"Каменный сад русского модерна" Лев Николаевич Кекушев. Лев кекушев Архитектор кекушев работы

Лев Кекушев, 1907 г.

Лев Николаевич Кекушев (1862-1919) – архитектор.

Лев Кекушев родился в Вильно 7 февраля (19 февраля) 1862 г. в семье военного инженера, надворного советника Николая Григорьевича Кекушева. В 1883 г. окончил Виленское реальное училище. В 1888 г. Кекушев с серебряной медалью закончил Петербургский Институт гражданских инженеров. Некоторое время работал в Техническо-строительном комитете МВД, где занимался гражданским строительством. Но в 1890 г.ушёл с государственной службы, переехал в Москву.

В первопрестольную Кекушев приехал по приглашению известного архитектора С.С. Эйбушитца , получившего от сестёр Хлудовых заказ на строительство Центральных бань. Баня должна была быть с бассейном, а Кекушев имел опыт разработки гидротехнических сооружений. Позже оказалось, что он был также отличным архитектором и художником.

За четыре года, что Кекушев был помощником Эйбушитца , он занимался и архитектурой, и художественной отделкой интерьеров, и инженерным обеспечением. Это была серьёзная школа. Кстати, в 1891 г. Кекушев реализовал первый самостоятельный проект – дом Обуховой в Малом Козловском переулке .

В 1893 г. Кекушев основал собственную архитектурную фирму и начал работать самостоятельно. Успешная работа с сёстрами Хлудовыми открыла ему доступ в среду состоятельных заказчиков: Кузнецовых , Носовых, Морозовых, Прохоровых, Лукутиных, Найденовых .

В 1899 г. Кекушев выиграл конкурс на проектирование гостиницы "Метрополь", но Савва Мамонтов, организатор и финансовый вдохновитель строительства, отдал подряд Валькоту . В том же году Мамонтов потерпел финансовый крах, был отстранён от дел и арестован. Новые хозяева пригласили Кекушева управлять строительством. Проект был успешно завершен и навсегда стал главным произведением модерна. Архитектор заработал огромное состояние и начал строить собственные многоквартирные доходные дома .

Расцвет творчества Кекушева пришелся на 1900-1903 гг. Он не только строил, но и оформлял интерьеры в возведенных им, а так же в уже существующих зданиях. В этот же период Лев Кекушев преподавал в Техническом училище, в Строгановке , вёл занятия в Инженерном училище путей сообщения.

В середине 1900-х гг. начался спад архитектурной деятельности Л.Н. Кекушева. Часто его связывают с тем, что модерн уходил из архитектурной практики, а Кекушев не смог приспособиться к новым требованиям. На самом деле, просто всё это стало не нужно.

В 1897 г. Кекушев женился на Анне Ионовне Болотовой, очаровательной девушке из города Кременчуга Полтавской губернии. Жениху было под 35, невесте – 19 лет. Родился сын Николай (1898), дочери Татьяна (1900) и Екатерина (1901). Кекушев построил для семьи дом на Остоженке и дачу в Серебряном бору, много и плодотворно работал. Было для кого.

И вдруг, в 1906 г. Кекушев переехал на съёмную квартиру, оставив особняк на Остоженке семье. Судя по косвенным сведениям, разрыв с любимой женой, произошёл из-за её увлечения одним из сотрудников его бюро. В 1907 г. Кекушев поселился в квартире № 9 в доме Пречистенка, 28 . Когда в 1910 г. особняк на Остоженке был продан за долги, к нему присоединилась семья.

После октябрьского переворота Кекушев страдал одышкой и нигде не работал, но Центральные бани, со строительства которых началась его московская жизнь, посещал регулярно.

Последний раз Кекушева видели в феврале 1919 г. на Мясницкой , возле чайного магазина : его увезли в машине люди в кожанках. Новую власть Кекушев не любил, руководителей государства называл аферистами и проходимцами.

Дома Кекушева в Москве

  • Арбат, 2 . Ресторан "Прага". Л.Н. Кекушев, 1902; Эрихсон , 1915; Соболевский, 1954-1955.
  • Бауманская 2-я, 10. Химическая лаборатория Императорского Технического училища. Л.Н. Кекушев, 1898-1899.
  • Брестская 2-я, 19. Многоквартирный дом Быкова. Л.Н. Кекушев, 1909-1910.
  • Варсонофьевский, 6. Многоквартирный дом Гагарина. Л.Н. Кекушев, 1890-1893, 1896. Здесь в разное время жили композитор Скрябин, архитектор Жолтовский.
  • Глазовский, 8. Дом Л.Н. Кекушев строил для своей семьи, но после завершения продал фабриканту Отто Листу. В начале XX в. зданием владел дирижер Кусевицкий. Л.Н. Кекушев, 1898-1899. Этот особняк считается домом булгаковской Маргариты.
  • Гоголевский бульвар, 4 . Особняк И.И. Некрасова. Л.Н. Кекушев, перестройка, 1899. С 1968 г. здесь Комитет ветеранов войны.
  • Гоголевский бульвар, 21 . Многоквартирный дом Бочаровых. Л.Н. Кекушев, 1902; К.Ф. Буров, 1906.
  • Дмитровка Б., 30 . Многоквартирный дом Григорие-Богословской церкви. Тихомиров и Л.Н. Кекушев, 1888-1893.
  • Долгоруковская, 36. Особняк Любатович. Л.Н. Кекушев, 1897.
  • Знаменский Б., 8. Дом ротмиста Шаховского – С.И. Щукина. Л.Н. Кекушев, перестройка, 1913.
  • Кисельный Б., 11 / Кисельный М., 2 . Многоквартирный дом Франка. Построен на месте бывшей на пересечении Кисельных переулков усадьбы князя Голицына. А.В. Иванов , Л.Н. Кекушев и С.С. Шуцман, 1902.
  • Клинская, 2. Усадьба купца Грачёва, включающий главный дом, флигелья, конюшни и каретный сарай. Проект Л.Н. Кекушева, архитектор Кайзер, 1898-1900.
  • Козловский М., 4. Дом А.И. Обуховой . Л.Н. Кекушев, 1891.
  • Колпачный, 4 С3 . Ювелирная фабрика О.Ф. Курлюкова. Л.Н. Кекушев, 1902.
  • Комсомольская, 5. Колоннада бывшего перрона Ярославского вокзала. Л.Н. Кекушев, 1910.
  • Красносельская В., 15. Богадельня имени Геер. Л.Н. Кекушев и Иванов-Шиц , 1892-1899.
  • Никольская, 5 . Никольские торговые ряды. Л.Н. Кекушев и С.С. Шуцман, 1899-1900.
  • Остоженка, 19 . Многоквартирный дом Кекушевой. Л.Н. Кекушев, 1902-1903.
  • Остоженка, 21 . Особняк Кекушевой. Л.Н. Кекушев и В.С. Кузнецов, 1900-1903.
  • Поварская, 24 . Особняк Саарбекова. Л.Н. Кекушев и С.С. Шуцман, 1899-1900.
  • Поварская, 42 / Скатертный, 1. Особняк текстильного миллионера Понизовского. Л.Н. Кекушев, 1903-1904.
  • Поварская, 44 / Скарятинский, 2. Дом владельца мануфактуры Миндовского. Л.Н. Кекушев, 1903-1904.
  • Покровка, 29 . Многоквартирный дом Бабушкина. Л.Н. Кекушев, 1897;

Лев Николаевич Кекушев был первым выдающимся московским архитектором, который работал в стиле модерн. Архитектор придерживался раннего франко-бельгийского варианта модерна, его профессиональной особенностью стала скрупулезная проработка внутренних интерьеров. Авторским знаком Кекушева, своеобразным автографом, были статуя или барельеф льва в своде здания.

Биография Льва Николаевича Кекушева полна темных пятен. По одной версии он родился в 1863 году в Вильно (Варшавская губерния), по другой - в Саратове Симбирской губернии. Точная дата смерти также не установлена, предположительно это произошло в 1916-1919 годы.

Получив среднее образование в Вильно, Кекушев в 1883 году поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. По окончании института (1889 г.) с правом на чин 10 класса по табели о рангах, Кекушева зачислили в Техническо-Строительный комитет МВД. Вначале он работал помощником при строительстве зданий и водонапорной башни на скотобойнях Санкт-Петербурга, а спустя год, в 1890 г., молодой специалист переехал в Москву, и поступил на стажировку к С.С. Эйбушицу (Эйбушитцу) - известному в Москве архитектору и художнику. За время обучения Кекушев овладел различными прикладными декоративными техниками: ковкой, гальванопластикой, травлением по стеклу и металлу. В качестве помощника Эйбушица в эти годы Кекушев участвует в постройке Центральных бань и Охотного ряда.

В 1893 году, закончив стажировку, Кекушев открывает собственную архитектурную фирму и отдает предпочтение преимущественно частной практике и преподаванию. С 1898 по 1899 г.г. Кекушев работал преподавателем в московском Техническом училище, именно для нужд училища он построил химическую лабораторию на ул. 2-й Бауманской. В это же время он преподавал серебрение, железную ковку и композицию и в Строгановском художественно-промышленном училище (до 1901 г.), а затем, по 1904 г. Лев Николаевич работал в Московском инженерном училище путей сообщения. В период с 1893 по 1897 годы он находился на посту участкового архитектора, и уже самостоятельно построил здание с элементами мавританского стиля (почти исключительный случай в его практике) для богадельни имени Гера на Верхней Красносельской улице.

В 90-х годах начался постепенный переход Кекушева к модерну. Вначале это касалось декоративных деталей, что можно проследить на примере балконных решеток доходного дома Григорие-Богословской церкви, который Кекушев построил совместно с С.И. Тихомировым на ул. Большой Дмитровке (1888-1893 г.г.) и по некоторым другим его работам. В 1894-1896 годах Кекушев вместе с другим московским архитектором, С.С. Шуцманом, занимался перестройкой особняка Т. Коробкова. В результате, этот дом, расположенный на ул. Пятницкой был выполнен уже ближе к стилю модерн, но сохранял отчетливые черты эклектики. Следующая работа архитектора - доходный дом Хлудовых является еще более ярким образцом модерна в архитектуре. Это здание принадлежит к числу наиболее известных московских памятников архитектуры 19 века.

Первое свое здание в стиле модерн Лев Николаевич Кекушев построил в 1893 году. Это был доходный дом в Варсонофьевском переулке. В наши дни дом был перестроен. Фасад здания при перестройке сохранили, а внутренние интерьеры были полностью утрачены. Новую манеру поддержали основные московские застройщики (Якоб Рекк) и меценаты, в числе которых были Кузнецовы, Носовы, Хлудовы, Морозовы. К архитектору приходит известность и финансовый успех, он становится одним из самых популярных специалистов в этой сфере.

В 1898 году Лев Николаевич построил для своей семьи дом в Глазовском переулке (дом №8). В отделке дома отчетливо прослеживались традиции романской строительной школы: растительные орнаменты, каменный цоколь и редкие ордерные фрагменты. Это здание так понравилось промышленнику А.Г. Листу, что он предложил архитектору продать ему дом за небывало большую сумму. Лев Николаевич согласился, и у здания появился новый хозяин.

В дальнейшем развивая вариант романского модерна, Кекушев не остановился на создании особняков, напротив, он старался проектировать сооружения различного функционального назначения. Так, в 1898 году Кекушев занимался строительством железнодорожной станции Одинцово (Московско-Брестская ж/д), здание вокзала в Царицыне, а в 1899-1900 годах совместно с С.С. Щуцманом построил Никольские (Иверские) торговые ряды. Также вместе с Шуцманом Кекушев перестраивал особняк М.С. Саарбекова, расположенный на Поварской улице. В это же время архитектор перестроил еще один особняк - это был дом И.И. Некрасова на Гоголевском бульваре.

В 1898 году Льва Николаевича Кекушева назначили на пост главного архитектора Московского Домостроительного Общества, занимавшегося строительством гостиницы Метрополь, а также он был выбран главным архитектором Санкт-Петербургского Общества Страхования, планировавшего начать в Москве строительство фешенебельных особняков в новом стиле модерн.

Спустя год после назначения Кекушева на пост главного архитектора Домостроительного общества, был объявлен конкурс на лучший проект для гостиницы Метрополь, победу в котором одержали Л. Н. Кекушев и Н.Л. Шевяков. Но Савва Морозов, владелец строящейся гостиницы, отдал подряд архитектору Вильяму Валькоту, занявшему четвертое место в конкурсе. Не теряя времени, знаменитый меценат и промышленник начал строительство, но осуществить свой проект Мамонтов не смог. Его обвинили в крупных растратах и арестовали. Несмотря на то, что суд признал невиновность Саввы Мамонтова, он был разорен. Новые владельцы Метрополя пригласили Кекушева в качестве соавтора гостиничного комплекса, и он занялся переработкой проекта своего предшественника. Многие профессионалы считают, что именно участие Кекушева в разработке проекта гостиницы Метрополь обеспечило небывалый успех предприятия.

Так, постепенно Кекушев стал довольно состоятельным человеком, и смог построить собственные доходные дома в Хамовниках и на Остоженке. После его развода с женой, дом на Остоженке отошел в ее владение. Сейчас в этом здании располагается бюро военного атташе Египта.

К числу лучших образцов московского модерна относится особняк И.А. Миндовского, построенный Кекушевым по адресу ул. Поварская, 44. Этот дом располагался в элитном квартале, спроектированном по заказу компании известного московского застройщика Якоба Рекка. Сейчас в этом здании располагается посольство Новой Зеландии. Здесь художник использует различные вариации своих любимых франко-бельгийских декоративных мотивов в камне и металле.

К произведениям архитектурного искусства принадлежит и особняк В.Д. Носова, который Кекушев возвел в 1903 году на Электрозаводской улице. Дом был построен в стиле загородной дачи. Просторные террасы, фигурные козырьки и резные обрамления являли собой уникальный пример использования франко-бельгийского стиля ар нуво в деревянном строении.

Если сравнить все творения Кекушева, нельзя не заметить, что на стыке веков этот архитектор проявил себя не только как родоначальник московского модерна, но и как его верный последователь на протяжении многих лет. Отличительной особенностью манеры Кекушева можно назвать щедрое применение таких элементов декора как настенные рельефы и круглые скульптуры.

Помимо, собственно, строительства. Кекушев прославился и как талантливый оформитель интерьеров. В частности, по его эскизам был оформлен вход со стороны Арбата и некоторые помещения в ресторане Прага в 1906 года. А в 1905-1908 годах Л.Н. Кекушев занимался оформлением залов в особняке И.А. Морозова на Пречистенке.

Уже в 1905 году, после революции общественные вкусы стали склоняться от роскошного раннего модерна к лаконичному и сдержанному северному модерну. Л.Н. Кекушев либо не захотел, либо не смог работать в новом стиле, и его популярность стала уменьшаться. Строительство ресторана Эльдорадо (1907 г.) должно было стать одним из самых крупных проектов архитектора, но его передали другому специалисту, в результате чего здание построили с большими отклонениями от чертежей Кекушева. Последним ярким творением Льва Николаевича стала больница в Преображенском (1912 г.), остальные его работы, созданные в это время, не отличались индивидуальностью и выразительностью.

В последние годы жизни Л.Н. Кекушев отошел от дел. Некоторые биографы архитектора считают, что такое самоустранение было вызвано психической болезнью Кекушева. Известно лишь, что после 1912 года он отказывается от любых проектов, изредка публикуя в журналах свои разработки. В годы Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны Л.Н. Кекушев бесследно исчез. Неизвестна ни дата его смерти, ни место погребения.

Сын Льва Николаевича, Николай Львович, стал авиатором. За боевые действия в Средней Азии в 1924 году он был награжден орденом Красного Знамени. В 1930 году служил бортмехаником полярной авиации, входил в состав экипажа П.Г. Головина, который впервые высадился на Северном полюсе в ходе подготовки к высадке экспедиции И. Папанина. Во время Великой Отечественной войны на его счету было 59 полетов на невооруженном Ли-2 в блокадный Ленинград, откуда вывозили блокадников на большую землю. В послевоенные годы был арестован, пережил джезказганские лагеря, освободившись, написал книгу воспоминаний, но подробностей о жизни и смерти отца в ней нет.


Историческая справка:


1862(3) г. – родился Лев Николаевич Кекушев
1883 г.- поступил в Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге
1889 г. – окончил институт с правом на чин 10 класса по табели о рангах, затем был зачислен в Техническо-Строительный комитет МВД
1890 г. - молодой специалист переехал в Москву, и поступил на стажировку к С.С. Эйбушицу (Эйбушитцу) – известному в Москве архитектору и художнику
1893 г. - закончив стажировку, Л.Н. Кекушев открывает собственную архитектурную фирму и отдает предпочтение преимущественно частной практике и преподаванию
1898-1899 г.г. - Кекушев работал преподавателем в московском Техническом училище, в Строгановском художественно-промышленном училище (до 1901 г.)
1904 г. - Кекушев работал в Московском инженерном училище путей сообщения
1893- 1897 г.г. - он находился на посту участкового архитектора
1888-1893 г.г. – совместно с Тихомировым занимается строительством доходного дома Григорие-Богословской церкви
1894-1896 г.г. - Кекушев вместе с другим московским архитектором, С.С. Шуцманом, занимался перестройкой особняка Т. Коробкова
1898 г. - Кекушев построил для своей семьи дом в Глазовском переулке (дом №8)
1898 г. - Л.Н. Кекушев занимался строительством железнодорожной станции Одинцово (Московско-Брестская ж/д), здание вокзала в Царицыном
1899-1900 г.г. - совместно с С.С. Щуцманом построил Никольские (Иверские) торговые ряды
1898 г. - Л.Н. Кекушева назначили на пост главного архитектора Московского Домостроительного Общества, занимавшегося строительством гостиницы Метрополь, а также он был выбран главным архитектором Санкт-Петербургского Общества Страхования
1899 г. - был объявлен конкурс на лучший проект для гостиницы Метрополь, победу в котором одержали Л. Н. Кекушев и Н.Л. Шевяков. Но Савва Морозов, владелец строящейся гостиницы, отдал подряд архитектору Вильяму Валькоту
Начало 20 в. – новые владельцы проекта пригласили Кекушева в соавторы для строительства гостиницы Метрополь
1903 г. – был построен особняк В.Д. Носова, который на Электрозаводской улице
1906 г. – Ккушевым оформлен вход со стороны Арбата и некоторые помещения в ресторане Прага
1905-1908 г.г. - Л.Н. Кекушев занимался оформлением залов в особняке И.А. Морозова на Перчистенке
1912 г. – строитеся последнее выдающееся здание Кекушева - больница в Преображенском
1912 г. и далее - Кекушев отказывается от любых проектов, изредка публикуя в журналах свои разработки
1916 г. - и гражданской войны Л.Н. Кекушев бесследно исчез

Кекушев Лев Николаевич окончил Петербургский институт гражданских инженеров в 1888 году со званием гражданского инженера. С 1890 года — в Москве, работал помощником С. С. Эйбушица по постройке здания Центральных бань (1890 год, Театральный проезд, дом 3). В 1893-98 годах состоял участковым архитектором, строил богадельню имени Геера на Верхней Красносельской улице, дом 15 (1893-97 год). С 1898 года — архитектор Московского торгового домостроительного общества. Преподавал в Техническом училище (1898-99 года, построил химическую лабораторию училища, 2-я Бауманская улица, дом 10), в Строгановском училище (1898-1901 год), в Московском инженерном училище ведомства путей сообщения (1901-04 год). Имел обширную частную практику, приобрел славу одного из лучших московских мастеров. Вполнил более 60 проектов. Основные работы: дом Пантелеева в Олсуфьевском переулке, дом 2 (1890-92 год), дом в Малом Козловском переулке, дом 4 (1891 год), дом Хлудовых в Театральном проезде, дом 3/1 (1894-96 год, перестроен); особняки: Пятницкая улица, дом 33 (1894 год, в 1899 году перестроен), улица Поварская, дом 24 (1899-1900, совместно с С. С. Шуцманом), дом 42 (1903 год, перестроен) и дом 44 (1903 год), Электрозаводская улица, дом 12 (1903 год); доходные дома: улица Большая Дмитровка, дом 30 (1896 год, совместно с С. И. Тихомировым), Гоголевский бульвар, дом 21 (1902 год), улица Пречистенка, дом 28 (1904-06 год), 2-я Брестская улица, дом 19/18 (1900-10 год), Варсонофьевский переулок, дом 6 (1892-93, 1898 года), улица Покровка, дом 29 (1897 год), улица Остоженка, дом 17 (1901 год), Малый Афанасьевский перулок, дом 4 строение 2 (1910 год), Улановский переулок, дом 4 (1900-е годы); станция «Одинцово» Брестской железной дороги (1898 год); собственный особняк в Глазовском переулке, дом 8 (1898-99 год); собственные доходный дом и особняк на улице Остоженка, дом 19-21 (1900-03 год); перестройка особняков: Гоголевский бульвар, дом 4 (1899 год) и Большой Знаменский переулок, дом 8 (1909 год); Никольские торговые ряды на Никольской улице, дом 5 (1899-1900 год, совместно с С. С. Шуцманом); постройки на Московско-Ярославской железной дороге — водоподъемное здание, перрон Ярославского вокзала (Комсомольская площадь, дом 5), вокзал в Мытищах (до 1900 года); дом в усадьбе «Грачевка» на Клинской улице, дом 2 (1900 год, совместно с Кайзером); клиника в Серебряном переулке, дом 4 (1902 год, 1910 год); два корпуса во дворе дома на улице Пятницкой, дом 49 (1903 год); ресторан «Прага» (1906 год, улица Арбат, дом 2, надстроен в 1915 году и реконструирован в 1955 году); больница на улице Преображенский Вал, дом 17 (1912 год). Построил убежище престарелых сестер милосердия в Сергиевом Посаде (1910 год), церковь при фабрике Баранова в Карабанове (1900 год, на сохранилась). В 1898 году выполнил совместно с В. В. Воейковым, Н. Л. Шевяковым и С. С. Шуцманом конкурсный проект (1-я премия) гостиницы «Метрополь» (Театральный проезд, дом 1/4), по которому велось строительство на первом этапе (до пожара 1901 года). Выполнил конкурсные проекты Суворовского музея в Санкт-Петербурге (1901 год, 3-я премия) и вокзала Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги (1901 год, 4-я премия), а также проект ресторана «Яр» в Москве (1905, 1907 год). После 1912 года практически полностью прекратил творческую деятельность.

Архитектурный стиль Важнейшие постройки

Особняк и доходный дом А. И. Кекушевой на Остоженке
Дом Носова на Электрозаводской улице
Гостиница «Метрополь» (проект В. Ф. Валькота)

Градостроительные проекты

Инфраструктура Вологодско-Архангельской железной дороги (совместно с И. А. Ивановым-Шицем
Застройка северной стороны Поварской улицы в Москве

Нереализованные проекты

Ресторан «Эльдорадо» (проект) на Петербургском шоссе

Лев Николаевич Кекушев на Викискладе

Лев Никола́евич Ке́кушев (7 февраля [19 февраля ] , Вильно , по другим источникам Саратов - дата и место смерти точно не известны, 1917/1919 ?, по другим данным - не позднее 1914 ) - российский архитектор и преподаватель. Первый по времени и один из крупнейших мастеров стиля модерн в Москве. Практиковал ранний, франко-бельгийский вариант модерна. Профессиональный почерк - высочайшее качество проработки интерьеров, подпись в виде статуи или барельефa льва в замке свода.

Биография

Начало карьеры

По приезде в Москву посвятил себя, главным образом, частной архитектурной практике. С 1890 по 1893 годы работал помощником архитектора С. С. Эйбушица , участвовал в постройке по его проектам здания Центральных бань Хлудовых и Охотного ряда. За время стажировки у Эйбушица, Л. Н. Кекушев стал мастером многих прикладных технологий - ковки , гальванопластики , травления металлов и стекла. В 1893 году основал собственную архитектурную фирму и с этого времени начал работать самостоятельно. В 1893-1898 годах состоял московским участковым архитектором.

Помимо архитектурной практики, Лев Николаевич в течение двух лет (1898-1899 гг.) преподавал в Императорском Московском Техническом училище , с этого же времени и вплоть до 1901 года вёл занятия в Строгановском училище . В 1901-1904 годах преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения .

Кекушевский модерн

Фронтон собственного дома на Остоженке был увенчан трёхметровой статуей льва

Отход от дел и смерть

После революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного модерна ». Кекушев оказался не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это. Его крупнейший проект - ресторан «Эльдорадо» () - был построен другим архитектором со значительными отступлениями от кекушевских чертежей. В 1910-е гг. творчество Кекушева быстро угасает; исключая Больницу при Преображенской старообрядческой общине (ныне Противотуберкулёзный диспансер № 8) в Преображенском (1912), его постройки 1910-х годов невыразительны.

М. B. Нащокина предполагает, что самоустранение Кекушева - последствие болезни, вероятно, психической. Смерть архитектора остаётся тайной - не известны ни год смерти, ни место погребения.

Проекты и постройки

  • Проект комплекса скотобоен ( , Санкт-Петербург), не осуществлён;
  • Доходный дом Григорие-Богословской церкви, совместно с архитектором С. И. Тихомировым ( -1893, Москва, Большая Дмитровка , 30);
  • Дом Пантелеева ( -1892, Москва, Олсуфьевский переулок , 2), не сохранился;
  • Намогильная часовня наследников Хлудовых в Покровском монастыре (1890-1892, Москва, Абельмановская застава);
  • Намогильная часовня Прохоровой в Ново-Алексеевском монастыре (1890-1892, Москва, Второй Красносельский переулок), не сохранилась;
  • Перестройка барского дома, постройка школы, служб и церковной ограды а имении Боборыкина (1890-1892, Орловская губерния);
  • Доходный дом Гагарина (1890-1893, 1896, Москва, Варсонофьевский переулок , 6);
  • Проект особняка А. И. Обуховой ( , Москва, Малый Козловский переулок , 4), был осуществлён со значительными отклонениями от проекта, позднее частично перестроен;
  • Каменный павильон для копытных животных в Московском Зоологическом саду ( -1893, Москва, Волков переулок , 12);
  • Перестройка торгового дома М. С. Кузнецова, совместно с С. С. Шуцманом ( -1895, Москва, Мясницкая улица , 8), не сохранился;
  • Богадельня имени И. Н. Геер с храмом Святого Иосифа Обручника, при участии И. А. Иванова-Шица (1894-1899, Москва, Верхняя Красносельская улица , 15), объект культурного наследия регионального значения ;
  • Отделка дома Спиридонова (до 1895, ?);
  • Доходный дом наследниц Хлудовых (1894-1896, Москва, Театральный проезд , 3/1 - Рождественка , 1/3), капитально перестроен по проекту С. Е. Чернышёва (1934), М. М. Посохина (2001) ;
  • Особняк Т. И. Коробкова, совместно с С. С. Шуцманом (1894-1896, 1899, Москва, Пятницкая улица , 33);
  • Водоподъёмное здание в комплексе Ярославского вокзала ( -1897, Москва, Комсомольская площадь , 5);
  • Здание станции «Мытищи » Московско-Ярославской железной дороги (1895-1898, Мытищи);
  • Проект особняка М. С. Кузнецова ( , Москва, Пятницкая улица, 8), не осуществлён;
  • Проект павильона Крайнего Севера на Всероссийской художественной и промышленной выставке по эскизам К. Коровина (1896, Нижний Новгород , Канавино)
  • Оформление Тверской улицы (от Дома генерал-губернатора до Кремля), Воскресенской площади и здания Городской думы к празднествам коронации императора Николая II (1896, Москва), не сохранилось;
  • Павильон-галерея для приёма гостей в период коронационных торжеств при вокзале Московско-Брестской железной дороги (1896, Москва), не сохранился;
  • Проект усыпальницы Кузнецовых ( , Москва), не осуществлён;
  • Проект загородного дома Воронина (1897, ?), не осуществлён;
  • Проект доходного дома Раевской (1897, Москва, Спиридоновка), неосуществлён (?);
  • Доходный дом (1897, Москва, Покровка , 29);
  • Особняк Т. С. Любатович со службами (1897, Москва, Долгоруковская улица , 36);
  • Дом М. С. Грачёва в усадьбе «Грачёвка», при участии архитектора Г. А. Кайзера (1897-1900, Москва, Зеленоградская улица , 13);
  • Пристройка к дому Н. А. Лукутина ( , Москва, Тверская улица, 18), не сохранилась;
  • Конкурсный проект фасадов гостиницы «Метрополь» , совместно с архитекторами В. В. Воейковым , Н. Л. Шевяковым , С. С. Шуцманом (1-я премия) (1898, Москва, Театральная площадь , 1/14), построена по другому проекту при участии Л. Н. Кекушева;
  • Особняк Л. Н. Кекушева (О. Листа, Н. Кусевицкого) (1898-1899, Москва, Глазовский переулок , 8), объект культурного наследия регионального значения ;
  • Станция «Одинцово» Московско-Брестской железной дороги (1898-1899, Одинцово);
  • Химическая лаборатория Императорского Технического училища (1898-1899, Москва, 2-я Бауманская улица , 10);
  • Проект особняка Санкт-Петербургского Общества Страхований ( , Москва, Тверской бульвар), не осуществлён;
  • Перестройка особняка И. И. Некрасова (1899, Москва, Гоголевский бульвар , 4);
  • Особняк М. С. Саарбекова, при участии С. С. Шуцмана (1899, Москва, Поварская улица , 24), объект культурного наследия регионального значения ;
  • Перестройка конюшен А. А. Портман (1899, Москва, Нарышкинская аллея), не сохранились;
  • Никольские (Иверские) торговые ряды, при участии С. С. Шуцмана (1899-1900, Москва, Никольская улица , 5);
  • Гостиница «Метрополь» (проектирование и строительство до пожара 1901 года), при участии С. С. Шуцмана, фасады архитектора В. Ф. Валькота (1899-1901, Москва, Театральная площадь, 1/14);
  • Павильон для встречи Императора Александра III (1890-е , ?);
  • Проект перестройки Императорского Технического училища (постройки, перестройка, надстройка галерей, изменение планировки и отделки интерьеров) (1890-е - 1900-е, Москва);
  • Отделка интерьеров Московской Городской думы ( , Москва);
  • Дом в имении И. И. Некрасова «Райки» («Американский дом») (до 1900-го, Московская губерния);
  • Проект доходного дома Раевской (1900-1902, Москва, Спиридоновка), не осуществлён;
  • Особняк А. И. Кекушевой, при участии архитектора В. С. Кузнецова (1900-1903, Москва, Остоженка , 21);
  • Конкурсный проект доходного дома наследников Папудовой, совместно с С. С. Шуцманом и Н. С. Шуцманом (2-я премия) ( , Одесса), не осуществлён;
  • Доходный дом (1901, Москва, Остоженка, 17);
  • Конкурсный проект Суворовского музея (3-я премия) (1901, Санкт-Петербург), не осуществлён;
  • Конкурсный проект вокзала Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги (4-я премия) (1901, Москва), не осуществлён;
  • Хирургическая лечебница С. М. Руднева ( , Москва, Серебрянический переулок , 4);
  • Флигель и жилой дом во владении О. Ф. Курлюкова (1902, Москва, Колпачный переулок , 2);
  • Доходный дом (1902, Москва, Колпачный переулок, 6);
  • Проект доходного дома М. А. Фонка, при участии С. С. Шуцмана (1902, Москва, Уланский переулок , 5), не осуществлён;
  • Перестройка доходного дома М. А. Франка, совместно с С. С. Шуцманом (1902, Москва, Большой Кисельный переулок , 11);
  • Доходный дом А. Ф. и Н. Ф. Бочаровых (1902, Москва, Гоголевский бульвар, 21);
  • Доходный дом А. И. Кекушевой (1902-1903, Москва, Остоженка, 19);
  • Особняк В. Д. Носова ( , Москва, Электрозаводская улица , 12);
  • Конюшня в имении коннозаводчика Н. П. Малютина (1903, ?);
  • Конкурсный проект женской гимназии (1903, Иваново-Вознесенск);
  • Особняк И. А. Миндовского (1903, Москва, Поварская улица, 44/2);
  • Особняк М. Г. Понизовского (1903, Москва, Поварская улица, 42/1), фасад изменён в 1914-1915 гг. по проекту архитектора В. И. Мотылёва ; объект культурного наследия регионального значения ;
  • Конкурсный проект женской гимназии М. Н. Гарелина (3-я премия) (1903, Иваново-Вознесенск), не осуществлён;
  • Доходный дом К. Т. Толоконникова (К. В. Исаева) (1903, Москва, Пятницкая улица, 49, к. 2, во дворе);
  • Доходный дом И. П. Исакова (Московского Торгово-Строительного Акционерного общества) ( -1906, Москва, Пречистенка , 28), объект культурного наследия федерального значения ;
  • Надстройка дома Лыжиных (1904, Москва, Остоженка, 26/2), не сохранился;
  • Дача В. А. Лыжина ( , Московская область, Ивантеевка);
  • Особняк (?) (1905, Рязань , Улица Полонского, 13);
  • Перестройки и отделка интерьеров особняка И. А. Морозова (включая отделку зала для панно М. Дени) (1905-1908, Москва, Пречистенка, 21);
  • Конкурсный проект ресторана «Яр» (1905-1907, Москва), не осуществлён;
  • Перестройки, устройство нового входа в ресторан «Прага» ( , Москва, Арбат , 2/1);
  • Особняк М. В. Асеева, при участии архитектора Л. М. Кугушева (1906, Тамбов);
  • Фабричный корпус на Тонкосуконной фабрике В. А Лыжина (1906, Ивантеева);
  • Конкурсный проект ресторана И. А. Скалкина «Эльдорадо» ( , Москва, Красноармейская улица , 1), осуществлён архитектором Н. Д. Поликарповым по измененённому проекту; объект культурного наследия регионального значения ;
  • Особняк А. А. Пантелеева ( , Москва, Олсуфьевский переулок , 2);
  • Перестройка особняка С. И. Щукина (1909, Москва, Большой Знаменский переулок , 8);
  • Городская усадьба В. В. Аносова (1909-1910, Тамбов);
  • Доходный дом БЫкова (1909-1910, Вторая Брестская улица , 19/18);
  • Дворовые постройки и изменения в торговом доме В. Д. Носова (1909, 1911-1912, Москва, Большой Черкасский переулок , 11);
  • Конторское здание («дом для служащих»), конюшня, каретный сарай, жилая казарма для рабочих, фабричная плотина при Тонкосуконной фабрике В. А. Лыжина (1900-е , Ивантеевка);
  • Новый перрон в здании Ярославского вокзала (встроен в существующий зал ожидания) (1900-е, Москва, Комсомольская площадь, 5);
  • Дача в имении Н. И. Некрасова «Райки» (1900-е, Московская область);
  • Деревянная дача и флигель Ермакова (Московская область, пос.

Из Польши в Питер, из Питера в Москву, неисповедимы пути… архитектора. Кого гонит творческий ветер, кого ветер поиска, кого-то — ветер перемен, но все пути ведут в Рим. То есть, конечно же, в Москву, это всего лишь опечатка. Кекушев уже встречался нам в предыдущих статьях, когда мы говорили о , о , да и на какой особняк не посмотришь, везде Кекушев, Кекушев… Вот и встает вопрос, а кто такой этот Кекушев?

Лев Николаевич Кекушев родился в городе Вильно, в Польском Царстве, в 60-х годах 19-го века. Мать и отец Льва Николаевича были знатного рода, но так как семья была многодетная, жили они не богато и родителям нужно было определить дальнейшую судьбу детей. Для чего в последствии каждому было дано хорошее образование.

Сразу после Виленского училища, Кекушев заканчивает Институт Гражданских Инженеров в Санкт- Петербурге. Поступив на государственную службу, Лев Николаевич не продержался там и года и ушел в отставку. Немного поработав в Петербурге, Кекушев решает уехать покорять Москву. Скорее всего, это произошло из-за высокой конкуренции среди столичных зодчих. Выпускники Императорской Академии Художеств имели большее преимущество в получении крупных заказов, да и атмосфера архитектуры в Петербурге была очень чопорная, не допускающая ничего нового. В Москве же на тот момент происходил настоящий ренессанс литературы, живописи, архитектуры, музыки, город был готов принимать любые современные течения и взгляды.

В Москве Кекушев сразу устроилась помощником видного московского архитектора С.С. Эйбушица. Они занимались строительством Центральных бань и доходного дома Хлудовых. На этой стройке Кекушев провел почти 4 года, и стал за это время мастером многих прикладных наук — ковки, травления металла и стекла. К тому же, он изучал художественную отделку интерьеров и промышленный дизайн, что в будущем стало одной из его визитных карточек.

Одной из первых его самостоятельных работ в Москве стал, вероятно, небольшой особняк А. И. Обуховой в Малом Козловском переулке, построенный в 1891 году. Уже в этой постройке заметны некоторые характерные черты творческого почерка архитектора.

В 1893 году Л.Н. Кекушев основал свою архитектурную фирму, в этом же году занял должность Московского участкового архитектора. Через пару лет уволен по собственному прошению, видимо, государственная деятельность зодчему была не по душе.

Помимо архитектурной практики, Лев Николаевич в течение двух лет преподавал в Императорском Московском Техническом училище, параллельно вел занятия в Строгановском училище.

А вот первым целостным произведением модерна в Москве, да и вообще в России считается Кекушевский особняк Листа. Сколотив неплохое состояние, архитектор решает построить себе свой собственный особняк. Не ограниченный пожеланиями заказчиков или других персон, Кекушев воплощает в нем все свои самые смелые задумки и пожелания. Дом вышел настолько необычным, что на него быстро положил глаз племянник богатого московского промышленника — Отто Адольфович Лист. Он предложил Кекушеву такую сумму, от которой тот не смог отказаться.

Л.Н. Кекушев, Особняк Листа

Этот дом, площадью около 400 квадратных метров, имеет подчеркнуто простую планировку и в виде прямоугольной трапеции вытягивающейся вглубь участка. Композиция ассиметрична и состоит из разных по величине прямоугольников и трапеции. Наряду с этим новаторским, свойственным модерну приёмом, архитектор использовал и другой, характерный для традиционной архитектуры метод подчёркивания уличного фасада, декоративная обработка которого наиболее разнообразна.

Дополнительным элементом декора можно считать и затененную лоджию с преувеличенно маленькой колонкой из черного гранита которую украшает капитель с растительным орнаментом. Уличный и боковой фасады особняка облицованы небольшим прямоугольным кирпичом палево-жёлтого оттенка, который контрастирует с крупными элементами декора из светло-серого тарусского мрамора. Выразительность композиции придают крупные окна различных форм. Некоторые из них украшены декоративными миниатюрными колонками. В арочной нише над порталом входной двери расположено мозаичное панно с изображением водорослей и обитателей подводного мира. В правом нижнем углу панно имеется монограмма «W. W.», более в застройке Москвы нигде не встречающаяся. Судя по этой подписи, предположительным автором панно является другой известный мастер московского модерна, сотрудник бюро Кекушева в период проектирования гостиницы «Метрополь»- Вильям Валькот.

На первом этаже, куда из вестибюля ведёт первый марш лестницы, размещались традиционные для конца XIX века парадные помещения особняка: кабинет хозяина окнами в переулок, смежная с ним буфетная, обращённая окнами во двор, большая гостиная (за́ла) и соединённая с ней столовая. Второй этаж занимали жилые комнаты - спальня, три детские и комната прислуги; из помещения, обращённого арочным окном в переулок, можно выйти на лоджию, в плиточном полу которой скрывается люк, ведущий в тёмную потайную кладовку. Обслуживающие помещения располагались в цоколе.

Интерьеры же были отделаны просто, но из дорогих и редких материалов. Почти вся мебель сделана по эскизам архитектора.

После революции 1905 года, общество отвергает роскошь модерна и отходит к неоклассицизму или «северному модерну». Кекушев, неспособный изменить своему франко-бельгийскому стилю или не желающий этого отходит от дел. В прочем, на счету архитектора около 60 построек и почти каждая из них- памятник архитектуры.