Хлопковые и льняные ткани. Тема урока: «Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксп

Несмотря на обилие всевозможных синтетических и искусственных тканей, интерес к изделиям из натуральных волокон не уменьшается, а наоборот, — возрастает. Выбирая материалы для летней одежды или постельного белья, обычно рассматривают только два варианта — лен и хлопок. Эти ткани натуральные и обладают похожими свойствами, но есть и отличия. В чем разница и что предпочесть?

И лен, и хлопок получают из растений, которые возделывали еще в древности. Лен — это однолетнее травянистое растение с голубыми цветочками высотой до 60см, на юге растет еще выше. Из стеблей делают длинное и прочное волокно.

Хлопок похож на вату, он покрывает коробочки с семенами хлопчатника, ветвистого растения высотой до 2 метров. Хлопчатник выращивают в Азии, Америке, в странах умеренного климата он не вызревает.

Льняная пряжа может быть разной толщины и прочности. Тонкие волокна чесаного льна идут на изготовление постельного белья, полотенец, одежды, из грубого волокна делают брезент, пожарные рукава, мешочные ткани.

Хлопок, его международное обозначение Cotton (коттон), дает более нежное и тонкое волокно, из которого получают хлопчатобумажные ткани и вату. Ткань может состоять только из волокон хлопка или содержать примеси искусственных или натуральных волокон для прочности.

Что общего между тканями изо льна и хлопка?

Основные свойства обусловлены их натуральным происхождением:

  • Воздухопроницаемость . В одежде изо льна или хлопка легко ходить в летнюю жару, постельное белье из таких тканей хорошо пропускает воздух, не вызывает потливости, оно хорошо подходит и для зимы, и для лета.
  • Высокая гигроскопичность . Способность хорошо впитывать влагу особенно ценится при использовании в качестве постельного белья, полотенец и летней одежды.
  • Прочность . И хлопок, и лен дают прочное волокно, их него производят качественные ткани, способные выдерживать большие нагрузки и служить долго.
  • Защита от ультрафиолета . Одежда из натуральных тканей хорошо защищает летом от ультрафиолетовых лучей, что особенно важно на юге.
  • Не электризуется . Натуральные материалы не накапливают электростатического заряда при использовании.

Эти свойства льна и хлопка сделали их самыми популярными и востребованными при изготовлении натуральных тканей. Одежда для лета и постельное белье — вот основные области, где льняные и хлопковые ткани вне конкуренции.

Ткани изо льна, также как и ткани из хлопка без обработки легко мнутся. Их обрабатывают специальными веществами, чтобы повысить их несминаемость. Кроме того, добавление синтетических волокон повышает их прочность.

Уход за тканями из хлопка и льна примерно одинаков. Их можно стирать и утюжить при высокой температуре.

Чем отличаются хлопок и лен?

Хлопок уступает льну по прочности, но лучше сохраняет тепло. Одежда из хлопка позволяет телу дышать летом, но зимой она тоже очень комфортна, в таком белье тепло. Многие хлопчатобумажные ткани тоньше и мягче, чем льняные, это хорошо подходит для детской одежды.

Хлопок лучше впитывает влагу, чем лен. Махровые полотенца из хлопка – это всегда лучший выбор.

Лен имеет бактериологические свойства — ни грибок, ни бактерии на нем не уживаются. Льняная ткань считается природным антисептиком. Это известно было нашим предками — раны под повязками изо льна заживали намного быстрее. В льняной одежде, в отличие от хлопковой, неприятные запахи пота вас не побеспокоят. Причина заключается в антибактериальных свойствах льна. Такой запах появляется из-за бактерий, которые быстро размножаются там, где есть выделения потовых желез.

Лен считается самым экологически чистым продуктом. При выращивании хлопка используют много пестицидов. Болезни хлопчатника можно предотвратить только при использовании химической обработки. Информация о том, насколько чистое волокно получается после обработки, весьма противоречива.

Что же выбрать?

Выбор зависит от предназначения ткани и личных предпочтений. Важно понимать, что лен или хлопок это только волокно, из которого делают нити, а из нитей — ткани. Виды тканей бывают разными. Это зависит от толщины, кручения, способа переплетения этих нитей, а также других технологий производства. Например, из хлопка можно изготовить махровое банное полотенце и тонкую простыню, мягкие детские носочки и джинсовую ткань. Нежнейший батист в старину делали только изо льна, сейчас есть хлопковый и льняной батист. Чаще всего льняные ткани производят с полотняным переплетением, но могут быть и ткани с жаккардовым, ажурным, атласным.

Если посмотреть виды натуральных тканей, которые предлагает магазин ткани Ellitex , то становится понятным, что цену и качество ткани обязательно нужно учитывать при выборе. Значение имеют и другие факторы, прочность окраски, например. А если к материалам на основе льна или хлопка добавляют ненатуральные волокна (лайкру, например), то изделия получаются более гибкими и тянущимися, меньше мнутся. Такие добавки, как правило, повышают прочность ткани, но почти не ухудшают изначальные свойства натурального материала.

Для постельного белья лучше выбрать чисто натуральную ткань без добавок. Из чего шить одежду – спорный вопрос. Либо натуральное, но мятое, либо с искусственными добавками и более простое в уходе. Впрочем, мода изменчива и на подиумах часто появляются модели в нарядах, как будто только что из стиральной машины.

И хлопок, и лен – это всегда хороший выбор для здоровья и комфорта.

Цели:

  • систематизировать и дополнить знания учащихся о натуральных волокнах растительного происхождения;
  • научить различать волокна по своему составу;
  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
  • укрепить межпредметные связи (литература, история, ботаника, география, музыка);
  • прививать навыки аккуратности.

Задачи:

  • Образовательная – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.
  • Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
  • Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету.
  • Практическая – научить определять вид ткани по признакам.

Методы обучения: беседа, рассказ (сопровождение презентацией), наглядно-иллюстративные, обобщение и закрепление полученных знаний; самостоятельная (практическая работа), наблюдение, самостоятельная работа учащихся.

Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.

Оборудование и материалы: коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей, проектор, экран, игла, клей, ножницы, лупа, форма отчета, карточки задания с практической работой, кроссворд.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: Фронтальная, групповая.

Ход урока

1. Организация урока . Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Тема: “Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопке и льне. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей ”. Слайд №1

2. Изучение нового материала.

Как вы думаете? Как называется наука о материалах какой-либо области производства.

(Подсказка на доске. Материаловедение.)

Швейное материаловедение – это наука изучающая строение и свойства материалов используемых для изготовления швейных изделий. Слайд №2

Волокно – тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер. Слайд №3

Текстильные волокна – волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий, классифицируются на две группы натуральные и химические. Рассмотрим их подробнее.

Ребята записывают таблицу “Классификация текстильных волокон” в тетрадь. Слайд №4

В 5 классе мы ознакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения и тканями из них.

Волокна растительного происхождения делятся на две группы: лубяные (вырабатывали из стеблей растений) и семенные. Слайд №5

С древнейших времён и до конца XIX века единственным сырьём для получения текстильных материалов служили натуральные волокна дикорастущих растений. Волокна вырабатывали из стеблей растений, их называли – лубяными. Во многих литературных произведениях можно найти подтверждение этого факта. Давайте вспомним...

Поиграем, отгадаем... Слайд №6

1. В каком произведении девочка спасла своих братьев от злых чар колдуна с помощью рубашки-кольчуги выполненной из растительного материала?

2. Как называется этот материал?

3. К какой группе волокон растительного происхождения он относятся?

Да, правильно – крапива.

Что же это за растение? Давайте узнаем о нем чуть больше. Слайд №7

В наше время трудно поверить, что такой распространенный сорняк, как крапива, в далеком прошлом использовался в качестве прядильного растения. Мало того, из крапивного волокна шили не только добротную одежду самого различного назначения, но и прочные паруса для рыбацких судов.

Из волокон крапивы вили не боящиеся влаги и солнечного света веревки и канаты, а также плели служившие исправно не один десяток лет рыболовные сети.

Есть в нашей местности ещё одно растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе или иван-чаем. Слайд №8

Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С заготовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, разделяют ее на волокна, сушат и убирают на хранение. Часть заготовленного материала окрашивают отваром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир.

В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешковину и многое другое. В народе растение нередко называли дикой коноплей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории нашей страны с IХ века, называемыми пенькой. Слайд №9

Действительно, в наше время пенька незаменима при изготовлении морских канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за наркотических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. В нашей стране конопля выращивалась в промышленных размерах, на ВДНХ даже есть композиция фонтана "Дружба народов" представляет собой стоящих по кругу 16 фигур девушек, символизирующих республики СССР. В центре - золотой сноп из пшеницы, подсолнечника и конопли. Именно этими культурами богата наша страна. Слайд №10

На уроке мы изучим два вида растений, которые наиболее часто используют для производства одежды. Отгадайте, что за растение? Слайд №11

Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.

Выступление ученицы: Сообщение – лён. Слайд №12

Лён – это однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Существует три вида льна лён-долгунец, лён-кудряш, лён-межеумок. Для получения волокон выращивают лён-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 метра и диаметром 3-5 мм. Будучи самым прочным растительным волокном, лен идет на изготовление тентов, скатертей, постельного белья и одежды. Это длинное, шелковистое волокно часто обесцвечивают до белого цвета, так как лен плохо поддается окрашиванию. Высококачественный лен имеет гладкую и блестящую структуру и волокна длиной до 60 см. Льняной очес - короткое, рваное волокно, которое часто смешивают с другими волокнами. А ещё из семян льна получают льняное масло.

Просмотр клипа: Ансамбль “Гостья” - ЛЁН Слайд №13

Последовательность переработки льна: Слайд №14

  1. Сбор льна и обмолот.
  2. Вымачивание.
  3. Сушка.
  4. Мытьё, трепание.
  5. Чесание.
  6. Получение ленты и ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделка.

Свойства льна: Слайд №15

  • цвет волокон льна, от светло-серого до тёмно-серого;
  • лён обладает характерным блеском, так как его волокна
  • имеют гладкую поверхность;
  • нити по толщине не равномерны;
  • вид обрыва нити в виде кисточки;
  • лён переносит больший нагрев утюга;
  • на ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие;
  • у льна большая гигроскопичность;
  • горит лён ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги.

Преимущества и недостатки льняных тканей: Слайд №16

Физкультминутка: на уроке очень важно, чтобы ребята не уставали, поэтому проводим физкультминутку. Одна девочка выходит в центр, чтобы показывать упражнения, а остальные на местах. Физкультминутка с сайта infourok.ru Слайд №17

Пора узнать о втором виде растения, которое является незаменимым в текстильном производстве. Попробуем отгадать, как оно называется? Слайд №18

В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает... (Правильно, хлопок).

Хлопок - волокно, покрывающее семена растения хлопчатника. Поэтому его называют семенным волокном. Давайте узнаем: откуда берётся хлопок? Слайд №19

Хлопок - это пушистое волокно, которое окутывает семена хлопчатника. Существует множество видов хлопкового волокна: гладкий, блестящий, жесткий, грубый и мягкий - они все имеют разные оттенки цвета: от чисто белого, до темно зеленого и синеватого. Хлопок был найден и в Азии и в Америке и культивировался с незапамятных времен. Из-за большого разнообразия видов хлопка, из него можно получить любые нити. Если его спрясть вручную, то получится замечательная пряжа для вязания и ткачества. Он может быть достаточно мягким для детской одежды и достаточно прочным для хозяйственных целей. Кроме того, хлопок - хороший абсорбент и его очень приятно носить в жаркую погоду.

Процесс выращивания хлопка:

Хлопчатник любит тёплый сухой климат, но требует много влаги для корней. Поэтому его выращивают в среднеазиатских республиках на поливных полях, а также в Казахстане. Слайд №20-24

Последовательность переработки хлопка: Слайд №25

  1. Сбор хлопка-сырца.
  2. Сушка.
  3. Очистка от примесей.
  4. Причёсывание.
  5. Изготовление ленты хлопка.
  6. Изготовление ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделочное производство.

Свойства хлопка: Слайд №26

  • цвет хлопка белый или кремовый;
  • волокна хлопка не имеют блеска;
  • поверхность ткани хлопка шероховатая;
  • нить в ткани равномерная по толщине, пушистая;
  • обрыв нити в виде ватки;
  • на ощупь волокна мягкие, тепловатые;
  • под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность;
  • волокна хлопка горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги;
  • хлопок обладает высокой гигроскопичностью (быстро впитывает влагу и быстро высыхает);
  • хлопок широко применяют в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток и т.д.

Преимущества и недостатки тканей из хлопка : Слайд №27

“+”
  • отличные гигиенические свойства (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаем, приятен на ощупь);
  • высокая прочность;
  • достаточная устойчивость к растяжению и изгибам;
  • устойчивость к многократным стиркам и глажению;
  • ткань хорошо настилается, не смещается и легко поддается резанию;
  • низкая осыпаемость срезов;
  • незначительное раздвигание в швах.
“-”
  • не имеет формоустойчивости;
  • устойчивость к истиранию меньше, чем у синтетических тканей;
  • практически не греет. Теплозащитные свойства ткани из хлопка могут быть увеличены благодаря ворсованию (например, байка);
  • высокая сминаемость;
  • дает большую усадку при стрике;
  • специальная обработка (облагораживание) делает хлопок менее сминаемым и безусадочным.

3. Выполнение практической работы: “Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения. Слайд №28, Приложение №1

Практическая работа: “Определение хлопчатобумажной и льняной ткани”. Слайд №29

Для учащихся быстро справившихся с практической работой выдаётся кроссворд. Приложение №2

4. Домашнее задание . Оформить на формате А4 коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей и подписывают их название.

5. Подведение итогов урока (рефлексия). Слайд №30

Да Нет Вопрос
1. Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются стебли растения?
2. Хлопок выращивают в странах с холодным климатом?
3. Хлопчатобумажные ткани используют для изготовления летней одежды?
4. На ощупь волокна льна мягкие и тёплые?
5. Волокно – это тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер.
6. Волокна растительного происхождения, горят ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел?
7. Льняная ткань имеет блестящую поверхность?
8. Обрыв нити в виде кисточки характерен для хлопковой нити?
9. “Кудряш” - это сорт льна?

Загадки: Слайд №31

Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы учащихся.

Тема урока № 2: «Хлопчатобумажные и льняные ткани.

Свойства и применение х/б и льняных тканей».

Цель урока : Ознакомить обучающихся со свойствами х/б и льняных тканей и способами их определения.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.

Сохраняющие здоровье технологии : Музыкальная терапия, физкультминутка

Наглядные пособия: - альбом по материаловедению;

Коллекции тканей;

Инструкционные карты.

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер;
  2. мультимедийный проектор; экран.

Ход урока

I. Организационная часть

1. Проверить подготовку учащихся к уроку;

2. Отметить отсутствующих.

II. Вопросы для повторения

  1. Использование тканей в быту. (Одежда, обувь, мягкая мебель и т.д.)
  2. Из чего получают волокна для изготовления тканей?
  3. Дайте сравнительную характеристику волокон хлопка и льна.
  4. Из чего состоит ткань? (из тонких, переплетённых между собой нитей, которые называют пряжей)
  5. Какие направления нитей вы знаете?
  6. Какие нити проходят вдоль кромки?
  7. Производство пряжи. (Кратко рассказать о процессе прядения)
  8. Производство ткани. (Кратко рассказать о процессе изготовления ткани)

III. Технические сведения

Свойства х/б и льняных тканей.

Применение х/б и льняных тканей.

Конспект урока (сопровождается презентацией)

Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, способов приготовления пряжи и тканей и их отделки.

Все свойства тканей можно разделить на физико - механические, гигиенические и технологические.

Физико – механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил (прочность, сминаемость, износостойкость, драпируемость и мягкость).

Прочность – способность ткани противостоять разрыву; зависит от прочности волокон, структуры ткани, характера разрыва.

Сминаемость ткани – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и морщины; зависит от свойств волокон, от структуры пряжи и ткани, характера отделки ткани.

Ткань слабо сминается, если она выработана из волокон, обладающих упругостью и эластичностью (шерсть с лавсаном). Волокна хлопка и льна обладают слабой упругостью, поэтому ткани из этих волокон сминаются в значительной степени.

- Износостойкость – способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

Драпируемость и мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало кручёная. Х/б ткани в основном мягкие (ситец, сатин, батист), а льняные – жёсткие (льняное полотно).

Гигиенические свойства тканей направлены на сохранение здоровья человека (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность, пылеёмкость и др.).

- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Самыми гигроскопичными тканями являются ткани из натуральных волокон (х/б, лён, шерсть и шёлк).

- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух.

- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела.

Пылеёмкость – способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

Технологические свойства тканей – свойства, появляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО (осыпаемость нитей, усадка ткани, скольжение).

- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.

Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия (срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать).

Усадка – это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке. Х/б и льняные ткани обладают значительной усадкой, поэтому перед раскроем их декатируют.

Скольжение – может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

Применение х/б и льняных тканей

Ассортимент х/б тканей очень разнообразен. Из них шьют нательное и постельное бельё, платья, халаты, сорочки, костюмы, пальто, плащи, спортивную и спец. одежду, портьеры, занавески, обивку для мебели, тарные и упаковочные изделия.

Ассортимент льняных тканей меньше, чем х/б. Их используют для изготовления постельного и столового белья, полотенец, покрывал, портьер, платьев, мужских сорочек, а также тарных и упаковочных изделий.

Х/б и льняные ткани по своим свойствам различны.

Итак, льняные ткани прочнее х/б. Они мало растяжимы по утку и по основе, жёсткие, толстые. Они гигроскопичны и гигиеничны. Хорошо стираются.

Х/б ткани мягкие и прочные. Меньше тянутся по основе, больше по утку. Они имеют хорошие гигиенические свойства - гигроскопичны, легко стираются и гладятся. При стирке садятся по нити основы (в длину).

Признаки определения х/б и льняных тканей

Характерные признаки определения тканей

Ткани

хлопчатобумажные

льняные

Блеск

Гладкость поверхности

Равномерность нитей по толщине

Мягкость

Растяжимость

По основе

По утку

Гладкость нитей

Вид обрыва нитей

Тонина волокон

Извитость волокон

Матовая

Шероховатая

Равномерные

Мягкая

Небольшая

Большая

Пушистые

В виде ватки

Тонкие

Слабо извитые

Блестящая

Гладкая

Неравномерные

Жёсткая

Небольшая

Небольшая

Гладкие

В виде кисточек

Толстые

Прямые

IV. Лабораторно – практическая работа № 2

«Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей»

Свойства тканей

Ткани

Хлопчатобумажные

Льняные

Физико – механические:

Прочность

Сминаемость

Мягкость (жёсткость)

Драпируемость

Менее прочные

Сминаемые

Мягкие

Хорошая

Прочные

Сильно сминаемые

Жёсткие

Очень малая

Гигиенические:

Гигроскопичность

Теплозащитность

Воздухопроницаемость

Пылеёмкость

Высокая

Средняя

Высокая

Средняя

Выше, чем у х/б

Слабая

Средняя

Слабая

Технологические:

Осыпаемость нитей

Усадка

Слабая

Значительная

Средняя

Значительная

Ход работы:

1.Определение прочности нитей. Из каждого образца с помощью иглы вынимают по одной долевой нити, разрывают каждую и определяют, какая из них прочнее.

2.Определение мягкости ткани производят на ощупь.

3.Для определения сминаемости ткани каждый образец сминают в руках и держат в таком состоянии около 30 сек., затем расправляют и сравнивают.

4.определение осыпаемости нитей в ткани производят иглой, снимая с края образца сначала одну нить, затем две, три и т.д., и таким образом определяют, из какого образца вынимается сразу больше нитей. Эта ткань и обладает большей осыпаемостью.

5.Заполнить таблицу, приклеить образцы.

V. Проверка выполненной работы и оценка её качества.

VI. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.


Урок 5 класса

Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Цели:


  • ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей;

  • научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними;

  • развивать логическое мышление;

  • прививать эстетический вкус;

  • воспитывать внимательность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция образцов хлопчатобумажной и льняной тканей, ножницы, клей.
Ход урока

I Организация урока.

Проверка готовности учащегося к уроку.


II Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения:

1. Что изучает материаловедение?

2.Что называют волокном?

3. На какие два класса делятся текстильные волокна?

4. Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения?

5. Что вы знаете о хлопке?

6. Что вы знаете о льне?

7. Из чего состоит ткань?

8. По каким признакам определяют нити основы в ткани?

9. Каковы особенности полотняного переплетения нитей в ткани?

10. Назовите ткани по способу отделки?
III Изучение нового материала

Задача нашего урока состоит в том, чтобы ознакомить учащихся со свойствами натуральных волокон, научить, как правильно подбирать ткани к швейным изделиям, как с этими тканями обращаться в процессе изготовления. Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства. Основные свойства тканей: механические, физические, технологические.

К физико-механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость.

Гигиенические свойства: гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность.

Гигроскопичность - свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух.

Технологические свойства: осыпаемость, усадка.

Волокнистый состав тканей определяется их свойствами.
Положительные свойства хлопчатобумажных тканей:


  • хорошие гигиенические и теплозащитные свойства;

  • прочность;

  • светостойкость;

  • хороший внешний вид;

  • удобность в носке;

  • при намокании волокна хлопка набухают и увеличивают прочность.

Недостатки хлопчатобумажных тканей:


  • сильная сминаемость;

  • ткани теряют красивый внешний вид при носке;

  • небольшая стойкость к истиранию;

  • малая носкость.

Положительные свойства льняных тканей:


  • высокая гигроскопичность;

  • средняя воздухопроницаемость;

  • высокая носкость;

Недостатки льняных тканей:


  • сильная сминаемость;

  • малая драпируемость;

  • жесткость;

  • большая усадка;

IV Закрепление материала .

Проводится при помощи фронтальной лабораторно-практической работой. Учащиеся получают по два пронумерованных образца хлопчатобумажной и льняной тканей. Раскладывают перед собой, сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в форме отчета в рабочую тетрадь. Затем определяют вид ткани каждого образца и записывают в рабочую тетрадь, какой образец хлопчатобумажной, а какой льняной. Сданные отчеты учитель проверяет и ставит оценки.


V Подведение итогов урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, объявляет оценки за рок.


Домашнее задание: составить самостоятельно коллекцию образцов из хлопчатобумажных и льняных тканей, повторить свойства этих тканей. Стр.(5-8) учебник В.Д. Симоненко.

Цели урока:

Дидактическая - ознакомитьучащихся с историческими сведениями о натуральных волокнах растительного происхождения и их получением; со свойствами натуральных волокон растительного происхождения, сравнительной характеристикой хлопчатобумажных и льняных волокон; получением пряжи, прядении;

способствовать формированию понятий: волокна, натуральные волокна растительного происхождения; сырьё для получения волокон; волокна хлопка и льна; пряжа, прядение;

способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

обеспечить реализацию межпредметных связей;

способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности;

способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.

Развивающая - развивать цвето- и форморазличение, обратное мышление, память, развивать интерес к профессиям текстильного производства.

Воспитательная - воспитывать товарищескую взаимопомощь, дисциплинированность, творческую личность.

Оборудования и наглядные пособия: Коллекция «Хлопок», «Лен», схема получения льняной ткани, схема получения хлопчатобумажной ткани, таблица свойств тканей, лоскуты для опыта, карточки для входного контроля, задания на развитие внимания, образного мышления, призы.

Используемое оборудование: проектор, компьютер

С лова для запоминания: лен, хлопок, конопля, джут, кенаф, пенька.

Профориентация: художник, колорист.

Межпредметные связи: биология: части растения; рисование: понятия «колорит», «цвет»; обслуживающий труд: производство тканей.

Здоровьесберегающие технологии: физминутки, музыкальная терапия. Педагогические технологии: проблемное обучение, опережающие задания, ИКТ-технологии.

Методическое обеспечение уроков:

1. Материально-техническая база:

Мультимедиа, компьютерный класс;

2. Дидактическое обеспечение:

Учебник «Технология» 5 класс, под редакцией В.Д. Симоненко, § 1;

Рабочие тетради;

Презентации;

Раздаточный материал (схемы, таблицы, наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», образцы волокон и тканей, лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей)

3. Материалы для контроля знаний учащихся;

Тесты Слайд № 1, 2, 3;

Образцы тканей;

Методы обучения: объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом); репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично -поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Урок-исследование

Работа в бригадах (3 бригады - по количеству рядов в кабинете).

За каждый правильный ответ бригада получаете бонус /в конце урока - оценки/.

Методы обучения:

объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом);

словесные: загадки, вопросы;

тестирование, беседа - при повторении;

экспресс-опрос;

лабораторная работа учащихся;

слайдовая презентация.

частично -поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы);

Краткое описание: Знакомство с основами материаловедения, с видами растений, используемых для получения тканей, классификацией волокон, этапами производства ткани.

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный момент 1 мин.

Повторение пройденного материала 3 мин.

Актуализация опорных знаний, умений, навыков 4 мин.

Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация 2 мин.

Сообщение темы, цели и задач урока 1 мин.

Сообщение новых знаний...................... 14 мин.

Физкультминутка. 3 мин.

Лабораторно-практическая работа 5мин.

Заключительный инструктаж 3 мин.

Закрепление новых знаний 5 мин.

Домашнее задание 1 мин.

Подведение итогов урока. 2 мин.

Уборка рабочих мест 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Отметить отсутствующих

Проверить наличие спецодежды и готовность к уроку.

II . Повторение пройденного материала (Слайд №4).

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?лайд№4

1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете "Трудового обучения"?

2.Что надо помнить учащимся во время работы?

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

Ш.Актуализация опорных знаний (Слайд№5-№8).

У окна сидит портной-

Он парнишка озорной!

Ножницами щелк, щелк, щелк,

В своем деле знает толк!

Подумайте, что было бы

Когда б сказал портной:

Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой!

Каменщик строит жилища,

Платья - работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, натачает?

Сталь быть, так и выходит: Все что мы делаем - нужно Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно!

Как Вы думаете:

1.Из чего изготовлена ваша одежда?

2. Откуда берутся ткани?

3.Как вы думаете, какими знаниями должен обладать человек, желающий изготовить швейное изделие?

IV . Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация.

(Слайд№9- №10).

Каким же образом из растений можно получить ткань?

Какую часть растения берут для получения тканей?

Что влияет на свойства тканей?

Проблемная ситуация :

От чего зависят особенности и качество тканей?

Что влияет на свойства тканей

Чтобы ответить на все вопросы отправимся в страну «Материаловедения»(Слайд№11).

V .Сообщение темы, цели и задач урока.

Тема: (Слайд№12)

Цель: (Слайд№13)

V I .Сообщение новых знаний. (Слайд№14- Слайд№38)

Вы прекрасно справились с заданиями, и теперь мы можем отправиться в страну «Материаловедения»

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. (Слайд№14).

Классификация текстильных волокон(Слайд№15).

Хлопчатник - кустарниковое растение высотой около 1 метра. Хлопковое волокно получают после созревания семян, покрытых тонкими волосками. Семена собраны в коробочку. На каждом семени от 7 000 до 15 000 волосков.

Хлопок получают из семенных коробочек хлопчатника. Такие волокна называют семенными. Он представляет собой тонкие, короткие, мягкие и пушистые волокна называются семенными, они являются хлопком-сырцом. Обычно волокна имеют белый цвет. Но уже выведен натуральный цветной хлопок, из которого изготавливают цветные ткани. (Слайд№16-№19).

Первичная обработка хлопка(Слайд№20).

Теперь давайте рассмотрим схему получения хлопчатобумажных тканей (Слайд№21). (учащиеся работают с коллекциями, учитель демонстрирует у доски наглядные пособия коллекции «Хлопок»)

Свойства хлопка(Слайд№22).

Ткани из хлопка имеют положительные и отрицательные свойства(Слайд№23).

Лён (Слайд№24-№29).

Для получения волокна возделывают лен- долгунец, имеющий соцветия синего цвета.

Схема получения льняной ткани (Слайд№26). Сбор и получение льняной соломы (лён-долгунец). Вымочка льняной соломы. Сушка Мятьё. Трепание льна. После этого льняное волокно готово для изготовления ровницы.

Схема получения льняной ткани (Слайд№27).

Свойства льна(Слайд№28).

Ткани из льна имеют положительные и отрицательные свойства(Слайд№29).

Ассортимент изделий из льняной ткани(Слайд№30).

Конопля - травянистое однолетнее растение. Человеку конопля известна 3500 лет. Волокна конопли называют пенькой. (Слайд№31).

Джут - тропическое растение (родина Ю. Америка, Африка) (Слайд№32).

Кенаф - тропическое растение (родина Индия, Китай) (Слайд№33).

Юта -тропическое растение (родина Индия, Китай) (Слайд№33).

Волокна названных тропических растений служат для технических целей (мешки, изоляционный материал, брезент, рыболовные сети, канаты, упаковочная ткань(, а также в быту (ковры, покрывала, обивка для мебели).

Схема изготовления ткани(Слайд№34). Учащиеся получают распечатанные «Схема изготовления ткани», которые вклеивают в тетрадь.

Вопрос к учащимся: Какой должна быть логическая цепочка «Изготовление ткани»? (Слайд№35).

Ответ: Логическая цепочка «Изготовление ткани» (Слайд№36).

Вопрос к учащимся: Чем отличаются волокна хлопка и льна? (Слайд№37).

Учащиеся делают вывод. (Слайд№38).

Учащиеся получают распечатанные «Основные понятия», которые вклеивают в тетрадь. (Слайд№39-№40).

Основные понятия :

ВОЛОКНО- это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

ПРЯЖА - тонкая нить, полученная путем скручивания волокон.

ПРЯДЕНИЕ - процесс получения пряжи.

ТКАНЬ - это материал, который получают на ткацком станке путем переплетения двух систем нитей.

ТКАЧЕСТВО - процесс получения ткани.

НИТИ ОСНОВЫ - это нити, идущие вдоль ткани.

НИТИ УТКА - это нити, идущие поперек ткани.

VII .Физкультминутка. (Слайд№41).

VIII . Лабораторно- практическая работа (Слайд№42).

«Исследование волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей». Работа в бригадах.

Ход работы.

1.Провести исследование образцов ткани. Определить образцы хлопчатобумажных и льняных тканей

2.Определить лицевую сторону образцов ткани.

3.Вклеить образцы в тетрадь лицевой стороной вверх. Подписать.

I X. Заключительный инструктаж. (Слайд№43-№44).

Учитель просит учащихся сформулировать ответ на проблемный вопрос: от чего зависят особенности и качество тканей? Что влияет на свойства тканей?

От чего зависят свойства тканей?(Слайд№43-№44).

Учитель обобщает ответы учащихся:

Особенности и качество тканей зависит от особенностей волокон, из которых они изготовлены. Чем тоньше и длиннее волокна, тем тоньше и крепче ткани

Вывод: (Слайд№45).

Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены.

Выбор ткани зависит от назначения изделия, требований, которые предъявляются к особенностям ткани.

X .Закрепление новых знаний. (Слайд№46-№58).

1. Игра «Блеф-клуб» . (Слайд№46-№47).

Определите истинные и ложные утверждения

1.Волокна растительного происхождения получают из крапивы.

2. Изнаночная сторона ткани имеет ворсинки.

3.Процесс получения ткани из пряжи, называется прядением.
4. Материаловедение изучает устройство швейной машины.

5.Волокна хлопка получают из семенных коробочек хлопчатника.
6. Волокна растительного происхождения относятся к волокнам натуральным

7.Ткани из хлопка более жёсткие и прохладные

8. Гигроскопичность это способность хорошо впитывать влагу.

9.Ткань изготавливают на швейной фабрике.

10.Сырьем для получения хлопчатобумажной ткани является лен.

11.На ткацких фабриках работают ткачих:

12. Лицевая сторона ткани имеет четкий рисунок.

2. Загадки : (Слайд№48).

1.Били меня, колотили,

Во все чины производили,

На престол царем посадили…

2.Пушист, да не пух,
И бел, да не снег,
На поле растёт
Замечательный мех.

3. Игра «Поле чудес» (Слайд№49-№58).

X I . Подведение итогов урока. (Слайд№59-№60).

Рефлексия урока

Учитель: Молодцы!

Наш закончился урок -

Вместе подведём итог:

Материалы - хлопок, лён

Хороши со всех сторон!

Всем спасибо говорю

От души благодарю!

Вы все хорошо поработали.! Надеюсь, что на следующем урок, вы будете также активны и любознательны!

Бригадиры подсчитывают заработанные бонусы, учитель характеризует работу каждой бригады, даёт объективную оценку их деятельности, выставляет оценки, благодарит бригады за активную работу на уроке.

X II .Домашнее задание. (Слайд№61).

Повторить основные понятия

Творческое задание:

Подобрать образцы изученных тканей и оформить в тетради

Попробуйте найти дополнительную информацию по этой теме и удивить.

X III .Уборка рабочих мест.

Литература

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Технология. Обслуживающий труд: 5 класс для учащихся общеобразовательных учреждений -4-е изд., пераб./ Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: “Вентана-Граф”, 2010-192 с.:ил.

Домоводство и обучающий труд: Учеб.пособие для учащихся 5-х кл./ Сост. А.П.Тарасова/ Дизайн обл. А.С.Андреев. - СПб.: “МиМ-Экспресс”, 1996.

Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.