Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов? Правда на правду. Имела ли силу «Анафема Советской власти»? Анафема советской власти

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Тихон патриарх Московский – поистине благочестивый и честный человек, духовность которого не знала границ и препятствий. А в самые сложные времена войн и голода именно он стал посредником между Богом и людьми, дабы возвестить о вере и наделить духовною силою свой народ.

Родился будущий патриарх (в миру Василий Белавин) 19 января 1865 года в семье священнослужителя, которая отличалась твёрдым патриархальным укладом, благочестием и огромной любовью к труду.

В девятилетнем возрасте святитель поступил Духовное училище, а после его окончания покинул родительский дом и продолжил образование в семинарии. Василий с детства был очень добрый, да и учёба давалась ему достаточно легко. Поэтому и семинарию он закончил одним из лучших учеников. На этом его духовное учение не прекратилось – далее ждала учёба в Духовной академии. А уже в 23 года он стал кандидатом богословия.

Краткое житие его детства и юности имело своё духовное продолжение уже в более взрослом возрасте. В 26 лет он сделал свой первый шаг, дабы приблизиться к Учителю и его великим деяниям – преклоняет волю перед Господом и даёт три самых высоких обета:

  • нищеты;
  • девства;
  • послушания.

После принимает постриг и именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского), уже на следующий день его посвящают в иеродиакона, а вскоре – в иеромонаха.

Краткая биография деяний патриарха Тихона

С 1892-1899 год святитель прошёл сложный духовный путь становления:

  • инспектор Духовной семинарии;
  • ректор в сане архимандрита;
  • епископ Люблинский с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.

Всего год провёл Тихон на первой в своей церковной жизни кафедре. А когда пришел указ о его переводе, все верующие Холмщины плакали дни и ночи. Со слезами его провожал весь город, и это свидетельство того, настолько любим и уважаем был этот человек.

И так было всю его жизнь: где бы он ни находился, люди не хотели отпускать его. Даже в православной Америке, где он в течении 7 лет мудро руководил паствой, и доныне именуют его Апостолом Православия.

Тихон делал все возможное для развития духовности:

  • возводил храмы;
  • открывал библиотеки;
  • приводил в порядок заброшенные церкви;
  • вёл педагогическую деятельность как среди простого народа, так и среди представителей духовенства;
  • лично ездил в глухие сёла и города, дабы привести там духовную жизнь в состояние сплочённости.

Во время Первой мировой войны он смог уберечь от посягательств врага мощи Виленских мучеников и другие великие святыни, верно служил в переполненных храмах, обходил лазареты и благословлял уходящих на войну защищать своё Отечество.

Интронизация патриарха Тихона

После восстановления патриаршества за свои великие дела святитель Тихон жребием был выбран на пост Патриарха Московского. Интронизация (возведение на трон) нового патриарха была проведена в Успенском соборе 21 ноября 1917 года в .

В страшный период, когда всех охватила тревога за будущее, разрасталась злоба и смертельный голод поглотил народ, страх проник в дома и храмы. И именно в это время Божья рука возвела на Патриарший престол Тихона, дабы он одним из первых взошёл на Голгофу и стал святым мучеником.

Ежедневно святитель молился за своё Отечество и свой народ, он готов был сам идти на верную гибель вслед за своим Учителем, дабы потушить огонь войны и возродить духовное начало.

Арест патриарха Тихона за неповиновение

Святейший принимал активное участие в грандиозных крестовых походах, какие устраивались по его благословению для подъёма в умах и сердцах народа религиозных чувств. Также он безбоязненно проводил службы в храмах многих городов, чем укреплял духовную паству. Рьяно выступал патриарх и против разгрома Церкви.

Результатом всех этих действий стал арест Тихона и его заточение больше чем на один год. Власти, не сумевшие сломить волю и дух святителя, были вынуждены отпустить его, но стали тщательно следить за каждым его шагом. Дважды даже были предприняты попытки убить патриарха. При втором покушении был трагически погиб сподвижник святого. Но несмотря на страшные гонения, Тихон продолжал жить и действовать во имя Церкви и народа.

Житие патриарха Тихона Московского в последние годы

Последний и самый мучительный год своей жизни святитель, уже будучи очень больным и постоянно преследуемым властью, всё также неизменно проводил службы. 23 марта 1925 года он провёл последнюю Божественную литургию, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы ушёл в вечную жизнь с молитвой Господу на устах.

Мощи патриарха Тихона

Прошло уже много лет со дня ухода патриарха Тихона, и только в 90-х годах Господь даровал православному народу его святые мощи, как символ духовного укрепления на будущие трудные времена. Находятся они в большом соборе Донского монастыря.

Послание патриарха Тихона

Одним из самых известных деяний Великого Святителя стало его Послание в связи с закрытием Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Причиной его написания стало вскрытие мощей Преподобного Сергия. И это событие должно было стать началом полного уничтожения духовной жизни народа, ибо не сможет православный человек войти в храм и воздать молитвы Богу, и не будет ни одного служителя, который бы смог помочь ему в этом.

Патриарх призывал до последнего стоять на страже народных церковных интересов, дабы не растерять духовный запас, который завещал Сергий. Он взывал православных людей к молитвам, что помогут вернуть благодетель, подаренную Преподобным, очистят сердце от всего злого и приведут к покаянию.

Анафема патриарха Тихона

Ещё одним величайшим трудом святителя стало послание от 19 января 1918 года с анафемой (отлучение от Церкви, изгнание) безбожникам. В нём Тихон обращался к тем, кто безбожно губит праведное дело Христа, накликая страшные события на свой народ и своё Отечество. Он говорил им о страданиях после смерти, призывал их строить, а не разрушать, а главное – воздать покаяние Господу за все свои деяния. Также убеждал своим примером, что сломать слово и дело Божие не сможет никто и никогда.

– это один из величайших людей в православии. Его вклад в историю христианства оценить невозможно. Слово святителя – твёрдое и чистое, а дела – бесстрашные и праведные, преисполненные верою в Господа и свой народ.

Житие патриарха Тихона – это тяжёлый путь к Богу, на котором он, как никто другой, сумел возвестить людям о непоколебимой благодати Господней, научить любить и жить духовно даже в самое страшное время, ибо только вера всегда спасает и даёт силы, а значит, продлевает жизнь, дарую вечное Царствие, умиротворение и покой.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Тихоне патриархе Московском:

В 2015 году Русская Церковь отпраздновала сразу два юбилея : 1 февраля – 150-летие со дня его рождения, а 7 апреля – 90-летие со дня его кончины. Патриарх Тихон провел церковный корабль сквозь кровавую бурю антицерковных гонений, инспирированных безбожными вождями коммунистического режима, захватившего власть в многострадальной России.

Патриарх Тихон – один из самых почитаемых святых нового времени – он имеет три дня памяти в году: 26 сентября / 9 октября – прославление, 25 марта / 7 апреля – преставление, 5/18 ноября – избрание Патриархом Всероссийским . Но, несмотря на многолетнее изучение жизни и служения Патриарха Тихона, до сих пор существует множество белых пятен в его биографии.

Накануне празднования Актового дня ПСТГУ 18 ноября о проблемах изучения жизни и служения Патриарха Тихона, о его почитании, образе святости и месте в истории России мы попросили рассказать руководителя крупнейшего центра изучения истории новомучеников и исповедников в Русской Церкви НИО НИПЦ ПСТГУ, ректора Православного Свято-Тихоновского университета протоиерея Владимира Воробьева .

Патриарх Тихон как величайший вселенский святой

– Отец Владимир, какова роль личности святого Патриарха Тихона в истории Русской Церкви и истории России?

– В этом году исполнилось 90 лет со дня кончины святого Патриарха Тихона, которая случилась в день Благовещения Божией Матери – 7 апреля 1925 года. Он скончался в больнице Бакуниных, недалеко от Зачатьевского монастыря на Остоженке. Когда он умер, у всех возникло подозрение, что его отравили. Хотя потом много раз писали, что «не было отравления», он умер «просто от сердечного припадка», но, тем не менее, версия отравления не снимается, она очень вероятна. Эту версию еще никто не проверял. Не знаю, можно ли это проверить, но попыток сделать расследование не было. Если это отравление, то Патриарх Тихон должен быть назван священномучеником. Если это смерть от сердечного приступа, то все равно это смерть исповедника.

Святитель Тихон жил в обстановке тяжелого гонения на Церковь и прошел семь лет Патриаршего служения как настоящий крестный путь, путь на Голгофу. Именно эти годы привели его к преждевременной кончине. Он скончался 60 лет от роду, то есть прожил не такую уж долгую жизнь.

Сегодня, оглядываясь на историю ХХ века, мы можем сказать, что Патриарх Тихон является одним из самых великих русских святых и, безусловно, стоит в ряду величайших вселенских святых. Его избирал самый удивительный Собор в истории Русской Церкви.

– Напомните, пожалуйста, как это избрание происходило.

– Собор 1917 года готовился 11 лет. Делегаты избирались демократическим способом, без политического давления. Он был очень представительным – более 500 делегатов.

Патриарха избирали также удивительным образом. Сначала избрали 28 кандидатов. Потом из них выбрали трех, набравших больше всего голосов. Потом из Успенского собора Московского Кремля принесли Владимирскую икону Божией Матери. Кремль тогда уже заняли коммунисты, поэтому там служить было нельзя, и икону принесли из Кремля в храм Христа Спасителя. В храме служил Литургию священномученик Владимир (Богоявленский) – первый священномученик среди епископов-новомучеников. После Литургии и специального молебна перед Владимирской иконой старец Алексий из Зосимовой пустыни вытащил жребий с именем Патриарха Тихона. Здесь соединились активное участие народа и воля Божия.

Возглавлял Церковь в годы самых страшных в мировой истории гонений на христиан. Мы можем с полным основанием сказать, что Патриарх Тихон стал во главе воинства новых мучеников.

Сам он претерпевал гонения с первых дней своего патриаршества.

– Не могли бы вы привести какие-нибудь малоизвестные эпизоды гонений?

– Однажды Патриарху сообщили, что из Петрограда едет целый вагон матросов, чтобы его арестовать, и просили уехать из Троицкого подворья, где он жил до 1922 года. Это было вечером, когда Патриарх Тихон ложился спать. Он выслушал и ответил: «Никуда я не поеду». Матросы утром приехали, вышли на перрон, посовещались, сели в вагон и поехали обратно. Сам Бог хранил Своего святителя.

Все знают исповеднические послания Патриарха Тихона большевикам, знают его послание с анафемой творящим беззакония большевикам. Своими посланиями он старался защитить Церковь от гонителей, от разбоя. В 1922 году он был арестован. Его допрашивали в суде. Сохранилась брошюра этого допроса с его собственными пометками. Потом был год строгого заключения в Донском монастыре. Оттуда его возили на допросы на Лубянку. Некоторое время он провел в лубянской тюрьме. Об этом мало известно.

Политбюро вынесло Патриарху Тихону смертный приговор. Не суд, а именно Политбюро приняло такое тайное решение

Политбюро вынесло ему смертный приговор. Не суд, а именно Политбюро приняло такое тайное решение. Приговор не был приведен в исполнение, потому что нарком иностранных дел Г. Чичерин убедил Политбюро в том, что убийство Патриарха Тихона не будет выгодно советской власти. Весь христианский мир – в Европе и Америке – встал на защиту Русского Патриарха. «Заграница» грозила, как теперь говорят, экономическими санкциями. Было решено не расстреливать Патриарха, а вместо этого потребовать от него покаянное письмо. Получив желаемое, его отпустили.

– Не был ли такой поступок проявлением, скажем так, слабости?

– Патриарх Тихон, конечно, никакими способами не мог узнать, что происходило в верхних эшелонах большевистской власти, ведь он был в заключении. Как поступают христиане в таких случаях? Они спрашивают волю Божию. Охранники, которые сторожили его, записывали в своих дневниках: «Всем хорош старик, только молится всю ночь напролет». Он молился, и Господь научал его, как поступать. Патриарх Тихон согласился подписать компрометирующее его «покаянное письмо».

Когда его выпустили, то мгновенно рухнула провокационная деятельность «Живой церкви». Огромное количество народа поняло, что происходит, перестало ходить в живоцерковные храмы и вернулось к Патриарху Тихону. Духовенство, перешедшее на сторону живоцерковников, стало приходить к Патриарху Тихону с покаянием. Авторитету Патриарха в народе его «покаянное письмо» не повредило. Народ знал, что Патриарх Тихон – святой человек.

Большевики арестовывали ближайших подвижников святого Патриарха, заключали их в тюрьмы, отправляли в ссылки, некоторых расстреляли. На его глазах закрывали храмы, монастыри, духовные школы, отнимали святыни, вскрывали мощи. Многие архипастыри не находили в себе мужества и пытались «договориться» с советской властью, идя таким образом против главы Церкви. Патриарху Тихону порой приходилось одному противостоять советскому гонению и искать для Церкви правильный путь.

Еще при жизни советские газеты без конца клеветали на Патриарха Тихона, унижали его и издевались над ним. Когда он умер, то от его имени издали фальсифицированное «завещание». Но никто не поверил в эту фальшивку. Те, кто знал Патриарха Тихона, верили, что это святой человек. Народ верил ему безгранично, верил в него как в своего святого. Патриарх Тихон обладал нравственным авторитетом, который оказался необыкновенно мощной силой, сплачивающей Церковь, духовенство, весь русский народ.

Когда Патриарх Тихон скончался, начались еще более тяжелые времена для Церкви. Отсутствие духовного вождя произвело тяжелые последствия. После его смерти советская власть начала подбирать угодных себе людей, которые бы заняли патриарший пост. Пока Патриарх был жив, можно было его арестовать, но скомпрометировать его было невозможно: народ верил в него.

Можно с полным основанием говорить о мировом значении подвига Патриарха Тихона. ХХ век – тяжелейшая эпоха в истории человечества, когда материализм, атеизм, коммунизм стали распространяться по всему земному шару, как эпидемия чумы, когда везде стали происходить революции и антихристианские гонения. Наука утверждала, что Христос – это легенда, миф, что Его вообще не было. И в это время является гигант христианской веры! Настоящий христианин, который являет образ христианской святости на высочайшем Патриаршем престоле! На свещнице, которую видит весь мир, воссиял огонь исповеднической веры, прославляющей Отца нашего Небесного.

Патриарх Тихон – это образ православного святого, который один противостоит урагану кровавого зла: революции, гражданской войне, массовому насилию, расстрелам, убийствам. Его самого грозили убить и несколько раз подсылали убийц. Он не бежал от смерти.

Единственное, что ему было дорого, – это служение Церкви. Он понимал, что Господь поставил его как маяк, который должен светить во тьме и указывать путь Христов.

Его послания являются святоотеческими поучениями всем христианам на все оставшиеся века.

– В чем еще значение деятельности Патриарха Тихона?

– Патриарх Тихон, как все святые люди, был внутренне очень свободным. Он благословил и тем самым узаконил, как Патриарх и как святой, частое Причащение святых Христовых Таин. Он звал к этому народ. Это благословение имеет для нас особое значение.

Он благословил на подвиг исповедничества и мученичества. Он своим примером показал, как Церковь может победить самую страшную, невероятную силу зла.

Он показал, что Церковь может управляться святыми епископами, даже будучи лишена административных форм. И ее жизнь, будучи бедственной с внешней стороны, является необыкновенным примером веры. Церковь призвала этих святых. Коммунистические гонения в этом смысле – самая светлая страница в истории христианской Церкви. Когда еще были явлены такие сонмы святых? И возглавлялись они Патриархом. Воины Христовы шли под его омофором. Это уникальное явление в истории.

Если посмотреть на нашу историю в масштабе истории Вселенской Церкви, то перед нами предстанет ужасающая картина духовной войны, когда гонения совершаются не в какой-то отдельной области, куда приехал император и устроил местный погром. Нет, гонениям была подвергнута необъятная страна – самая большая страна в мире. В России вся Церковь была объявлена вне закона. И не на время, а с целью полного уничтожения Церкви. Весь епископат был подвергнут репрессиям. Почти все священники были убиты или посажены. Перед войной в России на свободе осталось всего несколько епископов и порядка 100 священников.

Но Церковь доказала, что не является земной организацией, которую можно закрыть или истребить, она – живое Тело Христово. Оказалось, что она не связана ни с какими земными формами. Можно разрушить все земные формы ее жизни, но она от этого не делается слабее. На смертельное гонение она отвечает исповедническим подвигом, святостью и побеждает.

Если представить полотно, получилась бы битва добра и зла, праведников и грешников, на этой картине во главе воинства в числе вождей, вслед за Христом и ангельскими силами, идет Патриарх Тихон и ведет за собой армию. Дух победного противостояния на крестном пути нам являет Евангелие. Это христиане, которые взяли крест и пошли за Христом. Их оказались сотни тысяч. Патриарх Тихон является символом эпохи, являющим образ церковного подвига.

Наш Патриарх

– А какие черты личности Патриарха Тихона особенно важны для нас?

– Те, кто знал Патриарха Тихона, свидетельствовали, что он был человек невероятного смирения, кротости и любви. Он был совершенно простым. Ему не был присущ пафос. Он был прост в жизни, в обхождении с окружающими. Я так говорю, потому что мой дедушка знал его. Он был московским благочинным и входил в Епархиальный совет при Патриархе Тихоне.

Был в Сергиевом Посаде (тогда его называли Загорском) замечательный старец отец Тихон Пелих, настоятель Ильинского храма за Троице-Сергиевой Лаврой. Он родился в крестьянской семье, был отдан в армию. Вот его собственный рассказ. В солдатской шинели он добрался до Москвы и пришел в храм на службу к Патриарху Тихону. Он был молоденьким парнишкой, голодным и холодным. Он рассказывал: «Я сам не знаю, как я оказался в алтаре. Какая-то сила меня привела, подтолкнула к Патриарху Тихону. Я не знал, что сказать. Подошел под благословение. Патриарх ласково спросил: “Как тебя зовут?” Отвечаю: “Тихон”. Он говорит: “И меня – Тихон”. Дальше ничего не помню, только иподиаконы за полы шинели вытащили меня из алтаря». Все, кто соприкасались с Патриархом Тихоном, освящались благодатью и любовью.

Непередаваемо, как люди любили Патриарха Тихона. Когда он приезжал служить в какой-нибудь подмосковный городок, там останавливались фабрики и заводы, все рабочие выходили встречать Патриарха Тихона и не работали, пока он не уедет. Его святость, любовь, преданность воле Божией сплотила христиан, помогла выстоять против страшной агрессии темного мира.

Часто нас спрашивают: почему мы выбрали Патриарха Тихона покровителем нашего университета? Ученый совет сделал такой выбор, потому что Патриарх Тихон явил нам подвиг, которым должна идти Русская Церковь в последние времена, потому что он своим подвигом обновил православную жизнь в России.

В тот момент совершались революции, были обновленцы, проводившие реформы для обновления Церкви, чтобы создать «Живую церковь». Но «обновил» церковную жизнь Патриарх Тихон, снова явив святость Церкви, архипастырский подвиг. Это – главный путь обновления. Он не мог осуществить намеченные Собором реформы, но возродил дух первых христиан, готовых отдавать свою жизнь Богу, отстаивать христианскую веру до смерти. Это дух нужен и нам. Наше время очень непростое, агрессия тьмы не ослабевает. Противостоять этой агрессии мы можем, вдохновляясь подвигом святых. Мы выбрали Патриарха Тихона своим покровителем, чтобы его молитвами верно служить Церкви и воспитывать новых служителей Церкви.

Чтобы было верное понимание истории

– Члены Церкви понимают, что центр истории России – это история Церкви. Но в светской истории России Патриарх Тихон почти не известен. Это сильно искажает представления о своей истории у русского народа. Я учился в школе после падения Союза, но даже тогда в учебниках не было ни слова про Патриарха Тихона. Как нам преодолеть эту завесу и обратить внимание соотечественников на жизнь и служение Патриарха Тихона и историю Церкви?

Нужно больше молиться Патриарху Тихону. Может быть, служить молебны у раки с его мощами

– Это нелегко сделать, потому что историю Церкви многие стараются всячески замалчивать. Но, думаю, заставить забыть о Патриархе Тихоне не удастся. Нужно больше молиться Патриарху Тихону. Может быть, служить молебны , как служат в Троице-Сергиевой Лавре у мощей преподобного Сергия Радонежского. Народ пойдет в Донской монастырь.

Святой антикоммунист?

– Не так давно мы стали свидетелями гримасы истории: глава Компартии Г. Зюганов направил открытое письмо патриарху Кириллу о том, что, по его мнению, нужно «покончить с антисоветизмом». Патриарх Тихон в свое время издал анафему советской власти. Что означает эта анафема?

В анафеме советской власти Патриарха Тихона формальных указаний, что анафематствуются именно члены Компартии, – нет

– В анафеме советской власти Патриарха Тихона формальных указаний, что анафематствуются именно члены Компартии, – нет. Там говорится, что анафематствуются беззаконники, совершающие злодеяния, выступающие против Церкви, погромщики храмов, убийцы и так далее. Не думаю, что ее можно конкретизировать против членов сегодняшней Компартии. Сегодняшняя Компартия, кажется, не имеет в своем уставе такого воинствующего атеизма, как раньше. Я бы не стал понимать эту анафему так расширительно.

– Что для вас лично значит Патриарх Тихон?

– Я знал о Патриархе Тихоне с раннего детства, потому что он очень почитался в нашей семье. Мой дед с ним лично общался. У нас сохранилось как святыня пасхальное яичко, подаренное Патриархом Тихоном моему дедушке. Сохранился целый ряд документов, подписанных Патриархом Тихоном.

Я знал одну старушку, которая в юности страдала страшной эпилепсией: 18 припадков в сутки. Тогда она была девушкой, неверующей в Бога. В ночь своей кончины Патриарх Тихон ей явился и благословил ее. Она исцелилась и стала глубоко верующим человеком. Таких свидетельств о святости Патриарха Тихона очень много. Для меня он был святым еще до его канонизации. Я ходил к его гробнице в Донской монастырь. Особенно много узнал о нем от Михаила Ефимовича Губонина, который сам прислуживал в алтаре на службах Патриарха Тихона, глубоко чтил его и собрал множество документов о его жизни.

Святейший Патриарх Тихон предал анафеме большевиков за то, что «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

13(26) окт. 1918.Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров “Все, взявшие меч, мечом погибнут”. (Мф. 26, 52)

Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя “народными” комиссарами. Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7.9-10). Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир “без аннексий и контрибуций”. От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что “больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други свои” (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты Отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями. Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска. Против кого вы их ведете? Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве “заложников”, этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной “контрреволюционности”. Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения — напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.

Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и будто бы сами когда-то много потерпели от жестоких властей? Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями — контрибуций, реквизиций и национализаций, — вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот, грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем “буржуев” грабили людей состоятельных; потом, под именем “кулаков”, стали уже грабить более зажиточных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народное богатство и разоряется сама страна. Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об отмщении грехами и преступлениями.

Вы обещали свободу...

Великое благо — свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств, грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, когда семья, а иногда население целых домов, выселяются, а имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного осуждения и обличения заглушен;печать, кроме узко большевистской, задушена совершенно.

Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глумитесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому повода и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — приход, уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные просветительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи. “И что еще скажу. Не достанет мне времени” (Евр. XI, 32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продовольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ божий и запечатлев в ней образ зверя. Сбываются слова пророка — “Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их” (Ис. 59, 7). Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения Нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься “столп злобы” вашей, тем вернейшим будет оно свидетельством справедливости Наших обличении.

Тихон, Патриарх Московский и всея Руси

Божиею Милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

«Да избавит нас Господь от настоящаго века лукаваго» ().

Тяжкое время переживает ныне святая православная Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и пр.).

Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» ().

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самех» ().

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою православной.

Где же пределы этим издевательствам над Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» ().

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Мою, и врата адовы не одолеют ей» ().

Тихон, Патриарх Московский и всея России. Января 19-го 1918 г.

19 января 1918 г. патриарх Московский и всея России Тихон опубликовал самый, пожалуй, известный документ, подписанный его именем. Настоящее название документа простое и пафосом не отягощённое: «Послание святейшего патриарха от 19 января». Тем не менее, он больше известен либо как «Проклятие коммунистам и их сочувствующим», либо как «Анафема Советской власти».

Кое-какие резоны для такой подмены понятий есть. Послание действительно пламенное, местами чрезвычайно резкое, а некоторые фрагменты и впрямь содержат те самые термины — «анафема» и «проклятие». Чаще прочих цитируют вот этот фрагмент:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это дело поистине сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.

Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение».

Спору нет — слова страшные, грозные. Но их конкретный адресат в этом документе ни разу не назван по имени. Грубо говоря, послание патриарха действительно можно назвать анафемой. Вот только провозглашается она неким абстрактным «плохишам», которые творят «кровавые расправы».

Большевики в попутчиках

Очень соблазнительно увидеть в них именно большевиков. Можно даже сказать и больше — скорее всего, так оно и есть. Однако признание этого факта не отменяет одну любопытную деталь. Святейший патриарх, издав этот документ, попадал в уязвимое с точки зрения закона и совести положение. Дело в том, что ещё несколько месяцев назад Церковь и большевики были, конечно, не союзниками, но уж попутчиками — точно. Во всяком случае, церковные иерархи сумели извлечь из революционной ситуации 1917 г. и её развития едва ли не больше, чем Ленин и компания.

Дело в том, что после Февральской Революции стала реальностью давняя мечта Церкви — созыв Поместного Собора. Причём в послании Святейшего правительствующего Синода РПЦ совершенно спокойно и даже радостно объявлялось: «Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым».

Важнейшим делом этого Собора было решение вопроса о восстановлении патриаршества в России. Его обсуждение началось сразу же — в середине августа 1917 г. Шло оно хоть и бурно, но без каких-либо реальных результатов. До тех самых пор, пока не стало известно, что совершился «второй переворот» — Октябрьская революция.

И тогда Собор перешёл в форсированный режим. Быстро, можно сказать скоропостижно, всего лишь через три дня после того, как Ленин 25 октября издал свой «Декрет о мире», Собор прерывает все прения и принимает срочное решение о восстановлении патриаршества. Выборы главы РПЦ тоже проходят резко и ускоренно — из политической неопределённости необходимо было выжать всё возможное и тут же обратить себе на пользу. 5 ноября 1917 г., после того, как тайное голосование было завершено, состоялась жеребьёвка. Жребий указал на Тихона. На кандидата, который набрал голосов меньше, чем другие лидеры голосования.

Древние клятвы

Первое, что он сделал — вознёс молитву согласно протоколу, утверждённому Поместным Собором. В ней были слова: «Еще молимся о властех наших». Поскольку у власти тогда уже 10 дней находились большевики, получается неловкость. Выходит, что по факту Тихону принадлежит приоритет в богослужебном поминании Советской власти.

Имел ли он право возглашать ей анафему? Формально — да, имел. Как вполне законно, пусть и поспешно, избранный патриарх. Но если судить по совести, то снова получается некрасивая история.

Давным-давно, в 1613 году, когда на русский престол взошёл Михаил Фёдорович , первый царь из династии Романовых , была принесена Соборная клятва. «Вся Русская Земля» клялась новой династии в верности. Отныне и во веки веков. В частности, там присутствовала одна оговорка: «Если кто не захочет послушать сего Соборного Уложения и пойдёт против него, то таковой, будь он священник, воинского чину, или из простых, да будет извержен и от Церкви Божьей, и от Святых Тайн Христовых отлучён, месть да воспримет, и не будет на нём благословения отныне и до века. Да будет сие твёрдо и неразрушимо, и не изменится ни единая черта от сказанного здесь».

Эта клятва частично была нарушена Февральской Революцией. Николай II , последний представитель династии Романовых, был свержен. Через полгода её растоптали окончательно — Керенский провозгласил Россию республикой, отсекая тем самым от престола всех наследников Николая II.

Все эти действия поддерживала и благословляла Церковь. В том числе и Василий Беллавин , который давно уже носил монашеское имя Тихон, прекрасно разбирался в церковной и светской истории, отлично помнил как Соборную Клятву, так и то, чем грозит её нарушение. С этим знанием он вступил на патриарший престол.