Самопознание определение. Способы и средства самопознания. Потребность в самопознании

Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей

С. Цвейг

С амопознание начинается с того момента, когда вы начали себя осознавать. Этот процесс воплощается очень рано, ещё в детстве, и достигает своего расцвета в годы юности, когда жажда познания велика, ум ненасытен, требует новых открытий и впечатлений, а душа рвётся к высоким целям и кажется, что можно объять необъятное.

Всё это именно так, но с грузом ответственности, который накладывает социальный статус, новые обязанности, да и просто ежедневный водоворот событий увлекает своей скоростью, человек забывает о чистоте порывов, которые ещё когда-то наполняли смыслом его жизнь. И сейчас, осознавая суетность существования, он оглядывается назад, видит себя в прошлом и понимает, что чего-то в его настоящей жизни недостаёт. Не оттого ли она стала казаться ему обыденной, такой предсказуемой.

Да, в ней есть стабильность: он добился признания своих заслуг, его ценят коллеги и уважают друзья, присутствуют стабильность в семье и опора в жизни. Однако это смутное чувство внутри не перестаёт нас волновать и то, что весь этот антураж, внешняя составляющая бытия, не исчерпывает то многообразие, которое жизнь может нам предложить.

Каким бы уникальным и красивым ни был опыт жизни в социуме, постоянно поощряющий нас служить своему эгрегору, тем не менее материальная составляющая жизни не могла бы существовать, если бы не было внутренней жизни, той, которая происходит внутри, проявляется работой сознания и ума. Она и есть самое важное в человеке, то, что скрыто от взглядов, но откуда мы черпаем силы для реализации проектов; она источник вдохновения и творчества; то место, где живёт сознание и душа; отражение всего самого чистого, что есть в каждом человеке.

В моменты непонимания окружающими именно к этому источнику вы обратитесь, чтобы вновь обрести уверенность в себе. Это тот внутренний пульс, который связывает нас с Абсолютом. В нём кроется вход в несметное царство знаний и добродетелей. Нужно уметь им воспользоваться, найти к нему ключ. Внутренний мир человека огромен. То, что мы привычно зовём внутренним миром, - это всего лишь подступы к нему. Чтобы узнать целую Вселенную, скрытую за надписью «внутренний мир», мы прибегаем к приёму, называемому самопознанием.

Путь самопознания

Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.

Самосовершенствование - стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу

Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу - вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.

Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным - тяга к самосовершенствованию через самопознание.

Виды самопознания. Способы самопознания

Виды самопознания могут быть различными. Здесь всё зависит от позиции, с которой смотрит оценивающий. Главные виды представлены следующим образом:

  • аналитический - связан с работой ума, ментальный план;
  • творческий - сфера чувств, эфирный и астральный план;
  • духовный - сакральная сфера, каузальный, буддхиальный и атмический план.

Каждый из этих 3-х видов состоит из подтипов, проявляющих себя через определённую функцию.

Аналитическое самопознание личности

Этот вид самопознания происходит как с помощью самоанализа, так и самонаблюдения. При самонаблюдении могут использоваться письменный анализ в виде дневников, прохождение тестов, приём автоматического письма - он довольно редок, но даёт отличные результаты, предоставляя возможность поглубже заглянуть в вашу психику. Можно даже говорить о первых встречах с подсознательным.

Другой способ - это самоисповедь. Быть честным по отношению к самому себе не так-то просто, как это может показаться. Внутренние, неподдающиеся контролю страхи обычно сковывают человека, что делает самоисповедь практически невозможной. Для того чтобы перейти через барьер страхов, нужно, как всегда в таких ситуациях, просто начать действовать - начать рассказывать себе о самом себе.

Рефлексия отличается от исповеди тем, что вы не отчитываетесь перед самим собой, а просто рефлексируете о том, что происходит, стараясь давать меньше оценок. Хотя роль оценки и велика в использовании этого вида самоанализа, всё-таки не стоит её преувеличивать, иначе роль судьи может привести вас к излишней самокритике, а это, в свою очередь, скажется негативно на вашей самооценке.

Творческое самопознание человека

Под творческим самопознанием понимают такие его виды, когда мы начинаем познавать себя через отношения с другими, во взаимодействии, в том числе и с использованием приёмов игры, театра, совместной деятельности и мероприятий.

Один из примеров - это участие в драматических постановках. Выбрав роль в пьесе, человек «примеряет» на себя характер и привычки персонажа, он забывает себя на момент игры, и в этом состоит решающий фактор. Перевоплощение помогает человеку избавиться от многих комплексов, так как через игру происходит проживание определённых ситуаций и состояний, которые в реальной жизни вызывают дискомфорт. В результате роль даёт возможность перенестись в другое, «нереальное» пространство и уже в нём решать психологическую проблему, причём максимально естественно. Ведь играя по всем правилам «игры», человек должен стать другим, т. е. он не работает со своим комплексом, вместо этого он его проживает через данного персонажа.

Этот приём благотворно отражается на психику, потому что страх и неприятие внутренних блоков отпадают сами собой, - здесь театр, и вы в нём актёр, изображающий конкретного героя. Получается, что кроме эффекта глубокого самопонимания, завершающего процесс перевоплощения, этот способ выполняет и психотерапевтический эффект, делает человека более раскрепощённым и позволяет ему принять себя.

В какой степени игра в сценической постановке способствует раскрытию себя, так и другие совместные виды деятельности, как пение в хоре, участие в ретритах, групповые занятия йогой дают возможность человеку посмотреть на себя со стороны, обогащают его опыт жизни в социуме, предоставляют богатый материал для анализа и сравнения.

После такого рода занятий можно завершить день, воспользовавшись одним из приёмов аналитического самопознания, записав и проанализировав события в дневнике. Следует отметить, что любой вид познания себя, который бы вы ни выбрали, благоприятно сказывается на развитии ваших творческих способностей. Поэтому вы можете смело совмещать виды и способы, используемые вами для самопознания, ведь они позволят вашей индивидуальности раскрыться ещё больше, проникнуть в вашу истинную природу, помогут узнать, кем вы на самом деле являетесь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание - это отдельный вид, стоящий чуть поодаль, так как он отличен по своим методам. Выбирая для себя духовную традицию в качестве примера и образца для практики, человек определяет весь свой дальнейший путь развития и самосовершенствования. Те законы и понятия, на которых построена практика, позволят человеку наилучшим образом понять себя, проникнуть в самые глубокие пласты сознания и изменить себя радикальным образом.

Так, остановив свой выбор на йогической традиции, вы с каждым занятием начнёте больше вникать в суть тех позиций, на которых построено учение. Изучение истории возникновения, чтение текстов, связанных с практикой, и шастр, комментирующих оригинальные древние труды, позволят вам найти ответы на давно интересовавшие вопросы не только внутреннего характера, касающиеся вас как личности, но и о всеобщем устройстве бытия.

Усовершенствование мыслительного процесса через понимание шастр

Информация из первоисточников достоверна. Она не подвергалась множеству видоизменений. Всё, что вы получаете, - это концентрированное знание, сохранившееся через века, и теперь ваша задача понять его, пропустить через себя, привыкнуть к стилю изложения и обязательно начать применять на практике через личный опыт - садху.

Теория, знания, полученные из книг и семинаров, должны быть подвергнуты испытанию через практику в реальной жизни, только тогда вы по-настоящему осознаете всю правду и ту ценность, которую они в себе хранят.

В духовном виде самопознания есть ещё две составляющих: шабда и садху. Шабда - это звук, но звук, приходящий от учителя, того, кому вы полностью доверяете по конкретной теме. Этот человек может указать вам на то, каким образом вы можете подняться на пути саморазвития, через выполнение каких практик, чтение каких текстов помогут именно вам достичь желанного результата и понять себя.

Гуру, направляющий личный поиск

Учитель, ваш шикша-гуру, или на более продвинутых ступенях - дикша-гуру - направляют вас и ваше сознание по пути познания истинной сути вещей с помощью изучения текстов писаний - шастр, а вы через свой личный опыт - садху - применяете и проверяете полученные знания в жизни. Ничего не существует отдельно, абстрагированно одно от другого - всё связано как в мире, так и внутри вас.

Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей

Конфуций

Понятие самопознания

Внешний опыт и внутренняя жизнь взаимодействуют, их влияние друг на друга равноценно. Познавая себя, вы познаёте и всех других. Каждый человек станет для вас более понятным, вы найдёте логику в мироустройстве и порядке вещей. Тогда для вас наполнятся новым смыслом слова Гёте о том, что «человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». Задумайтесь над этим. Внешнее и внутреннее едины. Вы часть мироздания, и одновременно вы и есть микрокосм.

Ценности в самопознании через практику йоги

Через духовные практики йоги и медитации человек приходит к познанию основных ценностей, к чему нужно стремиться и что исповедовать. Первая ступень йоги - яма - представляет свод ценностных правил, которым нужно следовать:

  • Ахимса - принцип ненасилия, также практикуемый через вегетарианскую систему питания;
  • Сатья – истинность и правдивость;
  • Астея - неворовство;
  • Брахмачарья - целомудрие и нераспущенность;
  • Апариграха - непривязанность к мирским благам, отказ от накопительства.

Через практику 2-й ступени аштанга-йоги человек живёт по принципам ниямы, где должны соблюдаться:

  • Шаучья - принцип внутренней и внешней чистоты;
  • - практика скромности;
  • Тапас - выполнение аскез на духовном пути;
  • Свадхьяя - развитие мышления через чтение первоисточников;
  • Ишвара-пранидхана - Следование идеалу - высшему Разуму.

Так, имея сформированный список духовных жизненных ценностей, человек понимает, к чему стремиться и какими критериями правильности поступков ему нужно руководствоваться, идя по жизни.

Потребность в самопознании

Почему мы вообще задаёмся вопросом об истинности жизненного пути, смысле жизни, вечных ценностях? Как понять себя и других? Эти вопросы порождены потребностью в самопознании, а она присуща человеку, искателю, тому, кто не способен просто удовлетвориться одними материальными благами окружающего мира. Он постоянно в поиске, поэтому понятие смысла жизни выходит на первый план, потому что его невозможно обрести без понимания самого себя.

Практика йоги и медитаций открывает путь к новым открытиям на дороге самопознания. В первую очередь эти занятия позволяют повысить ваш духовный уровень, так как изначально это были исключительно практики духовного постижения мира. С наступлением эры современности понимание этих дисциплин несколько видоизменилось, и на передний план вышел физический аспект, укрепление не только духа, но и тела.

Однако правильно понимая цели йоги и медитации как её составной части, можно продолжать практиковать йогические асаны, укрепляя здоровье и совершенствуясь духовно. Одно дополняет другое. Мир хоть и дуален, но две его части - физическую и духовную - можно гармонично воссоединить, пользуясь техниками йоги, воплощая в жизнь законы, предписываемые на первых 2-х ступенях восьмеричной системы.

Внутренний мир и самопознание

По сути сам смысл жизни не находится во вне. Он как раз внутри - во внутреннем мире человека. Как только мы в состоянии это осознать, жизнь и наше понимание её полностью меняются. Поэтому появляются монахи, которые продают свои феррари, и мы видим садху, расставшихся с прошлой жизнью, дабы полностью следовать духовным порывам, которые они в себе ощутили. Но тут не всё так просто.

Для таких людей следование по пути духовности - это не просто мимолетное, эмоционально окрашенное увлечение, это в первую очередь сознательное решение, продиктованное редкостными духовными потребностями. Их жизнь больше не определена законами современного общества, построенного на потреблении, они выбрали для себя маяком потребности внутреннего мира, и теперь вся их жизнь направляется изнутри. Они наблюдают за происходящим во внешнем мире, но теперь жизнь для них превратилась в медитацию, где сознание созерцает действия, но не участвует в них.

Результат самопознания. Процесс самопознания

В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания. Он не только лучше понимает законы мира и взаимодействия с людьми, но сам всё больше ощущает себя частью этого мира, неразрывно связанным со всеми живыми существами и природой.

Недаром одна из целей метода медитации - это слияние с Абсолютом, растворение в нём. Человек понимает, что нет в жизни одиночества, всё взаимосвязано. Каждая часть мироздания зависит от целого, всё во всём. Процесс самопознания логически приводит к этому выводу. Вы можете понять это через логические умозаключения, дополненные духовными озарениями, полученными через опыт медитации.

,
  • Свами Шивананда «Наука пранаямы»,
  • Шри Чинмой «Медитация»,
  • Махаси Саядо «Медитация Сатипаттхана Випассана».
  • Самое трудное - познать самого себя, самое лёгкое - давать советы другим

    Билет №18: Сознание как высшая форма психического отражения. Структура сознания. Самосознание и его формы.

    Сознание как высшая форма психического отражения.

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Свойства сознания

    С.Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

    • построение отношений;
    • познание;
    • переживание.

    Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

    При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг. Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы. Сознание должно выступать в качестве «суперпозиции функциональных органов».

    Свойства сознания как функционального органа:

    • реактивность;
    • чувствительность;
    • диалогизм;
    • полифоничность;
    • спонтанность развития;
    • рефлексивность.

    Функции сознания

    К основным функциям сознания относятся следующие:

    • отражательная;
    • порождающая (творческая, или креативная);
    • регулятивно-оценочная;
    • рефлексивная;
    • духовная.

    Основными характеристиками сознания являются:

    • отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
    • различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое существо, способное к самопознанию;
    • самооценки своих поступков и себя в целом. По выражению Гегеля, "человек есть животное, но он уже не животное, потому что знает, что он животное.
    • обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;
    • наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

    Структура сознания



    В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

    Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

    Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

    Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

    О низком уровне сознания говорят тогда, когда человек недостаточно осознает обстоятельства, при которых он действует, и свое отношение к ним. Известно, что по правилам воспитанности нужно уступать место в транспорте пожилым женщинам, детям. Но не все так делают.

    Высокий уровень сознания характеризуется тем, что человек раскрывает существенно необходимые связи, руководствуясь удаленной и общественно значимой целью и определенными мотивами, и соответственно планирует, организует и регулирует свои действия. Сознательный человек действует определенным образом потому, что иначе не может. Чем сложнее и ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания.

    Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного . Осознаются цель деятельности, пути достижения цели, частично мотивы, а вот способы выполнения часто автоматизированы.

    Самосознание и его формы.

    Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

    Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах.

    Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс "схему мира". Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную "схему тела".

    Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

    Однако самосознание - это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.

    Самосознание - настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Более того, значительная и весьма влиятельная ветвь идеалистической философии утверждала, начиная с Декарта, что самосознание - это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Ведь если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако же я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия чего-то (пусть даже это будет галлюцинация). И вместе с тем самое небольшое размышление над фактом самосознания вскрывает его глубокую парадоксальность. Ведь для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь зеркало. Увидев свой образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без зеркала, в своем сознании видеть себя как бы "со стороны", как "другого", то есть в самом сознании выходить за его пределы. Но для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а не какое-то другое существо. Восприятие зеркального отображения как своего подобия кажется абсолютно очевидным. Между тем в действительности это вовсе не так. Недаром животные не узнают себя в зеркале. Оказывается, для того чтобы человек увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и конструирует. Он усваивает эти формы с помощью другого зеркала, уже не реального, а метафорического.

    Уровни самосознания:

    Природный: выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности собственных действий: то, что я переживаю – конкретно я (филогенетические предпосылки самосознания возникают сразу с предпосылками сознания).

    Социальный: сравнение себя с другими. Критерий – появление речи, возникновение продуктивного диалога дитя со взрослым, у дитя возникает возможность децентрации. Возможность говорить не значит способности вести продуктивный разговор, мешает эгоцентризм (пока он не преодолен, нет осознания себя, понимания что это – моя точка зрения).

    Личностный: рефлексия собственных переживаний; осознание собственных мотивов.

    Уровни развития самосознания

    Уровни Самопознание (познавательная часть) Самоотношение (эмоциональная и волевая составляющие)
    Природный Когнитивное представление о себе, схема тела, связана с доречевым сенсомоторным интеллектом – чувственная, двигательная и сенсорная стороны Смутное либо мышечное чувство – общее переживание удобства либо дискомфорта
    Социальный Я-образ (восприятие себя), формируется при сравнении себя с другими. Перцептивное представление о себе, адаптация перцепции и поведения Самоуважение (Маслоу) – аффективная, эмоциональная саморегуляция – волевая часть
    Личность Я-концепция (интеллектуальное, мыслительное представление о себе), понимание обстоятельств собственного поведения Самооценка (Роджерс) – понимание, переживание собственного настоящего Я; понимание ближайших возможностей собственного развития.

    Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

    Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

    Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

    Самопознание и развитие личности

    Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

    Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

    Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

    В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

    Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни .

    Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

    Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

    В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

    Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

    «Я» — идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» — идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

    «Я» — реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

    Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его , дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

    Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

    Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» — идеальное и «Я» — реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

    Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной у него тоже не будет.

    Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

    Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; . Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

    Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

    Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

    Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

    Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

    После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

    Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

    Виды самопознания

    Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

    Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

    Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

    Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и .

    Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

    Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

    Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

    Самопознание в психологии занимает особую позицию. Эта тема, которая волнует многих людей, стремящихся к самосовершенствованию. Сделать свою жизнь более осмысленной и примечательной в силах каждому человеку. Нужно только прилагать собственные усилия для развития. Путь самопознания сам по себе не может считаться легким. На этой дороге человека ждет множество испытаний. Только преодолевая эти преграды, личность и развивается, полноценно двигаясь вперед. Механизмы самопознания связаны с его внутренней организацией. Психологическая жизнь как нельзя лучше отражает личностные переживания человека. Самопознание – это такой способ прийти к пониманию собственных истинных мотивов. Не всегда следует задумываться над тем, с чего начать. Развитие сознания включает в себя элементы и формы рефлексии.

    Самопознание и саморазвитие являются неотъемлемыми элементами самосовершенствования человека. Чем больше времени уделяется работе над собой, тем более многогранно развивается личность, в ней обнаруживаются глубинные пласты. Рассмотрим подробнее особенности самопознания. Психология самопознания достаточно интересна.

    Этапы самопознания

    Процесс самопознания сам по себе довольно трудоемкий. Он требует от человека колоссальных энергетических затрат. Ведь требуется же многое переосмыслить, принять верное решение, освободиться от груза дополнительных переживаний. Самопознание и воспитание характера всегда идут рука об руку. Одно понятие обусловлено другим, между ними выявляется тесная взаимосвязь. Самопознание человека состоит из нескольких ступеней. Они в свою очередь должны быть пройдены последовательно. Этапы самопознания приближают личность к тому, чтобы обрести свою собственную сущность.

    Самоузнавание

    Этот этап начинается с того, что ребенок начинает выделять самого себя из окружающей реальности. Самоузнавание представляет собой естественный процесс, помогающий познавать мир. Каждый должен начинать приближаться к собственной индивидуальной сущности через самоузнавание. Пропустить этот этап невозможно, он происходит самостоятельно, и человек в силу детского возраста, его, как правило, сознательно не отслеживает.

    «Я – концепция»

    Создание образа своего «Я» складывается постепенно. У человека должно сформироваться адекватное представление о самом себе. Только в этом случае образуется положительная «я – концепция», которая будет способствовать индивидуальному развитию. «Я – концепция» отражает то, что человек сам думает о собственной личности. Отношение к самому себе формирует, в свою очередь, уровень притязаний, помогает выстраивать личностные границы. Человек, таким образом, учится лучше понимать самого себя, свои потребности и желания. Самопознание и воспитание характера – неотъемлемые составляющие самосознания. Познание окружающего мира всегда начинается с самопознания. Процесс самопознания априори не может быть быстрым. Иногда требуется пройти довольно тяжелые этапы, которые бывают очень болезненными в своих проживаниях.

    «Я – концепция» предполагает, что человек понимает свои истинные предпочтения и мотивы собственных поступков. Когда человек становится самостоятельным, у него возникает желание воплотить в жизнь свои индивидуальные стремления и желания. В каком-то смысле «я – концепция» значительно оберегает личность от вторжения любых негативных факторов. Разумеется, от всего защититься невозможно, однако у личности появляется возможность научиться ими в достаточной степени управлять.

    Самооценка

    Самооценка представляет собой важную составляющую жизни человека. Она определяет уровень притязаний, учит понимать свои стремления и имеющиеся возможности. Исходя из самооценки, человек получает возможность к развитию самосознания, либо, напротив, замыкается в своей проблеме. Если самооценка низкая, то личность неминуемо начинает страдать. У нее попросту не хватает сил для эффективной самореализации. Такая личность часто теряется в различных жизненных ситуациях, не знает, как ей следует поступить. Для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым, необходимо обрести значимую уверенность в себе. А это возможно только при формировании адекватной самооценки. Достаточно развитая самооценка позволяет личности всесторонне развиваться и совершенствовать свои навыки. Самосознание в этом случае развивается стремительным образом. Человек раскрывается во всей полноте своих возможностей. Страхи же, напротив, препятствуют самореализации. Человек сознательно себя ограничивает в любой форме. Реализация многих планов и стремлений требует достаточной смелости и активности.

    Виды самопознания

    Виды самопознания представляют собой серьезный материал для вдумчивого и осмысленного изучения. Их называют способами самопознания, поскольку их функция заключается в раскрытии своего истинного потенциала. Ступени самопознания определяют уровень развития личности, ее способность к оцениванию своих поступков. Рефлексия в этом случае выступает значимым элементом для раскрытия самосознания. Рассмотрим подробнее методы самопознания.

    Самонаблюдение

    Такой способ достаточно прост в исполнении и доступен каждому человеку. По сути, он является самым простым и понятным даже человеку непосвященному в психологию. Самонаблюдение помогает увидеть свои ошибки, отследить какие-то значимые реакции, которые раньше не замечались. Осуществляя наблюдение за своим поведением, личность обязательно отмечает, от чего ей следует отказаться, что убрать, на что обратить пристальное внимание. Самонаблюдение – это отличный способ самопознания. Его функция заключается в отслеживании негативных моментов и определении собственных недостатков с целью их дальнейшей проработки. Самонаблюдение помогает человеку совершать меньше ошибок и прислушиваться к своему внутреннему голосу.

    Самоанализ

    Этот метод представляет собой способ погружения в проблему с целью отыскания собственных резервов для своевременного реагирования на ситуацию. Функция самоанализа состоит в том, чтобы суметь вовремя сделать соответствующие выводы. Самоанализ помогает осознать, почему в жизни повторяется та или иная ситуация и по какой причине люди поступают определенным образом, а не иначе. При этом обязательно развивается самосознание, человек перестает мыслить шаблонными категориями. С помощью самоанализа можно проработать самые глубокие вопросы существования, ушедшие глубоко в подсознание. Самоанализ почти во всех случаях довольно эффективен, хотя это достаточно болезненная процедура.

    Самоисповедь

    Это такой вид самопознания, при котором человек сознательно погружается в собственные размышления. Такой внутренний диалог может сопровождаться однотипными движениями, например, хождением по комнате. Самоисповедь нередко заканчивается слезами или осознанием своей вины по поводу какой-то ситуации. Здесь важно вовремя остановиться, а лучше найти человека, который смог бы выслушать и что-то дельное посоветовать.

    Сравнение

    В большинстве случаев люди сравнивают свою жизнь с другими. Достижения окружающих при этом кажутся более весомыми и значительными, чем свои собственные. Сравнение как способ самопознания позволяет выявить какие-то дополнительные цели, куда можно направить свои стремления. При этом важно не углубляться и не сравнивать свои недостатки с достоинствами окружающих. Необходимо стараться мыслить только в позитивном ключе.

    Таким образом, самопознание представляет собой необходимый шаг в развитии личности. Когда человек дорастает до способности анализировать свою жизнь, у него появляется уникальная возможность попробовать многое изменить.

    Обществознание, профильный уровень

    Урок 67-69

    САМОПОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА

    Д.З: § 27, ?? (с.286), задания (с.286-287),

    повторить § 21-27 по?? (с.288-290)

    © ред. А.И. Колмаков


    • содействовать пониманию соотношения самопознания и самооценки;
    • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
    • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
    • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

    Универсальные учебные действия

    • Знать: характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя.
    • Уметь: работать с документами, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

    • самосознание;
    • самопознание;
    • самооценка;
    • Я-образ;
    • Я-концеция;
    • идентичность .

    Изучение нового материала

    • Самосознание и его роль в развитии личности.
    • Трудности познания человеком самого себя.

    Вспомните. Каковы ступени познания человеком мира? Что такое субъект и объект познавательной деятельности?


    Один человек проснулся ночью, так как замёрз.

    Он пошёл к дому соседа и начал стучать в дверь.

    Ему открыли дверь и спросили, что нужно.

    Человек сказал:

    - Я замёрз. Не могли бы вы дать мне огня?

    Сосед ответил:

    - Что такое с вами? Вы встаёте ночью, идёте сюда, будите всех нас – а в руках у вас зажжённый факел.


    Закончите стихотворение:

    Я знаю, как на мёд садятся мухи,

    Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.

    Я знаю книги, истины и слухи,

    Я знаю всё, но только не ……..

    СЕБЯ


    Докажите эту фразу:

    Каждый из нас уникален,

    неповторим?


    Внутренний мир человека

    Что это такое?

    Как вы понимаете?


    Развитие взглядов на самопознание

    Человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами.

    Самосознание – необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.

    Выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.


    Определите и соотнесите понятия (см. учебник)

    • Самосознание
    • Самопознание
    • Самореализация

    Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.

    Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем.

    Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

    Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей.


    «Я» и окружающий мир

    • Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания.
    • Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев.

    Процесс самопознания

    (эмоциональное отношение к собственному Я)

    Процесс самопознания –это путь от «Я - неизвестного» к «Я - открытому»

    (целостный образ)

    (человек отличает себя от внешнего мира)


    Фазы самопознания и самооценки

    Пассивная фаза

    Активная фаза

    3-8 мес.

    12-15 лет,

    «рассвет»

    познание направлено на внешний окружающий мир, познание своего Я эпизодическое

    Фаза падения

    активности

    20-30 лет (творчество)

    большее внимание уделяется внешнему образу, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке

    60-70 лет, … конец жизни

    внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации

    мудрец - считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное

    35-55 лет – рождение опыта, обретение смысла жизни,

    осмысление




    1. Осознайте, что высокая самооценка и уверенность в себе – это жизненное преимущество.

    2. Ведите дневник успеха! Каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые удались вам «на отлично».

    3. Сделайте над собой усилие и начните заниматься чем-нибудь, что полезно и требует твердой воли.

    4. Никогда не оправдывайтесь, особенно – перед собой. Скажите просто: ну да, может, тут и есть моя вина, ну что теперь, расстреляйте меня;)))

    5. Не откладывайте дела!!! Задумали что-то – приступайте к делу сразу.

    6. Не ищите подтверждений своей «крутости» искусственно. Не придумывайте себе испытаний. Делайте дело! Просто делайте то, что нужно и полезно.

    7. Не заставляйте себя быть идеальным во всем. Что-то можно сделать не на отлично. Расслабьтесь!




    Отличия самопознания от других видов познания:

    • направлено на самого познающего, как на внешний облик, так и на внутреннюю сущность;
    • в отличие от научного познания, как и в социальном познании присутствует субъективность;
    • большое значение в познании собственного Я имеет (по сравнению с социальным познанием) точка зрения и оценка окружающих.
    • в отличие от других видов познания присутствует творческое Я (стремление субъекта к самосовершенствованию);
    • сложность проблемы состоит в том, что субъект и объект совпадают, поэтому сложно установить степень достоверности знаний человека о самом себе

    • Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
    • Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

    Когнитивная (осознанная) составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

    Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

    Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает.


    Я личностное

    Я умственное

    Я физическое

    Я социальное

    Я перспективное

    «Я» - концепция

    Человек


    «Я» - концепция

    По временной отнесенности можно выделить:

    • «Я»-настоящее
    • «Я»-прошлое
    • «Я»-будущее.

    «Я» - концепция

    «Я»-физическое

    • «Я»-умственное
    • «Я»-эмоциональное
    • «Я»-социальное.

    «Я» - концепция

    По источнику информации: разные зеркальные «Я» –

    «Я» глазами родителей, друзей и т.п.


    Идентичность (англ. i dentity ) - свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.


    • осознание временной протяженности собственного существования;
    • идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе;
    • определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности.(пол, национальность, социальный строй и т. д.)

    Три измерения подростковой идентичности:

    • описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.);
    • описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой - личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный);
    • характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).

    Четыре варианта обретения идентичности у подростков

    • Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора;
    • Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих;
    • Отложенная -подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее;
    • Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно


    Проверь себя

    (см. документ, с.184)

    1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы.

    2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность?

    3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви?

    4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.


    Проверь себя

    1) Какие этапы самопознания можно выделить? Чем они различаются между собой?

    3) Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?


    рефлексия

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    Источники

    • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
    • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
    • Хамитова Гульнара Равильевна