Цель и задачи гуманистического воспитания. Формулировка цели воспитания в современной гуманистической педагогике Роль совместной деятельности в гуманистическом воспитании

Викторова Лариса Леонидовна
Сущность личности в гуманистической концепции воспитания

«Сущность личности в гуманистической

концепции воспитания ».

Выполнила :

Викторова Л. Л.

Сущность личности в гуманистической концепции воспитания .

Список использованной литературы.

Понятие «личность » не только отражает фактическое состояние социальных свойств человека, но и является ценностным выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность» Признавая гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается ее аксиологические характеристики.

личности проявляется ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.

Благодаря этим отношениям происходит создание новых цен-ностей либо распространение ранее открытых и признаваемых, например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и т. д.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей (возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.

В отечественной науке потребности рассматриваются в каче-стве источника и причины активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии они проходят две стадии (А. Н. Леонтъев) . Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности. На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания [сданной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На второй стадии потребность - реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности.

Потребность, следовательно, активизирует деятельность и на ходит свое завершение в ней. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей. Она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъектом и объектом и рождения новых. При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но 1-й процессом изменения человеческой личности .

Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются столько на основе возникших потребностей. Самые сокровенные моменты личностного «Я» скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Система ценностей в этой связи может рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы - как его тактика. Природа мотивов, их сущность личность с наиболее существенной стороны - со стороны ее самости. Мотивация таит в себе тайну тех или иных решений личности , секретный и предпочтений ценностных ориентации, а также обусловливало определение жизненных перспектив.

Личность , деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности.

Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение.

Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалы, которые являются высшим проявлением целевой детерминанты деятельности личности

Понимание ценностных ориентации как нравственного иди приводит к обострению противоречия между социальным и личностным . Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертва одним ради другого.

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы определяющие перспективу развития личности гуманистических личности гуманистических традиций и прежде всего в образовании.

Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистический образ жизни , готовность принимать на себя ответственно за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием , вырабатывать гуманистическую гуманистическая личность .

Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том _случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь _его личностными ценностями , убеждениями, идеалами, целями.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей , составляющих основу его гуманитарной культуры . Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования , смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.

Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности , мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью , представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл , находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Та или иная ценность становится объектом потребности личности в том случае , если осуществляется целенаправленная деятельность по организации, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость ее осознания и оценки личностью . Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.

Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности . Деятельность, осуществляемая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Если в педагогическую систему "учитель - учащийся" ввести определенные факторы, которые стимулируют самодеятельность воспитанника , то он будет находиться в условиях расширенного формирования духовных потребностей. Учащийся, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т. е. срабатывает механизм интериоризации.

Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания , и реализовать ее на практике. Новые объекты деятельности становятся новой потребностью - происходит экстериоризация. Характерной особенностью этого процесса является то,что здесь проявляется в своеобразной форме действие закона отрицание отрицания : одна потребность отрицает другую, хотя и включает ее в себя на более высоком уровне.

Восприятие и интериоризация личностью , перевод во "внутренний план" общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания (когнитивном) . В этом процессе активную роль играют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них показано, что социальные ценности воспринимаются не только сознанием , рациональным мышлением, но прежде всего чувствами. Даже понимание общественного значения не просто "сопровождается", а "окрашивается" чувствами. Участие чувств определяет реальность принятия этого значения личностью , а не просто его понимание. Таким образом, интериоризация общечеловеческих ценностей требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к деятельности, социального и индивидуального в личности .

Такое единство характеризует достаточно высокий уровень развития ценностных ориентаций личности , что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, адекватно воспринимать и оценивать , устанавливать не только их субъективную (для себя, но и объективную (для всех) ценность, т. е. ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценностей основывается на естественном усилении тех побуждений, которые по своему содержанию выступают как бы в качестве исходного момента (например, интерес к чтению) . Это предполагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания .

Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Это облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Данный способ опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной "среды" через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

Полноценная организация воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они содержат в себе достоинства и недостатки. Недостаточность первого способа состоит в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуемые по содержанию гуманистические побуждения . Вот почему его необходимо дополнить вторым способом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл и необходимость. В то же время недостаточность второго способа связана с возможностью чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Воспитание , ограниченное предъявлением формальных требований, не учитывает, что их выполнение легко может оказаться внешним. С. Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к ним, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. Гуманистическое воспитание имеет в качестве внутреннего условия собственную нравственную работу воспитуемого . С достижением необходимого уровня развития мотивационно-ценностного отношения образуются механизмы саморегуляции и самоактуализации, которые создают новые возможности формирования гуманистической направленности личности .

Гуманистическое воспитание реализуется на 3 уровнях :

1. макроуровень (большой) определенная политика государства по отношению к своим гражданам : права, свобода, экономическая социальная политика к незащищенным слоям населения в том числе и дети.

2. мезоуровень (промежуточный) реализуется в разных ведомствах, социальных институтах. Создают разрабатывают программы, направленные на улучшение жизни детей.

3. микроуровень. На этом уровне непосредственно реализуется гуманистические концепции .

Сущность гуманистического воспитания заключается в ориентации на воспитание человека . Основой является отношение к ребенку как к человеку, как к ценности жизни, то есть, человек как цель, но не как к средство.

Гуманизм – это мировоззренческая позиция - признание человека наивысшей ценностью, без которого нет жизни на земле, нет счастья.

Гуманистическое воспитание зависит от гуманистических позиций педагога ,которая характеризуется отношением к человеку как ценности : безусловное уважение; соблюдение неприкосновенности личности ; запрет на право распоряжаться, подавлять, использовать насильственные методы; признание человека как данность.

Гуманистическое воспитание реализовать сложно : необходимо изменить мировоззрение педагога, государства; важна процессуальность - какова организация профессиональной работы педагога по формированию гуманистического отношения к ребенку .

Существуют разные гуманистические школы : Вальдорфская, школа Френе, школа завтрашнего дня, школа Сухомлинского. Амонашвили, много лет посвятивший маленьким детям и работе в начальной школе, запатентовал свое новое, уникальное направление Школа жизни.

Основное понятие гуманно - личностной педагогики сводится к тому, что ребенок не только готовиться к жизни, но уже живет и многому учится.

Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики.

В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.

Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни. Благодаря своей регуляторной функции, потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности , особенно ее нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития. Именно в этой связи А. С. Макаренко писал, что "глубочайший смысл воспитательной работы . заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей" .

1 Макаренко А. С.Сочинения : В 7 т. - М., 1957- 1958. - Т. 4. - С. 39.

Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория "мотив", таким образом, дополняет и конкретизирует категорию "потребность", выражая отношение субъекта к условиям его жизни и деятельности.

Самые сокровенные моменты личностного Я скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Система ценностей в этой связи может рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы - как его тактика. Природа мотивов, их сущность , особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны - со стороны ее "самости". Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности , секрет выбора и предпочтений ценностных ориентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив.

Идеальным моментом всех действий личности является цель , которая, с одной стороны, детерминирована потребностью (степень необходимости и возможности ее удовлетворения в данных условиях, а с другой - средствами, служащими для ее реализации. Средства как бы вызывают цель и результат, поэтому их часто и определяют друг через друга.

В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, - это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности . Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность , структуру самосознания, личностные потребности . Без них не может быть подлинной самореализации личности . Однако личность , деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Свобода личности есть уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации.

Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности . Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.

Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным . Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности , который соответствует гуманистической сущности человека . Они отражают совокупность гуманистических ценностей , соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности . В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества , поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения .

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности . Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности . Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций , и прежде всего в образовании.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности , которое характеризуется осознанием личностью своего долга , ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.

Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды и содержательно определяют сущность направленности личности , согласуя и связывая между собой основные феномены субъектности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убеждения, ценностные ориентации и др.).

Однако в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе референтных межличностных отношений и социально значимой деятельности.

В мотивационно-ценностном отношении личности объективное и субъективное представлено в единстве, определяя ее избирательную направленность как на ценности деятельности, так и на процессы самореализации.

Это единство состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности, выступают как неадекватные побуждения. Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае , если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни , готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием , вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность .

Список использованной литературы :

1. Асмолов А. Г. Психология личности . - М. : изд-во Моск. ун-та, 2009.

2. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопр. психол. 2008. № 5. С. 60-70.

3. Абраменкова В. В. Межличностные отношения детей как объект изучения социальной психологии детства // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 2011. С. 121 - 130.

4. Абраменкова В. В. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 2012.

5.Методические принципы социальной психологии детства : социометрическая или деятельностная парадигмы исследования? // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе . Ч. II. Даугавпилс, 2009. С. 85-90.

6. Ананьев Б. Г.Избранные психологические труды : В 2 т. М., 2010.

7. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2012. 416 с.

8. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории / Под ред. И. С. Кона. М., 2009. С. 216-244.

9. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 2008. 105 с.

10. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности // Вопр . психол. 2012. № 1. С. 28-40.

11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. 464 с.

Гуманистическое воспитание (концепция) разрабатывалась на протяжении многих веков. В результате была сформирована цель – гармоничное развитие личности. Данная цель предполагает гуманные (человечные) отношения между участниками педагогического процесса.

Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Такое понимание цели позволят осмыслить человека как уникальное явление, признать его субъективность, развитие которой и есть цель жизни.

Из цели гуманистического воспитания вытекают задачи:

Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

Приобщение личности к системе культурных ценностей;

Культивирование норм гуманистической морали (человечность, доброта, милосердие, сочувствие, взаимоуважение, веротерпимость и т.д.);

Развитие способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности;

Воспитание патриотизма, законопослушности;

Воспитание отношения и труду как фактору создающему материальный и духовный потенциал страны, которые являются условиями личностного роста;

Развитие представлений о здоровом образе жизни и т.д.

7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация

В современной педагогике нет единства по этим вопросам.

Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.

Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.

К основным закономерностям воспитания относятся:

    обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;

    деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;

    процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;

    обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.

В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.

К ним относятся:

    связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

    комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;

    принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;

    принцип воспитания в труде;

    гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

    воспитание в коллективах учащихся;

    опора на положительное в личности ребенка;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;

    зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;

    воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.

Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.

Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.

Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.

Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.

У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.

Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).

Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.

Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.

Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и педагогическую практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.

Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.



Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее «Я», которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

· формирование у учащихся научной картины мира, ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

· оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

· приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

· раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

· развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

· возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

· формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

· развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

1.Сущность процесса гуманистического воспитания.

2.Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

3.Критерии эффективности гуманистически-ориентированного воспитания. Самовоспитание в гуманистической педагогике.

4.Современная отечественная концепция гуманистического воспитания.

1.Сущность процесса гуманистического воспитания. В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно. Сегодня воспитание понимают как: передачу социального опыта и мировой культуры; воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);организацию образа жизни и деятельности воспитанника; воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника; создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности. Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления. Как выражение протеста против авторитарного воспитания воз­никает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естест­венное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последова­телей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику. Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата. Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуще­ствляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения. Историческая и мировая практика показывают, что цель-идеал воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обще­стве, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

2.Закономерности и принципы гуманистического воспитания. В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек-человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. В то же время саморазвитие личности зависит от степени инди­видуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики.

3.Критерии эффективности гуманистически-ориентированного воспитания. Самовоспитание в гуманистической педагогике. Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях – наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе. Последнему студенты должны учиться на школьной практике и в самостоятельной работе. Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. "Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает" (В.Сухомлинский). Задача школьного воспитания - разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение.

4.Современная отечественная концепция гуманистического воспитания. Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации).

Авторы концепции делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, совместно-разделенной деятельности детей и взрослых, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов. Основное, что характеризует эту концепцию это: деидеологизация воспитания – освобождение от политической доктрины, идеологии и политического давления на личность; личностная ориентация воспитания - определение целей, содержания, методов от потребностей учащихся и в их интересах, а не в интересах государства; демократизм и гуманизм системы отношений между учениками и учителями. Это следует признать положительным, хотя многое в складывающейся концепции воспитания в российской школе нуждается в серьезной проработке. В связи с этим становится актуальным вопрос о соотношении, сравнении отечественных подходов к воспитанию (традиционных и новых) с мировыми педагогическими концепциями.

Литература:

    Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2008.

    Борытко Н.М., Солодцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Н.М.Борытко и др. /Под ре. Н.М.Борытко. – 2-е изд., стер. - М., Изд. центр «Академия», 2009

    Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и сред. учеб. заведений / ред. С. А. Смирнов. - 8-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.

    Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. - 9-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008. – 567 с.

Задание для студентов:

1. Каким образом может использоваться в гуманистической педагогике принцип параллельного действия?

2. В чем состоит альтернативность гуманистической и формирующей парадигм образования? Какими ценностями должно обладать содержание воспитания с позиций гуманистической педагогики?

3. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов: связи школы с жизнью, целостности, педагогического руководства и самостоятельности учеников, уважения и требовательности к ребенку, опоры на положительное, воспитание в группе и пр. 4.Продолжите фразы:

«Результативный критерий оценки воспитания состоит в том...»

«Процессуальный критерий оценки воспитания означает...»

Гуманистическое воспитание (концепция) разрабатывалась на протяжении многих веков. В результате была сформирована цель – гармоничное развитие личности. Данная цель предполагает гуманные (человечные) отношения между участниками педагогического процесса.

Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Такое понимание цели позволят осмыслить человека как уникальное явление, признать его субъективность, развитие которой и есть цель жизни.

Из цели гуманистического воспитания вытекают задачи:

Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

Приобщение личности к системе культурных ценностей;

Культивирование норм гуманистической морали (человечность, доброта, милосердие, сочувствие, взаимоуважение, веротерпимость и т.д.);

Развитие способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности;

Воспитание патриотизма, законопослушности;

Воспитание отношения и труду как фактору создающему материальный и духовный потенциал страны, которые являются условиями личностного роста;

Развитие представлений о здоровом образе жизни и т.д.

7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация

В современной педагогике нет единства по этим вопросам.

Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.

Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.

К основным закономерностям воспитания относятся:

    обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;

    деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;

    процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;

    обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.

В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.

К ним относятся:

    связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

    комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;

    принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;

    принцип воспитания в труде;

    гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

    воспитание в коллективах учащихся;

    опора на положительное в личности ребенка;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;

    зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;

    воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.

Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.

Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.

Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.

Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.

У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.

Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).

Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.

Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.

Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.