"Алгоритм написания эссе по обществознанию (с примерами)". Эссе это вариант творческой работы. «московский государственный университет путей

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Как писать эссе по обществознанию

Часть С9 – эссе по предложенному высказыванию

  1. Первый абзац . Следует показать, правильно ли понята проблема, о которой говорится в высказывании. В первом абзаце – 2 элемента. Первое – начало: «Данное высказывание говорит о том…» - указание на проблему, о которой говорит высказывание. Второй элемент – обоснование одним или двумя предложениями актуальность высказывания (его современность, то, что эта проблема – не устарела, почему она важна сегодня): 1) эта проблема была актуальна во все времена, так как…; 2) актуальность для современного общества; 3) актуальность для России (права человека, государство и гражданин); 4) актуальность для тебя лично («Мне близка эта проблема, так как…»).
  2. Второй абзац состоит из трёх элементов. Первый элемент – представление точки зрения автора на данную проблему – то есть дать пересказ высказывания своими словами: «Известный немецкий философ И. Кант полагает…». Здесь очень рекомендуется показать знание автора: кто он был, когда жил, в какой стране, чем знаменит. Полезно накапливать сведения об авторах афоризмов. Второй элемент – заявление о своей оценке высказывания: согласны, не согласны, частично согласны/не согласны. Третий элемент – формулировка собственной позиции автора эссе. В случае согласия – задача изложить то же самое, но своими словами. Мнение автора заявляется как личное мнение автора (ученика).
  3. Третий абзац состоит из двух элементов. Первый элемент – теоретическое обоснование заявленной точки зрения. Надо начинать с предложения: «Приведём теоретическое обоснование заявленной точки зрения…». Следует логически выдерживать связь понятий, логическую цепочку. Второй элемент – подобрать одно – два высказывания других авторов (писателей, философов) в поддержку теоретического обоснования заявленной точки зрения. Теоретическое аргументация – показать теоретическое владение курсом, предметом, подтвердить или опровергнуть подходы автора с точки зрения основ данной науки (социология, философия, политология и т.д.). Полезно сталкивать мнения разных авторов. Если не знаете, кто автор приводимого высказывания – лучше его не упоминать. Полезно пользоваться словарями афоризмов, крылатых слов, в подготовке к ЕГЭ по обществознанию, накапливать афоризмы.
  4. Четвёртый абзац состоит из двух – трёх элементов. Примеры на подтверждение заявленной точки зрения. Не теоретические примеры, но – из жизни общества, истории, литературы, собственного опыта. Первый элемент – начало: «Приведём примеры в обоснование нашей позиции…». По правам человека (пример) – государство, где соблюдаются права человека (и что из этого выходит) и государство, где не соблюдаются права человека (и что выходит из этого). Приводить конкретные примеры – 1) из истории – приводить осторожно – не уверен – не упоминай. Приводи пример из истории, если твёрдо знаешь, о чём говоришь; 2) из современной общественной жизни – политические проблемы лучше не иллюстрировать примерами из российской политической действительности – она слишком запутана и нестабильна; лучше приводить примеры из политической жизни стабильных демократических стран.
  5. Пятый абзац состоит из одного-двух элементов. Это – аргументация со ссылкой на личный социальный опыт. Начало: «Могу подтвердить на собственном опыте…». Здесь можно и пофантазировать – что могло бы быть в школе, в семье, в классе, выдав это за уже осуществлённое, реальное. Примеры из собственной социальной практики, из личных впечатлений – не вульгарные житейские случаи («Мой сосед дядя Вася не ходит на выборы, потому что…»), а доказательные примеры – например, из деятельности школьного самоуправления.
  6. Шестой абзац состоит из двух-трёх небольших предложений. Возвращение к заявленной проблеме (её повторение, повтор своей точки зрения) и – резюме, заключение: «Таким образом, рассмотрев заявленную проблему…, мы приходим к выводу…». Подтвердить или опровергнуть высказывание автора на достигнутом высоком уровне понимания.
  1. Как выбирать афоризм. Следует выбирать тему, наиболее вам известную. Если вы лучше всего ориентируетесь в экономике, выбирайте «экономический» афоризм, то же – с социологией, политологией, философией и т.д. Не обольщайтесь первым впечатлением лёгкости и краткости афоризма – внимательно прочтите все афоризмы. Что не нужно выбирать : 1) непонятные фразы (напр. «Мир – это иероглиф истины». С. Булгаков). 2) не брать очень длинные фразы, которые сами себя объясняют, то есть сами есть уже мини – эссе, они уже доказаны, и по ним нечего сказать (если более 3 строчек – максимум 4). 3) не брать темы, сформулированные публицистически – где ярко выражена пристрастная точка зрения автора (банальный случай: «Человек – это звучит гордо!». М. Горький. Ну да, ну и что из этого?). публицистическую тему очень трудно обосновать научно, а эссе по обществознанию – всё-таки небольшая научная работа. Можно брать: высказывания о правах человека, взаимоотношениях государства и человека, влиянии общества на человека, высказывания на моральную тематику, высказывания на социальную тематику. Есть о чём сказать по высказываниям И. Канта.
  2. Здесь эссе – не литературное эссе (сочинение на вольную тему). Эссе по обществознанию – небольшая научно-исследовательская работа (наподобие реферата, курсовой работы). Не нужно никакой «литературщины», литературных, поэтических «красивостей». Чёткий порядок – тезис, аргументация, вывод.
  3. Нет необходимости в излишних «умных» терминах. Писать только о том, что ты понимаешь, использовать слова и термины, которые ты твёрдо знаешь и можешь разъяснить.
  4. Не следует писать длинными предложениями. Писать кратко, просто, лаконично, ясно. Писать разборчиво, чётко – работы проверяют живые люди! (Эксперт, проверяющий работу, может просто не читать её, если почерк неразборчивый – соответственно, часть С вам не зачтут).Объём работы – одна страница А4 (без оборота).

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя..

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

  1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
  2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
  3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
  4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
  5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
  6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
  7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
  8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
  9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя» , а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
  10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
  11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…» ), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
  12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
  13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
  14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».

Примеры эссе на тему:

Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»
2) Объяснение выбора темы (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его точки зрения
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ (СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе (философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация :
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Вот небольшой план, по которому пишется эссе

1)Определить по какой проблеме данный афоризм

Сформулирован

Пример начала: "Данное высказывание связано с проблемой политики" (власти, ..и др.) "Эта

проблема важна (актуальна на сегодняшний день) для меня (для моей страны, для молодёжи,

для всего человечества), именно поэтому я выбрал(а) ее предметом своих рассуждений"

экономист, ит.д. - это будет дополнительный плюс)

3) Высказать свое отношение

Росси (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе....одну из проблем

современности) .

4)Аргументация на трёх уровнях:

5) Проблемный вывод

Например:(Таким образом, я (мы) пришли к выводу..

Подводя общую черту я хотела бы отметить,что....)

Правила написания Эссе по Обществознанию

Цель данной статьи – разъяснить правила написания эссе всем, кого это может интересовать.

Эссе – это разновидность сочинения в прозе, обладающая признаками краткости и свободы выбора темы, а также свободы в изложении материала. Французский мыслитель Мишель Монтень был первооткрывателем этого жанра. Его знаменитые «Опыты» написаны в виде эссе.

Цель эссе - донести информацию о чём-либо и разъяснить описываемое явление. Достижение цели осуществляется с помощью непосредственной авторской речи. В эссе нет сюжетной линии и персонажей.

Как правило, излагаемая в эссе точка зрения автора бывает новаторской и сугубо личной. Его мнение, в соответствии с традицией жанра, может относиться к областям критики, публицистики, философии, а также затрагивать научно-популярные темы.

Современные школьники пишут обязательные эссе в соответствии с требованиями Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). Примерами являются сочинения в областях обществознания, русского и иностранного языков, литературы. Учащийся обязан:

Письменно изложить свои мысли (грамотно и чётко);

Продемонстрировать самостоятельное творческое мышление.

В настоящей статье приводятся универсальные правила по написанию эссе независимо от его предмета, а также правила написания эссе по обществознанию. Универсальные рекомендации разъясняют, как выбрать тему и сформировать структуру сочинения.

Правила написания эссе

Требования к теме

Цель темы – убедительное приглашение читателя к размышлениям и полемике. Рекомендуется выбрать спорное утверждение или проблемный вопрос и превратить их в тему. Например: «Кому выгодно дело Pussy Riot?», «Почему я не хочу участвовать в митингах» и т.д.

Структурные особенности

Желательно наличие титульного листа. (Обязательно в студенческих работах).

Вводная часть. Смысл и основания тематической формулировки. Постановка главного вопроса по теме, который получит свой ответ в основной части (в «теле текста»). Актуальное состояние темы (необходимо его обосновать и доказать). Терминология с объяснениями.

«Тело текста» (главная часть). Развёрнутый ответ на основной вопрос. Необходимо проанализировать данные, которые находятся в распоряжении автора и защитить аргументами его точку зрения. Рекомендуется использовать категориальные философские пары и описывать связи: причинно-следственные, формально-содержательные, отношения целого и частей и т.п. Правило абзацев: один абзац – одна мысль.

Заключительная часть. Объединение выводов. Обзор итогов. Повторение основных утверждений, к которым желательно подобрать цитату.

Таковы правила написания эссе по любому предмету. Перейдём к обществознанию.

Эссе по Обществознанию

Каждое правило написания эссе в этой области требует знать проблематику семи обществоведческих наук:

философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение.

Сочинение должно быть творческим. Автор осмысливает проблемные ситуации, изложенные в задании и излагает свою точку зрения по ним. Необходимо представить серьёзные аргументы, оперировать обществоведческими понятиями и терминами, показать владение теоретическими положениями. Крайне желательно пользоваться фактами, опирающимися на личный или социальный опыт учащегося.

Критерии оценки эссе по обществознанию:

Правильное использование и отличное знание основных обществоведческих терминов.

Умение охарактеризовать, объяснить и сравнить множество социальных процессов и объектов.

Опора на собственные иллюстрации к положениям теории.

Способность лично оценивать социальные факты.

Требования для получения высшей оценки:

Проблематика эссе раскрывается на уровне теории.

Эссе по обществознанию – единственная часть ЕГЭ, в которой допускается выбор темы из шести имеющихся. Чтобы этот выбор был осознанным, школьник должен быть подготовлен к написанию эссе в соответствии с вышеизложенными требованиями.

1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. - ученик должен четко представлять - о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.

4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему - ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами - в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. - тема должна быть выигрышной).

5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.

6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых - из-за ограниченного времени, во-вторых - из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания - другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами

8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет - что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX - нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».

9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например - не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично - в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) - в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.

11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий - иначе:…, а Сталин - не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие - иначе:…, а некоторые - предлагают совершенно иное:…».

12. Очень приветствуется, если в эссе указывается - кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.

13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».