Художественная культура мусульманского востока. «Художественная культура мусульманского Востока Презентация на тему мусульманский восток

Разделы: МХК и ИЗО

Цели урока:

  1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
  2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация ,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • книжная выставка по теме,
  • структурно-логическая схема по исламу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

  • назовите самую молодую религию мира (Ислам)
  • когда она появилась? (В VII в. н. э.)
  • где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
  • ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
  • главные центры ислама? (Мекка и Медина)
  • священная книга мусульман (Коран)
  • назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
  • священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

  1. Где проходила молитва у мусульман?
  2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
  3. Как называется алтарная ниша?
  4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
  5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
  6. Чем дополнялась мечеть?
  7. Кто созывал на молитву?

5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.

Выступления детей:

  • 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Яковщенко Анастасия.
  • 5-й слайд: «Биби - ханым» - Серединская Анастасия.
  • 6-й слайд: «Кааба» - Кисметов Аман.

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

(Дети танцуют танец).

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

  1. Изречение морального характера, нравоучение;
  2. Юридический приговор.

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи.

12. Итог урока.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».


В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая была создана арабскими племенами (от слова "араб", то есть смелый наездник). Мекка, в которой располагалось святилище кааба


По-арабски «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (предавший себя Аллаху). Основателем ислама стал арабский купец Мухаммед. Мухаммед Средством объединения многочисленных арабских племён в единое государство стала новая мусульманская религия ислам. Ислам ИСЛАМ


Основу вероучений ислама составляют его так называемые «пять столпов»: вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва намаз; ежегодный пост в месяц рамазан ураза; обязательная милостыня, налог в пользу бедных закят; паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни хадж. Кора́н (араб. أَلْقُرآن ) - - священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»


Суфи́зм (араб. تصوف)) мистико- аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Общепринятой является точка зрения, высказанная ещё средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой слово суфизм происходит от арабского «суф» (араб. صوف шерсть) Внутри ислама возникли такие течения как: суннизм – выбор правителя из рода Мухаммеда; шиизм – божественная природа власти; суфизм – мусульманский мистицизм.








АРАБСКАЯ АРХИТЕКТУРА Типология зданий КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ (Мечеть, минарет, медресе) СВЕТСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (караван-сараи (придорожные гостиницы) и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укреплённые цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д.)













ПАНЕГИРИК – основной жанр арабской поэзии VII-VIII вв. ПАНЕГИРИК – основной жанр арабской поэзии VII-VIII вв. КЫТА – стихотворение из строк с единым содержанием; КЫТА – стихотворение из строк с единым содержанием; РУБАИ – стихотворный афоризм из четырёх строк; РУБАИ – стихотворный афоризм из четырёх строк; ГАЗЕЛИ – лирические любовные песни ГАЗЕЛИ – лирические любовные песни Классические жанры поэзии Рубаи Омара Хайяма

краткое содержание других презентаций

«Культура мусульманского Востока» - Рамадан – месяц священного поста. Шахадатайн 2. Намаз 3. Закят 4. Сыям 5. Хадж. Символом ислама многие считают изображение полумесяца и пятиконечной звезды. Персидские ковры. Купол мечети. Мусульманский Восток. Медресе Улугбека и мавзолей Тимура стал одновременно учебным заведением. И да падет с очей туман. Мечеть султана Ахмеда. (Голубая мечеть) Стамбул. Стена и балкон мечети Омара. В цепи человек стал последним звеном, и лучшее все воплощается в нем.

««Куликовская битва» 10 класс» - Более поздние исследователи. Войско Мамая. Эпизод с благословением войска Сергием. Схема Куликовской битвы. Память. Полк правой руки, сформированный в Коломне во главе с Владимиром. Татары смешались и обратились в бегство. Ход сражения. В XIV веке встречаются численности ордынских войск в 3 тумена. Последствия. Была предложена концепция об участии в сражении конных соединений. После битвы. Куликовская битва (1380).

«Владимир Красное Солнышко» - Крещение. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно. Содержание. Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк. Происхождение и воспитание. Владимир «красное солнышко». Семья и дети. Княжение в Новгороде. Последние годы. Киевское княжение.

«Русская культура второй половины 19 века» - 3. Литература. С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Левитан. ("Алеко", "Утёс"). Основоположник русской драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). 1.Назовите фамилии учёных. ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"). Менделеев. 2. Просвещение. 2.Назовите фамилии учёных. 5. Театр и Музыка. Географ. Яблочков. ("Снегурочка", "Садко"). Ответ: 3.Назовите автора картин. ("Жар-птица", "Петрушка").

«Переселение греков из Крыма» - Библия, привезённая из Крыма (из фондов Мариупольского музея). Митрополит Игнатий – вдохновитель и организатор переселения. Причина необходимости переселения. Одиссея крымских греков. Карта переселения греков из Крыма в Приазовье. Мариуполь. Знаете ли вы. Крымские греки. Скульптура гречанки (из фондов Мариупольского музея). Цель работы.

«История Раннего Средневековья» - Рим и варвары. Церковь раннего Средневековья. Папское государство. Мир варваров. Периодизация. Чехия. Государства раннего Средневековья. Средние века. Раннее Средневековье. Возвышение Карла.

1. Арабские племена и зарождение ислама.

Аравия и те страны, которые подверглись влиянию арабской культуры – Иран, Сирия, Египет, Палестина, а также государства Северной Африки имели длительную предысторию. Племена, населявшие основную территорию Аравии. – кочевники-бедуины, называвшие себя арабами (в переводе «араб» означает «лихой наездник»),являлись грозной силой для оседлого населения. Именно в среде кочевых племен зародился ислам (по-арабски – «покорность»).

Основателем Ислама был пророк Мухаммед (Магомет). В VIIв.. в 622 г. Мухаммед выступил с проповедью в Мекке, затем в Медине – городе, вошедшем в историю как город пророка. Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. В 630 г., победив Мекку, Мухаммед вернулся в Медину, ставшую центром ислама. В то же время создается Арабский Халифат, и Мухаммед становится его верховным руководителем, в руках которого соединились духовная и светская власть. Его сподвижники, а затем и преемники провели целый ряд завоевательных походов, расширивших территорию Халифата. Ислам (или мусульманство) стало государственной религией Арабского востока. К VIII в. арабы подчинили Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, Испании. Северной Африки, а к X в. образовались Эмираты – самостоятельные части этого политического образования.

2. Расцвет арабской культуры.

Наибольший расцвет арабской культуры относится к VIII – XI вв. В эпоху раннего Средневековья у каждого арабского племени был свой поэт. Сложились разнообразные фольклорные традиции. Поэты, писавшие ритмизированной прозой, воспевали своих современников, или клеймили их врагов. Арабские города отличались разнообразной и богатой архитектурой. При их строительстве, как правило. Использовались образцы архитектуры завоеванных стран – особенно греческой и римской традиции (храмы, церкви, рынки, бани). Символом величия ислама стал купол мечети Скалы в Иерусалиме. Мечеть Скалы и сам купол были воздвигнуты на том месте, где ранее находился камень, на котором Авраам должен был принести в жертву своего любого сына Исаака. Чтобы доказать свою веру. Архитектурный памятник был воздвигнут в честь Авраама и Соломона – в этом заключался его религиозный смысл. Форма восьмигранника и купол шли от раннехристианских церковных традиций, а мозаичные панно были выполнены с использованием византийский образцов. И все же храм «Купол Скалы» в Иерусалиме был задуман как символ победы ислама над иудаизмом и христианством. Новые святилища возникали повсеместно. Мечеть выполняла особенно важную функцию. Как правило, в размерах и богатстве убранства воплощалась сама мощь ислама. Магомет запрещал человеческие изображения во избежание идолопоклонничества. В мусульманской религии нет священников, но есть учителя.

В VIII в. в столице династии Омейядов – Дамаске – была построена мечеть на месте античного храма времен Августа. Утверждая мощь Халифата и прославление ислама, архитекторы использовали во внутреннем убранстве классические мраморные колонны, инкрустации на стенах и мозаичные украшения необыкновенной тонкости и красоты.

В 750 г. к власти пришли Аббасиды, они объявили Халифат благословенным. В управлении Халифатом принимали участие многочисленные чиновники. Столица переносится из Дамаска в Багдад. Город был построен по плану круга, в центре которого находился дворец халифата. Вокруг мечети располагались улицы, рынки, лавки торговцев. Таким образом утверждалась власть халифа, в руках которого находилось все вокруг, а также политика и религия – вся структура мусульманского общества.

3. Распространение научных знаний и заветы ислама.

Позже Багдад был оставлен Халифом, но и тогда этот город остается одним из важнейших центров исламской культуры. Халиф-аль-Мамун (813-833) построил обсерваторию и университет, называемый Домом Мудрости. Распространению научных знаний способствовали переводы на арабский язык трудов Аристотеля, Архимеда, Платона, Евклида. В IX в. были переведены на арабский язык труды Птолемея по географии, из Китая завезена бумага, что способствовало распространению письменных текстов. Писцы – переписчики текстов на арабский язык, пользовались особым уважением. Их каллиграфия должна была быть безупречной. Текст Корана долгие годы оберегался от перевода – слова пророка Магомета были святыми, они имели свое религиозное значение, так как были средством обобщения человека с богом.

Центрами арабской средневековой науки являлись Багдад, Харон, Басра и Куфа. В Багдаде был создан «Дом науки», объединивший ученых из разных областей знания, включавший в себя библиотеку и обсерваторию. К X в. были открыты медресе – средние и высшие мусульманские школы, а «арабские цифры» пришли в X-XIII вв. в Европу. В то же время появилась и арабская грамматика, ставшая основой словесности на многие столетия. Начиная с IX в. создаются исторические труды, посвященные арабской истории.

4. Арабская литература.

Арабская поэзия Средневековья представлена несколькими именами. Поэзия Себу Нуваса (747-762) основана на совершенной форме, воспевает веселье, любовь к жизни, а подчас иронична. Абу-аль-Атахия (XII в.), впротивоположность ему, видел основу поэзии в вере и аскетизме и отрешенности от мира. Он писал о суетности жизни, противопоставляя ей идеи нравственности. Жизнь и творчество другого поэта, Аль-Мутанабби (XII в.) прошла в поисках и скитаниях, он посвящал свои стихи владыкам Сирии, Ирана, Египта. Многие стих со временем превращались в афоризмы. Вершиной арабской средневековой поэзии считается творчество сирийца Абу-аль-Алааль Маари (973-1057). Будучи с детства слепым, поэт сумел изучить Коран. Знал богословие, старые арабские предания и современную поэзию.

К X-XV вв. сложился сборник арабских народных сказок – «Тысяча и одна ночь». В него входят переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний. Образы Алладина, Али-Бабы, Синдбада-морехода, бедуинов, купцов, султанов вошли в сокровищницу арабской и мировой литературы.

Вершиной поэзии Средневековья является творчество Омара Хайяма (1048-1122). Прославленный персидский поэт и ученый создал свои философские и вольнодумные, часто гедонистические рубаи (особая форма стиха). Его произведения переведены многими поэтами мира, в том числе и русскими.

5. Законы шариата.

Коран влиял не только на облик произведений искусства, он определял также нормы поведения, быт и нравы арабов. Шариат – свод морали и нрава – регламентировал личную и общественную жизнь мусульманина. Коран определял повседневную жизнь мусульманина, регламентируя нормы права, брак, разводы. Женщина в семье занимала подчиненное положение, а мужчина (он мог иметь четыре жены) был главным в семье. Важную роль играло учение о джиннах (существа, сотворенные Аллахом из бездымного огня). Джинны уступали человеку и ангелам, сотворенным из света. Считалось, что они постоянно подстерегают человека, поэтому прежде, чем совершить какой-либо поступок, он должен просить у аллаха защиты от демонов. Хотя гадания имели место. Причем дозволялась высокая (белая) магия, которая помогала в благородных целях. Черная магия шла от злых шайтанов и была запрещена.

Художественная культура мусульманского Востока. Творцу молитесь; он могучий, Он правит ветром, в знойный день На небо насылает тучи; Дает земле древесну сень. Он милосерд; Он Магомету Открыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету. И да падет с очей туман. А.С. Пушкин.


Мусульманский Восток. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.


Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). Основатель – реальный человек – Мухаммед (г.г.). В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Йасриб, который будет назван Мединой – городом пророка. С этого года начинаются мусульманские летописи. С этого года начинаются мусульманские летописи.


Арабский халифат. Первый руководитель – Мухаммед. Первый руководитель – Мухаммед. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу. В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.


Коран («чтение»). Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.


Общие положения Корана Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Последний и главный пророк – Мухаммед. Последний и главный пророк – Мухаммед. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также высе, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.


Практические обрядовые заповеди ислама. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни. Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.


Какие течения выделились в исламе? Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Существует три основных направления, на которые ислам распался в древности: суннизм, шиизм и хариджизм. Сунниты (от араб. «люди традиции») – выступают за власть халифа, который должен принадлежать роду курейшитов, быть богословом высшего ранга, справедливым и мудрым. Шииты считают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и может принадлежать только наследникам Мухаммеда. Признаваемая форма государственного правления – имамат, имам – светский и духовный глава общины. Хариджиты считают, что главой религиозной общины может быть избран любой правоверный мусульманин.






Мечеть Омара была построена в гг, в период правления халифов из рода Омейя. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос.


Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве. Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.
Мавританский стиль. Соборная мечеть в Кордове. Соборная мечеть в Кордове. Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.