Ремонт кабельных линий. Ремонт силового кабеля и установка кабельных муфт Карта текущего ремонта кабельных линий

Все электрооборудование требует периодического ремонта

Все электрооборудование требует периодического ремонта, причем ремонт подразделяется, согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), на текущий, плановый и капитальный. Качественное выполнение всех видов ремонта и обслуживания, а также профилактические испытания оборудования – гарантия долгой и безопасной работы электрических установок и кабельных линий. Помимо указанных видов ремонта, существует понятие межремонтного обслуживания. Межремонтное обслуживание включает в себя мелкий ремонт электрооборудования и эксплуатационный уход. В текущем ремонте под эксплуатационным уходом понимается регулярный наружный осмотр, обтирка и чистка оборудования, смазка движущихся частей и иные работы, необходимые для безупречного функционирования механизмов, электроизмерения параметров и проверка характеристик элементов электроустановок. Мелкий ремонт электрооборудования включает в себя протяжку болтовых соединений, регулировки подвижных частей электрооборудования, подкручивание креплений, замену мелких деталей и аналогичные работы.

Текущий ремонт электрооборудования

Производство текущего ремонта электрооборудования зависит от того, какое именно оборудование ремонтируется: меняется схема ремонта, перечень работ, частота выполнения. В целом, под текущим ремонтом подразумевается замена прокладок и других деталей с высокой степенью износа, промывка форсунок и фильтров масляных систем, прочистка систем охлаждения. Частота и объем текущего ремонта определяет сроки капитального ремонта оборудования, поэтому необходимо фиксировать каждый случай текущего ремонта в указанием дефектного узла и перечня произведенных работ. Для производства текущего ремонта перемещать электрооборудование не требуется.

Текущий ремонт различается для электродвигателей, пускорегулирующей аппаратуры и силовых линий. Так, основной дефект кабельной линии, особенно – находящейся в земле, это повреждение изоляции. От нарушения изолирующего слоя и пробоев тока страдают провода и кабели, размещенные в помещениях с агрессивной средой, либо смонтированные с нарушением правил. В частности, пробой изоляции в результате механического повреждения кабеля – постоянная причина текущего ремонта КЛ. Помимо естественного нарушения изоляции, в линии могут появиться очаги коррозии, окисление оболочки кабеля. Поэтому для силовых кабельных линий текущий ремонт включает в себя проверку соединительных муфт, концевых кабельных муфт, а также производится ряд работ: проверка на нагрев кабеля под нагрузкой с помощью пирометра, проверка маркировки кабеля, осмотр кабельных каналов, проводится проверка нагрев и концевых муфт кабеля. Из дополнительных работ можно назвать проверку кабельных колодцев, измерение удельного сопротивления и проверка заземления экрана и брони. В некоторых случаях текущий ремонт подразумевает и перекладку частей кабельной линии, а также переустановку соединительных и концевых муфт с последующим проведением испытаний изоляции кабельной линии повышенным напряжением.

Электродвигатели требуют другого вида ремонта. По протоколу, первым, как и в случае с текущим ремонтом силовых линий, требуется произвести визуальный осмотр. Если он затруднен, то требуется произвести очистку электродвигателя от старого масла, пыли, грязи, других наслоений, после чего произвести визуальный осмотр на предмет повреждений. Очистка двигателя проводится щетками, остатки грязи выдуваются с помощью компрессора. Протирка должна осуществляться при выключенном электродвигателе, со снятым остаточным зарядом. После осмотра проводится проверка аксиального и радиального зазоров, щитков для зажимов, крепления электродвигателя, хода вращения смазочного кольца. Также в текущий ремонт электродвигателя по ПТЭЭП входит:

  • 1. Проверка наличия смазочного масла в подшипниках.
  • 2. Измерение сопротивления изоляции обмоток мегаомметром.
  • 3. Восстановление изоляции у перемычек и выводных концов.
  • 4. Проверка:
    • - исправности заземления;
    • - натяжения ремня;
    • - правильности подбора плавких вставок.

Текущий ремонт электродвигателя зависит от того, в каком состоянии находится аппарат, от типа того станка или механизма, в котором он установлен, от продолжительности работы из расчета часов/сутки. Как правило, если нет особых условий, то процедура проводится раз в два года. Процесс дефектации электродвигателя проводится при его частичной разборке, особое внимание – если электродвигатель относится к машинам с фазным ротором или машинам постоянного тока – уделяется щеточно-коллекторному механизму.

Обычно при текущем ремонте выявляется одна или несколько причин возможных сбоев в работе двигателя. Это обрыв в питающей сети или обмотках двигателя, обрыв фазы статора или стержни ротора, износ или перекос подшипников, деформация кожуха вентилятора или его засорение, перегруз электродвигателя из-за пониженного или повышенного напряжения в сети, отсыревание или износ обмотки, нарушение центровки, неправильное подсоединение обмоток статора с замыканием на корпус или между собой. Эти причины являются самыми часто выявляемыми при текущем ремонте электродвигателей.

Проводя ремонт необходимо помнить о последовательности действий. В первую очередь – это изучение документации, после которой уже идет визуальный осмотр. Отключение двигателя и снятие напряжение – следующий этап, предшествующий частичной разборке. Следует помнить, что все мелкие детали необходимо складывать в отдельный ящик. Важно помнить, что крупные электродвигатели для проведения ремонта придется поднимать, поэтому следует заранее составить список необходимых инструментов и материалов, либо поручить это бригадиру ремонтников. Поскольку текущий ремонт проводится реже, чем мелкий- данные, полученные в ходе мелкого ремонта, следует использовать при составлении этого списка. Как правило, в течение двух лет изнашиваются все движущиеся части, также сильному износу подвергается и изоляция проводов. Если дефектация деталей электродвигателя проводится путем обнаружения сколов, трещин, коррозии и так далее, то проверка и текущий ремонт проводки требуют измерение сопротивления проводки мегаомметром. Короткие замыкания, обрывы и другие повреждения находятся с помощью соответствующих средств измерений, дефекты устраняются нанесением временной новой изоляции, либо заменой проводов.

Демонтаж при текущем ремонте электродвигателя необходимо проводить, фиксируя положения полумуфт относительно друг друга, и относительно пальца. Фиксировать можно, нанося метки керном (бородком) или зубилом. Группы прокладок связываются вместе и помечаются, откуда взяты, чтобы после монтажа снова разместить их в том же порядке. Размечаются керном крышки, фланцы и другие детали, чтобы после сборки не выяснилось, что имеют место перекосы. Повторная сборка и подбор деталей занимает много времени. Также необходимо соблюдать правило снятия электродвигателя с постели: для этого лебедка цепляется за рым-болт, ухват за подшипниковый вал или щит может привести к поломке. После чего производится демонтаж, осмотр, замена мелких деталей, восстановление крупных, замена подшипников, щеток и масла, согласно протоколу. Результаты заносятся в технический отчет с подписью бригадира и печатью электролаборатории, проводившей испытания и замеры перед, в течение и после ремонта, либо, если он производится своими силами, печатью организации. В пускорегулирующей аппаратуре особое внимание следуют уделить исправности контактов.

Плановый ремонт электрооборудования

Плановый ремонт электрооборудования входит в планово-предупредительный ремонт, как и средний ремонт. Первый представляет собой обычную профилактику, которая проводится вне зависимости от состояния оборудования, второй – чаще всего раз в два года, наряду с текущим ремонтом. Профилактический ремонт – это «система работ по поддержанию электрооборудования и других элементов электроустановок в нормальном (рабочем) состоянии». В нормативных документах система планово-предупредительного ремонта называется «система ППР», и она подразделяется на межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.

Средний плановый ремонт, в отличие от текущего ремонта, предусматривает разборку оборудования, его отдельных узлов, измерение дефектов, составление описи дефектов. Помимо прочего, этот вид ремонта включает в себя проверку чертежей, снятие эскизов, тестирование отдельных узлов электрооборудования. В отличие от текущего и мелкого ремонта, плановый ремонт иногда проводят в ремонтной мастерской, если размеры и крепления механизма позволяют его переместить.

В плановый ремонт электродвигателей входят все пункты текущего ремонта, и в дополнение – ряд специальных работ. К ним относятся покрытие обмоток лаком, полная разборка электродвигателя, замена изоляции обмотки, а также ее мойка, сушка и пропитка; промывка металлических деталей электродвигателя и подшипников, перезаливка вкладышей; смена фланцевых прокладок, проверка и установка зазоров; заварка и проточка заточек у щитов электродвигателя.

После всех этих операций в завершение планового ремонта производится сборка электродвигателя. Проводится проверка на холостом ходу, затем, если все в порядке – под нагрузкой. На этом ремонт считается завершенным. Пускорегулирующая аппаратура также проходит все стадии текущего ремонта, после чего необходимо провести три типа работ, указанных в ПТЭЭП. Это:

«1. Полная замена всех износившихся частей аппарата; 2. Проверка и регулировка реле и тепловой защиты; 3. Ремонт кожухов, окраска и опробование аппаратуры».

Чтобы плановый ремонт проводился не слишком часто и не слишком редко, организации требуется составить график его проведения. Можно заказать это специалистам, но для небольших организаций достаточно воспользоваться справочником А.И. Ящура, изданным в 2008 году, который называется «Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования». Помимо этого потребуются паспортные данные завода-изготовителя на каждый объект электрохозяйства. В годовом графике, который заполняется в табличном виде, указываются следующие данные:

  1. Название, тип, мощность оборудования, год изготовления и завод-изготовитель. Информация должна быть указана максимально кратко.
  2. Инвентарный номер агрегата (системы).
  3. Нормативы ресурса между текущими и капитальными ремонтами.
  4. Дата последнего капитального ремонта.
  5. Дата последнего текущего ремонта.
  6. Помесячная роспись планируемых ремонтов.
  7. Годовой простой оборудования.
  8. Годовой фонд рабочего времени.

В качестве примера планирования ремонтов можно взять трехфазный трансформатор и рассчитать для него периодичность ремонта. В справочнике указано, что данный тип электрооборудования (масляный трансформатор, двухобмоточный, мощностью 1000 кВА), имеет нормативы, при которых капитальный ремонт проводится:

Т-1 = норматив ресурса/количество часов в году = 103680/8640 = 12 лет.

Таким образом, если капитальный ремонт оборудования проводился в 2014 году, то в следующий раз он будет проводиться в 2026, а текущий ремонт, если, например, он проводился в 2013 году – в 2016, через три года. Все эти данные следует внести в таблицу. Если электрооборудование устанавливается заново, то в графе «дата последнего ремонта» указывается дата пуско-наладочных работ. При расчете годового фонда работы оборудования и годового простоя иногда вносят в графу трудоемкость, исчисляемую в человекочасах. Расчет здесь надо вести, исходя из количества единиц оборудования и нормам трудоемкости ремонта. Трудоемкость ремонта вычисляется с использованием коэффициентов трудоемкости и базовой ставки.

Сроки и даты плановых ремонтов электрооборудования согласовываются с несколькими структурными подразделениями организации: службой КИПиА, ремонтниками, подразделениями по обслуживанию смежного оборудования, отделами, использующими данное оборудование по своему графику, энергетиками.

Капитальный ремонт электрооборудования

Капитальный ремонт электрооборудования проводится довольно редко, поскольку электроустановки обладают большим запасом электрической, а подвижные части - механической прочности. В среднем ремонт такого плана проводится раз в пять-пятнадцать лет, причем срок в пять лет устанавливается для объектов с большим сроком службы. В отличие от планового ремонта, каждая машина подвергается полной разборке, чистке, смазыванию, замене дефектных узлов и деталей, некоторые из которых подлежат замене в плановом порядке, вне зависимости от состояния. После полной разборки и обновления, электрооборудование собирается заново, проводятся испытания, которые должны показать соответствие нормам завода-изготовителя и испытания, как правило, с повышенным напряжением. Потребность оборудования в капитальном ремонте говорит о том, что объект электрохозяйства требуется доводить до полноценных технических характеристик момента выпуска с конвейера. Помимо починки, во время замены износившихся частей, электрооборудование обычно еще и модернизируется. Проводить капитальный ремонт можно как в ремонтном цехе, так и на месте, в зависимости от технологии.

Особое внимание при проведении капитального ремонта электрооборудования в части электродвигателей уделяется снятию и установке ротора. Среди прочего проводится замена вала ротора и его балансировка. Также осуществляется полная замена обмоток, либо их существенный ремонт, меняется вентилятор и фланцы. Двигатель чистится, собирается и заново окрашивается. В помощь ремонтникам еще в начале 80-х годов были выпущены Типовые технологические карты, которые применяютсяпри капитальном ремонте подстанций и распределительных устройств. В них указывался список необходимого оборудования, порядок действий при капитальном ремонте для каждого узла и нормы контролируемых параметров, схемы приемосдаточных испытаний и состав бригады. Сейчас, в связи с изменениями нормативов и большим разнообразием электрооборудования, технологические карты имеются для каждого вида и типа оборудования, такжеони составляются экспертами – сотрудниками электролабораторий – при необходимости.

Согласно ПТЭЭП перед капитальным ремонтом электрооборудования должен быть проведен ряд работ:

«До вывода электрооборудования в капитальный ремонт должны быть:

а) составлены ведомости объема работ и смета, уточняемые после вскрытия и осмотра оборудования;

б) составлен график ремонтных работ;

в) заготовлены, согласно ведомостям объема работ, необходимые материалы и запасные части;

г) составлена и утверждена техническая документация на реконструктивные работы, намеченные к выполнению в период капитального ремонта, подготовлены материалы и оборудование для их выполнения;

д) укомплектованы и приведены в исправное состояние инструмент, приспособления, такелажное оборудование и подъемно-транспортные механизмы;

е) подготовлены рабочие места для ремонта, произведена планировка площадки с указанием мест размещения частей и деталей;

ж) укомплектованы и проинструктированы ремонтные бригады».

Периодичность проведения капитального ремонта электрооборудования утверждаются в соответствии с ПТЭЭП ответственным за электрохозяйство организации. Можно увеличить или уменьшить как продолжительность, так и частоту проведения ремонтов. Для этого нужно провести обследование оборудования, сделать заключения, разработать техническое обоснование, которое затем направляется на утверждение в вышестоящие организации. Также утверждение технической документации требуется для модернизации узлов или целых агрегатов в ходе капитального ремонта электрооборудования.

Для того, чтобы избежать внепланового отключения, после капитального ремонта электрооборудование проверяется согласно ПТЭЭП: «Основное оборудование электроустановок после предварительной приемки из ремонта проверяется в работе под нагрузкой в сроки, указанные заводом-изготовителем, но не менее 24 ч. При отсутствии дефектов в работе в течение этого времени оборудование принимается в эксплуатацию. При обнаружении дефектов капитальный ремонт не считается законченным до их устранения и вторичной проверки агрегата под нагрузкой в течение следующих 24 ч». Во избежание сбоев в работе электрооборудования при капитальном ремонте подвергаются ремонту и связанные с основным оборудованием технологические агрегаты. При этом, следуя графику ремонтов, предприятие должно быть обеспечено материалами, запасными частями, инструментом, сопутствующими расходными материалами. Учет этих материалов должен вестись через общескладской учет, но при этом законодательно определено целевое расходование (ПТЭЭП, п. Э1.5.9 и Э1.5.10), а ответственность за их сохранность и целевое использование возлагается на ответственного за электрохозяйство.

Помимо технического ремонта и восстановления производственных мощностей электрооборудования, Правила требуют, чтобы было обеспечено еще несколько условий. Это чистота помещения, новая окраска механизмов, функционирование освещения и вентиляции, тепловая изоляция, установка или ремонт ограждающих перил, смотровых и рабочих площадок, лестниц, розеток и выключателей. Все это должно быть отражено в ремонтной технической документации согласно правилам. При подведении итогов капитального ремонта качество технической отчетной документации также оценивается.

Согласно правилам (ПТЭЭП, Э1.5.14), «в се работы, выполненные при капитальном ремонте основного электрооборудования, принимаются по акту, к которому должна быть приложена техническая документация по ремонту. Акты со всеми приложениями хранятся в паспортах оборудования. О работах… делается подробная запись в паспорте оборудования или специальном ремонтном журнале».

Согласно ПТЭЭП, вновь вводимое после ремонта оборудование испытывается в соответствии с «Нормами испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей» Приложение 3. Указанные нормы представляют собой приложение табличного вида, в котором указываются виды испытаний, наименования, нормы и даются указания по их проведению. Так, при проведении капитального ремонта электрооборудования в части, например, определения условий включения трансформатора, Нормы гласят: «Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт с полной или частичной заменой обмоток или изоляции, подлежат сушке независимо от результатов измерений. Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт без замены обмоток или изоляции, могут быть включены в работу без подсушки или сушки при соответствии показателей масла и изоляции обмоток требованиям таблицы 1 (Приложение 3.1), а также при соблюдении условий пребывания активной части на воздухе. Продолжительность работ, связанных с разгерметизацией должна быть не более:

1) для трансформаторов на напряжение до 35 кВ-24 ч при относительной влажности до 75% и 16 ч при относительной влажности до 85%;

2) для трансформаторов напряжением 110 кВ и более - 16 ч при относительной влажности до 75% и 10 ч при относительной влажности до 85%. Если время осмотра трансформатора превышает указанное, но не более чем в 2 раза, то должна быть проведена контрольная подсушка трансформатора»

Таким образом, при приемке капитального ремонта электрооборудования проводится несколько видов контроля: соблюдения календарного плана; наличия необходимых материалов; ремонта сопряженных агрегатов; заполнения технической отчетности; соблюдения техники безопасности; восстановления рабочего состояния. Капитальный ремонт является точкой отсчета следующего ремонтного цикла.

6. РЕМОНТ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ

6.1. Общие указания по ремонту

Во время эксплуатации кабельных линий по определенным причинам кабели, а также соединительные муфты и концевые заделки выходят из строя. Основные причины повреждения кабельных линий напряжением 1…10 кВ следующие:

Предшествующие механические повреждения - 43 %;

Непосредственные механические повреждения строительными и другими организациями - 16 %;

Дефекты в соединительных муфтах и концевых заделках во время монтажа - 10 %;

Повреждение кабеля и муфт в результате осадки грунта - 8 %;

Коррозия металлических оболочек кабелей - 7 %;

Дефекты изготовления кабеля на заводе - 5 %;

Нарушения при прокладке кабеля - 3 %;

Старение изоляции из-за длительной эксплуатации или перегрузок - 1 %;

Прочие и неустановленные причины - 7 %.

В соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации силовых кабельных линий предусмотрен текущий или капитальный ремонт кабельных линий напряжением до 35 кВ. Текущий ремонт может быть аварийным, срочным и плановым.

Аварийный ремонт необходим в том случае, когда после отключения кабельной линии потребители всех категорий остались без напряжения и нет воможности подать напряжение по кабелям высокого или низкого напряжения, в том числе по временным шланговым кабелям, или когда резервная линия, на которую передана нагрузка, недопустимо перегружена и требуется ограничение потребления. К аварийному ремонту приступают немедленно и выполняют его непрерывно, чтобы в минимально кратчайший срок включить кабельную линию.

В больших городских кабельных сетях и на крупных промышленных предприятиях для этого сформированы аварийно-восстановительные службы из бригады или нескольких бригад, которые дежурят круглосуточно и по указанию диспетчерской службы немедленно выезжают на место аварии.

Срочный ремонт необходим, если приемники первой или второй категории лишаются автоматического резервного питания, а оставшиеся кабельные линии перегружены, что ведет к ограничению потребления. По указанию руководства энергослужбы ремонтные бригады приступают к срочному ремонту кабельных линий в течение рабочей смены.

Плановый ремонт выполняется по плану-графику, утвержденному руководством энергослужбы. План-график ремонтов кабельных линий составляется ежемесячно на основе записей в журналах обходов и осмотров, результатов испытаний и измерений, а также по данным диспетчерских служб.

Капитальный ремонт кабельных линий производится по годовому плану, разрабатываемому ежегодно в летний период для следующего года на основе данных эксплуатации. При составлении плана капитального ремонта учитывается необходимость внедрения новых, более современных типов кабелей и кабельной арматуры. Планируются ремонт кабельных сооружений и ликвидация неисправности освещения, вентиляции, противопожарных средств, устройств по откачке воды. Учитывается также необходимость частичной замены кабелей на отдельных участках, лимитирующих пропускную способность линий или не удовлетворяющих требованиям термической стойкости в изменившихся условиях работы сети при возросших токах короткого замыкания.

Ремонт находящихся в эксплуатации кабельных линий выполняется непосредственно самим эксплуатационным персоналом или персоналом специализированных электромонтажных организаций. При ремонте эксплуатируемых кабельных линий выполняются следующие работы:

Отключение кабельной линии и ее заземление, ознакомление с документацией и уточнение марки и сечения кабеля, выписка наряда-допуска по технике безопасности, погрузка материалов и инструмента, доставка бригады на место работы;

Выполнение шурфов, раскопка котлованов и траншей определение ремонтируемого кабеля, ограждение рабочего места и мест раскопок, определение кабеля в РП (ТП) или в кабельных сооружениях, проверка отсутствия горючих и взрывоопасных газов, получение разрешения на огневые работы;

Допуск бригады, прокол кабеля, разрезание кабеля или вскрытие муфты, проверка изоляции на наличие влаги, отрезание участков поврежденного кабеля, установка палатки;

Прокладка ремонтной кабельной вставки;

Ремонт кабельной муфты - разделка концов кабеля, фазировка кабелей, монтаж соединительных муфт (или муфты и заделки);

Окончание работ - закрытие дверей РУ, ТП, кабельных сооружений, сдача ключей, засыпка котлованов и траншей, уборка и погрузка инструмента, доставка бригады на базу, составление исполнительного эскиза и внесение изменений в документацию кабельной линии, отчет об окончании ремонта;

Измерения и испытания кабельной линии.

В целях ускорения ремонтных работ на кабельных линиях должны применяться пневматические отбойные молотки, электромолотки, бетоноломы, экскаваторы, средства для отогрева мерзлого грунта.

Ремонтные работы кабельных линий бывают простыми, не требующими больших трудозатрат и времени, и сложными, продолжающимися несколько дней. К простым относятся, например, такие, как ремонт наружных покровов (джутового покрова, поливинилхлоридного шланга), покраска и ремонт бронелент, ремонт металлических оболочек, ремонт концевых заделок без демонтажа корпуса и т. п. Простые ремонты выполняются в одну смену одной бригадой (звеном).

Сложнее ремонты предусматривают замену большой длины кабеля в кабельных сооружениях с предварительным демонтажом вышедшего из строя кабеля или прокладку в земле нового кабеля на участке длиной несколько десятков метров (в редких случаях - и сотен метров). Выполнение ремонтов затрудняет прокладка кабельной трассы по сложным участкам со многими поворотами, с пересечением шоссейных дорог и инженерных коммуникаций, большая глубина залегания кабеля, также необходимость отогревать землю в зимнее время. При выполнении сложных ремонтов прокладывается новый участок кабеля (вставка) и монтируются две соединительные муфты.

Сложные ремонты выполняются одной или несколькими бригадами, а при необходимости - круглосуточно и с применением землеройных механизмов и других средств механизации. Сложные ремонты выполняются или силами энергослужбы предприятия (городских сетей), или с привлечением специализированных организаций по монтажу и ремонту кабельных линий.

6.2. Ремонт защитных покровов

Ремонт наружного джутового покрова . Содранную пропитанную кабельную пряжу протянутого через трубы, блоки или другие препятствия кабеля, необходимо восстанавливать. Ремонт выполняется подмоткой смоляной лентой в два слоя с 50 %-ным перекрытием с последующей промазкой этого участка разогретой битумной мастикой МБ-70 (МБ-90).

Ремонт поливинилхлоридного шланга и оболочек . Ремонт поливинилхлоридного шланга или оболочек проводят с помощью сварки, в струе горячего воздуха (при температуре 170… …200 °С) с применением сварочного пистолета с электрическим подогревом воздуха, как показано на рис. 6.1, газовоздушного - на рис. 6.2. Сжатый воздух при этом подводится под давлением 0,98×10 4 Па от компрессора, баллона со сжатым воздухом или переносного блока с ручным насосом.

Рис 6.1 . Сварочный пистолет ПС-1 с электрическим подогревом:

1 2 - нагревательная воздушная камера;

3 - штуцер для подачи сжатого воздуха; 4 - электропровод

Рис. 6.2. Газовоздушный пистолет:

1 - сопло для выхода горячего воздуха; 2 - нагревательная воздушная

камера; 3 - резиновая трубка; 4- кран для воздуха;

5- кран для пропан-бутана; 6 - штуцер для подачи сжатого воздуха;

7 - штуцер для подачи пропан-бутана

В качестве присадки при сварке применяется поливинилхлоридный пруток диаметром 4…6 мм.

Перед сваркой места, подлежащие ремонту, необходимо очистить и обезжирить бензином, кабельным ножом вырезать посторонние включения и срезать в местах повреждения шланга выступающие края и задиры.

Для ремонта проколов небольших отверстий и раковин место повреждения в шланге или оболочке и конец присадочного прутка прогревают в течение 10…15 с струёй горячего воздуха, затем струю отводят, а конец прутка прижимают и приваривают к шлангу в месте разогрева. После охлаждения, убедившись в прочности приварки прутка легким его подергиванием, пруток отрезают. Для герметизации и выравнивания сварочного шва место ремонта прогревают до появления признаков плавления, после этого к разогретому месту прижимают рукой кусок кабельной бумаги, сложенной в 3 - 4 слоя. Для надежности операцию повторяют 3 - 4 раза. Для ремонта шланга, имеющего щели, прорези и вырезы, конец присадочного прутка приваривают к целому месту шланга на расстоянии 1 - 2 мм от места повреждения. Убедившись в прочности приварки, направляют струю воздуха так, чтобы одновременно прогревались нижняя часть присадочного прутка и обе стороны прорези или щели. Легким усилием нажимая на пруток, последний укладывают и приваривают вдоль щели или прорези. Приварку прутка заканчивают на целом месте на расстоянии 1 - 2 мм от повреждения. Затем ножом срезают выступающие поверхности прутка и производят выравнивание сваренного шва.

Разрывы шланга или оболочки ремонтируют с применением поливинилхлоридных заплат или разрезанных манжет. Заплата изготовляется из пластиката так, чтобы края ее на 1,5 - 2 мм перекрывали место разрыва. Заплату по всему периметру приваривают к шлангу, а затем вдоль образовавшегося шва приваривают присадочный пруток, а выступающие поверхности прутка срезают и выравнивают шов в месте сварки.

Для ремонта шланга или оболочки с применением разрезной манжеты кусок поливинилхлоридной трубки отрезают на 35…
…40 мм выше поврежденного места, разрезают трубку вдоль и надевают ее на кабель симметрично месту повреждения. Манжету временно закрепляют поливинилхлоридной или миткалевой лентой с шагом 20…25 мм, приваривают конец прутка в месте стыка манжеты со шлангом (оболочкой), а затем укладывают и приваривают пруток вокруг торца манжеты. После приварки обоих торцов манжеты к шлангу (оболочке) снимают ленты временного крепления, приваривают пруток вдоль разреза манжеты, срезают выступающие поверхности прутка и производят окончательное выравнивание всех сварных швов.

Ремонт поливинилхлоридных шлангов и оболочек кабелей может выполняться также с применением эпоксидного компаунда и стеклоленты. Поверхность шланга или оболочки предварительно обрабатывают, как указано выше, и с помощью драчевого напильника добиваются ее шероховатости. Место повреждения
и за его краями на расстоянии 50…60 мм в обе стороны смазывают эпоксидным компаундом с введенным в него отвердителем. По слою эпоксидного компаунда накладываются 4 -5 пять слоев стеклоленты, каждый из которых также промазывают слоем компаунда.

Временный ремонт шлангов и оболочек в целях предотвращения проникновения влаги под оболочку кабеля, а также вытекания битумного состава из-под шланга разрешается выполнять с помощью липкой поливинилхлоридной ленты с 50 % -ным перекрытием в три слоя с промазкой верхнего слоя поливинилхлоридным лаком № 1. По второму способу временный ремонт выполняется лентой ЛЭТСАР в три слоя с 50 %-ным перекрытием.

Покраска бронелент . Если бронепокровов кабеля разрушен коррозией, выполняют его покраску. Рекомендуется применять термостойкие пентафталевые лаки ПФ-170 или ПФ-171 либо термостойкую маслобитумную краску БТ-577. Покраску выполняют с применением краскораспылителя, а при его отсутствии - кистью.

Ремонт бронелент. Обнаруженные на открыто проложенных кабелях участки разрушенных бронелент обрезают и удаляют.
В местах отрезанных лент выполняют временные бандажи. Рядом с временными бандажами обе ленты тщательно зачищают до металлического блеска и облуживают припоем ПОССу 30-2, после чего провод заземления закрепляют бандажами из оцинкованной проволоки диаметром 1 - 1,4 мм и припаивается этим же припоем. Сечение проводника заземления выбирают в зависимости от сечения жил кабеля, но оно должно быть не менее 6 мм 2 .

При облуживании и пайке бронелент применяют паяльный жир. Продолжительность каждой пайки должна составлять не более 3 мин. Временные бандажи удаляют. На оголенный участок оболочки наносят антикоррозионное покрытие.

В тех случаях когда возможны механические воздействия на ремонтируемый участок кабеля, на него дополнительно наматывают по повиву один слой бронеленты, предварительно демонтируемый с отрезка кабеля с неповрежденной броней. Ленту наматывают с 50 %-ным перекрытием и закрепляют бандажами из оцинкованной проволоки. Проводник заземления в этом случае по всей длине перемычки должен быть распушен в целях создания плотного облегания брони вокруг участка ремонтируемого кабеля.

6.3. Ремонт металлических оболочек

Если при повреждении оболочки кабеля (трещины, проколы) обнаружена течь маслоканифольного состава на этом участке, с обеих его сторон на расстоянии 150 мм от места повреждения удаляют оболочку. Верхний слой поясной изоляции снимают и проверяют на влажность в разогретом парафине.

В том случае если влага отсутствует и изоляция не разрушена, свинцовую или алюминиевую оболочку ремонтируют.

Из листового свинца толщиной 2…2,5 мм вырезают полосу шириной на 70…80 мм выше оголенного участка кабеля и длиной на 30…40 мм больше длины окружности кабеля по оболочке.
В полосе выполняют два заливочных отверстия с таким расчетом, чтобы они располагались над отделенной частью кабеля. Полосу тщательно очищают от пыли и грязи ветошью, смоченной в бензине.

Удаленный полупроводящий слой бумаги и верхнюю ленту поясной изоляции восстанавливают и закрепляют бандажами из хлопчатобумажных ниток. Участок прошпаривают кабельной массой МП-1.

Полосой свинца обертывают оголенное место кабеля так, чтобы она заходила равномерно на края оболочки кабеля, а края образовавшейся свинцовой трубы перекрывали друг друга не менее чем на 15…20 мм. Вначале производят пропайку припоем ПОССу 30-2 продольного шва, а затем торцы трубы подгибают к оболочке кабеля и припаивают к ней.

Для кабелей с алюминиевой оболочкой в месте припайки свинцовой трубы оболочку кабеля облуживают припоем мар-
ки А. Муфту заливают горячей кабельной массой МП-1. После остывания и доливки запаивают заливочные отверстия. На запаянное на торцах место накладывают бандаж из медной проволоки виток к витку диаметром 1 мм с выходом 10 мм на оболочку кабеля и припаивают к оболочке. Отремонтированное место покрывают смоляной лентой в два слоя с 50 %-ным перекрытием.

В том случае если влага проникла под оболочку или повреждена поясная изоляция, а также изоляция жил, участок кабеля вырезают по всей длине, где обнаружена влага или повреждения изоляции. Затем вставляют отрезок кабеля необходимой длины и проводят монтаж двух соединительных муфт. Сечение и напряжение кабеля должны соответствовать вырезанному участку.

Марка кабеля для вставки может быть другой, но аналогичной вырезанному участку.

6.4. Восстановление бумажной изоляции

В тех случаях когда повреждены не токопроводящие жилы, а изоляция жил и поясная изоляция, а влага в ней отсутствует, изоляцию восстанавливают с последующим монтажом разрезной свинцовой соединительной муфты.

Кабель раскрывают до такой длины, чтобы можно было создать его достаточную слабину для разведения жил между собой. После разведения жил и удаления старой изоляции восстанавливают изоляцию жил с помощью наложения бумажных роликов или лентой ЛЭТСАР с предварительной обработкой прошпарочной массой МП-1. Устанавливают разрезную свинцовую муфту и пропаивают сначала продольный шов, а затем припаивают муфту к оболочке кабеля.

Такой ремонт можно выполнять на горизонтальных участках кабельных трасс, где отсутствует повышенное давление масла, так как муфта с продольной пайкой имеет меньшую механическую прочность.

6.5. Ремонт токопроводящих жил

Если разрыв жил кабеля произошел на незначительной длине и его можно подтянуть за счет «змейки», выполненной при прокладке, производят обычный ремонт соединительной свинцовой или эпоксидной соединительной муфты. Если запаса длины кабеля нет, можно применять удлиненные соединительные гильзы и муфты. Ремонт в этом случае производят с одной соединительной свинцовой муфтой. Во всех остальных случаях при ремонте токопроводящих жил кабеля применяют вставку кабеля и выполняют монтаж двух соединительных свинцовых или эпоксидных муфт.

6.6. Ремонт соединительных муфт

Ремонт соединительной муфты или монтаж вставки кабеля и двух соединительных муфт проводят после осмотра муфты и ее разборки.

Если пробой произошел с места пайки жилы или с гильзы на корпус свинцовой муфты и разрушение незначительное и изоляция не увлажнена, производят последовательную разборку муфты и поврежденной части изоляции. Затем изоляцию восстанавливают бумажными роликами или лентой ЛЭТСАР и прошпаривают массой МП-1. Устанавливают разрезной корпус муфты и выполняются все дальнейшие операции по монтажу муфты.

Если пробой произошел в шейке муфты с жилы на край оболочки и изоляция не увлажнена, муфту разбирают, затем отрезают участок брони и оболочки на длину, необходимую для удобного разведения жил. Изоляцию поврежденной жилы восстанавливают и прошпаривают. Устанавливают удлиненный разрезной корпус свинцовой муфты и выполняют все операции по монтажу муфты.

Если разрушения значительны, то применяют вставку кабеля с монтажом двух муфт по технологии, предусмотренной технической документацией.

В большинстве случаев повреждения в соединительных муфтах происходят при профилактических испытаниях повышенным напряжением. И если к ремонту не приступить сразу же после определения места повреждения, в муфту начнет поступать влага. В этом случае вырезают дефектную муфту и участки кабеля. Как правило, чем дольше находится в земле поврежденная и не отремонтированная муфта, тем длиннее будет вставка кабеля при ремонте кабельной линии.

6.7. Ремонт концевых муфт наружной установки

Концевые муфты наружной установки в основном выходят из строя в дождливые периоды времени года или при большой относительной влажности воздуха. Поврежденную муфту необходимо обрезать, проверить изоляцию кабеля на влажность и, если бумажная изоляция не увлажнена, выполнить монтаж муфты в соответствии с требованиями технической документации. Если длина кабеля в конце линии имеет достаточный запас, то ремонт ограничивается монтажом только концевой муфты. Если же запаса кабеля недостаточно, то на конце кабельной линии выполняют вставку кабеля необходимой длины. В этом случае необходимо монтировать соединительную и концевую муфты.

В концевых муфтах наружной установки с металлическим корпусом 1 раз в год в течение всего времени эксплуатации проверяют уплотнения и подтягивают гайки. Одновременно осматривают контактные соединения и в случае необходимости очищают контактные поверхности и подтягивают болты.

Систематически окрашивают эмалью места пайки, швы армировки и уплотнений. Поверхность концевых эпоксидных муфт наружной установки необходимо в процессе эксплуатации (1 раз в 3…5 лет в зависимости от местных условий) красить эмалями воздушной сушки. Окраску выполняют в сухую погоду, предварительно очистив поверхность муфты и изоляторов.

Изоляторы концевых муфт наружной и внутренней установок, а также изоляционные поверхности концевых заделок необходимо периодически очищать от пыли и грязи, смоченной в бензине тканью, не оставляющей ворсинок. Более частой очистке должна подвергаться концевая кабельная арматура в цехах промышленных предприятий и зонах с проводящей пылью. Периодичность протирки и очистки концевой кабельной арматуры на данной электроустановке устанавливает главный инженер местного энергопредприятия.

6.8. Ремонт концевых заделок

При разрушении корпуса заделки и выгорании жил в корешке их ремонтируют так же, как и концевые муфты. При этом корпус заделки и детали нельзя использовать повторно.

Ремонт концевых заделок в стальных воронках при разрушении изоляции жил выполняют в следующей последовательности: разрушенную или пришедшую в негодность изоляцию жил (загрязнение, увлажнение) удаляют, сматывают один слой бумажной изоляции, производят подмотку в пять слоев с 50 %-ным перекрытием липкой поливинилхлоридной лентой или тремя слоями прорезиненной ленты с последующим покрытием изоляционными лентами или красками. Ремонт может быть выполнен и с применением лент ЛЭТСАР (два слоя) и ПВХ (один слой). При растрескивании, отслаивании, частичном уходе и значительном загрязнении заливочного состава, особенно когда эти дефекты сопровождаются заметным смещением жил между собой или к корпусу воронки (что может в свою очередь вызываться неправильным положением или отсутствием распорной пластины), следует произвести полную перезаливку стальной воронки.

Старый заливочный состав удаляют (выплавляется), воронку опускают вниз и очищают от копоти и грязи. После подмотки нового уплотнения (под воронку) воронку ставят на место.

Горловину воронки подматывают смоляной лентой, затем воронку вместе с кабелем прикрепляют к опорной конструкции хомутом. Проверяют правильность положения фарфоровых втулок, а затем используют заливочный состав.

Ремонт концевых заделок из поливинилхлоридных лент производят при попадании пропиточного состава в корешок или на жилы, при растрескивании и обрывах лент. Проводят демонтаж старых лент и подмотку на жилах новых лент ПВХ или ЛЭТСАР.

Ремонт эпоксидных концевых заделок при разрушении подмоток на жилах выполняют с демонтажом старых лент, восстановлением новых лент ЛЭТСАР и дополнительной подливкой эпоксидного компаунда с таким расчетом, чтобы ленты заходили в заливаемый компаунд не менее чем на 15 мм.

При течи пропитывающего состава по кабелю в корешке заделки обезжиривают нижнюю часть заделки на участке 40…
…50 мм и на таком же расстоянии участок брони или оболочки (для небронированных кабелей). На обезжиренный участок корпуса заделки и примыкающий к нему участок кабеля шириной
15…20 мм накладывают двухслойную подмотку из смазанной эпоксидным компаундом хлопчатобумажной ленты. Заливку ремонтной формы (рис. 6.3) производят эпоксидным компаундом.

При нарушении герметичности в месте выхода жил из корпуса заделки обезжиривают верхнюю плоскую часть корпуса заделки и участки трубок или подмотки жил длиной 30 мм, примыкающие к корпусу. Устанавливают съемную ремонтную форму (рис. 6.4), размеры которой выбирают в зависимости от типоразмера заделки. Форму заливают компаундом. При нарушении герметичности на жилах обезжиривают дефектный участок трубки или подмотки жилы и накладывают ремонтную двухслойную подмотку из хлопчатобумажных лент с обильной обмазкой эпоксидным компаундом каждого витка обмотки или ленту ЛЭТСАР в три слоя.

При нарушении герметичности в месте примыкания трубки или подмотки к цилиндрической части наконечника обезжири-вают поверхность бандажа и участок трубки или подмотки жилы длиной 30 мм. На обезжиренные участки накладывают двухслойную подмотку из хлопчатобумажных лент с обильной обмазкой компаундом каждого витка подмотки. Поверх подмотки накладывают плотный бандаж из крученого шпагата и обмазывают эпоксидным компаундом.

6.9. Ремонт кабельных линий 0,38…10 КВ

При выводе кабельной линии в ремонт следует определить характер и место повреждения. В зависимости от характера повреждения производится либо ремонт защитных покровов, либо ремонт бумажной изоляции и токопроводящих жил с монтажом соединительных и концевых муфт с последующей фазировкой и испытанием повышенным напряжением.

Для ремонта сухих заделок необходимо удалить обесцвеченные или растрескавшиеся ленты, проверить бумажную изоляцию на отсутствие влаги и наложить новые ленты, укрепив их бандажами. Рекомендации по применению способов оконцевания, соединения и ответвления алюминиевых жил кабелей до 10 кВ приведены в табл. 6.1, а медных жил - в табл. 6.2.

Конструкции соединительных гильз и наконечников показаны на рис. 6.5.

Рис. 6.5. Соединительные гильзы и наконечники:

а - медный наконечник типа П; б - медная соединительная гильза

для пайки; в - медный наконечник, закрепляемый опресовкой;

г - медная гильза, закрепляемая опресовкой

Для соединения и оконцевания медных и алюминиевых жил широко применяются различные прессы, выпускаемые промышленностью. Для опрессовки выбирают соответствующие наконечники или гильзы, пуансоны и матрицы. С концов жил снимают изоляцию на длину цилиндрической части наконечника или на половину длины гильзы. Секторные однопроволочные жилы скругляют с помощью прессов или клещей для скругления, многопроволочные жилы - с помощью плоскогубцев. Для алюминиевых жил применяют алюминиевые трубчатые гильзы и трубчатые алюминиевые наконечники типа ТА или ТАМ (медная контактная часть). Внутреннюю часть наконечников и гильз протирают, зачищают и смазывают кварцевой пастой. Также подготавливают и жилы, после чего на них надевают наконечники или гильзы. Опрессовку для наконечников выполняют в один прием двузубым инструментом, в два приема - однозубым; гильзу спрессовывают в два приема двузубым инструментом и в четыре приема - однозубым.

Оконцевание алюминиевых однопроволочных жил выполняют также с помощью пиротехнических прессов ППО-95 и
ППО-240; пуансоны и матрицы подбирают по сечениям жил. Изоляцию с жил снимают на длине 45 мм для кабелей сечением 25 мм 2 ; 50 мм для 35…95 мм 2 ; 55 мм для 120…240 мм 2 .

Для опрессовки медных жил применяют медные гильзы и медные трубчатые наконечники. Жилы, гильзы и наконечники зачищают. На жилах наконечники спрессовываются одним вдавливанием, а гильза - одним с каждой стороны.

Наиболее распространенными способами соединения и оконцевания жил кабелей до 10 кВ являются пайка и опрессовка, т. е. способы, которые можно применить как при ремонте кабельных линий, так и в РУ.

Соединяют жилы между собой и жилой с наконечником с помощью расплавленного припоя. Многопроволочные жилы для облегчения надевания на них наконечников, гильз или стальных форм обжимают с помощью универсальных плоскогубцев. Однопроволочные жилы скругляют с помощью прессов или специальных обжимных клещей. С концов жил снимают изоляцию на длине половины гильзы или стальной формы плюс 10 мм.

Медные жилы паяют в медных облуженных гильзах оловянно-свинцовыми припоями с применением флюсов путем сплавления припоя непосредственно или путем налива расплавленного припоя в гильзы. При сплавлении припоя пламенем горелки нагревают гильзу с введенными в нее облуженными медными жилами и обильно смазанными флюсом, затем вводят палочку припоя в пламя горелки и заполняют гильзу расплавленным припоем.

Таблица 6.1

Область применения способов оконцевания и соединения

алюминиевых жил кабелей до 10 кВ

Вид работы, способ выполнения

Сечение жил, мм 2

Оконцевание

Опрессовка трубчатыми наконечниками ТА и ТАМ и штифтовыми наконечниками ШП

Следует применять

Штамповка наконечника из однопроволочной жилы пороховым прессом

Пайка наконечниками П

Следует применять

Пропано-кислородная сварка пластинами из сплава АДЗ-1Т1

Электродуговая сварка в защитном газе наконечниками ШАС

Допускается

Соединение

6-10 кВ

Окончание табл. 6.1

При втором способе стальной ковш с припоем в количестве 8…10 кг разогревают до температуры 245…270º С и устанавливают под местом пайки. Металлической ложкой припой из ковша заливают несколько раз в гильзы, тем самым разогревая их до температуры припоя.

Таблица 6.2

Область применения способов оконцевании и соединения медных жил кабелей до 10 кВ |13]

Вид работы, способ

выполнения

Сечение жил, мм 2

Оконцевание

Опрессовка трубчатыми наконечниками

Следует применять

Пайка наконечниками П

Пайка многопроволочной жилы с образованием монолита при втычном наконечнике

Допускается

Соединение

Опрессовка трубчатыми гильзами

Следует применять

Пайка гильз

Примечание. Рекомендации по применению означают (в соответствии с ПУЭ): следует применять - данное требование является преобладающим; рекомендуется - данное решение является одним из лучших, но не обязательным; допускается - данное решение применяется в виде исключения, как вынужденное.

Алюминиевые жилы между собой паяют цинко-оловянным или оловянно-медно-цинковым припоем. Жилы перед пайкой подготавливают либо ступенчатой разделкой по повивам для соединения в гильзах, либо в стальных формах со срезом жилы под углом 55º. Жилы однопроволочного исполнения подготавливают только со срезом под углом 55º (рис. 6.6).

Ступенчатая разделка жил по повивам (рис. 6.6) проводится с соблюдением следующих условий:

Сечение жил, мм 2 16…35 50…95 120…240

Количество ступеней 1 2 3

Длина участка жилы, очищен-

ной от изоляции, мм 2 ... 50 60 70

Рис.6.6. Подготовка алюминиевых многопроволочных жил под пайку:

а - ступенчатая разделка жил по повивам; б - разделка жилы под углом;

в - шаблон для оформления концов жил; 1- жила; 2 - шаблон;

3 - линия среза жилы

Для соединения в гильзах или в стальных разъемных формах концы жил обслуживают припоем марки «А» методом натирания, а затем оловянно-свинцовым (рис. 6.7). Края изоляции обматывают асбестовым шнуром для защиты ее от обугливания. Перед пайкой рекомендуется устанавливать защитные экраны и подматывать асбестовый шнур. Пайку выполняют методом сплавления припоя в гильзу или форму, нагревая их пламенем горелки. Стальной мешалкой перемешивают припой и удаляют шлаки.

Рис. 6.7 . Облуживание жилы припоем:

1 - алюминиевая многопроволочная жила со ступенчатой разделкой;

2 - изоляция; 3 - палочка припоя; 4 - металлическая кисточка; 5 - горелка

Пайка методом полива предварительно разогретого припоя в чугунных тиглях осуществляется в стальных разъемных формах. Тигель с расплавленным припоем ЦО-12 располагается вблизи пайки. Лоток из стали прикрепляют к жилам и опускают на край тигля, с тем чтобы в результате полива металлической ложкой припой после прогрева стальной формы сливался в тигель. В результате жилы разогреваются до температуры 500…550 °С и размягчаются (рис. 6.8).

Рис. 6.8 . Соединение жил пайки поливом расплавленного припоя:

1 - ложка паяльная; 2 - форма; 3 - лоток; 4 - тигель; 5 - скребок

Одновременно с размягчением торцов жил, срезанных под углом 55,° с них снимают скребком пленку окиси. Тигель с количеством припоя 7…8 кг разогревают перед пайкой каждой жилы, так как он быстро остывает. При количестве припоя в тигле до 15…18 кг разогрев производят 1 раз. Алюминиевые жилы со срезом под углом 55° располагают в формах на расстоянии 2 мм друг от друга для снятия пленки окиси со всей поверхности косого среза, благодаря чему увеличивается площадь пайки и повышается ее качество.

Для соединения алюминиевых жил с медными применяют или медные облуженные гильзы, или стальные разъемные формы. Алюминиевые жилы предварительно облуживают припоем марки «А», а затем оловянно-свинцовым. Таким же припоем выполняется и пайка. При пайке припоем ЦО-12 в стальных формах медная жила предварительно облуживается оловянно-свинцовым припоем, алюминиевая жила обрезается под углом 55° (рис. 6.6).

Для оконцевания медных и алюминиевых жил применяют медные облуженные наконечники типа П. Изоляцию с жил снимают на длину цилиндрической части наконечника плюс 10 мм. Многопроволочные секторные жилы скругляют универсальными плоскогубцами, а однопроволочные - прессом или клещами для скругления. На медные жилы надевают наконечник, уплотняют асбестовым шнуром, вводят флюс и прогревают наконечник пламенем горелки. Затем оловянно-свинцовый припой вводят в разогретый наконечник. Припой, расплавляясь, заполняет все пространства между проволоками жилы и наконечником.

Многопроволочные алюминиевые жилы перед пайкой облуживают натирочным припоем марки «А», затем - оловянно-свинцовым. Пайку алюминиевых жил выполняют так же, как и медных. Второй способ - используют в основным для пайки однопроволочных жил. Концы жил срезают под углом 55, надевают наконечник на жилу, выполняют уплотнение снизу асбестовым шнуром для защиты бумажной изоляции от обугливания и от вытекания припоя во время пайки. Пайку выполняют припоем
ЦО-12 без применения флюса. Наконечник прогревают пламенем горелки и в него вводят палочку припоя; расплавленный припой заполняет пустоты между проволоками и наконечником; под слоем расплавленного припоя скребком снимают пленку окиси, которая переходит в шлак.

Способ разделки кабеля с бумажной изоляцией для монтажа свинцовых муфт приведен на рис. 6.9.

Рис. 6.9. Разделка кабеля с бумажной изоляцией для монтажа

свинцовых муфт:

1 - наружный покров; 2- броня; 3- оболочка;

4 - поясная изоляция; 5 - изоляция жил; 6 - жила кабеля;

7, 8 - проволочные бандажи

Разделка кабеля для монтажа чугунных соединительных муфт показана на рис. 6.10.

Ремонт кабельных линий производят на основе данных, полученных при осмотрах и испытаниях кабелей. Особенность ремонта кабелей заключается в том, что ремонтируемые кабели как находившиеся в эксплуатации могут оставаться под напряжением или иметь остаточный заряд. Кроме того, они могут находится вблизи действующих кабелей, находящихся под напряжением. Все это требует от ремонтного персонала особого внимания не только к личной безопасности, но и к тому, чтобы не повредить близрасположенные кабели, и поэтому ремонтные работы важно провести в минимальный срок, так как при ремонтных работах приходится переходить на менее надежные временные схемы электроснабжения.

Ремонтные работы на кабелях часто связаны с раскопками кабельных траншей, т.к. более 80 % отказов кабелей и 90 % отказов соединительных муфт приходится при прокладке КЛ в траншеях. Во избежание повреждений близрасположенных исправных кабелей и других коммуникаций необходимо иметь точные сведения о расположении подземных коммуникаций. После достижения глубины 0,4 м раскопку разрешается продолжать только лопатами. Применение отбойных молотков, ломов и других инструментов для рыхления грунта, категорически запрещается. Если при земляных работах будут обнаружены кабели или какие-либо другие подземные коммуникации, работы прекращаются и об этом ставится а известность ответственный за выполнение работ. После вскрытия открытые кабели и муфты укрепляют на доске, которая подвешивается к перекинутым через траншею брусьям.

Основные работы по ремонту кабельных линий могут быть сведены к трем видам: ремонт броневого покрова кабелей, ремонт свинцовой оболочки кабелей, ремонт муфт и концевых заделок.

При местных разрушениях брони кабелей дефект устраняют следующим образом. В месте разрушения остаток брони снимают, обрез брони спаивают со свинцовой оболочкой кабеля, которую покрывают антикоррозионным лаком на битумной основе. У кабельных линий, проложенный в земле, броневой покров в процессе эксплуатации не ремонтируют. Если возникает необходимость в ремонте свинцовой оболочки кабеля, то обращают внимание на характер повреждения. Если повреждения изоляции кабеля и проникновения влаги во внутрь кабеля исключается, ремонт сводится к восстановлению свинцовой оболочки. Для этого изготовляют свинцовую трубу на 70-80 мм больше оголенной части кабеля. Оголенный участок кабеля помещают в приготовленную свинцовую трубу, шов которой запаивают. В том же случае когда проникновение влаги внутрь кабеля не исключена, необходимо проверить на отсутствие влаги бумажную изоляцию кабеля в дефектном месте. Бумажные ленты изоляции, снятые с кабеля в месте повреждения, погружают в парафин, нагретый до 150 о С. При наличии в изоляции влаги погружение изоляции в парафин будет сопровождаться потрескиванием и выделением из нее пены. При установлении факта проникновения влаги под свинцовую оболочку кабеля поврежденный участок кабеля вырезают, вместо него вставляют отрезок и монтируют две соединительные муфты по обоим концам.


При ремонте соединительных муфт иногда можно избежать применения вставок кабеля: используя новые муфты большей длины (удлиненные), дающие возможность увеличить длину разделки кабеля. При выходе из строя, концевой муфты ее вырезают или демонтируют, затем проверяют изоляцию кабеля на содержание влаги. Если влага не проникла внутрь кабеля, ограничиваются монтажом новой или ремонтом поврежденной муфты. При проникновении влаги внутрь кабеля, дефектный отрезок вырезают и монтируют новую концевую муфту.

Техника безопасности. Важное условие обеспечения безопасности персонала при ремонте кабельных линий – выполнение работ по нарядам и не менее чем двумя лицами. Ремонтные работы разрешается производить лишь после всестороннего отключения ремонтируемого кабеля. Проверки на его концах отсутствия напряжения и вывешивания в местах, откуда может быть подано напряжение на ремонтируемый кабель, плакатов «Не включать – работают люди»:

При ремонте кабельных линий приходится иногда разрезать кабель или вскрывать муфту. Такие работы можно выполнять, убедившись предварительно в том, что кабель не находится под напряжением. Проверку осуществляют специальным прокалывателем, снабженным изолирующей штангой.

При ремонтных работах в кабельных сооружениях (туннелях, коллекторах, каналах и т.п.), а также при земляных работах по раскопке кабельных трасс до начала работ, пользуясь специальным прибором, устанавливают отсутствие вредных для дыхания газов. При их обнаружении рабочие не допускаются к работам до удаления газа.

Во избежание пожаров при ремонте кабелей разогревать кабель и заправлять бензином паяльную лампу разрешается вне кабельных сооружений.

При испытаниях силовых кабелей постоянным током повышенного напряжения от кенотронной установки ее необходимо оградить и до начала испытаний удалить с места работ людей. Испытательная установки перед испытанием должна быть заземлена. Присоединять и испытывать кабели следует в диэлектрических перчатках, стоя на изолирующем основании. По окончании испытания кабелей постоянным током все жилы кабеля разряжают от накопленного электрического заряда через ограничительное сопротивление, предусмотренное для этой цели в кенотронных установках.

Контрольные вопросы

1. Как происходит приемка КЛ скрыто проложенных кабелей?

2. Какова периодичность работ по ТО КЛ до 35 кВ?

3. Каковы сроки осмотра КЛ?

4. Какие виды осмотров существуют?

5. В чем заключается цель профилактических испытаний?

6. Кто устанавливает периодичность профилактических испытаний и какова ее периодичность?

7. Когда проводят осмотр концевых кабельных муфт?

8. Что контролируют при осмотре открыто проложенных кабелей в кабельных сооружениях?

10. При каком виде прокладки КЛ приходится наиболее количество отказов?

11. Как производят ремонт соединительных муфт?

12. Какие основные условия обеспечения безопасности при ремонте КЛ?

При эксплуатации электрической кабельной сети неизбежен выход из строя соединительных муфт и концевых заделок. В соответствии с законодательством, каждая кабельная линия должна подвергаться ремонту - текущему или капитальному.

Согласно данным Московской области, основными причинами повреждений, неизбежно вызывающих ремонт кабеля , являются следующие причины:

  • Механические, предшествующие повреждения;
  • Повреждения, вызванные работой строительных организаций;
  • Дефекты монтажа соединительных муфт и концевой заделки;
  • Коррозия оболочки кабеля;
  • Дефекты завода-изготовителя;
  • Нарушение технологии прокладки кабеля;
  • Эффект старения изоляции, вызванный перегрузками, либо длительной эксплуатацией.

Если капитальный ремонт силового кабеля проводится по годовому плану, разрабатываемому на основе данных эксплуатации, то срочный и аварийный ремонт осуществляется немедленно. Аварийный ремонт характеризуется полной неработоспособностью кабельной сети, отключением от нее всех потребителей и отсутствием возможности подать напряжение посредством временных или резервных линий.Часто, сама резервная линия перегружается и приходится отключать часть потребителей, чтобы организовать аварийный ремонт сети.

Ремонт - аварийный, срочный или плановый - осуществляется персоналом специализированных электромонтажных организаций, имеющих необходимые допуски к работе с высоковольтными линиями. Работа организуется в несколько этапов:

  • Подготовительный, во время которого производится отключение и заземление кабеля, изучение документации сети, уточнение марки, сечения кабеля, документация, показывающая соединение кабелей , а так же выписка документов - наряда допуска по технике безопасности, погрузка и доставка материалов и бригады;
  • Подготовка рабочего места, при котором выполняется раскопка котлованов или траншей, определение ремонтируемого кабеля и проверка отсутствия вредных и взрывоопасных газов и горючих веществ;
  • Подготовка к монтажу - допуск бригады на место, прокол и разрезание кабеля, вскрытие муфты. Так же производится проверка изоляции кабеля на наличие влаги, устанавливается ограждение-палатка и производится прокладка кабельной вставки;
  • Непосредственный ремонт кабельной муфты, фазировка и монтаж;
  • Измерение и испытание.

Для ускорения работы в обязательном порядке должна применяться механизация: пневматические отбойные молотки, бетоноломы, средства для отогрева мерзлого грунта - при организации аварийного и срочного ремонта это значительно сокращает время работ.

Подрядной организацией, готовой взять на себя организацию любого типа ремонта, может стать компания «10 Киловольт». Наша организация имеет все разрешения для проведения ремонта кабельной сети, необходимый опыт выполнения подобных работ и квалифицированный персонал.

Работы будут произведены в срок, качественно и надежно, с применением средств механизации для ускорения хода выполнения работ. Ваша кабельная линия прослужит долго, если компании «10 Киловольт» будет доверена работа по текущему, аварийному или срочному ремонту неисправной кабельной сети.

По вопросам сотрудничества, уточнения стоимости услуг звоните по контактным телефонам, указанным на сайте. ООО «10 Киловольт» - надежный и добросовестный помощник при выполнении сложных энергетических задач!


Ремонт высоковольтного кабеля до 10 кВ, ремонт кабельных линий.

Комплексный ремонт кабеля 0.4 кВ (базовый) - от 52 т.руб.
Комплексный ремонт кабеля 6/10 кВ (базовый) - от 61 т.руб.
Ремонт одного места повреждения кабеля 380 вольт - от 6 т.руб.
Ремонт одного места повреждения кабеля 6000/10000 вольт - от 11 т.руб.

Высочайшее качество работ за вполне умеренную цену - выбор настоящего бизнесмена!

Выездная бригада компании обнаружит неисправность и профессионально выполнит ремонт кабеля , необходимость в котором обусловлена любой из нижеперечисленных причин:

  • Механическими повреждениями в ходе выполнения работ в зоне прокладки;
  • Дефектами, имеющимися на муфтах, как на соединительных, так и на концевых;
  • Допущенными ранее нарушениями технологии производства монтажных работ;
  • Подвижками и/или просадками грунта;
  • Локальными перегревами элементов конструкции, выполненных из металла;
  • Ремонт кабельных линий , выход из строя которых обусловлен скрытым заводским браком;
  • Старением имеющихся изоляционных оболочек, обусловленным длительными сроками их эксплуатации или возникшими перегрузками.

Мы оказываем услуги по оперативному ремонту силового кабеля , эксплуатируемых под нагрузкой до 0,4 кВ, а также выполняем весь комплекс ремонтных работ на высоковольтных кабелях до 6 кВ включительно. Наши бригады проводят базовые варианты ремонта кабеля 10 кВ.
Причём делается всё вышеперечисленное исключительно собственными материалами, в качестве которых мы уверены. Именно поэтому их цена уже включена в стоимость выполняемых нами работ. Никаких дополнительных платежей заказчику делать не придётся.

  • Комплексный ремонт кабеля осуществляется нашей бригадой в городе Москва.
  • Также возможен выезд в другие районы, но по предварительному согласованию деталей работы с оператором.
  • Ремонтные работы кабеля проводятся в зависимости от причины его повреждения и места.
  • Выездная бригада нашей компанией прибудет на место повреждения линии в короткие сроки после подачи заявки и проведёт все необходимые работы.
  • Мы гарантируем высокое качество работ за приемлемую цену.

Комплексный ремонт и восстановление кабеля выполняются выездной бригадой компании на территории Москвы и Московской области.
При этом работы по ремонту силового кабеля могут осуществляться по нескольким методикам, в зависимости от причины возникновения неисправности и места её выявления. В каждом конкретном случае ремонт силового кабеля может включать:

  • поиск конкретного места возникновения неисправности (повреждения КЛ), который выполняется пошагово в несколько этапов;
  • земляные работы, обеспечивающие доступ к месту повреждения;
  • выполнение собственно ремонтных работ (восстановление броневого покрова, концевых заделок, муфт, оболочек и т.п.);
  • выполнение испытаний восстановленного участка с оформлением их результатов соответствующим протоколом.

Ремонт силового кабеля (КЛ), который может выполняться нами, кроме процедур, перечисленных в прайс-листе, может дополняться, по желанию клиента, следующей технической деятельностью:

  1. Обнаружение конкретной точки КЗ, обрыва или иного повреждения одиночного кабеля и/или КЛ до10 кВ включительно.
  2. Монтаж концевых и/или соединительных муфт (термоусадочных) для ремонта силового кабеля 10 кв.
  3. Обслуживание и ремонт кабельных линий с последующей организацией контроля их изоляции на наличие влаги.
  4. Выполнение испытательных и электроизмерительных работ по определению наличия токов утечки в кабельной изоляции и целостности последней. С последующим оформлением результатов протоколом, их подтверждающим.
  5. Ремонт высоковольтного кабеля на территории Москвы.

Заказав работы у нас, вы экономите время, деньги и получаете гарантированно качественное решение вашей проблемы. Мы уважаем своих заказчиков и собственную деловую репутацию!