Фрида Кало о Диего Ривере: как любовь делает нас красивыми. История любви в картинах: Фрида Кало и Диего Ривера Фрида кало и диего причем поезд

Их первая встреча произошла, когда Фрида Кало была ещё подростком. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Здесь она впервые встретилась с известным художникомДиего Риверой, работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание». Он поразил ее детское воображение, Фрида выслеживала его, дразнила "старым Фасто", старалась привлечь внимание и однажды, словно предвосхитив их общее будущее, заявила друзьям: "Я непременно выйду замуж за этого macho и рожу от него сына".

Трагедия в жизни Фриды Кало

В 18 лет Фрида Кало попала в тяжёлую аварию, получив повреждения: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей ноги, раздробленную и вывихнутую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она более года была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. После трагедии Фрида попросила у отца кисти и краски.

Встреча Фриды и Диего

Через несколько лет, восстановившись после автокатастрофы, художница приехала к Диего Ривере показать свои автопортреты, созданные в течение года, который она провела в постели, закованная в ортопедический корсет. Картины Фриды Кало произвели на известного художника большое впечатление: «Они передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».

О Диего Ривере

К тому времени страстный Ривера уже расстался со своей второй женой Лупе Марин, и ничто не мешало ему увлечься двадцатилетней художницей, остроумной, смелой и талантливой. Пленил его и незаурядный интеллект Фриды, взращенный на европеизированном образовании. Диего был огромен и толст. Растущие клочьями волосы, выпученные от возбуждения или, наоборот, прикрытые набрякшими веками глаза. Он напоминал людоеда, но "людоеда доброго", как сказал о Диего Максимилиан Волошин , встречавшийся с ним в Париже. Там Диего, между прочим, оставил свою первую жену, русскую художницу Ангелину Белову, когда решил отправиться на помощь восставшему мексиканскому народу. Сам себя Ривера любил изображать в виде толстобрюхой лягушки с чьим-то сердцем в руке. Его всегда обожали женщины, Диего отвечал взаимностью, но как-то признался: "Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать".

Свадьба

В 1929 Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Ему было 43 года, ей — 22. В день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к родителям. Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший знаменитым "голубой дом" на улице Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе Мехико, где они прожили много лет.

Семейная жизнь

Их семейная жизнь бурлила страстями. "В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего Ривера ", - любила повторять художница.Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные, одержимые и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" — назвала полотно ироничная художница.

В 1939 году они развелись. Позднее Диего сознается: "Мы были женаты 13 лет и всегда друг друга любили. Фрида даже научилась принимать мою неверность, но не могла понять, почему я выбираю тех женщин, которые меня недостойны, или тех, которые уступают ей... Она предполагала, что я был порочной жертвой собственных желаний. Но это ложь во спасение думать, что развод положит конец страданиям Фриды. Разве она не будет страдать дальше?"

Лев Троцкий в Мексике

В 1937 году в доме Риверы ненадолго нашёл убежище Лев Троцкий. Отношения Фриды Кало с Троцким овеяны романтическим ореолом. Есть много легенд о том, что происходило в то время. Масла в огонь мифотворчества подливали и сами художники. Фрида и Диего через несколько лет после трагедии, уже вновь обретя друг друга, в унисон рассказывали гостям, что политубежище для Троцкого они выхлопотали исключительно для того, чтобы заманить его в ловушку и убить. Фрида также рассказывала, что были попытки Диего убить Троцкого вследствие всепоглощающей ревности.

Встреча с Троцким произошла во время разрыва в отношениях между Фридой и Диего. К тому же последний в то время лежал в госпитале и «важных» гостей» встречала сперва только Фрида. Художница искренне восхищалась "Великим человеком" и многого ждала от общения с ним. Она тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют. Яркая, интересная, обаятельная молодая художница пленила 60-летнего революционера. Он всячески пытался выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы. Но Мексика, как говорил Лев Давыдович, показалась ему "иной планетой". Все происходящее было словно фантасмагорией и долго продолжаться не могло: вскоре, поссорившись с гостеприимными хозяевами, он переехал в другой дом.

Фрида Кало и Диего Ривера вторично сыграли свадьбу в 1940 году, спустя год после развода, и оставались вместе до ее смерти в 1954 году.

Диего Ривера картины

Фотографии Диего Риверы и Фриды Кало

1910. Фото Фриды в детстве


1926 . Восемнадцатилетняя

1929. Фото Фриды и Диего

1929


Манифестация в Мексике


1930

1930.


1930

1931


1933


1933



1938 - С Андре Бретоном




Фотография 1939 года

Фото 1939 года


1940


1943

1954 - frida et dieg

1954 - В последний год жизни

1954


1942


1940





Фрида Кало Фрида и Диего Ривера 1931
100 × 79 см
Масло, Холст

Романтические натуры сказали бы, что Диего и Фриде было предназначено судьбой прожить жизнь вместе. Но эта любовная история была очень далека от идеальной. Безудержная страсть в ней переплеталась с всепоглощающей злостью, нежность - с предательством, преданность - с ревностью, любовь - с болью.


Бесстрашная

Сначала Диего услышал её голос. В 1922 году художник расписывал аудиторию в Национальной подготовительной школе Мехико. И несколько раз невидимая девочка, прятавшаяся за колоннами, выкрикивала в его адрес язвительные комментарии. А затем в один из вечеров Диего работал на лесах вместе со своей тогдашней женой Лупе Марин, и вдруг услышал за дверью какой-то шум, после чего в аудиторию втолкнули девочку.

«Она была одета, как любая другая ученица, но её поведение мгновенно выделяло её из общей массы. В ней чувствовались непривычное достоинство и самоуверенность, а в её глазах пылал странный огонь. Она смотрела прямо на меня: «Если я понаблюдаю за вашей работой, это не вызовет неудобств?» Я ответил: «Нет, барышня, я буду польщен».


Диего Ривера за работой

Она села и начала безмолвно за мной наблюдать, её глаза следили за каждым движением моей кисти. Спустя несколько часов в Лупе проснулась ревность, и она стала оскорблять девочку. Но та не обратила на это никакого внимания. Это, само собой, разозлило Лупе еще сильнее. Уперев руки в бедра, она подошла к девочке и уставилась на неё с воинственным видом. Девочка застыла и встретила её взгляд без единого слова. Откровенно пораженная, Лупе долго и пристально смотрела на неё, а потом улыбнулась и сказала мне с завистливым восхищением: «Ты только посмотри на эту девчонку! Такая маленькая - и совсем не боится такой высокой и сильной женщины, как я. Она мне нравится».

Когда девочка уходила, она сказала лишь «Спокойной ночи». Год спустя я узнал, что именно она выкрикивала те издевательские шутки из-за колонн, и что её зовут Фрида Кало. Но я понятия не имел, что однажды она станет моей женой".



Автопортрет
Фрида Кало
1922

«Крылья черного дрозда»

Следующая их встреча произошла спустя несколько лет. За это время Фрида успела перенести страшную аварию, которая едва не стоила ей жизни, несколько месяцев провести в гипсе, заново научиться ходить и начать рисовать.

В тот день Ривера работал над фресками в здании Министерства образования и вдруг услышал крик: «Диего, пожалуйста, спустись оттуда! Мне нужно обсудить с тобой кое-что важное!» Художник вспоминал: «На земле подо мной стояла девушка лет 18-ти. У нее было красивое нервное тело и нежное лицо. Ее волосы были длинными и темными, а густые брови сходились над переносицей. Они были похожи на крылья черного дрозда».



Фрида Кало в возрасте 18 лет

Заинтригованный Ривера спустился вниз для разговора, и девушка сразу перешла к делу: «Я здесь не ради развлечения. Мне нужно работать, чтобы иметь средства к существованию. Я написала несколько картин и хочу, чтобы ты оценил с профессиональной точки зрения. Мне нужно абсолютно честное мнение, потому что я не могу позволить себе попросту тешить собственное самолюбие».

Когда Диего взглянул на три женских портрета, которые Фрида принесла с собой, он был поражен: «В этих холстах была необычная энергия и экспрессия, и в то же время истинная серьезность. В них не было никаких приемов во имя оригинальности, которые отличают работы амбициозных новичков. Было очевидно, что эта девушка - подлинный художник».



Автопортрет в бархатном платье
Фрида Кало
1926, 79 × 58 см

Зная о его репутации любителя и любимца женщин, Фрида не сразу поверила Диего. Она не искала комплиментов и настаивала на том, что ей нужна критика. На что Ривера ответил: «По моему мнению, независимо от того, насколько сложным это будет, ты должна продолжать рисовать».

Напоследок девушка попросила Риверу прийти к ней домой, чтобы оценить остальные ее работы. Когда она назвала ему свой адрес и имя, Диего вдруг осенило. Он вспомнил бесстрашную девчонку, которая дразнила его и смогла постоять за себя. Само собой, он согласился прийти.

Диего писал: «Я об этом еще не знал, но тогда Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет».


Слон и голубка

Родители Фриды были против этого брака. Им было больно видеть свою хрупкую дочь рядом с этим чудовищем - огромным, некрасивым, толстым бабником. Гильермо и Матильда называли этот союз «браком между слоном и голубкой». Но отца девушки немного успокаивал тот факт, что Ривера был богат, а значит Фриде не пришлось бы работать.

Фрида и Диего поженились 21 августа 1929 года. На свадьбе Ривера безобразно напился. В пьяном угаре он бил посуду, размахивал пистолетом и даже сломал кому-то палец. Фрида была в ярости и согласилась переехать к Диего лишь через несколько дней после свадьбы.



Арсенал
Диего Мария Ривера
1928

Через некоторое время Кало впервые забеременела, но по медицинским показаниям ей пришлось сделать аборт. Фрида страстно желала подарить мужу ребенка, несмотря на то, что Ривера был против.

Вскоре после свадьбы Риверу исключили из коммунистической партии за то, что он принял крупный заказ от правительства Мексики. В знак своей верности мужу Кало тоже решила покинуть партию, однако оба сохранили верность идеалам коммунистов. Фрида вообще предпочитала быть женой «за мужем», по крайней мере, первое время. Она не считала себя серьезной художницей и рисовала только для того, чтобы чем-то себя занять. Когда Диего получил несколько крупных заказов в США, Фрида отправилась вместе с ним, но оставалась в его тени. Американцы почти обожествляли Риверу, а его жену воспринимали как некую любопытную деталь его гардероба.



Американская мечта

Полгода, проведенные в Сан-Франциско, стали для Кало весьма продуктивными, поскольку она почти ни с кем не общалась. В Сан-Франциско художница написала одну из самых знаменитых своих картин - «Фрида и Диего Ривера». Неожиданно для нее полотно оказалось на выставке женщин-художниц. Это был первый раз, когда ее работа была представлена публике.

Ривера начал изменять жене едва ли не с первого дня совместной жизни. В Сан-Франциско он закрутил роман с теннисисткой Хелен Муди, которая позировала ему для одного из заказанных муралов. Фрида в отметку завела романтические отношения с Кристиной Гастингс, женой одного из помощников Диего. В это время художницу начали мучить сильные боли в правой ноге, изуродованной полиомиелитом. Знаменитый хирург Лео Элоссер заключил, что ухудшение здоровья связано со стрессом, и прописал Фриде постельный режим и здоровое питание.



Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами
Фрида Кало
1932, 31×35 см

В Мексику супруги вернулись по отдельности: Фрида - в мае 1931 года, а Диего - в июне. За время разлуки Кало успела познакомиться с нью-йоркским фотографом Николасом Мюреем. Их тайный, периодически возобновлявшийся роман продлился в общей сложности около 10 лет.

Вскоре Диего и Фрида отправились в Нью-Йорк на открытие масштабной ретроспективы Риверы в MoMA. Диего купался в лучах славы. В восторженных статьях, посвященных ему, Кало упоминалась лишь как «миссис Ривера». Затем пара, следуя за очередным заказом, перебралась в Детройт, который Фрида описывала как «убогую старую деревушку». Здесь художница вновь забеременела, но спустя три с половиной месяца у нее случился выкидыш. Кало 13 дней провела в госпитале Генри Форда и написала одну из самых трагичных своих картин, посвященную погибшему сыну.



Госпиталь Генри Форда
Фрида Кало
1932, 30.5 × 38 см

В сентябре 1932 года Фрида получила известие о том, что ее мать смертельно больна. Матильда скончалась через неделю после приезда дочери. Вернувшись в Детройт, Кало снова мается от безделья: Диего спешит закончить заказ вовремя и почти не находит на нее времени. В тоске по родной Мексике Фрида снова начинает рисовать и, когда Диего снова перевозит ее в Нью-Йорк, пишет знаменитую картину «Тут висит мое платье», в которой критикует тусклый индустриальный мир Штатов.

Работа Диего над муралом в Центре Рокфеллера закончилась скандалом: среди прочих героев художник изобразил на стене Ленина, чем вызвал негодование заказчика. Компромисс они так и не нашли, и в итоге контракт был разорван, а мурал - уничтожен. Из-за скандала отменились и другие заказы Риверы, он оказался на мели и наконец-то согласился вернуться на родину.



Тут висит мое платье
Фрида Кало
1933, 46×55 см

Боль и счастье


В начале 1934 года на Фриду обрушилось сразу несколько сокрушительных ударов. Ее третья беременность вновь закончилась выкидышем. А вскоре после этого она узнала, что Диего изменяет ей с ее младшей сестрой Кристиной. Кало подозревала, что у ее мужа случилось новое увлечение, но и представить не могла что «другой женщиной» окажется ее родная сестра. Фрида чувствовала себя преданной сразу двумя самыми любимыми людьми. Она бросила Диего и на несколько месяцев поселилась в отдельной квартире. Свою боль художница привычно изливала на холст. Она пишет сцену жестокого убийства, о котором прочитала в газетах, и называет картину «Всего-то несколько царапин!»



Всего-то несколько царапин!
Фрида Кало
1935, 30 × 40 см

Однако, несмотря на предательство, долго оставаться в разлуке с Диего Фрида не смогла. Супруги воссоединились в конце 1935 года, но всё равно жили порознь. Их дом состоял из двух отдельных строений, соединенных воздушным мостиком: в одном из них жила Кало, во втором - Ривера. За время разлуки Фрида успела завести несколько романов с мужчинами и женщинами. Диего, который никогда не был образцом верности, страшно ее ревновал, поэтому свои романтические похождения художница старалась держать в секрете.



Портрет Кристины, моей сестры
Фрида Кало
1928, 99 × 81.5 см

Запись из дневника Фриды: «Диего = мой муж. Диего = мой друг. Диего = моя мать. Диего = мой отец. Диего = мой сын. Диего = я. Диего = Вселенная».

В 1937 году в поисках политического убежища в Мексику приехал Лев Троцкий с женой Натальей Седовой. Их поселили в «голубом доме», в котором прошло детство Фриды, и в котором по-прежнему жил ее отец. Кало и Троцкий достаточно быстро сблизились, их запретный роман был страстным и тайным. В какой-то мере интимная связь с таким видным человеком, которого Диего безмерно уважал, была для Фриды способом еще раз отомстить неверному мужу за интрижку с Кристиной. Фрида и Троцкий общались между собой на английском языке, которого не понимала Наталья, и передавали друг другу любовные записки, обмениваясь книгами. Но Седовой совсем необязательно было понимать их разговоры, чтобы обо всем догадаться.

Надо сказать, что «старик» быстро наскучил художнице, и их связь прекратилась. Вскоре после этого Фрида написала автопортрет, посвященный Троцкому, который он повесил в своем кабинете. Впрочем, когда он с женой покидал «голубой дом», Наталья убедила его не забирать с собой картину.



Автопортрет, посвященный Льву Троцкому
Фрида Кало
1937, 87 × 70 см

Этот год стал для Кало весьма продуктивным, она написала несколько самых лучших своих картин и без особой надежды отправила их на выставку в Мехико. Однако именно там их заметил американский галерист Джулиен Леви. Благодаря ему в октябре 1938 года в Нью-Йорке состоялась первая персональная выставка Фриды. Успех был грандиозным: она наконец-то перестала считаться всего лишь «женой Диего Риверы» и стала самостоятельной художницей. Дальше последовала выставка в Париже, на которой один из автопортретов Кало приобрел Лувр. Фотографию художницы в экзотическом мексиканском наряде и с цветами в волосах поместили на обложку французского Vogue.



Фото Фриды Кало с обложки Vogue.

Несмотря на успех, Фрида чувствовала себя бесконечно одинокой и отчаянно хотела вернуться домой. В это же время завершился ее многолетний роман с Николасом Мюреем, который решил жениться на другой. Опустошенная и преданная любимыми мужчинами Кало наконец возвращается в Мексику и остается жить в «голубом доме». Отношения с Диего продолжали ухудшаться, и в этом же году они развелись. После развода художница пишет знаменитый двойной портрет «Две Фриды»: одна из героинь - та, которую Диего любил, вторая - та, которую отверг. Однако уже в следующем году пара вновь женится.



Две Фриды
Фрида Кало
1939, 173.5 × 173 см

До последнего вздоха

После смерти Гильермо Кало в 1941 году здоровье Фриды стало ухудшаться все быстрее и сильнее. Она перенесла несколько серьезных операций на спине и ноге, вынуждена была носить поддерживающие корсеты, и больше не могла жить без огромных доз обезболивающих. Чтобы как-то справиться с вечной болью и депрессией, художница начинает вести дневник, в котором будет делать записи и рисунки до самой своей смерти.

В 1948 году Диего завел очередной роман, который обернулся публичным скандалом. У актрисы Марии Феликс была слабость к уродливым мужчинам, и она пожелала во что бы то ни стало заполучить в мужья Риверу. Когда Диего попросил Фриду о разводе, она сначала восприняла это как шутку, но потом поняла, что он настроен серьезно, и пришла в ярость. Кало рассказала о «противозаконной» связи Риверы журналистам, и на следующий день эта история попала на главные страницы газет. Мексиканские католики безоговорочно приняли сторону обманутой жены, и Мария быстро завершила отношения с Диего.

Запись из дневника Фриды: «Диего не может быть ничьим мужем, и никогда не будет, но он прекрасный товарищ».

Два самых известных мексиканских художника Диего Ривера и Фрида Кало разделяли политические симпатии, творческие взгляды, порочные привычки, страсть к диким эксцентричным поступкам, а ещё знаменитые артисты были мужем и женой.

Знакомство художников

Совместная жизнь экзальтированных личностей представляла собой хаос и безумный карнавал, далекий романтической идиллии и поэтического единения душ – два эгоиста яростно любили друг друга и сражались на ниве творчества с момента судьбоносного знакомства до самой смерти.
Восемнадцатилетняя девушка стала жертвой страшной автомобильной аварии, провела целый год в больнице, пытаясь оправиться от множественных переломов ребер, конечностей, позвоночника.

Искалеченная и потерявшая возможность иметь детей женщина сумела встать на ноги, причем за месяцы, когда она была прикована к постели, Фрида отыскала собственное признание. По просьбе дочери Кало-старший принес в больницу кисти и краски, чтобы пациентке было, чем занять себя во время долгой реабилитации. В лежачем положении создавала Кало свои первые картины, изливая на холсте боль и горечь тоскующей души внутри изломанного тела. Спустя двенадцать месяцев из больницы вышла созревшая художница, которая будет страдать от болей до конца жизни и столько же времени шлифовать талант экспрессиониста. Свои работы амбициозная девушка отнесла на оценку мастеру Ривере, который к началу 1920-х уже был известен всей Мексике как выдающийся художник-монументалист, принимавший заказы как от правительства, так и частных клиентов. Опытный живописец сразу же разглядел дар в гостье, провозгласив: «Эта девочка – художник от рождения».

История любви

Между маститым монументалистом и начинающей экспрессионисткой существовала двадцатилетняя разница, которая их совершенно не смущала. Известный ловелас как раз разошелся с очередной любовницей, был свободен и с большим желанием увлекся молодой коллегой тяжелой судьбы и громадного таланта. Опытный Диего стал первой любовью, другом, наставником и настоящим партнером Фирды по жизни и творчеству. Свадьба состоялась в 1929-м, супружеская резиденция получила название «голубой дом» и служила центром богемы, творческой интеллигенции, представителей социально-общественных и политических движений мексиканской столицы. Мужа с женой объединяли искусство и политические убеждения, однако любовный темперамент супругов отличался кардинально.

Парадоксально, но большей любвеобильностью отличался старший на двадцать лет Ривера, старавшийся не пропускать ни единой юбки, а таковых в окружении звездного артиста всегда имелось в огромном количестве. Женщина страдала, мучилась, что не может родить любимому мужчине детей и удовлетворить его потребности, но потом поумнела, приняла правила игры, начав заводить собственные романы на стороне. Причем среди любовников ударившейся во все тяжкие дамочки встречались лица обоих полов. Теперь пришла очередь Диего ревновать, закатывать истерики, скандалы и приступы бешенства. Однажды ревнивец едва не застрелил изменницу, застав её в объятиях знакомого скульптора. Увлечение художницей стало причиной ссоры и разрыва отношений между супругами Кало-Ривера и революционером-иммигрантом Львом Троцким, который некоторое время проживал в «голубом доме», найдя себе здесь политическое убежище.

Разлука и смерть



Своего любимого человека Фрида описывала так: У меня было две катастрофы – сначала автобус, потом Диего. 18-летняя девушка находилась в салоне автобуса, когда тот столкнулся с трамваем, что для юной пассажирки обернулось кошмарными травмами и последовавшим годом ужасных страданий на больничной койке. Ривера также приносил боль и страдания, но за горем всегда приходила радость, очередная размолвка сменялась примирением. Пока терпению не пришел конец, хрупкие семейные отношения окончательно дали трещину - в 1939-м знаменитая пара решила развестись. Они больше не могли находиться вместе, но порознь им также оставаться было невозможно.

Интересные статьи


Пылкие натуры вытерпели лишь год, снова объявив о помолвке прямо из больничной палаты, куда угодила мексиканка, у которой обострились боли в позвоночнике. Правда, на этот раз женщина поставила жениху неожиданное условие: теперь их связь будет исключительно духовной – никаких физических контактов. В 1940-м состоялась вторая свадьба пылких художественных бунтарей, которые продолжили свои эпические семейные баталии до смерти Фриды Кало 13 июля 1954. Великой дочери мексиканского народа было 47 лет.
Когда любимая женщина покинула этот мир, убитый горем вдовец написал: Самый ужасный день в моей жизни. Я потерял свою любовь навсегда. Слишком поздно мне открылось, какое громадное место в моем сердце занимала любовь к Фриде, отношения с которой были самой главной частью моего мироздания.

Совместные фотографии

Главное наследие прославленных мастеров живописи – это великие картины, её экспрессионистские автопортреты, его эпические монументальные полотна. Правда, совместные фотографии легенд мирового искусства также заслуживают пристального внимания. Обязательно уделите время следующей коллекции лучших семейных фото Диего Риверы и Фриды Кало.







История любви экспрессивной художницы Фриды Кало и эксцентричного монументалиста Диего Ривера насколько драматична, настолько полна настоящих искренних чувств. История их любви – невероятный пример того, как любящий человек, даже страдая от физической боли, умеет ставить во главу угла не собственные переживания, а чувства к другому человеку.

Побеждая боль

В 1907 году в Мехико в семье эмигранта-еврея и испанской красавицы родилась будущая художница Фрида Кало. Живая, подвижная девочка, в 6 лет переболев полиомиелитом, хоть и осталась на всю жизнь хромой, но не потеряла бойкости характера и силы духа.


Второе испытание ей было уготовано в восемнадцать лет. В результате страшной аварии, в которую попал автобус с Фридой, ее тело было буквально раздроблено: поврежден позвоночник, ребра, кости таза. Последствия этой трагедии останутся с Фридой на всю жизнь, заставив несколько лет провести в постели без движения, научиться терпеть и заглушать непереносимую физическую боль, и воспитать в себе необыкновенную силу духа.


Возможно, от отца-фотографа Фриде передалось образное восприятие жизни и желание выразить это на бумаге в виде картин. И ее неординарная живопись, наполненная яркостью красок и некоторой мрачностью образов, стала выражением ее мира, ее души и боли, и ее спасением.
Несмотря на резкие черты лица и специфичность натуры, Фрида обладала притягательностью для мужчин. Жизнерадостность, острый ум и чувство юмора сделали её просто неотразимой: мужчин она очаровывала уже при первой встрече.

Как можно знать, что нам готовит встреча


Будущий муж Фриды, Диего Ривера, по своему был схож со своей любимой женщиной разительным отличием внешних данных с глубиной и масштабностью личности. Огромного роста, совершенно нескладный, с торчащими в разные стороны волосами, но необыкновенно заразительный в своем обаянии, харизматичности и чувственности. К моменту знакомства с Кало, Диего уже был известен как художник-монументалист. Он получал частные заказы на свои работы и выполнял государственные заказы от правительства Мексики.


Помимо успешной карьеры в сфере искусства, Ривера с 1922 года состоял в коммунистической партии, несколько раз посещал Советский Союз и был ярым сторонником идей коммунизма. Уровень его личности в политической сфере настолько заметен, что в круг его общения входят маститые современники, такие, например, как Владимир Маяковский, который не раз бывал у него в доме.

Благодаря живописи состоялось знакомство Фриды и Диего. Восстановив силы после аварии, Кало привезла на оценку маститому живописцу свои работы, написанные во время болезни. «Эта девочка – художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению» - так скажет Ривера о работах юной Кало.


На момент их знакомства Диего был свободен и с удовольствием отдался увлечению дерзкой молодой художницей Кало. Двадцатилетняя разница в возрасте только добавляла необычности этой и без того неординарной паре.

В 1929 году Фрида и Диего поженились. Но даже свадьба была необычной – веселое гулянье неожиданно обратилось в пальбу жениха по гостям из ружья. Молодая супруга была настолько шокирована и напугана, что вернулась обратно к родителям. Но Диего сумел получить прощение и забрал жену. Их семейная жизнь продолжается в доме, которой впоследствии стал называться «голубым домом», став местом встреч богемы, представителей искусства и различных общественных движений.

С тобой несчастна я, но без тебя не будет счастья



Их отношения были переполнены эмоциями и страстью, что как бурные воды, то поднимали на волнах безудержной любви, то разбивали о непонимание и ссоры. Будучи любимцем женщин, даже после брака с двадцатилетней Фридой, он не спешил менять свою жизнь и вычеркивать бывших подруг, что приносило невероятные страдания женскому самолюбию Кало. Она в свою очередь, обладая острым языком и будучи задетой его отношением, не сдерживала эмоций в критике его художественных работ.

Еще одной трагедией их пары было отсутствие детей. Невозможность Фриды выносить ребенка из-за тяжелых травм так и не позволила испытать ей счастье быть матерью. Большим ребенком она часто называла своего мужа, изображая его на своих картинах в образе младенца.


Измена мужа с младшей сестрой Кало явилась еще одним ударом. Картина с изрезанной и истекающей кровью женщиной стала итогом страданий ее души от этого поступка. Измены Ривера подтолкнули Фриду к увлечениям на стороне. Застав жену в объятиях американского скульптора, Диего еле сдержался, чтобы не застрелить обоих.


Влюбленность в Кало Льва Троцкого, друга Диего, жившего в их доме, стала одной из причин разыгравшейся в последствии драмы. Троцкий с женой бежали в Мексику из России как опальные эмигранты и нашли приют в доме Риверы и Кало. Русский коммунист по-настоящему увлекся необыкновенной художницей, но роману суждено было быть раскрытым, Троцкий покинул дом бывшего друга и был убит в глуши мексиканских трущоб.

Мы разошлись, чтоб оказаться снова вместе

Семейные отношения все больше давали трещину, и в 1939 году супруги решают развестись. Фрида уезжает в Америку, пытается забыться в череде романов, но вскоре попадает в больницу со страшными болями в позвоночнике. Картина, написанная в период развода, изображает саму Фриду в двух ипостасях – счастливую с образом Диего и сломленную, с иглой в руке.


Узнав о состоянии Кало, Диего немедленно приезжает в больницу и… снова делает ей предложение. Она принимает его, но в этот раз ставит странные условия – между ними не будет физических контактов, и друг от друга они будут полностью финансово независимы, кроме совместной оплаты дома. Диего настолько хочет возвращения Фриды, что принимает любые ее условия. Возвращаясь в их общий дом, он регулярно получает от Фриды послания любви. В 1940 году состоялась их вторая свадьба.


Последние годы жизни Кало вела дневник, полный ее записей, воспоминаний и признаний в любви к мужу. «Если бы у меня было здоровье, я все его отдала бы Диего» - так пишет Фридо о главной любви своей жизни.

Прежде, чем уйти, она напишет последнее, что еще держит ее здесь, на земле. Нет, она не берет краски. Как настоящий Поэт, которым она была в жизни и в живописи, она возьмет ручку. И как настоящая Женщина, которой она была вопреки всем своим страхам, она напишет свою балладу о любви:

… В слюне

в затмении

Во всех строчках

Во всех красках

во всех кувшинах

В моей груди

снаружи, внутри…

ДИЕГО в моих устах в моем сердце в моем безумии в моем сне в промокательной бумаге в кончике пера в карандашах в пейзажах в еде в металле в воображении в болезнях в витринах в его уловках в его глазах в его устах в его лжи.


Фрида Кало умерла 13 июля 1954-го года. Она была одна в своем доме в Кайокане. Письмо с этим поэтическим обращением передадут Диего за несколько дней до его собственной смерти.

Для всех поклонников творчества Фриды Кало ещё .

Есть в чтении дневников всегдашнее чувство запретности. Даже если сам автор раскрывает перед тобой его страницы, никогда не отделаться от ощущения, что читаешь чужое, интимное, заглядывая через плечо. Даже жанр мемуаров – дневников, предназначенных для чтения чужими, незнакомыми глазами, не освобождает читателя от этого чувства неловкости. И все же порой дневник становится драгоценным документом, без чего невозможно понять личные черты человека, стоящего за ними, автора и творца, которым мы восхищались не раз, но которого, как выясняется, знали лишь мимолетом и вскользь.

Два дневника, о которых сейчас пойдет речь, сохранили дорогое, главное – память о личности редких, необычайных по силе духа и напору энергии людей. Это дневники двух художниц – Фриды Кало и Марии Башкирцевой. Их роднит яркий взлет и короткая, преждевременно оборвавшаяся жизнь, кипучая страсть и жажда движения вперед. И все это нашло свое отражение на страницах их дневников. Фрида писала свой дневник последние 10 лет жизни с 1944 по 1954 г., Мария Башкирцева вела дневник 12 лет – с 12 до 24 лет своей короткой жизни…

Предисловие

В людских судьбах порой несчастье оборачивается удивительным шагом вперед – духовным прорывом и толчком к развитию таланта. Анри де Тулуз Лотрек как-то признался: "Будь мои ноги чуть длиннее, я бы никогда не занялся живописью". Кем был бы Тулуз-Лотрек, если б не его наследственная болезнь, мы никогда не узнаем. Как и не узнаем, кем были бы Фрида Кало и Мария Башкирцева, если бы не авария и не смертельная болезнь, изменившие их жизнь и приоткрывшие двери в другую реальность. И все же можно быть уверенными – так или иначе, мир непременно услышал бы о них – слишком сильны были в них безудержная энергия, страсть к познанию нового и любовь к жизни. И то, что стало определяющим в их судьбе - стремление идти вперед, преодолевая все мыслимые и немыслимые препятствия – проявилось с самого раннего детства.

Фрида Кало родилась в Мексике в 1907 г. Шести лет от роду Фрида перенесла полиомиелит, после которого одна нога ее стала тоньше и короче другой. Но это не смущало девчонку-сорванца – обмотав ногу платками, она носилась по пустырям со сверстниками – сказывался боевой характер. Рано сказывался и талант к изобразительному искусству – судите сами по этому автопортрету.

Однако Фрида выбрала для себя иной путь - решив посвятить жизнь медицине, она поступает в Национальную медицинскую школу, несмотря на то, что в консервативной Мексике профессия врача считалась мужским занятием. Из 1000 студентов было всего 35 девушек – и одной из них была именно Фрида.

Звезда Марии Башкирцевой зажглась 47 годами ранее, в 1860 году на Полтавщине. Спустя 2 года после рождения девочки родители расстались. Десятилетняя Муся с матерью уехала за границу и до конца своей короткой жизни еще всего лишь трижды успела побывать в России. Яркая и разносторонняя одаренность Марии Башкирцевой также проявились с раннего детства. Она обладала выдающимся драматическим талантом, занималась пением и игрой на музыкальных инструментах – прекрасно освоив при этом игру на рояле, арфе, гитаре и цитре. К семнадцати годам Мария свободно разговаривала на четырех языках – французском, английском, немецком и итальянском, и, кроме того, как требовало образование того времени, знала и древние языки – греческий и латынь.

Достичь всего этого ей помогла невероятная для столь юной девочки целеустремленность и внутренняя энергия: "Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно, – писала она в дневнике. – Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!"

Лучшие дня

Свой художественный талант она, как и Фрида Кало, не считала основным – в будущем Мария Башкирцева видела себя на сцене. Обладая редкой красоты голосом с широким диапазоном, она могла бы стать звездой оперы: "Я создана для триумфа и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей..."

Переписанные страницы

Однако эти страницы их истории так и не были написаны. Судьба перечеркнула их планы.

В 18 лет Фрида жестоко пострадала в аварии. Штанга токосъемника трамвая, вонзившаяся в ее тело, в трех местах сломала позвоночник, раздробила таз и бедро. Тридцать две операции и два года неподвижности в гипсовом корсете только подстегнули ее любовь ко всему новому. Фрида уговорила отца прикрутить к кровати специальный мольберт, чтобы писать лежа, и прибить к стене напротив зеркало. "Зеркало! Палач моих дней, моих ночей... Оно изучало мое лицо, малейшие движения, складки простыни, очертания ярких предметов, которые окружали меня. Часами я чувствовала на себе его пристальный взгляд. Я видела себя. Фрида изнутри, Фрида снаружи, Фрида везде, Фрида без конца... И внезапно, под властью этого всесильного зер¬кала, ко мне пришло безумное желание рисовать..."

Это не было ее началом в живописи – как мы знаем, Фрида рисовала задолго до катастрофы, однако именно с этого момента медицина перестала для нее существовать, и мир сосредоточился на квадрате холста.

Восемнадцатилетняя Мария Башкирцева также вынуждена была расстаться с мечтой стать актрисой. Тяжелая болезнь горла лишила ее чудесного голоса, кроме того, она начала глохнуть. Врачи не сразу распознали грозные предвестники начинающегося смертельного заболевания – скоротечной чахотки. Именно в этот трудный момент, простившись с иллюзиями, Мария принимает решение стать художницей и поступает в Академию Живописи Рудольфа Жюлиана – одним из немногих учебных заведений тех лет, принимавших женщин. "Я хочу от всего отказаться ради живописи, - пишет она в дневнике.- Надо твердо помнить это, и в этом будет вся жизнь".

Страницы поиска

Страницы дневников доносят до нас мучительную борьбу и поиск истины Фриды и Марии. Обе они ищут свой путь, свой уникальный художественный язык самовыражения.

Для Фриды – это поиск себя в сюрреализме, уточнение оттенков цветов и смыслов для своих работ:

"Кобальт синий – электричество и чистота любви…

Синий – расстояние …. Нежность так же синего цвета

Желтый – безумие, болезнь, страх. иногда - часть солнца и радости

Зеленовато-желтый – Больше безумия и тайн … все призраки носят одежду этого цвета

Черный – нет ничего черного – на самом деле ничего"

Так, яркими, ни на что непохожими красками, она переносит в рамки картины все, что составляет для нее суть самого существования, что ей важно и дорого – культуру своей любимой Мексики, стремление жить и бесконечную любовь.

Дневник Фриды Кало – это и ее картины, и реальные записи. Она напишет:"Порой я спрашиваю себя: не были ли мои картины скорее произведениями литературы, чем живописи? Это было что-то вроде дневника, переписки, которую я вела всю жизнь... Мое творчество - самая полная биография, которую я смогла написать".

И в самом дневнике мысли-фразы перемежаются с мыслями-образами, там, где идея, выраженная карандашом, казалась Фриде недостаточно точной, она принималась за кисть. Сухие тезисы планов расцвечены причудливыми чудовищами из мифов доколумбовой эпохи, из-за коммунистических воззваний выглядывают грубоватые лица индейцев и разноцветные птицы (настоящие ли? выдуманные?), и всюду, вперемешку с именем Диего – Сталин, Ленин и Мао.

Сюрреализм был частью ее бытия – реальность, полузабытые мифы прошлого, идеи коммунистического будущего – все было неразрывно переплетено. В своем стремлении объять жизнь во всей ее полноте Фрида Кало существовала одновременно в настоящем, прошлом и будущем.

Дневник Марии Башкирцевой отражает поиск себя в этом мире не только как художника, но и личности. "Это очень интересный человеческий документ", - пишет она, приступая к написанию дневника: "Если бы эта книга не представляла точной, абсолютной, строгой правды, она не имела бы никакого смысла. А жизнь человека, вся жизнь как она есть, без всякой замаскировки и прикрас, - всегда великая и интересная вещь".

Задумайтесь, ведь это слова девочки двенадцати лет! В этих словах звучит не только удивительная мудрость, но и стремление к глубокому самоанализу, готовность видеть и анализировать себя без прикрас, такой, какая есть. А это, поверьте, нелегко. Недаром Карл Густав Юнг говорил: "Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным". Зачастую встреча с собственным "Я" оборачивается неприятными открытиями, и не каждому хватит духу взглянуть самому себе в глаза.

Для Марии Башкирцевой ее дневник – полный, удивительно откровенный отчет о самой себе, своих мыслях и стремлениях. Не случайно истинная слава пришла к ней после смерти после опубликования ее дневника. Он произвел колоссальный эффект - поразительный дневник пытались объявить литературной мистификацией, его анализировали и изучали самые известные ученые и литераторы. В числе критиков такие имена как Ги де Мопассан, И. Бунин, Л. Толстой, В. Брюсов. Мария Башкирцева стала кумиром Марины Цветаевой – свой первый сборник стихов "Вечерний альбом" Цветаева посвятила "блестящей памяти Марии Башкирцевой":

Ей даровал Бог слишком много!

И слишком мало - отпустил.

О, звездная ее дорога!

Лишь на холсты хватило сил...

Я с этой девушкой знакома,

Увы, конечно, не была!

Но, как она сидела дома

И золотой узор ткала.

В привычной клетке одиночеств,

Где и живет одна - душа,

Как много в дневниках пророчеств,

Когда Любви тебя лишат!

Ей даровал Господь так много!

А Жизнь - крупинками считал.

О, звездная ее дорога!

И Смерть - признанья пьедестал!

Но и при жизни Марии Башкирцевой суждено было громко заявить о себе. Всего лишь через 11 месяцев после поступления в школу живописи, Мария становится участницей выставки Парижского Салона среди ученических работ и получает золотую медаль. Жюри отказывается верить, что работа принадлежит кисти новичка, возникают слухи, что автор картины – известнейший французский художник Бастьен-Лепаж, учитель Марии. В яростной попытке доказать беспочвенность этих подозрений Мария выставляет одну за другой свои картины – свидетельство яркого необыкновенного таланта. Всего лишь пять лет художественного творчества было отведено ей судьбой, однако она успела оставить после себя уникальное наследие - 150 картин, 200 рисунков и удивительные скульптуры. Очень немногие из них сохранились – и теперь эти работы украшают стены Люксембургского музея, музея Орсе, Русского музея, Эрмитажа и Лувра.

Мария Башкирцева стала первым русским художником, чьи работы были приобретены Лувром - так же как и первым мексиканским художником, представленным в Лувре, стала Фрида Кало. Фриде выпала редкая для художника участь стать знаменитой при жизни - в 1938 году свежее, острое, ни на что непохожее искусство Фриды произвело огромный фурор на парижской выставке. Даже скептически настроенная к коммунистическим авторам Европа не смогла остаться равнодушной.

В том же году картины Фриды покупает Лувр.

В 1953 году проходит первая персональная выставка работ Фриды Кало на родине – и ее переполняет гордость от сознания того, что Мексика, которую она так любила и воспевала, сделала ее своим национальным героем.

На выставку Фрида прибывает на носилках – незадолго до того ей ампутировали ногу. Но дух ее летит гордой птицей: "Что мне ноги, когда у меня за спиной крылья!", запишет она в своем дневнике.

Какая же удивительная сила духа и умение чувствовать жизнь во всей ее полноте роднит этих двух талантливейших женщин!

Что же было главным в их жизни и творчестве?

Несомненно, радость жизни, бесконечный поиск, и конечно, любовь.

Умирая от чахотки, 24-летняя Мария Башкирцева запишет в дневнике: "Я нахожу, что с моей стороны очень глупо не заняться единственной вещью, дающей счастье, заставляющей забывать все горести - любовью, да, любовью - само собой разумеется….. Правда любовь открывает простор иллюзиям, но что за беда? То, что представляется существующим, - существует! Это уж я вам говорю! Любовь дает возможность представить себе мир таким, каким он должен был быть..."

"Да здравствует любовь!" - говорит дневник Марии Башкирцевой

"Да здравствует жизнь!" - "Viva la vida!” – запишет в свою тетрадь Фрида Кало за неделю до смерти.

И нам остается только прислушаться к этим словам, отдавая дань уважения незаурядным и сильным личностям – Мари Башкирцевой и Фриде Кало.

…Эта параллель родилась не случайно. Однажды, проезжая в туристическом автобусе мимо кладбища Пасси, я впервые, к своему стыду, услыхала имя Марии Башкирцевой. Вернувшись, я принялась изучать творчество и личность этой удивительной художницы, все больше поражаясь силе и цельности ее натуры и ее поразительной, хотя и очень короткой жизни. И многое из этой жизни вдруг показалось знакомым, уже услышанным ранее. Судьба и Марии Башкирцевой, и Фриды Кало удивительна. Большинству из нас их ноша показалась бы неподъемной, они же сумели наполнить свою жизнь радостью, красками и творчеством.

Знаете ли Вы случаи, когда жизненные испытания, выпавшие на долю людей, делали их сильнее и давали толчок к развитию их дара?..