Самоанализ к сюжетно ролевой игры парикмахерская. Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Цирк. Анализ руководства сюжетно – ролевой игры

Дан полный анализ сюжетно-ролевой игры: анализ уровня развития игровой деятельности, анализ сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений. Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми. Дана схема анализа сюжетно-ролевой игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ сюжетно-ролевой игры: оценка уровня развития игровой деятельности.

При анализе игры ответить на вопросы: по чьей инициативе возникла игра?

Планировали ли дети заранее её ход? Сколько детей участвовало в игре? Какие роли и как распределялись? Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Чему отдавали предпочтение во время игры (действия с предметами или взаимоотношения между людьми )? Какие новые игровые ситуации придуманы в ходе игры? Сколько времени она продолжалась? Связанна ли данная игра с другими играми? Как окончилась игра (организованно или неожиданно)? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания? Самостоятельны ли в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? Соответствует ли игра возрасту детей? Каков уровень развития их игровой деятельности? Как вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

Анализ записей сюжетно-ролевой игры: оценка сформированности у детей реальных и игровых взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (мама заботится о дочке, врач дает указания медсестре, командир отдает приказ солдатам, и они подчиняются ему и т.п.)

Реальные связаны с организацией игры, по ним определяются дети-лидеры, организаторы игры. Они договариваются о начале игры, распределяют роли, принимают или не принимают других в игру, оценивают выполнение установленных ими правил, исключают из игры детей за нарушение правил и др. Дети-лидеры, как правило, выбирают главную роль, как бы руководят игрой.

Анализируется, сколько детей участвовало в игре в начале, сколько включилось по её ходу, кто решал вопрос о приеме в игру, выходили ли дети из игры и если да, то почему, возникали ли конфликты в процессе распределения ролей, кем и как они устранялись, кто был лидером в игре, оставались ли пассивными дети, которые полностью подчинялись воле других, возникали ли конфликты в ходе игры, из-за чего, кем и как устранялись, как спланировать работу воспитателя по формированию взаимоотношений в игре.

Возможные варианты развития игры:

  • введение новых ролей,
  • игровых действий,
  • ситуаций,
  • оборудования.

Анализ деятельности воспитателя по руководству сюжетно-ролевыми играми.

  1. Созданы ли в группе необходимые условия для организации игр;
  2. Какое время отведено им в режиме дня;
  3. Есть ли специальное место для игр в группе и на участке;
  4. Как оборудованы игры;
  5. Руководит ли ими воспитатель;
  6. По чьей инициативе возникла игра (если по инициативе детей, то как скоро воспитатель заметил игру, какова была его реакция );
  7. Способствовал ли взрослый развитию игры, каким образом;
  8. Предлагал ли новые роли, игровые действия, ситуации;
  9. Расширял ли знания детей для развития игры;
  10. Вносил ли дополнительное оборудование, изготовлял ли его вместе с детьми;
  11. Способствовал ли формированию коллективистических взаимоотношений (предлагал принять новичка, помогал распределять роли, договариваться о плане игры, устранял конфликты );
  12. Способствовал ли взрослый укреплению воспитательной функции сюжетно-ролевой игры (привлекал внимание к положительным поступкам действующих лиц, к красоте взаимоотношений между персонажами);
  13. Принимал ли сам воспитатель участие в игре;
  14. Помогал ли закончить игру, подвести итог, заранее договориться о новой игре или о продолжении старой;
  15. Как оцениваете руководство воспитателя данной игрой;
  16. На основании чего делаете такой вывод;
  17. Как бы вы руководили игрой.

Можно развивать следующие стороны игровой деятельности:

  • Разнообразие ролей и игровых ситуаций;
  • Увеличение продолжительности игры;
  • Степень охвата детей.

содержание игр:

  • Введение другой тематики;
  • Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.

Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:

  • Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
  • Привлечение к продуманному отбору игрового оборудования, изготовлению его ими самими;
  • Умение организованно распределять роли, заканчивать игру и переходить к следующему виду деятельности, заранее обсудив дальнейшее течение игры и подведя итоги.

Схема анализа сюжетно-ролевой игры.

1 . Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры? (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д .)

2. Обсуждает ли ребенок с партнерами замысел игры, учитывает ли их точку зрения?

3. Насколько устойчив замысел игры? Видит ли ребенок перспективу игры?

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры? Насколько часто наблюдаются импровизации в игре?

5. Умеет ли ребенок сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям?

2. Замысел игры.

1. Что составляет основное содержание игры? (Действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми. )

2. Насколько разнообразно содержание игры? Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием? Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

3. Сюжет игры.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (Указать их название и количество.)

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. следует ли ребенок одному сюжету?

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?

4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли он собой цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет?

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

6. Каковы источники сюжетов игры? (Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т. д.)

4. Исполнение роли и взаимодействие детей в игре.

1. Обозначает ли исполняемую роль словом? Когда это делает? (До или во время игры.)

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнерами по игре? (Ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика.)

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога?

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа?

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей? Какие роли чаще исполняет – главные или второстепенные? Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли?

6. Что предпочитает – играть один или входить в игровое объединение? (Дать характеристику объединения: численность играющих, устойчивость и характер взаимоотношений.)

7. Есть ли у ребенка любимые роли? Сколько ролей он может исполнять в разных играх?

5. Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие? По какому принципу выбирает и преобразует их для использования в игре?

2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям? Насколько легко это делает?

3. Кто – сам ребенок или взрослый – является инициатором выбора предмета-заместителя? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру?

4. Использует ли в игре образные игрушки? Как часто? Есть ли любимые игрушки?

5. Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию? Понимает ли ее условность? Играет ли с воображаемыми предметами?

6. Игровые правила.

1. Выполняет ли функцию регулятора игры? Осознает ли правило?

2. Как соотносит выполнение правила со взятой на себя ролью?

3. следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре?

4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил?

7.Достижение результата игры.

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

8.Особенности конфликтов в игре.

1. По поводу чего чаще возникают конфликты? (Распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

9. Игровая среда.

1. готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры?

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка)? Как?

10. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры? По поводу чего? Как часто?

2. Предлагает ли принять взрослого в игру?

11. Специфика игр детей в конкретной возрастной группе..

1. Умеют ли дети найти себе игру, занятие без помощи взрослого?

2. Характер детских игр (одиночные, игры рядом), их содержание.

3. Взаимоотношения между играющими: умеют ли пользоваться общими игрушками? Охотно ли принимают сверстников в игру? Есть ли дети, которые ведут себя агрессивно (ссорятся, отнимают игрушки, разрушают постройки)? Причины такого поведения

4. Умеют ли дети пользоваться игрушками? Убирают ли их после игры на место?

Руководство воспитателя играми детей. Анализ.

2 младшая группа.

Предлагает ли воспитатель сюжеты детских игр? В какой форме? Как предлагает развернуть и продолжить начатую игру? Имеет ли место совместная игра воспитателя с детьми? Какую роль при этом играет воспитатель? Методы и приемы педагога по формированию правильных взаимоотношений детей.

Самостоятельны ли дети в выборе игрушек? партнера? Умеют ли спокойно, сосредоточенно играть? Характер взаимоотношений детей во время игры. Как часто обращаются к воспитателю? По какому поводу?

Средняя группа.

Методы и приемы для формирования игровой деятельности детей. Использует ли воспитатель поведение детей в игре? Какие методы и приемы использует для формирования положительных взаимоотношений детей в игре?

Сюжеты детских игр, их содержание. В какие игры дети играют самостоятельно7 Уровень самостоятельности детей в играх (умеют ли выбирать тему игры, организовать обстановку, сговариваться). Играют ли совместно? На чем основано объединение в совместных играх? Характер общения между детьми. Причины такого общения. Есть ли неиграющие дети?

Старшая группа.

В чем суть деятельности воспитателя по формированию у детей умения играть? Какие методы и приемы использует при руководстве детскими самодеятельными группами? (Советы по выбору игровых партнеров; помощь в создании игровой обстановки, в распределении ролей, составлении плана сюжета). Как воспитатель управляет детскими взаимоотношениями в игре? (Видит возникающие разногласия, всегда ли правильно разрешает их.) Приемы включения в игру робких и застенчивых детей. Как педагог помогает им преодолеть нерешительность?

Количество играющих подгрупп. По чьей инициативе возникли игры в подгруппах? Тематика и содержание игр. Устойчивость и взаимоотношения различных играющих группировок (по содержанию игр). Что объединяет детей в группировках? (Интерес к игрушке, деятельности .) Имеют ли место одиночные игры? Их вид, тема, содержание. Уровень проявления самодеятельности детей в играх (знание правил, умение организовать обстановку для игры, распределять и исполнять роли, подчиняться правилам, согласовывать свои действия друг с другом, разрешать конфликты). Возникают ли конфликты и по какому поводу? (При определении темы игры, ролей, при использовании игрушек, выполнении правил игры и т.д.) Какие способы дети используют чаще для разрешения конфликтов? (Стараются изменить тему игры, переходя к другой игре или другому виду деятельности, вводят правила, очередность, подчинение меньшинства большинству, дерутся, жалуются и т.д.)

Подготовительная к школе группа.

Принимает ли воспитатель непосредственное участие в играх детей? Необходимость его участия в этих играх. Характер руководства воспитателем играми детей. Учитываются ли индивидуальные особенности детей при руководстве играми7

Тематика и содержание игр. Численность детских самодеятельных игровых группировок в сюжетно-ролевых играх, играх с правилами (подвижные, дидактические, настольно-печатные). Самоорганизация детей (умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание деятельности, распределять роли, подбирать нужный для игры материал). Соответствуют ли игровые приемы программе воспитания в детском саду? Характер реальных взаимоотношений детей в игре.


Елена Алексеева
Конспект и самоанализ сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Открытие поликлиники»

Самоанализ сюжетно-ролевой игры: «Открытие поликлиники»

Тема сюжетно-ролевой игры: «Поликлиника»

В сюжетно ролевой игре участвовало 11 детей 5 лет. Форма работы велась подгрупповая. В ней я обозначила следующие задачи:

Цель сюжетно - ролевой игры: формировать у детей активный интерес к различным профессиям, воспитывать интерес к работе врачей, желание стать такими, и помогать людям.

1. Обучающая: Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения. Углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

2. Развивающая: Развивать интерес к профессиям. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.

3. Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Используемые материалы, оборудование: предметы - инструменты врачей, столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты и шапочки, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, таблица, фонарик, лекарства, телефоны, медицинские карточки, касса, лекарство, таблетки; сумки для мам; справки – бумаги, ручки, деньги – бумаги, куклы.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в аудиозаписи. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет, шприц и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры, медрегистратора. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)

В ходе сюжетно - ролевой игры приоритетными являлись задачи, связанные социально-коммуникативным развитием. Также в игре были задействованы такие образовательные области как познавательное и речевое развитие.

Виды деятельности:

Игровая (сюжетно-ролевая игра);

Коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие со

взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения).

В образовательной деятельности были использованы следующие методы: словесные (беседа, отгадывание загадок, словесно-дидактическое упражнение); практические (игра). Приемы – поощрение, создание игровой ситуации, вопросы, сюрпризный момент, показ образца действия)

В процессе сюжетно-ролевой игры каждому ребенку была дана возможность самореализоваться, в том числе малоактивным детям, которые получили одни из главных ролей (Например, врач - окулист). Роли мы распределяли как по желанию, так и с помощью считалок, игровой ситуации.

В процессе игры дети брали на себя различные роли, как бы замещали людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действиях. Мы увидели, как дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразны (врачи-педиатры и окулисты, медсестры, медрегистраторы, фармацевт, больные, мамы, папы и т. д., пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом.

Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным экскурсиям и беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателя и родителей.

О познавательной активности моих детей можно сказать следующее: дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими, где-то и стеснение. Дети показали хорошие знание по данной теме.

Оборудование, которое я использовала в игре, соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении.

В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей.

Я как воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры. Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» старшая группа

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Вызвать у детей интерес к профессии врача. Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о больнице, поликлинике о работе врачей, об аптеке и работе продавца, о жизни семьи.

Углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.

Предполагаемая игра: «Поликлиника»

Игровые ситуации: «Регистратура», «На приеме у окулиста», «На приеме у педиатра», «Аптека».

Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, прививки.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)

Оборудование: Предметы инструменты врачей, столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, таблица, фонарик, лекарства, касса; телефоны сумки для мам; справки – бумаги, карты – картон, ручки, деньги – бумаги, куклы.

Роли: Педиатр, окулист, медсестра, медрегистратор, больные.

ХОД ЗАНЯТИЯ (Дети заходят с разд. комнаты и встают в круг).

Дорогих гостей видеть рад

Наш любимый детский сад,

Мы рады всем гостям

Что выбрали вы время

И заглянули к нам.

Организационный момент

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются). А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”. (садимся на стульчики).

В. Ребята, а сейчас послушайте загадку:

Он согнутым пальцем мне в грудь постучал,

Потрогал живот, головой покачал…

Ну, думаю, всё! Вот нацепит очки,

Пропишет пилюли, потом порошки.

А после микстуру: три раза давать,

Укол и компресс, и уложит в кровать. (Доктор)

В. Ребята, а как еще можно назвать врача?

Д Доктор.

В. А какими качествами обладает врач?

Д. Внимательный, заботливый, добрый, ответственный…

В. Ребята, а, что делает доктор?

Д. (Доктор лечит людей)

В А где он работает?

Д. (Доктор работает в больнице)

В. А по-другому, как, можно сказать.

Д. Поликлиника.

В. Ребята, а из вас кто ни будь был в поликлинике?

В. А что вы там видели?

В. А какие еще врачи работают в поликлинике?

Д. (Педиатр, хирург, окулист, стоматолог, лор (отоларинголог).).

В. Ребята, а для того чтоб попасть на прием к врачу, что пациенту нужно сделать?

Д. Позвонить в регистратуры, записаться на прием к врачу.

В. А кто отвечает на звонки в регистратуре

Д. Медрегистратор.

В. Молодцы, а сейчас я вам предлагаю выбрать каждому один предмет и скажите для чего он нужен. (градусник-измерить температуру, фонендоскоп - слушать, почему кашляет человек, микстура- лечиться, шприц - делать укол, халат - рабочая одежда врача, шпатель-смотреть горло, бинт-забинтовывать рану, аппарат для измерения артериального давления, зеленка- обеззараживать, мазать раны.)

В. Молодцы.

Ребята, а сегодня, у нас с вами начнет работать новая больница. Но есть, проблема в новой больнице совсем нет врачей. Давайте, исправим эту проблему и выберем играющих.

Воспитатель: - У нас есть регистратура, кабинет педиатра, кабинет окулиста, процедурный кабинет.

Кто будет работать у нас в регистратуре? Требуется медицинская сестра.

Дети: Пусть будет Настя.

Воспитатель: - а почему Настя?

Дети: Она отзывчивая и вежливая. Настя справится с этой ролью.

Воспитатель: - а кто у нас будет врачом – педиатром?

Дети: Никита Н.

Воспитатель: - Я думаю ребята - это правильный выбор.

Воспитатель: - а кто будет помогать врачу-педиатру и возьмет роль медицинской сестры?

Милана: Можно я буду медицинской сестрой.

Воспитатель: - Хорошо. А кто у нас будет врачом-окулистом?

Савелий, согласен быть врачом – окулистом?

Д. Да, а можно Соня будет работать у меня медицинской сестрой?

Воспитатель: - Конечно можно.

Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки?

Вероника К. : А можно я буду работать в процедурном кабинете.

Воспитатель: - Хорошо.

Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир.

Катя, эту ответственную роль, поручаю тебе. Ты у нас девочка внимательная, ответственная. Думаю, ты справишься с этой ролью.

Катя: Хорошо.

Воспитатель: Врачи и медицинские сестры одевают халаты.

Остальные дети, те, которые остались без роли будут пациентами. Выберете себе куклы – это будут ваши дети.

Можете взять сумочки, кошельки.

Итак, все роли распределены. Теперь откроем нашу больницу, и я торжественно перережу красную ленточку.

Ребята, посмотрите, какие здесь кабинеты открылись: кабинет педиатра, кабинет окулиста, аптека.

Все врачи разошлись по кабинетам и готовы принимать пациентов.

Воспитатель я тоже буду с вами играть: - Так, я главный врач, и пациент.

Сюжет в «Регистратуре»

Воспитатель: - Ребята встаем в очередь.

Д: - А кто последний, в регистратуру?

Д: «Я последняя».

Хорошо, тогда мы будем за вами.

Воспитатель: - Ребята в регистратуре, мы получим направления и талоны на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста».

Д: Дайте нам, пожалуйста, направление к педиатру.

Д: Сейчас подождите, я выпишу вам направление… Возьмите, пожалуйста.

Д. Спасибо.

Д: А нам дайте, пожалуйста, направление к окулисту.

Д: Сейчас напишу. Пожалуйста, возьмите.

Д: - Здравствуйте, не могли бы вам нам выписать направление к педиатру?

Д: Да, конечно, сейчас напишу, возьмите.

Д: Спасибо.

Сюжет «На приёме у педиатра»

Воспитатель: - Кто последний на прием к педиатру?

Д: Я последняя.

Воспитатель: - Хорошо тогда мы будем за вами.

Скажите, пожалуйста, а прием уже начался?

Д: Да, мы сейчас заходим

Воспитатель: - Ребята не забываем здороваться.

Д: (заходит к врачу) - Можно?

Д: Да, войдите.

Д: Здравствуйте, доктор!

Д: Здравствуйте. Садитесь, что у вашей дочки болит? На что жалуетесь?

Ника: Моей дочке надо сделать прививку от гриппа. Доктор, выпишите нам, пожалуйста, направление.

Воспитатель: - Катя, а ты будешь слушать пациентку через фонендоскоп?

Д: Давайте я послушаю вашу дочку. Платье поднимите, пожалуйста. Дышите. Не дышите. Дышите. Все в порядке. Напишите пациентке направление на прививку от гриппа (дает карточку - медицинской сестре).

Д: Вот возьмите ваше направление.

Д: - Спасибо большое. До свидания.

Д: До свидания.

Воспитатель заходит в кабинет врача.

Воспитатель: - Здравствуйте доктор.

Д: Здравствуйте, садитесь, на что жалуетесь?

Воспитатель: - У меня болит очень сильно горло и еще я кашляю.

Д: Давайте я осмотрю вас. Открой рот. Скажи, а-а! Так горло очень красное.

Д: А теперь я вас послушаю. Дышите. Не дышите. Дышите. Так все понятно. Возьмите градусник и подержите 5 минут.

Д: Ой, какая высокая температура у вас. Я вам сейчас выпишу рецепт, это лекарство вы сможете купить в аптеке. Принимайте его 3 раза в день. А еще каждый вечер пейте горячее молоко, с медом.

Воспитатель: - Спасибо доктор. До свидания.

Сюжет: «Прием у окулиста».

Воспитатель: - Савелий принимай пациентов, они ведь ждут.

Д. Нам можно? Здравствуйте.

Д: Да, конечно войдите. Присаживайтесь. Здравствуйте! На что жалуемся? Есть жалобы на зрение?

Д: Мы пришли к вам на обследование.

Д: Хорошо. Тогда я сейчас проведу осмотр глаз вашего ребенка.

Д: (проводит осмотр) Я осмотрел вашу дочку. Она здорова. Зрение у нее хорошее.

Д (говорит медицинской сестре) Напишите ей справку, о том, что ребенок здоров.

Д: Хорошо… Возьмите вашу справку.

Д: Спасибо. До свидания.

Д: До свидания. Следующий проходите.

Д: Здравствуйте, доктор!

Д: Здравствуйте, присаживайтесь, что вас беспокоит?

Д: У нашего сына болит один глазик. Доктор видите, даже немного покраснел.

Д: Давайте мы сейчас осмотрим вашего ребенка.

Воспитатель: - Савелий не забывай пользоваться медицинскими инструментами. Посвети фонариком. Для того чтобы не ошибиться и правильно поставить диагноз.

Савелий (осматривает): Глазик надо лечить, для этого вам необходимо купить капли для глаз. Сейчас я вам выпишу рецепт… Вот возьмите, можете прямо сейчас пойти в аптеку и купить эти капли.

Д: Спасибо, доктор. До свидания.

Д: До свидания.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, как заработала наша больница, какие здесь хорошие врачи. Пойду, схожу в аптеку и куплю лекарство, которое мне выписал врач.

Сюжет: «Аптека».

Воспитатель: - Ребята не забываем быть вежливыми друг с другом.

Д: - Здравствуйте! Дайте, пожалуйста, капли вот по этому рецепту.

д: Держите. С вас 12 рублей 50 коп.

д: - Вот возьмите.

Д: - Ваша сдача, капли, рецепт возьмите, пожалуйста. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Всегда будем рады вас видеть у нас в аптеке. До свидания.

Д: - До свидания.

Воспитатель:- Девушка, здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, дайте мне лекарство вот по этому рецепту.

Д: - Да конечно, подождите секундочку. Вот ваше лекарство. С вас 76 рублей 34 копейки.

Воспитатель:- Возьмите, пожалуйста.

Д: - Ваша сдача. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще.

Воспитатель: Спасибо вам. До свидания.

Алина: - До свидания.

Воспитатель: - Ребята, ну вот и наступил конец рабочего дня, и наша больница закрывается, а вместе с ней и аптека. Но завтра больница и аптека будут работать снова, и рады будут, видеть вас у себя. Вы можете прийти на прием к врачу завтра. А сейчас убираем все свои рабочие места, игра окончена.

Вос. Ребята вам понравилась игра?

А во что мы играли?

А какие врачи нас принимали?

Давайте попрощаемся с нашими гостями скажем им спасибо что пришли и до свивания!

Самоанализ сюжетно-ролевой игры «Кафе».

Мною проведено воспитательное мероприятие, сюжетно- ролевая игра «Кафе», в группе «Земляничка» детского сада «Красная шапочка», целью которого было формирование умения детей действовать в реальной обстановке при посещении кафе через сюжетно-ролевую игру «Кафе», моделируя в этой игре разнообразные действия людей и формы их поведения.

Проводя данное мероприятие, я ставила ряд задач социально – коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно- эстетического развития.

1.Социально- коммуникативного

Использовать в игре знания об окружающей жизни, атрибуты в соответствии с сюжетом;

Упражнять в умении понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

Поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми, желание играть в коллективе сверстников.

2.Познавательного развития

Закрепить знания детей о кафе, о его работниках и сферах их деятельности;

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

3.Речевого развития

Активизировать речь детей;

Упражнять в умении вести диалог, используя в речи формы вежливости.

4.Физического развития

Формировать у детей знание о здоровой пище, о ее значении для человека;

Развивать двигательную активность.

5.Художественно – эстетического развития

Формировать навыки ритмичных движений в соответствии с характером музыки;

Улучшить эмоциональное самочувствие детей и раскрепощение.)

Считаю, что поставленную цель и решение задач я реализовала в достаточно полном объёме . Об этом свидетельствовали, по моим наблюдениям и отзывам присутствующих, действия, поведение, общение и речь детей на всем протяжении игры. Дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими, они уважительно общались друг с другом. При рефлексии занятия было отмечено, что ребята, выполнявшие роль посетителей кафе, высоко оценили работу представителей кафе и оставили свои пожелания в книги отзывов и предложений в виде смайликов и наоборот.

Отметим , проанализировав методику проведения данного занятия , что же способствовало достижению поставленной цели и решению задач.

Во-первых, на мой взгляд очень удачно и верно была выбрана игровая личностно- ориентированная педагогическая технология. Эта технология сюжетно –ролевой игры полностью соответствует возрастным и психологическим особенностям детей моей группы. Тем более, что программное содержание игры я построила в соответствии с требованием примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. ВасильевойТ с учетом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

Во-вторых , все методы, приемы и формы организации детей были выбраны в соответствие с данной технологией:

1. Ведущим методом я выбрала методы моделирования и проектирования , которые были применены на этапе подготовки к игре (совместно обговорили и создали модель кафе, спроектировали его интерьер; обговорили модели поведения посетителей в кафе,ими им предстояло быть; промоделировали действия и речь каждого из работников кафе, согласно их профессии, совместно и индивидуально проектировали атрибуты одежды представителей той или иной профессии, их речь.).

Дети сами дали название кафе, хотя немножко поспорили это тоже хорошо, что дети высказывают своё мнение и пришли к единому мнению. Дальше мы совместно создали уют в нашем кафе, украсили столы поставили вазочки, салфетницы. Ребята рассказали, как нужно вести себя в общественных местах. С большим удовольствием рассказали о людях тех профессий, которые работают в кафе и какую функцию они выполняют .

Реализация же разработанных моделей и проектов , несомненно, была осуществлена в процессе игры.

2.Поскольку мои дети – это воспитанники дошкольного возраста, то не обошлась я и без применения объяснительно- иллюстративного метода в форме беседы и дискуссии на этапе подготовки к игре, у детей был устойчивый интерес к игре, благодаря предварительным беседам, просмотру видеоматериалов, чтению художественной литературы.

3. Несомненно, проводимое мной занятие носило личносто-ориентированный характер, потому что

Детям было предоставлено право выбора. Каждому ребенку была дана возможность самореализоваться. Сюжетные роли были распределены по желанию детей.

Учитывались не только желания детей, но и их способности и возможности, что значительно повышало самооценку детей и создавало ситуацию успеха на всех этапах подготовки и проведения игры.

Данная сюжетно- ролевая игра имела сильную положительную эмоциональную окрашенность за счет принятия детьми той или иной понравившейся им роли, они «проживали» принятую роль(а роли были разнообразны: администратор, повар, официант, музыкант, певец, охранник, водитель, посетитель). А положительные эмоции- это всегда успех, это всегда здоровьесбережение .

4.Говоря о формах организации деятельности детей , я бы отметила следующие:

- коллективные (многое делали все вместе, от слаженной работы всех зависел успех и конечный итог игры);

- самостоятельные (дети вместе с родителями беседовали о сотрудниках кафе, чем они занимаются и какую роль, продумывали роль) ;

-парные (там, где требовалось разыграть диалог, шла работа в парах, например, официант и заказчик).

-групповые( сцена «В такси», разговор с корреспондентом и т.д.)

Такое разнообразие применяемых форм организации деятельности детей способствовало оживлению, смене деятельности детей, поддержанию устойчивого интереса детей и снятию напряжения и усталости, что для детей является немаловажным.

5.Хочется отметить совместную работу с родителями как в период подготовки к сюжетной – ролевой игре, так и в процессе её проведения (в помощи изготовление атрибутов , посещение с детьми детского кафе. Роль корреспондента газеты взяла на себя мама воспитанника Нифонтова Антоши и с большим удовольствием, интересно и по- актерски сыграла её)

5. Оборудование , которое я, использовала в игре , соответствует эстетическим требованиям (столы, скатерти, вазочки, бэджики, атрибуты, видеоматериалы, ИКТ, и т.д.) Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении. Я считаю, что использование в игре таких атрибутов, педагогически оправдано.

Подводя итоги самоанализа проведенного мной данного воспитательного мероприятия, хочу отметить, что игра вообще в жизни ребенка, и данная, в частности, имеет неоценимое значение, прежде всего, для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения и готовит его к жизни в обществе, дети учатся самостоятельно применять в дальнейшем полученный ими опыт, благодаря чему им легче приходится адаптироваться в будущем.

Лично для меня проведение такого воспитательного мероприятия- это тоже приобретенный опыт, опыт повышения моего педагогического мастерства и урок того, что надо чаще в практике своей работы проводить сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста.

Спасибо за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.

Доброго всем времени суток! С вами Татьяна Сухих и я продолжаю тему социализирующих методов воспитания, хочу остановиться на сложном для педагога-дошкольника вопросе: как сделать анализ сюжетно-ролевой игры?

Загвоздка лично для меня в том, что нет определенных критериев, по которым нужно проводить «разбор полетов».

Или я ошибаюсь?

Возможно, вы владеете «секретной» информацией по этой теме?

Мой анализ сюжетно-ролевой игры на любую тему сводится к исследованию каждого этапа процесса, выявлению удачных или неудачных приемов, оценке моей деятельности как воспитателя, а также заинтересованности, плюс – активности малышей.

Один из важных факторов для обеспечения максимально насыщенного процесса – эффективное игровое пространство.


Специальные информационные материалы широко освещают тематические проблемы: что представляют собой детские забавы?

Что нужно для организации предметно-ситуативной среды? Какова роль педагога для поддержания энтузиазма у дошкольников?

Все эти понятия, бесспорно, очень важны при составлении грамотного анализа.

Но, конкретно, как проанализировать сюжетно-ролевую игру?

Собрав всю информацию по данной теме, наблюдая за детьми, используя разнообразные наглядные материалы, применяя новые методы, я поняла: чтобы проанализировать сюжетно-ролевую игру, важно уразуметь, какие результаты ожидаются после проведения запланированного процесса?

Вот, исходя из этого, думаю, что анализ должен отражать, в какой мере вам удалось достичь цели?


Чтобы упростить себе задачу, можно взять готовые критерии самоанализа у методиста. Проведя несколько сюжетно поставленных занятий, нужно сесть и ответить на все пункты письменно.

Обязательно необходимо составить выводы, поставить цели на следующие занятия. Если вы сможете сделать примерный анализ хода сюжетно-ролевой игры один раз, то дальше все у вас пойдет как по маслу.

Пример критериев оценки проведенной воспитателем работы:

  • Название мероприятия.

  • Цель проведения: научить ребят взаимодействовать сообща, способствовать появлению конкретных навыков, развить умение придумывать новые игровые ситуации, выполнять соответствующие выбранной роли действия;

  • Какие используются материалы, оборудование?

  • Была ли проведена предварительная работа? (экскурсии, беседы, чтение литературы и т.п.);

  • Каков сюжет данного ролевого процесса?

  • Каковы действия воспитателя во время забавы и мотивация этих действий?

  • Назовите педагогические приемы, которые были использованы.

  • С какими сложностями пришлось столкнуться детям, воспитателю?

  • Охарактеризуйте психологический климат в ходе разных ситуаций.

  • Достигли ли вы поставленной цели?

Сюжетно –ролевая игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Мы попытались создать такой сюжет, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ сюжетно-ролевой игры: «Ждем гостей»

Тема нашей сюжетно-ролевой игры: «Ждем гостей»

В ней я обозначила следующие задачи:

1. Обучающая: Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения.

Обогащать словарь детей: механик автосервиса, директор овощехранилища, микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, фермер;

2.Развивающая : Развивать интерес к профессиям. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей; прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог.

3. Воспитательная : Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Игровую ситуацию я построила следующим образом.

В организационном моменте поставила перед детьми проблемную ситуацию, (Луиз пригласил лесных жителей в гости, которых нужно достойно встретить и угостить) т. е. подвела детей к развитию сюжета игры. Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Мы попытались создать такой сюжет, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти..

Каждому ребенку была дана возможность самоарелизоваться, в том числе малоактивным детям, которые поучили одни из главных ролей(директор магазина). Роли мы распределяли как по желанию, так и с помощью считалок, игровой ситуации.

Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным экскурсиям и беседам, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателей и родителей.

В процессе игры дети брали на себя различные роли, как бы замещали людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действиях. Мы увидели, как дети «проживали» принятую роль, а они были разнообразны (продавцы, покупатели, шофёры, механики, повара в «кафе» и т.д.), пытались выполнять правила, взаимодействовали друг с другом.

Я как воспитатель порой испытывала затруднения в руководстве процессом игры. Но все же старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями(управления, подчинения, равноправия)

Программное содержание игры я построила в соответствии с требованием программы «Детство» и с учетом возрастных особенностей детей 4 года жизни

На протяжении всей игры использовала различные методы и приемы, которые были взаимосвязаны между собой

Во-первых, я сочла нужным разбить группу на 2 подгруппы.

Использовала прием привлечения и сосредоточения внимания. Это появление Луиза,

Прием обеспечения эмоциональности, интереса детей.

Прием активизации самостоятельного мышления детей.

Прием «вхождения в образ» (вхождение в роль продавца, поваров…) Использовала прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания». Дети уже играли в игры «Шоферы», «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины».

Новизна была в том, что дети впервые учились более сложным преобразованиям знакомых сюжетов и переходам к совместному придумыванию новых (курьер)

О познавательной активности моих детей можно сказать следующее:

Дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Внесение в игру атрибутов считаю педагогически оправдано. Оборудование, которое я, использовала в игре соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении.

Использовала как Демонстрационное так и Раздаточное.

Я считаю, что Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения

Дети имеют хорошие знание по данной теме. В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей, взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала;