверти и раздавались удары часового колокола по числу часов. До 1917 года они исполняли в начале каждого часа "Коль славен наш Господь с Сионе", а в 12 часов дня - государственный гимн "Боже Царя Храни". Часы были изготовлены в Голландии мастером Ортом Крассом.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.

Я слышал это исполнение гимна СССР, когда был в Ленинграде в 1976 году. Звучание было нестройное и напоминало мелодию гимна относительно. Но тот, кто знал, что это именно гимн, конечно, мог его узнать.

Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза

Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком


В том числе и из-за этого приспособления колоколов к исполнению гимна сегодня сложно сказать, сколько именно колоколов дореволюционного набора сохранилось в соборе.

Более любопытной колокольни, на ярусах которой располагались бы столь разнофункциональные колокола - часовые, церковные и карильон - в Русской Церкви нет.

Что касается карильона, уместность его присутствия на колокольне - вопрос открытый. Может быть, Петром I он задумывался там в тот период, когда собор еще не стал императорской усыпальницей.

Но потом, по его завещанию, Петр I был похоронен в недостроенном соборе (освятили его уже в 30-е годы XVIII века) и со временем собор стал усыпальницей российских императоров: там покоятся все российские императоры до Александра III.

Гробницы императора Николая I и императрицы Александры Федоровны

В сентябре 2006 года в собор был перенесен прах его супруги, императрицы Марии Федоровны, и два любящих сердца объединились в Петропавловском соборе.

Гробница императрицы Марии Фёдоровны

Удивительно, что могилы Петра III, Павла I, гробницы Александра I и АлександраIII постоянно украшают живые цветы. Их приносят сами жители Петербурга, так что это те государи, которых выделяет сам русский народ.

И, конечно же, много цветов у гробницы основателя города на Неве, императора Петра I.

В наше время иногда открывают ставни, карильонер садится за инструмент и исполняет мелодии. Например, в прошлом году известный карильонер Йо Хаазен исполнял «Половецкие пляски» Бородина, что привело наши чувства в некоторое смятение: инструмент, предназначенный для развлечения толпы, не очень, мягко говоря, сочетается с некрополем.


Восстановление звона на колокольне собора Петра и Павла Петропавловской крепости началось в советские времена. В 1988 году была основана Ассоциация колокольного искусства России. Специалисты этой АКИР проявляли инициативу в деле возрождения колокольных звонов на самых разных звонницах, которые в те времена принадлежали музеям или были в музейном ведении. Одно из достаточно громких деяний АКИР - концерт на колокольне Собора Василия Блаженного в 1990 или 1991 году.

Эти же специалисты, среди которых был ныне покойный Иван Васильевич Данилов, Валерий Лоханский, Сергей Старостенков, занимались восстановлением звона Петропавловского собора. Из тех колоколов, которые можно было озвучить, то есть тех, в которых были языки и которые были подвешены достаточно свободно, чтобы звонить, они сделали систему колокольного звона. Языки средних колоколов подвели на столбики, подвесили язычки к малым зазвонным колоколам.

Язык большого колокола висел свободно, в советские годы с ним не сделали ничего, а просто присоединили часовой молоток. Однако язык этот раскачивался быстро, ритм звона был достаточно быстрый.

Мне, как специалисту, звон, который был возрожден специалистами АКИР, очень не нравился, и во многом именно потому, что большой колокол звучал очень резко, громко из-за слишком быстрого ритма.

Вот уже три года мы, специалисты Общества церковных звонарей, проводим в Петропавловской крепости звоны во время Московского Пасхального фестиваля. В соборе Петра и Павла есть свои звонари, которые звонят во время богослужений, но так получилось, что мы сними ни разу не пересекались. Собственно, «хозяева» колокольни - не они, а Государственный музей истории Санкт-Петербурга, в ведении которого находится Петропавловский собор. У нас хороший контакт с директором музея, хранителем собора и хранителем колоколов.

Первое, что мы сделали, когда пришли на колокольню - подвели большой колокол на педаль, чтобы иметь возможность задать ему ритм, исходящий из звучания и дыхания самого колокола. Дело в том, что при звоне от педали ритм может варьироваться в любых пределах.

Что удивительно, прежний громкий, «лающий», немножко железный звон сменился очень красивым, «бархатным», не таким громким, но очень приятным звучанием, потому что ритм стал более медленным. И теперь на колокольне Петропавловского собора стало возможно воспроизводить классический звоны Русской Церкви.

Звоны на колокольные собора Петра и Павла мы всегда проводим в тесном сотрудничестве с нашими дорогими коллегами - звонарями из Петербурга - Екатериной Барановой, Андрей Ивановым, Маратом Капрановым.

Естественно, насчет колокольни Петропавловского собора у нас большие творческие планы. Не у всех колоколов, которые были приспособлены для исполнения гимна Советского Союза, висят языки, не все колокола подвешены должным образом, многие насмерть прикреплены к балкам, так что сегодня звонить в них нельзя. . На колокольне необходимо делать помост.

Русский звон собора Петра и Павла Петропавловской крепости нуждается в реконструкции, оформлении, нужно возвращать его к жизни, так, чтобы колокола звучали и красиво, и громко, и мелодично.

Фотографии Игоря Васильевича Коновалова

Конечно, гуляющие по Невскому горожане и гости города могут следить за временем по часам на Думе. Издалека видны циферблаты на башне Адмиралтейства. Но все же главными в Петербурге издавна считаются часы-куранты собора Петропавловской крепости. За точностью хода петербургского времени следит хранитель этих часов инженер-механик Андрей Кудрявцев (на снимке). С ним на колокольню собора в канун Нового года и Рождества поднялись корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Часы отрегулированы на века, со времени их капитального ремонта прошло 158 лет, - рассказывает Кудрявцев, уже почти два десятилетия выступающий в качестве хранителя курантов Петропавловского собора. - Однако требуют постоянного ухода: протирки деталей, замены смазки, контроля за точностью хода.

Прежде чем приступить к этой работе, механику надо прошагать 280 ступенек вверх на высоту 47 метров, где установлен массивный шестеренчатый механизм часов. В этот раз вместе с ним поднимаемся и мы. Сама экскурсия по лестницам колокольни тоже очень интересна. На уровне 16 метров располагается чердак собора. Звучит грубовато, но так оно и есть, далее над собором возносится уже шпиль колокольни.

Чердачные помещения собора используются. Именно здесь располагается часть самой большой в Петербурге коллекции колоколов, которой обладает Музей истории города, в ее составе 131 экземпляр. Собиралась коллекция три века - с основания города, строительство которого началось, как известно, с сооружения Петропавловской крепости. Первый карильон - музыкальный механизм для часов с колоколами был завезен в Петропавловку еще во время ее строительства. Позднее отливались колокола для собора и в России, и в других странах. Многие из них до сих пор в коллекции собора.

В самой же колокольне в 2001 году установили подарок бельгийской провинции Фландрии - 51 колокол на четыре октавы. Это в дополнение к другим. И теперь с колокольни Петропавловского собора раздается уникальный трехуровневый звон - как утверждают, такого больше нет нигде в мире. На первых уровнях установлены современные колокола из Фландрии, а выше - русская звонница.

Однако в музыкальном блоке часов задействовано колоколов не так много: 14 имеют привод от большого барабана, который запускает мелодию каждый час, и 9 колоколов - от малого, включающего перезвон в четверти часа.

Механизм часов-курантов со всеми их шестеренками, музыкальными барабанами, валами и тросиками размещен на основании размером 3 на 3 метра и занимает практически все место помещения, отведенного для него в шпиле. Мастеру остается совсем немного пространства для обхода механизма и ухода за часами.

На всех четырех сторонах отлита надпись: «Часы переделаны в 1858 году братьями Бутеноп в Москве». А первые часы-куранты появились еще на деревянной Петропавловской церкви, построенной в 1703 - 1704 годах. Однако, когда архитектор Доменико Трезини стал возводить собор, царь Петр после путешествия по Европе привез из Голландии другой карильон, который и установили в часах на шпиле собора. Но в 1756 году деревянный шпиль сгорел, а вместе с ним и петровские часы. Тогда императрица Елизавета Петровна распорядилась заказать новые, граф Головкин нашел мастера опять же в Голландии. В августе 1760 года часы специальным рейсом были доставлены на судне в Петербург, однако колокольню тогда еще не восстановили. Часы долго пролежали в специально для них построенном домике на территории крепости, установили их на шпиль собора спустя несколько десятилетий. Но именно эти часы, с переделкой братьями Бутеноп, сейчас показывают время и проигрывают мелодии.

Капитальный ремонт часов в 1857 году затеяли в связи с заменой деревянного шпиля Петропавловского собора на металлический. В октябре 1858 года часы установили на свое место. Кстати, только тогда у них появилась минутная стрелка, до этого была только часовая, а четверти часа отбивали колокола.

Тогда люди не спешили и за минутами не следили, - объясняет Андрей Кудрявцев. - А куда спешить? Тик-так, тик-так - вот она, вечность.

Как будто в ответ мастеру в часах закрутился малый музыкальный барабан и над Петропавловской крепостью раздался четвертной перезвон.

В музыкальной шкатулке часов заложено несколько мелодий. Кроме четвертных перезвонов каждый час куранты исполняют церковную мелодию композитора Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе».

Произведение использовали в XVII - XVIII веках в качестве гимна до принятия официального «Боже, царя храни». Но официальный гимн царской России тоже не забыли, его проигрывают каждые шесть часов.

В советское время часы переучили на исполнение Интернационала, а с 1952-го - Гимна Советского Союза. Для этого часть колоколов подвергли механической обработке, чтобы они брали нужную ноту. Правда, те, кто помнит, знают, что часы все равно сильно фальшивили. В 1989 году мелодии отключили, отбивались только часовые интервалы и звучали четвертные перезвоны. В начале 2000-х инструмент настроили на дореволюционные мелодии.

Впрочем, в часовом механизме менялась не только музыкальная программа. В 1947 году четыре круглые старинные гири (самая большая весом полтонны), задающие движение шестеренкам, как в бабушкиных ходиках, заменили на более легкие - «квадратные». Для долговечности механизма: чем больше вес, тем сильнее износ шестеренок. Старые гири хранятся там же, где коллекция колоколов, - на чердаке собора.

А точность хода задает маятник. По сравнению со стрелками на циферблате (минутная, например, полтора метра) маятник гораздо меньше, не более метра. И амплитуда его «тиканья» невелика, всего три десятка сантиметров.

Чем больше амплитуда, тем меньше точность хода часов, - поясняет Кудрявцев.

Точность хода периодически сверяют, если есть необходимость, механизм регулируют с помощью совсем маленького латунного циферблата с диаметром 30 см, установленного на станине часов. Заданный ход от маятника передается с помощью шестеренок на валы, которые в свою очередь передают движение стрелкам на циферблатах, установленных на всех четырех сторонах шпиля. Вот эти циферблаты не маленькие, их диаметр 2,2 метра.

Конечно, уход за старинными часами работа непростая, тем более что производится он без их остановки. Казалось бы, проще установить электронные.

Электронные - они же не живые, - утверждает механик Андрей Кудрявцев. - Одно время на здании Думы были запущены электронные часы. Но потом владельцы здания обратились ко мне с просьбой запустить старинные, гиревые, сказали, что весь механизм сохранен. Я посмотрел и сообщил, что это невозможно, так как шахты для гирь уже заполнены инженерными сетями. С тем и ушел. Через какое-то время новый звонок: мы шахты освободили. И теперь на Думе показывают время тоже настоящие механические часы.

Перед уходом бросаем прощальный взгляд на часовой механизм: маятник тикает, шестеренки перебирают своими зубцами и зубчиками, на несколько метров вниз уходят цепи с гирями, музыкальные барабаны вращаются, готовясь в очередной раз задать мелодию колоколам. Часы действительно живые.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

4 утра, белые ночи, мосты разведены, я сижу с друзьями на крыше, снимаем городские виды, а еще у нас собой бутылочка красного вина… На улице тихо, и вдруг я слышу красивую мелодию; колокольную и старинную. Минут пять соображал, что это и понял - до меня доносятся ноты мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе». Ага, вспомнилась фамилия композитора - Бортнянский, а значит, я слышу часы Петропавловского собора. Пожалуй, ради этого стоило лезть ночью на крышу – снимать красивые виды под мелодичный колокольный звон, неожиданно услышанный в ночи. В общем, дело оставалось за малым, - попасть на колокольню и посмотреть на часы, старинные колокола, башню и шпиль.

Сказано – сделано, и вот мы вместе с часовым мастером курантов Петропавловского собора, Андреем Александровичем Кудрявцевым, поднимаемся на колокольню. Там - 131 колокол, часть так называемого русского звона, часть – европейского. Русские колокола не настраиваются, ведь они изначально отливаются определенного звучания, а европейские после отливки растачиваются - настраиваются до нужного звука.

При помощи колоколов европейского звона можно набирать нотный ряд и исполнять мелодии по нотам. Поэтому на курантах Петропавловского собора – старинные европейские колокола, отлитые в Голландии и привезенные в 1760 году в Петербург. На современном корильоне тоже колокола, сделанные голландской фирмой, а вот колокола, звонящие во время церковных служб - отечественные. Звуки боя курантов доносятся с высоты 62 метров. Этой высоты как раз хватало, для того, чтобы в XVIII веке слышать бой часов в старых границах города. Да и шума в Петербурге того времени было явно меньше чем сейчас.

Часы звучат каждые 15 минут и каждый час. Два раза в день - в 12 и 18 часов исполняется гимн Российской империи – «Боже Царя храни». В 1937 году предпринималась попытка набрать на часах мелодию «Интернационала», но ничего не получилось, и только в 1952 году удалось набрать мелодию Гимна Советского Союза, которую часы играли до 1989 года.

Вообще мне было интересно не только посмотреть часы и башню, но и пообщаться с хранителем. Андрей Александрович отвечает за эти часы с 1998 года. Именно тогда, после трагической гибели предыдущего мастера, ему, как человеку лучше всех знакомому с устройством старинного механизма, предложили эту работу. С тех пор он в любое время готов преодолеть 280 ступеней лестницы в колокольне и оперативно устранить любую неисправность, если она возникнет в механическом сердце Петербурга. Спустя 16 лет работы мастер может определить отклонения в работе часов даже по слегка изменившемуся звуку звона курантов и сразу же прийти на помощь. Кроме ежедневных забот по чистке механизма, замене смазки, и прочих трудов по обслуживанию сложного «сердца», мастеру необходимо быть еще немного и музыкантом. Именно он в 2002 году набрал на специальном музыкальном барабане, при помощи колков, две мелодии – «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Боже Царя храни». Работа была непростая – на большом музыкальном барабане 120 рядов (120 нотных тактов) из 100 отверстий для колков, всего их - 12 000. Но, вооружившись старинными нотами 1858 года, до сих пор хранящимися в архиве, и применив знания, полученные еще в детстве в музыкальной школе, Андрей Александрович справился с этой задачей.

После осмотра часов мы поднялись выше - в звонницу, а после нее – еще выше – в шпиль! Построенный в 1858 году по проекту военного инженера Дмитрия Журавского, ажурный металлический шпиль покрыт позолоченными листами металла и прикреплен к каменному зданию колокольни 16 тяжами. В колокольне хранится весьма увесистый ключ для подкручивания огромных гаек этих тяжей - ведь в штормовой ветер амплитуда движения шпиля доходит до 160 сантиметров.

Но, по словам часового мастера, ключ этот еще ни разу не пригодился.

Внутри шпиля идет изящная металлическая лестница, заканчивающаяся площадкой и небольшим люком наружу. Именно через него во время Блокады на внешнюю лестницу шпиля выходили альпинисты, работавшие над маскировкой шпиля Петропавловки. Им, ослабевшим от голода, было очень непросто сделать это – например, залезть под отрицательным углом на «яблоко» и к фигуре ангела удалось только после 3 дней безуспешных попыток. Внутри фонарика под шпилем можно увидеть георгиевские ленточки - их повязал участник того восхождения на шпиль, знаменитый альпинист Михаил Михайлович Бобров.

Находясь в фонарике, я не расставался с ощущением полета. Высокие окна, кругом небо, солнце и облака, тонкие металлические стенки шпиля, винтовая лестница «как будто в небо» - просто не хотелось уходить оттуда, было желание просто отложить камеру в сторону и смотреть на город, на эти облака, плывущие над ним, меняющиеся состояния природы. Я почувствовал, что нахожусь в сердце города, в историческом месте, где он начинался, и там где его иррациональное начало, метафизика очень хорошо ощущается. Но надо было спускаться вниз – это был тот самый случай, когда спуск дается труднее, чем подъем. Но мне кажется, что я ещё вернусь туда. Обязательно.

Нет, я не буду рассказывать вам про Петропавловскую крепость или сам Петропавловский собор в Санкт-Петербурге . Для этого надо глубоко разбираться в истории. У меня, как у обычного туриста, появилась удивительная возможность подняться на смотровую площадку Колокольни Петропавловского собора и я поднялся. В этой статье хотелось бы, если можно так выразиться, на время одолжить вам свои глаза. Просто посмотрите, полюбуйтесь на те удивительные виды, которые открываются с высоты. Возможно, когда вы сами окажетесь в Санкт-Петербурге, вы тоже захотите подняться на колокольню, ибо ни одна фотография не передает полноты атмосферы парения "над городом". А пока... вы готовы к подъему? Тогда - за мной!

Шпиль Петропавловского собора сложно не заметить. Его видно почти из любой точки исторической части города. Безусловно, сквозь стены домов он не просвечивает, но выйдете на берег Невы и - вот он! Высота - 122 метра!

Будучи в Санкт-Петербурге впервые после сорокалетней отлучки, не зная правил, я даже не предполагал, что в Петропавловскую крепость вообще можно войти, а не то что подняться на колокольню. Не удивительно, что я так подумал. Достаточно было наткнуться на две закрытые двери:

чтобы понять, что вход туда или совсем закрыт простым смертным, или это доступно только каким-то особым людям, или за большие деньги. Со временем стало понятно, что ворота в тот конкретный момент были закрыты лишь потому, что я примчался в Петропавловскую крепость в 6 часов утра.

На самом деле вход на территорию совершенно свободный. Подробный обзор территории комплекса будет представлен в отдельной статье, а сейчас давайте перейдем к теме смотровой площадки на колокольне Петропавловского собора.

Когда, бродя неподалеку от монетного двора я вдруг заметил наверху человека, у меня возникла мысль о том, что если он смог каким-то образом очутиться там, рядом с колоколами, то, может быть и мне это как-то удастся?

Вот здесь на площади перед колокольней я сделал данное неожиданное открытие. Кстати, обратите внимание на лавочки - это место, где можно послушать звучание совершенно особенного музыкального инструмента - карильона . Чуть позже мы увидим его и послушаем музыку, а пока, просто чтобы вы знали. Карильон - это музыкальный инструмент с клавиатурой, звучащими частями которого являются колокола.

И тут в окошке под часами я вдруг увидел человека. Да вон, смотрите, он и теперь там маячит!

Обуреваемый робкой надеждой на, казалось бы, недостижимое, я зашагал через площадь прямо ко входу в собор. Там сразу обрадовали: Да, подняться можно, но для этого надо сначала купить билет в сам собор (450 руб.), а потом, уже войдя внутрь, купить еще один билет на колокольню (150 руб.).

Напрасно я с пеной у рта увещевал тетеньку у турникета, что сам по себе собор меня не очень-то интересует, а мне надо "туда, наверх". Дежурная была неприступна как Трубецкой бастион и отправила меня за билетом.

Как ни жаль было расставаться с деньгами, которые были заготовлены на перекус в столовке, пришлось выбирать - или пища насущная, или пища духовная. Исходя из того, что вы читаете данный отчет, нетрудно догадаться, что именно перевесило в тот чудный осенний вечер.

Билеты продавали в отдельном строении, который называется странным именем "Ботный дом ".

Да-да. Вот это желтое строение с колоннами (вход с обратной стороны). Размышляя о происхождении столь странного названия, сначала я подумал, что там всех "ботают" или, по крайней мере, раньше "ботали". На практике оказалось, что внутри, как ни странно, находится самый настоящий кораблик, хоть и небольшой. Это ни что иное, как Ботик Петра I . После окончания Северной войны в 1721 году Петр I решил перевести свой ботик в Петербург. Сначала для него соорудили простой навес, а потом выстроили целое здание.

Причем, здание сначала построили, а потом стали соображать, "как же бы теперь эту лодку внутрь затащим?". Через двери и окна она, естественно, не проходила. Пришлось разбирать часть стены и сквозь образовавшийся проем затаскивать "дедушку русского флота" - так называли Ботик Петра I - внутрь помещения. Одним словом, все правильно сделали:). И до сих пор это обычное дело. Сначала делаем, потом думаем.

А вот и он - Ботик:

На самом деле у этого утлого суденышка очень интересная история. К сожалению, в рамках данной статьи нельзя осветить ее полностью. Поэтому, если будет интересно, осведомитесь у википедии. Там все написано коротко, но ясно.

Кроме самого бота в здании развернута обширная торговля сувенирами. И чего только тут нет:

Приятно то, что можно расплатиться картой. Неприятный момент - цены здесь просто неприличные. Тут же находится билетная касса. Вот цены, действительные до конца октября 2016 года:

Тут я сразу понял, как важно владеть информацией . Дело в том, что до этого момента я уже посетил Музей космонавтики и ракетной техники, заплатив за вход 150 рублей. Сейчас для посещения собора мне надо было заплатить еще 450 рулей. То есть вместе уже получается - 600.

За ту же стоимость можно было купить так называемый "комплексный билет" и посетить дополнительно еще несколько интересных экспозиций. Комплексный билет необязательно использовать в один день. Он действует два дня и позволяет посетить все указанные музеи по одному разу. Увы, я об этом не знал, поэтому сам того не зная, ограничил свои возможности. Причем и себе и вам, поскольку не смогу показать отчеты по остальным выставкам. В следующий раз буду умнее. И вы тоже имейте в виду.

То же самое касается и экскурсий по Санкт-Петербургу. Важно знать, где их покупать, чтобы не переплачивать посредникам.

Подъем на смотровую площадку Петропавловского собора

Но вот, наконец, все формальности улажены, билет в Петропавловский собор - на руках. Пора в путь. К сожалению мое восхождение состоялось уже ближе к вечеру, поэтому картинки, которые вы увидите с высоты, будут скорее вечерними.

Здесь позвольте мне дать один важный совет. Если одной из целей вашего подъема на колокольню является фотосъемка, то вам лучше подниматься с утра и до обеда. В это время солнце освещает ту часть панорамы, которую вы сможете фотографировать. После обеда солнце будет светить вам в глаза и хороших фотографий может уже не получиться. Во всяком случае, освещение будет уже не так интересно.

Заходим! Все начинается с того, что вы проходите через турникет. Там Ваш билет будет погашен, а у вас самих будет два плана дальнейшего развития событий.

  1. Вы сразу идете прямо в Петропавловский собор
  2. Вы покупаете еще один билет на колокольню, сначала идете туда, а потом уже в собор.

Билет на колокольню покупается на месте и дополнительно стоит 150 рублей.

После покупки билета (внимание! карты здесь не принимают!) можно самостоятельно начинать подъем. Это удобно. Дело в том, что на смотровую площадку на колокольне можно еще подниматься в составе организованной экскурсии. Что такое толпа народу в замкнутом пространстве я уже ощутил на примере подъема на колокольню Никольского Морского собора . Поэтому перспектива самостоятельного восхождения меня более чем устроила.

Сначала подъем идет по тесному коридору:

Конечно, здесь проход пошире, чем, скажем, в в Переславле-Залесском. Там уж точно двум людям не разойтись! В Петропавловской колокольне чуть просторнее, но в любом случае группе людей придется продвигаться "гуськом".

Всего до смотровой площадки нам предстоит преодолеть около 270 ступенек. Точнее не скажу, пока считал, пару раз сбивался, но общее число примерно такое. Чтобы представить себе подобную лестницу, попробуйте пешком подняться на 13-й этаж высотного дома. Для некоторых людей это не простая задача. Хорошо, что можно подниматься в несколько приемов. Первое помещение, которое нам встретится на пути, это "чердак" колокольни. Здесь размещена экспозиция по истории Петропавловского собора.

Здесь, например, можно узнать, что изначально статуя ангела на шпиле колокольни задумывалась совсем другой, нежели та, что мы привыкли видеть. Можно увидеть каркас статуи в натуральную величину:

Как раз здесь, на чердаке, меня встретил молодой человек, который проверил и порвал мой билет. Далее он зачем-то следовал за мной вплоть до того момента, пока я не покинул башню. Наверное за нами, туристами, все же нужно присматривать. А то мы ведь такие! Вдруг, не дай Бог, колокол потрогаем, а этого делать никак нельзя. Соответствующие строгие объявления встречаются здесь на каждом шагу.

В принципе мне он не мешал, над ухом не сопел, просто стоял в стороне и "присутствовал". Однако, обозревать панораму города под надзором служителя, который только и ждет, "пока этот идиот насмотрится и нафотографирует" было как-то неуютно. Тем не менее, программу съемок я отработал полностью. Отснял все что собирался, всеми объективами, которые в данном случае были уместны. Скоро все сами увидите.

Обратите внимание на ступени лестницы. Каждая из них имеет накладку из натурального камня. С одной стороны это хорошо - они более долговечные. С другой - они отполированы подошвами не одного миллиона ног. Поэтому будьте внимательны и старайтесь держаться за поручни. При неблагоприятных условиях можно поскользнуться.

Во время подъема на этом этапе в середине помещения нас будет сопровождать массивный деревянный каркас. Он тянется в середине башни и уходит куда-то вверх:

Пройдя еще несколько пролетов мы можем рассмотреть музыкальную диковинку. Это Карильон. Музыкальный инструмент из колоколов, соединенных с клавишным механизмом. Кстати, как по вашему мнению называется музыкант, играющий на карильоне? На трубе играет трубач, на барабане - барабанщик. Еще мы знаем гитаристов, арфистов, скрипачей и т.д. А кто играет на карильоне? Даю вам несколько абзацев на размышление.

Вот как выглядит этот редчайший музыкальный инструмент (не смог удержаться, чтобы не сделать своеобразное селфи с карильоном:):

На массивном каркасе установлен 51 колокол общим весом 15 тонн. Впрочем, подробнее об этом инструменте можно прочитать на табличке:

От себя могу добавить следующую занятную информацию. Когда этот карильон установили в Петропавловский собор, внезапно выяснилось, что играть на нем особо некому. И даже отправить учиться некого. У Петропавловской крепости "нет штатной единицы карильонера". Кстати, вот и ответ: карильонер - это музыкант, играющий на карильоне.

Боюсь предположить худшее, но его нет и сейчас. Поэтому концерты карильонной музыки проходят в исполнении обычного "мальчика", который просто выбирает на смартфоне очередную мелодию. Так что, музыку, которую вы услышите в следующем видео, играет отнюдь не человек, а смартфон Samsung по заранее заданной программе. Я сам видел, как это происходит.

Видео. Концерт карильонной музыки (руки бы поотрывать)

Качество исполнения, конечно, не выдерживает никакой критики. Не берусь утверждать. Может быть так бывает не всегда. Может быть в сезон сюда действительно поднимается маэстро во фраке и пленяет собравшихся внизу зевак своим искусством. Увы, я увидел несколько другой подход к делу.

Чтобы посетители не попадали вниз и не убились о колокола карильона, помимо перил вдоль лестниц дополнительно натянута сетка. Все выше и выше мы поднимаемся внутри башни. Выглядывая в окна мы находимся в состоянии приятного волнения. Ведь очень скоро мы окажемся на смотровой площадке и увидим такое!!!

Вот и конечная цель нашего путешествия. Признаться сначала, увидев закрытую лестницу, я слегка растерялся:

Оказалось, нам на площадку, которая слева. Вот тут и началось самое интересное.

Первое, что меня очень сильно удивило, причем не сказать чтобы приятно, это сетка. Ей был затянут весь проем, через который можно было любоваться городом:

Понятно, что высота большая - 43 метра. Наверное теоретически можно упасть. Но... это было так неожиданно! Честно признаюсь, я не был готов к такому повороту событий. За свою историю путешествий я не раз поднимался на высокие колокольни (Преподобенская в Суздале, Богоявленская в Переславле-Залесском), там тоже существовала теоретическая возможность сверзиться вниз.

Но нигде не приходилось смотреть на пейзаж через сетку Рабица. Да что там смотреть. А как через нее прикажете фотографировать?

Вторая засада - из четырех "окон", обращенных в разные стороны горизонта, можно подойти только к одному. К остальным, к сожалению, проход закрыт.

Я-то думал, сейчас сниму полную 360-градусную панораму Петербурга, как однажды сделал в Суздале . А тут мало того, что доступно лишь одно окно, так еще и сетку натянули! Одним словом на смотровой площадке Петропавловского собора пришлось, уж простите за банальность, спуститься с небес на землю.

Потоптавшись в нерешительности, я решил хоть что-то, хоть как-то сфотографировать. Просто для того, чтобы обозначить, что я действительно был здесь. Сначала немного пощелкал внутренности колокольни:

От расстройства решил нарушить запрет и потрогал язык колокола. И вот как раз в этот момент я заметил, что в сетке есть разрыв, куда можно просунуть мой 77-миллиметровый объектив. Кстати, его - этот разрыв - немного видно на предыдущей фотографии. Видите, на фоне реки слева? Правда, дырка была сделана явно каким-то лилипутом. Она находилась на уровне моего пояса. Но... знаете, иногда чтобы сделать хорошие фото люди идут и на более серьезные лишения. Снимать пришлось изогнувшись буквой "Г".

Что и говорить: искусство требует жертв (и разрушений) . Я прицепил к фотоаппарату правильный объектив и работа закипела. Далее вы увидите некоторое количество фотографий, сделанных со смотровой площадки. На самом деле их гораздо больше. Просто отобраны самые удачные.

Это знаменитый Исаакиевский собор, Адмиралтейство и Дворцовый мост через Неву. В правой части совсем чуть-чуть виден памятник Петру I на коне:

Это Биржевой мост, набережная Макарова, на переднем плане подковообразное здание - Здание архивов (на месте Секретного дома):

Это Стрелка Васильевского острова - место, где Нева разделяется на два больших рукава. Получается Нева (идет влево) и Малая Нева (вправо, откуда плывет Метеор):

Исаакиевский собор. Увы, верхушка находится на реставрации. На переднем плане - Адмиралтейство и Дворцовый мост:

Вот этот же вид, но уже снятый телеобъективом. Здесь можно увидеть лестницу, по которой экскурсанты поднимаются на смотровую площадку Исаакиевского собора. Увы, в этот раз я до нее не добрался (но обещаю исправиться):

Одна из знаменитых Ростральных колонн. Интересно, что на самом верху находятся газовые горелки, которые зажигают по праздникам. В одной из следующих статей я покажу вам горелку совсем близко, а пока посмотрите на Ростральную колонну издали:

По Неве то и дело проплывают корабли, внося разнообразие в пейзаж:

На этой фотографии виден стадион на Крестовском острове. Его никак не достроят к чемпионату мира по футболу 2018 года. Справа - будущий небоскреб - Лахта-центр. Когда его выстроят до конца - получится самое высокое здание в Европе высотой около 460 метров:

Вот еще несколько фотографий вечернего Санкт-Петербурга:

А вот орудия, из которых производят знаменитый полуденный выстрел. Эта традиция очень старая. В 1865 году ровно в полдень 6 (18) февраля был произведен первый полуденный выстрел в Петербурге. Причем вначале сигнальная пушка была установлена во дворе адмиралтейства. В 1872 году ее перенесли в Петропавловскую крепость.

Вообще, самые первые полуденные выстрелы были произведены в Севастополе и Николаеве еще в 1819 году. Их целью было вовсе не расшугать ворон, как может показаться, а подать четкий сигнал, по которому сверялись часы на кораблях и в адмиралтействе.

Право произвести полуденный выстрел иногда предоставляется особо почетным гостям города. Поскольку мне до такого статуса еще очень далеко, приходится ограничиваться простым созерцанием двух пушек.

Спуск со смотровой площадки Петропавловского собора

Находиться здесь можно очень долго. Вообще было бы интересно подняться сюда несколько раз - ночью, утром, днем, при разной погоде. При всей неизменности пейзажа картинки каждый раз будут по-своему интересны. Но вот наступил момент, когда надо было подумывать об обратном пути. Ведь надо было еще успеть посетить сам Петропавловский собор (зря что ли я билет покупал).

Сложив в рюкзак свою амуницию начинаю осторожный спуск. Почему осторожный? Это просто. Помните, я писал о каменных накладках на каждой ступеньке? Эти отполированные многими подошвами плиты очень коварны:

Стоит зазеваться и поскользнуться... в лучшем случае - пара сломаных рук. В худшем - волшебный полет, судьбоносная встреча с карильоном и прощальный БОМММ! А ведь вокруг действительно интересно, хочется во время спуска поглазеть по сторонам. Так что лучше держаться за поручень, как в метро. И вообще, говорят, что высота "затягивает". Хоть здесь и есть перила, сетка, но все равно большое пространство под ногам рождает удивительное и неведомое доселе желание. Желание полететь:)

По пути все же удается подойти к окнам на более низких этажах и, хоть и через сетку, сделать интересные фотографии. Это купол самого Петропавловского собора. На заднем плане - улица Куйбышева.

Увы, подойти вплотную к сетке не получилось - проход закрыт. На всякий случай имейте в виду простое правило: чем ближе объектив к сетке, тем меньше ее заметно. Фотоаппарат фокусируется на дальнем плане, а сетка на переднем размывается и становится почти не видна.

Затем - небольшая выставка колоколов (которые запрещено трогать руками):

Постепенно спускаясь, мы попадаем на чердак колокольни, где находится музейная экспозиция. Увы, разглядывать ее долго просто не было времени:

Последний лестничный пролет, и мы попадаем ко входу в Петропавловский собор:

Здесь можно сразу выйти наружу или проследовать в собор. Я, естественно, выбрал второй вариант. У меня ведь был билет!

Однако, описание Петропавловского собора и фотографии из него я хотел бы дать в отдельной статье.

А сейчас, пришла пора прощаться и подводить некоторые итоги.

Вывод

Восхождение на смотровую площадку Петропавловского собора лично для меня стало самым ярким и интересным событием при посещении Петропавловской крепости. Безусловно, стоит отправляться наверх только в хорошую погоду. В сильный ветер и дождь, думаю, удовольствие будет несколько подмочено.

Если сами соберетесь туда, возьмите хороший фотоаппарат. Может быть, бинокль. Вид с высоты открывается превосходный.

Очень важно правильно выбрать время посещения. Бьющее прямо в глаза солнце во второй половине дня способно испортить впечатления от восхождения не хуже проливного дождя.

Если вы большой поклонник экскурсий, вам стоит купить билет и подняться с экскурсоводом. Подобные организованные восхождения происходят четырежды в день (увы, время не уточнил). Подъем с экскурсией имеет свои плюсы и минусы.

Плюс состоит в том, что вам необязательно платить за посещение Петропавловского собора 450 рублей. Экскурсия обойдется гораздо дешевле. Кроме того, вы послушаете речь экскурсовода, узнаете много нового и интересного.

Минус - вы будете толпиться, стоять в очереди к дырке в сетке, чтобы сделать удачные фотографии. Придется работать второпях, поэтому результат может быть далек от ожидаемого.

Если фотосъемка - главное, для чего вы поднимаетесь на смотровую площадку, то лучше идти самостоятельно. Получится немного дороже, зато можете находиться наверху сколько захотите и спокойно сделать все, что задумали.

Желаю вам удачных восхождений и приятных воспоминаний.