Русская культура 14 15 вв презентация. Презентация по истории "Русская культура в XIV - XV вв". Собор Троицы -Сергиевой Лавры

1 слайд

2 слайд

Цель проекта Исследовать русскую культуру XIV – XV вв., показать, что в ней нашли отражение исторические события, процессы, происходящие на Руси.

3 слайд

4 слайд

гипотеза Если произведения, созданные русскими мастерами, не уступают лучшим мировым образцам, то подъём духовности был действительно очень высок.

5 слайд

Иконопись Икона "Донская Богоматерь" Первое упоминание иконы "Донская Богоматерь" датируется 1380 годом. По преданию, ее принесли с собой донские казаки, прибывшие в 1380 году на помощь Великому князю Дмитрию Иоанновичу. Во время Куликовской битвы икона "Донская Богоматерь" находилась среди русского войска. После битвы образ был подарен князю Дмитрию Иоанновичу.

6 слайд

А. Рублёв «Троица» Икона "Троица", написанная в 1425-1427 годах прославленным русским мастером Андреем Рублевым, как храмовый образ вошла в иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В основу сюжета иконы лег легендарный библейский рассказ о явлении праведным Аврааму и Саре трех прекрасных юношей, символизирующих триединство Бога в христианской религии (Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа).

7 слайд

А. Рублёв (ок.1360/70-1427) Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год). Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

8 слайд

Зодчество Новодевичий монастырь в Москве Новодевичий монастырь в Москве был основан в 1524 году Великим князем Василием III Иоанновичем по случаю победы над литовцами и возвращения Русскому государству Смоленска. В 1524-1525 годах в монастыре возвели Смоленский собор, сооруженный по образцу Успенского собора Московского Кремля. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в 1598 году Борис Федорович Годунов принял избрание на царство. Рядом с собором, возвышаясь над монастырем, стоит многоярусная колокольня, увенчанная золоченым куполом. Она была построена в 1690 году, недалеко от возведенной в 1685-1687 годах монастырской трапезной. В

9 слайд

Иосифо-Волоколамский монастырь основан в 1479 году близ Волоколамска иноком Иосифом Волоцким (в миру Иван Санин). В XV-XVII веках монастырь был религиозным и политическим центром Русского государства. Здесь в 1610 году был заточен низложенный царь Василий Иванович Шуйский. За многовековую историю существования обитель не раз выдерживала нашествия, подвергалась разрушению, однако, затем вновь обустраивалась. Архитектурный ансамбль монастыря включал мощные крепостные стены с шатровыми башнями (1543-1566 годы, перестроены в 1676-1688 годах, архитектор Т.Игнатьев), церковь

10 слайд

Фрески Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде В 1378 году, по заказу знатного боярина и жителей Ильиной улицы в Новгороде, прославленный мастер Феофан Грек расписал местную церковь Спаса Преображения. Фрески написаны в характерной для мастера моноколористичной манере. Персонажи Феофана Грека обладают огромной силой эмоционального воздействия на зрителя, их движения исполнены непреодолимой мощи. Мастер сумел показать величие и неисчерпаемую силу человеческого духа.

11 слайд

Лаврентьевская летопись "Лаврентьевская летопись" – русский летописный свод, названный по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из приписки, в 1377 году по заказу Нижегородско-Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Основой труда послужил Владимирский свод 1305 года. Летопись написана на 173 листах пергамента. Она начинается древнейшей дошедшей до нас редакцией "Повести временных лет". В XIX веке "Лаврентьевская летопись" была преподнесена царю Александру I русским археографом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным.

Культура Руси XIV-XV вв.

Поскребышева Н.А.,

учитель истории МБОУ №4

г. Покачи.


Задание на урок.

Каковы достижения культуры

в 14-15 веках?


  • Со второй половины XIV начинается подъем национального самосознания, возрождение русской культуры.
  • Некоторое обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур.
  • Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь.

Тематика произведений.

  • Жития святых
  • Летописи
  • Похвальные слова (князьям)
  • Повести о борьбе с монголо-татарами

(о разорении Рязани Батыем, нашествие Тохтамыша, о Шевкале)

  • О Куликовской битве

(«Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»)

  • Рассказы о путешествиях.

Зодчество (каменная книга). 14 век.

  • Церковь Фёдора Стратилата Церковь Спаса Преображения

на Ручью (1360 г.) на Ильине улице (1375 г.)


(1407 г.) в Зверине монастыре (1467 г.)



особенности

зодчества 14 в?

Церковь Петра и Павла 1407г



Московский Кремль к. XV в.

Успенский собор (1475-1479 гг.) Архитектор Фиорованти


На территории московского кремля.

  • Благовещенский собор Грановитая палата (1491 г.)

(1484-1489 гг.) (Марко Руффо и Пьетро Салари)


Внутренний вид Грановитой палаты

Московского Кремля.


Источники сохранили имена трех великих художников 14-15вв-

Андрея Рублева

Феофана Грека

Дионисия.


Андрей Рублёв

«Троица» (ок. 1411г.)-самая знаменитая икона древней Руси


(фрагмент фрески во Владимире) Андрея Рублева



  • Донская Богоматерь Преображение

Дионисий (ок.1440-после 1503)

  • Богоматерь Одигитрия Ангел (деталь)

Лучший художник 15 века.



  • Пророки Даниил, Давид и Соломон



Шитьё Петра (XIV в.)





«Из всех периодов истории культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными. Именно тогда происходит восстановление прерванного процесса созданная единого государства и возрождение культуры. В дальнейшем этот процесс, несмотря на многочисленные кризисные моменты, уже более не прерывался,а лишь приобретал новые черты». Д. С. Лихачев.


Спасибо за внимание.

Источники.

Живопись: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_

Архитектура: Яндекс. Например, соборы Новгорода, Успенский собор….

www.abrisburo.ru

Архитектура. Грановитая палата в Московском Кремле. Троице - Сергиев монастырь. Сводная таблица современников. В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых. Письменность и литература. Андрей Рублев. Троица. Условия и характерные черты. Фольклор. Хождения за три моря. Кирилло-Белозерский монастырь. Культура Руси в 13-15 веках. Грановитая палата. Благовещенский собор Московского Кремля. Поэтические произведения.

«Архитектура Московского княжества» - Москва построена в 1156 г (до этого была деревней). Каменное строительство в Москве. Архитектура Московского княжества. Инициатором создания Русского государства и становится Москва. Архитектура и интерьер Московского княжества. Московское княжество. Покровский собор. Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524-1598). Успенский собор. Быстрый рост экономического и политического значения. Грановитая палата.

«Новгород в 14 веке» - Новгородская литература 14-15 веков. Древнейшим памятником новгородской литературы является ле­топись. Новгородская печать XIII век. Живопись. Произведения о победе на Куликовом поле: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Новгородские товары имели хождение на огромной территории от Лондона до Уральских гор. Строительство закончено в течение года. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью - храм XIV века в Великом Новгороде.

«Культура Средневековой Руси» - Софийский собор в Новгороде. Культура Киевской Руси. Каменные Золотые ворота. Жанр древнерусской литературы. Русская живопись. Культура Московской Руси. Прикладное искусство. Празднества. Андрей Рублев. Церковь Рождества Богородицы. Крупнейшая постройка. Живопись. Софийский собор в Киеве. Икона Апостолов Петра и Павла. Каменное строительство. Церковь спаса на Ковалеве. Иконы. Золотые ворота. Музыка.

«Русские города 15 века» - Москва становится центром русского зодчества. Сергиев Посад. Москва. Технологии строительства. Ростов Великий. Ярославль. Углич. Каменное строительство. Владимир. Суздаль. Современные города России. Новгородское и псковское зодчество. Новгород. Владимиро-Суздальское зодчество. Деревянное зодчество. Грановитая палата. Страницы истории. Русские города XV века. Да сохранит Бог землю русскую. Кострома.

«Культура Руси 14-15 веков» - Пища. Феофан Грек. Одежда и обувь. План урока. Посуда. Цели. Характерные черты эпохи. Сказания. Живопись. Культура и быт XIV -XV вв.. Именно 14-15 вв. являются особенно важными. Основные понятия. Литературный отклик на Куликовскую битву. Закрепление. Каменное строительство, появившееся в разных городах. Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы. Былины. Андрей Рублев. «Житие святого Александра Невского».

В 13 веке храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства горожан. Во второй половине 13 века каменное строительство полностью замерло (натиск с северо-запада, дань орде). Первой возобновила каменное зодчество Тверь. А за ней Новгород. Уже в 1292 году новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в 14 столетии создается ряд храмов, отличающихся завершенностью и зрелостью архитектурных форм. Новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими пропорциями здания. Храм был расчитан на небольшую группу прихожан одной улицы. Они же собирали деньги на его строительство. Новгородские мастера отказались от закомар, апсиду опустили до середины стены в пользу трехлопастного покрытия – излюбенный зодчих 14-15 вв., символом новгородского стиля. Плинфа не использовалась, выкладывали храм из грубо отесанного известняка и валунов. Это придавало стенам волнистую поверхность. Храмы производят двойственное впечатление. С одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубоватой силы, с другой – изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.