Киоты для икон своими руками. Как сделать киот своими руками? Пошаговая инструкция. Изготовление внутренней рамки для киота

Киот (застекленная рамка) на 8 икон

(Frame with glass for icons)

Здравствуйте дорогие читатели.

Спустя почти месяц, после завершения работы над , я занялся еще одним, уже для 8 икон. Форму его я решил сделать несколько иначе, взяв за основу элементы контура предыдущего киота с некоторыми изменениями. Я так же изменил технологию его изготовления, а именно, сделав внешнюю рамку из отдельных элементов, и все ее соединения собрал с запилом "на ус". Такой способ мне позволил сэкономить материал для его изготовления, и в целом, упростил процесс и сократил время работы. Что касается времени, задача стояла в том, чтобы завершить его до 20 марта, так как он изготавливался в качестве подарка к дню рождения моей бабушки.



Габаритные размеры :

Длинна - 586 мм.

Высота - 591 мм.

Глубина - 68 мм.

Список материалов :

МДФ 18 мм. - 0,41 кв.м.
- МДФ 16 мм. - 0,08 кв.м.

Оргалит 4 мм. - 0,3 кв.м.

Стекло 4 мм. - 0,21 кв.м.

Акриловый грунт Оптимист - 80 мл.

Акриловая краска VGT - 100 мл.

Лак на масляной основе Tikkurila - 70 мл.

Уайт-спирит для разбавления лака - 15 мл.

Саморезы черные 3,5х25 мм. и 3,5х35 мм.

С момента начала подготовки чертежа до окончательной сборки проекта ушло двенадцать дней. Так как я работаю, проектом занимался по вечерам и в выходные дни. В общей сложности на этот проект у меня ушло примерно 65-70 часов.

Разработка чертежа

Имея опыт по предыдущему киоту, я приступил сразу к чертежу, не делая никаких набросков, эскизов на бумаге. Сперва начертил в программе внутреннюю рамку исходя из расположения икон и их размеров. Создание чертежа внешней рамки у меня растянулось на несколько дней, в связи со сложностью подбора контура, и дополнительным освоением программы. Контур необходимо было сделать приблизительно такой же, как у предыдущего киота, подогнать его под определенный размер, изменив его масштаб, и некоторые его элементы.


Внутренняя рамка

Внешняя рамка

Чертежи создавались для расчета необходимых размеров и для использования их при разметке. В дальнейшем, чертеж внешней рамки был разбит на четыре части, чтобы можно было изготовить по ним шаблоны.

Изготовление внутренней рамки и деталей для ее сборки

Для изготовления предыдущего киота я использовал купленное МДФ толщиной 16 мм. За счет его размеров, я не стал использовать 18 мм. МДФ, чтобы не утяжелять его. Этот киот имеет на порядок меньшие размеры, и толщина 18 мм. для него более чем подходящая.
У меня были некоторые запасы такого МДФ, и практически все нужные размеры для заготовок я нашел.
Напилил необходимый размер рамки и разметил все линии вырезов под иконы согласно чертежа. Затем, сделал черновые вырезы электрическим лобзиком. Для экономии материала, все вырезанные части я пускаю на необходимые детали для крепежа икон и прижим внутренней рамки внутри киота.


Разметка вырезов

Черновые вырезы

Ранее я использовал самодельный упор для фрезерования кромок вырезов. В этот раз я решил использовать вместо упора обычные полоски ЛДСП 8 мм. приклеенные двусторонним скотчем. За несколько подходов я отфрезеровал все вырезы, когда как с тем приспособлением я делал один вырез за два раза.
Фрезу использовал обгонную с подшипником, диаметром 12 мм.


Кромочная обгонная

фреза с подшипником


Упоры из 8 мм. ЛДСП

Кромочная фигурная

фреза с подшипником


Готовая кромка вырезов

Из остатков от вырезов я нарезал все необходимы детали для крепления икон и прижима рамки внутри киота. Сперва нарезал опоры для икон из 16 мм. МДФ 50х10 мм. Сделал из МДФ простенький шаблон для разметки. С его помощью разметил положение иконы на 6 мм. ниже выреза. На клей приклеил все опоры.



Изготовление шаблонов

И снова в ход пошли МДФ панели для отделки. Для этого киота мне потребовалось сделать шаблоны только на две стороны, верхнюю и левую. Контур их не имеет особых углублений, и разделался я с ними достаточно быстро. У меня есть старенькая ленточная шлифовальная машина, которая долгое время лежала без дела, и тут она мне пригодилась. Сделал к ней некий упор, расположенный под 90 гр. относительно ленты из обрезков ЛДСП, прижал ее струбцинами к столу, пристроил к ней шланг сзади от моей аспирации. За все время шлифовки ни одной пылинки не пролетело мимо... Это я к чему? Так сказать, это моя замена осцилляционного шпиндельного шлифовального станка на некоторое время.
Вернемся к шаблонам. Распечатал чертежи, склеил между собой листы, вырезал по контуру, и приклеил на МДФ. Электролобзиком по черновому обрезал их, а дальше, шлифовкой, довел до нужной формы.


Изготовление внешней рамки

Все из тех же запасов, нашел необходимые размеры 18 мм. МДФ, напилил из них четыре детали 600х80 мм. По шаблону обвел контур. Одна заготовка имела пару отверстий, и шаблон уместился до них без всякого запаса, как и должно было быть... Притом, резать больше не из чего было!

По черновому вырезал контур на каждой детали. На пиле сделал запил "на ус". Для этой задачи я использовал угловой упор от Incra. Настроив ограничитель и выставив угол на нем, я за один подход напилил все углы. Очень хорошая вещь, не нарадуюсь.

Так как внутренние углы у рамки получаются под 90 гр., за счет заусовки, то необходимо было сразу сделать профиль внутренней кромки и паз под стекло.


Пробный проход (виден переход каждые 0,1 мм)

Профиль сделал точно такой же, как на предыдущем киоте, мультипрофильной фрезой. Выставил упор фрезера, сделал пробный проход, и после сдвинув упор еще на 0,2 мм. получил желаемые результат.

За счет разницы толщины МДФ предыдущего и этого проекта в 2 мм. - рабочей длинны профиля фрезы не хватило, и с верху пришлось еще снимать пазовой фрезой остатки материала.

Паз под стекло сделал той же пазовой фрезой 5х4 мм. За счет другой технологии изготовления внешней рамки, фрезеровку внутренней кромки я сделал очень быстро, по сравнению с прошлым проектом.

Зашлифовав внутреннюю кромку, приступил к склейке. Тут я несколько помучился... Есть специальная струбцина для склейки рамок. Вот ее мне использовать при склейке было бы не плохо, но ее пока нет. Пришлось заменить одну струбцину десятком тех, что есть в наличии. Но, в итоге, плоскость и диагональ получились в идеале. Даже не ожидал такого результата, так как замерить ее было просто невозможно.

Теперь уже можно и контур обрабатывать. Приклеил два шаблона на двусторонний скотч, и кромочной обгонной фрезой прошел контур. Также сделал и две другие стороны. Затем, профильной кромочной фрезой придал форму внешней кромки. Профиль кромок схож с предыдущем проектом.


Подготовка контура
Далее, приступил к изготовлению обвязки внешней рамки. Нарезал МДФ 16 мм. 2 штуки 504х50 мм. и 2 штуки 500х50 мм. Углы также сделал под 45 гр. Сделал в них паз под оргалит 5х4 мм. Перед склейкой я сразу отшлифовал все наружные стороны, так как потом это делать несколько не удобно. Склеил по такому же принципу, что и рамку, только в углы сделал распирающие подкладки, чтобы при сжатии струбциной стенка не изгибалась.

Затем, сделал разметку положения обвязки на рамке. Насухо приложил обвязку, вложил в нее внутреннюю рамку для того, чтобы убедиться в правильности изготовления. Все сошлось, как и должно было быть. Помазал клеем обвязку и прижал струбцинами. Через час удалил остатки клея. На этом изготовление всех деталей закончено.


Сухая сборка

Покрасочные работы

В этом проекте я учел предыдущие ошибки в плане подготовки поверхности для покраски. Всю шлифовку под грунт проводил наждачной бумагой №240. Грунтовал проникающим грунтом Оптимист . Первый слой выдерживал 1,5 часа при 20 гр. Шлифовку под второй слой провел уже наждачной бумагой №400. Нанес второй слой грунта, и выдержал 4 часа при той же температуре. Шлифовку второго слоя грунта провел наждачной бумагой №400.
Окрасочные работы проводил краскопультом Star EVO-T-4000 , сопло 1,8 мм., давление - 2 атм. Краску использовал ту же, что на предыдущем проекте, VGT эмаль акриловая "Металлик" Золото . Первый слой выдержал где то около 6 часов при температуре 40 гр. Шлифовку первого слоя краски провел наждачной бумагой №400. Второй слой краски выдерживал около 10 часов при той же температуре. Его шлифовать не стал.
Далее, покрыл первым слоем лака внешнюю рамку. Лак использовал на масляной основе. Внутреннюю рамку покрывать лаком нет смысла, так как она за стеклом. По завершению нанесения первого слоя лака дал просохнуть ему 2 часа при 45 гр. Шлифовку его провел наждачной бумагой №400. Нанес второй слой лака и оставил просыхать около 12 часов при той же температуре.

Сборка

Сборку начал с установки икон. Несколько икон были изготовлены из плотной бумаги, и для них я отрезал оргалит, чтобы лучше прижать их к рамке. Элементы крепежа сделаны из МДФ 16 мм. с пазами разной глубины, и шириной 6 мм. В паз я наношу силиконовый герметик, чтобы икона лучше держалась под прижимом. Прижимы прикручивал черными саморезами 3,5х25 мм.
В предыдущем киоте я вкладывал стекло с герметиком, и мне не совсем понравилось это, в некоторых местах он вылез, и приходилось вынимать его и зачищать эти места. В этот раз я не стал применять герметик. и вставил стекло без него. Вложил внутреннюю рамку и прижал ее планками из МДФ, прикрутив саморезами к обвязке. На герметик наклеил подкладки в середине, для избежания прогиба оргалита. Оргалит пробил мебельной скобой. Прикрутил по краям два кронштейна на саморезы 3,5х35, предварительно просверлив отверстие 2 мм.


Внутреннее пространство киота

На этом сборка киота завершена. В целом, хочу сказать, что идея сделать этот проект именно по технологии с запилом "на ус", была выбрана мной более чем правильно. Сочетание общего размера киота, ширины его рамки и профиля обоих кромок очень хорошо смотрится с такой технологией.Казалось бы, сильных различий нет с предыдущем проектом, но в итоге, получилось что то особенное...

Дата: 9.10.14 | Раздел: Как сделать

Как сделать киот для иконы своими руками.
Главное назначение киота, это защита иконы
от внешних воздействий. С этой целью
корпус делается закрытым, а с лицевой
стороны устанавливается стекло.
Кроме защитных функций, киот может иметь
художественное значение, если при изготовлении
используется резьба и ценные породы дерева.

В этой работе резьба и ценные детали не использовались, все просто
и достаточно надежно. В фотогалерее можно посмотреть резной киот.
Конструкция этого киота выполнена в виде двух рамок. Во внутреннюю
рамку устанавливается икона, а сама она размещается во внешнем
корпусе. Коробка киота может быть с открывающейся дверцей, или
глухой, без дверцы, как в этом случае.

В статье киот своими руками, было описано изготовление внутренней рамки.
Рамка из профильных брусков (багетов) шириной 55 мм. и толщиной 32 мм. ,
...

0 0

Здравствуйте!
Ищу человека, который может сделать киот. (заказ для России)
Киот нужен для иконы "Неопалимая Купина" размер иконы 23х21х1,8 см.

Коротко о иконе: яркая деревенская икона середины 19 века. Исполненная талантливым мастером-самоучкой в глухой провинции, вдали от иконописных центров, в отрыве от строгих канонов письма.
Она не писались на ремесленном "потоке", не является результатом разделения коллективного труда иконной артели, не блещет нарочитой красотой золота. Моя иконка родилась в тесном сумраке крестьянской избы, при тусклом свете слабого пламени лучины.....
Если короче, то для моей деревенской красавицы нужен самый простой домик-киот.

Поэтому ищу человека, кто может изготовить интересный самобытный киот. Дорогие породы дерева и шпон необязательны.
Ровные линии до миллиметров тоже непринципиальны.

Если учитывать, что "Неопалимая Купина" на Руси защищает жилье от пожаров, то и для такой иконы думаю нужен киот похожим...

0 0

Киот- храм для иконы.

Особое трепетное отношение к иконам испокон веков выражалось на Руси не только внутренне, но и внешне. Отображением такого трепетного отношения всегда был киот.

Это специальный защитный футляр, который помогает сохранять икону. Но его защитная функция уже давно отошла на второй план. Сейчас киот – это и особое украшение иконы, и знак ее почитания. Все вместе это формирует целостный образ, который совсем иначе воздействует на человека. Одно дело – икона, поставленная на полку. Другое дело – икона в киоте. Такая икона действительно воспринимается как святыня.

Какова история появления киотов и какую роль они играют в православной культуре?

Символическое значение киота – в том, что это не просто защитная оболочка иконы. Это еще и храм для нее в миниатюре. Поэтому такое большое значение придается резным украшениям киотов. Они должны быть украшением иконы и дополнением к ее символике.

Изначально киоты использовались для...

0 0

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

Эту задачу мы решаем уже более 8 лет.

Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке.

Определение

КИОТ

Особые деревянные футляры, «ящики», обычно застекленные, в которые устанавливают иконы. Киоты, как правило, украшены резьбой, нередко золоченой. В России православную икону в киоте вешают в красный угол. Киоты бывают разных размеров, иногда довольно больших. Киот напольный – большой киот, который ставился на пол.

У других авторов:

Е.Гладышева, Л.Нерсесян. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству,...

0 0


Из словаря мы знаем, что слово киот произошло от греч. (kibotos - деревянный ящик), божница, деревянный украшенный шкафчик или створчатая рама для икон.

Для чего нужен киот?

В основном киот служит для благолепия, выражение нашего уважительного отношения к иконе, а также для защиты иконы. Защитой красочного слоя иконы традиционно является олифа. При попадании копоти от свечей, лампад, печей на икону олифа темнеет. Современные технологии позволяют заменить потемневшую олифу, но чем дольше икона служила людям, тем сложнее и дороже это сделать. Поэтому находящаяся в киоте под стеклом икона дольше не теряет своего вида.
Иконы, написанные на досках переклеенных на синтетические клея (мертвые клея на основе синтетических смол), синтетическими (акриловыми, темпера которую разводят на ПВА) красками, покрытые синтетическими лаками, можно не защищать. Налет на таких иконах можно удалить просто протерев их или отмыть слабым щелочным раствором. Срок...

0 0

Киоты

Иногда наиболее ценные иконы сберегают в ящичке, специально сделанном для иконы – киоте. Само слово это пришло к нам из Греции: по-гречески «kibotos» означает «деревянный ящик», а в русском закрепилось именно как божница, створчатая рама для икон, деревянный шкафчик, обычно украшенный.

Киот – это и проявление отношения к иконе, благолепия, а также используется для защиты особенно для антикварных, старинных икон. Краска на иконе защищена олифой, и при попадании на нее копоти – от лампад или от свечей – олифа со временем темнеет. Заменить потемневшую олифу современные технологии позволяют, но чем древнее икона, чем дольше служила она людям, тем сложнее это сделать, и тем дороже это обходится. А в киоте, под стеклом икона хорошо сохраняет свой вид.

Для икон, которые написаны на досках, склеенных синтетическим клеем, синтетическими же красками (акриловыми, например) киоты не нужны. Если на таких иконах появляется какой-либо налет, икону можно просто...

0 0

0 0

Никто из православных христиан никогда не усомнится в том, что икона является чудесным Божиим даром. Благодаря благодатной силе, посылаемой Господом через икону, множится добро и пресекается зло. Поэтому в доме каждого православного человека на протяжении веков икона всегда занимала самое почетное место.

Но были и непростые времена, когда православные иконы почти исчезли из домов наших соотечественников. И всего лишь 20 лет тому назад было не так просто найти, например, красивые венчальные иконы тем, кто решил соединить свои судьбы таинством брака.

Сейчас совсем другое дело. Каких только икон нет в иконных лавках. У православного человека глаза разбегаются. С учетом таких возможностей многим хочется иметь в своем Домашнем храме не только иконы Спасителя и Божьей матери, но иконы своих небесных покровителей и небесных покровителей своих близких, иконы, посвященные основным православным праздникам, и иконы, приобретенные в местах паломничества, иконы...

0 0

Всем привет!
Меня давно интересует вопрос.Как самому сделать киот для иконы?
Дело в том,что денег у меня не густо,а то можно было купить готовый.
Цена в Краснодаре около 700р.
Хочется самому!
Что в наличии?
Желание потрудиться.Инструмент ручной (ножовки,стамески и т.д.)
Материал для изготовления-думаю может наличник купить(90р.)
И ширина у него отличная,можно и икону вставить и стекло.
Собираюсь киот покрасить АкваЛаком(полисандр)
Все есть и желание и старание,не знаю как только его собрать?
Существует много видов соединений,какое выбрать чтобы в ручную сделать?

Записан Записан

Такой хотите делать?

...

0 0

10

Часть 1.

Это надо знать!
Если у Вас есть старинная икона, или имеются несколько старинных икон, то возможно, Вы уже задумались над тем, что их надо как-то оформить, чтобы сохранить и организовать домашнее молельное место красиво.

Почему для старинной иконы просто необходим застекленный киот? Да потому что застекленный киот является залогом ее долгосрочного хранения, правильного хранения!

Киот создает для старинной иконы особый микроклимат, в которой нет быстрых перепадов температуры, влажности, нет сквозняков, падающих горящих свеч, нет копоти от лампады и в то же время нет полного застоя воздуха, ведь киот не герметичен, он лишь сглаживает неприятные воздействия, губительные для старинной деревянной иконы!
Но кроме очевидной и необходимой защитной функции киот выполняет и не менее важную эстетическую функцию, ведь не секрет, что старые иконы могут нести на себе следы бытования, что особенно проявляется в виде сколов по краям иконы, так вот именно деревянный...

0 0

Русь-матушка всегда славилась своими мастерами и народными умельцами. Особенно почитались иконописцы. Икона – это святыня, для изготовления которой нужно было получить благословление в церкви. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но, тем не менее, при изготовлении иконы своими руками нужно обязательно соблюдать определенные заповеди. Это символ Веры в Бога, поэтому нужно обязательно прочитать молитву и с Божьей помощью приступать к работе.

Люди по-разному приходят к Богу. Некоторые ощущают потребность в написании икон после продолжительной болезни, когда Всевышний даровал исцеление. Главное, чтобы это не было кощунством.

Как сделать икону своими руками из фотографии

Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.

Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.


Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:

Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.

Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.

Фотография прикладывается лицевой стороной к поверхности дощечки и аккуратно приглаживается, чтобы не было воздушных пустот. Для этого можно использовать губку. Приглаживать нужно очень аккуратно, чтобы не порвать фотографию.

Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.

Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.

Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.

Как сделать икону под старину

Икону «Матерь Божья с рукой» будем делать на дереве:

  • Деревянная доска или фанера покрывается морилкой.
  • После высыхания наносится слой белой краски.
  • Затем можно покрыть серебряной или золотой краской.
  • Наносится тонкий слой красной краски, но это делается при желании. Можно оставить как есть. Сквозь слой красной краски должна проступать золотая или серебряная основа.
  • Приложить газету к влажной краске и быстро снять.
  • Так нужно сделать несколько раз. Это дает эффект «состаривания».
  • Сверху нужно еще раз тонким слоем нанести позолоту и лак.
  • После высыхания наклеивается вырезанное изображение иконы. Можно применить предыдущие методы наклеивания.
  • Все покрывается слоем прозрачного лака.

Это чудотворная икона, дарующая людям исцеление от многих болезней.

Иконы бисером

Многие спрашивают, как сделать икону своими руками при помощи бисера. В этом нет ничего сложного:

  • В магазинах по рукоделию продаются прекрасные готовые наборы для вышивания бисером на ткани. Особой популярностью пользуется икона «С младенцем на руках».
  • Есть много изображений, нужно выбрать то, к которому потянулась душа.
  • При вышивании бисером картина напечатана на холсте с уже готовой схемой.
  • Бисер тоже уже подобран.
  • Подробно описана техника вышивания.
  • Прилагается специальная тонкая игла.
  • Бисер нужно рассыпать в специальные маленькие емкости, которые продаются в том же магазине. Для каждого цвета будет своя закрывающаяся ячейка.
  • Вышивать удобно на специальных пяльцах.
  • Важно, чтобы было хорошее освещение.

Эта работа принесет много радости и счастья. Постепенно икона будет оживать под вашими умелыми руками, переливаясь великолепным бисером. Для начала нужно усвоить простую технику, а затем, по мере роста мастерства, можно осваивать более сложные способы.

Поверьте, вышив одну икону, вам захочется продолжить работу. Это увлечение на всю жизнь.

Подумайте, ведь ваша душа недаром потянулась к Богу. Значит, это необходимо. Вышивка подарит душевный покой и радость. Постепенно отойдут мучившие страхи и беспокойство, потому что у вас уже есть цель и смысл.


При чтении молитв мысли приходят в гармонию, тревоги отступают прочь. Очень важен внутренний настрой. Нужно просить у святых помощи и исцеления для себя и своих близких. Молитвы ваши будут услышаны, а вы получите утешение.

Готовую вышитую икону нужно обязательно красиво оформить. Лучше отдать профессиональным специалистам в багетную мастерскую. Икону обязательно нужно освятить в церкви. При желании можно попросить благословение.

Но, если вы не вышиваете лик и руки, а только фон и одежду, то на это разрешение не требуется. Это нужно при вышивке нитками, когда вышивается полностью вся икона с изображением святых.

Икону можете подарить или оставить у себя.

Фото икон своими руками

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

12.06.2014 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Все собрали и купили? Тогда: с Богом!
Если Вас не испугали списки инструментов и материалов, которые мы перечислили, то можно приступать к работе.
Еще мы хотим сказать несколько слов по организации работ в домашних условиях. На несколько часов, а может быть, и дней, одна из комнат в Вашей квартире или доме превратится в мастерскую, лучше, если это будет просторная и нежилая комната, где можно спокойно развернуться с длинномерными материалами, стучать, пилить, сверлить и вонять. Идеально, если у Вас есть специальный верстак для проведения работ, если нет, можно воспользоваться и обычным столом, лишь бы Вас не выгнали из дома, если Вы случайно пропилите его ножовкой, или просверлите пару дырок! Работайте не спеша, выверяйте движения с тем, чтобы не разбить древнюю китайскую вазу династии Янь, или не проткнуть сверлом новый кожаный диван.
Работайте в удовольствие и конечно, особенно осторожно и бережно обращайтесь с иконами - ведь все затевается для того, чтобы их спасти, а не покалечить!

С чего начнем? С чертежа!
Все верно, первое, что нужно сделать, это составить простейший чертеж ! Для этого Вы берете икону, кладете ее на стол и при помощи рулетки вымеряете высоту, ширину и… нет, не толщину !
Старинная икона, как правило, выгибается. Это происходит из-за неравномерности усыхания дерева и красочной основы. Вам нужно померить не только просто толщину деревянной доски, но и высоту прогиба, то есть померить расстояние от поверхности стола до верхней точки выгиба иконы.
Допустим, это расстояние 40 мм, значит, для боковины киотного ящика Вам понадобится рейка сечением 15 х 45 мм, или даже сечением 15 х 50 мм, но вот сечение 15 х 40 мм будет уже не желательным, так как главное условие для хранения икон - это их свобода внутри киота, так как икона «дышит» , меняет форму и линейные размеры и если она упрется во время своего «дыхания» в крышку, или в боковые стенки, то может лопнуть, треснуть, одним словом, тогда Ваша работа не поможет, а навредит.
Обратите внимание на геометрию иконы , она может быть не прямоугольной формы, а ромбической и даже трапециевидной, кроме того, она может иметь и диагональный изгиб (то есть лежа на столе она будет иметь не 4, а всего три точки опоры).
Учитывая все эти факторы Вы должны понять и составить чертеж так, чтобы внутри киота оставался запас по бокам и перед иконой, дабы она и чувствовал себя под стеклом хорошо и размещалась ровно, не кособочилась.
Достаточно обеспечить зазоры по 5 мм с каждой стороны , чтобы полностью гарантировать иконе сохранность и незажатость.

Взвизгнула пилка!
Не терпится пилить? Сейчас! После того, как Вы сняли размеры с иконы, ее лучше унести и убрать, чтобы случайно не повредить в ходе работ.
Теперь Вам надо начертить чертеж самого киотного ящика. Он состоит из четырех сосновых планок, которые Вы будете скреплять клеем и саморезами.
На бумаге сразу обозначьте все размеры брусков , еще раз проверьте, верно ли Вы все померили, тут очень легко ошибиться, так как бруски крепятся «внакладку» и надо учесть, чтобы внутренние размеры киотного ящика соблюдались в соответствии с размерами иконы.

ПРИМЕЧАНИЕ.
Если у Вас не одна икона, то сразу обмеряйте их и составляйте чертежи - так Вы как раз и организуете «конвейер» и убыстрите свое маленькое домашнее производство!

Изготовление киотного ящика.
Чертеж есть, приступаем к работе! Напиливаем по размерам бруски и шкуркой обрабатываем кромки. При разметке брусков используйте уголок - рез будет точным и ровным!
Готовые бруски скрепляются саморезами. Для этого обязательно засверлите их и точно соединив (лучше это делать на столе, можно бруски при скреплении зафиксировать струбцинами), скрепите саморезами, а в месте контакта брусков предварительно нанесите столярный клей.
Стыки брусков могут выглядеть не очень эстетично и тут Вам на помощь придет шпатлевка по дереву . Когда она высохнет (а сохнет она быстро), ее также зашкуривают, обрабатывается она прекрасно.


На фото: основа киотного ящика готова!


На фото: стык боковин киотного ящика - виден и саморез и уже зашкуренный стык, предварительно заполненный шпатлевкой по дереву.

Задник.
Задник иконы делаем из оргалита. В доме, где любят что-то творить своими руками, всегда заваляется пара кусков оргалита, пригодного для изготовления задней части киота.
Вообще, для этого можно использовать и тонкую трехслойную фанеру , даже это будет лучше, но с фанерой и сложнее работать и стоит она дороже и кусков в доме может не быть. Но выбирать Вам, есть оргалит - отлично, есть фанера - еще лучше!
Если у Вас есть оргалит, то нужного размера кусок удобно не выпиливать, а резать ножом, по металлической линейке. Достаточно провести пару резов и потом сломать оргалит, зашкурив неровности реза наждачкой или абразивной сеткой.
Главное в изготовлении задника - это точность разметки! Делайте разметку по металлическому уголку-линейке так, чтобы задник получился строго в форме прямоугольника!
Когда Вы соберете стенки киота, то, как правило, киотный ящик будет иметь несколько отличную, от прямоугольной, форму. Это связано с небольшими неточностями в распиле деталей, в смещении саморезов при сборке и так далее.
Так вот именно точность выполнения задника поможет , при прикреплении его к конструкции боковых стенок, исправить ситуацию и сделают киот прямоугольным!
Задник нужно делать на 2-3 мм меньше по размеру, чем размер внешнего контура киота , так Вы визуально скроете его от глаз, не будет виден край задника, киот будет выглядеть эстетично.
Задник к киоту крепим при помощи обычных мелких железных гвоздей - тут ничего сложного нет, единственное - не забываем о выравнивании стенок киота относительно краев задника, чтобы киот получился абсолютно правильной прямоугольной формы.


На фото: размечаем контур задника при помощи металлического уголка-линейки, затем прорезаем по линии ножом и ломаем оргалит.


На фото: прибиваем задник к киотному ящикуобычными мебельными железными гвоздями. Обратите внимание, что размер задника меньше чем внешний размер киота - теперь торцы задника не будут видны при рассматривании иконы в киоте.

Рамка-дверка.
Рамка - видовая часть киота, поэтому при ее изготовлении Вам придется напрячь все свои эстетские наклонности и мобилизовать всю свою природную аккуратность.
Размер рамки больше, чем размер киота.
Почему мы выбрали такую конструкцию? Поясняем! Дело в том, что как бы Вы не старались, боковые поверхности киота могут выглядеть не столь красиво, как хотелось бы. Те же стыки, например, могут портить вид. Если сделать рамку-дверку одинаковой по размеру с киотным ящиком, то все эти изъяны будут видны.
Если же выполнить дверцу большей по размеру, визуально все огрехи уйдут на второй план, взгляд будет сосредоточен лишь на передней стороне киота - то есть на рамке.
Как рассчитать размер рамки-дверки? Тоже просто: прибавьте по 4-5 мм на вылет с каждой стороны, вот и получится нужный внешний размер рамки-дверки. Например, если внешний размер киота 20 х 30 сантиметров, то внешний размер рамки-дверки составит 20.8 х 30.8 см, или 21 х 31 см.
Детали для рамки Вам придется изготавливать, распиливая багет под углом 45 градусов. Это - самая сложная операция в создании киота, уж поверьте. Но пугаться не стоит и если Вы будете использовать стусло для распиловки, все получится отлично!
После того, как детали готовы, их необходимо склеить. Для этого их раскладывают на ровной поверхности (на столе, например, или на полу) и, нанеся на каждый стык достаточное количество клея, соединяют.
Почему мы советуем использовать акриловый клей Момент? Потому. Что он густой, как шпатлевка и при высыхании не деформируется. При соединении деталей Вы, наверняка обнаружите, что образуются щели в стыках , часто - весьма значительные. Не пугайтесь этого - именно используя клей Момент Вы сможете все это исправить: просто добавьте его побольше на стыки при склейке и уберите излишки! Он выполнит и роль клея и роль шпатлевки , никаких щелей не будет!
Излишки клея с деталей, стола, рук и инструментов убирайте сразу - после высыхания клея сделать это будет сложно .
Можно также бороться с образовавшимися щелями при помощи шпатлевки по дереву , но уже после того, как рамка полностью склеится.

ВАЖНО!
При соединении деталей рамки необходимо сразу выровнять их при помощи уголка-линейки, Вам обязательно нужно соблюсти как точные линейные размеры рамки, так и ее прямоугольную геометрию!


На фото: хорошо видно и стык распиленных под углом 45 градусов, деталей рамки и то, насколько рамка выступает за пределы киотного ящика.

Крепим рамку-дверку к киотному ящику.
Ну вот мы и подходим к волнующему моменту - сборке. Крепим миниатюрные петли к киотному ящику, накладываем на него сверху рамку-дверку и отмечаем острым карандашом , где должны располагаться петли на рамке. Затем крепим саморезами петли и к рамке.
Если все получилось правильно, то рамка должна закрываться без перекосов относительно киота.
Далее крепим «шкатулочную» застежку, ее присандаливаем при помощи латунных гвоздиков.

ВАЖНО! Прежде чем разметить отверстия крепления, обязательно проложите под дверцу шнур - тот самый, который будет выполнять роль уплотнителя! Его можно приклеить при помощи клей Момент, но только на этот раз клея резинового.

Все прикрепили и приклеили? Отлично! Теперь переворачиваем киот и крепим на оборотную сторону подвес , если Вы решили повесить икону при помощи него, а если нет - то надо просверлить в заднике отверстие.


На фото: крепление петель к киоту и к рамке, а также проложенный и приклеенный шнур (мы его проложили двойным контуром.


На фото: вариант крепления «шкатулочной» защелки.


На фото: прикрепленный к заднику киота подвес.

Стекло.
Когда у Вас будет готова рамка, Вы уже можете вырезать стекло . Если сомневаетесь в правильности своих измерений, можете заявиться в стекольную мастерскую вместе с рамкой.
Готовое стекло перед тем, как вставить в рамку-дверку, нужно тщательно вымыть . Чистое сухое стекло вкладываем в рамку и крепим его по краю при помощи герметика . Излишки герметика нужно удалять сразу, лучше всего это получается сделать пальцем.
После того, как стекло промазано, оставляем все в покое до полного высыхания герметика.

Любуемся!
Ну что же, киот готов! Вкладываем в него икону и - о ужас! Она болтается там, не держится! Что же делать???
Не проблема! Действительно, Вы сделали киот, но без внутренней рамки , которая присутствовала в большинстве старинных киотов, есть она и в некоторых киотах, изготавливаемых сегодня на заказ.
Чтобы икону зафиксировать внутри киота, используйте обыкновенный упаковочный картон - он обычно остается после покупки телевизоров, мебели или от посылок. Вырезаете полосу по высоте киота, ширина которой чуть больше глубины киотного ящика и сгибаете (фальцуете) полосу пополам, либо даже создаете профиль, в сечении повторяющий букву «П». Таких П-образных элементов изготавливаете два и вставляете по бокам от иконы. Их, если все было правильно сделано, видно в готовом киоте не будет, а икона получит надежную фиксацию и будет смотреться идеально!
Вот теперь - действительно всё, можно икону бережно повесить на стену, или поставить на полочку!


На фото: вариант готового киота, сделанного в домашних условиях (широкий багет светло-золотистого цвета).


На фото: вариант готового киота, сделанного в домашних условиях (узкий багет коричневого цвета с естественной текстурой и отделкой под золото).

Это только на первый взгляд страшно!
Теперь Вы знаете, как сделать киот для иконы своими собственными руками. На первый взгляд - это сложно, но на самом деле все очень и очень просто и за два дня мы, например, сделали не один, а три киота, а можно было бы и все четыре сварганить, ведь когда дело ставится на поток, оно идет проще и быстрее, нежели когда делаешь каждый киот в отдельности.
Давайте теперь все же подведем экономическую базу под изготовление одного киота, чтобы понять, стоит ли этим заниматься. Итак, стоимость составляющих:
250 руб. - планки для киотного ящика
300 руб. - багет
50 руб. - оргалит
100 руб. - клей акриловый
70 руб. - клей резиновый
100 руб. - герметик
15 руб. - шнур
40 руб. - гвозди латунные и железные
20 руб. - застежка «шкатулочная»
40 руб. - петли
20 руб. - подвес
70 руб. - стекло
___________________________________
1075 руб. - Всего (если мы правильно сложили эти цифры, конечно).

Экономия весьма ощутимая, не правда ли?
И если Вы поняли, как изготовить киот для иконы своими руками, то смело беритесь за дело, оно того стоит!

Инструкция

Окладами принято покрывать иконные доски не только для украшения, но и для лучшей сохранности письма на них. Ведь старорусские подвергаются агрессивному воздействию современной атмосферы, ультрафиолету, влажности, пыли. Снимать оклады со знаменитых икон имеют право только специалисты-реставраторы.

Раньше ризы делали из серебра и золота, украшали их бисером, жемчугом, драгоценными камнями. Оклады являлись одним из видов прикладного искусства и стали неотъемлемой чертой русской церкви. В религии сияющие ризы свет, исходящий от иконы. Серебро означает чистоту одежд, а золото - божью благодать. Образа самых значительных икон состоят исключительно из и жемчуга. Именно поэтому оклады и ризы так часто становятся предметом вожделения для мошенников и воров.

Оклады бывают сплошными и наборными. Сплошные (обронные) ризы представляют собой чеканку, с выпуклым рисунком. Наборные ризы состоят из нескольких частей, скрепленных друг с другом.

В оклады оформляются иконы христиан и католиков. Красивый оклад для домашней иконы можно изготовить самостоятельно из ниток, бусин, . Приготовьте деревянную рамку, величиной совпадающей с вашей иконой. Натяните на нее канву, прикрепите ее кнопками к боковым планкам.

Через кальку срисуйте контур лица и рук вашей иконы. Перенесите рисунок на канву.

Придумайте красивый рисунок оформления оклада. Вышейте его яркими цветными нитками. Стиль вышивки зависит от вашего желания. Можно вышивать гладью, крестиком или бисером. Не вышивайте на тех местах, где будут видны лицо и руки иконы. Украсьте венец ризы бусинами.

Аккуратно вырежьте места лица и рук иконы. Края канвы закрепите клеем ПВА. Дайте клею просохнуть.

Снимите оклад с рамки, аккуратно оденьте его на , совместив все разрезы. Закрепите оклад на задней части иконы лентами или клеем. Поставьте или повесьте икону с окладом на место.

Полезный совет

Всегда соблюдайте правила хранения икон. Не подвергайте их резким перепадам температуры, берегите их от яркого солнечного света и сквозняков, не ставьте их на пол, чаще осматривайте иконы для своевременного обнаружения повреждений. Помните, иконы несут добро и веру.

Для верующего человека икона – непременный атрибут жизни. Иконы освещают дом, ведь дом христианина – это символ храма Божьего, а в каждом храме есть свой священный алтарь. В доме таким алтарем служит красный угол с иконами. Говорят, что дом без образов – как без окон. А вот что следует знать и иметь в виду при украшении своего жилища иконами.

Инструкция

Красный угол – это самое важное и почетное место в доме. Здесь размещаются в божнице или киоте – специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы обязательно должны стоять, не стоит их . Божница должна быть деревянной. Часто ее украшают особым длинным и узким тканым полотенцем из домотканого холста – божником, который прикрывает иконы сверху и с боков, но не закрывает лики изображенных на образах . Божник на концах обычно украшался вышивкой.

Еще один способ украсить иконы – это риза или оклад. Это накладное украшение, покрывающее всю иконную доску поверх слоя краски, кроме рук и лиц, для которых делаются прорези. Ризы могут быть золотыми, серебряными, латунными, медными, шитыми, украшенными эмалью, цветными стеклами и обитыми бархатом с изнанки.

Измерьте габариты икон. Спроектируйте киот должным образом: начертите чертеж в изометрии, проставьте размеры. Нарисуйте эскиз декоративных элементов.

Приготовьте для изготовления божницы сосну или липу. Из сосны изготовьте каркас киота, а из липы – декоративные элементы